Материнская депривация.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 18 18 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 24.06.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение………………………………………………………………….…….2
1. Материнская депривация и ее влияние на развитие ребенка……………………………………………………………………….…3
1.1 Понятие материнской депривации…………………………………………………………………….3
1.2 Компоненты материнской депривации……………………..…………6
1.3 Особенности развития детей в условиях ранней материнской депривации……………………………………………………………………9
Заключение.…………………………………………………………..………17
Список литературы…………………………………………………..……..18
Фрагмент для ознакомления

Выраженность депрессии находится в прямой зависимости от того на сколько отсутствие матери возможно компенсировать рядом находящимся взрослым. Эту депрессию мы можем приравнять к меланхолии взрослого человека, но это состояние у ребенка является психогенным, а не простым колебанием настроения.
За последние годы исследования показали, что младенческие депрессии многообразны по клиническим проявлениям и по степени тяжести.
Есть еще один вариант проявление депрессии в виде психосоматических расстройств, таких как астма, экзема и другие. Такие проявления оттесняют на второй план признаки депрессии. Заболевание проходит волнообразно и затягивается. Настроение равнодушное, поведение спокойное, послушное, ребенок отличается молчаливостью и отстраненностью. Младенец перестает плакать и требовать внимания к себе, не ищут зрительного контакта с взрослыми, проявляют себя заторможено, не понимают условия игр, не замечают игрушек.
В третьем варианте депрессии пропадают соматические заболевания, и усиливается регрессивная симптоматика. Внешне ребенок выглядит неподвижным, беспомощным, отрешенным. Когда взрослый пытается взять ребенка на руки, тот реагирует напряженным застыванием.
Также у младенцев, которые находились в полной материнской депривации отмечаются повышенной склонностью к возникновению страхов. Связанно это с гиперчувствительностью к новизне, изменчивостью окружающей среды, появление новых людей, новых игрушек, появление новых звуков, тактильных и голосовых стимулов. Эти страхи тормозят развитие моторики, символического и образного мышления. Страх появляется в результате любой эмоциональной реакции. Например, улыбка может закончиться гримасой страдания, смех переходящий в плач и т.п. Эти страхи являются компенсацией их эмоционального одиночества.
Необходимо отметить, что у детей, отправленных в специальные закрытые учреждения в школьном и подростковом возрасте, психические расстройства менее интенсивны. Дети, которые оказались в условиях материнской депривации в раннем возрасте, являются наиболее уязвимыми и сильнее подвержены нарушениям психического развития.
Очень важно применять меры по профилактике нарушений, вызванных материнской депривацией, реабилитации детей из детских домов и т.д. Ведь психическое здоровье детей - является одним из основных факторов, которые определяют здоровье нации в будущем.
Заключение
Термин "материнская депривация" в структуре гуманитарного знания имеет ряд разночтений, в связи с этим мы не можем дать четкого определения. Педагоги и психологи дают разное описание этому явлению. В этой работе материнскую депривацию мы определили как явление, вследствие которого ребенок испытывает недостаток постоянного тесного отношения с матерью либо другого взрослого человека заменяющего ему мать.
Разные психологические школы сформулировали ряд концепций, которые дали определения негативным последствиям в связи с нарушением отношений с матерью либо лицом заменяющим мать для физического и психологического развития ребенка.
В ходе анализа этих концепций были сделаны следующие выводы:
для благоприятного нормального здорового развития психики ребенка главным условием является присутствие матери. Нарушение связи в отношения ребенка с матерью формируют пограничные расстройства личности.
Особое внимание было уделено детям, которые находятся в условиях полной материнской депривации. Анализ мнения педагогов и психологов дает возможность сделать вывод, что дети в детских учреждениях отличаются от ровесников, растущих в семье. Психическое здоровье и физическое развитие первых имеют негативные особенности, на всех стадиях детского возраста.
Эксперименты подтверждают, что нарушения психики во многом зависят от времени нахождения ребенка в условиях депривации. Некоторые исследователи утверждают, что последствия материнской депривации не компенсируются. Отечественные психологи определили связь между нахождением детей в закрытых учреждениях, таких как детские дома, приюты и т. д., с их последующим криминальным поведением. Мнение других ученых расходится и они свидетельствуют о том, что дети, не получившие материнской заботы в младенчестве, могут стать нормальными взрослыми. Несмотря на все разногласия педагогов и психологов, их мнения сходятся в одном: материнская депривация влияет на психическое развитие ребенка и формирует различные патологии.
Как выяснилось психические расстройства это не единственный минус, который появляется у воспитанников детских домов, также у них замечена склонность к появлению страхов. Расстройства психики детей, которые отправлены в специальные учреждения в школьном и подростковом возрасте, проявляются менее интенсивно, поэтому самым чувствительным и уязвимым признан ранний возраст, особенно младенчество.
Психические нарушения, которые вызывает материнская депривация, приводят к не подготовленности воспитанника детских учреждений решать те или иные жизненные ситуации, с которыми им приходится сталкиваться в дальнейшем, им трудно адаптироваться к жизни. Для нормального развития психики ребенка необходимо как можно раньше определить его из детского дама в семью. Но, к сожалению не стабильность уровня жизни в нашей стране делает усыновление ребенка малодоступным.








Список использованной литературы

Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/met35.html (дата обращения: 11.05.11).
Семёнов Р. П. Материнская депривация. М.: Просвещение, 2007.
Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. и науч. ред. А. А. Алексеев; 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Летний сад, 2000. Научная библиотека Кибер Ленинка: http://cyberleninka.ru/article/n/materinskaya-deprivatsiya-i-ee-strukturnye-komponenty#ixzz3sFcN3gP4.
Ослон В.Н., Холмогорова А.В. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. 208 с.
Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербально-просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации // Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 48. С. 4.
Кожина А.М., Фролова Т.В. Педиатрия: состояние психического здоровья детей, проживающих в условиях материнской депривации // Медицина сегодня и завтра. 2009. № 2. С. 93.
Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 10. С. 141-144.
Матейчик З., Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2006. 340 с.
Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 80-86.
Роменкова В. Социальная реабилитация депривированных детей: конф. «Детство в современном мире: первые 7 лет и вся жизнь» Рига, 2010. URL: http://www.ukrdeti.com/firstforum/p49.html (дата обращения: 11.05.11).
Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 10. С. 141-144.
Матейчик З., Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2006. 340 с.

Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербально-просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации //
Матейчик З., Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2006. 340 с.
Роменкова В. Социальная реабилитация депривированных детей: конф. «Детство в современном мире: первые 7 лет и вся жизнь» Рига, 2010. URL: http://www.ukrdeti.com/firstforum/p49.html (дата обращения: 11.05.11).
Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 10. С. 141-144.
Семёнов Р. П. Материнская депривация. М.: Просвещение, 2007
Кожина А.М., Фролова Т.В. Педиатрия: состояние психического здоровья детей, проживающих в условиях материнской депривации // Медицина сегодня и завтра. 2009. № 2. С. 93.
Матейчик З., Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2006. 340 с
Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестник Томского государственного педагогического университета.
Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
Кожина А.М., Фролова Т.В. Педиатрия: состояние психического здоровья детей, проживающих в условиях материнской депривации // Медицина сегодня и завтра. 2009. № 2. С. 93.
Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 80-86.
Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/met35.html (дата обращения: 11.05.11).

Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
















3

Список использованной литературы

1. Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/met35.html (дата обращения: 11.05.11).
2. Семёнов Р. П. Материнская депривация. М.: Просвещение, 2007.
3. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. и науч. ред. А. А. Алексеев; 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Летний сад, 2000. Научная библиотека Кибер Ленинка: http://cyberleninka.ru/article/n/materinskaya-deprivatsiya-i-ee-strukturnye-komponenty#ixzz3sFcN3gP4.
4. Ослон В.Н., Холмогорова А.В. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. 208 с.
5. Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербально-просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации // Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 48. С. 4.
6. Кожина А.М., Фролова Т.В. Педиатрия: состояние психического здоровья детей, проживающих в условиях материнской депривации // Медицина сегодня и завтра. 2009. № 2. С. 93.
7. Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 10. С. 141-144.
8. Матейчик З., Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2006. 340 с.
9. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 80-86.
11. Роменкова В. Социальная реабилитация депривированных детей: конф. «Детство в современном мире: первые 7 лет и вся жизнь» Рига, 2010. URL: http://www.ukrdeti.com/firstforum/p49.html (дата обращения

Вопрос-ответ:

Что такое материнская депривация?

Материнская депривация - это состояние, когда ребенок не получает достаточного внимания, заботы и любви со стороны матери или иной основной опекуна. Это может быть вызвано разными факторами, такими как отсутствие матери из-за работы или разлуки, наличие психических или физических проблем у матери, нежелание матери уделять ребенку должное внимание и др.

Какие компоненты входят в материнскую депривацию?

Материнская депривация имеет несколько компонентов, которые влияют на развитие ребенка. Во-первых, это отсутствие эмоциональной связи между матерью и ребенком. Во-вторых, это недостаток физического контакта, такого как ласка и обнимание. В-третьих, это недостаточное количество времени, потраченного матерью на взаимодействие и игру с ребенком.

Какие особенности развития детей в условиях ранней материнской депривации?

В условиях ранней материнской депривации развитие детей может быть нарушено по нескольким основным направлениям. Во-первых, это эмоциональное развитие, так как дети не получают необходимой эмоциональной поддержки и любви. Во-вторых, это социальное развитие, так как дети не учатся социальным навыкам и взаимодействию с другими людьми. В-третьих, это когнитивное развитие, так как дети не получают достаточного стимула и опыта для развития своего мышления и познавательных способностей.

Как выразить депрессию из-за материнской депривации?

Выраженность депрессии из-за материнской депривации может быть разной у каждого человека, однако она обычно имеет некоторые общие черты. Человек может испытывать чувства грусти, бессмысленности, отчаяния и беспомощности. У него может возникать беспокойство, апатия, потеря интереса к жизни и умственная и физическая усталость. В некоторых случаях могут возникнуть мысли о смерти или самоповреждении. Если у вас есть такие симптомы, рекомендуется обратиться к специалисту для диагностики и лечения депрессии.

Что такое материнская депривация?

Материнская депривация - это недостаточное удовлетворение материнских потребностей у ребенка, что может произойти из-за отсутствия матери, неполной или неблагоприятной замены материнской заботы или из-за негативного отношения матери к ребенку.

Каковы компоненты материнской депривации?

Компоненты материнской депривации включают физическую депривацию (отсутствие материнской заботы, недостаток питания, неправильный уход), эмоциональную депривацию (отсутствие любви, тепла, эмоционального контакта) и психологическую депривацию (отсутствие стимуляции, развития и образования).

Какие особенности развития детей возникают в условиях ранней материнской депривации?

В условиях ранней материнской депривации могут возникнуть такие особенности развития, как задержка психомоторного развития, эмоциональные и поведенческие проблемы, трудности в установлении социальных связей, аутизм или другие нарушения коммуникации.

Какая связь между выраженностью депрессии и материнской депривацией?

Связь между выраженностью депрессии и материнской депривацией является прямой: чем больше материнская депривация, тем больше вероятность развития у ребенка депрессии.

Есть ли научные исследования на тему материнской депривации?

Да, существует множество научных исследований на тему материнской депривации и ее влияния на развитие ребенка. В список литературы статьи можно найти источники и научные публикации по данной теме.

Что такое материнская депривация?

Материнская депривация - это недостаток или отсутствие материнского внимания, любви и заботы, которые необходимы для нормального развития ребенка.