- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровня) 5
1.1. Понятие фонематического восприятия в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 8
1.3. Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.4 Особенности фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи 21
Глава II. Исследование особенностей фонематического восприятия у дошкольников с ОНР 24
2.1. Цель, задачи, методика и организация констатирующего эксперимента. Характеристика контрольной и экспериментальной группы 24
2.2 Методика констатирующего эксперимента. 26
Заключение ………………….……………………………………………32Список литературы ………………………………………………………34
Фрагмент для ознакомления
Патология родов отмечалась в анамнезе у 7-ых детей (наложение щипцов, стремительные или преждевременные роды, родовые травмы), роды посредством кесарева сечения отмечались у 2-их матерей, обвитие пуповиной вокруг шеи наблюдалось у 4-ых детей.По данным изучения речевого развития исследуемых детей были выявлены отклонения в раннем речевом развитии: задержка периода гуления, отставание в появлении слов, фразы, невнятная, малопонятная речь. Из беседы с родителями выявлено, что речевое развитие не прерывалось, но протекало замедленно, у некоторых с отставанием, различными проблемами, особенностями.Анализ данных медицинских документов не выявил нарушений слуха и зрения у детей экспериментальной группы.Дети ЭГ посещают группу компенсирующей направленности с 4-х лет.Со слов логопеда в анамнезе детей контрольной группыу 3 матерей отмечен токсикоз первого триместра, у 1 матери - угроза выкидыша. Психофизическое развитие детейКГ проходило в пределах возрастной нормы, задержки раннего речевого развития не наблюдалось. Нарушений слуха и зрения у детей не выявлено. По данным логопедического обследования у 12 детей ЭГ отмечаются дефекты произношения от двух и более групп звуков, что характеризуется как полиморфность нарушений звукопроизношения. У 14 детей нарушено произношение звука [р], у 10 детей произношение звука [л]. У детей КГ нарушений речевого развития не выявлено. Таким образом, изучение анамнестических данных показало, что у большинства детей экспериментальной группы отмечаются нарушения в пренатальном и натальном периодах развития, в отличие от развития детей контрольной группы.Во время проведения исследования у детей (ЭГ) отмечается быстрая утомляемость, отвлекаемость, что отражается на процессе и качестве выполнения экспериментальных заданий. Уровень самостоятельности низкий. Эмоциональные реакции адекватные, активные, но недостаточно дифференцированы, выразительны и разнообразны. Трудности, возникающие при выполнении заданий, влияют на некоторых детей. Они становятся пассивными, проявляют отказ от получения успешного результата, что свидетельствует о слабости волевых процессов.Дети с нормой речевого развития отличались более высоким познавательным интересом, оказались более усидчивы.Методика констатирующего экспериментаДля организации констатирующего эксперимента были использованы задания диагностических методик Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, [14, 17, 29, 30].Исследование фонематического восприятия- 1 серия заданий а) восприятие ритмических структурЦель: Изучение навыка понимания ритмической структуры слова.Инструкция: отхлопай количество слогов (ритм) словаРечевой материал: слова разной слоговой структуры:КустСтолЛапаРамаШубаПышкаЛодкаПижамаБумагаНожницы б) подбор слова по количеству слоговЦель: изучить способность соотносить количество слогов (ритмический рисунок) со словом.Инструкция: послушай и определи количество слогов, подбери картинку, название которой соответствует ритмическому рисунку.Ритмические рисунки:- / -- / - / -- Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.- 2 серия заданийа) повторение слогов с изменением согласного звукаИнструкция: Послушай слоги и повтори ихСерии слогов, с фонетически близкими звуками. Серии из двух слогов:ба– папа – ба га – кака – гаво–фофо–вота – дада – таза – саса – заса – шаша – саса – цаца – сажу – шушу – жуза – жажа – заша – жажа–шача – тятя – чаща – чача – щаСерии из трех слогов:да–та–даба–па–бага–ка–гата–да–тапа–ба–пака–га–каса–ша–саза–са–заца–са–цаша–са–шаса–за–саса–ца–сажа–ша–жача–тя–чаща–ча–щаша–жа–шатя–ча–тяча–ща–чара–ла–рала–ра–лава–фа–ваб) повторение слогов с изменением гласного звукаИнструкция: Послушай слоги и повтори их да–до–дуда–ди–дуга–ги–годи–де–дяпо–па–пука–ку–косу–са–соза–зо–зуца–цу–цоси–се–сязи–за–зюки–кя–кижа–жу–жоти–тя–теща–шу–щота-тю-тета–то–туча–че–чира–ру–рола–ля–лува–ву–вив) восприятие звуковых рядовИнструкция:Послушай, запомни и повтори:ао, уа, аи, ио,аиу, иао, уао, оиы,аоуи, иоуа, иыоу, аоыу,дадуе, пипоа, лилуи, рямиуКритерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.- 3 серия заданийа) выделение заданного звука в звуковом рядуИнструкция: Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ];[щ]: [ш, с', щ, ч, ц, щ];[ц]: [т, с', ц, т', ш, ц];[ч]: [ч, ш, т', ч, с', ч];[с]: [с, с', ж, ц, с, ч].б) выделение заданного звука в слоговом рядуИнструкция: Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук[ш]: ша, са, зи, ца, шо, шу,за;[щ]: ще, те, се, зи, шо, ше, ща;[ц]: та, ца, ся, цо, ша, цу, сю;[ч]: тя, ча, ся, че, ща, чу; [с]: са, за, зи, се, жа, ша, са.в) выделение заданного звука в словахИнструкция: Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук[м]: сом, кофта, пижама, мак, голова, автомобиль, лампа.[н]: утюг, кнопка, суп, окно, дача, ноты, батон.[д]: аист, забор, дача, шкаф, дырка, пушка, задача.[т]: танк, боты, стакан, стул, ноты, петух, пижама.[с]: посуда, ваза, стакан, батон, шапка, замок, сом.[ш]: шапка, сумка, крыша, крыса, кошка, лодка.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.- 4 серия заданийа) выделение звуков, не смешиваемых в произношенииИнструкция: Подбери картинку к слову Речевой материал: слова-квазиомонимы: мишка – мисканочка – дочкаЮля – юлакочка – кошкарак – лак парные картинки с изображением слов-квазиомонимов,б) различение звуков, смешиваемых в произношенииИнструкция: Покажи картинку Речевой материал: слова-квазиомонимы: Марина-малинакоза-косакаска – кашкацветик – Светикмиска – мишка в) различение слов, близких по звуковому составуЦель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.Инструкция: Повтори правильное словоРечевой материал: цепочки слов: катон – батон – падон – батон (картинка батон); шумка – чумка – сумка – хумка (картинка сумка); гукла – кукла – рукла – кукла (картинка кукла); самолет – самолет – замолет – шамолет (картинка самолет).Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.- 5 серияа) восприятие простых фразЦель: исследование восприятия обращенной речи.Инструкция: послушай и выполни инструкцию.Речевой материал: речевые инструкции:Покажи ключ карандашом. Покажи карандашом ключ.Нарисуй круг под крестом. Крест – под кругом.Покажи красную шапку. Покажи красный плащ.Охотник бежит за собакой. Собака бежит за охотником.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.По среднему количеству баллов выводился уровень сформированности навыка:4-5 – высокий уровень, 3-4 – выше среднего,2-3 – средний уровень,1-2 – низкий.ЗАКЛЮЧЕНИЕТеоретический анализ научной литературы позволил выявить серьезность и актуальность исследования фонематического восприятия у детей с ОНР. Фонематическое восприятие – это умственные действия, связанные с умением дифференцировать фонемы и определять звуковую структуру слова, в основе которого лежит фонематический слух.А.Н. Гвоздев на основе исследований отмечает важную роль фонематического восприятия для своевременного и правильного развития звуковой стороны речи. Рассматривая онтогенез усвоения звуковой стороны речи ребенка А.Н. Гвоздев указывает основные причины несформированности произносительного компонента речи, среди которых кроме артикуляционных нарушений, ученых выделяет недостаточную сформированность фонематических процессов, а именно способности воспринимать на слух фонемы и точно их дифференцировать.Существование нечетких артикуляционных образов приводит к стиранию границ между слуховыми дифференциальными признаками звуков, что затрудняет их различение. В таком случае речедвигательный анализатор тормозит процесс восприятия устной речи, приводя к вторичным осложнениям слуховой дифференциации звуков. С другой стороны, отсутствие четкого слухового восприятия способствует стойкому сохранению нарушений звукопроизношения.Для детей с ОНР характерно:позднее начало речевого развития, ограниченность словарного запаса, наличие аграмматизмов,нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, неточности ритмико-слоговой структуры слова;трудности в построении предложений и связности речи.Фонетико-фонематические нарушения речи у описываемой категории детей также проявляются в несформированности процессов дифференциации звуков, которые отличаются тонкими акустико-артикуляционными признаками. Проведенный анализ теоретических данных выявил особенности речевого развития детей с ОНР, которые проявляются в замедленном темпе ее формирования и недостаточном ее развитии. Множественные нарушения звукопроизношения в виде смешений, замен и искажений свидетельствует не только о фонетическом нарушении, а также о недостаточной сформированности фонематических процессов, в частности фонематического восприятия. Поиск эффективных направлений коррекционной работы требует исследования фонематического восприятия детей с ОНР. С этой целью были проведены определенные подготовительные мероприятия: подобраны две группы детей (экспериментальная и контрольная) и разработана методика.В экспериментальную группу вошли 15 детей с ОНР, в контрольную группу – 15 детей с нормальным речевым развитием.Методика состоит из пяти серий заданий, предполагающих исследование восприятия ритмических структур, слогов, слов, звуковых рядов, определение позиции звука в слове, выделение звуков, смешиваемых и несмешиваемых в произношении, восприятие простых фраз. Каждая серия оценивается по пяти бальной шкале. Таким образом, анализ теоретических источников по проблеме рассмотрения фонематического восприятия способствует правильному понимании формирования данного процесса у детей дошкольного возраста, что важно для выбора методики исследования фонематического восприятия.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБаренцева, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников/ Н.С. Баренцева, Е.В. Колесникова; М.: Педагогика, 1997. - 98 с.Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М., 1977. – 176 с.Винарская, Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.Выготский, Л. С. Детская речь. [Текст]: / Л.С. Выготский. – М., 1996. – 420 с.Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. СПб: Детство-Пресс, 2007. 470 с. Жильцова, О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи / О.Л. Жильцова; М.: Педагогика, 1965. - 262 с. Жукова, Н.С. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии // Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л.С. Волковой - Кн.5 - М.: ВЛАДОС, 2003. - 480с. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 2003. 211с. Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста/ Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин; М. – 1963. Каше, Г.А., Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М. – 1986. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е.В. Колесникова; М.: 2002. - 23 с. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367с. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / В кн.: Основы теории речевой деятельности. – М. – 1974. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с. Лопатина, Л.В. Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. 240 с. Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С. 44-52. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. – М. – 2000. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение. – 2003. – 263с. Рау, Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. – М.: Медгиз. – 2009. – 312с. Розенгардт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963. – 186 с. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. – М.: Академия, 2005. – 144 с. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. М.: Классике Стиль, 2003. 160 с. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001 – 155 с. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии. – 2001. – 256 с. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение. – 2009. – 29 с. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников – М.: Айрис-пресс. – 2007. – 96 с. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – Изд-во "Учпедгиз". – М. – 1961. Шаховская, С.Н. Логопатопсихология: учеб.пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. М.: Владос. – 2011. – 462 с. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт. – 2004. – 330 с.: ил. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133. Эльконин, Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. –1957. – С.107-110.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Баренцева, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Баренцева, Е.В. Колесникова; М.: Педагогика, 1997. - 98 с.
2.Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М., 1977. – 176 с.
3.Винарская, Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62.
4.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.
5.Выготский, Л. С. Детская речь. [Текст]: / Л.С. Выготский. – М., 1996. – 420 с.
6.Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965.
7.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. СПб: Детство-Пресс, 2007. 470 с.
8.Жильцова, О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи / О.Л. Жильцова; М.: Педагогика, 1965. - 262 с.
9. Жукова, Н.С. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии // Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л.С. Волковой - Кн.5 - М.: ВЛАДОС, 2003. - 480с.
10. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 2003. 211с.
11. Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста/ Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин; М. – 1963.
12. Каше, Г.А., Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М. – 1986.
13. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е.В. Колесникова; М.: 2002. - 23 с.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367с.
15. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / В кн.: Основы теории речевой деятельности. – М. – 1974.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
17. Лопатина, Л.В. Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с.
18. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.
19. Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С. 44-52.
20. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. – М. – 2000.
21. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение. – 2003. – 263 с.
22. Рау, Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. – М.: Медгиз. – 2009. – 312 с.
23. Розенгардт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963. – 186 с.
24. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. – М.: Академия, 2005. – 144 с.
25. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. М.: Классике Стиль, 2003. 160 с.
26. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001 – 155 с.
27. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
28. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии. – 2001. – 256 с.
29. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение. – 2009. – 29 с.
30. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250
31. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников – М.: Айрис-пресс. – 2007. – 96 с.
32. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – Изд-во "Учпедгиз". – М. – 1961.
33. Шаховская, С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. М.: Владос. – 2011. – 462 с.
34. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт. – 2004. – 330 с.: ил.
35. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С. 101-133.
36. Эльконин, Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. –1957. – С. 107-110.
Вопрос-ответ:
Какая тема статьи?
Тема статьи - "Исследования фонематического восприятия у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня".
Что такое фонематическое восприятие?
Фонематическое восприятие - это способность различать и распознавать звуки речи (фонемы) в словах и предложениях.
Как развивается фонематическое восприятие у детей?
Фонематическое восприятие развивается постепенно в процессе онтогенеза. Вначале дети воспринимают и различают только самые заметные и выделяющиеся звуки речи, а затем с возрастом и опытом речи становятся способными различать и распознавать все звуки.
Какие характеристики есть у дошкольников с общим недоразвитием речи?
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют определенные особенности, такие как затруднения в произношении звуков, слабая слуховая память, ограниченный запас активного и passivного словаря.
Какие особенности фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи?
У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в фонематическом восприятии, такие как затруднения в различении и распознавании звуков речи, а также в их анализе и синтезе.
Что такое фонематическое восприятие?
Фонематическое восприятие - это способность слышать и различать звуки речи, называемые фонемами, и осознавать их значимость для образования слов и предложений.
Как развивается фонематическое восприятие у детей?
Фонематическое восприятие развивается постепенно в процессе онтогенеза. Сначала дети начинают слышать общую интонацию и ритм речи, затем начинают различать звуки по их высоте, громкости и длительности. В последующем развивается способность различать фонемы и использовать их для образования слов и предложений.
Какие особенности характерны для дошкольников с общим недоразвитием речи?
У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются сложности с произношением звуков, нарушения в слоговой и фонематической структуре слов, а также ограничения в словарном запасе и грамматическом строе предложений. Они испытывают трудности в фонематическом восприятии и, как следствие, в процессе овладения грамотной речью.
Что говорит о необходимости исследования фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня?
Исследование фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня может помочь выявить специфические нарушения в этой области и разработать эффективные методы работы с такими детьми. Понимание особенностей фонематического восприятия у данной группы детей позволит более точно определить пути коррекции и развития их речевых навыков.
Какие факторы влияют на фонематическое восприятие у дошкольников с общим недоразвитием речи?
Фонематическое восприятие у дошкольников с общим недоразвитием речи может быть ослаблено из-за таких факторов, как наследственная предрасположенность, низкий уровень слухового восприятия, отсутствие опыта общения и ограниченность восприятия звуковой информации. Также влияние на фонематическое восприятие оказывает застой в развитии речи в целом, что требует специального внимания и психолого-педагогической коррекции.
Что изучает данная статья?
Данная статья изучает фонематическое восприятие у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня.