Бенджамин Франклин:формирование новой морали

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: История зарубежного искусства
  • 11 11 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 25.06.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Мораль представляет собой двойственную сущность. Она является как отдельным видом социальной регуляции, так и специфическим способом изучения мира. Искусство и мораль — важнейшие способы освоения мира. О важной роли морали нам рассказывает Бенджамин Франклин в своих многочисленных трудах и, самое значительное, конечно, в своей «Автобиографии».
Бенджамин Франклин, человек, чья мысль принадлежит к важнейшим направлениям развития этической мысли.
Автобиография Бенджамина Франклина представляет собой рассказ человека, вышедшего из буржуазии о том, как он, рассчитывая только на свои силы, достиг славы и приобрел многочисленные знания. Без лишней художественности Франклин повествует о своей жизни, даёт комментарии своим удачам и критикует ошибки. Мы знакомимся с историей человека, перешедшего из своего сословия буржуа к аристократии. Концептуальная схема автобиографии такова: применение выработанных правил фундаментальной морали для достижения материального достатка, а затем использование его для дальнейшего совершенствования своего разума и для деятельности на пользу общества.
В «Автобиографии» Франклин рассказывает, как во время своего духовного поиска в Филадельфии он решил добиться морального совершенства. Он описал тринадцать обязательных добродетелей, на пути к моральному совершенству, к которым нужно стремиться: молчаливость, воздержание, решительность, бережливость, стремление к порядку, прилежание, искренность, опрятность, спокойствие, целомудрие, смирение, справедливость, умеренность. «Постепенно я начал убеждаться, что истина, искренность и честность в отношениях между людьми имеют громадное значение для счастья жизни, и я написал максимы поведения, которые сохранились в моем дневнике, чтобы следовать им в течение всей своей жизни».(с.23)
Приведенный список добродетелей показывает последовательность и постепенность, которую Франклин стремился привить себе и окружающим. За всю свою жизнь, Франклин опубликовал большое количество практических пособий и трактатов, ориентированных, в первую очередь, на обывателей. Читая лекции, он пытался популяризировать свои знания на благо всему обществу, не ища в этом корыстной выгоды для себя. Не зря одной из основных благодетелей по концепции Франклина, является добродетель.
Важнейший фактор общественного прогресса, по его мнению, заключается в проповеди веротерпимости, свободе совести и распространении знаний. И, будучи верным своим убеждениям, он нёс свои знания в массы для пользы общества.
Важно подтвердить моральность самого действия и его результата, исходя из этого оправданными являются поучительные советы призванные поощрять моральные действия обычных людей в повседневной жизни. Поэтому Б.Франклин отмечал, что можно дать совет, но нельзя совершить поступок вместо другого. Однако, если человеку нельзя советовать, то ему нельзя и помочь»(с.32) Своего рода советом является вся автобиография, которая представляет собой огромный жизненный совет, предназначенный для сына Бенджамина Франклина.
Он стремился донести до обычных людей важность добродетели в каждодневных небольших делах. Многочисленные брошюры («Путь к изобилию», «Советы молодому торговцу»); так же как и публичные лекции, помогали его соотечественникам в житейских делах. Этическим минимумом, достичь которого под силу каждому, нормативным образцом, сформированным Франклином является человек, заслуживающий кредита. Установка на умеренность, порядочность и трудолюбие обозначает моральные требования, доступные для применения каждым членом общества, который идет к реализации своих интересов. Ведь если люди начнут прибегать к добродетели в небольших повседневных делах и возьмут это за привычку, со временем диапазон благочестивых поступков станет расширяться, рано или поздно дойдя до поступков в масштабах целого общества.
Франклин видел главную катастрофу человечества в войнах, причем бедствие, которое вызывается сознательными действиями немногочисленной группы людей, получающей определённую пользу от сего. Он считал, что в уничтожении грабежа кроется главное решение против, своего рода, поощрения войн, исходя из их выгоды для привилегированной группы. Гуманизм Франклина, как раз-таки, наиболее проявляется в выступлениях против войн.
Гуманизм так же отразился и в том, что он никогда не брал патенты на свои изобретения и открытия, не смотря на своё далеко не устойчивое порой материальное положение. Он был убежден в интернациональности науки, верил что она не имеет национальных или каких-либо других границ. Все, что делается в области науки, должно служить интересам всего человечества.
Франклин верил в то, что для прогресса и науки пределов не существует. Он рассматривал этот прогресс не с точки зрения увеличения материальной прибыли, а как залог будущей власти человека над природой.
Франклин понимал невозможность единовременного овладения всеми добродетелями, поэтому практиковал их по очереди. В книге мы можем ознакомиться с составленной им таблицей, на которой ежедневно были отмечены достижения и ошибки на пути к моральному совершенству. Поставленная задача была неотделима для Франклина от задачи материального преуспевания. Именно поэтому так тесно связаны добродетель и так называемая «кредитная история». В какой-то степени, именно благочестивый образ жизни позволяет расширить область своих финансовых взаимодействий.
Культ уравновешенного бюджета, который сопутствовал бережливости Бенджамина Франклина, был очень далек от явной аристократичной демонстрации своих материальных благ. «Если ты научился тратить меньше, чем составляют твои доходы, ты обладаешь философским камнем» («Путь к изобилию», с. 104).
В своей автобиографии и мотивирующем календаре, Франклин, восхваляет трудолюбие. «Лень подобна ржавчине: она разъедает быстрее, чем частое употребление изнашивает («Путь к изобилию»). И своим образом жизни он не раз доказал нам важность именно этой фундаментальной добродетели. Ведь без рвения к трудолюбию не могло идти и речи о моральном совершенстве, ведь трудности возникли уже на самом первом этапе – каждодневном следовании определенным обозначенным правилам.
Важное место в списке добродетелей отведено трудолюбию. Франклин позиционирует то, что нужно постоянно заниматься какими-либо полезными делами, отказываться от всех ненужных действий, дабы не терять времени зря. При соблюдении этих условий, человек по праву сможет считаться трудолюбивым и, окажется на ступень ближе к тому, чтобы быть человеком моральным.
«Я старался не только быть трудолюбивым и бережливым в действительности, но и избегать всякого внешнего проявления противоположных качеств. Я одевался просто, и меня никогда не видели в местах праздных развлечений…Я слыл трудолюбивым и преуспевающим молодым человеком, аккуратно платящим по счетам.»
В умеренной форме он отвергал религиозное учение об участии божественной составляющей в течение событий человеческой жизни. Отчасти признавая нравственный посыл христианства, Франклин полагал, что нормы морали и поведения людей не нуждаются в принудительных религиозных ограничениях, они заложены в самой природе человека, в его разуме. Происхождение социальных институтов (частной собственности, государства и т. д.) Франклин определял с позиций естественного права и теории общественного договора.
«Откровение как таковое, действительно, не имело для меня самодовлеющего значения; но я пришел к мнению, что хотя определенные действия могут и не быть плохими только потому, что они им запрещаются, или не быть хорошими только потому, что они им предписываются... и это убеждение… сохранило меня в эти опасные годы юности в рискованных положениях, от намеренных, грубо безнравственных поступков, которых можно было бы ожидать по отношению ко мне, в связи с отсутствием у меня религиозного чувства»
Франклин был убежден, что заслуга человека остаётся ценной, вне зависимости от того, делается ли что-либо с усилием или без, и что все добродетели останутся таковыми независимо от образа их проявления - в соответствии со склонностями человека или им вопреки.
Добродетель следует измерять полезностью. «Не нужно самоотречения, от которого никому нет пользы, не нужно бесполезного умерщвления плоти».
«Каждый должен быть заинтересован в том, чтобы быть добродетельным, если он желает быть постоянно счастливым даже в этом мире» (с. 489).
Через всю «Автобиографию» проходит мысль о том, что сначала люди обращаются к опыту, ощущению, а потом уже, исходя из этого опыта, делают соответствующие выводы. Франклин протестует против безоговорочной привычки опровержения тех или иных доводов. По его мнению, сначала следует проверить собственную точку зрения, а уже потом подвергать сомнению доводы, которые кажутся неверными. Франклин считал, что его учение об электричестве сделалось в определенной степени убедительным только тогда, когда оно было подтверждено многочисленными опытами. Таким образом, Франклин рассматривает эмпирическое познание, как обязательный аспект последовательного познания.
В социологических взглядах Франклина больше всего видны его просветительские взгляды. В обществе он видит в первую очередь следствие соглашения людей и под свободой понимает право каждого человека на самостоятельную хозяйственную деятельность.
Франклин, как и другие буржуазные просветители, безмятежно рисует себе капиталистический строй, как строй, где каждый поступает согласно своей совести.
Утверждение о равенстве всех людей по интеллекту, способностям, доброте души или внутреннему достоинству, Франклин
Фрагмент для ознакомления

Как итог, он перестал посещать собрания своей секты и сделал воскресенье днем научных занятий, вместо того, чтобы посвящать его молитвам. От религии он заимствовал только веру в создание мира и существование Бога. Эти принципы, которые присутствуют во всех вероисповеданиях, Франклин считает самосутью всякой религии. Исходя из этого он делает вывод, в характере просветительства: все религии в одинаковой степени полезны, если они поддерживают нравственность, и в той же степени вредны, если они разделяют людей, сея между ними вражду. Исходя из этого, Франклин призывает к свободе совести и вероисповедания, критикуя любые проявления фанатизма.Однажды, чтобы высмеять религиозных фанатиков, критично относящимся к диссидентам, Франклин написал саркастичную «Притчу против преследования», в которой высмеивает несостоятельность церковного учения.Франклин считает Бога только источником мудрости и утверждает, что разум человека нуждается в обращении к Богу только чтобы приумножить уже имеющиеся знания. Он придумал даже специальную молитву, в которой обращается к Богу только с одной просьбой: «Возрасти во мне мудрость, которая откроет мне мое истинное благо». С его точки зрения, истинное благо может открыть человеку только его собственный разум. В этой молитве Франклин, обращается к деистическому богу с просьбой об утверждении своей решимость исполнять все, чего требует мудрость. Это говорит о том, что не установленные богом заповеди должны лежать в основе человеческих дел, а повеления человеческого разума. Человек, делая добро людям, таким образом уже служит Богу.Франклин иронично отзывался о содержании одной религиозной проповеди, которую услышал однажды в прочтении пресвитерианского священника. В ней говорилось о требовании к молящимся соблюдать пять принципов: святость воскресного дня, усердное чтение священного писания, посещение в должное время церковных служб, принятие всех религиозных таинств и, наконец, проявление должного уважения к духовенству. «Все это, возможно, было хорошо, но так как это было совсем не то, чего я ожидал от проповеди, не этот текст, я потерял надежду услышать о том из какой-нибудь другой проповеди, возмутился и больше не Франклин опускает момент потустороннего мира и признает, в первую очередь, существование вещей реальных, природы, которую нужно изучать. «Автобиография» заключает в себе основную мысль, что можно добиться жизненных успехов, первоочередно рассчитывая на свои силы, а не на божественное провидение. Даже в тех немногочисленных моментах, когда Франклин обращается к «божественному провидению», он тут же оговаривается, что у Бога он подчерпнул знание о использовании тех средств, к которым он и без того постоянно прибегал и которые принесли ему неоспоримую пользу.Несмотря на свои убеждения против религии, Франклин признает существования бессмертия души, платы за добродетель и наказание за грехи. Здесь он уступает религиозной морали, хоть это и резонирует с предшествующими его догмами. Но, тем не менее, он продолжает критиковать официальные церковные учения. Наибольшей критике подвергается утверждение о том, что добродетели будут вознаграждены, а пороки наказаны или на земле, или уже в загробной жизни, что является, в некотором значении, ориентацией церкви на загробный мир. Франклин оспаривает это утверждение и говорит, что человек вправе ориентироваться более на земной мир, нежели на потусторонний. По его мнению вознаграждение и наказание человек должен находить на этой земле. Франклин высказывал идею о том, что люди действуют, ориентируясь не верой в бога и не надеждой на лучшую загробную жизнь, а интересами личными.Всё же «Автобиография», со всеми противоречиями, свидетельствует о том, что Бенджамин Франклин действительно испытывал кризис веры, во многом благодаря ему, быть может, он встал на путь философского познания. И всё-таки в конце этого пути он убедился, что такие общепринятые нравственные категории как: справедливость, добро и зло, добродетели и пороки, награда и наказание - не имеют логического обоснования, несмотря на свою кажущуюся очевидность.Идеи Просвещения, проповедуемые Бенджамином Франклином, откликнулись в душах многих представителей общественности. Он был ценен не только своими выступлениями, направленными на защиту интересов общественного прогресса, но и как дипломат и ученый. Он обладал высокими моральными и нравственными качествами, что добавляло ему уважения в глазах многих людей.Просветительская программа Бенджамина Франклина представляется прикладным методом социальной этики британских просветителей.Список литературы:Франклин Бенджамин. «Жизнь Бенджамин Франклина. Автобиография» (Интернет-издание, 2011. - 88 с.)Франклин Бенджамин. «Путь к изобилию» ("Издательство "Эксмо", 2011)Иванов Р.Ф. «Франклин» (М., 1972)Франклин Б. «Избранные произведения»(М., 1956)

Мораль представляет собой двойственную сущность. Она является как отдельным видом социальной регуляции, так и специфическим способом изучения мира. Искусство и мораль — важнейшие способы освоения мира. О важной роли морали нам рассказывает Бенджамин Франклин в своих многочисленных трудах и, самое значительное, конечно, в своей «Автобиографии».
Бенджамин Франклин, человек, чья мысль принадлежит к важнейшим направлениям развития этической мысли.
Автобиография Бенджамина Франклина представляет собой рассказ человека, вышедшего из буржуазии о том, как он, рассчитывая только на свои силы, достиг славы и приобрел многочисленные знания. Без лишней художественности Франклин повествует о своей жизни, даёт комментарии своим удачам и критикует ошибки. Мы знакомимся с историей человека, перешедшего из своего сословия буржуа к аристократии. Концептуальная схема автобиографии такова: применение выработанных правил фундаментальной морали для достижения материального достатка, а затем использование его для дальнейшего совершенствования своего разума и для деятельности на пользу общества.
В «Автобиографии» Франклин рассказывает, как во время своего духовного поиска в Филадельфии он решил добиться морального совершенства. Он описал тринадцать обязательных добродетелей, на пути к моральному совершенству, к которым нужно стремиться: молчаливость, воздержание, решительность, бережливость, стремление к порядку, прилежание, искренность, опрятность, спокойствие, целомудрие, смирение, справедливость, умеренность. «Постепенно я начал убеждаться, что истина, искренность и честность в отношениях между людьми имеют громадное значение для счастья жизни, и я написал максимы поведения, которые сохранились в моем дневнике, чтобы следовать им в течение всей своей жизни».(с.23)
Приведенный список добродетелей показывает последовательность и постепенность, которую Франклин стремился привить себе и окружающим. За всю свою жизнь, Франклин опубликовал большое количество практических пособий и трактатов, ориентированных, в первую очередь, на обывателей. Читая лекции, он пытался популяризировать свои знания на благо всему обществу, не ища в этом корыстной выгоды для себя. Не зря одной из основных благодетелей по концепции Франклина, является добродетель.
Важнейший фактор общественного прогресса, по его мнению, заключается в проповеди веротерпимости, свободе совести и распространении знаний. И, будучи верным своим убеждениям, он нёс свои знания в массы для пользы общества.
Важно подтвердить моральность самого действия и его результата, исходя из этого оправданными являются поучительные советы призванные поощрять моральные действия обычных людей в повседневной жизни. Поэтому Б.Франклин отмечал, что можно дать совет, но нельзя совершить поступок вместо другого. Однако, если человеку нельзя советовать, то ему нельзя и помочь»(с.32) Своего рода советом является вся автобиография, которая представляет собой огромный жизненный совет, предназначенный для сына Бенджамина Франклина.
Он стремился донести до обычных людей важность добродетели в каждодневных небольших делах. Многочисленные брошюры («Путь к изобилию», «Советы молодому торговцу»); так же как и публичные лекции, помогали его соотечественникам в житейских делах. Этическим минимумом, достичь которого под силу каждому, нормативным образцом, сформированным Франклином является человек, заслуживающий кредита. Установка на умеренность, порядочность и трудолюбие обозначает моральные требования, доступные для применения каждым членом общества, который идет к реализации своих интересов. Ведь если люди начнут прибегать к добродетели в небольших повседневных делах и возьмут это за привычку, со временем диапазон благочестивых поступков станет расширяться, рано или поздно дойдя до поступков в масштабах целого общества.
Франклин видел главную катастрофу человечества в войнах, причем бедствие, которое вызывается сознательными действиями немногочисленной группы людей, получающей определённую пользу от сего. Он считал, что в уничтожении грабежа кроется главное решение против, своего рода, поощрения войн, исходя из их выгоды для привилегированной группы. Гуманизм Франклина, как раз-таки, наиболее проявляется в выступлениях против войн.
Гуманизм так же отразился и в том, что он никогда не брал патенты на свои изобретения и открытия, не смотря на своё далеко не устойчивое порой материальное положение. Он был убежден в интернациональности науки, верил что она не имеет национальных или каких-либо других границ. Все, что делается в области науки, должно служить интересам всего человечества.
Франклин верил в то, что для прогресса и науки пределов не существует. Он рассматривал этот прогресс не с точки зрения увеличения материальной прибыли, а как залог будущей власти человека над природой.
Франклин понимал невозможность единовременного овладения всеми добродетелями, поэтому практиковал их по очереди. В книге мы можем ознакомиться с составленной им таблицей, на которой ежедневно были отмечены достижения и ошибки на пути к моральному совершенству. Поставленная задача была неотделима для Франклина от задачи материального преуспевания. Именно поэтому так тесно связаны добродетель и так называемая «кредитная история». В какой-то степени, именно благочестивый образ жизни позволяет расширить область своих финансовых взаимодействий.
Культ уравновешенного бюджета, который сопутствовал бережливости Бенджамина Франклина, был очень далек от явной аристократичной демонстрации своих материальных благ. «Если ты научился тратить меньше, чем составляют твои доходы, ты обладаешь философским камнем» («Путь к изобилию», с. 104).
В своей автобиографии и мотивирующем календаре, Франклин, восхваляет трудолюбие. «Лень подобна ржавчине: она разъедает быстрее, чем частое употребление изнашивает («Путь к изобилию»). И своим образом жизни он не раз доказал нам важность именно этой фундаментальной добродетели. Ведь без рвения к трудолюбию не могло идти и речи о моральном совершенстве, ведь трудности возникли уже на самом первом этапе – каждодневном следовании определенным обозначенным правилам.
Важное место в списке добродетелей отведено трудолюбию. Франклин позиционирует то, что нужно постоянно заниматься какими-либо полезными делами, отказываться от всех ненужных действий, дабы не терять времени зря. При соблюдении этих условий, человек по праву сможет считаться трудолюбивым и, окажется на ступень ближе к тому, чтобы быть человеком моральным.
«Я старался не только быть трудолюбивым и бережливым в действительности, но и избегать всякого внешнего проявления противоположных качеств. Я одевался просто, и меня никогда не видели в местах праздных развлечений…Я слыл трудолюбивым и преуспевающим молодым человеком, аккуратно платящим по счетам.»
В умеренной форме он отвергал религиозное учение об участии божественной составляющей в течение событий человеческой жизни. Отчасти признавая нравственный посыл христианства, Франклин полагал, что нормы морали и поведения людей не нуждаются в принудительных религиозных ограничениях, они заложены в самой природе человека, в его разуме. Происхождение социальных институтов (частной собственности, государства и т. д.) Франклин определял с позиций естественного права и теории общественного договора.
«Откровение как таковое, действительно, не имело для меня самодовлеющего значения; но я пришел к мнению, что хотя определенные действия могут и не быть плохими только потому, что они им запрещаются, или не быть хорошими только потому, что они им предписываются... и это убеждение… сохранило меня в эти опасные годы юности в рискованных положениях, от намеренных, грубо безнравственных поступков, которых можно было бы ожидать по отношению ко мне, в связи с отсутствием у меня религиозного чувства»
Франклин был убежден, что заслуга человека остаётся ценной, вне зависимости от того, делается ли что-либо с усилием или без, и что все добродетели останутся таковыми независимо от образа их проявления - в соответствии со склонностями человека или им вопреки.
Добродетель следует измерять полезностью. «Не нужно самоотречения, от которого никому нет пользы, не нужно бесполезного умерщвления плоти».
«Каждый должен быть заинтересован в том, чтобы быть добродетельным, если он желает быть постоянно счастливым даже в этом мире» (с. 489).
Через всю «Автобиографию» проходит мысль о том, что сначала люди обращаются к опыту, ощущению, а потом уже, исходя из этого опыта, делают соответствующие выводы. Франклин протестует против безоговорочной привычки опровержения тех или иных доводов. По его мнению, сначала следует проверить собственную точку зрения, а уже потом подвергать сомнению доводы, которые кажутся неверными. Франклин считал, что его учение об электричестве сделалось в определенной степени убедительным только тогда, когда оно было подтверждено многочисленными опытами. Таким образом, Франклин рассматривает эмпирическое познание, как обязательный аспект последовательного познания.
В социологических взглядах Франклина больше всего видны его просветительские взгляды. В обществе он видит в первую очередь следствие соглашения людей и под свободой понимает право каждого человека на самостоятельную хозяйственную деятельность.
Франклин, как и другие буржуазные просветители, безмятежно рисует себе капиталистический строй, как строй, где каждый поступает согласно своей совести.
Утверждение о равенстве всех людей по интеллекту, способностям, доброте души или внутреннему достоинству, Франклин

Вопрос-ответ:

Что представляет собой мораль?

Мораль представляет собой двойственную сущность. Она является как отдельным видом социальной регуляции, так и специфическим способом изучения мира.

Какую роль играют искусство и мораль в освоении мира?

Искусство и мораль являются важнейшими способами освоения мира. Через искусство и мораль мы углубляем свое понимание человеческих ценностей и обретаем более глубокое понимание себя и окружающего нас мира.

Какую роль морали рассказывает нам Бенджамин Франклин?

Бенджамин Франклин в своих многочисленных трудах и особенно в своей Автобиографии говорит о важной роли морали в жизни человека. Он подчеркивает, что мораль является основой успешной жизни, благополучия и процветания общества.

В каких трудах Бенджамин Франклин говорит о роли морали?

Бенджамин Франклин говорит о роли морали в своих многочисленных трудах, включая его самую значительную работу - "Автобиографию". В ней он приводит много примеров из своего собственного опыта и подчеркивает значимость честности, ответственности и этики в жизни человека.

Какую роль в развитии этической мысли Бенджамин Франклин играет?

Бенджамин Франклин - человек, чья мысль принадлежит к важнейшим направлениям развития этической мысли. Он делает акцент на важности самодисциплины, постоянного самосовершенствования и привносит новые аспекты в область этики и морали.

Какую роль играет мораль в обществе?

Мораль играет важную роль в обществе, являясь как отдельным видом социальной регуляции, так и специфическим способом изучения мира.

Какие способы освоения мира существуют?

Один из основных способов освоения мира - это искусство. Искусство и мораль являются важнейшими способами изучения мира.

Какое мнение на эту тему высказывает Бенджамин Франклин?

Бенджамин Франклин подчеркивает важность морали в своих трудах, особенно в своей Автобиографии. Он считает, что мораль является неотъемлемой частью жизни человека.

Как важную можно охарактеризовать мысль Бенджамина Франклина?

Мысль Бенджамина Франклина принадлежит к важнейшим направлениям развития этической мысли. Он внес значительный вклад в развитие концепции морали.

В каком произведении Бенджамин Франклин особенно подробно рассматривает роль морали?

Бенджамин Франклин особенно подробно рассматривает роль морали в своей Автобиографии. Он дает многочисленные примеры и рассуждения на эту тему.