Развитие воображения дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 32 32 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 25.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Особенности развития воображения детей дошкольного возраста 6
1.2 Способы развития воображения детей дошкольного возраста 10
ГЛАВА II. ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1 Характеристика базы исследования 16
2.2. Опыт работы Ивановой М.И. по развитию воображения детей дошкольного возраста 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Фрагмент для ознакомления

(1-2мин)«Аутотренинг», чья целью заключается в снижении психоэмоционального и психомышечного напряжения; создании позитивного внутреннего состояния; регулировании дыхательной и жизненной энергии. (Аутотренинг является как мощным средством релаксации, позволяющим быстрым образом отдохнуть, восстановить силы и работоспособность, так и способом улучшения психических функций, активизации памяти, внимания, воображения, образного мышления. Усиливает творческий потенциал дошкольников). (5 – 15 мин)«Фанбука» (фантастическая азбука), чьей целью является учить дошкольников формулированию и построению гипотез; упражнять в фантазировании. Воспитуемом нужно решить конкретную проблему, выдвинув гипотезу, продолжить рассказ либо сочинить собственный, нарисовать несуществующий образ, собственные эмоции, чувства – все это подразумевает свободу мысли, индивидуализацию и оригинальность решений, отсутствие страха быть неправильно понятым, высказать не совсем традиционный ответ. (8-10 мин) (обсуждение по кругу, мозговой штурм, моделирование и анализ ситуации).«Психогимнастика», чья целью состоит в развитииэмпатии, активизации воображения и образного представления, тренировке выразительности мимики и движений. Созданные в сознании картины увлекают дошкольников и требуют воплощения в виде эмпатии и психогимнастики. Эти игры и упражнения демонстрируют, как постепенно от занятия к занятию, у ребят формируется образность и выразительность мимических и пантомимических движений, а самое важное, снимается закомплексованность, боязнь показаться смешным и оригинальным. (2 – 3 мин)«Игровая терапия», чья цель заключается в активизации группы, развитии коммуникативных навыков, развитии произвольности; снятии агрессии, страхов; развитиикогнитивных процессов. Игры в ходе занятий как могут решить эмоционально-личностные проблемы когнитивного развития, так и являются минутой отдыха для дошкольников, снимают напряжение, несут атмосферу радости и игрового соперничества. (2-3 мин)«Рефлексия», чья целью состоит в развитии чувственной основы; организации обратной связи; развитии самооценки. На даннойстадии воспитуемые приучаются говорить о собственных ощущениях, о собственном внутреннем состоянии после проведенного сеанса, что довольно полезно для развития самопознания и самооценки ребенка.(1-2 мин)ОФП (общефилософская подготовка) представляет собой интеллектуальную зарядку, чья цель заключается в обучениидошкольников решению противоречий, развитии диалектики мышления. Противоположные понятия: хорошо-плохо, радостно –грустно, полезно – вредно и иные – развивают у дошкольников философский склад мышления, гибкость ума. Дошкольники учатся размышлять, анализировать. Цель этих игр – показать дошкольникам, что вовсякой ситуации, в всяком действии, в всяком предмете есть и хорошие и плохие стороны. Решение некоторых противоречий дает возможность дошкольникамотыскать в некоторых случаях идеальный конечный результат, прийти к конкретному умозаключению.(5мин)Продуктивная деятельность– это специфическое образное познание действительности и как любая конкретная деятельность обладает большим значением для интеллектуального воспитания воспитуемых. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно необходимо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для интеллектуального развития воспитанников большим значениемобладает постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о многообразии форм и пространственного положения предметов окружающейдействительности, самых разных величинах, разнообразии оттенков цветов. Цель педагога заключается в создании ситуации, которая бы стимулировала активность дошкольников, побуждала бы их к развитию продуктивной деятельности и креативности.Работа по развитию творческих способностей у дошкольников не ограничивалась лишь рамками занятий с психологом. Она продолжалась и в каждодневной жизни воспитанника: на занятиях по общеобразовательной программе, в игровой, театрализованной и музыкальной деятельности. Заинтересованность воспитателя в совместной работе с психологом является залогом повышения его теоретических и практических знаний, применения их в собственной деятельности.План взаимодействия педагога-психолога с воспитателями по развитию творческого мышления и воображения у старших дошкольников:МесяцСодержание деятельностипримечаниеОктябрьКонсультация для педагогов «Воображение дошкольников»НоябрьСеминар – практикум с педагогами «Творчество – удел избранных или необходимость существования»ДекабрьВыступление на педагогическом часе «Особенности детского изобразительного творчества и его роль в развитии воображенияЯнварьПсихологический тренинг с педагогами «Развитие творческих способностей»Консультация «Сюжетно-ролевая игра - средство развития воображения детей дошкольного возраста»ФевральКонсультация для педагогов « Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка»МартМастер класс «Развитие творческого мышления и воображения»АпрельДеловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”МайПодведение итогов за учебный год. Совместное планирование мероприятий на летний период.Говоря о взаимодействии педагога-психолога и воспитателей, нельзя не отметить участие воспитателей в самом занятии. Это один из самых важных принципов организации занятий. Воспитатели принимали непосредственное участие в играх, в особенности где идет деление воспитуемых на подгруппы. По результатам наблюдения воспитатели планировали индивидуальную работу с ребятами. Так же следует отметить полезность практики открытых занятий для сотрудников. Которая явилась полезной и взрослым, и самим воспитуемым. Педагог и психолог получили возможность актуализировать проблему развития воображения в детском саду, подчеркнуть ее значимость и привлечь воспитателей и специалистов к решению этой проблемы. А дошкольникиже получали возможность творческим образом выразить себя, преодолевая конкретную психологическую инерцию.Наибольший отклик среди воспитателей получили практические занятия, такие как тренинги и практикумы, в ходе которых воспитатели активно включались в творческий процесс, после чего использовали применяемые приемы и методы в совместной деятельности с дошкольниками.Психолог и воспитатели должны быть готовы решать проблему развития детского воображения в сотрудничестве с родителями. В главную очередь это анкетирование, которое помогло определить уровень развития воображения дошкольников с позиции родителей. Нередко мнения родителей и воспитателей по поводу фантазии и способностей ребят не совпадает.Одной из главных формсотрудничества с родителями по этой проблеме является проведение родительского собрания, на котором педагог рассказал родителям о роли воображения в интеллектуальном и личностном развитии дошкольников, потом они обсудили результаты диагностического обследования и анкетирования и в том числе формы и методы работы с дошкольниками по повышению уровня развития воображения.Кроме того,родители былиприглашены на групповые консультации, которые были посвященыэтой проблеме либо родители обращались индивидуальным образом, чтобы обсудить уровень усвоения материала воспитанником на занятиях, роста его личного творческого потенциала.В течении года для родителей подготавливалась стендовая информация в родительские уголки в групповых и в том числе папки передвижки в холлах. Не всегда у родителей имелась возможность читать эту информацию, в связи с этим для их удобства я разрабатывала памятки, буклеты, бюллетени и газеты, в которых освещались вопросы развития воображения в дошкольном возрасте, предлагались игры и упражнения для развития творческого воображения, которые возможно применять в домашних условиях.Наиболее результативными все-таки были активные формы сотрудничества с родителями – это семинар-практикум в виде игровой совместной деятельности «Развиваем воображение у старших дошкольников» и мастер-класс «Использование нетрадиционных техник рисования, как одна из форм развития творческого воображения у детей дошкольного возраста».Эти формы работы способствовали более лёгкому запоминанию сути бесед, создавали особый доброжелательный настрой и в том числе повысили интерес родителей к вопросам развития творческих способностейу дошкольников, активизировали родителей на решения проблем воспитания.После проведенной работы в конце учебного года было повторно проведено диагностическое исследование, которое показало, что Высокий уровень развития творческого воображения составляет 38%Средний 44%Низкий 18%.Результативность проведенной работы:Дети:После проведенной работы у воспитанников наблюдается высокий уровень (72%) сформированности творческого воображения; коэффициент оригинальности у воспитанников составляет 68%. Они проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов; проявляют интерес к творческому экспериментированию; совершенствовалась ручная умелость, мелкая моторика; Родители: проявляют интерес к совместной творческой продуктивной деятельности; принимают активное участие в совместных выставках; повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников; сформировалась потребность участвовать в совместных проектах. Обогатили предметно развивающую среду в группах; Педагоги: применяютмногообразные формы работы с родителями и детьми по развитию творческого воображения и творческих способностей; принимают активное участие в совместных проектах;систематизировали собственные знания по применению методов и приемов в работе с воспитанниками по развитию креативности; поскольку работа по этой теме благотворно влияет на развитие у воспитуемых творческого мышления и воображения, однако все-таки остаются воспитуемые, которые показывают низкий уровень развития, я планирую и в дальнейшем строитьсобственную деятельность со старшими дошкольниками в данном направлении.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель курсовой работы явилось исследование особенностей развития воображения дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации будет эффективным.1. Изучение особенностей развития воображения детей дошкольного возраста.2. Рассмотреть способы развития воображения детей дошкольного возраста.3. Провести обобщение опыта работы дошкольной образовательной организациипоразвитию воображения детей дошкольного возраста.Таким образом, в первой главе были изучены особенности развития воображения детей дошкольного возраста, рассмотрены способы развития воображения детей дошкольного возраста.Во второй главе было проведено эмпирическое исследование особенностей развития воображения в детском возрасте составлен психодиагностический комплекс, куда вошли следующие методики: «Придумай рассказ» (Р.С. Немов) и «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко). Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей развития воображения в старшем дошкольном возрасте с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты обобщения опыта работы дошкольной образовательной организации по развитию воображения детей дошкольного возраста и проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что развитие воображения дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации будет эффективным.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. 672 с.Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста. – М.: Флинта, 2015. – 300 с. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16 Завьялов В.Ю. Элементарный учебник дианализа. - Новосибирск: СО РАМН, 2004. – 579 с. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье? - М.: Книжныйдом «ЛИБРОКОМ», 2014. — 128с.Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание, 2007. № 2.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М., 2005Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения // Дошкольное воспитание. 2004. №9Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.Рибо Т. Творческое воображение. - М, 2001. – 400 С.Розет И. М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. - Мн.: Университетское, 1991. — 342 с.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2001. 336 с.Фарман И.П. Воображение в структуре познания. - М., 1994. - 215 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. 672 с.
2. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
4. Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста. – М.: Флинта, 2015. – 300 с.
5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008
6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16
7. Завьялов В.Ю. Элементарный учебник дианализа. - Новосибирск: СО РАМН, 2004. – 579 с.
8. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье? - М.: Книжныйдом «ЛИБРОКОМ», 2014. — 128с.
9. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание, 2007. № 2.
10. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
11. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М., 2005
13. Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения // Дошкольное воспитание. 2004. №9
14. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
15. Рибо Т. Творческое воображение. - М, 2001. – 400 С.
16. Розет И. М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. - Мн.: Университетское, 1991. — 342 с.
17. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2001. 336 с.
19. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. - М., 1994. - 215 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития воображения у детей дошкольного возраста?

Развитие воображения у детей дошкольного возраста характеризуется особенностями, такими как эмоциональность, неустойчивость, основанность на субъективных представлениях, преобладание образных форм мышления.

Какие способы развития воображения используются в дошкольной образовательной организации?

В дошкольной образовательной организации для развития воображения у детей дошкольного возраста используется ряд способов, таких как игровая деятельность, чтение художественной литературы, использование художественных материалов и игрушек.

Какой опыт работы Ивановой М.И. по развитию воображения детей дошкольного возраста?

Опыт работы Ивановой М.И. по развитию воображения детей дошкольного возраста включает использование различных методик, игр и материалов для стимуляции развития воображения детей.

Какими характеристиками обладает база исследования по развитию воображения детей дошкольного возраста?

База исследования по развитию воображения детей дошкольного возраста характеризуется наличием разнообразных методик, игр и материалов, которые используются для стимуляции развития воображения у детей.

Какие обобщения опыта работы образовательной организации по развитию воображения детей дошкольного возраста можно сделать?

Из опыта работы образовательной организации по развитию воображения детей дошкольного возраста можно сделать обобщения и выделить наиболее эффективные методики и подходы, способствующие развитию воображения у детей.

Как развивается воображение детей дошкольного возраста?

Развитие воображения детей дошкольного возраста происходит постепенно. В начале этого периода дети имеют преимущественно объектное воображение, когда они могут представлять себе отдельные предметы или фигуры. Постепенно, с развитием, воображение становится более абстрактным, дети начинают представлять не только конкретные предметы, но и события, идеи, персонажей.

Какие способы развития воображения детей дошкольного возраста существуют?

Существует несколько способов развития воображения детей дошкольного возраста, таких как игры-сюжеты, театральные постановки, рисование и моделирование, чтение книг, разгадывание головоломок. Все эти деятельности позволяют детям воображать, создавать и интерпретировать новые миры и ситуации.

Какие особенности развития воображения детей дошкольного возраста существуют?

Особенности развития воображения детей дошкольного возраста заключаются в том, что они еще не обременены логическим мышлением и реалистичными представлениями о мире. Воображение у детей в этом возрасте яркое, богатое, они могут легко переключаться между фантазией и реальностью. Они часто создают свои собственные миры и персонажей, которые являются продуктом их воображения.

Какие обобщения опыта работы образовательной организации по развитию воображения детей дошкольного возраста можно выделить?

Из опыта работы образовательной организации по развитию воображения детей дошкольного возраста можно выделить такие обобщения, как активное использование игровых форм и методов, создание условий для самостоятельной деятельности и творческого выражения, поддержка детской инициативы и фантазии, использование разнообразных материалов и инструментов для моделирования и рисования.

Какие особенности развития воображения детей дошкольного возраста?

Особенности развития воображения детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребенок начинает проявлять интерес к играм с мнимыми предметами и персонажами, он начинает использовать воображаемые предметы в своих играх и создает ситуации, которые воображаемыми предметами становятся реальными. Ребенок начинает выделять предметы и объекты из реальности и дает им новое назначение. Воображение помогает ребенку развивать творческое мышление, фантазию и способность к абстрактному мышлению.