Оценка результатов деятельности коммерческого банка
Заказать уникальную дипломную работу- 86 86 страниц
- 43 + 43 источника
- Добавлена 05.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В. Операции банков с ценными бумагами. Валютные и сопутствующие операции: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Д. Г. Алексеева [и др.]; отв. ред. Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.
2.Ашмарина, Е. М. Банковское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. М. Ашмарина, Ф. К. Гизатуллин, Г. Ф. Ручкина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 405 с.
3.Аврахова Ю.В. Активные операции российских банков [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28410524_54208657.pdf
4.Борова З. Ф. Актуальные проблемы, перспективы развития и повышение доступности кредитования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Молодой ученый. — 2018. — 50. — С. 114-116. — URL https://moluch.ru/archive/236/54757/
5.Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. - М.: Высшее образование, Юрайт, 2016. – с. 17
6.Белозеров С.А. Мотовилов О.В. Банковское дело. Уч. // Под ред. Белозерова С.А. - М.: Проспект, 2015. – с. 300
7.Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент // Под ред. Боголюбова В.С. -М.: Юрайт, 2017. – с. 425
8.Боровкова В.А. Банки и банковское дело. // Под ред. Боровковой В.А. - М.: Юрайт, 2016. – с. 325
9.Бураков Д.В., Басс А.Б. Тенденции развития банковской системы России. // Под ред. Буракова Д.В. и Басс В.Б. - М.: Русайнс, 2017. – с. 236
10.Бисултанова А. А. Проблемы развития предприятий малого и среднего бизнеса в России / А. А. Бисултанова // Экономика и управление: проблемы и решения. — 2017. — 5. — С. 35–40.
11.Варагина А. Е. Исследование роли малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. — 2018. — 24. — С. 119-124. — URL https://moluch.ru/archive/210/51512/
12.Воронцовский А.В. Оценка рисков. // Под ред. Воронцовского А.В. - М.: Юрайт, 2017. – с. 305
13.Гамза, В. А. Основы банковского дела: безопасность банковской деятельности: учеб. пособие для СПО / В. А. Гамза, И. Б. Ткачук, И. М. Жилкин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 432 с.
14.Глушков Н.Б. Банковское дело. – М.: Альфа Матер, 2014. С. 222
15.Дадыко С. И., Мандрон В. В. Современные методы управления кредитным портфелем банка // Молодой ученый. — 2016. — 9. — С. 541-544. — URL https://moluch.ru/archive/113/28919/ (дата обращения: 22.10.2018).
16.Давыденко И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. // Под ред. Давыденко И.Г. – М.: КноРус. 2015. – с. 231
17.Иванов В.В. Банки и банковские операции: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Иванов [и др.]; под ред. Б. И. Соколова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 189 с.
18.Иванов, В. В. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Иванов, Б. И. Соколов; под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 371 с.
19.Кропин Ю.А. Деньги, кредит, банки. // Под ред. Кропина Ю.А. - М.: Юрайт, 2016. – с. 436
20.Крашенинников М. В., Гончарова Н. А. Важность кредитного портфеля и управления кредитным риском в банковской системе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1371–1375. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970601.htm.
21.Кредитование МСБ: противоречивый рост. // https://bosfera.ru/bo/kreditovanie-msb-protivorechivyy-rost
22.Костерина Т.М. Банковское дело: учебник для СПО / Т. М. Костерина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 332 с.
23.Ларина, О. И. Банковское дело. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. И. Ларина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.
24.Ларина, О. И. Банковское регулирование и надзор. Практикум: учеб. пособие для СПО / О. И. Ларина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.
25.Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. // Под ред. Лаврушина О.И. - М.: КНОРУС, 2015 – с. 304
26.Лаврушин О.И. Новые модели банковской деятельности в современной экономике. // Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Кнорус, 2017. – с. 364
27.Лисовская А., Власенко Р. Д. Проблемы банковского кредитования малого и среднего бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — 10. — С. 769-772.
28.Максимов Л.М. Деньги, кредит, банки. // Под ред. Максимова Л.М. – М.: ЮНИТИ, 2014 – с. 365
29.Мартыненков Н.Н., Маркова О.М., Рудакова О.С. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева ; под ред. Н. Н. Мартыненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 217 с.
30.Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент. // Под ред. Незамайкина В.Н., Юрзиновой И.Л. - М.: Юрайт, 2015. – с. 268
31.Розанова, Н. М. Деньги и банки: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 322 с.
32.Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для академического бакалавриата / М. В. Романовский [и др.] ; под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Н. Г. Ивановой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 523 с.
33.Рудская Е. Н., Болохова Г. А. МСБ-кредитование: проблемы традиционного сектора и перспективы онлайн сервисов // Молодой ученый. — 2016. — 25. — С. 353-365. — URL https://moluch.ru/archive/129/35805/
34.Стратегия развития банковского сектора России на период до 2020 года [Электронный ресурс] – URL: https://dokumen.tips/documents/-56813dfe550346895da7d950.html
35.Сухов М.И. Современная банковская система России: некоторые актуальные аспекты. Деньги и кредит. 2016. 3.
36.Тавасиев А.М. Банковское дело в 2 ч. Часть 1. Общие вопросы банковской деятельности: учебник для академического бакалавриата / А. М. Тавасиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 186 с.
37.Тавасиев А.М. Банковское дело. -М.: Юрайт, 2016. С. 233.
38.Федорова А.Ю., Черкашнев Р.Ю. Оценка эффективности механизма банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id36461678
39. Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. — 2016. — 2. — С. 626–629.
40.Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/
41.Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/bank_system_new/inform_bs_18/
42.Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?filebank_system/4-1-3_010119.htm&pidpdko_sub&sidopdkovo
43.Шермухамедов А.Т., Кодиркулов С.Х. Активные операции коммерческих банков [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25603347_53814523.pdf
Если такие законы будут проявляться в практической деятельности банка, то можно говорить о несовершенном содержании банка и наличии недостатков в составе всей системы стратегического управления. Проведем более подробное исследование основных мотиваторов стратегического поведения сотрудников в АО «Райффайзенбанк» (см. табл. 15)Таблица 15- Анализ показателей мотивации стратегического поведенияНаправленностьмотивацииМотиваторы стратегического поведенияДляквалифицированногорабочегоДостижение соответствующего социального статусаСоответствие денежного вознаграждения работе. которую выполняет квалифицированный работникСлужебное продвижениеБлагоприятные условия для эффективной трудовой деятельностиЧувство причастности к делам фирмыБезопасность и защита трудовой деятельностиДля служащего одного из отделов аппарата управления• Право самостоятельно принимать решения в рамках предоставленных полномочий и контролировать их выполнениеорганизацииБлагоприятная форма оплаты трудаПризнание в коллективеПродвижение по службеДля руководителяфункциональногоотделаПраво самостоятельно принимать решения в рамках предоставленных полномочий и контролировать их выполнениеПолное признание и адекватное оценки выполненной работыСодержательная, интересная работаБлагоприятные условия трудаДля представителя высшего уровня управленияПолное признание выполненной работыДисциплина трудаОсознание общественной полезности трудаИнтересная, содержательная работаМатериальная мотивацияДлянеквалифицированногорабочегоЛичные контакты с менеджером Помощь в решении личных проблема стабильности занятости Справедливая оплата труда Благоприятные условия труда Безопасность и защита трудовой деятельностиПоскольку реализация стратегических действий требует, как индивидуальных, так и групповых усилий, в мотивационной системе предусматриваются определенным образом ориентированные стимулы. Проведя анализ, выяснено, что самым важным фактором в системе мотивации персонала является система оплаты труда, также было выявлено, что существующая система оплаты труда не соответствует задачам которые заявлены руководством банка. Значит, достижение целей, стоящих перед системой оплаты и, в целом, компании в данной ситуации и при данном подходе проблематично, и результаты свидетельствуют о неэффективности системы. Менеджмент использует в системе оплаты труда концепцию оплаты труда по результату (премиальную оплату труда). Тем не менее, для более эффективного функционирования предприятия, под результатом необходимо понимать конечный результат деятельности банка - прибыль, позволяющий учитывать оплату труда с учетом вклада каждого работника на основе разработанной системы. Связь оплаты с эффективностью деятельности всей системы имеет смысл, но, нужно четко интерпретировать понятия результат и соотношение вклада каждого работника в конечный результат деятельности предприятия. В данное время именно правильно организованная и эффективная система стимулирования персонала является одной из практических проблем менеджмента. Наиболее присущими проблемами АО «Райффайзенбанк» можно выделить: - высокая текучесть кадров; -неудовлетворенность работой сотрудников; - низкий профессиональный уровень персонала; - нежелание сотрудников повышать свою квалификацию; Формально в системе АО «Райффайзенбанк» уже существует функциональное дифференцирование. Но бумажные носители не подкреплены реальными действиями со стороны руководства. Принцип оплаты "Постоянная составляющая + Переменная составляющая" составляет общий подход, в том числе постоянная часть формируется по единому корпоративному подходу. В то время, как переменная компонента зарплаты формируется на основе показателей, обеспечивающих взаимосвязь результата деятельности работника данного функционала и филиала в целом. За основу целесообразно принять подход системы ежемесячных бонусов, когда поощрительное начисление увязано непосредственно с результатом деятельности. Практически каждый клиент готов заплатить за высокий сервис. На основании этого можно говорить о том, что лучше осуществлять продажу более качественного банковского сервиса, но при этом он будет наиболее качественным, вежливым и оптимистичным. В большинстве российский кредитных организаций осуществляется реализация различных систем материальной мотивации работников, которые занимаются непосредственной продажей для клиентов. Наиболее активно разработка таких систем осуществляется компаниями розничной торговли и банками. На основании этого, можно все же говорить о определенной недостаточности развития программы мотивации операционно-кассовых сотрудников дополнительных офисов банков. Для каждого кредитного менеджера, продавца кредитных карточек мотивационные программы существуют, а работники, которые способны приносить для банка безрисковые комиссионные доходы обделяются вниманием руководства. При всем при этом они также относятся к продавцам банковских продуктов и услуг, и от их деятельности в большинстве своем будет зависеть сумма получаемой прибыли, которую может получить офис банка. В последние несколько лет АО «Райффайзенбанк» пришлось закрыть большое количество собственных офисов, что связано с их убыточностью, хотя в процессе проведения детальной проверки можно и выяснить наличие того факта, что данные финансовые результаты были связаны с нежеланием сотрудников осуществлять предоставление качественного обслуживания для клиентов. В качестве основного фактора, который может говорить о необходимости открытия дополнительного офиса банка выступает наличие необходимого количества представителей клиентской группы, которыми достаточно часто осуществляется перевод финансовых ресурсов. При всем при этом наличие вблизи отделений банка с большей уверенностью может свидетельствовать о том, что открытие в данном пункте дополнительного офиса является необходимым. Основная концепция ценообразования при всем при этом может формироваться на основании следующих условий: не стоит начинать продажу собственных услуг по более дешевым ценам по сравнению с банками-конкурентами, можно выбрать средние значения цен, проанализировав предложение банков-конкурентов; также лучше придерживаться среднего уровня цен, который плавно может приближаться к высокому. Но при этом банк будет осуществлять продажу качественного продукта, и на основании этого продавать качественные банковские продукты и услуги. Розничная клиентура может пользоваться не только самими банковскими услугами, а больше сопровождающими их сервисами. Практически каждый клиент (в особенности клиенты с высоким уровнем доходов) готов оплатить хороший сервис. Реализовать данные мероприятия банк может за счет реализации комиссионных продуктов, которые не требуют привязки клиентов к банку, к числу таких продуктов можно отнести: переводы и платежи, банк при этом будет выступать в качестве фактического продавца, который диктует настроение клиентов. При отправлении переводов клиенты автоматически относятся к группе «непривязываемых», то есть у них может не возникнуть желания стать постоянным клиентом, после того как он единожды отправит перевод. А при получении кредитов у клиента возникает необходимость взаимодействовать с кредитной организацией до того момента, пока кредит не будет полностью возвращен. А при разговоре об ипотечном кредитовании речь идет о нескольких десятилетиях. При этом стоит сказать о том, что при открытии депозитного вклада, клиент также, скорее всего не будет уходить, для того чтобы сохранить проценты, даже при испорченном отношении клиента к банку. А для применения комиссионных услуг клиенту достаточно обратиться в соседнее отделение – и он автоматически становится клиентом другого банка-конкурента. На основании этого достижение высокого уровня клиентского сервиса и желания сотрудников офиса осуществлять качественную продажу банковских услуг начинают приобретать первостепенную значимость. А обеспечение качественных продаж становится возможным только при наличии позитивно настроенных сотрудников. Поэтому, первостепенное место начинает занимать поиск «правильных» сотрудников, а на второе – решение задачи правильной мотивации. Продавцы банковской продукции будут качественно работать только в том случае, если будут материально заинтересованы в этом. На основании этого АО «Райффайзенбанк» важно не только отыскать операционно-кассовых сотрудников, а продавцов, так как проводить подсчет денежных средств, соблюдать нормативные правила и акты и оформлять кассовую документацию может при необходимом уровне обучения каждый, а проводить позитивные продажи может не каждый. Принимая во внимание данный факт, в банке принимаются по большей части люди, которые не обладают опытом работы в операционной кассе банка, поскольку у кассовых работников можно отметить наличие четкой установки на то, что документация является первичной, хотя первичной должна быть продажа. Также стоит принимать во внимание тот факт, что у клиентоориентированных сотрудников можно отметить наличие большего количества операционных ошибок и недостач в сравнении с «традиционными» кассирами-операционистами, но с этим приходится мириться и проводить постоянное обучение их тонкостям кассовой работы. Мотивация кассовых работников в АО «Райффайзенбанк» должна производиться так, чтобы в интересах сотрудников было заинтересовывать клиентов. И утрата одного из клиентов для работников должна быть равнозначной потере части их личных доходов. Либо, проще говоря, с каждого полученного банком рубля работнику необходимо оплачивать его «долю». К наиболее простой системе мотивации в АО «Райффайзенбанк» может относиться такая: формирование ежемесячного премиального фонда в форме определенного процента от операционных доходов, которые может заработать офис банка. При всем при этом для линейных сотрудников не очевидными становятся финансовые результаты деятельности офиса и его окупаемость. На основании этого неправильно начинать проводить оплату премий от продажи, к примеру, только после того как офис сможет выйти на окупаемость. В качестве еще одной ошибки можно назвать формирование и попытки по введению сложных мотивационных программ, которые используются достаточно часто в других государствах. Трудные для восприятия мотивационные программы для кассиров-операционистов неприемлемы, поскольку довольно часто в них сложно разбираться. В данной ситуации широко распространено то, что начальство довольно часто обманывает сотрудников и не выплачивается сумма премии. Особенно наличие таких фактов становится очевидным для сотрудников если в результате работы сложной мотивационной системы сотрудники не смогут получить вообще либо получить чрезвычайно маленькую сумму премии. На основании этого, банк должен организовать сумму ежемесячных выплат, которые смогли бы составить четий процент от оборота либо доходов офиса. Хотя для того чтобы обладать возможностью управления доходами (естественно в сторону роста прибыльности), банк должен внедрить систему планирования и установки премии в зависимости от исполнения плановых значений показателей. В такой ситуации можно получить возможности при незначительном повышении плановых показателей, заставить работников операционного отделения прикладывать все усилия для их достижения, предоставляя для них шанс к увеличению собственного личного дохода. Если доходы офиса не будут увеличиваться, либо незначительно будут снижены, то расчет премии должен производиться на основании более низкого процента премирования. Тогда работники, обеспечивая для банка получение сходного дохода в сравнении с прошлым месяцем, будут получать премию, которая будет существенно меньше по сравнению с прошлым периодом. Также благодаря такой системе банк смог бы преодолеть возможные риски «достаточности заработка», при котором сотрудники могут зарабатывать доходы, которые были бы достаточными для удовлетворения его потребностей, и у него нет желания для его увеличения, поскольку «и так достаточно на жизнь». В данной системе управления плановые значения показателей могут помочь в соблюдении разумной достаточности, не предлагая заведомо невыполнимых планов. Необходимо обратить внимание на то, что повышение бесконечной доходности офиса не может быть реализовано, поскольку она все равно достигнет естественного потолка. Стоит проводить оперативную идентификацию такого момента и продолжить планирование вокруг потолочного показателя. Также особенно важно наличие сезонности доходов: ни у какого банковского офиса не будет возможности для заработка в январе суммы доходов, которая превысила бы сумму декабря. Также сезонные колебания могут быть и в иные месяцы, все будет зависеть от спецификации месторасположения офиса.3.2 Оценка результатов внедрения предложенных рекомендацийДля АО «Райффайзенбанк» мы предлагаем введение такой системы мотивации в дополнительных офисах, также для начальников секторов (администраторов) офисов. При этом начальники должны руководить не отдельно взятым офисом, а группой офисов, которые объединялись бы в так называемый «куст», и на основании географического признака.Премия для сотрудников должна выплачиваться каждый месяц, и ее сумма должна рассчитываться на основании суммы чистых операционных доходов, которые смог получить сотрудник либо смена дополнительного офиса. Расчет должен производиться индивидуально по операциям всех сотрудников (смены). Для работников (смены) исполнение плана может определяться индивидуально и по операциям каждого сотрудника смены. Для сотрудника (смены) исполнение плана может определяться в качестве исполнения плановых показателей в сумме, которая пропорциональна отработанному количеству времени. Сумма чистых операционных доходов должна рассчитываться в качестве суммы доходов, которые получены от операций дополнительного офиса, при вычете суммы операционных расходов по таким видам операций. При всем при этом максимальная сумма премии не может превышать 7% от данных доходов, и выплата должна производиться в качестве разности между суммой максимальной плановой и фактической суммы доходов.Сумма премии должна определяться в зависимости от исполнения плана, который устанавливается на основании исполнения плана, который может устанавливаться со стороны планово-экономического отдела. Для всех дополнительных офисов план должен устанавливаться отдельно на ежемесячной основе. Далее приведем пример установления плана для одного из офисов, у которого в собственном составе имеется один операционный работник. Таблица 16 - План работы дополнительного офисаПланРазмер премии (%)Менее 100 тыс. руб.0От 100 тыс. руб. до 120 тыс. руб.1От 120 тыс. руб. до 140 тыс. руб.3Свыше 140 тыс. руб.7Поправочные коэффициенты будут суммироваться:- за опоздание на работу меньше чем на 10 минут значение коэффициента будет составлять – 0,95;- за опоздание на работу больше чем на 30 минут, значение коэффициента будет равно – 0,90;- за невыход на работу при предупреждении меньше чем за 24 часа, значение коэффициента будет составлять – 0,30;- за отсутствие бейджа с именем и фирменной блузки, значение коэффициента составит – 0,95;- за разговоры по мобильному телефону на рабочем месте значение коэффициента составит – 0,95;- за прерывание обслуживания клиента без уважительной причины меньше чем на 30 минут, значение коэффициента составит – 0,90;- за прерывание обслуживания клиента без уважительной причины больше чем на 30 минут, значение коэффициента составит – 0,50.При этом мотивационная программа для администраторов сети дополнительных офисов будет выглядеть следующим образом. Каждая представленная ниже премия может выплачиваться каждый месяц на протяжении месяца, который следует за отчетным месяцем. Сумма разовой премии за открытие нового офиса будет равна – 3 тысячи рублей. При этом условия выплаты должны быть следующими: выплата может производиться после того как будет открыто внутреннее структурное подразделение. При этом будут использоваться следующие поправочные коэффициенты:- в случае задержки открытия подразделения больше чем на 2 недели от планируемой даты возможно использование поправочного коэффициента – 0;- при задержке открытия подразделения больше чем на 1 неделю от планируемой даты возможно применение поправочного коэффициента – 0,6;- при открытии подразделения ранее, чем за 5 дней от планируемой даты возможно применение коэффициента – 1,5;- при открытии подразделения за рамками МКАД возможно применение коэффициента 1,4.Сумма премии по итогам работы сети офисов банка будет следующей: общая сумма премиального фонда будет равной 0,5% от суммы доходов каждого внутреннего структурного отделения банка. Для каждого из офисов необходимо присвоение определенного количества баллов:- московским офисам, численность сотрудников которых равняется одному человеку – будет предоставляться 1 балл;- для московских офисов, численность операционного персонала которых не превышает 3 человек – будет предоставляться 1,2 баллов;- для московских офисов, численность операционного персонала которых превышает 3 человека – будет предоставляться 1,4 баллов;- для офисов, располагающихся за пределами МКАД, численность сотрудников которых равняется 1 человеку – будет предоставляться 1,8 баллов;- для офисов, располагающихся за пределами МКАД и численность сотрудников которых менее 3 человек, будет предоставляться 2,1 балла;- для офисов, располагающихся за пределами МКАД с численностью сотрудников, превышающей 3 человека будет предоставляться – 3,2 баллов.Уровень эффективности системы мотивации в практической деятельности в большинстве ситуаций находится в зависимости от органов управления, сотрудников аппарата управления, их квалифицированности и деловых качеств. Изучив собственного сотрудника, руководство может отыскать верный ключ к его душе и характеру, верную «ручку», которая предоставила бы возможности для повышения эффективности деятельности такого человека и банка в общем. Если у руководства будет вся необходимая информация о собственных людях, то можно будет добиться высокого уровня эффективности, и как следствием повысить социально-экономическую эффективность деятельности банка. В данном и состоит основная сущность системы мотивации трудовой деятельности в качестве фактора управления организацией. Также, как мы выделили во второй главе исследования, банк должен начать поиск новых рынков продажи банковской продукции. Анализ показал, что банк не занимается предоставлением продуктов для малого и среднего предпринимательства, они получают кредитование, к примеру, на основании общих правил кредитования юридических лиц, из-за этого многие потенциальные заемщики попросту не способны выполнить каждое необходимое требование. Считаем необходимым введение такого кредитного продукта:Таблица 17 - Предлагаемый кредитный продукт для АО «Райффайзенбанк» для малых предприятийНаименование продуктаСтавка, % годовыхСрок кредитования, месРазмер кредита, тыс. руб.Кредит «Предприниматель»От 10До 60От 500 до 5000Источник: [Составлено автором]Можно отметить, что в самая низкая ставка среди исследуемых нами организаций составляет 13%, а на 20.05.2019 года размер ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации составляет 7,75%, следовательно банк может снизить ставку до уровня не ниже данного порога. Для того чтобы понять какое количество клиентов, выбрало бы определенный тип банковского продукта, нами проводился онлайн-опрос, результаты которого представим в составе таблицы 18. Таблица 18 - Анализ предполагаемого дохода от кредитованияНаименование продуктаСтавка, % годовыхСрок кредитования, месРазмер кредита, тыс. руб.Количество клиентовПредполагаемый доход от 1 заемщика, тыс. рубПредполагаемый доход от общего числа заемщиков, тыс. рубАО «Райффайзенбанк» «Предприниматель»1012100060010060000АО «Газпром»Легкий10,812100040010843200ПАО «Восточный банк»11,512100020011534500ПАО «Сбербанк» Онлайн-кредит для бизнеса15,512100030015531000Источник: [Составлено автором]Из приведенной таблицы 18 видно, что за год с одного клиента банк сможет получить 100 тыс. рублей, а с 600 клиентов сумма дохода уже составит 60 000 тыс. рублей. Данный продукт будет востребованным за счет довольно низкой процентной ставки. Рассмотрим наглядно на рисунке 13.Рисунок 13 - Предполагаемый доход от кредитованияИсточник: [Составлено автором]В данной диссертации разность между средневзвешенной процентной ставкой на кредит и средневзвешенной ставкой на депозит рассматривается как самая распространенная оценка номинального спрэда, которая выражается формулой, где - выражает величину посреднического спрэда.Наиболее прямой способ анализа структуры бухгалтерского спрэда основан на данных счета прибылей и убытков банка согласно следующей детализации:P =J – S +N – C – Z , (3.2.1)где:J- доход в виде процентов,S - затраты на проценты,N - чистый беспроцентный доход и весь прочий доход,С - непроцентные расходы,Z - издержки по формированию резерва на возможные потери кредита,P - прибыль/убыток,D - депозиты,L – кредиты.Перегруппировав, получим разность между доходом в виде процентов и затратами на проценты:J–S = C + Z + P – N(3.2.2)Если привлечь сумму депозитов D и сумму кредитов L, взятых из балансового отчета, то из (3.2.2) можно получить (3.2.3):(J/L)*(L/D)–S/D = C/D + Z/D + P/D–N/D(3.2.3)Здесь, следуя Рэндэллу [161], используем тот факт, что кредитная ставка lоценивается отношением процентного дохода Jк объему кредитов L, а депозитная ставка d оценивается отношением процентных затрат S к объему депозитовD и, что отношение кредитов к депозитам равняется единице минуспроцент необходимого резерва. Отсюда получается следующее выражение для спрэда:s= l – d =rl +C/D + Z/D + P/ D - N / D + остаток,(3.2.4)где:r-процент необходимого резерва, l = I/L, d = S / D,L/D = 1 – h.Выражение (3.2.4)оценивает бухгалтерский (отчетный) спрэд в терминах резервных затрат, непроцентных расходов, - издержки по формированию резерва на возможные потери кредита, прибылей/убытков от беспроцентного дохода и всех прочих доходов, остатка, получающегося при замене условных процентных ставок текущими. Выраженная в таком виде формула (3.2.4) позволяет оценить затраты, налагаемые требованиями резервов депозитов на посредническую деятельность. Она также обеспечивает простую структуру спрэда и ставки ссудного процента. Проведем анализ ценовых преимуществ, сравнив по формуле (3.2.4) отчетные квартальные спрэды банков ПАО Сбербанк и ПАО Райффайзенбанк. Таблица 19 - Динамика отчетных процентных ставок испрэдов ПАО «Сбербанк»в (%)Квартал1 кв.2018 г.2 кв.2018 г.3 кв.2018 г.4 кв.2018 г.1 кв.2019 г.2 кв.2019 г.Отчетная кредитная ставка12,58%16,82%4,41%7,92%10,93%13,94%Отчетная депозитная ставка6,53%6,82%2,17%4,60%5,3%5,75%Отчетный спрэд6,05%10,00%2,24%3,32%5,63%8,19%В качестве отчетных ставок и спрэда стоит рассматривать показатели, которые могут быть получены за счет обработки первичных бухгалтерских отчетов, и главным образом – форм 101 и 102. Таблица 20 - Динамика отчетных процентных ставок испрэдов ПАО «Райффайзенбанк»в (%)Квартал1 кв. 2018 г.2 кв. 2018 г.3 кв. 2018 г.4 кв. 2018 г.1 кв. 2019 г.2 кв. 2019 г.Отчетная кредитная ставка7,51%9,77%2,67%4,73%6,47%9,99%Отчетная депозитная ставка5,15%5,48%1,46%2,39%3,55%7,8%Отчетный спрэд2,36%4,29%1,21%2,34%2,92%2,19%Теперь продемонстрируем показатели спрэда по двум рассматриваемым банкам на рисунке 14.Рисунок 14 - Сравнение динамики отчетных спрэдов ПАО «Сбербанк» и ПАО «Райффайзенбанк» нарастающим итогомУ ПАО «Сбербанк» уровень спрэда был менее, чем у ПАО «Райффайзенбанк», но при этом можно отметить наличие тенденции к сближению (см. рисунок 14). Этот факт можно объяснить на основании того, что в ПАО «Сбербанк» поддерживались за счет дешевых ресурсов.Таблица 21 - Изменение отчетных спрэдов коммерческих банковнарастающим итогом в 2018– нач. 2019 гг.КварталыПАО ВТБПАО«Сбербанк»АО «Альфа-Банк»ПАО «Газпромбанк»ПАО «Райффайзенбанк»1 квартал 20185,07%7,05%5,5%3,94%2,36%2 квартал 20184,94%7,12%5,66%3,98%4,29%3 квартал 20184,87%7,06%5,62%4,00%1,21%4 квартал 20184,67%6,96%5,74%3,89%2,34%1 квартал 20193,71%6,26%5,77%3,69%2,92%На основании данных таблицы 21 можно сделать вывод о том, что уровень ПАО «Райффайзенбанк» в 1 квартале 2019 года находился на самом низком уровне. То есть можно говорить о наличии ценового преимущества банка перед прочими рассматриваемыми банками. Рисунок 15 - Сравнение нарастающим итогом динамики отчетных спрэдов банков за 1кв 2018 г – 1 кв 2019 годаНа основании всего того, что максимальное значение периода предоставления кредита не будет превышать один год, у банка будет возможность для улучшения собственного текущего состояния, но не ждать финансового потока в будущем долгосрочном периоде. В общем, можно говорить о том, что очевидным становится наличие того факта, что для активизации развития российской экономики, необходимо проведение определенного комплекса мероприятий, сущность которых заключается в формировании новых точек роста. При обращении к информации и таблицы 21 можно предполагать то, что если банком будет осуществлено введение нового кредитного продукта с процентной ставкой в 10% процентов годовых, то при этом возможным будет достижение таких результатов: снизить уровень кредитного риска по активам, которые отражаются в составе балансовых счетов. Добиться данного станет возможным для банка на основании снижения суммы активов при наличии повышенных коэффициентов риска и на основании данного возможно будет увеличение суммы кредитов корпоративного сектора, как следствие, банк сможет получить гораздо более высокие доходы. Но также, банку необходимо несколько упростить систему оценки кредитоспособности малых предприятий и снизить требования. То есть можно начать оценивать кредитоспособность на основании банковских выписок со счетов и на основании этих оборотов уже исходить о кредитоспособности и платежеспособности потенциального заемщика.Также мы предлагаемсоздание конкретных программ, формирование совместных финансовых продуктов, модернизация информационных систем, налаживание бесперебойного процесса страхования на высокотехнологичной основе, которые позволят страховым организациям самостоятельно оформлять и распечатывать полисы с нужными подписями и печатями, не прилагая больших усилий и с минимальными временными затратами. ЗаключениеНынешнее развитие организаций в рамках границ Российской Федерации сталкивается с процессом постоянного преодоления кризисного положения, в том числе постоянного определения особенных требований к уровню финансовой устойчивости, выступающего в качестве стратегического фактора финансовой безопасности организации и повышения ее деловой активности и инвестиционной привлекательности. На основании положения глобализации экономического пространства происходит выделение актуальности определенных вопросов, которые могут относиться к процессу управления уровнем финансовой устойчивости организации. Для решения поставленного вопроса необходимо совершенствование концепции управления финансовой устойчивостью организации. Одним из условий успешного ведения бизнеса в России является – присутствие у организации собственного имущества, основная доля которого может приходиться на объекты основных средств, за счет которых производится формирование производственно-технической базы. Еще необходимо выделение того момента, что объекты основных средств выступают в качестве более дорогостоящих и долго действующих активов, на основании чего подчеркивается необходимость проведения периодических проверок и контролирования учета наличия, сохранности, перемещения объектов основных средств и начисления амортизации по ним в качестве одной из наиболее весомых и существенных статей отчетности. Практическая часть работы была построена на основании исследования значений показателей эффективности деятельности АО «Райффайзенбанк». В ходе проведенного исследования мы выяснили, что данный банк осуществляет довольно эффективную деятельность, но все же присутствуют определенные проблемы, такие как:- низкий уровень доходности от кредитного отдела банка;- рост расходов;- низкий уровень квалифицированности сотрудников. Для улучшения эффективности деятельности банка нами были предложены следующие мероприятия:- усовершенствовать систему ключевых показателей деятельности одного из низкодоходных отделов – кредитного отдела;- сформировать новую систему стимулирования персонала на основании KPI;- начать внедрение нового кредитного продукта для малого бизнеса «Предприниматель».За счет реализации данных мероприятий руководство банка сможет добиться увеличения общего количества доходов за счет роста доли процентных доходов и снижения расходов на РВПС. Список использованных источниковНормативные правовые актыФедеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ // Консультант Плюс, 2019Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 31.12.2017) "Обанкахибанковскойдеятельности" // Консультант Плюс, 2019Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "Онациональнойплатежной системе" // Консультант Плюс, 2019Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» 2019"Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" (утв. Банком России 28.06.2017 N 590-П) (вместе с "Порядком оценки кредитного риска по портфелю (портфелям) однородных ссуд") (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 N 47384) // Консультант Плюс, 2019"Положение о порядкеформированиякредитнымиорганизациямирезервов на возможныепотери"(утв. Банком России 23.10.2017 N 611-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50381) // Консультант Плюс, 2019Инструкция Банка России от 28.06.2017 N 180-И "Об обязательныхнормативахбанков" (ред. 03.09.2018 г) (вместе с "Методикой расчета кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера", "Методикой расчета кредитного риска по ПФИ", "Методикой определения уровня риска по синдицированным ссудам", "Порядком расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) по сделкам, совершаемым на возвратной основе", "Методикой расчета риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента", "Порядком распределения прибыли (части прибыли)") (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 N 47383) // Консультант Плюс, 2019Книги, монографииАлексеева Д.Г., Пыхтин С.В. Операции банков с ценными бумагами. Валютные и сопутствующие операции: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Д. Г. Алексеева [и др.]; отв. ред. Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.Ашмарина, Е. М. Банковское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. М. Ашмарина, Ф. К. Гизатуллин, Г. Ф. Ручкина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 405 с.Аврахова Ю.В. Активные операции российских банков [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28410524_54208657.pdfБорова З. Ф. Актуальные проблемы, перспективы развития и повышение доступности кредитования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 114-116. — URL https://moluch.ru/archive/236/54757/ Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. - М.: Высшее образование, Юрайт, 2016. – с. 17Белозеров С.А. Мотовилов О.В. Банковское дело. Уч. // Под ред. Белозерова С.А. - М.: Проспект, 2015. – с. 300Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент // Под ред. Боголюбова В.С. -М.: Юрайт, 2017. – с. 425Боровкова В.А. Банки и банковское дело. // Под ред. Боровковой В.А. - М.: Юрайт, 2016. – с. 325Бураков Д.В., Басс А.Б. Тенденции развития банковской системы России. // Под ред. Буракова Д.В. и Басс В.Б. - М.: Русайнс, 2017. – с. 236Бисултанова А. А. Проблемы развития предприятий малого и среднего бизнеса в России / А. А. Бисултанова // Экономика и управление: проблемы и решения. — 2017. — № 5. — С. 35–40.Варагина А. Е. Исследование роли малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. — 2018. — №24. — С. 119-124. — URL https://moluch.ru/archive/210/51512/ Воронцовский А.В. Оценка рисков. // Под ред. Воронцовского А.В. - М.: Юрайт, 2017. – с. 305Гамза, В. А. Основы банковского дела: безопасность банковской деятельности: учеб. пособие для СПО / В. А. Гамза, И. Б. Ткачук, И. М. Жилкин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 432 с. Глушков Н.Б. Банковское дело. – М.: Альфа Матер, 2014. С. 222Дадыко С. И., Мандрон В. В. Современные методы управления кредитным портфелем банка // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 541-544. — URL https://moluch.ru/archive/113/28919/ (дата обращения: 22.10.2018).Давыденко И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. // Под ред. Давыденко И.Г. – М.: КноРус. 2015. – с. 231Иванов В.В. Банки и банковские операции: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Иванов [и др.]; под ред. Б. И. Соколова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. Иванов, В. В. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Иванов, Б. И. Соколов; под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 371 с.Кропин Ю.А. Деньги, кредит, банки. // Под ред. Кропина Ю.А. - М.: Юрайт, 2016. – с. 436Крашенинников М. В., Гончарова Н. А. Важность кредитного портфеля и управления кредитным риском в банковской системе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1371–1375. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970601.htm.Кредитование МСБ: противоречивый рост. // https://bosfera.ru/bo/kreditovanie-msb-protivorechivyy-rostКостерина Т.М. Банковское дело: учебник для СПО / Т. М. Костерина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 332 с. Ларина, О. И. Банковское дело. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. И. Ларина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.Ларина, О. И. Банковское регулирование и надзор. Практикум: учеб. пособие для СПО / О. И. Ларина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. // Под ред. Лаврушина О.И. - М.: КНОРУС, 2015 – с. 304 Лаврушин О.И. Новые модели банковской деятельности в современной экономике. // Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Кнорус, 2017. – с. 364Лисовская А., Власенко Р. Д. Проблемы банковского кредитования малого и среднего бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 769-772. Максимов Л.М. Деньги, кредит, банки. // Под ред. Максимова Л.М. – М.: ЮНИТИ, 2014 – с. 365 Мартыненков Н.Н., Маркова О.М., Рудакова О.С. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева ; под ред. Н. Н. Мартыненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 217 с. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент. // Под ред. Незамайкина В.Н., Юрзиновой И.Л. - М.: Юрайт, 2015. – с. 268Розанова, Н. М. Деньги и банки: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 322 с.Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для академического бакалавриата / М. В. Романовский [и др.] ; под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Н. Г. Ивановой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 523 с. Рудская Е. Н., Болохова Г. А. МСБ-кредитование: проблемы традиционного сектора и перспективы онлайн сервисов // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 353-365. — URL https://moluch.ru/archive/129/35805/ Стратегия развития банковского сектора России на период до 2020 года [Электронный ресурс] – URL: https://dokumen.tips/documents/-56813dfe550346895da7d950.htmlСухов М.И. Современная банковская система России: некоторые актуальные аспекты. Деньги и кредит. 2016. № 3.Тавасиев А.М. Банковское дело в 2 ч. Часть 1. Общие вопросы банковской деятельности: учебник для академического бакалавриата / А. М. Тавасиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 186 с.Тавасиев А.М. Банковское дело. -М.: Юрайт, 2016. С. 233.Федорова А.Ю., Черкашнев Р.Ю. Оценка эффективности механизма банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36461678 Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 626–629.Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/bank_system_new/inform_bs_18/Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/4-1-3_010119.htm&pid=pdko_sub&sid=opdkovoШермухамедов А.Т., Кодиркулов С.Х. Активные операции коммерческих банков [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25603347_53814523.pdfПриложенияПриложение 1Продолжение приложения 1Продолжение приложения 1Продолжение приложения 1Продолжение приложения 1Продолжение приложения 1Приложение 2Приложение 3Схема формирования прибыли до налогообложения и чистой прибыли коммерческого банкаПриложение 4Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность кредитных организаций в Российской ФедерацииПродолжение приложения 4Продолжение приложения 4Приложение 5Обязательные нормативы коммерческих банковПродолжение приложения 4Приложение 6Приложение 7
Введение 3
1. Теоретические аспекты финансовой деятельности коммерческого банка 5
1.1 Показатели финансовой деятельности коммерческого банка 5
1.2 Методика оценки финансовой деятельности коммерческого банка 15
1.3 Законодательные основы регулирования финансовой деятельности 23
2 Анализ финансового состояния банк на примере АО «Райффайзенбанк» 34
2.1 Финансовые показатели деятельности АО «Райффайзенбанк» 34
2.2 Оценка финансовых показателей банка 39
2.3 Сравнительный анализ деятельности АО Райффайзенбанк 51
3. Мероприятия по совершенствованию результатов деятельности коммерческого банка 56
3.1 Рекомендации по повышению результатов финансовой деятельности 56
3.2 Оценка результатов внедрения предложенных рекомендаций 67
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложения 86
Вопрос-ответ:
Какая тематика книги "Оценка результатов деятельности коммерческого банка"?
Данная книга посвящена оценке результатов деятельности коммерческого банка, включая операции с ценными бумагами и валютные операции. В ней представлены как теоретические основы данных операций, так и практические примеры и упражнения для бакалавров и магистров.
Кто является авторами книги "Оценка результатов деятельности коммерческого банка"?
Авторами данной книги являются Д.Г. Алексеева и С.В. Пыхтин. Они также являются ответственными редакторами данного издания.
Сколько страниц в книге "Оценка результатов деятельности коммерческого банка"?
Данная книга содержит 182 страницы.
В каком году была выпущена книга "Оценка результатов деятельности коммерческого банка"?
Книга была выпущена в 2019 году.
Является ли данная книга учебником или научной монографией?
Данное издание является как учебником, который будет полезен бакалаврам и магистрантам, так и научной монографией, предоставляющей теоретические основы и практические примеры в области оценки результатов деятельности коммерческого банка.
Что содержит книга "Оценка результатов деятельности коммерческого банка"?
Книга "Оценка результатов деятельности коммерческого банка" содержит монографии и практикумы, которые охватывают операции банков с ценными бумагами, валютные и сопутствующие операции. Она предназначена для бакалавриата и магистратуры.
Какие авторы работали над книгой "Оценка результатов деятельности коммерческого банка"?
Над книгой "Оценка результатов деятельности коммерческого банка" работали Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Ашмарина Е.М., Гизатуллин Ф.К., Ручкина Г.Ф. и другие.
Какой объем у книги "Банковское право"?
Книга "Банковское право" имеет объем 3-е издание, переработанное и дополненное. Бакалавриат и магистратура.