Особенности формирования перцептивной деятельности у дошкольников с церебральным параличом
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 10.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития перцептивной деятельности у дошкольников с церебральным параличом 4
1.1 Понятие перцептивной деятельности 4
1.2 Проблемы развития перцептивной деятельности у детей с церебральным параличом 5
Выводы по 1 главе 10
Глава 2. Практическая работа по организации работы с дошкольниками с церебральным параличом 12
2.1 Методы исследования перцептивной деятельности в педагогике 12
2.2 Развитие сенсорно-перцептивной деятельности у детей с ДЦП 19
Выводы по 2 главе 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Для отработки данного пробела рекомендуется слушать радио или диски, но гораздо лучше предоставить ребенку возможность самому создавать мелодию. Даже если ребенок с тяжелым протеканием болезни и не в состоянии удержать в руках барабанные палочки илистучать по барабану руками, обтяните барабан обычной резинкой, связанной в кольцо, даже если ребеноклишь слегка прикоснётся к такой резинке - барабан издаст звук[30].Эффективные инструменты с разным звучанием получаются из пластиковых бутылок, которые наполняют песком, пуговицами, горох или другим твердым наполнителем. Хороший способ мотивировать ребенка музицировать и одновременно двигаться - надеть ему на запястье и щиколотки браслеты с нашитыми колокольчиками или бубенчиками. Не только в магазине "Игрушки", но и в магазине "FixPrice" найдутся интересные для ребенка предметы, которые легко приспособить в качестве игрушки. Магазины индийских и азиатских товаров предлагают всевозможные колокольчики, подвески и другие подобные предметы. Большое количество игрушек можно найти в строительных магазинах [11].С детьми раннего и дошкольного возраста должна также проводиться серьезная работа по формированию тактильно - двигательного восприятия. Особенно важно для детей с нарушениями в их интеллектуальном развитии, которые порой не проявляют попыток тактильно - двигательного обследования предметов. Их общая малоподвижностьсказывается на том, что в младенческом возрасте они не овладевают функцией хватания, следовательно, даже в возрасте 5-7 лет определить на ощупь форму и размер предметов становится для них непосильной задачей. В итоге они не способны в нужный момент перераспределить пальцы на предмете и удержать его в руках и роняют его. Они часто промахиваются, пытаясь ухватить определенный предмет или совершить с ним какое-либо действие.Для развития тактильной чувствительности понадобятся широкие полоски ткани и материалов с разной фактурой (мягкой, жесткой, шершавой, атласной, шерстяной, пушистой, бархатистой поверхностями). Сшить из данных полосок тактильные кубики. Играя такими игрушками, ребенок начинает осознавать и различать материалы на ощупь. Еще один способ: нарезать парные квадраты из тканей с разными фактурами и предложить ребенку подобрать на ощупь пару друг к другу. Раскладывать по парам можно также носки, перчатки, варежки, обувь. Ребенку постарше полезно раскладывать по местам и развешивать на нужные крючки тряпочки для вытирания пыли или кухонные полотенца [8].Игра для детей с церебральным параличом –средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок может развиваться медленнее. Причина – двигательные нарушения, которые зависят от формы и тяжести заболевания, а кроме этого снижение зрения, слуха и трудности в обучении. Поддержка педагога и родителей, позволяет ребенку с ДЦП, у которого нарушены восприятие, внимание, ответная реакция или память, получить от игр удовольствие и пользу.Ребенок часто не может, координировано и ловко, действовать пальцами из-за того, что не может правильно выполнять определенные крупные движения (правильно сидеть, стоять), но если помочь ему во время игры использовать уже приобретенные пусть и весьма ограниченные, навыки это даст хорошие результаты [14].Вот несколько рекомендаций:Необходимо следить, чтобы во время занятия тело ребенка-дошкольника занимало удобное стабильное положение, а руки и кисти имели надежную опору. Занимая такое положение, ребенок сможет сконцентрироваться на задании, а не пытаться балансировать.Игрушки, дидактические игры, пособия и материалы должны быть подобраны по возрасту, по размеру и по уровню умственного развития. То есть ребенок может без труда удерживать игрушкувруках, и она вызывает у него интерес и желание с ней взаимодействовать. При выборе дидактического материала необходимо опираться на интересы и предпочтения ребенка. Особое внимание стоит уделить уровню интерактивности игрушек. Если ребенок пугается резких движений или звуков лучше отказаться от игрушек с громкой мелодией или с резко появляющимися элементами. Это может напугать и расстроить ребенка.При подготовке программы занятия стоит учитывать то, насколько долго ребенок-дошкольник готов концентрировать внимание на одном предмете. Рекомендуется чередовать задания с разной динамикой, чтобы не вызвать скуки и усталости. Настоятельно рекомендуется не вмешиваться в игру ребенка, предоставить ему столько времени на анализ объекта, сколько ему требуется. Подстраиваться под ребенка в ситуации, когда он использует игру не по инструкции, а по своим придуманным правилам. Тактично вмешаться в игру позволяется лишь при необходимости[16].Не редко пособия и материалы необходимо модифицировать под детей с церебральным параличом. Например, построить башню из кубиков ребенку с ДЦП может быть слишком сложно из-за отсутствия точности в движении. При нескольких неудачных попытках у ребенка пропадает желание продолжать занятие. Для упрощения этой задачи допустимо наклеить на грани кубика липучки или магниты, для их лучшего скрепления. Кубики будут крепче держаться друг на друге и ребенок легче достигнет положительного результата. Легкие и крупные деревянные кубики подходят не только для строительства, но и для других игр. Важно помнить, что разрушать постройки из кубиков детям не редко приятнее, чем строить их. Для маленьких детей разработано множество игр, которые учат сортировать предметы и подбирать пары. Карточки, на которых изображены, например, овощи и фрукты разложить ребенку с ДЦП по группам трудно, так как ему трудно захватить руками тонкую карточку, но если наклеить картинки на кубики, то он сможет играть в эту игру [19].Хорошим инструментом в работе с детьми с ДЦП является магнитная доска. Её кладут на стол, устанавливают под определенным углом к плоскости или закрепляют на стену. Для магнитных досок выпускают фигурки и буквы разных моделей, которые легко брать и передвигать по доске. Для того чтобы прикреплять обычные игрушки к магнитной доске, существуют магнитные полоски. Хорошее пособие для развития восприятия формы предмета – доска с вкладышами – своего рода пазл, когда ребенку необходимо по форме фигуры определить в какую ячейку его необходимо вложить. Для детей с ДЦП рекомендуется выбирать вкладыши с приделанными к поверхности фигур ручками для упрощения захвата. Чтобы ручка не искажала форму фигуры, она должна быть небольшой, сначала выньте из ячейки только одну фигурку и дайте ребенку вставить ее на место, затем вынимайте их по две и по три и наконец выньте все фигурки из ячеек, чтобы он расставил их сам. Когда он научится это делать, поверните доску другой стороной и повторите задание [6].Если ребенок плохо владеет пальцами рук, обучение требует времени и терпения, но не бросайте его, поскольку, как было сказано, именно знание формы лежит в основе многих навыков, в том числе чтения и письма.Выводы по 2 главеПри поступлении ребенка с диагнозом ДЦП в специализированное лечебное или учебное заведение или при выборе школьной программы специалист обязательно проводит диагностику потенциала дошкольника. Для выявления степени развитости перцептивного и интеллектуального развития у детей-дошкольников с ДЦП применяютразличные методы анализа. Ребенку могут предложить выполнить следующие задания:Собрать разобранную доску Сегена;Рассортировать предметы по цветам;Собрать разборную игрушку по величине предметов (пирамидка);Собрать фигуру из блоков по образцу;Определить предмет на ощупь;Выявить лишний предмет из четырех предложенных;Продемонстрировать навыки рисования;Классифицировать предметы по общему признаку;Продемонстрировать счетные навыки. Принципы диагностики перцептивного и интеллектуального развития:- Диагностика должна проводиться максимально рано, сразу же, как поставили диагноз;- На основе полученных результатов строится программа занятий или выявляется ее эффективность;- Диагностика показана не только ребенку с ДЦП, но и членам его семьи;- Диагностика выявляет все проблемы развития и соответствует возрасту и степени тяжести заболевания ребенка;- Полученные результаты являются конфиденциальными.У детей с нарушением познавательной деятельности формирование целостного образа задерживается и без специального воздействия оно не развивается. Игры и упражнения оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Для развития перцептивной деятельности у детей с ДЦП рекомендуется заниматься с ними конструктивной деятельностью и рисованием, собирать пазлы, слушать и создавать мелодию, играть в тактильные и сенсорные игры, сортировать предметы по определенному признаку. Эффективно выстроенная программа и систематичность занятий даютположительные результаты, важно выстраивать занятие таким образом, чтобы ребенку было по силам выполнять упражнения. ЗаключениеДля детей с ДЦП уже с первых месяцев жизни характерно нарушение процессовперцептивной деятельности, что не редко ведет к отставанию психического развития даже при хороших потенциальных умственных возможностях, так как именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно–двигательного, слухового, формирующего представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкий ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребенок–дошкольник, познавая мир, ищет способы ориентировки, т.е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами – примериванием и зрительной ориентировки.Перцептивная деятельность являетсязначимымкритерием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире ибазируется на основе разных видов деятельности - предметной, игровой, трудовой и изобразительной [5].Практические советы для эффективной работы с дошкольниками с церебральным параличом:Ребенок должен быть готов к работе, т.е. способен в данный момент концентрировать внимание и давать положительную обратную связь. Задание должно вызывать у ребенка интерес.Обучение должно проходить дозированно и закончиться до того, как ребенок показал первые признаки усталости.В ситуации, когда не удается прийти к согласию лучшее решение – остановиться и отложить упражнение до подходящего момента.Ребенку с ДЦП необходимо больше времени для реакции, не рекомендуется торопить или подсказывать. Необходимо предоставить ему время для ответа. После получения реакции важно похвалить ребенка за старания. В случае неудачного выполнения задания подбодрить, избегать критики.В случае, когда руки и ноги ребенка парализованы, необходимо установить правила общения (кивание головой – «да», мотание – «нет»).Прогресс может быть медленным или вообще незаметным, важно продолжать работу и вести дневник улучшений [17].Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и педагогических мероприятиях в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими значительные отклонения в развитии, позволяют достичь заметных результатов. Причем, чем раньше начаты занятия, тем они более эффективны.Список использованной литературыАбрамович-ЛехтманР. Я. Об особенностях нервно-психического развития детей. Дис. Канд. Пси-хол. Наук. Л., 2015 – 405с.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей М.: Просвещение, 2015. – 494с. Бадалян Л.О. Детская неврология –М.: Медицина, 1984. –576 с.Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. М.: Медицина, 2013-239 с.Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 2014-112 с.Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 2016- 104 с.Валлон А. Психическое развитие ребенка. –М., 2016. –125 с.Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. –М.: Просвещение, 2016. –143 с.Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. –М.-Л.: Учпедгиз, 2014. –135 с.Гаврилушина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 2014-91 с.Галияхметов Р. Р., Пихтарников А. Л. Выявление – прогноз - сопровождение. СПб., 2013. - 28 с.Данилова Л.А. Особенности нарушений ряда форм познавательной деятельности и пути их преодоления у детей с врожденнымцеребральным параличом. Автореферат канд. дисс. –Л., 2014. – 234с.Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР Методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2006. - 144 с.Дети с нарушением общения / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Просвещение, 2011. - 95 с.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.А.Венгера. –М.: Просвещение, 2016. –110 с.Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие. М.: Рос. лед. агентство, 2013. - 191 с.Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Педагогика, 2014.-191 с.Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М.: Наука, 2015. – С. 196-201Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом//Дефектология. 1976. № 3. -2013. - С. 29—37.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2015. - 400 с.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2016. – 157с.Т.Д. Марцинковская Детская практическая психология. - М. Гардарики, 2013. - 255с.Мастюкова Е. М., Москвина А. У. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 2012. - 158 с.Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: ИнтелТех, 2013. - 64 с.Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. - М., 2014. – 79с.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 2014. - 659 с.Приходько О.Г.Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. –208с.Сазонов В.Ф. Понятие и виды торможения в физиологии центральной нервной системы: Учебно-метод. пособие, ч. 1. Рязань, 2014. - 80 с.Смирнова И. А. Наш особенный ребенок. СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 155 с.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст М.: Айрис-пресс, 2010. - 46сФизиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. М.: Медицина, 2002. - 608 с.
2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей М.: Просвещение, 2015. – 494с.
3. Бадалян Л.О. Детская неврология –М.: Медицина, 1984. –576 с.
4. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. М.: Медицина, 2013-239 с.
5. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 2014-112 с.
6. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 2016- 104 с.
7. Валлон А. Психическое развитие ребенка. –М., 2016. –125 с.
8. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. –М.: Просвещение, 2016. –143 с.
9. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. –М.-Л.: Учпедгиз, 2014. –135 с.
10. Гаврилушина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 2014-91 с.
11. Галияхметов Р. Р., Пихтарников А. Л. Выявление – прогноз - сопровождение. СПб., 2013. - 28 с.
12. Данилова Л.А. Особенности нарушений ряда форм познавательной деятельности и пути их преодоления у детей с врожденнымцеребральным параличом. Автореферат канд. дисс. –Л., 2014. – 234с.
13. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР Методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2006. - 144 с.
14. Дети с нарушением общения / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
15. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.А.Венгера. –М.: Просвещение, 2016. –110 с.
16. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие. М.: Рос. лед. агентство, 2013. - 191 с.
17. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Педагогика, 2014.-191 с.
18. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М.: Наука, 2015. – С. 196-201
19. Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом//Дефектология. 1976. № 3. -2013. - С. 29—37.
20. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2015. - 400 с.
21. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2016. – 157с.
22. Т.Д. Марцинковская Детская практическая психология. - М. Гардарики, 2013. - 255с.
23. Мастюкова Е. М., Москвина А. У. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 2012. - 158 с.
24. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: ИнтелТех, 2013. - 64 с.
25. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. - М., 2014. – 79с.
26. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 2014. - 659 с.
27. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. –208с.
28. Сазонов В.Ф. Понятие и виды торможения в физиологии центральной нервной системы: Учебно-метод. пособие, ч. 1. Рязань, 2014. - 80 с.
29. Смирнова И. А. Наш особенный ребенок. СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 155 с.
30. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст М.: Айрис-пресс, 2010. - 46с
31. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. М.: Медицина, 2002. - 608 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности формирования перцептивной деятельности имеют дошкольники с церебральным параличом?
У дошкольников с церебральным параличом наблюдаются особенности формирования перцептивной деятельности. Из-за нарушений двигательной функции, у них могут возникать затруднения с ориентацией в пространстве, восприятием размеров и форм предметов, с координацией движений глаз и рук. В связи с этим, необходимо разработать специфические методы и подходы к обучению и развитию перцептивных навыков у таких детей.
Что такое перцептивная деятельность?
Перцептивная деятельность - это способность человека воспринимать, обрабатывать и анализировать информацию, получаемую с помощью органов чувств. Она позволяет нам распознавать объекты, ориентироваться в пространстве, различать цвета, формы, размеры и другие свойства предметов. Перцептивная деятельность является важным компонентом познавательного развития человека.
Какие проблемы возникают у детей с церебральным параличом в развитии перцептивной деятельности?
Дети с церебральным параличом могут столкнуться с рядом проблем в развитии перцептивной деятельности. Например, у них может быть затруднение с ориентацией в пространстве, что затрудняет выполнение задач, связанных с пространственным восприятием. Они могут испытывать затруднения с восприятием размеров и форм предметов, что затрудняет их различение. Кроме того, дети с церебральным параличом могут иметь проблемы с координацией движений глаз и рук, что затрудняет выполнение задач, требующих точности и моторики.
Чему было посвящено исследование в данной статье?
Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования перцептивной деятельности у дошкольников с церебральным параличом. В ней рассматриваются теоретические аспекты развития перцептивной деятельности у таких детей, а также проблемы, с которыми они могут столкнуться в этом процессе. В конце статьи делаются выводы и предлагаются практические методы работы с дошкольниками с церебральным параличом для развития их перцептивной деятельности.
Что такое перцептивная деятельность?
Перцептивная деятельность - это способность воспринимать и обрабатывать информацию из окружающего мира с помощью органов чувств и мозга. У детей с церебральным параличом, эта способность может быть нарушена.
В чем заключаются проблемы развития перцептивной деятельности у детей с церебральным параличом?
У детей с церебральным параличом могут быть проблемы с восприятием информации, нарушениями слухового и зрительного восприятия, трудностями в координации движений и мышлении. Это усложняет их способность к обучению и адаптации в обществе.
Как можно развивать перцептивную деятельность у дошкольников с церебральным параличом?
Существует ряд методов и подходов к развитию перцептивной деятельности у детей с церебральным параличом, включая использование специальных упражнений, игр и обучающих материалов. Также важным элементом является индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возможности и потребности.
Какую практическую работу можно проводить с дошкольниками с церебральным параличом для развития перцептивной деятельности?
В работе с дошкольниками с церебральным параличом важно использовать разнообразные методы исследования и стимулирования перцептивной деятельности, такие как зрительные и слуховые тренировки, разнообразные игры и упражнения, а также практические задания с использованием специальных материалов и оборудования.