Особенности формирования перцептивной деятельности у дошкольников с церебральным параличом

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 32 32 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 10.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития перцептивной деятельности у дошкольников с церебральным параличом 4
1.1 Понятие перцептивной деятельности 4
1.2 Проблемы развития перцептивной деятельности у детей с церебральным параличом 5
Выводы по 1 главе 10
Глава 2. Практическая работа по организации работы с дошкольниками с церебральным параличом 12
2.1 Методы исследования перцептивной деятельности в педагогике 12
2.2 Развитие сенсорно-перцептивной деятельности у детей с ДЦП 19
Выводы по 2 главе 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Для отработки данного пробела рекомендуется слушать радио или диски, но гораздо лучше предоставить ребенку возможность самому создавать мелодию. Даже если ребенок с тяжелым протеканием болезни и не в состоянии удержать в руках барабанные палочки илистучать по барабану руками, обтяните барабан обычной резинкой, связанной в кольцо, даже если ребеноклишь слегка прикоснётся к такой резинке - барабан издаст звук[30].Эффективные инструменты с разным звучанием получаются из пластиковых бутылок, которые наполняют песком, пуговицами, горох или другим твердым наполнителем. Хороший способ мотивировать ребенка музицировать и одновременно двигаться - надеть ему на запястье и щиколотки браслеты с нашитыми колокольчиками или бубенчиками. Не только в магазине "Игрушки", но и в магазине "FixPrice" найдутся интересные для ребенка предметы, которые легко приспособить в качестве игрушки. Магазины индийских и азиатских товаров предлагают всевозможные колокольчики, подвески и другие подобные предметы. Большое количество игрушек можно найти в строительных магазинах [11].С детьми раннего и дошкольного возраста должна также проводиться серьезная работа по формированию тактильно - двигательного восприятия. Особенно важно для детей с нарушениями в их интеллектуальном развитии, которые порой не проявляют попыток тактильно - двигательного обследования предметов. Их общая малоподвижностьсказывается на том, что в младенческом возрасте они не овладевают функцией хватания, следовательно, даже в возрасте 5-7 лет определить на ощупь форму и размер предметов становится для них непосильной задачей. В итоге они не способны в нужный момент перераспределить пальцы на предмете и удержать его в руках и роняют его. Они часто промахиваются, пытаясь ухватить определенный предмет или совершить с ним какое-либо действие.Для развития тактильной чувствительности понадобятся широкие полоски ткани и материалов с разной фактурой (мягкой, жесткой, шершавой, атласной, шерстяной, пушистой, бархатистой поверхностями). Сшить из данных полосок тактильные кубики. Играя такими игрушками, ребенок начинает осознавать и различать материалы на ощупь. Еще один способ: нарезать парные квадраты из тканей с разными фактурами и предложить ребенку подобрать на ощупь пару друг к другу. Раскладывать по парам можно также носки, перчатки, варежки, обувь. Ребенку постарше полезно раскладывать по местам и развешивать на нужные крючки тряпочки для вытирания пыли или кухонные полотенца [8].Игра для детей с церебральным параличом –средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок может развиваться медленнее. Причина – двигательные нарушения, которые зависят от формы и тяжести заболевания, а кроме этого снижение зрения, слуха и трудности в обучении. Поддержка педагога и родителей, позволяет ребенку с ДЦП, у которого нарушены восприятие, внимание, ответная реакция или память, получить от игр удовольствие и пользу.Ребенок часто не может, координировано и ловко, действовать пальцами из-за того, что не может правильно выполнять определенные крупные движения (правильно сидеть, стоять), но если помочь ему во время игры использовать уже приобретенные пусть и весьма ограниченные, навыки это даст хорошие результаты [14].Вот несколько рекомендаций:Необходимо следить, чтобы во время занятия тело ребенка-дошкольника занимало удобное стабильное положение, а руки и кисти имели надежную опору. Занимая такое положение, ребенок сможет сконцентрироваться на задании, а не пытаться балансировать.Игрушки, дидактические игры, пособия и материалы должны быть подобраны по возрасту, по размеру и по уровню умственного развития. То есть ребенок может без труда удерживать игрушкувруках, и она вызывает у него интерес и желание с ней взаимодействовать. При выборе дидактического материала необходимо опираться на интересы и предпочтения ребенка. Особое внимание стоит уделить уровню интерактивности игрушек. Если ребенок пугается резких движений или звуков лучше отказаться от игрушек с громкой мелодией или с резко появляющимися элементами. Это может напугать и расстроить ребенка.При подготовке программы занятия стоит учитывать то, насколько долго ребенок-дошкольник готов концентрировать внимание на одном предмете. Рекомендуется чередовать задания с разной динамикой, чтобы не вызвать скуки и усталости. Настоятельно рекомендуется не вмешиваться в игру ребенка, предоставить ему столько времени на анализ объекта, сколько ему требуется. Подстраиваться под ребенка в ситуации, когда он использует игру не по инструкции, а по своим придуманным правилам. Тактично вмешаться в игру позволяется лишь при необходимости[16].Не редко пособия и материалы необходимо модифицировать под детей с церебральным параличом. Например, построить башню из кубиков ребенку с ДЦП может быть слишком сложно из-за отсутствия точности в движении. При нескольких неудачных попытках у ребенка пропадает желание продолжать занятие. Для упрощения этой задачи допустимо наклеить на грани кубика липучки или магниты, для их лучшего скрепления. Кубики будут крепче держаться друг на друге и ребенок легче достигнет положительного результата. Легкие и крупные деревянные кубики подходят не только для строительства, но и для других игр. Важно помнить, что разрушать постройки из кубиков детям не редко приятнее, чем строить их. Для маленьких детей разработано множество игр, которые учат сортировать предметы и подбирать пары. Карточки, на которых изображены, например, овощи и фрукты разложить ребенку с ДЦП по группам трудно, так как ему трудно захватить руками тонкую карточку, но если наклеить картинки на кубики, то он сможет играть в эту игру [19].Хорошим инструментом в работе с детьми с ДЦП является магнитная доска. Её кладут на стол, устанавливают под определенным углом к плоскости или закрепляют на стену. Для магнитных досок выпускают фигурки и буквы разных моделей, которые легко брать и передвигать по доске. Для того чтобы прикреплять обычные игрушки к магнитной доске, существуют магнитные полоски. Хорошее пособие для развития восприятия формы предмета – доска с вкладышами – своего рода пазл, когда ребенку необходимо по форме фигуры определить в какую ячейку его необходимо вложить. Для детей с ДЦП рекомендуется выбирать вкладыши с приделанными к поверхности фигур ручками для упрощения захвата. Чтобы ручка не искажала форму фигуры, она должна быть небольшой, сначала выньте из ячейки только одну фигурку и дайте ребенку вставить ее на место, затем вынимайте их по две и по три и наконец выньте все фигурки из ячеек, чтобы он расставил их сам. Когда он научится это делать, поверните доску другой стороной и повторите задание [6].Если ребенок плохо владеет пальцами рук, обучение требует времени и терпения, но не бросайте его, поскольку, как было сказано, именно знание формы лежит в основе многих навыков, в том числе чтения и письма.Выводы по 2 главеПри поступлении ребенка с диагнозом ДЦП в специализированное лечебное или учебное заведение или при выборе школьной программы специалист обязательно проводит диагностику потенциала дошкольника. Для выявления степени развитости перцептивного и интеллектуального развития у детей-дошкольников с ДЦП применяютразличные методы анализа. Ребенку могут предложить выполнить следующие задания:Собрать разобранную доску Сегена;Рассортировать предметы по цветам;Собрать разборную игрушку по величине предметов (пирамидка);Собрать фигуру из блоков по образцу;Определить предмет на ощупь;Выявить лишний предмет из четырех предложенных;Продемонстрировать навыки рисования;Классифицировать предметы по общему признаку;Продемонстрировать счетные навыки. Принципы диагностики перцептивного и интеллектуального развития:- Диагностика должна проводиться максимально рано, сразу же, как поставили диагноз;- На основе полученных результатов строится программа занятий или выявляется ее эффективность;- Диагностика показана не только ребенку с ДЦП, но и членам его семьи;- Диагностика выявляет все проблемы развития и соответствует возрасту и степени тяжести заболевания ребенка;- Полученные результаты являются конфиденциальными.У детей с нарушением познавательной деятельности формирование целостного образа задерживается и без специального воздействия оно не развивается. Игры и упражнения оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Для развития перцептивной деятельности у детей с ДЦП рекомендуется заниматься с ними конструктивной деятельностью и рисованием, собирать пазлы, слушать и создавать мелодию, играть в тактильные и сенсорные игры, сортировать предметы по определенному признаку. Эффективно выстроенная программа и систематичность занятий даютположительные результаты, важно выстраивать занятие таким образом, чтобы ребенку было по силам выполнять упражнения. ЗаключениеДля детей с ДЦП уже с первых месяцев жизни характерно нарушение процессовперцептивной деятельности, что не редко ведет к отставанию психического развития даже при хороших потенциальных умственных возможностях, так как именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего.  В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно–двигательного, слухового, формирующего представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкий ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребенок–дошкольник, познавая мир, ищет способы ориентировки, т.е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами – примериванием и зрительной ориентировки.Перцептивная деятельность являетсязначимымкритерием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире ибазируется на основе разных видов деятельности - предметной, игровой, трудовой и изобразительной [5].Практические советы для эффективной работы с дошкольниками с церебральным параличом:Ребенок должен быть готов к работе, т.е. способен в данный момент концентрировать внимание и давать положительную обратную связь. Задание должно вызывать у ребенка интерес.Обучение должно проходить дозированно и закончиться до того, как ребенок показал первые признаки усталости.В ситуации, когда не удается прийти к согласию лучшее решение – остановиться и отложить упражнение до подходящего момента.Ребенку с ДЦП необходимо больше времени для реакции, не рекомендуется торопить или подсказывать. Необходимо предоставить ему время для ответа. После получения реакции важно похвалить ребенка за старания. В случае неудачного выполнения задания подбодрить, избегать критики.В случае, когда руки и ноги ребенка парализованы, необходимо установить правила общения (кивание головой – «да», мотание – «нет»).Прогресс может быть медленным или вообще незаметным, важно продолжать работу и вести дневник улучшений [17].Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и педагогических мероприятиях в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими значительные отклонения в развитии, позволяют достичь заметных результатов. Причем, чем раньше начаты занятия, тем они более эффективны.Список использованной литературыАбрамович-ЛехтманР. Я. Об особенностях нервно-психического развития детей. Дис. Канд. Пси-хол. Наук. Л., 2015 – 405с.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей М.: Просвещение, 2015. – 494с. Бадалян Л.О. Детская неврология –М.: Медицина, 1984. –576 с.Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. М.: Медицина, 2013-239 с.Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 2014-112 с.Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 2016- 104 с.Валлон А. Психическое развитие ребенка. –М., 2016. –125 с.Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. –М.: Просвещение, 2016. –143 с.Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. –М.-Л.: Учпедгиз, 2014. –135 с.Гаврилушина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 2014-91 с.Галияхметов Р. Р., Пихтарников А. Л. Выявление – прогноз - сопровождение. СПб., 2013. - 28 с.Данилова Л.А. Особенности нарушений ряда форм познавательной деятельности и пути их преодоления у детей с врожденнымцеребральным параличом. Автореферат канд. дисс. –Л., 2014. – 234с.Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР Методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2006. - 144 с.Дети с нарушением общения / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Просвещение, 2011. - 95 с.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.А.Венгера. –М.: Просвещение, 2016. –110 с.Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие. М.: Рос. лед. агентство, 2013. - 191 с.Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Педагогика, 2014.-191 с.Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М.: Наука, 2015. – С. 196-201Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом//Дефектология. 1976. № 3. -2013. - С. 29—37.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2015. - 400 с.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2016. – 157с.Т.Д. Марцинковская Детская практическая психология. - М. Гардарики, 2013. - 255с.Мастюкова Е. М., Москвина А. У. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 2012. - 158 с.Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: ИнтелТех, 2013. - 64 с.Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. - М., 2014. – 79с.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 2014. - 659 с.Приходько О.Г.Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. –208с.Сазонов В.Ф. Понятие и виды торможения в физиологии центральной нервной системы: Учебно-метод. пособие, ч. 1. Рязань, 2014. - 80 с.Смирнова И. А. Наш особенный ребенок. СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 155 с.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст М.: Айрис-пресс, 2010. - 46сФизиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. М.: Медицина, 2002. - 608 с.

1. Абрамович-Лехтман Р. Я. Об особенностях нервно-психического развития детей. Дис. Канд. Пси-хол. Наук. Л., 2015 – 405с.
2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей М.: Просвещение, 2015. – 494с.
3. Бадалян Л.О. Детская неврология –М.: Медицина, 1984. –576 с.
4. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. М.: Медицина, 2013-239 с.
5. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 2014-112 с.
6. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 2016- 104 с.
7. Валлон А. Психическое развитие ребенка. –М., 2016. –125 с.
8. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. –М.: Просвещение, 2016. –143 с.
9. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. –М.-Л.: Учпедгиз, 2014. –135 с.
10. Гаврилушина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 2014-91 с.
11. Галияхметов Р. Р., Пихтарников А. Л. Выявление – прогноз - сопровождение. СПб., 2013. - 28 с.
12. Данилова Л.А. Особенности нарушений ряда форм познавательной деятельности и пути их преодоления у детей с врожденнымцеребральным параличом. Автореферат канд. дисс. –Л., 2014. – 234с.
13. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР Методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2006. - 144 с.
14. Дети с нарушением общения / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
15. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.А.Венгера. –М.: Просвещение, 2016. –110 с.
16. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие. М.: Рос. лед. агентство, 2013. - 191 с.
17. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Педагогика, 2014.-191 с.
18. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М.: Наука, 2015. – С. 196-201
19. Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом//Дефектология. 1976. № 3. -2013. - С. 29—37.
20. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2015. - 400 с.
21. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2016. – 157с.
22. Т.Д. Марцинковская Детская практическая психология. - М. Гардарики, 2013. - 255с.
23. Мастюкова Е. М., Москвина А. У. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 2012. - 158 с.
24. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: ИнтелТех, 2013. - 64 с.
25. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. - М., 2014. – 79с.
26. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 2014. - 659 с.
27. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. –208с.
28. Сазонов В.Ф. Понятие и виды торможения в физиологии центральной нервной системы: Учебно-метод. пособие, ч. 1. Рязань, 2014. - 80 с.
29. Смирнова И. А. Наш особенный ребенок. СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 155 с.
30. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст М.: Айрис-пресс, 2010. - 46с
31. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. М.: Медицина, 2002. - 608 с.







Вопрос-ответ:

Какие особенности формирования перцептивной деятельности имеют дошкольники с церебральным параличом?

У дошкольников с церебральным параличом наблюдаются особенности формирования перцептивной деятельности. Из-за нарушений двигательной функции, у них могут возникать затруднения с ориентацией в пространстве, восприятием размеров и форм предметов, с координацией движений глаз и рук. В связи с этим, необходимо разработать специфические методы и подходы к обучению и развитию перцептивных навыков у таких детей.

Что такое перцептивная деятельность?

Перцептивная деятельность - это способность человека воспринимать, обрабатывать и анализировать информацию, получаемую с помощью органов чувств. Она позволяет нам распознавать объекты, ориентироваться в пространстве, различать цвета, формы, размеры и другие свойства предметов. Перцептивная деятельность является важным компонентом познавательного развития человека.

Какие проблемы возникают у детей с церебральным параличом в развитии перцептивной деятельности?

Дети с церебральным параличом могут столкнуться с рядом проблем в развитии перцептивной деятельности. Например, у них может быть затруднение с ориентацией в пространстве, что затрудняет выполнение задач, связанных с пространственным восприятием. Они могут испытывать затруднения с восприятием размеров и форм предметов, что затрудняет их различение. Кроме того, дети с церебральным параличом могут иметь проблемы с координацией движений глаз и рук, что затрудняет выполнение задач, требующих точности и моторики.

Чему было посвящено исследование в данной статье?

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования перцептивной деятельности у дошкольников с церебральным параличом. В ней рассматриваются теоретические аспекты развития перцептивной деятельности у таких детей, а также проблемы, с которыми они могут столкнуться в этом процессе. В конце статьи делаются выводы и предлагаются практические методы работы с дошкольниками с церебральным параличом для развития их перцептивной деятельности.

Что такое перцептивная деятельность?

Перцептивная деятельность - это способность воспринимать и обрабатывать информацию из окружающего мира с помощью органов чувств и мозга. У детей с церебральным параличом, эта способность может быть нарушена.

В чем заключаются проблемы развития перцептивной деятельности у детей с церебральным параличом?

У детей с церебральным параличом могут быть проблемы с восприятием информации, нарушениями слухового и зрительного восприятия, трудностями в координации движений и мышлении. Это усложняет их способность к обучению и адаптации в обществе.

Как можно развивать перцептивную деятельность у дошкольников с церебральным параличом?

Существует ряд методов и подходов к развитию перцептивной деятельности у детей с церебральным параличом, включая использование специальных упражнений, игр и обучающих материалов. Также важным элементом является индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возможности и потребности.

Какую практическую работу можно проводить с дошкольниками с церебральным параличом для развития перцептивной деятельности?

В работе с дошкольниками с церебральным параличом важно использовать разнообразные методы исследования и стимулирования перцептивной деятельности, такие как зрительные и слуховые тренировки, разнообразные игры и упражнения, а также практические задания с использованием специальных материалов и оборудования.