«...Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем и трудимся»
Заказать уникальное эссе- 11 11 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 26.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Общество: анализ сквозь призму тезиса Ю. В. Андропова 4
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Еще один вызов связан с соотношением социологии и естественнонаучных дисциплин и обусловлен развитием физики, в рамках которой, под влиянием открытия квантового мира и теории относительности, произошло опровержение основополагающих основ ньютоновской картины мира и открытие понятия неравновесных систем. Отчасти это также связано с опровержением принципа стрелы времени и принципа определенности, что в контексте социологии ведет к изменению методологической установки в отношении изучения социальных явлений.Другой вызов можно обозначить как проблему самоопределения. Апеллируя к конструкциям автора акторно-сетевой теории Б. Латура, И. Валлерстайн отмечает, что начиная с середины ХХ в. в научном кругу становится традицией самостоятельно определять эпоху своего существования, измеряя прогресс в расстоянии, которое разделяет общество и природу. Соответственно, чем более глубоким видится данный разрыв, тем более «современной» представляется эпоха. Б. Латур же утверждает, что «никто никогда не был современным». Большая ошибка, по мнению И. Валлерстайна, делить единый мир на общество и природу, поскольку такая установка изначально порождает ущербность процесса познания. Поэтому, по мнению исследователя, объектом анализа должен стать мир в его единстве.Таким образом, с одной стороны, само общество, как динамичный, постоянно эволюционирующий феномен, а с другой– специфика познания общественных явлений, обуславливают ситуацию перманентной неполноты наших знаний об обществе и диктуют необходимость его непрерывного познания.ЗаключениеВ данном эссе был рассмотрен тезис советского политического деятеля Ю. В. Андропова и, на основании утверждаемой им принципиальной неисчерпаемостиобщества, как объекта познания, была рассмотрена специфика процесса изучения общества.На оснований проведенного исследования можно сделать ряд выводов.Во-первых, общество является сложным, социально-исторически обусловленным феноменом, который характеризуется изменчивостью. В связи с этим, изучение общественных явлений всегда либо обращено к прошлым состояниям общественных систем, либо основано на анализе его актуальных состояний, тогда как прогнозирование развития общества затруднено в виду чрезвычайно большого количества значимых для анализа факторов.Во-вторых, современная наука исходит из признания включенности познающего субъекта в процесс познания. Другими словами, исследователь, занимающийся изучением общественных систем неизбежно оказывает на нее неустранимое воздействие, поэтому абсолютно объективное знание об обществе принципиально невозможно.В-третьих, на современные обществознание, социологию и историю оказывает воздействие ряд факторов, который требует изменения главной методологической установки познания. В основе человеческого мировоззрения лежит принцип определенности, тогда как мир и общество все чаще доказывает, что единственная определенность заключается в отсутствии определенности. Современное научное познание полностью исчерпало себя в рамках парадигмы, сформированной еще эпохой Просвещения и дальнейшее развитие возможно только при выходе за ее границы.Таким образом, на основе рассмотренного тезиса нами была обоснована его верность: исходной установкой изучения общества должно стать признание невозможности достижения абсолютного знания, а науки об обществе должны развиваться одновременно с самим обществом. Список использованной литературыБлок М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок – Москва : Наука, 1986. – 254 с.Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева/ И. Валлерстайн – Москва : Логос, 2003. – 368 с.Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель – Москва : Наука, 2000. – 495 с.Гуревич А. Я. М. Блок (1886-1944) и «Апология истории» / А.Я. Гуревич // Послесловие к книге: М. Блок «Апология истории или ремесло историка». – Москва : Наука, 1986. – С. 182-231.Храпов С. А. Индивидуальное и общественное сознание: гносеологические и онтологические аспекты взаимодействия / С.А. Храпов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2009. - № 8(63). – С. 200-206.
1. Блок М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок – Москва : Наука, 1986. – 254 с.
2. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева / И. Валлерстайн – Москва : Логос, 2003. – 368 с.
3. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель – Москва : Наука, 2000. – 495 с.
4. Гуревич А. Я. М. Блок (1886-1944) и «Апология истории» / А.Я. Гуревич // Послесловие к книге: М. Блок «Апология истории или ремесло историка». – Москва : Наука, 1986. – С. 182-231.
5. Храпов С. А. Индивидуальное и общественное сознание: гносеологические и онтологические аспекты взаимодействия / С.А. Храпов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2009. - № 8(63). – С. 200-206.
Вопрос-ответ:
Что нам говорит тезис Ю.В. Андропова?
Тезис Ю.В. Андропова говорит о том, что мы до сих пор не изучили общество, в котором живем и трудимся, в должной мере.
Какое соотношение существует между социологией и естественнонаучными дисциплинами?
Соотношение между социологией и естественнонаучными дисциплинами связано с развитием физики, где были опровергнуты основополагающие основы ньютоновской картины мира и открыто понятие неравновесных систем.
Какие вызовы возникают в связи со соотношением социологии и естественнонаучных дисциплин?
В связи со соотношением социологии и естественнонаучных дисциплин возникают вызовы, связанные с развитием физики, где были опровергнуты основы ньютоновской картины мира и открыто понятие неравновесных систем.
Что произошло в рамках развития физики и как это связано с социологией?
В рамках развития физики произошло опровержение основополагающих основ ньютоновской картины мира и открытие понятия неравновесных систем, что имеет связь с социологией.
Почему мы до сих пор не изучили общество, в котором живем и трудимся?
Мы до сих пор не изучили общество, в котором живем и трудимся, потому что до сих пор не было проведено достаточное исследование и понимание данной темы.
Как можно анализировать общество через призму тезиса Ю.В. Андропова?
А.В. Андропов сформулировал тезис о необходимости системного анализа всеобщего развития человечества. Анализ общества через призму этого тезиса предполагает изучение и оценку различных аспектов социальной жизни, таких как экономика, политика, культура, социальные отношения и другие. Это позволяет получить более полное представление о состоянии и динамике общества.
Каким образом развитие физики повлияло на соотношение социологии и естественнонаучных дисциплин?
Развитие физики, особенно открытие квантового мира и теории относительности, привело к опровержению ньютоновской картины мира и открытию понятия неравновесных систем. Это вызвало необходимость пересмотра ряда основополагающих принципов и подходов, которые ранее использовались в анализе общества. В результате соотношение социологии и естественнонаучных дисциплин изменилось, и стало более диалектичным и взаимосвязанным.
Что подразумевается под понятием "неравновесные системы"?
"Неравновесные системы" - это системы, которые находятся в постоянном движении и изменении, не находятся в состоянии устойчивого равновесия. Такие системы характеризуются динамикой и возможностью перехода в новое состояние. В социологии понятие "неравновесные системы" может быть использовано для анализа изменчивости и развития общества.
Какое значение имеет изучение общества в котором мы живем и трудимся?
Изучение общества, в котором мы живем и трудимся, имеет огромное значение для понимания его особенностей, проблем и перспектив развития. Это помогает выявлять социальные неравенства, причины и последствия социальных изменений, разрабатывать эффективные стратегии развития общества. Также изучение общества способствует формированию критического мышления и общей социальной грамотности у людей.
Какое соотношение между социологией и естественнонаучными дисциплинами?
Развитие физики привело к опровержению ньютоновской картины мира и появлению понятия неравновесных систем. Это вызвало новые вызовы для социологии, которая до сих пор не полностью изучила общество, в котором мы живем и трудимся.
В чем состоит вызов для социологии, связанный с развитием физики?
Развитие физики, включая открытие квантового мира и теории относительности, привело к изменению основополагающих представлений о мире. Это создало необходимость пересмотра и переосмысления социологических подходов и концепций.