социальное обслуживание детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 71 71 страница
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 04.07.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1 Нормативно правовое регулирование положений детей оставшихся без попечения родителей 6
1.1 Понятие социального сиротства и категории сирот 6
1.2 Положение детей сирот и оставшихся без попечения родителей 12
1.3 Правовое регулирование деятельности по социальному обеспечению детей оставшихся без попечения родителей 21
Глава 2 Виды социального обеспечения детей оставшихся без попечения родителей 27
2.1 Дополнительная гарантия на образование 27
2.2 Дополнительные гарантии на труд 29
2.3 Дополнительные гарантии на имущество и жилое помещение 34
2.4 Дополнительные гарантии на медицинское обеспечение 39
Глава 3 Права применения законодательства о мерах социальной поддержки детей оставшихся без попечения родителей 42
3.1. Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства, как органа осуществляющего защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей 42
3.2. Судебная защита прав и интересов ребёнка 51
Заключение 63
Список использованных источников 68

Фрагмент для ознакомления

К числу таких лиц можно отнести ряд воспитанников детских домов.Так, прокурор Советского административного округа г. Омска был вынужден обратиться в суд за защитой жилищных прав 21-летнего О., который принадлежал к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма, О. не был обеспечен жилой площадью не ниже установленных социальных норм.Положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что по заявлению таких лиц, достигших возраста 18 лет, им предоставляются жилые помещения, в том числе по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования. Данная обязанность, относящаяся к числу расходных обязательств субъекта федерации, в отношении О. Министерством имущественных отношений области исполнена не была, что послужило основанием для удовлетворения требований прокурора.В такой ситуации иск прокурора в суд был основан на обращении самого О. в органы прокуратуры. Если бы нарушение законности было выявлено прокурором без такого обращения, перспективы принятия иска судом, а значит, и восстановления прав гражданина были бы неочевидны.Учитывая особую важность защиты прав детей, полагаем недопустимым ставить такую защиту в зависимость от усмотрения родителей (лиц, их заменяющих). Поэтому ч. 1 ст. 45 ГПК РФ необходимо дополнить нормой, позволяющей прокурорам обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов детей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без каких-либо процессуальных ограничений.Реализация прокурором полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК, в части предъявления заявлений в интересах несовершеннолетних независимо от наличия у ребенка законных представителей, во-первых, служит гарантией защиты прав несовершеннолетнего, если законный представитель действует недобросовестно, во-вторых, свидетельствует о заботе и охране интересов ребенка со стороны государства.В рамках реализации прокурором процессуальных полномочий второй группы - участия в деле посредством дачи заключения - следует негативно оценивать отсутствие у суда ясно выраженного в законодательстве права привлекать прокурора к участию в деле по собственной инициативе. Дела об ограничении либо о лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах в соответствии с требованиями закона (ст. 45 ГПК РФ, п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72, п. 4 ст. 73 СК РФ) рассматриваются с участием прокурора, который дает заключение по делу. На обязательное участие прокурора в делах по указанным категориям споров обращено внимание и в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 1010. Участие прокурора в деле для дачи заключения предусмотрено также ст. ст. 273, 278 ГПК РФ. Указанные категории дел не охватывают всего массива споров, где может потребоваться прокурорское участие в защите прав несовершеннолетних.Согласно ч. 2 ст. 41 ГПК РСФСР суд мог признать обязательным участие прокурора в любом деле. В ГПК РФ подобная норма отсутствует. Право на привлечение к участию в процессе сохранилось у суда лишь применительно к государственным органам и органам местного самоуправления в целом (ч. 2 ст. 47 ГПК), без четкой конкретизации права на привлечение прокурора как должностного лица. Полагаем, такое право должно наличествовать у суда в любых делах, решение по которым может затрагивать права несовершеннолетних.В ходе рассмотрения гражданского дела по исковому заявлению Управления образования Администрации Оконешниковского муниципального района о лишении родительских прав Г. В. и ограничении в родительских правах П. И. в отношении их дочери П. В. участие прокурора позволило собрать в судебном заседании необходимые доказательства для удовлетворения требований. Как следует из протокола судебного заседания, в результате постановки прокурором ряда вопросов при опросе свидетелей и обобщения собранных по делу доказательств в судебном заседании было достоверно установлено систематическое применение насилия к П. В. отцом - П. И. и его сожительницей, злоупотребление ими спиртными напитками, игнорирование обязанностей по воспитанию дочери.Результатом стало вынесение законного и обоснованного решения суда о лишении родительских прав Г. В. и ограничении в родительских правах П. И. Более того, активная и принципиальная позиция прокурора позволила также привлечь П. И. к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 119 УК РФ.Участие прокурора в делах, связанных с защитой прав несовершеннолетних, выступает дополнительной гарантией законности, что особенно актуально в случаях ненадлежащего исполнения полномочий иными государственными органами, призванными охранять права и законные интересы детей.Так, Кош-Агачским районным судом Республики Алтай осуждена преподаватель начальных классов интерната Бельтирской школы. Учительницу суд признал виновной в совершении 12 эпизодов нанесения побоев воспитанникам интерната. В данном интернате в основном проживают дети чабанов, которые продолжительное время находятся на стоянке, пасут скот и не имеют возможности жить с детьми в период учебного года. Преступления были выявлены по результатам прокурорской проверки, проведенной по факту исчезновения ученицы 4 класса данного интерната. В ходе проверки было установлено, что 27 апреля 2017 года в 8 часов утра 11-летняя школьница сбежала из интерната Бельтирской школы к родителям на стоянку, расположенную в урочище Елангаш. Об отсутствии ребенка работники учреждения узнали только поздно вечером и сообщили в полицию. При этом девочка целый день добиралась через степь к родителям и дошла в 23 часа. При производстве следственных действий было установлено, что причиной самовольного оставления интерната стало агрессивное поведение классного руководителя – учительницы начальных классов, которая во время урока математики неоднократно наносила удары кулаком по голове девочки. Аналогичные действия классный руководитель совершала в отношении еще 7 воспитанников интерната, которых била кулаком по голове за невыполнение ее требований. До привлечения к уголовной ответственности данная учительница работала в образовательном учреждении, откуда была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 336 Трудового кодекса РФ (применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося).Отметим, что это далеко не первый случай насилия педагогов над детьми. Например, учительница начальных классов во время урока умышленно причинила вред, здоровью несовершеннолетней девочки, ударив несколько раз рукой в область виска, за неверно выполненное задание по математике.В другом случае воспитательница детского сада «Бай Терек» умышленно несколько раз нанесла удар ногой в область живота шестилетнего мальчика, попросившегося в туалет во время тихого часа. Учительница сельской школы, умышленно схватив за волосы школьницу, повалила ее на пол и нанесла удары ногой в область грудной клетки. Учитель сельской школы на уроке истории применил в отношении ученика седьмого класса физическое насилие в виде нанесения многочисленных ударов кулаком в области уха и спины.Сложившаяся ситуация в образовательных учреждениях отдельных районов республики свидетельствует о ненадлежащем отношении к подбору и расстановке кадров педагогического персонала и отсутствии ведомственного контроля.Шебалинским районным судом Республики Алтай за убийство трехлетней приемной девочки к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима осуждена 57-летняя жительница села. Предварительным следствием было установлено, что опекунша нанесла сильнейшие удары ребенку руками и пластиковой хлопушкой для ковров. Повреждения, полученные ребенком в виде закрытой черепномозговой травмы, оказались несовместимыми с жизнью, и ночью девочка скончалась. При этом возбудили уголовное дело еще и в отношении директора управления социальной поддержки населения Шебалинского района. Ее обвиняют в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека. По данным следователей, ребенка отдали в семью с нарушением ряда норм. В отделе социальной поддержки сотрудники отдела проигнорировали заключение психолога о том, что женщина не готова к опекунству.В городе Горно-Алтайске по результатам рассмотрения представления прокуратуры Республики Алтай руководство школы-интерната № 1 объявило выговор ночному воспитателю учреждения, из-за попустительства которой в интернате по ночам творились безобразия. Проверкой было установлено, что в ночное время воспитатель вместо осуществления контроля предпочитала смотреть телевизор в игровой комнате, в то время как учащиеся 7-8 классов избивали и издевались над младшими детьми. Не вынеся издевательств, один из воспитанников написал на имя директора школы-интерната записку с угрозой самоубийства. О том, что старшеклассники совершают противоправные действия в отношении малолетних, дети сообщали своему воспитателю. Она и сама неоднократно становилась свидетелем происходящего, однако мер не принимала. В дальнейшем для предупреждения подобных фактов был разработан график производственного контроля со стороны администрации за соблюдением режима и исполнения должностных обязанностей работниками интерната в ночное время.Нельзя отрицать тот факт, что есть прецеденты физического и психологического насилия над детьми в наших детдомах и домах-интернатах. Дети, и без того получившие самую непоправимую и ничем неизлечимую травму в своей жизни, оставшись одни без защиты в своей крохотной жизни, получают еще большую травму от халатного отношения воспитателей и их жестокого обращения с ними. Дети в силу своего возраста не могут себя защитить сами. Факт насилия и жестокого обращения старших воспитанников над младшими существует практически во всех детских домах.В дальнейшем из детей, подвергшихся насилию, вырастают люди с изувеченной психикой, неспособные приспосабливаться к нормальной социальной сфере. Вследствие этого проблема безжалостного обращения с детьми касается не только их, но и безопасности всего современного общества.К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день, отсутствует полноценная система предупреждения насилия над детьми в интернатах и сиротских домах, такая сложившаяся ситуация приводит к устойчивому росту детского суицида и беспризорности. Отметим, что статистика правоохранительной системы не отражает всего масштаба проблемы жестокого обращения к детям в семье, в государственных учреждениях, наряду с этим существенное количество насилий над детьми носит латентный характер.Анализируя сложившуюся ситуацию, целесообразно отметить некоторые общеизвестные причины, порождающие применение насилия по отношению к детям, содержащимся в детских домах и интернатах:не соответствующий воспитательно-педагогической деятельности уровень психологической устойчивости преподавателей, воспитателей и другого персонала. Безусловно, их труд относится к доле наиболее интенсивного в эмоциональном аспекте, требующего твердой выдержки и саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры, слабое обладание коммуникативными навыками нередко приводят к «эффекту выгорания» и делают их в определенных стрессовых обстоятельствах одновременно «палачом» и «жертвой»;отсутствие профессиональных навыков, несостоятельность, неумение, а порой и нежелание педагога отнестись с уважением к ребенку как личности, понять его проблемы, провоцирующие своеобразное поведение. В результате вместо содействия и поддержки со стороны представителя администрации детского учреждения ребенок слышит упреки в свой адрес, что зачастую приводит к психологическому конфликту, нервному срыву, а порой и к попыткам суицида. Исследования показали, что чаще всего суициды детьми совершаются из-за возникающих в воспитательных (образовательных) учреждениях конфликтов, которые, по мнению многих исследователей, находятся на первом месте и составляют не менее четверти от всех причин, спровоцировавших детей покончить жизнь самоубийством;среда, где проявляется насилие. Отсутствие дисциплины, панибратство, небрежность и бесконтрольность со стороны администрации детских учреждений;отсутствие целостной и эффективной системы защиты детей, а также специфики установок общества с точки зрения толерантности к насилию по отношению к детям, убеждение в действенности физического наказания как способа воспитания;репрессивная институциональная культура, ключевыми элементами которой являются: применение физических мер воздействия, де-факто абсолютная власть работников над детьми, низкий статус воспитанников в глазах персонала учреждений. Ключевыми практиками являются жесткое соблюдение режима дня и дисциплины, широкое применение физических мер воздействия для поддержания порядка и авторитета работников;во многих учреждениях сконцентрировано большое количество детей разных возрастов, национальностей, ребят с разными характерами и прошлым. Много детей попадает в учреждения из неблагополучных семей: пережившие ряд личных трагедий, нередко ставшие свидетелями множеств преступлений. В детских учреждениях неминуемо формируется иерархия между детьми, которая поддерживается и меняется главным образом посредством применения физического насилия. Помимо прочего, сами условия проживания в детских домах и интернатах способствуют возникновению иерархии и конфликтных ситуаций между детьми.Во-первых, это большая концентрация детей в ограниченном физическом пространстве. Так, не имея индивидуального пространства, дети вынуждены делить каждый метр друг с другом. Во многих учреждениях идет процесс своеобразной борьбы за лучшие условия между детьми, где главным инструментом является превосходство в силе. Физически более сильные дети применяют силу для поддержания своего положения в иерархии, принуждая детей к выполнению действий, подтверждающих статус превосходства (в т.ч. посредством эксплуатации других детей). К примеру, более сильный и авторитетный ребенок зачастую выбирает лучшую кровать в комнате, смотрит понравившийся канал во время коллективного просмотра телевизора и т.д. Во-вторых, это отсутствие надлежащего контроля со стороны работников. Во многих учреждениях нехватка воспитателей и других работников приводит к тому, что дети часто остаются без присмотра.Такие ситуации используются детьми для самоуправства, издевательств, выяснения отношений между собой с применением физического насилия. Кроме этого, многие воспитатели используют детей (как правило, старших) для контроля над другими воспитанниками;закрытость и отсутствие общественного контроля, контроля правоохранительных, ведомственных и надзорных органов. Попечительские советы должным образом не работают. На официальных проверках дети, запуганные воспитателями и руководством, ничего не рассказывают. Волонтёров в детдома и интернаты допускают неохотно.По нашему мнению, для предупреждения насилия над детьми в детских домах и интернатах необходимо устанавливать системы видеоконтроля. Видеокамеры должны полностью контролировать помещения игровых комнат, спален, коридоров, столовых, душевых, умывальных и других помещений, в которых содержатся дети и обслуживающий их персонал. Дворы для прогулок детей также должны быть оснащены средствами видеонаблюдения по всему периметру. Системы видеонаблюдения онлайн в настоящее время весьма актуальны и удобны тем, что заинтересованные контролирующие органы могут в любое время, с любого места и с любого устройства – с телефона, ноутбука, домашнего компьютера или планшета – просматривать видео с установленных камер. Для этого всего лишь требуется специальное программное обеспечение и подключение к сети Интернет. Вследствие этого дети будут защищены от насилия со стороны администрации детских домов и интернатов, незаконные деяния в отношении детей будут своевременно выявлены и пресечены. Кроме того, система видеоконтроля окажет эффективное психологическое воздействие на недобросовестных воспитателей и опровергнет порой ложные обвинения в адрес воспитателей от воспитанников детских учреждений.Таким образом, мы можем сказать о том, что недостатки реализации социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей, проблем и рисков, с которыми встречается ребенок в течение всего своего существования. Таким образом, считаем, что необходимо внести соответствующие изменения в законодательство, которые бы устанавливали процессуальное положение ребенка и предусматривали бы определенный порядок его обращения в суд за защитой.ЗаключениеТаким образом, в заключение исследования, возможно, сделать определенные выводы:Защита прав и законных интересов ребенка, ключевая задача, стоящая перед государством, общественными институтами и каждым человеком. В статье 17 Конституции Российской Федерации закреплен общий принцип реализации политики государства связанный с тем, что в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства, что создает необходимые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.В рамках существующего профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» утвержденного приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 № 680н основная цель вида профессиональной деятельности специалиста системы - предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей. Защитная функция органов опеки и попечения, отмечена и рамках Федеральных законов: от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» иных действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и регионов.В отличие от многих других специалистов, реализующих вопросы социальной защиты населения предметом работы сотрудников органов опеки и попечительства выступает отстаивание и поддержание права, и законные интересы несовершеннолетних. К данной категории согласно с действующим законодательством добавляются молодые люди старше 18 лет являющиеся лицами из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, и до 23 лет.Правовые нормы семейного законодательства обязывают родителей предоставлять ребенку необходимое ему содержание. При невыполнении данного требования закона в судебном порядке происходит начисление алиментов (на родителя) и в рамках исполнительного производства их взыскание. Обязанность по содержанию, воспитанию, развитию несовершеннолетних возлагается на обоих родителей. В равной степени, независимо от того, проживают они отдельно от ребенка или совместно, лишены, ограничены в родительских правах или нет. Согласно нормам права реализуемого в нашей стране обязанность родителей предоставлять содержание своему несовершеннолетнему ребенку является безусловной. От имени несовершеннолетнего-сироты или оставшегося без попечения родителей с исковым заявлением, связанным с защитой его прав в суд обращаются: представители органов опеки и попечения; руководитель организации, где находится ребенок; опекун (попечитель), приемный родитель.Важную защитную роль в рамках системы межведомственного взаимодействия выполняют Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав созданные на уровне субъекта федерации, муниципалитета. Повышение роли комиссий было продиктовано реализацией Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Координации деятельности разных субъектов, ведомств, в рамках защиты интересов данных лиц, создание единого межведомственного информационного пространства, организация индивидуальной профилактической работы с детьми эти и другие задачи стоят перед комиссией как единая платформа для выстраивания общих подходов к реализации социальной политики в отношении социальной защиты детей.Существующая правозащитная и судебная практика показала, что наибольшее количество вопросов вызвано с защитой права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жилищных вопросах. Ключевым документом, регулирующим право данных категорий лиц в том числе, а также граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 года №159-ФЗ, который определяет общие принципы, особенности защиты имущественных, в том числе жилищных прав данной категории граждан. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Такая же правовая норма содержится и в Жилищном кодексе Российской Федерации. На основании, которого, данным гражданам предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда. Реализация данного права носит заявительный характер, что является условием для постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилья.Законодательно регламентируется, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений в муниципальном образовании. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.Основным условием предоставления детям-сиротам жилого помещения во внеочередном порядке является, отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Так же учитывается факты безопасности, пригодности проживания в жилом помещении, закрепленном за ребенком-сиротой, общие нормы площади и другие особенности, связанные с реализацией данного права.Как показывает практика реализация вопроса защиты имущественных и личных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно представить в виде типового алгоритма, наполнение которого зависит от конкретных событий, фактов.1. Обнаружение и регистрация факта нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.2. Проверка сведений по нарушению прав и интересов данных категорий детей (письменное оформление и оценка рисков).3. Составление и утверждение программы, плана работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего.4. Реализация мероприятий по защите прав и законных интересов детейсирот, детей оставшихся без попечения родителей.5. Контроль и принятие решений по юридическому факту нарушения прав ребенка.Таким образом, механизмы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связаны, прежде всего, с вопросами правового регулирования данного процесса, с выстраиванием системы эффективного межведомственного взаимодействия. На практике при решении вопросов (в том числе в судебном порядке) необходимо учитывать все конкретные обстоятельства, в том числе спорные, в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.Список использованных источниковДекларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 - 388.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 22.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802.Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6725.Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // "Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, N 52, ст. 5880.Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177.Указ Президента РФ от 01.06.1992 N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 11.06.1992, N 23, ст. 1276.Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.2018) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" // "Собрание законодательства РФ", 25.05.2009, N 21, ст. 2572.Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 19.12.2018) "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей") // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2014, N 22, ст. 2887.Письмо Минобразования России от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000) "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов" // "Официальные документы в образовании", N 17, 2001.Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №1618-р // СЗ РФ. – 2014. – №35. – Ст. 4811.Определение Конституционного суда РФ от 5 февраля 2009 г. № 250 -О–П «По жалобе муниципального образования – городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».Решение № 2-26/2018 2-26/2016(2-960/2017;)~М-706/2017 2-960/2017 М-706/2017 от 27 января 2018 г. по делу № 2-26/2018.Бурханова Ф. Б., Шаяхметова Р. Р. / Понятие, сущность и особенности патронатной семьи в современном российском обществе // СИСП. 2014. №12 (44). С. 74-76.Безенкова Т.А., Шенцова В.В. Методы социального взаимодействия в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: International scientific news 2017 XXVIII Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 654-656.Бузаева Т.А. Моделирование опыта семейных отношений в воспитательной системе детского дома / Т.А. Бузаева, Н.Г. Чанилова // Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни: Сборник научно-методических материалов / Научн. ред.-сост. С.В. Тетерский, Г.Г. Николаев. – М., 2011. – 434 с.Безенкова Т. А. «О необходимости подготовки будущего социального педагога к работе по организации досуга детей и подростков» // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2015. № 9. С. 2405.Безенкова Т. А.Развитие информационной культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения // Перспективы науки - 2015 Сборник докладов II Международного конкурса научно-исследовательских работ. Научный ред. А.В. Гумеров. 2015. С. 6-9.Бутова Е.А., Черкашина А.М. Проблемы реализации и практического применения норм законодательства о суброгации // Провинциальные научные записки. –2015. – № 2. – С. 33-37.Василенко Н.А., Семёнова А.С. Типы и виды современных образовательно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Сборник статей II Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2017. С. 224-228.Гулина Л.Д. Детский дом как институт социализации осиротевших детей: дис. … канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 22.09.2011: утв.15.04.2012 / Гулина Лиана Димовна. – Уфа, 2011. – 164 с.Дегтяренко, А. А. Органы прокуратуры на защите прав несовершеннолетних / А. А. Дегтяренко // Законность. - 2015. - № 9. - С. 30-32.Давлетчин И. Л. Понятие «Культура досуга подростков» // Педагогическое образование в России. 2015. №3. С.137 - 141.Деева Е.В. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.В. Деева // Вестник Тамбовского университета. Том 20. Вып.11 (151). – 2015. – С. 67-72.Джамиева М.С., Мунгиева Н.З. Своеобразие образовательной среды в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Педагогическое образование и наука. 2014. № 6. С. 145-148.Джамиева М.С. Специфика развития ребенка в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Педагогическое образование и наука. 2014. № 6. С. 151-153.Дорошенко О.М. Правовые преимущества производства по делам несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. М.: В книге: Реформирование учета и права в современной России. Под ред. О.Е. Качковой, В.А. Баранова и др. 2016. С. 109.Каюмова Л.А. «Учреждения интернатного типа, как общественный институт. Опыт работы «Школа-интернат «Семья» город Магнитогорск» //X МНПК «Теоретические и практические проблемы развития современной науки». 2016. НИЦ. С. 203 – 205.Крысанова Н.В., Дорошенко О.М. Современные проблемы в области государственной политики по защите прав и законных интересов детей. М.: Научные исследования и образование. №1 (29). 2018. С. 30-33.Концепция совершенствования семейного законодательства / Сборник материалов государственной семейной политики в РФ // Издание ГД РФ. Москва. 2014. 456 с.Куракина Т. В. Деятельность детских домов-интернатов по адаптации выпускников к самостоятельной жизни / Т. В. Куракина // Работник социальной службы. – 2010. - №8. – С. 16-22.Лагойда Н.Г. Развитие системы детских деревень как новой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Бурятского госуниверситета. – 2010. – № 5. – с. 264–270.Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с.Ослон В. Н. Организационная модель службы постинтернатной адаптации выпускников / В. Н. Ослон // Детский дом. – 2011. – № 1. – С. 14-19.Османов У.Ю., Хайбулаев М.О. Причины и проблемы детей, поступающих в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии материалы второй международной научно-практической конференции. 2018. С. 128-138.Потиенко Н.Д. Архитектура специализированных зданий для детей-сирот // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. Вып. № 4(17). – С. 29–33.Попова Д.Г. «Несемейная» форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свете реформы семейного законодательства // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 2 (43). – С. 169–173.Смертина С.К., Родермель Т.А. Дискурс о современных организационных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // IN SITU. 2015. №1. С. 92-96.Семья Г. В. Социально-психологические основы участия детей в принятии решений, влияющих на их жизнь // Социальная педагогика. 2016. № 6. – с. 13-19.Тяпугина С. М. Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома / С. М. Тяпугина // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2015. – №6. С. 77-79.Хорошко Л.В. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2012. – №2. С. 109-113.Шахманова А.Ш. Организация развивающей среды в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2015. № 4. С. 62-65.

Список использованных источников

1. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 - 388.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 22.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
11. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
12. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6725.
13. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
14. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // "Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
15. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
16. Указ Президента РФ от 01.06.1992 N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 11.06.1992, N 23, ст. 1276.
17. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.2018) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" // "Собрание законодательства РФ", 25.05.2009, N 21, ст. 2572.
18. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 19.12.2018) "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей") // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2014, N 22, ст. 2887.
19. Письмо Минобразования России от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000) "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов" // "Официальные документы в образовании", N 17, 2001.
20. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №1618-р // СЗ РФ. – 2014. – №35. – Ст. 4811.
21. Определение Конституционного суда РФ от 5 февраля 2009 г. № 250 -О–П «По жалобе муниципального образования – городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
22. Решение № 2-26/2018 2-26/2016(2-960/2017;)~М-706/2017 2-960/2017 М-706/2017 от 27 января 2018 г. по делу № 2-26/2018.
23. Бурханова Ф. Б., Шаяхметова Р. Р. / Понятие, сущность и особенности патронатной семьи в современном российском обществе // СИСП. 2014. №12 (44). С. 74-76.
24. Безенкова Т.А., Шенцова В.В. Методы социального взаимодействия в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: International scientific news 2017 XXVIII Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 654-656.
25. Бузаева Т.А. Моделирование опыта семейных отношений в воспитательной системе детского дома / Т.А. Бузаева, Н.Г. Чанилова // Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни: Сборник научно-методических материалов / Научн. ред.-сост. С.В. Тетерский, Г.Г. Николаев. – М., 2011. – 434 с.
26. Безенкова Т. А. «О необходимости подготовки будущего социального педагога к работе по организации досуга детей и подростков» // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2015. № 9. С. 2405.
27. Безенкова Т. А.Развитие информационной культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения // Перспективы науки - 2015 Сборник докладов II Международного конкурса научно-исследовательских работ. Научный ред. А.В. Гумеров. 2015. С. 6-9.
28. Бутова Е.А., Черкашина А.М. Проблемы реализации и практического применения норм законодательства о суброгации // Провинциальные научные записки. –2015. – № 2. – С. 33-37.
29. Василенко Н.А., Семёнова А.С. Типы и виды современных образовательно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Сборник статей II Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2017. С. 224-228.
30. Гулина Л.Д. Детский дом как институт социализации осиротевших детей: дис. … канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 22.09.2011: утв.15.04.2012 / Гулина Лиана Димовна. – Уфа, 2011. – 164 с.
31. Дегтяренко, А. А. Органы прокуратуры на защите прав несовершеннолетних / А. А. Дегтяренко // Законность. - 2015. - № 9. - С. 30-32.
32. Давлетчин И. Л. Понятие «Культура досуга подростков» // Педагогическое образование в России. 2015. №3. С.137 - 141.
33. Деева Е.В. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.В. Деева // Вестник Тамбовского университета. Том 20. Вып.11 (151). – 2015. – С. 67-72.
34. Джамиева М.С., Мунгиева Н.З. Своеобразие образовательной среды в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Педагогическое образование и наука. 2014. № 6. С. 145-148.
35. Джамиева М.С. Специфика развития ребенка в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Педагогическое образование и наука. 2014. № 6. С. 151-153.
36. Дорошенко О.М. Правовые преимущества производства по делам несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. М.: В книге: Реформирование учета и права в современной России. Под ред. О.Е. Качковой, В.А. Баранова и др. 2016. С. 109.
37. Каюмова Л.А. «Учреждения интернатного типа, как общественный институт. Опыт работы «Школа-интернат «Семья» город Магнитогорск» //X МНПК «Теоретические и практические проблемы развития современной науки». 2016. НИЦ. С. 203 – 205.
38. Крысанова Н.В., Дорошенко О.М. Современные проблемы в области государственной политики по защите прав и законных интересов детей. М.: Научные исследования и образование. №1 (29). 2018. С. 30-33.
39. Концепция совершенствования семейного законодательства / Сборник материалов государственной семейной политики в РФ // Издание ГД РФ. Москва. 2014. 456 с.
40. Куракина Т. В. Деятельность детских домов-интернатов по адаптации выпускников к самостоятельной жизни / Т. В. Куракина // Работник социальной службы. – 2010. - №8. – С. 16-22.
41. Лагойда Н.Г. Развитие системы детских деревень как новой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Бурятского госуниверситета. – 2010. – № 5. – с. 264–270.
42. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с.
43. Ослон В. Н. Организационная модель службы постинтернатной адаптации выпускников / В. Н. Ослон // Детский дом. – 2011. – № 1. – С. 14-19.
44. Османов У.Ю., Хайбулаев М.О. Причины и проблемы детей, поступающих в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии материалы второй международной научно-практической конференции. 2018. С. 128-138.
45. Потиенко Н.Д. Архитектура специализированных зданий для детей-сирот // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. Вып. № 4(17). – С. 29–33.
46. Попова Д.Г. «Несемейная» форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свете реформы семейного законодательства // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 2 (43). – С. 169–173.
47. Смертина С.К., Родермель Т.А. Дискурс о современных организационных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // IN SITU. 2015. №1. С. 92-96.
48. Семья Г. В. Социально-психологические основы участия детей в принятии решений, влияющих на их жизнь // Социальная педагогика. 2016. № 6. – с. 13-19.
49. Тяпугина С. М. Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома / С. М. Тяпугина // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2015. – №6. С. 77-79.
50. Хорошко Л.В. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2012. – №2. С. 109-113.
51. Шахманова А.Ш. Организация развивающей среды в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2015. № 4. С. 62-65.