Научные школы и теории в современной психологии
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 04.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1. Сущность психотерапии и ее задачи 5
1.2. Принципы и методы современных психотерапевтических школ и теорий 7
Глава 2. Интегративные тенденции в психотерапии 27
Техники работы с изоляцией: обучение «языку интимности» — формирование механических навыков проявления чувств и эмоций; самостоятельное принятие человеком решения полностью изолироваться от общения на время; установление доверительных отношений между клиентом и психотерапевтом; преодоление противоречия между необходимостью в общении и полной экзистенциальной изоляции. Техники работы с отсутствием смысла бытия: завлечение в жизнь, предложение вариантов того, как жизнь человека может развиваться в дальнейшем, если он будет предпринимать какие-либо действия; решение проблемы бессмысленности, избавление от этого чувства; преодоление чувства тревожности, помощь в осознании того, что страх бессмысленный; установка и поддержание действительных отношений, которые будут продолжаться в течение длительного времени. [10]В зависимости от того, с какой проблемой человек пришел на прием, специалист разрабатывает перечень действий и практик, которые помогут человеку решить его проблему. Он также может применять последовательные практики из разных техник.Глава 2. Интегративные тенденции в психотерапии2.1Сущность интегративного подхода в психотерапииОдно из отечественных исследований состояния психотерапии как научной дисциплины на сегодня было проведено в рамках реализации комплексного проекта по разработке актуальных теоретических и практических аспектов направления интегративной и эклектической психотерапии (основные исполнители настоящего проекта – кафедра психотерапии, психиатрии – наркологии, клинической и консультативной психологии РНПЦ МСПН, руководитель – профессор А.Л. Катков; кафедра психотерапии, медицинской психологии с курсом сексологии и сексопатологии РАПО, руководитель – профессор В.В. Макаров. Проведенный ими предварительный анализ выявил почти полное несоответствие теории (правильнее сказать – теорий) психотерапии кодифицированным критериям научного знания, принятым на современном этапе развития науки. Так, например, по наиболее важному критерию, свидетельствующему о состоятельности и зрелости какого-либо анализируемого научного направления – проработанной предметной сфере – приходится констатировать отсутствие четкого определения предмета профессиональной психотерапии и даже сколько-нибудь удовлетворительного консенсуса по данному вопросу. По такому критерию, как принцип подтверждаемости (верификации), с которым обычно соседствует принцип инвариантности (симметрии) – оба этих принципа обосновывают наличие дифференцированных изменений, возникающих именно по причине определенного воздействия; а если характер воздействия изменяется, то симметрично меняется и результат – следует признать факт того, что в психотерапии весьма часто получают схожие результаты при использовании различных методов и разные результаты при использовании одного и того же метода в идентичной клиентской группе. Кроме того, почти всеми исследователями отмечается непроработанность и отсутствие консенсуса по методам и критериям определения эффективности профессиональной психотерапии.Далее, по критерию наличия проработанных принципов фальсификации (на основании чего общее поле профессиональной психотерапии, может, во-первых, очищаться от произвольных и не оправдывающих себя теоретических построений, а во-вторых – от неэффективных практик) следует констатировать почти полную несостоятельность, прежде всего по причине отсутствия реального продвижения по предыдущей позиции (критерий верификации и симметрии). Следующий критерий – наблюдаемости и измеряемости динамики предметной сферы – в общем поле профессиональной психотерапии представлен идеологическими установками каждой из многочисленных модальностей (разновидностей психотерапии). В силу отсутствия продвижения по позициям 1-го и 2-го критериев шансов на достижение консенсуса по разработке единой шкалы измерения психотерапевтических эффектов практически нет. Критерий так называемого принципа простоты, т.е. наличия наиболее вероятного и не требующего дополнительных логических конструкций объяснения психотерапевтических эффектов, – также не проработан, прежде всего в силу отсутствия продвижения по 2-й и 3-й позициям критериев верификации и фальсификации. По критерию системности (согласованности в отношении концептуального ядра рассматриваемого научного направления или методологии его формирования) следует констатировать разобщение и неохватываемое разнообразие идеологических концептов психотерапии. При этом какие-либо ссылки на якобы полипарадигмальный статус психотерапевтической науки и практики попросту неуместны, так как любая психотерапевтическая идеология, как понятно из всего вышесказанного, в значительной степени произвольна и не подпадает под определение научной парадигмы. Наконец, по критерию соответствия всем вышеназванным позициям (по большинству из которых у состоятельных научных дисциплин должно констатироваться аргументированное соответствие, а по другим позициям должно быть представлено внятное объяснение имеющихся методологических сложностей и перспективы их преодоления) приходится признать, что мы имеем дело с тем редким случаем, когда рассматриваемая специальность обнаруживает почти полное несоответствие общепринятым критериям, по которым устанавливается статус научных дисциплин.2.2Подходы и тенденции интегративной психотерапииЗа последние несколько десятков лет интегративная психотерапия начала привлекать многих исследователей и практиков к освещаемым ею проблемам, а также возможностям ее развития. В отличие от других видов психотерапии, интегративная психотерапия предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии, а не сочетает в себе приемы различных психотерапевтических направлений. [23]Интегративный подход в психотерапии – это такой подход, при котором психотерапевт в своей работе не является ортодоксом какого-то одного терапевтического подхода, а использует идеи, методы, теоретические положения из самых разных подходов и в зависимости от различных обстоятельств может применять эти знания. Начиная с середины шестидесятых годов прошлого века немецкий психолог Иларион Петцольд активно начал развивать интегративную психотерапию. Петцольд был убежден, что «интегративная терапия связывает метод с конфликт-центрированным глубинным подходом, включающим в себя упражнения и испытания определенных эмоций». Интегративная психотерапия расширяет принцип классической гештальт-терапии и одновременно временную перспективу, горизонты прошлого и будущего, учитывая при этом промежутки времени, социальное и экологическое пространство в качестве контекста. Петцольд пытался объединить в интегративной терапии теорию и практику психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, телесноориентированной психотерапии и когнитивно-поведенческой психотерапии. [7]Большой вклад в развитие интегративной психотерапии внесли американский философ Кен Уилбер и итальянский психолог Роберто Ассаджиоли в девяностых годах прошлого века. Их труды были направлены на исследование способов выработки у человека навыков и умений, которые помогут ему избегать конфликтов, стать более собранным и избавиться от несоответствия мыслей и поведения. Техники интегративной психологии помогают человеку принять свои переживания, решить свои проблемы, повысить творческий потенциал и вернуть вкус к жизни.Интегративные тенденции психотерапии существуют на основе следующих подходов: Применение эклектической модели, связывающей разнообразные методы психотерапии, отталкиваясь от нужд лечебной практики. Интеграция научных дисциплин, поддающихся сопоставлению, например, медицина, социология, психология, педагогики, философия, нейрофизиология, психолингвистика и многие другие. Синтез теоретических сведений всевозможных психотерапевтических ориентации с учетом основной концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.Поиск общего основания для разных теоретических моделей при помощи перевода их понятий на терминологию, считающуюся общепринятой, или описание психотерапевтического процесса с позиции разных направлений являют собой значительные возможности, служащие для развития интегративной психотерапии. Факторы, способствующие развитию интегративной психотерапии: Распространение бесчисленных методов и форм психотерапии, которые затрудняют выбор, а также их исследование и применение на практике. Неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов. [13]Поиск общих основных процессов, являющихся характерными для всех методов психотерапии, и постепенное признание особенности, что разные методы могут иметь больше сходств, чем различий. Приблизительно одинаковая действенность лечения независимо от методов психотерапии. Акцент на значительной роли взаимоотношений специалист—пациент в рамках любых методов психотерапии. Социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее специалистов действие. [28]Таким образом, учет специалистом индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни и особенностей человека, а не собственных теоретических знаний является самой важной характеристикой интегративной психотерапии. Известно, что человек – самостоятельное, целостное создание, имеющее способность к саморазвитию и самообразованию. Человек не может быть отделен от его сознания, так как они являются единым целым. Целостный подход предполагает не только системный взгляд на различные предметы и явления, но и целостное видение картины мира окружающей действительности и людей. Немецкий философ Иммануил Кант упоминал в своих работах о целостности природы человека.Целостность — это характеристика самой природы, частью которой является человек. Таким образом, человек является целостностью, но в то же время он и часть по отношению к природе. Согласно интегральному подходу мир — это "единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей". Человек может полагать, что он живёт и реагирует на реальные объекты, которые можно потрогать, увидеть, но это не совсем верно, так как существуют особые чувственные импульсы, на которые он и обращает внимание. Мир субъективен, и каждый человек обладает своей собственной "картиной мира". И в интегративном подходе на мир фокус перемещается с объекта к форме, поэтому большее внимание начинает уделяться процессу. Понятие "целостности личности" представляет собой все её проявления: интерперсональные, социогенетические, персоногенетические, трансперсональные.[10]Таким образом, человек, будучи целостной личностью, также может испытывать внутренний конфликт, что может провоцировать ещё большее напряжение. Бинарное, окультуренное состояние человека содержит в себе проблемы и разделение. Разделение заключается в том, что человек начинает принимать то, что раньше подвергалось сомнению. Развитие способности к разделению, он учится заботиться о здоровье своей психики.ЗаключениеТаким образом, предметы и задачи психотерапии не определены окончательно. На это влияет тот факт, что психотерапия находится на стыке таких наук, как психология, философия, медицина, социология, лингвистика. Однако она все чаще выделяется в специальную область знания, в которой практика пока опережает фундаментальные изыскания. Предметом психотерапии можно считать межличностное взаимодействие, во время которого человек получает квалифицированную профессиональную помощь. Она оказывается при помощи средств психологии, которые направлены на решение появляющихся у человека проблем с психикой и функционированием нервной системы.Психотерапия влияет на психическое состояние человека различными способами. В ее практике применяется более пяти сотен самостоятельных методов и техник.При данном психологическое влияние может быть положительным только в том случае, когда за работу берется профессионал, специализирующийся в определенной области практической психологии, будь то проблемы психического развития детей, психология семейных отношений или индивидуальная терапия дезадаптированной личности. Потому специализация в области практической психологии должна соответствовать мировому и европейскому уровню подготовки профессионалов.Список использованной литературы1. Александров, А. А. Интегративная психотерапия / А.А. Александров. - М.: Питер, 2014. - 352 c.2. Александров, А. А. Личностно-ориентированные методы психотерапии: моногр. / А.А. Александров. - М.: Речь, 2014. - 240 c.3. Ахола, Т. Краткосрочная позитивная психотерапия / Т. Ахола, Б. Фурман, А.М. Ялов. - М.: Речь, 2015. - 220 c.4. Берн Групповая психотерапия / Берн, Эрик. - М.: РГГУ, 2015. - 466 c.5. Берн Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии: моногр. / Берн, Эрик. - М.: Екатеринбург: Литур, 2012. - 272 c.6. Берн, Эрик Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии / Эрик Берн. - М.: Литур, 2015. - 272 c.7. Вайсс, Джозеф Как работает психотерапия. Процесс и техника / Джозеф Вайсс. - М.: Класс, 2014. - 240 c.8. Вебер, Г. Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер. - М.: Наука, 2011. - 304 c.9. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О.А. Ворожцова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2014. - 96 c.10. Групповая психотерапия. - Л.: Медицина, 2011. - 384 c.11. Дети в семейной психотерапии: Практическая работа и профессиональное обучение / Под редакцией Джоан Дж. Зильбах. - М.: Издательство Института психотерапии, 2011. - 208 c.12. Доморацкий, В. А. Краткосрочные методы психотерапии / В.А. Доморацкий. - М.: Психотерапия, 2013. - 304 c.13. Доморацкий, Владимир Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств / Владимир Доморацкий. - М.: Академический Проект, Культура, 2015. - 480 c.14. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. - М.: ПРОПИЛЕИ, 2011. - 196 c.15. Инновационная психотерапия. - М.: Питер, 2012. - 384 c.16. Карвасарского, Б. Д. Клиническая психотерапия в общей врачебной практике / Под редакцией Н.Г. Незнанова, Б.Д. Карвасарского. - М.: Питер, 2011. - 528 c.17. Кейд, Б. Краткосрочная психотерапия. Интервенции, манипуляции, техники на основе эриксоновского гипноза и НЛП / Б. Кейд, В.Х. О`Хэнлон. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 240 c.18. Колошина, Т. Марионетки в психотерапии / Т. Колошина, Г. Тимошенко. - М.: Издательство Института психотерапии, 2015. - 192 c.19. Литвак, М.Е. Из ада в рай. Избранные лекции по психотерапии / М.Е. Литвак. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 480 c.20. Назлоян, Гагик Концептуальная психотерапия: Портретный метод / ГагикНазлоян. - М.: ПЕР СЭ, 2010. - 240 c.21. Робин, Жан-Мари Быть в присутствии Другого. Этюды по психотерапии / Жан-Мари Робин. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2014. - 288 c.22. Россохин, А.В. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии / А.В. Россохин, В.Л. Измагурова. - М.: СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 544 c.23. Рудестам, Кьелл Групповая психотерапия / КьеллРудестам. - М.: Прогресс, 2010. - 368 c.24. Соколов, Дмитрий Исцеляющее безумие. Между мистерией и психотерапией / Дмитрий Соколов. - М.: Речь, 2012. - 240 c.25. Стерн, Харольд Кушетка. Ее значение и использование в психотерапии / Харольд Стерн. - М.: Восточно-европейский институт психоанализа, 2015. - 212 c.26. Федоров, В. М. Астрологический психоанализ и психотерапия. Введение в теорию и практику / В.М. Федоров. - М.: Центр Астрологических Исследований, 2015. - 208 c.27. Хайгл-Эверс, Аннелизе Базисное руководство по психотерапии / АннелизеХайгл-Эверс и др. - М.: Речь, Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2015. - 784 c.28. Ялом Дар психотерапии / Ялом, Ирвин. - М.: Огни, 2015. - 352 c.29. Ялом, Ирвин Групповая психотерапия / Ирвин Ялом ,МолинЛесц. - М.: Питер, 2015. - 688 c.30. Ялом, Ирвин Дар психотерапии / Ирвин Ялом. - М.: Эксмо, 2013. - 352 c.
2. Александров, А. А. Личностно-ориентированные методы психотерапии: моногр. / А.А. Александров. - М.: Речь, 2014. - 240 c.
3. Ахола, Т. Краткосрочная позитивная психотерапия / Т. Ахола, Б. Фурман, А.М. Ялов. - М.: Речь, 2015. - 220 c.
4. Берн Групповая психотерапия / Берн, Эрик. - М.: РГГУ, 2015. - 466 c.
5. Берн Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии: моногр. / Берн, Эрик. - М.: Екатеринбург: Литур, 2012. - 272 c.
6. Берн, Эрик Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии / Эрик Берн. - М.: Литур, 2015. - 272 c.
7. Вайсс, Джозеф Как работает психотерапия. Процесс и техника / Джозеф Вайсс. - М.: Класс, 2014. - 240 c.
8. Вебер, Г. Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер. - М.: Наука, 2011. - 304 c.
9. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О.А. Ворожцова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2014. - 96 c.
10. Групповая психотерапия. - Л.: Медицина, 2011. - 384 c.
11. Дети в семейной психотерапии: Практическая работа и профессиональное обучение / Под редакцией Джоан Дж. Зильбах. - М.: Издательство Института психотерапии, 2011. - 208 c.
12. Доморацкий, В. А. Краткосрочные методы психотерапии / В.А. Доморацкий. - М.: Психотерапия, 2013. - 304 c.
13. Доморацкий, Владимир Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств / Владимир Доморацкий. - М.: Академический Проект, Культура, 2015. - 480 c.
14. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. - М.: ПРОПИЛЕИ, 2011. - 196 c.
15. Инновационная психотерапия. - М.: Питер, 2012. - 384 c.
16. Карвасарского, Б. Д. Клиническая психотерапия в общей врачебной практике / Под редакцией Н.Г. Незнанова, Б.Д. Карвасарского. - М.: Питер, 2011. - 528 c.
17. Кейд, Б. Краткосрочная психотерапия. Интервенции, манипуляции, техники на основе эриксоновского гипноза и НЛП / Б. Кейд, В.Х. О`Хэнлон. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 240 c.
18. Колошина, Т. Марионетки в психотерапии / Т. Колошина, Г. Тимошенко. - М.: Издательство Института психотерапии, 2015. - 192 c.
19. Литвак, М.Е. Из ада в рай. Избранные лекции по психотерапии / М.Е. Литвак. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 480 c.
20. Назлоян, Гагик Концептуальная психотерапия: Портретный метод / Гагик Назлоян. - М.: ПЕР СЭ, 2010. - 240 c.
21. Робин, Жан-Мари Быть в присутствии Другого. Этюды по психотерапии / Жан-Мари Робин. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2014. - 288 c.
22. Россохин, А.В. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии / А.В. Россохин, В.Л. Измагурова. - М.: СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 544 c.
23. Рудестам, Кьелл Групповая психотерапия / Кьелл Рудестам. - М.: Прогресс, 2010. - 368 c.
24. Соколов, Дмитрий Исцеляющее безумие. Между мистерией и психотерапией / Дмитрий Соколов. - М.: Речь, 2012. - 240 c.
25. Стерн, Харольд Кушетка. Ее значение и использование в психотерапии / Харольд Стерн. - М.: Восточно-европейский институт психоанализа, 2015. - 212 c.
26. Федоров, В. М. Астрологический психоанализ и психотерапия. Введение в теорию и практику / В.М. Федоров. - М.: Центр Астрологических Исследований, 2015. - 208 c.
27. Хайгл-Эверс, Аннелизе Базисное руководство по психотерапии / Аннелизе Хайгл-Эверс и др. - М.: Речь, Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2015. - 784 c.
28. Ялом Дар психотерапии / Ялом, Ирвин. - М.: Огни, 2015. - 352 c.
29. Ялом, Ирвин Групповая психотерапия / Ирвин Ялом , Молин Лесц. - М.: Питер, 2015. - 688 c.
30. Ялом, Ирвин Дар психотерапии / Ирвин Ялом. - М.: Эксмо, 2013. - 352 c.
Вопрос-ответ:
Какая сущность психотерапии и какие задачи она решает?
Сущность психотерапии заключается в помощи людям в решении психологических проблем и развитии их потенциала. Задачи психотерапии включают улучшение психического состояния, преодоление конкретных симптомов и жизненных трудностей, развитие личностного роста и самоактуализации.
Какие принципы и методы используются в современных психотерапевтических школах и теориях?
Современные психотерапевтические школы и теории используют разнообразные принципы и методы, включая когнитивно-поведенческую терапию, психоанализ, гештальт-терапию, семейную терапию и др. Каждая школа имеет свои особые подходы, но общими принципами являются эмпатия, поддержка, активное слушание и сотрудничество с клиентом.
Что такое интегративные тенденции в психотерапии и как они проявляются?
Интегративные тенденции в психотерапии представляют собой стремление к объединению различных подходов и методик в рамках одной терапевтической практики. Это может проявляться в использовании элементов разных школ и теорий, адаптации методов работы под конкретные потребности клиента и применении комплексного подхода к решению психологических проблем.
Какие техники используются в работе с изоляцией в психотерапии?
В работе с изоляцией в психотерапии используются различные техники, такие как обучение языку интимности, формирование механических навыков проявления чувств и эмоций, самостоятельное принятие человеком решения полностью изолироваться от общения на время и установление доверительных отношений с терапевтом.
Какие задачи решает психотерапия в отношении развития личностного роста и самоактуализации?
Психотерапия помогает людям развиваться, достигать личностного роста и самоактуализации путем помощи в осознании своих уникальных потребностей и ценностей, развития навыков самооценки и самореализации, а также преодоления внутренних блоков и ограничений, мешающих полноценному развитию.
Что такое психотерапия и каковы ее задачи?
Психотерапия - это метод лечения психических расстройств, основанный на разговоре между психотерапевтом и пациентом. Ее задачи включают помощь пациенту понять и решить проблемы, справиться с эмоциональным стрессом, развить навыки общения и достичь психического благополучия.
Какие принципы и методы используются в современных психотерапевтических школах и теориях?
Современные психотерапевтические школы и теории используют разнообразные принципы и методы. Некоторые из них включают работу с пациентом над языком интимности, развитие навыков проявления чувств и эмоций, установление доверительных отношений между терапевтом и пациентом, а также применение различных техник работы с психическими расстройствами.
Какие интегративные тенденции наблюдаются в психотерапии?
В психотерапии наблюдаются интегративные тенденции, которые направлены на объединение различных подходов и методов лечения. Например, психотерапевты активно применяют техники работы с изоляцией, чтобы помочь пациенту временно изолироваться от общения и сосредоточиться на своих мыслях и эмоциях. Также важным аспектом является формирование механических навыков проявления чувств и эмоций, а также самостоятельное принятие человеком решения о полном изоляции от общения на определенный период времени.
Какие методы и техники работы используются в психотерапии?
В психотерапии применяются разнообразные методы и техники работы. К ним относятся разговорные сессии между психотерапевтом и пациентом, где обсуждаются проблемы и поиски решений; работа с эмоциями и чувствами пациента; применение психологических упражнений и заданий; использование медитации и релаксации для снятия стресса; а также работа с семьей и окружающими людьми пациента.