Фрагмент для ознакомления
Частично есть задание в пятой группе в третьей серии методики Т.А. Фотековой «Исследование грамматического строя речи». Однако их мы не будет использовать в исследовании.Текст заданий представлен в Приложении 1.2.2. Результаты диагностического обследования школьниковВ ходе сбора анамнеза на детей, которые входили в исследуемую выборку было выявлено, что все школьники имеют задержку речевого развития с раннего возраста. Родители данной группы детей речевых дефектов не имеют. В основном, речевые нарушения проявлялись в грамматическом строе речи, его лексической стороне, связной речи.При обследовании звуко-слоговой структуры слов у 20 первоклассников были получены следующие результаты.Среди детей проведение методики на выявление звуко-слоговой структуры слова не было ни одного ребенка, который бы не повторил ни одного слова. Были дети, которые затруднялись с произнесением некоторых слов.Но также не было среди обследуемых и тех, которые полностью произнесли слова, без единой ошибки, в той же интонации, как и говоривший.Так, Григорий Ж. смог произвести слово «танкист» четко, но сбился на слове «перепорхнуть».Марина С. могла сказать слово «баскетбол», но с ошибками произнесла слово «милиционер». Результаты сведены в таблицах 3, 4.Таблица 3 – Результаты констатирующего эксперимента по «Тестовой методике диагностики устной речи детей младших школьников Т.А. Фотековой".УченикСформированность звукослоговой структуры13,75253444,7552,75657381,7592106118126,5135147,5158,5169175,5187,5198208,5Общее количество баллов112Таблица 4 – Группы детей по звуко-слоговой структуре речиГруппы по балламКол-во учеников эксперим.гр. (в скобках – в процентах)Кол-во учениковконтрол.гр. (в скобках – в процентах)10-4 балла5 чел. (50 %)10 (100%)3,75-3 балла2 чел. (20%)2,75-2 балла2 чел. (20%)1,75-0 баллов1 чел. (10%)По данным результатам можно сделать вывод о том, что у детей в большей степени страдает фонематическое восприятие и сформированность слоговой структуры. По механизму нарушения усвоения и использования собственно слоговой структуры слова можно выделить следующие типы ошибок: сокращение слогов (миционер - милиционер); увеличение числа слогов - итерация (сокворода - сковорода); перестановка слогов в слове (темроретр - термометр); уподобление слогов (анкист - танкист), инертное застревание на одном слоге в слове (скакакалка - скакалка); сочетаемость нескольких типов ошибок в слове.Таким образом, проведение обследования устной речи помогло выявить различные ее нарушения, а также те компоненты, которые не сформированы в большей степени. Суммируя все полученные данные, пришли к выводу, что у данной группы детей недостаточно сформирована звуко-слоговая структура слова. Нарушение слоговой структуры речи структуры слова отрицательно влияет на формирование лексикой и грамматической стороны речи, фонематическое восприятие, на овладение детьми письменной речью. Особенностью этих нарушений является их стойкость. Общим невысоким показателем обладает развитие связанной речи.Результаты исследования показали, что в данной группе, если условно разделить результаты на четыре уровня дети, набравшие четыре балла - высокий уровень, от 3,75 до 3 баллов - средний, от 2,75 до 2 баллов - ниже среднего, меньше двух баллов - низкий. Тогда из таблицы видно, что с низким уровнем сформированности звуко-слоговой структуры слова, один ребенок с экспериментальной группы - 10%. Это говорит о том, что в процессе выполнения заданий по методике они допустили ошибки в большинстве предложенных заданий, помощь оказалась неэффективной. Со средним уровнем - 2 ребенка с экспериментальной группы(20%). Это позволяет говорить, что при выполнении заданий они правильно выполнили более половины заданий. Ниже среднего – 2 ребенка с экспериментальной группы (20%). Это говорит о том, что в процессе выполнения заданий по методике они допустили ошибки в большинстве предложенных заданий, помощь оказалась неэффективной.Выше среднего – 5 детей с экспериментальной группы (55%), 10 детей с контрольной группы 10%. Эти дети правильно выполнили предлагаемые задания с оказанием им помощи, в ряде заданий они самостоятельно смогли исправить ошибку в данном неправильном ответе после уточнения задания.Заметим, что это именно уровни для детей с нарушением развития звуко-слоговой структуры, а не для детей в норме.Результаты исследования позволили констатировать грубые, специфические нарушения в фонетической и фонематической подсистемах языка. Количественный и качественный анализ ошибок в воспроизведении звуко-слоговой структуры слова на речевом знаковом уровне функционирования артикуляторного механизма (в процессе произнесения звука не изолированно, а в слоге слова) позволил предложить такую их группировку: замена звуков (вариативные замены, парадоксальные замены, взаимозаменяемости, рост количества разнообразных замен одновременно с более высоким уровнем развития речи); пропуски звуков; искаженное произношение звуков.По полученным результатам можно сделать следующие выводы: обследуемые дети имеют низкий уровень развития звуко-слоговой структуры речи, плохо различают, сравнивают и узнают как отдельные звуки в ряде, и слова - паронимы. Нарушение слоговой структуры, которое по-разному видоизменяет слоговой слог слов.Нарушение звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР являются очень устойчивыми и корректируются дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Звуко-слоговая структура слова, усваивается изолированно, нередко вновь нарушается в процессе включения слова в фразу. Искажение отдельных звуков не является причиной нарушений слогляющей строения слова. В основе механизма нарушений звуко-слоговой структуры слова заключаются не столько трудности собственно моторной реализации звуков, сколько несформированность кинетических или кинестетических образов слов. Усвоение звуко-слоговой структуры слова зависит как от закономерностей звуковой действительности родного языка, их влияния на процесс овладения речью, так и от общего речевого развития ребенка, состояния сформированности фонематических процессов и уровня артикуляторных возможностей.Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал, что у детей, входящих в выборку исследования, достаточно низкий уровень сформированности звуко-слоговой структуры слова, в связи с этим требуется коррекционная работа по формированию звуко-слоговой структуры слова у учащихся первого класса с ОНР.2.3. Рекомендации по развитию звуко-слоговой структуры слов учащихся 1 класса с общим недоразвитием речиПри обследовании речи детей младшего школьного возраста с ОНР уровня выявили особенности его формирования. Речь этих детей характеризуется многочисленными нарушениями звукопроизношения, тяжелыми нарушениями слогового строения слов, импрессивными и экспрессивными аграмматизмы, связная же речь остается неразвитой.Результаты исследований показали, что дети с ОНР II уровня в самостоятельном и отраженной речи допускают значительного количества ошибок в воспроизведении слоговой структуры слова. Были выявлены следующие типичные ошибки:элизия, возникающее вследствие сокращения слоговой структуры за счет выпадения целых слогов (вадоз - водолаз, Бабаны - барабан)добавление лишнего слога, особенно при стечении согласных (Талава, тилава - трава) или по сходству (Шубак - шуба, Телелим - теленок)персеверация, что проявляется в перестановке слогов в слове (морашки - ромашки, яди- ги - ягоды, кабажан - баклажан)контаминация, заключающийся в объединении слогов двух слов (копать - копать лопатой, рижом - резать ножом, совиник - совок и веник). Этот тип ошибок диагностический для моторной алалии;антиципация, в основе которой лежит уподобление слогов друг к другу (лалабан - барабан, лелебус - троллейбус).Результаты анализа образцов речи младшего школьного возраста с ОНР свидетельствуют, что овладение слоговой структурой слова не зависит непосредственно от умения произносить отдельные звуки.Стоит отметить, что искажения отдельных звуков не является причиной нарушений слоговой структуры слова. В основе механизма этого нарушения лежат не трудности моторной реализации звуков, а несформированность кинетических образов слов.Чтобы исправить специфические детские ошибки при формировании структуры слова,адаптировали методику А.К.Марковой по формированию слоговой структуры слова у детей с алалией, подобрали и систематизировали вербальный наглядно-дидактический материал, выделили этапы учебно коррекционной работы. В целях каждого этапа работы подобраны вербальные упражнения, необходим наглядный материал.На I этапе работы важно сосредоточить внимание ребенка на разнице между словами по слоговым размерам, то есть по количеству слогов в словах.Цель II этапа заключается в обучении детей различать слоги и быстро переключаться с одного слога на другой.На III этапе работы основная цель - научить различать слоговые системы слов и таким образом устранить нарушения, проявляющиеся в объединении слогов с разных слов.Цель IV этапа работы - преодоление сокращений слов, особенно при стечении согласных в слове.Дидактические упражнения на V этапе работы способствуют устранению перестановок слогов в пределах слова.На разных этапах работы необходимо отдавать предпочтение то слуховым, то артикуляционным упражнениям.По нашему мнению, предложенная последовательность в работе по формированию слоговой структуры слова обеспечивает значительную эффективность усвоения материала.1 ЭТАППервый этап работы имеет целью сосредоточить внимание ребенка на разнице между словами сослоговым размером, то есть по количеству слогов в лексемах.Воспроизведение ритмического контура слова, то есть количества слогов, - посильная задача для ребенка с ОНР. Контур слова - это та основа, на которой только и возможно отработки других элементов слоговой структуры.На первом этапе работы можно предложить упражнения, проводят обязательно в игровой форме.1. Воспроизведение слогового ритма слова. Работа над неречевым ритмом с опорой на движения. упражнения:воспроизведения контура слова в простейшем виде;произнесения сочетаний из 2, 3, 4 одинаковых слогов;отстукивания ритма с определенным интервалом (быстро - умеренно - медленно).Логопед дает ребенку задание: «Стучи так, как я считаю». Ребенок в такт подсчета хлопает в ладоши. Логопед меняет ритм: то быстрее, то медленнее.Внимание ребенка следует сосредоточить на разнице между словами по слоговому размеру, то есть по количеству слогов.2. Воспроизведение ритма по количеству ударов. упражнения:логопед отстукивает по 1, 2 или 3 удара: И, И, И; II, II, II, III, III, III. Ребенок повторяет.3. Различение слов по количеству слогов. Логопед дает упражнения в игровой форме:объясняет детям, что есть слова «большие, длинные, которые мы произносим долго» (ма-ши-на, ве-ло си-пед) и «маленькие, короткие, которые мы произносим быстро» (мяч, дом).4. Различение слов с ритмическим рисунком:логопед называет несколько лексем (мак, пух, кот, машина, паутина) и просит детей поднять руку, когда они услышат длинное слово. При этом в такт произношения логопед отстукивает количество слогов, чтобы дети почувствовали разницу в длине слов;после этого упражнение проводят в другом варианте: дети должны узнать короткое слово из определенного количества лексем.5. Различение количества слогов в слоговой цепочке.С этой целью проводят игру «Кто пришел?»: (Зайчик стучится в дверь: тук - тук; волк: тук). В этой игре одни дети проговаривают слоговой ряд, а остальные различает их.6. Работа над слоговой структурой слова с использованием только сохранившихся звуков раннего и среднего онтогенеза: а, у, о, ы, и, э, м, п, т, к, н, в, д.упражнения:отображенно повторить отдельныеслоги со звуками, необходимо правильно произносить (па, и, ка и т.п.);произнесение слов из двух одинаковых слогов. Можно использовать звукоподражания.Игра «Кто как поет?»На доске рисунки животных и птиц. Логопед имитирует их «пение» (курица - ко-ко, гусь - ха-ха, корова - му-му, птичка - ку-ку). Затем эти звуки повторяют воспитанники.После усвоения ребенком двухсложных звукоподражательных слов ей можно дать аналогичную задачу - слоговые ряды, включающие звуки, ребенок произносит правильно (мама, папа, вава).Стоит отметить, что одновременно с работой над структурой слова необходимо предложить осуществлять постановку отсутствующих звуков. Эта работа дает большие возможности для формирования структуры слова. Чтобы автоматизировать звук, можно предложить детям произносить слоговые ряды в определенной последовательности: по одному слог, по два, по три (са, са-са, са-са-са) и др. Так ребенок приобретает навыки произношения слоговых контуров разного размера. Когда слоговые ряды включают в себя не только звуки, с которыми проводят работу, но и сохранены звуки (и-са, ма-ма-са), то повторение их способствует формированию у ребенка умение переключаться с одного слога на другой, предупреждает ошибки уподобленный звуков .Вводя звуки в слово, необходимо придерживаться последовательности осложнения слоговой структуры. Не следует автоматизировать новый звук в словах, слоговая структура которых еще не отработана.Все эти упражнения постоянно сопровождают отстукиванием, ритмичным движением руки в такт произношении, что помогает ребенку фиксировать внимание на количестве слогов. Заученные слова сразу же необходимо ввести в самостоятельную речь ребенка.II ЭТАПЦель второго этапа - научить детей различать слоги и быстро переключаться с одного слога на другой; устранять ошибки в уподоблении слогов, формировать умение переключаться с одного слога на другой.1. Артикуляционные упражнения, направленные на переключение с одной артикуляционной позиции на другую.Детям предлагают выполнять по подражанию различные упражнения, например вытаскивать губы в трубочку и растягивать их в улыбку.2. Артикуляционные упражнения сочетают с произнесением отдельных звуков: в, и, а т.3. Воспроизведение сложных рядов с букв для обозначения гласных: ау, в а АУИ, ИАУ.4. Воспроизведение рядов, где меняются гласные в двусложных сочетаниях: папа, тут, папа, тота, то может Тоту.5. Воспроизведение рядов в три слогляющих сочетаниях: татуто, татоту, то здесь, тутота, тутато.6. Произнесение слогов с разными буквами для обозначения согласных: па-ка, ка-па, и ка, ка и, ва-ка, ка ва.Различия слогов по одному признаку (папы - папа, папы - тапа).Эти упражнения создают основу для усвоения двусложных слов с сохраненными звуками (вата, муха, дом, мука, липа, кино, ноты, кофе, ухо, глаз,Вова, папа). При этом дети должны понимать значение лексем, обогащает их словарный запас.7. Для изучения слогового ряда из трех слогов используют такие подготовительные упражнения, как отстукивания, различия двусложных и трехсложных рядов и тому подобное.упражнения:произнесения три слоговых рядов с различными согласными (па-та-ка)закрепление три слоговых слов с понятными ребенку звуками (панама, канава, копыто, полено, малина, калина, лимоны, колено, попугай).Все упражнения сопровождают зрительным восприятием артикуляции логопеда.III ЭТАПНа третьем этапе работы основная цель - различать слоговые системы слов и на этой основе устранять нарушения, проявляющиеся в объединении слоговых систем различных слов.Внимание ребенка следует обратить звучание каждой лексемы в словосочетаниях или предложениях.IV ЭТАПЦель четвертого этапа работы - преодолеть сокращение слов, особенно при стечении согласных в слове; сформировать навыки правильного использования слов различной слоговой строения. Особое внимание уделяют звуконаполнению слов, особенно тех, где встречается совпадение согласных. Дети упрощают слова через затруднения в переключении с одного слога на другой.упражнения:повторение слогового контура слов с одинаковым количеством слогов (па-па-па - па-на-ю) и на фоне этого контура создания зрительного образа артикуляции заучиваемого слова;применение послогового (расчлененного) произношения слова при переключении артикуляционных позиций от слога до слога. Например, ребенок заучивает двусложное слово «муха». Логопед говорит ученику: «Давай играть, будем говорить слово вместе, я начну м, а ты закончишь ха». Логопед в такт произношении притрагивается то к себе, то к ребенку. Задача ученика - произнести один слог слова. Но при произношении лексемы ребенок незаметно для себя вместе со взрослым проговаривает и остальную часть слова, сначала неуверенно, а потом громко. После этого начинает произносить слово ребенок, а заканчивает логопед. В конце упражнения логопед просит ученика повторить слово самостоятельно;отработка слов со стечением согласных в середине слова.Такая структура слова дает возможность распределить совпадение между двумя слогами. Для заучивания предлагают слова: папка, утка, ветка, тачка, удочка, нить, пальто, сумка, сетка, метла, пила, лапка;закрепление навыков произносить закрытые слоги и односложные слова, состоящие из закрытого слога: кот, мак, дом, нос, пух, ком, кит;послоговое произнесение двух частей слова, в котором встречается совпадение согласных. Первый слог в слове произносит логопед (пап), а второй - ребенок (ка)отработка стечения согласных в начале слова.Если ребенок упрощает совпадение согласных, то неплохой результат дает прием наращивания совпадения. Например, логопед говорит: «Я произнесу ю, а ты скажешь сложнее - ФМА». Следует использовать зрительный анализатор при артикулировании всех звуков в слове.V ЭТАПДидактические упражнения на пятом этапе работы способствуют устранению перестановок слогов в слове.Таких ошибок дети допускают лишь на определенном уровне усвоения слоговой структуры слова. Работу над устранением перестановок в словах проводят только после того, как ребенок научился переходить с одного слога на другой.отработка последовательности слогов в слове с опорой на фонематическое восприятие.В случае перестановки слогов в слове ребенку трудно не произносить слоги, а воспроизводить порядок, последовательность слогов;привлечение внимания ребенка к семантике слова. Если слоги переставить местами, то изменится значение слова (лопата - палата, банка - кабан, сосна - насос);узнавания определенного слога в том или ином слове. Дети вычленяет слоги из представленных слов;выделение слогов со слова и осознанное определения слога в лексеме.Произнесение слов с одновременным отстукиванием ритмической структуры слова. Логопед произносит лексему по слогам, четко отбивая каждый слог;произнесение слов детьми вместе с логопедом. Логопед называет лексему, дети ее повторяют и определяют количество слогов в слове (мак - 1, мама - 2);определения и названия частей слова (1, 2, С, 4 части).Цель этой задачи состоит в обучении детей подсчитывать количество слогов в слове и выделять их последовательно;подбор слов с представленным слогом (па, ва, м и т.д.);подбор слов с разным количеством слогов (1,2, 3,4)составление слов из слогов, которые представлены в возбужденном последовательности:а) с помощью наглядности;б) без наглядности;образования новых слов путем замены слогов в слове (полено - колено, утка - тачка).Целенаправленное формирование структуры слова следует проводить в двух направлениях:1) обучение произношения слов с сохраненными звуками;2) работа над словом в период автоматизации новых звуков.Эти два направления нужно осуществлять параллельно с самого начала работы. В первом случае работа над произношением слова будет тесно связана с активизацией речи ребенка, расширением словарного запаса. Логопед предлагает детям слова для заучивания в определенной последовательности по принципу постепенности и поэтапности в усвоении слогового строения лексем. Предлагаем такую последовательность в работе над слоговым строением:двусложные слова с одинаковыми открытыми слогами (мама, ляля, вава)двусложные слова с открытыми слогами (папа, лапа, нога, теленок)трехсложные слова с открытыми слогами (колесо, собака, голова);односложные слова (мак, пес, шум, день)двусложные слова с одним закрытым слогом (корзина, гусь)двусложные слова со стечением согласных в середине слова (обезьяна, окно)двусложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных (бублик, компот)трехсложные слова с одним закрытым слогом (парень, бабочка, барабан)трехсложные слова со стечением согласных (солнышко, василек, медвежонок)трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (подсолнечник, будильник, абрикос)трехсложные слова с двойным стечением согласных (качели, петрушка, светофор)односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, два, клен)односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, торт)односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (хвост)двусложные слова с двойным стечением согласных (цветок, верблюд)четырехсложные слова с открытыми слогами (гусеница, мороженое, рукавица, сковорода).Отмечаем, что слова каждой новой слоговой структуры необходимо вводить только после достаточного закрепления и усвоения детьми предыдущих структур слов.Конечно, для усвоения всех комбинаторных структур слов младших школьников с ОНР потребует длительной комплексной коррекции.Данные логопедической науки показывают, что различные искажения, нарушения слоговой структуры строения слова встречаются и в нормальном речевом онтогенезе. Эти недостатки легко можно скорректировать при целенаправленного обучения. В то же время только в процессе формирования умения воспроизводить слово в полнойслоговой структуре можно преодолеть характерные и устойчивые нарушения структуры слова, которые наблюдают у младших школьников с ОНР.Особенности ошибок структуры слова обусловлены низким уровнем фонематических (сенсорных) и артикуляционных (моторных) возможностей ребенка.Ошибки, которых дети допускают в перестановке, добавлении, уподоблении слогов означают несформированность фонематического восприятия. Преобладание ошибок типа сокращения количества слогов, сокращение звуков при стечении согласных указывает на нарушения артикуляционной сферы.Именно поэтому всю коррекционную работу следует проводить в двух направлениях:1) различения и воспроизведения структуры слова;2) проведения слуховых и артикуляционных упражнений.Искажение отдельных звуков не является причиной нарушений слогового строения слова. В основе механизма нарушений слоговой структуры слова лежат не трудности моторной реализации звуков, а несформированность кинетических образов слов.В то же время работа над усвоением слоговой структуры слова связана с изучением отдельных звуков. Поэтому начальную работу над слоговым строением слова необходимо проводить только с использованием сохранившихся звуков.Одновременно с этой работой начинают и постановку звуков с сохранением четкой последовательности слоговых рядов и слов, которые используются для автоматизации.Работу по формированию слоговой структуры слова следует осуществлять как на передних, так и на индивидуальных занятиях. Выбор вида коррекционных занятий в каждом отдельном случае зависит не только от ошибок воспроизведения структуры слова, но и от анализа процесса произнесения слов, поможет определить истинную причину неправильного произнесения слова.ЗАКЛЮЧЕНИЕВопрос об усвоении структуры слова в условиях аномального речевого развития чрезвычайно важно для педагогической практики. В решении этого вопроса исследователи исходили из трудностей при овладении словами у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).Под понятием ОНР в современной логопедии понимают сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормой слуха и интеллекта наблюдается отклонение в формировании речевой деятельности, то есть нарушено усвоение всех компонентов речевой системы.Такие исследователи, как А. Н. Гвоздев, А. К. Маркова, Н. X. Швачкин, Б. Китерман, Р. И. Лалаева и другие, в своих работах имели целью выявить закономерности и способы преодоления нарушения структуры слова у детей с ОНР. Проблема усвоения слоговой структуры слова детьми с ОНР остается актуальной и требует специального, углубленного изучения.С целью определения эффективности предложенного комплекса логопедических игр, был проведен контрольный эксперимент. Полученная работа способствует решению поставленных задач данной работы, что, в свою очередь, положительно повлияет на уменьшение количества ошибок, допускаемых детьми.По результатам обследования и проведением сравнительного анализа с результатами обследования перед началом коррекционной работы, нами было отмечено уменьшение количества ошибок.Восемь детей, что слогляет (80%) выполнили задание на высоком уровне. При этом, наиболее распространенной ошибкой остается замена согласного в стечении. Например, баскетбол-баскетпол. В этом случае наблюдалась замена согласного [б] на [п], обусловленная заменой согласного по способу образования под влиянием процесса ассимиляции. В сравнении с результатами контрольного эксперимента, эти два ребенка перешли со среднего уровня выполнения задания на высокий. Три ребенка получили количество баллов соответствующее среднему уровню выполнения задания, и слогило 30 %. Специфической особенностью у этих детей было то, что отмечалось повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой двух звуков. Например, аквалангист-акфаланкист. Здесь наблюдалась замена губно-зубного щелевого, шумного и заднеязычного согласного [х] на смычный, взрывной, заднеязычный согласный [к]. Никто не выполнил задание на низком уровне.Работа по развитию фонематического восприятия включает следующие основные этапы:активизация слухового внимания;развитие внимания к отдельным звукам языка в речевом потоке, в слоге отдельных слов;распознавания неречевых звуков;различия высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков;различия слов, близких по звуковому слогу;дифференциация слогов;дифференциация фонем;развитие навыков элементарного звукового анализа.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАгранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001. - 48 c.Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. - М.: Изд-во «Наука», 2007.Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ф. Обследование слоговое структуры слова и предпосылок её развития в младших дошкольников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 4.Бабина Г.В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: логопед. технологии: учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031800 - 031800 - логопедия / Г.В. Баби - на, Н.Ю. Шарипова. - М.: ПАРАДИГМА, 2010. - 96 с.Богуш А. М. Теория и методика развития речи детей раннего возраста: учебное пособие. - М.: Издательский дом «Слово», 2003.Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 сБольшакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. - 3-е изд. - М.:ТЦСфера, 2017. - 64 с.Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1977. — 176 с.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно - методическое пособие. - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.Волковская Т.Н., Юсупова Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М .: Книголюб, 2004. - 104 с. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [текст] / Александр Николаевич Гвоздев. - СПб. : "Детство-Пресс", 2007. - 472 с. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [текст] / Александр Николаевич Гвоздев. - СПб.: „Детство-Пресс», 2007.-472 с.Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. — СПб., 2008.Есечко Л. Б. Формирование правильного слогового слога слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в приготовительном классе // Дефектология. - 1974. - № 3.Жинкин Н. И. Механизмы речи [текст] / Николай Иванович Жинкин. -М. : Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.Жинкин Н. И. Механизмы речи [текст] / Николай Иванович Жинкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с. Заплатка С. М. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Педагогика и методика: Сборник научных трудов / редколлегия: М. К. Шеремет, В. И. Бондарь и др. - М.: Типография НПУ им. М. П. Драгоманова, 2000.Иванова А. С., Андреева Е. П. Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II уровня // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 243-245. — URL https://moluch.ru/archive/126/34938/ (дата обращения: 29.05.2019).Итигина М.Л. Взаимосвязь слоговой структуры слова и объема активного словаря в речи детей двух - трех лет. Магистерская дисс. РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб.,2007.Левина Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей // Специальная школа, 1959. - Вып.4.Левина Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии. - М .: Изд-во Московского государственного университета, 1967. - С. 48-52. Логопедическая диагностика и корекция нарушений речи в детейю - СПб. М .: САГА: ФОРУМ, 2006. - 272 с. Логопедия: методические традиции и новаторство // Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. - М .: МОДЭК, 2003. - 336 с. 3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М .: Просвещение, 1967. - 246 с. Маркова А. К. Недостатки произношения слоговое структуры слова у детей, страдающих алали- ей / Спец, школа. - 1961. - Вып. 3.Маркова А. К. О работе по преодолению нарушений слоговое структуры слова у детей, страдающих Ала- Лией / Спец. школа. - 1961. - Вып. 4.Маркова А. К. Особенности овладения слоговым слогом слов у детей с недоразвитием речи: Автореф. дисс. на Соискание уч. степени канд. пед. наук.: Спец. 13.00.03 "Коррекционная педагогика" / А. К. Маркова. - М., 1963. - 19 с. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговое структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжёлыми нарушениями / под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1961.Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70Мастюковой Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). - М .: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.Понятийно-терминологический словарь логопеда [текст] / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. – 400 сРибцун Ю. В. Профессиональный справочник учителя-логопеда детского сада [текст] / Юлия Валентиновна Рибцун. - Х.: Вид. группа "Основа", 2013. - 239 [1] с. - (Серия "Профессиональный справочник»). Рыбина Э. Работа над слогоритмической структурой слова в логопедического занятиях // Начальная школа. - 1990. - № 1.Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка, 2010.Соботович Е. Ф. Нарушение речевого развития у детей и пути их коррекции. - М., 1995.Современный русский литературный язык / Под ред. П. А.Леканта — М., 2009гТкаченко Т.А. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». М.: Издательство ГНОМ и Д., 2002. - 40 с.Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 204 с.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000. – 22 с.Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: [учеб. пособие] / Стелла Наумовна Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр "Владос", 2000. - 240 с.Fee J. & Ingram D. Reduplication as a strategy of phonological development // J. Child Language. V.9, N 1, Fcbr.1982.
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001. - 48 c.
2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. - М.: Изд-во «Наука», 2007.
3. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ф. Обследование слоговое структуры слова и предпосылок её развития в младших дошкольников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 4.
4. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: логопед. технологии: учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031800 - 031800 - логопедия / Г.В. Баби - на, Н.Ю. Шарипова. - М.: ПАРАДИГМА, 2010. - 96 с.
5. Богуш А. М. Теория и методика развития речи детей раннего возраста: учебное пособие. - М.: Издательский дом «Слово», 2003.
6. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с
7. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. - 3-е изд. - М.:ТЦСфера, 2017. - 64 с.
8. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1977. — 176 с.
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно - методическое пособие. - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
10. Волковская Т.Н., Юсупова Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М .: Книголюб, 2004. - 104 с.
11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [текст] / Александр Николаевич Гвоздев. - СПб. : "Детство-Пресс", 2007. - 472 с.
12. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [текст] / Александр Николаевич Гвоздев. - СПб.: „Детство-Пресс», 2007.-472 с.
13. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. — СПб., 2008.
14. Есечко Л. Б. Формирование правильного слогового слога слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в приготовительном классе // Дефектология. - 1974. - № 3.
15. Жинкин Н. И. Механизмы речи [текст] / Николай Иванович Жинкин. -М. : Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.
16. Жинкин Н. И. Механизмы речи [текст] / Николай Иванович Жинкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.
17. Заплатка С. М. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Педагогика и методика: Сборник научных трудов / редколлегия: М. К. Шеремет, В. И. Бондарь и др. - М.: Типография НПУ им. М. П. Драгоманова, 2000.
18. Иванова А. С., Андреева Е. П. Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II уровня // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 243-245. — URL https://moluch.ru/archive/126/34938/ (дата обращения: 29.05.2019).
19. Итигина М.Л. Взаимосвязь слоговой структуры слова и объема активного словаря в речи детей двух - трех лет. Магистерская дисс. РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб.,2007.
20. Левина Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей // Специальная школа, 1959. - Вып.4.
21. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии. - М .: Изд-во Московского государственного университета, 1967. - С. 48-52.
22. Логопедическая диагностика и корекция нарушений речи в детейю - СПб. М .: САГА: ФОРУМ, 2006. - 272 с.
23. Логопедия: методические традиции и новаторство // Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. - М .: МОДЭК, 2003. - 336 с. 3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М .: Просвещение, 1967. - 246 с.
24. Маркова А. К. Недостатки произношения слоговое структуры слова у детей, страдающих алали- ей / Спец, школа. - 1961. - Вып. 3.
25. Маркова А. К. О работе по преодолению нарушений слоговое структуры слова у детей, страдающих Ала- Лией / Спец. школа. - 1961. - Вып. 4.
26. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым слогом слов у детей с недоразвитием речи: Автореф. дисс. на Соискание уч. степени канд. пед. наук.: Спец. 13.00.03 "Коррекционная педагогика" / А. К. Маркова. - М., 1963. - 19 с.
27. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговое структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжёлыми нарушениями / под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1961.
28. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70
29. Мастюковой Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). - М .: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
30. Понятийно-терминологический словарь логопеда [текст] / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. – 400 с
31. Рибцун Ю. В. Профессиональный справочник учителя-логопеда детского сада [текст] / Юлия Валентиновна Рибцун. - Х.: Вид. группа "Основа", 2013. - 239 [1] с. - (Серия "Профессиональный справочник»).
32. Рыбина Э. Работа над слогоритмической структурой слова в логопедического занятиях // Начальная школа. - 1990. - № 1.
33. Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка, 2010.
34. Соботович Е. Ф. Нарушение речевого развития у детей и пути их коррекции. - М., 1995.
35. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А.Леканта — М., 2009г
36. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». М.: Издательство ГНОМ и Д., 2002. - 40 с.
37. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 204 с.
38. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000. – 22 с.
39. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: [учеб. пособие] / Стелла Наумовна Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр "Владос", 2000. - 240 с.
40. Fee J. & Ingram D. Reduplication as a strategy of phonological development // J. Child Language. V.9, N 1, Fcbr.1982.
Вопрос-ответ:
Какую информацию представляет собой звукослоговая структура слов?
Звукослоговая структура слова включает в себя информацию о звуках, которыми составлено слово, и о слогах, которые образуют это слово.
Как развивается звукослоговая структура слов в процессе онтогенеза при нормальном развитии речи?
В процессе онтогенеза звукослоговая структура слов развивается постепенно. Сначала дети начинают использовать отдельные звуки и слоги, затем они учатся соединять их в слова.
Какие психолого-педагогические особенности у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи?
У детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи могут быть проблемы с звукослоговой структурой слов. Они могут испытывать трудности с произношением отдельных звуков и с разделением слов на слоги.
Каковы особенности развития звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи?
У детей с общим недоразвитием речи звукослоговая структура может развиваться более медленно и неполно. Они могут испытывать трудности с произношением определенных звуков и с распознаванием слогов в словах.
Какие общие представления о звукослоговой структуре слов учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи?
Учащиеся 1 класса с общим недоразвитием речи могут иметь ограниченные представления о звукослоговой структуре слов. Они могут путать определенные звуки и иметь трудности с разделением слов на слоги.
Зачем изучать звукослоговую структуру слов учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи?
Изучение звукослоговой структуры слов учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи позволяет определить особенности развития речи у детей с данным нарушением, выявить проблемные звуки и слоги, а также разработать соответствующие педагогические методики и индивидуальные программы коррекционной работы.
Каковы основные представления о звукослоговой структуре слов учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи?
Звукослоговая структура слова учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи обычно отличается от нормы. Дети могут заменять, искажать или пропускать некоторые звуки и слоги, а также иметь трудности с правильным ударением. При изучении звукослоговой структуры учителя и логопеды обращают внимание на фонетические и фонологические особенности речи учащихся.
Как развивается звукослоговая структура слов учащихся 1 класса с нормальным развитием?
Учащиеся 1 класса с нормальным развитием проходят определенные этапы развития звукослоговой структуры слов. Сначала они овладевают базовыми звуками и слогами, затем начинают комбинировать их в слова и фразы. Постепенно учащиеся улучшают произношение и структуру слов, и к концу 1 класса их речь обычно становится более четкой и понятной.
Какие психолого-педагогические особенности у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи?
У детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи часто наблюдаются следующие особенности: замедленное развитие речи, трудности в произношении определенных звуков и слогов, неправильное ударение, недостаточная грамматическая корректность речи. Такие дети могут испытывать затруднения в общении и усвоении учебного материала. Важно проводить коррекционную работу с учетом данных особенностей.
Что такое звукослоговая структура слова?
Звукослоговая структура слова - это образование слова, которое состоит из звуков и слогов.
Как развивается звукослоговая структура слов в онтогенезе при нормальном развитии?
В онтогенезе при нормальном развитии звукослоговая структура слов развивается постепенно, начиная с формирования слогов, затем звуков и сочетания звуков в слогах.
Какие психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи?
Дети младшего школьного возраста с недоразвитием речи имеют свои особенности, такие как затруднения в произношении звуков, сложности в образовании слогов, проблемы с дифференциацией звуков и другие.