Закономерности развития общественного сознания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 21 21 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 29.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ 4
1.1 Типы и формы общественного сознания 4
1.2 Общественное бытие и общественное сознание 7
ГЛАВА 2 ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ 10
2.1 Сущность законов теории общественного сознания 10
2.2 Методы влияния на общественное сознание в современном обществе 13
ЗАЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21


Фрагмент для ознакомления

Согласно заключениям и исследованиям психологов, человек – внушаем и именно этим феноменом пользуются современные СМИ. Когда перед конкретным изданием, журналистом или организацией стоит задача создать определенную реакцию на собственный товар или планируемое мероприятие, компании начинают проводить исследования и анализ рынка, потенциальных покупателей или читателей. Объектом исследования становиться целевая группа, которая должна отреагировать определенным образом и задача журналиста или руководителя проекта – контролировать информационный поток. Регулирование информационных потоков является также первоочередной функцией Правительства. В связи с глобальным распространением и вседоступностью информации – она стала и оружием, и инструментом в руках отдельных лиц. Отметим, что неконтролируемые потоки информации, которые направлены в сторону общества могут стать причиной глобальных конфликтов. Подобные закономерности являются безусловными в ситуации, когда речь идет о «поглощении информации» в том виде, в котором она была представлена. Особенности информационных потоков в образованном и культурном обществе – это формирование элементов общественного сознания через призму здравого смысла, жизненного опыта и стратегии. Стабильное общество формирует собственное сознание исключительно самостоятельно и исключает пропагандистские воздействия. Однако для дестабилизации общества используются множество методов, метод дезинформации, который является одним из распространенных и допускает возникновение внутренних конфликтов в рядах общества. Именно поэтому, в рядах представителей стабильного общества, используется только истинная информация.Одним из распространенных методов формирования общественного сознания является метод семантического манипулирования. Данный подход основан на отборе и комплектации понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации. Явным примером могут стать современные лозунги и призывы, основанные на распространении идеи патриотизма или революционизма: «…мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа, за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники…». Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений, особенно здесь следует отметить эмоциональный подтекст подобных призывов. Как известно, чем ярче и эмоциональнее является призыв, тем больше он побуждает к реальным действиям. Возникают ситуации, когда утаить информацию невозможно, и в подобной ситуации Правительством или организациями используется метод отвлечения. Общество не терпит информационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде. При этом цель новой информации – это отвлечь внимание общества от предыдущей, которая не угодна владельца или участникам [8].Помимо предложенной классификации, Г. Шиллер выделяет классификацию по методу манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации. Каждый из методов характеризует индивидуальность преподнесения информации. Сущность первого метода заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации. Т. е., информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. Сообщения в СМИ подаются в эмоциональной и драматизированной форме[9].В основу каждого из предложенных методов и классификаций заложено понимание особенностей функционирования мозга и подсознания. Основная мысль такова, что вся информация, которая попадает в человеческое подсознание – имеет отражение на дальнейшую деятельность человека. Соответственно, мысли и суждения, которыми руководствуется человек –также основаны на информации, полученной извне осознанным или неосознанным путем [9]. Независимо от специфики, человек «потребляет» большое количество информации и основным процессом является процесс восприятия. Данный процесс характеризуют, как механическую подгонку еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу, то есть стереотип [13]. Современное информационное сообщество способствует тому, что большинство людей мыслят исключительно стереотипами, то есть интеллектуальная деятельность находится не на должном уровне. Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение - это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны.Создание имиджа основано на некотором ассоциативном факторе, то есть организация создает вокруг своего товара или услуги определенный имидж и с его помощью формирует стратегию выхода на рынок и удержание конкурентных позиций. Создание имиджа формируется посредством использования социально – психологической установки. Формирование имиджа и стратегии основано на активном использовании средств массовой информации, которые, в свою очередь влияют на массовое подсознание. Основные инструменты воздействия – это телевизионные программы, радио, но самый распространенный способ воздействия – это воздействие через интернет – платформы и социальные сети [20].ЗАЛЮЧЕНИЕВ ходе данной курсовой работы были проанализированы основные понятия общественного сознания, его формы, основные типы и закономерности. Отметим, что, отмечая актуальность данной темы, была выделена важность для таких сфер, как политика, журналистика и маркетинг. Подобная взаимосвязь обуславливается тем, что все вышеперечисленные сферы деятельности целеполагают возможность управления общественным сознанием. Современная наука – маркетинг вообще полностью основана на анализе изменений тенденций общественного сознания. Именно поэтому изучение закономерностей формирования общественного сознания особенно важны в современном мире. В ходе данной курсовой работы была достигнута главная цель – была детально изучена теория общественного сознания и основные ее элементы. Основная идея работы заключалась в изучении законов и закономерностей формирования и развития общественного сознания.В ходе изучения специализированной литературы были решены следующие задачи:- проанализированы типы и формы общественного сознания;- на основе изучения общеизвестных тематических трудов проанализирована взаимосвязь «общественного бытия» и «общественного сознания»;- изучены основные закономерности общественного сознания, как теории;- на основе деятельности СМИ была проанализирована степень влияния на общественное сознание;- были изучены основные методы формирования общественного сознания, которые используются современными маркетинговыми агентствами и организации по производству и реализации товаров и услуг.Благодаря анализу специализированной литературы, была проведена оценка и приведены примеры положительного и отрицательного влияния на общественное сознание, особенно были отмечены негативные последствия влияния на нестабильное общество.Благодаря изучению структуры общественного сознания удалось заключить, что оно оказывает глобальное влияние на материальный мир и структуру взаимоотношений, которая является основой жизнедеятельности современной личности.Первая часть данной курсовой работы содержит общую информацию о сущности понятия «общественное сознание», анализ основных классификаций, видов и структуре. Также был проанализирован труд Карла Маркса, который провел сравнительную характеристику и взаимосвязь фокусного понятия и «общественного бытия».Вторая часть курсовой работы содержит анализ законов и закономерностей формирования и развития общественного сознания. Благодаря анализу закономерностей, были выявлены основные характеристики общественного сознания, как одного из основных элементов современной жизни. Степень влияния общественного сознания на жизнедеятельность оценена посредством изучения влияния средств массовой информации на человека.Основным выводом данной курсовой работы можно считать заключение о том, что общественное сознание – это мощный инструмент в руках современных представителей бизнеса, который поддается определенным законам и закономерностям развития, постоянно совершенствуется и развивается современными маркетологами и политологами. Управление общественным сознанием можно назвать высшей целью многих структур.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Анохин К.В. Мозг и разум. 1-я лекция (26.04.10 ACADEMIA)./ Россия.;2. Бадагина Л.П. Основы общей психологии. Возникновение и развитие психики человека./ Изд_во 2012 г.;3. Бродман К. Эвол. физиол. НС. 055. Корковые формации. Библиотека: Анатомия и эволюция НС./ http://mojvuz.com/index.php?page=story&node_id=430&story_id=332;4. Дарвин Ч. Происхождение видов…,/Соч., том 3.иМ., 1939.103с.;5. Де Фриз Г. Избранные произведения. Перевод А.П.Розовской. Под редакцией и со вступительной статьей В.Л.Рыжкова./ Москва: Медгиз. 1932.;6. Зенков Л.П., Попов Л.Г. Специализация полушарий по типу организации памяти. Асимметрия мозга и памяти./ 1987. 22-30с.;7. Зимичев А.М. Стадное сознание, которое можно применить к людям. Интервью в программе «Ночь на Пятом»/29.09.11/Москва.;8. Иваницкий А.М. Сознание и мозг. В мире науки./ 2005. №11.9 - 14с.;9. Кушатов И.М. Возникновение сознания./ Казахстан. 2007. 2-25с.;10. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930 / Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении./ М., 1937.;11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность./ М., 2005. - 356 с.;12. Мюллер Ф., Геккель Э. Основной биогенетический закон./ М.-Л., 1940/ 2с.;13. Немов Р.С. Психология: 1 т. - М., 2001. (Сознание человека: 132 - 142c.);14. Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. Часть 1. Понимание разума и новая физика./ М. Ижевск. 2003. 368 с.;15. Платонов К.К. О системе психологии./ М., «Мысль», 1972. 99-112 с.;16. Рыбаков Б.А. Археология СССР. Палеолит СССР. Наука./ М. 1984. 233с.;17. Рыбаков Б.А. Археология СССР. Палеолит СССР. Наука. /М. 1984. 234с.;18. Тайлор Э.Б. Первобытная культура./ Москва: Издательство политической литературы, 1989.;19. ФрэзерДж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии./ М.: Политиздат. 1980. 800-804c.20. Фрейд З. Психоанализ./ М.: Психология, 2003.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохин К.В. Мозг и разум. 1-я лекция (26.04.10 ACADEMIA). / Россия.;
2. Бадагина Л.П. Основы общей психологии. Возникновение и развитие психики человека. / Изд_во 2012 г.;
3. Бродман К. Эвол. физиол. НС. 055. Корковые формации. Библиотека: Анатомия и эволюция НС./ http://mojvuz.com/index.php?page=story&node_id=430&story_id=332;
4. Дарвин Ч. Происхождение видов…,/Соч., том 3.иМ., 1939.103с.;
5. Де Фриз Г. Избранные произведения. Перевод А.П.Розовской. Под редакцией и со вступительной статьей В.Л.Рыжкова./ Москва: Медгиз. 1932.;
6. Зенков Л.П., Попов Л.Г. Специализация полушарий по типу организации памяти. Асимметрия мозга и памяти./ 1987. 22-30с.;
7. Зимичев А.М. Стадное сознание, которое можно применить к людям. Интервью в программе «Ночь на Пятом»/29.09.11/Москва.;
8. Иваницкий А.М. Сознание и мозг. В мире науки./ 2005. №11.9 - 14с.;
9. Кушатов И.М. Возникновение сознания./ Казахстан. 2007. 2-25с.;
10. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930 / Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении./ М., 1937.;
11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность./ М., 2005. - 356 с.;
12. Мюллер Ф., Геккель Э. Основной биогенетический закон./ М.-Л., 1940/ 2с.;
13. Немов Р.С. Психология: 1 т. - М., 2001. (Сознание человека: 132 - 142c.);
14. Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. Часть 1. Понимание разума и новая физика./ М. Ижевск. 2003. 368 с.;
15. Платонов К.К. О системе психологии./ М., «Мысль», 1972. 99-112 с.;
16. Рыбаков Б.А. Археология СССР. Палеолит СССР. Наука./ М. 1984. 233с.;
17. Рыбаков Б.А. Археология СССР. Палеолит СССР. Наука. /М. 1984. 234с.;
18. Тайлор Э.Б. Первобытная культура./ Москва: Издательство политической литературы, 1989.;
19. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии./ М.: Политиздат. 1980. 800-804c.
20. Фрейд З. Психоанализ./ М.: Психология, 2003.

Вопрос-ответ:

Какие типы и формы общественного сознания существуют?

Существуют различные типы и формы общественного сознания. Например, можно выделить религиозное общественное сознание, политическое общественное сознание, национальное общественное сознание и так далее. Каждый из этих типов имеет свои особенности и формы проявления.

Какова сущность законов теории общественного сознания?

Сущность законов теории общественного сознания заключается в том, что они описывают закономерности развития общественного сознания. Например, согласно одному из законов, общественное сознание развивается параллельно общественному бытию и отражает его изменения и противоречия. Такие законы помогают понять, как формируется и эволюционирует общественное сознание.

Какие методы влияния на общественное сознание существуют в современном обществе?

В современном обществе существует множество методов влияния на общественное сознание. Например, это могут быть методы массовой информации, такие как телевидение, радио, интернет и прочие средства массовой коммуникации. Также влияние на общественное сознание может осуществляться через образовательную систему, религию, политические и культурные институты и так далее. Все эти методы направлены на формирование определенных убеждений, норм и ценностей в обществе.

Что говорят психологи об уязвимости человека к внушению?

Согласно заключениям и исследованиям психологов, человек внушаем и именно этим феноменом пользуются современные СМИ. Психологи обращают внимание на то, что человек склонен поддаваться влиянию медиа, специально созданных воздействий и манипуляций. Это объясняется особенностями психологического строения человека и его стремлением к социальному принятию и подчинению стандартам.

Какое влияние оказывает общественное бытие на общественное сознание?

Общественное бытие оказывает существенное влияние на формирование и развитие общественного сознания. Именно из социального опыта, социальных отношений и исторических процессов образуется содержание и структура общественного сознания. Общественное бытие определяет ценности, нормы и установки, которые становятся основой для формирования общественного сознания.

Какие типы и формы общественного сознания существуют?

Существуют различные типы и формы общественного сознания, которые зависят от социальной среды и культуры. Например, это могут быть религиозные, научные, политические или эстетические убеждения. Также общественное сознание может иметь форму коллективного или индивидуального сознания.

В чем заключается сущность законов теории общественного сознания?

Сущность законов теории общественного сознания заключается в определении основных закономерностей развития и функционирования общественного сознания. Эти законы помогают объяснить процессы формирования убеждений, ценностей и идей в обществе, а также влияние внешних факторов на общественное сознание.

Какие методы влияния на общественное сознание используются в современном обществе?

В современном обществе используется целый ряд методов влияния на общественное сознание. Это могут быть методы массовой информации, такие как различные СМИ, реклама, социальные сети. Также влияние на общественное сознание осуществляется с помощью образовательных учреждений, политических и социальных организаций, религиозных институтов и т.д.

Почему человек внушаем и как современные СМИ пользуются этим феноменом?

Человек внушаем в силу своей природы и склонности к подражанию и идентификации с другими людьми. Современные СМИ используют этот феномен, чтобы манипулировать массовым сознанием и влиять на мнения и поведение людей. Они часто используют техники психологического воздействия и создания эмоциональной привлекательности.

Какое влияние оказывает общественное бытие на общественное сознание?

Общественное бытие оказывает значительное влияние на общественное сознание. Общественная среда, социальная структура, культурные и исторические условия, экономические отношения и другие факторы формируют основные убеждения, ценности и идеи общества. Они определяют то, какие представления считаются нормой и какие отклонения от нее.

Какие типы и формы общественного сознания существуют?

Существуют различные типы и формы общественного сознания, включая религиозное сознание, политическое сознание, научное сознание, философское сознание и т.д. Каждый тип общественного сознания отражает определенные аспекты жизни общества и имеет свои особенности и функции.