Совершенствование ассортиментной политики на предприятии
Заказать уникальную дипломную работу- 82 82 страницы
- 47 + 47 источников
- Добавлена 29.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие 6
1.2. Понятие и составление ассортиментной матрицы на торговом предприятии 11
1.3. Методы и механизмы управления товарным ассортиментом и критерии оценки его эффективности 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ «КОМАНДОР» 26
2.1 Общая характеристика сети супермаркетов «Командор» 26
2.2. Анализ формирования ассортимента товаров торгового предприятия «Командор» 30
2.3. Анализ эффективности существующей системы качества в сети супермаркетов «Командор» 40
ГДАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ 53
3.1. Рекомендации по совершенствованию ассортимента на торговом предприятии 53
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
37,5% не принципиален ответ представителя компании.
Подводя итог, сведем полученные данные в таблицу для анализа эффективности существующей системы качества в виде сильных и слабых сторон сети супермаркетов «Командор» (таблица 2.14.).
Таблица 2.14. – Сильные и слабые стороны сети супермаркетов «Командор»
Сильные стороны Слабые стороны 1. Сеть развивает разные форматы магазинов: гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры и магазины у дома.
2. В составе сети 112 магазинов, расположенных в каждом районе города
3. Известность и доверие у потребителей
4. Действующие договоры с поставщиками всех групп товаров.
5. Наличие алкогольной декларации.
6. Разработана мотивирующая программа для персонала, тренинги и обучение
7. Большой стаж работы на рынке
8. Современная и популярная программа лояльности «Копилка»
9. Собственный бренд «Наш лидер»
10. Собственное производство салатов, выпечки
11. Современная ERP система
12. Мобильные кассы самообслуживания
13. Создание отдела качества, горячей линии для отзывов и предложений, страницы сети супермаркетов «Командор» в социальных сетях.
14. Участие в социально ответственных мероприятиях, создание фонда «Счастливые дети» 1. Медленная работа отдела качества, несвоевременное реагирование на отзывы и жалобы в интернет пространстве
2. Все решения проходят через головной офис
3. Завышенные цены на группы товаров, особенно местного производства
4. Слабый контроль качества продуктов и услуг в небольших магазинах сети (просроченные продукты)
5. Форматы сети «магазин у дома» не отличаются широким ассортиментом
6. Низкий уровень обслуживания покупателей в форматах «Супермаркет» и «магазин у дома»
7. В новых форматах сети Дискаунтер не работает должным образом ERP система Возможности Угрозы 1. Открытие новых торговых точек
2. Расширение ассортимента собственного производства
3. Увеличение лояльности покупателей
4. Увеличение доли рынка
5. Разработка индивидуальных предложений на базе «Копилки»
6. Подключение к ERP системе новых дискаунтеров 1. Потеря доли рынка - появление федеральных игроков
2. Валютная нестабильность
3. Отказ от кредитования
4. Несвоевременное реагирование на замечания о работе торговой сети
С конца 2015 года компания начала активно заниматься нишей «дискаунтеры». Это другие товары, более тщательно выверенный ассортимент, многократно посчитаны все расходы – от электроэнергии до логистики, большой оборот, низкая аренда. Сейчас дискаунтеры являются основным направлением для открытия новых точек. Каждый год этот формат увеличивается примерно на 16,5%, опережая формат магазин у дома, у которого рост составляет 13% - 16% в зависимости от региона [37]. По итогам нашего анкетирования большинство потребителей считают самым важным при выборе товара цену, при этом идет тенденция к укреплению этого мнения, а значит, компания развивается в актуальном направлении. В среднем стоимость товаров в дискаунтерах ниже, чем в обычных супермаркетах, на 18-20%.
В качестве общей тенденции было выявлено, что предприятие ведет систематизированную работу по повышению и стабилизации качества реализуемой продукции, делая акцент на формат «гипермаркет» и новый «дискаунтер». Но обделяет вниманием форматы «супермаркет» и «магазин у дома», предпринимаемые предупреждающие действия носят скорее эпизодический характер. Информация о продукции с несоответствующим качеством и недостатках обслуживания, в большинстве случаев, должным образом не учитывается и не анализируется, что ведет к искажению характера и распределения внимания и затрат на обеспечение качества.
ГДАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
3.1. Рекомендации по совершенствованию ассортимента на торговом предприятии
ERP-система (Enterprise Resource Planning — Управление ресурсами предприятия) – это информационно-аналитическая система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для:
- осуществления продаж;
- производства;
- закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов;
- дистрибьюции;
- оказания услуг.
Основная цель разработки базы данных в программе 1С: Предприятие ERP системы – интеграция всех отделов и функций компании в единую компьютерную систему, которая сможет обслужить все специфичные нужды отдельных подразделений[48].
В сети супермаркетов «Командор» используется система класса ERP (Enterprise resources planning) «Астор: Торговая Сеть 7.0 SE». Типовое отраслевое решение1С: Предприятия «Астор: Торговая Сеть 7.0 SE» предназначено для автоматизации компаний, занимающихся розничной или рознично – оптовой продажей товаров и услуг через сети магазинов различных форматов. Основные задачи, решаемые системой:
- управление ассортиментом: ассортиментные матрицы, категорийный менеджемент;
- управление запасами: заказы, поставки, анализ поставщиков, анализ товарных запасов;
- управление ценообразованием: расчет розничных цен, система лояльности и дисконтирования;
- управление продажами: управление кассовыми сменами, контроль работы продавцов-консультантов, контроль продаж с точностью до чека, несколько схем работы с покупателем;
- управление производством: планирование, разделка приготовление, расчет себестоимости;
- управление маркетингом: планирование маркетинговых мероприятий, анализ эффективности рекламных акций, анализ потребителей и конкурентов;
- мерчандайзинг: управление полочным пространством и эффективностью товарной выкладки;
- управление финансами: бюджетирование, планирование;
- учет денежных средств: банк, касса, ККМ, подотчетные лица;
- учет взаиморасчетов: предоплаты, отсрочки платежа, зачеты авансов, планирование платежей;
- автоматизированные «Бизнес-процессы»: управление цепочками технологических операций;
- WEB-монитор: получение оперативной информации в режиме on-line;
- анализ данных: ABC-XYZ анализ, гибкая система отчетности, произвольные запросы к данным, анализ деятельности торговой сети;
- оперативный и складской учет: учет товародвижения на складах и в торговом зале, перемещение товаров между магазинами сети [49].
Функциональность «Астор: Торговая Сеть 7.0 SE» в полной мере учитывает специфику розничной торговли. Система предназначена для автоматизации предприятий, осуществляющих розничную торговлю через сеть магазинов (самообслуживания и/ или прилавочной торговли) следующих классов: дискаунтеры, супермаркеты, гипермаркеты (food и non-food). Система построена по принципу разделения данных и обеспечивает ведение оперативного (товарного) учета в периферийных магазинах и распределительном центре, ведение совместного оперативного, бухгалтерского и налогового учета в центральном офисе компании по всем структурным подразделениям.
Система «Астор: Торговая сеть 7.0 SE» состоит из двух типов модулей:
Модуль «Центр» - центральный модуль устанавливается в центральном офисе розничной сети. В модуле «Центр» осуществляется консолидация всей информации о работе магазинов. Этот модуль играет основную роль для всего решения: именно в нем осуществляется управление торговой сетью, системой заказов, приходом товара и его продажа, взаиморасчетами с контрагентами, отслеживание товарных и денежных потоков. В общем комплекте поставки система «Астор: Торговая Сеть 7.0 SE» поставляется с компонентой, предназначенной для ведения бухгалтерского учета, которая решает основные задачи бухгалтерского и налогового учета. Бухгалтерский учет ведется только в центральном офисе. При этом в периферийных базах подготавливаются первичные документы, по которым в центральном офисе формируются проводки. Весь учет, торговый и бухгалтерский, ведется в единой базе, что освобождает персонал от повторного ввода информации по торговым операциям[49].
Модуль «Магазин» - данный модуль устанавливается в периферийных магазинах розничной сети. В модуле «Магазин» осуществляется продажа товаров покупателям через кассовые системы.
Он решает следующие задачи:
- заказа товаров;
- централизованный и децентрализованный заказ. Система позволяет формировать заказ товаров поставщикам на основании данных о минимальных остатках, результатах продаж, прогнозов продаж. При формировании заказов учитываются праздничные или выходные дни, дни «нулевого остатка товара», уже заказанные товары. Заказ формируется с учетом округления до упаковки. Учет выполненных заказов ведется по датам поставки и причинам закрытия заказа;
- приход товаров. Прием товара возможен по приходной накладной с хранением истории закупочных цен. Для товаров и товарных групп задается процент наценки для автоматического расчета розничных цен. Возможность жесткого контроля ассортимента и закупочных цен поставщика. Система штрихового кодирования и печати ценников;
- складской учет. Инвентаризация (возможность проведения и оформления инвентаризации отдельно по каждому складу, включая торговый зал). Списание, перемещение между складами или складом и торговым залом. Учет остатков товаров в отделах по продажным или покупным ценам. Учет весового товара по нормам естественной убыли отдельно для розницы и опта;
- продажа товаров. Продажа товаров как в розницу (Z-отчеты и кассовые чеки), так и оптом (расходные накладные). Резервирование товаров по выписанным счетам. Управление продажами с использованием специализированного модуля SMS. Управление рекламными акциями. Учет возвратов товара от покупателей. Два режима формирования цен продажи для оптовых клиентов – «фиксированная» и «плавающая» категории цен. В режиме «плавающая» изменение категории цен происходит в зависимости от объема закупок.
Модуль SMS (Sales Management System) – дополнительный модуль управления продажами включается в модуль Магазин. Модуль предназначен для управления линейкой POS-терминалов:
- сбор данных для выгрузки в POS-терминалы;
- выгрузка данных в POS-терминалы;
- получение данных о продажах из POS-терминалов;
- хранение всей истории продаж по всем POS-терминалам с точностью до чека;
- анализ различных параметров продаж: распределение чеков по времени дня, сопутствующие товары, проведенные скидки, средние показатели продаж и прочее [49].
На рисунке 3.1 проиллюстрирована структура взаимосвязей модулей системы «Астор: Торговая Сеть 7.0 SE»:
Рисунок 3.1. – «Структура взаимосвязей модулей системы1С:Предприятие «Астор: Торговая Сеть 7.0 SE»»
С конца 2015 года компания начала активно заниматься нишей «дискаунтеры». Сейчас дискаунтеры являются основным направлением для открытия новых точек: формат зарекомендовал себя, и возник вопрос о необходимости автоматизации, для повышения рентабельности, эффективности управления и качества обслуживания покупателей.
Перед непосредственным выбором автоматизации дискаунтеров был проведен опрос заинтересованных сторон. Методом выявления требований и ожиданий преимущества автоматизации были рассмотрены с позиции значимости для компании. Шкала измерения имеет 5 градаций, имеющих содержательное значение, представленных в таблице 3.1.
Таблица 3.1. – Требования и ожидания заинтересованных сторон
Далее, на основании таблицы 3.1, экспертным методом построим таблицу взаимосвязи между требованиями и ожиданиями разных заинтересованных сторон (рисунок 3.2.).
Рисунок 3.2. – Матричная диаграмма взаимосвязей заинтересованных сторон
Так как ожидания в целом у разных заинтересованных сторон совпадают (сильная взаимосвязь), можно сделать вывод, что данный факт позволяет предприятию устанавливать цели по развитию, которые будут удовлетворять большую часть ожиданий заинтересованных сторон.
Формат «Дискаунтер» представлен более узким и тщательно анализируемым ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей, достаточно низкими ценами. Управление таким магазином направлено на снижение издержек за счет минималистского исполнения торгового зала, упрощенной выкладки товаров, снижения количества работающего персонала, ограничения ассортимента, который должен продаваться достаточно большими партиями за счет низких цен. В случае наличия достаточно большой сети таких магазинов практикуется постоянное перемещение партий товара из одного магазина в другой, где есть больший спрос на данный товар, таким образом достигается экономия на складских помещениях.
Внедряемый модуль системы «Астор: Торговая сеть 7.0 SE» «Магазин» функционирует на базе 1С: Предприятие, таким образом, для разработки аналитической базы данных был использован программный продукт 1С: Предприятие, который представляет собой систему управления базами данных, предназначенный для автоматизации деятельности на предприятии.
Экспорт информации в базу данных осуществлялся с помощью программы Microsoft Excel.
Первым этапом разрабатываем базу данных «номенклатура» и отгружаем ее в 1С: Предприятие «Астор: Торговая сеть 7.0 SE» модуль «Магазин», для загрузки используется внешняя обработка ЗагрузкаДанныхИзТабличногоДокумента.epf.
Что бы запустить внешнюю обработку, нужно зайти в меню «Файл», далее «Открыть» и выбрать эту обработку из каталога, в которую она была сохранена (рисунок 3.3. – 3.4.).
Рисунок 3.3. – Загрузка данных из Microsoft Excel в 1С:Предприятие «Астор: Торговая сеть 7.0 SE»
Рисунок 3.4. – Загрузка данных из Microsoft Excel в 1С:Предприятие «Астор: Торговая сеть 7.0 SE», создание группы «заморозка» для отгружаемых позиций
Далее, уже в программе 1С: Предприятие «Астор: Торговая сеть 7.0 SE» нам необходимо создать еще одну категорию номенклатуры «молоко, сливки» и наполнить ее товарами, представленными только в конкретном автоматизируемом дискаунтере (рисунок 3.5. - 3.6.).
Рисунок 3.5. – Открываем форму «номенклатура» и вносим необходимый товар в базу данных
Рисунок 3.6. – Пример заполнения формы «номенклатура»
После того, как мы внесли весь необходимый перечень наименований, сформировалась база данных (рисунок 3.7.).
Рисунок 3.7. – Пример заполненной таблицы «номеклатура»
Для возможности более детального анализа базы данных, добавим сведения о контрагентах (поставщиках) и уже проведенных операциях по закупкам продукции (рисунок 3.8. -3.11.).
Рисунок 3.8. – Открываем и заполняем форму «Контрагент»
Рисунок 3.9. – Пример проводок формы «Документы по закупкам»
Рисунок 3.10. – Пример заполнения приходной накладной
Рисунок 3.11. – Расходная накладная на реализуемую продукцию
В каждом разделе программы есть панель интерактивных расчетов (рисунок 3.12. – 3.13.), к ней пользователи могут обратиться, чтобы оценить динамику продаж. Управление дискаунтером направлено на снижение издержек и привлечение покупателей путем снижения цен на продукты. Оценка динамики продаж позволит выгодно комплектовать ассортимент, минимизировать просроченные остатки невостребованной продукции и удовлетворять желания потребителей путем расширения востребованных групп продукции.
Рисунок 3.12. – Панель выбора отчетов по продажам в 1С:Предприятие «Астор: Торговая сеть 7.0 SE»
Рисунок 3.13. – Панель выбора отчетов по продажам в 1С:Предприятие «Астор: Торговая сеть 7.0 SE»
Для примера проведем ABC и ABC/XYZ анализ (рисунок 3.14. – 3.16.). Для этого за основу возьмем ранее сформированную нами таблицу с данными «Номенклатура».
Рисунок 3.14. – Пример настройки АВС анализа по номенклатуре (настраиваем отчет)
Рисунок 3.15. – Пример настройки ABC/XYZ анализа по номенклатуре (настраиваем отчет)
Рисунок 3.16. – Пример АВС анализа по номенклатуре
Далее полученные данные можно представить в виде ABC и ABC/XYZ диаграммы (рисунок 3.17.).
Рисунок 3.17. – Пример АВС диаграммы
Рисунок 3.18. – Пример АВС/XYZ диаграммы
Использование данной информационно-аналитической базы данных позволяет обеспечить высокую скорость доступа к данным, компактность хранения, автоматическую поддержку целостности структуры. Также база данных позволяет пользователю экономить время на составление диаграмм и сборе большого объема информации. С помощью разработанной базы данных отдел маркетинга и контроля качества товаров и услуг может оценивать поставщиков, поставляемую продукцию и ее востребованность в дискаунтере. Отслеживать спрос и корректировать партии товаров в магазине, расширять или сужать ассортимент без потери заинтересованности со стороны покупателя.
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
Экономическое обоснование разработанного информационно-аналитического обеспечения:
1. Трудоемкость разработки информационно-аналитического обеспечения [38]:
Таблица 3.2. – Трудоемкость разработки информационного продукта, м-ч
Наименование этапов Значение показателя Сбор необходимой информации 10 Проектирование базы данных в 1С:Предприятие 160 Тестирование базы данных 1 Итого 171
2. Расчет затрат на разработку информационно-аналитического обеспечения производится по следующей формуле:
3 = n * Tр*Чтс, (2)
где 3 – затраты на информационно-аналитическое обеспечение;
n – количество разработчиков;
Тр – время, затраченное на разработку данного обеспечения конкретным разработчиком, чел-час;
Чтс – часовая тарифная ставка, руб/ час.
Разработка информационно-аналитического обеспечения осуществлялось в рамках дипломного проекта, поэтому для данного обеспечения определены следующие значения:
Часовая тарифная ставка определяется из средней заработной платы сотрудника IT отдела и составляет 4 000 руб/мес, и рассчитывается по следующей формуле:
Чтс=Зп/ t*дн*нед, (2)
где Зп – заработная плата специалиста IT отдела;
t – количество рабочего времени в день;
дн – количество рабочих дней в неделю;
нед – количество недель в месяце.
Согласно вышеприведенной формуле (2) часовая тарифная ставка составляет:
Чтс = 48000/8*6*4 = 250 руб/ час.
Затраты на разработку информационно-аналитической базы данных согласно формуле (1) составили:
З = 1*171*250 = 35 625 руб.
– расчет эксплуатационных расходов, связанных с использованием разработанной информационно-аналитической базы данных [28]:
Е = 3о + Зд + Зс + Аоб + Вм + Вэ + Азд, (3)
где Е – эксплуатационные расходы;
Зо – основная заработная плата обслуживающего персонала, руб/ год;
Зд – дополнительная заработная плата обслуживающего персонала, руб/год;
Зс – отчисления на социальные нужды, руб/ год;
Аоб – амортизационные отчисления на оборудование, руб/ год;
Вм – затраты на основные и вспомогательные материалы, руб/ год;
Вэ – затраты на электроэнергию (исходя из стоимости 0,70 руб/ кВт);
Азд – амортизационные отчисления на здания, руб/год.
Так как данное программное обеспечение предназначено для АРМ, то не требуется дополнительного обслуживающего персонала, также не требуется амортизационных отчислений на здания, потому что компьютер устанавливается непосредственно на рабочее место.
Для работы на ЭВМ не требуется обслуживающий персонал, устанавливаются они на рабочих местах специалистов, поэтому Зо, Зд, Зс, Азд в этом случае не требуются и равны нулю.
Затраты на электроэнергию (Вэ) определяются исходя из годового фонда рабочего времени и потребляемой ЭВМ мощности (400 Вт).
Годовой объем работ ЭВМ в часах определяется следующим образом:
Тм = Тср * Тсрд, (4)
где Тср – среднесуточная загрузка компьютера, часов;
Тсрд– количество рабочих дней в течение года (в 2017 г. при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями будет 247 рабочих дней, в том числе 5 сокращенных на один час предпраздничных рабочих дней [11]).
Тм = 8 ч.* 242 дн = 1936 часов.
Затраты на электроэнергию равны:
Вэ = 0,70 * 0,4 * 1936 = 542,08 руб/ год.
В укрупненных расчетах годовые затраты на основные и вспомогательные материалы (гибкие диски, бумага) определяются в размере 1% от стоимости основного оборудования (КОБ = 20099 руб.).
Вм = 0,01 · Коб, (5)
где КОБ – стоимость основного оборудования (моноблок, системный блок, принтер);
Вм = 0,01·20099 = 200,99 руб/ год.
Величина годовых отчислений на амортизацию оборудования рассчитывается по формуле:
Аоб = Коб/ Тс, (6)
где Тс – срок службы оборудования (для данного оборудования 6 лет). Рассчитаем величину годовых отчислений на амортизацию оборудования по формуле (6):
Аоб = 20099/ 6 = 3349,83 руб/ год.
Рассчитаем эксплуатационные затраты программы по формуле (7):
Е = 3349,83 + 200,99 + 542,08 = 4092,9 руб/ год.
Расчет эксплуатационных расходов на один час машинного времени:
Ср = E/ Tм = 4092,9/ 1936 = 2,11 руб/час, (7)
3. Дополнительные капитальные вложения, связанные с внедрением программы, определяться по формуле [28]:
∆К = (Тм · K / Tэф) + З, (8)
где К – капитальные вложения в ЭВМ, для которой предназначена данное информационно-аналитическое обеспечение, руб/ год;
К = Коб = 15000руб;
Тм – машинное время, необходимое потребителю для решения задач с помощью данной программы, машино-часов/ год.
Тм = 1936 машино-часов/ год (см. выше).
Тэф – эффективный годовой фонд времени ЭВМ (составляет 1800 часов), машино-часов/ год.
З – затраты на информационно-аналитическое обеспечение.
Рассчитаем дополнительные капиталовложения по формуле (8):
∆К = (1936 · 20099 / 1800) + 3483,48 = 25108,6 руб.
Дополнительные капиталовложения, связанные с внедрением программы, равны 25108,6 рублей в год. 4. Величина экономии эксплуатационных расходов у потребителя программы определяется по формуле [28]:
∆Е = (1 + Крд)·(1+Крс) · 3оi-(Тм · Сp), (9)
где Крд – коэффициент, учитывающий основную заработную плату разработчика программы, в долях к основной заработной плате;
Крс – коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды, в долях к сумме основной и дополнительной заработных плат;
3оi – основная заработная плата i-ro работника с учетом районного коэффициента, руб/ год. Под этим понимается заработная плата работников (их количество – 1 человек), обслуживающих компьютерное оборудование. Средняя заработная плата работника в Красноярском крае с учетом районного коэффициента в 2015 году была равна 30000 руб. [11]. Суммарная заработная плата работника за год равна 299060,4 руб.
Таким образом, получаем:
∆Е = (1 + 0,35) · (1 + 0,263) · 299060,4 = 360 000 руб.
Годовая заработная плата специалиста отдела качества составляет 360000 руб.
5. Определим показатель экономической эффективности – срок окупаемости дополнительных капиталовложений [53]:
Срок окупаемости дополнительных капиталовложений при разработке данного информационно-аналитического обеспечения (лет) определяется по формуле:
Ток = ∆К / ∆Е, (10)
Таким образом, согласно формуле (10) получаем срок окупаемости:
Ток = 42750 / 360000 = 0,11875 года.
Использование дополнительного модуля «Магазин» и созданной нами базы данных в каждом дискаунтере ERP-системы «Астор: Торговая Сеть 7.0 SE» поможет быстро и качественно анализировать ассортимент и удовлетворенность покупателей представленной продукцией, что поможет выйти формату дискаунтер на новый качественный уровень обслуживания покупателей. Это не только повысит лояльность, качество обслуживания и услуг, но и изменит условия работы сотрудников компании. Позволит сократить время на обработку заказов, систематизацию данных, а также составление отчетов. Многие рутинные процессы упростятся, уменьшится количество времени, затрачиваемое на их ежедневную обработку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение исследования модно сделать вывод о том, что одним из наиболее важных условий качественного снабжения розничной торговой сети и обеспечения достаточного уровня обслуживания покупателей является создание наиболее оптимального ассортимента товаров, который удовлетворит различные запросы конечного потребителя.
Поэтому одним из главных направлений коммерческой деятельности торгового предприятия является формирование ассортимента товаров.
Формирование ассортимента это деятельность, направленная на подбор групп, видов и разновидностей товаров соответственно спросу потребителей, с целью наиболее полного его удовлетворения. Ассортимент представляет собой набор товаров, способный удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности населения и обеспечить высокую прибыль организации.
Формирование ассортимента товаров осуществляется непрерывно, начиная от производства и заканчивая потреблением, оно связано с определенным предприятием и обуславливается ассортиментной политикой этого предприятия.
Ассортиментная политика предполагает определение руководством компании целей, задач и основных направлений формирования ассортимента товара.
Основные направления формирования ассортимента:
1. Сокращение ассортимента применяется при снижении спроса, низкая прибыльность или убыточность при реализации товара. В основном проводится качественное и количественное изменение набора товаров, т.е. уменьшается его широта и полнота.
2. Расширение ассортимента применяется при увеличении спроса или высокой прибыльности при реализации товара. В основном проводится качественное и количественное изменение набора товаров, т.е. увеличивается его широта, полнота и новизна.
3. Стабилизация ассортимента применяется при устойчивом спросе товаров, в основном повседневного потребления.
4. Обновление ассортимента применяется при изменившемся спросе, появлении новых товаров, потребностей. Проводится количественное и качественное изменение набора товаров, а так же замена морально устаревшего товара, стимулирования спроса.
5. Совершенствование ассортимента применяется для удовлетворения потребностей разных групп потребителей, проводится качественное и количественное изменение набора товаров для повышения его рациональности.
6. Гармонизация ассортимента применяется для специализированных магазинов и отдельных секций, проводится качественное и количественное изменение набора товаров, которое отражает приближенность реального ассортимента к оптимальному.
Основные факторы, влияющие на формирование ассортимента:
1. Спрос определяется потребностью, которая подкреплена платежеспособностью потребителей, напрямую зависящей от их доходов, демографических и прочих особенностей.
2. Рентабельность обусловливается себестоимостью, затратами производства и обращения, на которые влияют различные факторы. Товарный ассортимент розничного торгового предприятия тесно связан с его ассортиментным профилем. Поэтому при формировании ассортимента розничного торгового предприятия необходимо учитывать вид и тип розничного предприятия.
Товарный ассортимент предприятия состоит из:
( основной группы товаров — она направлена приносить основную прибыль организации;
( поддерживающей группы товаров — она направлена стабилизировать доходы от реализации;
( уходящей группы товаров — характеризуется низкой степенью прибыльности или убыточностью;
( стратегической группы товаров — она направлена на обеспечение в будущем основной прибыли;
( тактической группы товаров — она направлена на стимулирование продажи основных групп товаров.
Ассортимент товара розничного торгового предприятия должен не только соответствовать виду торгового предприятия, но и особенностям покупательского спроса потребителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Амблер Т. Маркетинг и финансовый результат: новые метрики богатства корпорации; пер. с англ. [Текст]: Учебник/ Т. Амблер. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 248 с.
Астраханцева И., Одинцова Е. Разработка ассортиментной политики// Консультант директора. – 2015. — №23. – с. 33 –36.
Ассортиментная политика фирмы: учебно-практическое пособие / В. В. Золотов – М. : Эксмо, 2017. –240 с.
Бланк И.А. Торговый менеджмент. – М.: Инфра-М, 2017 – 310 с.
Васильева Г.А. Перспективное планирование на предприятиях пищевой промышленности. [Текст]: — М.: Пищевая промышленность — 2014. — С. 94 – 95.
Гарифулин А.Ф. Эффективное управление ассортиментом организации // ПЭО: планово-экон. отдел. – 2015. - № 6.
Дашков Л. П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) [Текст]: Учебник для бакалавров / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. — 12-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 456 с.
Денисова О. И. Ассортиментная политика как часть маркетинговой стратегии предприятия [Текст] / О. И. Денисова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — 2014 — №2-2 — С.229-233.
Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. [Текст]: Учебник П. Дойль / — СПб: Питер, 2014. — 480 с.
Ерохина Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. — М.: КНОРУС, 2016. — 298 с.
Зотов В. В. Ассортиментная политика фирмы [Текст]: учеб. — практ. пособие / В. В. Зотов. – М.: Эксмо, 2015. — 240 с.
Лисовский П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети // Справочник экономиста. - 2017. - № 7. - С. 54- 66.
Малышев А.А., Соколкова Т.А. Совершенствование ассортиментной политики предприятия «Аптека низких цен» // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 1. С. 217-225
Немкова В.А. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М.: Экономика — 2016. — С. 69.
Новикова Н. Г. Логистический подход к управлению торговым ассортиментом и конкурентная стратегия торговой организации // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 5. - С. 40-45.
Олейник К. Все об управлении продажами. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. – 331 с.
Основы коммерческой деятельности / Г. С. Тютюшкина. – Ульяновск : УлГТУ, 2018. – 112 с.
Основы маркетинга: перевод с англ. – 2-е европ. Изд. – М.; Издательский дом «Вильямс». 2017. – 944 с.
Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. — М.: КНОРУС, 2016. — 120 с.
Прокопчук А.А. Современные подходы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2017. - № 5. - С. 127-132.
Попов Е.В. Ассортиментная матрица - основа для формирования ассортиментной политики // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2015. - N 5. - С. 101-110.
Прокина М. В. Управление товарным ассортиментом компании / М. В. Прокина, К. А. Иванова, М. В. Семенова. – М.: [б. и.], 2018. - 147 с.
Чайников В.В. Экономика предприятия (организации): учеб. пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 439 c.
Юрова Н.А. Управление ассортиментом как функциональный аспект коммерческой деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2015. - № 3. - С. 83-89.
Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Текст]:/ В.А. Ядов. – 2-е изд. – М., 2017. – 338с.
СМ «Командор» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://sm-komandor.ru/
Предприятие и его внешняя среда. Микро- и макросреда компании. Анализ угроз и возможностей со стороны внешней среды. [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.webstarstudio.com/marketing/theor/gos/4.htm
Калькулятор продуктовой корзины [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://tsenomer.ru/family-budget/result/2660/
Состав потребительской корзины [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://bslife.ru/makroekonomika/potrebitelskaya-korzina2013-2018.html
Как построить технологичную торговую сеть с нуля, что сдерживает рост и что приведет к кооперации с конкурентами из других регионов [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://expert.ru/expert/2015/14/tsena--eto-gigienicheskijfaktor/
Программа выгод «Копилка» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://kopilkaclub.ru/
Красноярская программа лояльности «Копилка» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://russian-consumer.ru/?p=26487
Красноярский «Командор» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.dela.ru/news/komandor-alley/
Сеть супермаркетов «Красный Яр» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.krasyar.ru/
Гипермаркет «Лента» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.lenta.com/index.php?path=node/107
Управление качеством [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.u-bs.ru/publikacii/upravlenie-kachestvom.html
Агентство аналитики «Кантар ретеил» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.kantarretailrus.com/
Расчет затрат на разработку программного пр. [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://studik.net/raschet-zatrat-narazrabotku-programmnogo-produkta/
Введение в Excel [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://econom.nsc.ru/jep/BOOKS/049/1_4.pdf
Создание базы данных Excel для публикации в Интернете [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://support.office.com/ru-ru.
1C: Предприятие, руководство по продукту [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://1c.ru/
Официальный сайт компании 1С [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.1c.ru
Компания «Астор» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.1c-astor.ru/
Сервис сбора отзывов о компаниях Красноярска и края [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://krasnoyarsk.flamp.ru/
Электронная анкета для оценки качества обслуживания клиентов сети супермаркетов «Командор» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://my.survio.com/D7T5F4I4T4K4G6V6H8T2/data/index?lang=ru
Гипермаркет «Окей» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.okmarket.ru/about/company/
Сервис сбора отзывов о компаниях Красноярска и края [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://krasnoyarsk.flamp.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Организационная структура сети супермаркетов «Командор»
Приложение 2
Структура управления супермаркетом, входящим в сеть «Командор»
4
1. Амблер Т. Маркетинг и финансовый результат: новые метрики богатства корпорации; пер. с англ. [Текст]: Учебник/ Т. Амблер. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 248 с.
2. Астраханцева И., Одинцова Е. Разработка ассортиментной политики// Консультант директора. – 2015. — №23. – с. 33 –36.
3. Ассортиментная политика фирмы: учебно-практическое пособие / В. В. Золотов – М. : Эксмо, 2017. –240 с.
4. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – М.: Инфра-М, 2017 – 310 с.
5. Васильева Г.А. Перспективное планирование на предприятиях пищевой промышленности. [Текст]: — М.: Пищевая промышленность — 2014. — С. 94 – 95.
6. Гарифулин А.Ф. Эффективное управление ассортиментом организации // ПЭО: планово-экон. отдел. – 2015. - № 6.
7. Дашков Л. П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) [Текст]: Учебник для бакалавров / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. — 12-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 456 с.
8. Денисова О. И. Ассортиментная политика как часть маркетинговой стратегии предприятия [Текст] / О. И. Денисова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — 2014 — №2-2 — С.229-233.
9. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. [Текст]: Учебник П. Дойль / — СПб: Питер, 2014. — 480 с.
10. Ерохина Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. — М.: КНОРУС, 2016. — 298 с.
11. Зотов В. В. Ассортиментная политика фирмы [Текст]: учеб. — практ. пособие / В. В. Зотов. – М.: Эксмо, 2015. — 240 с.
12. Лисовский П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети // Справочник экономиста. - 2017. - № 7. - С. 54- 66.
13. Малышев А.А., Соколкова Т.А. Совершенствование ассортиментной политики предприятия «Аптека низких цен» // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 1. С. 217-225
14. Немкова В.А. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М.: Экономика — 2016. — С. 69.
15. Новикова Н. Г. Логистический подход к управлению торговым ассортиментом и конкурентная стратегия торговой организации // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 5. - С. 40-45.
16. Олейник К. Все об управлении продажами. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. – 331 с.
17. Основы коммерческой деятельности / Г. С. Тютюшкина. – Ульяновск : УлГТУ, 2018. – 112 с.
18. Основы маркетинга: перевод с англ. – 2-е европ. Изд. – М.; Издательский дом «Вильямс». 2017. – 944 с.
19. Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. — М.: КНОРУС, 2016. — 120 с.
20. Прокопчук А.А. Современные подходы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2017. - № 5. - С. 127-132.
21. Попов Е.В. Ассортиментная матрица - основа для формирования ассортиментной политики // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2015. - N 5. - С. 101-110.
22. Прокина М. В. Управление товарным ассортиментом компании / М. В. Прокина, К. А. Иванова, М. В. Семенова. – М.: [б. и.], 2018. - 147 с.
23. Чайников В.В. Экономика предприятия (организации): учеб. пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 439 c.
24. Юрова Н.А. Управление ассортиментом как функциональный аспект коммерческой деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2015. - № 3. - С. 83-89.
25. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Текст]:/ В.А. Ядов. – 2-е изд. – М., 2017. – 338с.
26. СМ «Командор» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://sm-komandor.ru/
27. Предприятие и его внешняя среда. Микро- и макросреда компании. Анализ угроз и возможностей со стороны внешней среды. [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.webstarstudio.com/marketing/theor/gos/4.htm
28. Калькулятор продуктовой корзины [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://tsenomer.ru/family-budget/result/2660/
29. Состав потребительской корзины [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://bslife.ru/makroekonomika/potrebitelskaya-korzina2013-2018.html
30. Как построить технологичную торговую сеть с нуля, что сдерживает рост и что приведет к кооперации с конкурентами из других регионов [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://expert.ru/expert/2015/14/tsena--eto-gigienicheskijfaktor/
31. Программа выгод «Копилка» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://kopilkaclub.ru/
32. Красноярская программа лояльности «Копилка» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://russian-consumer.ru/?p=26487
33. Красноярский «Командор» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.dela.ru/news/komandor-alley/
34. Сеть супермаркетов «Красный Яр» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.krasyar.ru/
35. Гипермаркет «Лента» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.lenta.com/index.php?path=node/107
36. Управление качеством [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.u-bs.ru/publikacii/upravlenie-kachestvom.html
37. Агентство аналитики «Кантар ретеил» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.kantarretailrus.com/
38. Расчет затрат на разработку программного пр. [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://studik.net/raschet-zatrat-narazrabotku-programmnogo-produkta/
39. Введение в Excel [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://econom.nsc.ru/jep/BOOKS/049/1_4.pdf
40. Создание базы данных Excel для публикации в Интернете [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://support.office.com/ru-ru.
41. 1C: Предприятие, руководство по продукту [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://1c.ru/
42. Официальный сайт компании 1С [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.1c.ru
43. Компания «Астор» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.1c-astor.ru/
44. Сервис сбора отзывов о компаниях Красноярска и края [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://krasnoyarsk.flamp.ru/
45. Электронная анкета для оценки качества обслуживания клиентов сети супермаркетов «Командор» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://my.survio.com/D7T5F4I4T4K4G6V6H8T2/data/index?lang=ru
46. Гипермаркет «Окей» [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.okmarket.ru/about/company/
47. Сервис сбора отзывов о компаниях Красноярска и края [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://krasnoyarsk.flamp.ru/
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики торгового ассортимента и какие факторы на него влияют?
Основными характеристиками торгового ассортимента являются его ширина, глубина, длина и сбалансированность. Ширина представляет собой количество различных категорий товаров, которые предлагает предприятие. Глубина - количество товаров в каждой категории. Длина - совокупное количество товаров в ассортименте. Сбалансированность означает разумное сочетание товаров разных ценовых категорий и качества. На формирование торгового ассортимента влияют множество факторов, таких как потребности и предпочтения покупателей, конкурентная ситуация на рынке, статус и цели предприятия, экономические и финансовые возможности, сезонные колебания спроса и т.д.
Что такое ассортиментная матрица и как ее составлять на торговом предприятии?
Ассортиментная матрица - это инструмент, позволяющий наглядно представить ассортиментные характеристики предприятия. Она составляется путем разделения товаров на категории и подкатегории в соответствии с определенными критериями, такими как тип товара, бренд, цена, размер и т.д. Затем каждая категория и подкатегория заполняется конкретными товарами, указывая их наименование, артикул, цену, наличие и другие характеристики. Такая матрица позволяет управлять товарным ассортиментом, анализировать его эффективность и принимать взвешенные решения о корректировке ассортиментной политики.
Какие методы и механизмы управления товарным ассортиментом существуют и как оценивается их эффективность?
Для управления товарным ассортиментом используются различные методы и механизмы, такие как анализ продаж, анализ конкурентов, анализ потребностей и предпочтений покупателей, метод ABC-анализа, метод классификации товаров по важности и т.д. С помощью этих инструментов можно определить наиболее востребованные товары, исключить из ассортимента малоприбыльные товары, внести изменения в категории, добавить новые товары и т.д. Эффективность методов и механизмов управления товарным ассортиментом оценивается по различным критериям, таким как объем продаж, прибыльность, удовлетворенность покупателей, доля рынка и другие указанные в статье.
Какие основные характеристики торгового ассортимента и факторы влияют на него?
Основными характеристиками торгового ассортимента являются ширина, глубина, длина и сила ассортимента. Факторы, которые влияют на торговый ассортимент, включают спрос потребителей, конкурентное окружение, технические и технологические возможности предприятия, доступность поставщиков и другие.
Что такое ассортиментная матрица на торговом предприятии и как ее составить?
Ассортиментная матрица на торговом предприятии представляет собой инструмент для описания и систематизации товарного ассортимента. Для составления матрицы необходимо определить группы товаров, выделить виды характеристик товаров (например, цвет, размер, бренд и т. д.) и заполнить матрицу соответствующими данными.
Какие методы и механизмы управления товарным ассортиментом и как оценить его эффективность?
Методы и механизмы управления товарным ассортиментом включают ассортиментный анализ, прогнозирование спроса, управление запасами, стратегическое планирование и др. Оценка эффективности товарного ассортимента может осуществляться с помощью таких критериев, как оборотность товаров, уровень продаж, доля прибыли от продаж и другие экономические показатели.
Какие выводы можно сделать на основе анализа ассортиментной политики сети супермаркетов "Командор"?
Анализ ассортиментной политики сети супермаркетов "Командор" позволяет сделать следующие выводы: сеть имеет широкий ассортимент товаров, который удовлетворяет потребности различных категорий потребителей; сеть активно использует методы управления ассортиментом, такие как прогнозирование спроса и стратегическое планирование; эффективность ассортиментной политики сети оценивается с помощью показателей оборотности товаров и уровня продаж.
Какие факторы влияют на ассортимент торгового предприятия?
Факторы, влияющие на ассортимент торгового предприятия, могут быть различными. Некоторые из них включают спрос потребителей, предпочтения и покупательную силу, конкуренцию на рынке, структуру товарного рынка, доступность поставщиков, экономические и политические условия, сезонные факторы и т.д. Все эти факторы могут оказывать влияние на состав и разнообразие товаров, предлагаемых на рынке.
Что такое ассортиментная матрица и как ее составлять?
Ассортиментная матрица - это инструмент управления ассортиментом торгового предприятия, которая отображает все товарные позиции, представленные в ассортименте. Для составления ассортиментной матрицы необходимо провести анализ спроса потребителей, рыночных трендов, конкурентной среды и других факторов. Затем необходимо разделить товары на категории или группы схожих характеристик и создать матрицу, отображающую каждую категорию товаров и их основные характеристики.
Какие методы и механизмы управления товарным ассортиментом существуют?
Существует несколько методов и механизмов управления товарным ассортиментом. Некоторые из них включают анализ спроса и предложения, прогнозирование спроса, сегментацию рынка, анализ конкурентов, проведение маркетинговых исследований, управление заполнением полок, установление ценовой политики, управление поставками и т.д. Каждый из этих методов и механизмов может быть использован в зависимости от конкретных целей и условий предприятия.
Как оценивается эффективность товарного ассортимента?
Оценка эффективности товарного ассортимента может осуществляться с помощью различных критериев. Некоторые из них включают объем продаж, прибыльность, доля рынка, удовлетворенность потребителей, анализ конкурентной среды, разнообразие предлагаемых товаров и другие. Оценка эффективности ассортимента помогает определить успешность стратегии управления товарным ассортиментом и выявить потенциальные области для улучшения и развития.
Какие факторы оказывают влияние на ассортимент торгового предприятия?
Факторы, оказывающие влияние на ассортимент торгового предприятия, включают в себя спрос потребителей, конкуренцию на рынке, тенденции развития отрасли, наличие и доступность поставщиков, экономические условия, маркетинговые стратегии и другие факторы.