Постспортивная социализация профессиональных спортсменов

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 99 99 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 30.06.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
CОДЕРЖАНИЕ
CОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ОСНОВЫ ПОСТСПОРТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ» 4
1.1. Социальная адаптация как объект социологического исследования 4
1.2. Основные теоретико-методологические подходы влияния социума на постспортивную социализация спортсменов 24
1.3. Роль социализации в формировании личности у спортсменов после завершения спортивной карьеры. Анализ современной социологической литературы и социологических исследований. 35
ГЛАВА 2 СПОРТСМЕН КАК СУБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Вопросы трудовой и социальной активности личности спортсмена в постспортивный период 41
2.2. Особенности социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов в современных российских условиях 56
2.3. Оптимизация процесса социальной адаптации бывших спорстменов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97

Фрагмент для ознакомления

Тем самым, критерии, ориентированные на субъект позволяют сделать вывод о способности конкретного управленца обеспечить успешное завершение процесса социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов. Для выявления критериев оптимальности, связанных с субъектом управления процесса социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов диссертантом был проведен экспертный опрос. В ходе первого тура экспертного опроса менеджеров (управленцев) различного звена методом номинальной группы были выявлены и проранжированы по степени значимости критерии оптимальности управления процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов:
Реальность выполнения.
Экономический эффект.
Материальная обеспеченность.
Актуальность.
Скорость реализации управленческого воздействия.
Правовая обеспеченность.
Решаемость в условиях ограниченности материальных средств.
Готовность руководства к решению задач.
Наличие у руководителя опыта решения подобных задач.
Укомплектованность штата.
Во втором туре экспертами были выявлены и проранжированы проблемы, задачи, решение которых обеспечит успешную социальную адаптацию бывших профессиональных спортсменов.
Практическое использование результатов экспертизы видится в следующем. Сам управленец, как и его непосредственный начальник, знает критерии оценки управленческих воздействий на адаптируемые социальные отношения и в соответствии с ними вырабатывает управленческие воздействия. Можно также оценивать оптимальность управленческого воздействия по набору более или менее актуальных задач, которые управленец выбирает для решения в процессе воздействия на процесс социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов.
Группа критериев, ориентированная на объект социального управления (общественные и личные интересы индивидов в процессе возникновения и развития социальных отношений) охватывает:
сферы социальных отношений, в которых происходит адаптация интересов (социально-профессиональная, социально-политическая, социально-бытовая) ;
выраженность интересов;
направленность интересов;
устойчивость интересов;
•широта интересов и т.п.
Группа опосредованных критериев. Одни из ее представителей ориентированы на социальную общность и носят наиболее общий, интегративный характер. Они характеризуют основные условия, «фон», на котором развиваются социальные процессы на различном уровне организации общества. Среди таких критериев можно назвать:
конфликтность;
степень соблюдения законности;
•экономическая стабильность;
доступность социальной информации и др.
К другой подгруппе опосредованных критериев можно отнести те из них, которые ориентированы на взаимодействующие системы управления. Смысловую нагрузку этих критериев составляет авторитарный или демократический взгляд на процесс и результативность социального управления. Установление объективных критериев в этой группе затруднено, с одной стороны, недостаточной научной разработанностью путей решения проблем и задач социального управления, а, с другой - индивидуальными психологическими особенностями управленцев.
Наиболее распространенными среди подобных критериев являются: морально-нравственное состояние; состояние трудовой (служебной) дисциплины; уровень исполнительности и др.
Не отрицая определенной значимости вышеназванных критериев, наибольшую ценность, по мнению диссертанта, имеют те из них, которые основываются на объекте социального управления. Именно они характеризуют конечный результат, позволяют оценить оптимальность управления процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов.
Таким образом, разработка критериев оптимальности является одним из основных и ответственных этапов социального управления. Решение этой задачи позволит выстроить наиболее подходящую и экономичную систему управления конкретным социальным процессом.
Само управление процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов является продуктом мыслительной деятельности субъекта управления. Основой этой деятельности служат:
-информация о состоянии объекта управления, законодательных нормах, требованиях вышестоящих органов управления;
-управленческий опыт субъекта управления.
Информация о состоянии объекта управления имеет следующую структуру:
сведения об основных интересах спортсменов;
сведения об интересах представителей отдельных видов спорта;
сведения о структуре общественных интересов;
•сведения об интересах тех социальных общностей, в которых происходит адаптация бывших профессиональных спортсменов и др.
Информация о законодательных нормах, требованиях вышестоящих руководителей по решению задач социального управления должны быть: четко сформулированы, непротиворечивы, учитывать конкретную социально-экономическую ситуацию в стране и динамику развития социальных процессов в обществе.
Управленческий опыт субъекта управления в качестве составных элементов может быть рассмотрен как управленческие знания, умения и навыки. Управленческие знания вполне можно соотнести с этапами управленческого цикла, как то:
а) в области принятия управленческих решений
-знание эвристических методов выработки и принятия решения, наличие соответствующих навыков и умений;
-знание математических методов выработки и принятия решения, наличие соответствующих навыков и умений;
б) в области реализации управленческих решений
-информация о состоянии социальной среды, социетальных процессах;
-информация о количестве, профессиональной подготовленности и готовности к выполнению решений подчиненного управленческого аппарата и нижестоящих менеджеров и пр.
в) в области мотивации
-знание потребностей и формируемых ими мотивов всех категорий менеджеров, участвующих в управленческом цикле;
-знание способов и приемов воздействия на мотивацию исполнителей;
-создание системы регулирования мотивации исполнителей и т.п.
г) в области учета и контроля
-знание методов и наличие средств контроля;
-создание системы контроля над эффективностью мотивационных воздействий и др.
Управленческие знания позволяют осуществить выбор конкретных управленческих альтернатив, обеспечить их единство, а также правила их применения. Основной задачей управленца является выбор наиболее подходящего в данном случае (оптимального по одному или нескольким критериям) решения, состоящего из нескольких взаимосвязанных альтернатив.
Существует много методов выбора оптимальных решений. Часть из них объединена теорией игр, некоторые существуют самостоятельно (метод линейного программирования и т.д.). Отдельные решения принимаются интуитивно-логически.
Управленческие умения и навыки формируются как в ходе обучения, так и в процессе практической деятельности индивида. Поскольку управление является с одной стороны разновидностью деятельности, а с другой - искусством, в формировании и развитии управленческих умений и навыков участвуют творческое и рациональное начала.
В государственных органах социального управления должна быть создана стройная система работы с упомянутой выше социальной информацией. Отслеживание динамики процесса социальной адаптации должно вестись непрерывно и с использованием всех доступных в настоящее время (современных) технологий работы с социальной информацией (социально-информационных технологий). Это один из путей оптимального разрешения данной проблемы.
В нашем случае сравнение интересов бывших профессиональных спортсменов и тех, кто еще продолжает выступать за большой спорт, показывает начало и успешный конец процесса социальной адаптации. Иными словами, рассогласование начальных (перед завершением спортивной карьеры) и конечных (по завершении социальной адаптации) интересов и составляет основную проблему, требующую управленческого воздействия.
Среди бывших профессиональных спортсменов отмечается близость выраженности интересов в социально-профессиональной сфере:
1. Совершенствование своего стиля управления
2. Освоение новых методов и приемов работы;
3. Овладение престижными профессиями;
4. Морально-нравственные качества руководителей.
Это свидетельствует тому, что данные интересы не требуют особого внимания со стороны управленцев и при условии освоения бывшими спортсменами исследованных диссертантом профессий названные интересы будут способствовать успешной адаптации этой категории индивидов.
С другой стороны, интерес к:
- Занятию престижных должностей;
- Освоению новых методов и приемов работы;
- Морально-нравственным качествам руководителей остаются крайне актуальными. Они диссонируют с привычной, сложившейся структурой и выраженностью интересов спортсменов в период их активных выступлений. Поэтому управление процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов необходимо начинать задолго до их ухода из большого спорта.
Таким образом, в целях оптимального управления процесс социальной адаптации в обществе бывших профессиональных спортсменов первоначально должен быть досконально изучен. Это изучение должно иметь комплексный характер, одной из граней которого могут быть интересы спортсменов.
Поскольку процесс сбора и хранения первичной социологической информации требует большого количества сил, средств и времени, то это предопределяет применение современных информационных технологий. На этапе познания объекта управления они позволяют уточнять рабочие гипотезы исследования социального процесса и модифицировать социологический инструментарий, опираясь на соответствующие банки данных формируемые и пополняемые посредством аналогичных исследований. Используемые в составе современных информационных технологий программные и технические средства позволяют опрашивать экспертов, респондентов как в диалоговом (общение "человек- компьютер"), так и в полуавтоматическом режиме (опрос или интервьюирование традиционным способом с последующим вводом данных в компьютер). В последнем случае возможности размножения инструментария как по качеству, так и по количеству не уступают типографским.
Представляется не менее важной возможность ввода первичной социологической информации на ЭВМ в районах проведения обследований с последующей ее передачей (по средствам связи или на магнитных носителях) для обработки на основную ЭВМ. Это позволяет:
-повысить оперативность сбора социально-управленческой информации;
-существенно расщирить географию исследований;
-повысить экономичность социологических исследований, т.к. для ввода первичной социологической информации можно использовать менее мощные ЭВМ (например, IBM PC AT 386), в то время как обработка данных будет производиться на более мощных ПЭВМ (например, IBM PC PII, PIII). Такой подход позволит с минимальными затратами добиться существенных результатов на данном этапе.
Обработка материалов полевого исследования по трудоемкости не уступает процедуре непосредственного сбора первичной социологической информации. Вполне очевидно, что применение вычислительной техники резко сокращает людские и временные затраты, повышает достоверность и точность расчетов. На этом же этапе используются математические методы, специальные алгоритмы, позволяющие наиболее глубоко познать взаимосвязи социологических показателей, построить модель реального социального процесса, сделать прогноз возможных вариантов его развития.
В большей мере процедурам данного характера отвечают персональные ЭВМ (ПЭВМ) и рабочие станции, а также реализованные на их основе программные продукты: оболочки баз данных и интегрированные системы.
Уровень развития ПЭВМ позволяет говорить об их высокой производительности, способности хранить и обрабатывать большое количество содержательной (особенно семантической) информации.
Объединенные в локальную вычислительную сеть либо организованные на базе рабочей станции ПЭВМ значительно увеличивают скорость ввода исходных данных в машинную память за счет увеличения количества операторов, работающих с одной и той же базой данных.
Однако возможности современных информационных технологий по оптимизации настоящего этапа этим не ограничиваются. В наши дни для ввода в ПЭВМ социологических данных созданы и применяются ручные и планшетные сканеры, считывающие и распознающие информацию с бланка опроса, интервью. На ввод в ЭВМ одного из них требуется не более 2-х минут.
Дальнейшее совершенствование процедур ввода исходных данных за счет сокращения привлекаемых сил, средств и времени идет по пути записи и распознавания голоса эксперта, респондента, совершенствования функциональных возможностей сканеров и соответствующего программного обеспечения.
Постоянно совершенствуются возможности хранения социологической информации. Накопители на магнитных дисках типа "винчестер" в стандартных комплектах поставки ПЭВМ имеют емкость 2-6 Гб, а в отдельных случаях достигают сотен (а в ближайшее время и тысяч) Гб, что равносильно хранению миллиардов машинописных страниц текста. Продолжают совершенствоваться накопители на гибких магнитных дисках. Их емкость уже достигла 2 Мб. Им на смену приходят лазерные диски, которые при аналогичных с ними размерах позволяют хранить в 100-300 раз больше информации.
Таким образом, современная персональная ЭВМ превращается в мощное хранилище социологической информации, позволяющей эффективно поддерживать социальное управление в любых звеньях.
Оптимизация управления процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов на этапе передачи социальноуправленческой информации за счет современных информационных технологий обеспечивается посредством совершенствования способов обмена данными и знаниями, что может обеспечиваться следующими способами:
-создание локальных вычислительных сетей;
-создание сетей "электронной почты";
-использование модемов и т.д.
Локальные вычислительные сети представляют собой аппаратно и программно связанные ПЭВМ. Это позволяет всем пользователям вычислительной сети одновременно работать с одной и той же базой данных (знаний) в целях ее пополнения, ведения и производства расчетов. Скорость обмена данными в этом случае является максимальной.
Сети "электронной почты" аналогичны системе обычной почтовой связи, где вместо конверта управленец, исследователь посылает по линиям связи некоторый объем информации прямо из ПЭВМ.
У этой информации есть "адрес" получателя (абонента сети) и через соответствующие узлы этой сети посланное сообщение "дойдет" до нужного абонента. Важной особенностью "электронной почты" является отсутствие необходимости установления непосредственного контакта между абонентами до передачи сообщения.
Использование модемов является наиболее доступным способом передачи первичной социологической информации. Кроме них и ПЭВМ не требуется никакого специального оборудования. Абоненты после установления контакта по телефону обмениваются необходимой информацией.
Оптимизация хранения социологической, социально-управленческой информации обеспечивается посредством современных информационных технологий следующим образом. Данные и знания могут храниться как в структурированном так и не в структурированном виде. В первом случае структуризацию, модификацию и оперативный поиск необходимой информации обеспечивают системы управлением базами данных. Во втором - управленец сам определяет структуру, содержание информации и способы ее хранения. Обычно в этих целях используются текстовые и графические процессоры.
В повседневной деятельности любой индивид многократно принимает управленческие решения. Они, как правило, относятся к нормам собственного поведения, отношений с другими индивидами и пр. Ответственность за результативность этих решений лежит на самом индивиде.
Другое дело, когда это приходится делать субъекту социального управления: ведь от полноты и качества принятых им решений зависят материальные и духовные условия жизни и деятельности людей, полнота и качество решаемых ими профессиональных (служебных) задач. Поэтому проблема оптимизации выработки и принятия решения в социальном управлении стоит наиболее остро.
Принятие решения - это выбор одной или нескольких альтернатив из доступного субъекту управления множества. При выборе альтернативы он вынужден учитывать систему показателей, описывающую состояние объекта управления. Управленческое решение должно соответствовать максимизации одних показателей и минимизации других. Однако не всегда можно добиться одновременного воздействия в нужном направлении на все показатели процесса социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов. Для этого в системе среди показателей выделяют основные и второстепенные. Решение будет оптимальным, если оно наиболее сильно воздействует на основные показатели процесса социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов и не ухудшает состояние второстепенных. Таким образом, оптимальное решение может и не быть наилучшим по отношению ни к одному отдельно взятому критерию.
Управленческое решение занимает центральное место в процессе социального управления. При подготовке и выработке управленческого решения менеджер кроме состояния объекта управления (в нашем случае процесса социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов), учитывает имеющиеся возможности и ресурсы.
Возможности представляют собой как внешние ограничения на использование управленческих воздействий (например законодательство, приказы вышестоящих управленцев, особенности политической обстановки в регионе проживания членов социальной общности и т.п.), так и внутренние - качество подготовки исполнителей, их организаторские способности и др.
Ресурсы - это наличие исполнителей (аппарат управления и нижестоящие менеджеры), технических средств (как для сбора, обработки, хранения и представления информации об управляемом объекте, так и для повышения эффективности управленческих воздействий).
Функциями менеджера по социальному управлению на этапе подготовки и выработки управленческого решения являются: моделирование, целеполагание, прогнозирование, проектирование, планирование и др.
Реализация этих функций ограничивается временем, количеством и подготовкой исполнителей, особенностями других социальных процессов, как в управляемой, так и во взаимодействующих социальных общностях. В этой связи современные информационные технологие позволяют значительно усилить творческие возможности менеджера, а также повысить динамичность процесса выработки и принятия решения.
Оптимизация этапа обработки первичной социологической информации за счет современных информационных технологий обеспечивается, во-первых, за счет совершенствования способов поиска данных в электронных базах. Неструктурированная информация слабо поддается формализованным методам, причем в данном случае эти методы сильно зависят от индивидуального стиля управленца. Иное дело, когда обрабатывается структурированная информация.
Во-вторых. Существующие системы управления базами данных позволяют в считанные секунды произвести, в зависимости от выбранного варианта, одно- и многомерные группировки данных, а также произвести над ними операции вычисления как стандартными процедурами, так и при помощи программ, реализующих оригинальные алгоритмы.
Выработка управленческого решения опирается как на собственный опыт менеджеров, так и на опыт, накопленный и имеющийся в этом звене управления. Собственные управленческие знания управленцы приобретают посредством проб и ошибок, в то время как знания в области управления социальными процессами они получают во время учебы и неформального общения.
Знания в области управления процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов наряду с достаточной широтой охвата проблем, определенной разработанностью социологических технологий выработки управленческого решения страдают большой степенью обобщения, отягощены инертностью в учете вновь приобретенных менеджерами знаний и другими недостатками. В свою очередь неформальное общение менеджеров одного и того же звена управления позволяет уменьшить инертность, увеличить конкретизацию форм и методов управления процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов, однако такое общение, как правило, ограничено территориальными и временными границами, да и качество передаваемых знаний не всегда соответствует существующим социальным нормам.
Каков же может быть выход из создавшегося положения? Он видится в создании более совершенной системы сбора, обработки и использования знания в области управления процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов.
Исследования в области социального управления опираются на элементы искусственного интеллекта, которыми в настоящий момент являются автоматизированные системы поддержки решений, экспертные системы, автоматизированные системы научных исследований и др. Реализованные в них математические процедуры выбора оптимального решения позволяют значительно повысить результативность всего управления. Примером тому могут служить используемые диссертантом в настоящем исследовании математические процедуры теории игр. Достаточно широко известный метод Брауна-Робинсон, к сожалению не нашедший пока должного применения в управлении процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов, позволяет оптимизировать управление процессом гармонизации личных и общественных интересов бывших профессиональных спортсменов. Процедуры использования данного метода широко описаны в литературе. Применительно к управлению процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов он позволяет выбрать оптимальные управленческие воздействия (стратегии) из доступных в настоящий момент субъекту управления посредством расчета платежной матрицы. В результате выбранные стратегии оказываются содержательно и организационно взаимосвязанными и учитывающими фактическое развитие процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов.
Его суть вкратце сводится к следующему. Экспертным путем формируется и поддерживается база знаний, содержащая управленческие воздействия (стратегии) на процесс гармонизации личных и общественных интересов спортсменов. Среди стратегий установлена градация по степени действенности, по трудоемкости и др. Это позволяет менеджеру при выборе одного или нескольких управленческих воздействий ориентироваться на знания и управленческую "мудрость", опыт своих коллег. Более того, использование математических процедур предполагает оценку менеджером действенности собственных управленческих стратегий в сопоставлении с возможными ответными реакциями на него управляемого объекта. Таким образом, при выборе оптимального управленческого решения менеджер аккумулирует как социальный, так и собственный опыт в этой области и, что очень важно, организует воздействие на ключевые интересы спортсменов, выявляемые путем лонгитюдного социологического обследования. Расчеты по- называют: какие из управленческих стратегий и в каком процентном соотношении необходимо использовать, чтобы добиться желаемого результата.
В результате подобного использования математического аппарата, воплощенного в современных информационных технологиях возможно практическое решение задачи оперативного и качественного обобщения и распространения передового опыта менеджера и их заместителей в области социального управления. Можно предположить, что накопленный в ходе подобных исследований опыт вполне может быть использован при создании экспертной системы в области управления процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов.
Оптимизация этапа выработки и принятия управленческого решения за счет современных информационных технологий обеспечивается также посредством совершенствования способов представления (визуализации) обработанной социологической информации. Визуализация существенно влияет на полноту и качество интерпретации полученных в результате обработки данных. Существуют различные способы обеспечения графического представления обработанных данных: -использование текстовых, графических процессоров;
-написание собственных программ на одном из алгоритмических языков программирования;
-использование стандартных программ (как "встроенных" в интегрированную систему, систему управления базами данных, так и самостоятельную) .
При использовании текстовых, графических редакторов соответствие изображения расчетным данным полностью определяется лицом, производившим расчеты. В этом случае также предполагается умение менеджера использовать графический, текстовый редактор.
Написание собственных программ для визуализации исключает неточности во взаимосвязи результатов расчетов и их графического отображения, однако, требует от менеджера знаний, навыков и умений программирования либо наличие соответствующего специалиста.
Использование стандартных программ визуализации данных позволяет устранить недостатки вышеназванных способов и полностью освободить менеджера от хлопот на этот счет. Реализованные как в составе интегрированных систем, систем управления базами данных, так и самостоятельно эти программы позволяют удовлетворить запросы даже самого требовательного управленца.
Оптимизация данного этапа за счет современных информационных технологий обеспечивается посредством совершенствования способов прогнозирования развития социального процесса. Это обеспечивается применением, например, регрессионного анализа. Если же социологические показатели еще в полной мере не определены, то используются эвристические методы.
Организация выполнения принятого решения является не менее ответственным этапом, чем предыдущие. Здесь большую роль играют организаторские качества менеджера, умения согласовать выполнение разработанного плана с решением других задач, знания возможностей исполнителей и умения оптимально расставить их на ответственных участках работы и много другое. В этой связи пути оптимизации управленческих функций видятся следующие:
-оптимизация регулирования -оптимизация согласования
-оптимизация расстановки кадров (исполнителей)
-оптимизация использования времени -оптимизация использования материальных средств и др. Регулирование как одна из управленческих функций менеджера на этапе организации является одной из ключевых. Это предопределяется тем, что менеджер управляет одновременно несколькими социальными процессами в едином комплексе и держать в поле зрения обширное количество социальных показателей он чисто физически не может. В этой связи к регулированию привлекается аппарат управления менеджера и, в первую очередь, менеджера по персоналу. Такое делегирование управленческих функций должно обеспечиваться:
-одинаковым пониманием целей и задач управления социальным процессом, что предусматривает совместный анализ объекта управления, выработку и принятие управленческого решения, согласование этапов и сроков управления, привлечение соответствующих сил и средств и др.;
-согласованием управленческих стилей всех участников процесса управления на данном этапе;
-решением вопросов взаимодействия менеджеров в процессе регулирования выполнения решения;
-согласованием системы измерения социологических показателей и др.
Оптимизация согласования в ходе организации выполнения решения обеспечивается посредством:
а) комплексирования воздействия на процесс социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов
Практика управления процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов показывает, что одновременно организуется управление несколькими социальными процессами и на разных уронях, причем временные границы такого управления, как правило, не совпадают. Задача менеджера - выбрать управленческие стратегии так, чтобы они воздействовали одновременно на несколько социальных процессов и т.п.;
б)координации с другими видами социального управления
Вырабатываемые решения по управлению процессом социальной
адаптации бывших профессиональных спортсменов должны учитывать все принимаемые решения, связанные с воздействием на бывших профессиональных спортсменов. Основным критерием оптимизации в данном случае является непротиворечивость. Перечень путей оптимизации на этом этапе можно было бы продолжить.
Оптимальная расстановка кадров, участвующих в реализации управленческого решения является одной из ключевых задач менеджера. Очевидно, что от знаний, навыков и умений исполнителей напрямую зависит конечный результат управления. В этой связи возрастает ценность профессионально-психологического отбора, позволяющего обеспечить как необходимую расстановку кадров по профессиональным и психологическим качествам, так и психологическое сопровождение их деятельности.
В настоящее время разработаны и совершенствуются как общие, так и частные методики профессионально-психологического отбора, при чем сохраняется тенденция (на взгляд диссертанта положительная) реализации названных методик на ПЭВМ. Наиболее популярными программными продуктами, реализующими данную функцию управления являются:
а)общего назначения (Миннесотский многомерный личностный перечень (ММР1); тесты Люшера, Айзенка, Сонди, Леонгарда, Кэттела и др.)1
б)частного назначения, для отбора претендентов на конкретные должности, в том числе связанные с социальным управлением.
На этапе организации выполнения принятого решения временной режим порой является определяющим. Это вызвано тем, что управленческие решения, как правило, принимаются без учета ранее принятых решений или тех решений, которые возможно будут приняты в будущем. Кроме комплексирования, как это отмечалось выше, необходимо увязать временные нормативы выполнения всех принятых решений. Эта работа весьма трудоемкая и насыщенная разнообразными характеристиками, которые трудно держать в памяти даже тренированному исполнителю. Здесь на помощь приходят современные информационные технологии, позволяющие произвести расчет времени, учитывая все особенности реализации любых управленческих решений.
В целях оптимального использования материальных средств наиболее подходящими для использования могут быть, ставшие классическими, задача коммивояжера, транспортная задача и другие. Используемые в них алгоритмы линейного программирования, будучи реализованными в программном продукте для ПЭВМ позволят наилучшим образом использовать имеющиеся материальные средства, изыскивать пути их экономии.
Кроме вышеназванного, добиться оптимизации функций менеджера на этом этапе управления позволяет научная организация труда. Пути ее применения достаточно хорошо изучены и внимание к ним в научной литературе не ослабло и по сей день. Следование этим рекомендациям будет способствовать достижению наиболее благоприятного результата в управлении социальными процессами.
Реализация управленческих решений в области социального управления целиком зависит от мотивации как субъекта управления, так и всех без исключения исполнителей, в том числе и менеджера как лица принимающего решение. Наивысший уровень мотивации у всех участников процесса управления позволяет оптимизировать само управление. Именно поэтому вопросы, связанные с мотивацией все еще продолжают активно исследоваться учеными.
Мотивацию вполне можно рассматривать как процесс побуждения индивида, как самого себя, так и других к деятельности для достижения личных целей или целей социальной общности. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности имеет следующие элементы: потребности (недостаток чего-либо), мотивы или побуждения, поведение (действие), цель, результат удовлетворения потребностей (удовлетворение, частичное удовлетворение, отсутствие удовлетворения).
Исследователи в этой области предлагают различать содержательные и процессуальные теории мотивации. Каждая из теорий, относящаяся к одной из этих групп имеет как общие черты, так и свои особенности, вырабатывает свои приемы воздействия на мотивацию спортсмена, социальной общности. Каждая из этих теорий в отдельности либо все (часть из них) в комплексе могут быть использованы на пути оптимизации управления процессом социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов. Коротко охарактеризуем некоторые из них с точки зрения применимости в управлении социальными процессами.
1 .Теория Маслоу
-потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии приоритетом;
-поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;
-после того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.
Теория МакКлелланда
-три потребности, мотивирующие человека - это потребности власти, успеха и принадлежности (социальная потребность);
-сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней у бывших профессиональных спортсменов, как правило, уже удовлетворены.
Теория Герцберга
-потребности рассматриваются как гигиенические факторы и мотивации;
-наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой (службой);
-мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на социальные отношения индивидов;
-для того, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.
Теория ожиданий
-наличие активной потребности не является единственно необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели;
-человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
Теория справедливости
-люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу;
-если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, то его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановление справедливости исправить дисбаланс.
Модель Портера - Лоулера
-это комплексная теория мотивации, включающая элементы теории ожиданий и теории справедливости;
-модель включает пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения;
-достигнутые результаты зависят от приложенных индивидом усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли;
-уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения;
-в теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами.
Эти подходы к исследованию мотивации исполнителей управленческого решения позволяют сформировать оптимальные приемы и способы управления персоналом. В рамках этих теорий возможен поиск оптимальных методов воздействия на мотивацию спортсменов и представителей социальных общностей. Вполне естественно, что они будут различаться по форме, по содержанию, по действенности, по степени включенности в общую систему мотивации и т.д.
Современные информационные технологии в этом случае могут быть использованы в качестве экспертных систем, позволяющих подобрать соответствующие формы и приемы мотивации спортсменов, оказать консультационные услуги, например, в выявлении психологических особенностей индивида, в оценке действенности соответствующего способа или приема управленческого воздействия т.п.
Этап учета и контроля получил широкое освещение в научной литературе. Суть его сводится к учету полноты и своевременности применения принятого управленческого решения. Анализ эффективности того или иного управленческого воздействия невозможен без учета особенностей его реализации. Процедуры учета и контроля логично завершают и процесс мотивации всех участников управленческого цикла. На этапе учета и контроля менеджер решает следующие задачи:
-оценивает реальный вклад каждого исполнителя в реализацию управленческого решения;
-оценивает своевременность реализации управленческого воздействия относительно плана;
-оценивают полноту реализации управленческого воздействия относительно плана и др.
Современные информационные технологии здесь применимы в виде информационно-справочных систем, банков данных, систем коммуникации и т.п. Это поможет обеспечить полноту контроля над выполнением решений, поддерживать и совершенствовать систему учета нагрузки на каждого исполнителя и, таким образом, более дифферецировано подходить к их мотивации.
Управленческая деятельность менеджера в области управления социальными процессами заключается в решении им целого ряда оптимизационных задач. Среди них наиболее часто встречаются следующие типы управленческих задач:
Полная оптимизация (опирающаяся на полный управленческий цикл): задачи описания, задачи диагноза состояния, задачи "поведения" и др.
2.Частичная оптимизация (опирающиеся на отдельные функции субъекта управления):
а)задачи оптимизации подготовки и принятия управленческого решения: выбора критериев, принятия решений, соизмерения ценностей и ДР-
б)задачи организации выполнения управленческого решения: оптимизации ресурсов, оптимизации времени, оптимизации планирования и др.
в)задачи мотивации: выбор оптимальным способов и приемов мотивации объекта управления, выбор оптимальных способов и приемов мотивации управленческого аппарата и др.
г)задачи учета и контроля: оптимизации процедур учета, оптимизации процедур контроля и др.
Полное и качественное решение этих задач в настоящих условиях в обязательном порядке должно опираться на применение современных информационных технологий.
Менеджер и его помощники не могут более управлять методом проб и ошибок, так как это зачастую приводит к негативным последствиям в том числе и гибели людей.
Даже в условиях крайне недостаточного обеспечения ПЭВМ в социальном управлении вполне применимы научно разработанные и апробированные в науке и практике социального управления методики анализа и моделирования социальных процессов (в том числе и предложенная автором). Безусловно, что без ПЭВМ эта работа потребует привлечения значительно большего количества специалистов (социологов, психологов, социальных педагогов и др.), однако с поступлением в органы управления соответствующей техники уже будет накоплен значительный опыт подобной работы, что не применет сказаться на конечных результатах социального управления.
В то же время в научно-методических центрах, одним из которых является Московский государственный социальный университет, необходимо развивать новые направления научных исследований, ориентированных на оптимизацию социального управления.
Исходя из вышеизложенного, методика оптимизации процесса социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов включает следующие процедуры:
-сбор исходной социологической информации о характере протекания процесса в различных социальных общностях, полученной от выверенной системы показателей и индикаторов;
-построение реальной и требуемой моделей социальных отношений внутри социальной общности;
-генерирование и анализ имеющихся управленческих альтернатив, позволяющих воздействовать на социальные отношения между индивидами;
-выработку оптимального управленческого решения с использованием математических методов теории игр, линейного программирования и др.;
-реализация принятого управленческого решения (обеспечение организации, мотивации, регулирования, учета и контроля)
-применение компьютерных технологий (систем управления базами данных, текстовых и графических редакторов, компьютерных сетей и т.п.) на всех этапах управленческого цикла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какие бы сложные задачи не ставила жизнь перед личностью или группой, все они в различной степени упираются в характер человеческих отношений, в умение и способность людей кооперироваться, разделять общую систему ценностей, поддерживать определенные нормы поведения, находить компромиссы при решении сложных конфликтных ситуаций, которыми наполнен социальный мир. Это в полной мере может быть отнесено к каждой сфере жизнедеятельности общества, в том числе и к спорту. Поэтому каждому, кто работает в области физической культуры и спорта, необходимо не только хорошо знать способы, методы и формы спортивной подготовки и организации состязаний, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и формируются выдающиеся достижения спортсменов.
Социально-философский анализ спортивных проблем способен существенно оптимизировать деятельность специалистов многих профилей спортивной работы, разобраться в сущности довольно сложных спортивных институтов и их социальных функциях, дает систематизированное представление о спортивных интересах людей, их мотивации, ценностных ориентациях спортсменов и тренеров, а также степени их совпадения в ходе осуществления физкультурно-спортивной деятельности, без чего трудно осуществлять руководство спортивным процессом или быть его полноправным участником. Такие объективные социальные потребности могут стать фундаментом генезиса особой отрасли социальной философии - философии спорта.
Анализ закономерностей развития трудовой активности личности в спорте показал, что он сопоставим с любым другим видом деятельности, и занимает важное место в социальной структуре современного общества. Особенность спорта как вида деятельности состоит в том, что в феномене состязательности, присущем любому его виду, специфически преломляется универсальный социальный процесс конкуренции, основанный на ограниченности социальных и природных ресурсов и понимаемый как стремление к достижению социально значимой цели путем опережения или победы над противником. Конкуренция в состязательности спорта освобождается от различных социально-психологических «покровов» и предстаете своеобразном «чистом» виде.
В условиях невозможности до конца понять механизм деструктивной человеческой агрессивности и, соответственно, управлять ею, общество вынуждено искать такие способы контроля над агрессивностью, которые бы смогли изменить её вектор. И этим способом со времен первых Олимпийских игр стал спорт, организованный в общесоциальных масштабах. Именно в рамках спортивного состязания деструктивная агрессия меняет вектор на конструктивный или нейтральный, выраженный в эмоциональном сублимировании. Причем в своеобразную «перекачку» энергии вовлечены не только участники спортивного состязания, но и широкие массы болельщиков, которые, благодаря возможностям современных информационных технологий, составляют в некоторых случаях миллионы человек.
Современное «открытое» общество способствует индивиду, желающему бороться за продвижение к высшим статусам тем, что предоставляет ему ряд каналов мобильности, одним из которых является спорт, который рассматривается как совокупность профессионального фактора мобильности, наличия особых способностей и особых заслуг перед обществом. Особое значение в процессе социальной мобильности такой вид деятельности как спорт приобретает в современном российском обществе, где социальная дифференциация выражена наиболее ярко. Способы продвижения вверх по социальной лестнице ограничиваются, но одним из немногих «лифтов» социальной мобильности остается спорт. Таким образом, он для средних и низких слоев общества становится одним из немногих реальных способов не только удовлетворения своих спортивных амбиций, но и способом обеспечения достойного жизненного уровня.
Практика функционирования социальной сферы спортивных отношений в наше время не оставляет сомнений в необходимости отнесения спорта к общественно-организованному труду. Кроме того, в настоящее время нет практических оснований относить спорт к тому виду труда, который в его классификации может быть назван как «любительский». Очевидно при этом и то, что не все категории спортсменов, занятых одним и тем же видом спорта, можно относить к разряду профессионалов в силу возраста, длительности занятия спортом, результатов, показанных спортсменом, перспективности и, разумеется, степени материальной компенсации за те трудовые усилия, которые потрачены на достижение социально-значимого спортивного результата. Но и профессионалы, и те, которые хотят ими стать, участвуют в спортивно-трудовом процессе, который имеет свои особенности и изменяет личность спортсмена.
Возможные негативные последствия раннего начала спортивно-трудовой деятельности, как правило, компенсируются процессом «естественного» спортивного отбора, в рамках которого на статус профессионального спортсмена может претендовать лишь тот, кто на самом деле в состоянии продемонстрировать незаурядные физические и социальные качества. Таким образом, уже в подростковом возрасте перспективный спортсмен, претендующий на статус профессионала, вступает в систему спортивно-трудовых отношений, принципиально отличающихся от иных отношений, характерных для его сверстников.
Существенным отличием спортивно-трудовой деятельности от иных видов трудовой деятельности является его производственная специфика, состоящая в генерировании особого вида социального блага - образца поведения, служащего эталоном для многих других людей. По сути дела достижения, совершенные спортсменом - это элемент нереализованоого стремления людей к постоянному самосовершенствованию, которое, как показывает практика, объективно невозможно во всех областях одновременно и, кроме того, находится под сильным влиянием ряда субъективных факторов.
Спорт как особый вид труда напрямую связан и с особенностями общесоциальной адаптации и интеграции личности в социальную макросистему. Специфика спортивного труда состоит в том, что его посредством индивид, как правило, гораздо раньше чем сверстники, включается в систему жесткого противоборства с самим собой, с конкурентами, приобретает позитивный опыт социального кооперирования, поддержания границ, необходимости взаимодействия с другими социальными объектами, то есть, по сути, в соревновательно-игровой форме моделирует стратегии своего социального поведения, вырабатывает, как принято говорить, спортивный бойцовский характер, крайне необходимый в условиях возрастания жесткости социальной системы и конкурентных основ социального выживания, диктуемых переходом нашей страны к рыночной экономике. Таким образом, опыт спортивного противоборства создает благодатную почву для того, чтобы индивид максимально был приспособлен к объективно сложившемуся противоборству во всех сферах жизни современного российского общества.
Спорт - не только труд, в условиях расширяющегося поля социального разделения труда он приобрел характер профессиональной деятельности, которая получила специфические черты в условиях рыночной экономики, и реализовалась в создании институтов профессионального спорта. В условиях рынка и непрофессиональный спорт в его традиционном понимании приобрел черты не только профессиональной, а во многом предпринимательской, коммерческой деятельности. Это существенным образом отразилось на элементах его главного функционала: не утратив социализационный ресурс, спорт как институт в рамках современного общества во многом изменил ориентацию вектора социализационного процесса с общечеловеческого гуманистического на рыночно-товарный. Это в значительной степени понижает значение институциональной сущности спорта, что свидетельствует о дисфункции всей социальной системы современного российского общества в целом.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Балог А. Социология – мультипарадигмальная наука? // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 22-32.
Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов A.B., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2000
Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов A.B., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2000.
Иванников Б.Д., Степанова С.В. Социализация инвалидов в условиях современного российского общества. Научно-учебное издание. - Ставрополь, 2000. - С.60.
Иванников Б.Д., Степанова С.В. Социализация инвалидов в условиях современного российского общества. Научно-учебное издание. Ставрополь, 2000.
Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие. 3-е изд. М., 2010.
Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социологические исследования. - 2001. - №7. - С.40.
Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социологические исследования. - 2001. - №7.
Моченов В.П. Спорт как социокультурный проект // Молодежь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания. Материалы I Междисциплинарного научного симпозиума с международным участием «Молодежь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания». 28–29 мая 2015 г. ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2015.
Общая социология: Учебное пособие / Под общ ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М., 2000. - С.618.
Общая социология: Учебное пособие / Под общ ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.,2000.
Общая социология: Учебное пособие/Под общ. Ред. Проф. Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С.215.
Плахов В. Д. Социология: эпистемы и эпистемология // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 3-12.
Попова А.А., Неверкович С.Д Развитие спорта в России: институциональный подход.// Вестник спортивной науки 6 (6) 2013. С. 52.
Ритцер Дж. Структура социологической теории. СПб.: Питер, 2002. 688 с.
Романовский Н. В. Мультипарадигмальная социология – до свидания? // Социологические исследования. 2005. № 12. С. 23-33.
Синютин М.В., Карапетян Р.В. Феномен спорта в дискурсе экономической социологии // Вестник СПбГУ. Сер. 12.2015. Вып.1.С.116–122;
Степин В. С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
Столбов В.В., Финогеева Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2001.
Столяров В.И. Социальные проблемы современного спорта и олимпийского движения (гуманистический и диалектический анализ): Монография / В.И. Столяров. Бишкек: Максат, 2015
Столяров В.И. Социальные проблемы современного спорта и олимпийского движения (гуманистический и диалектический анализ): Монография / В.И. Столяров. Бишкек: Максат, 2015. С. 44–79.
Шаталова Н.И. Деформации трудового поведения работника // Социологические исследования. - 2000. - №7. - С.27.
См., например: Поляков В.Г. Человек в мире правления. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. -191с.; Шепель В.М. О понятии "социальное управление" (на примере трудового коллектива)// Проблемы научного коммунизма: вопросы социально-политического развития в условиях зрелого социализма. Вып. 13 -М.: Мысль, 1979. - 255с. и др.









3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балог А. Социология – мультипарадигмальная наука? // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 22-32.
2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов A.B., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2000
3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов A.B., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2000.
4. Иванников Б.Д., Степанова С.В. Социализация инвалидов в условиях современного российского общества. Научно-учебное издание. - Ставрополь, 2000. - С.60.
5. Иванников Б.Д., Степанова С.В. Социализация инвалидов в условиях современного российского общества. Научно-учебное издание. Ставрополь, 2000.
6. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
7. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие. 3-е изд. М., 2010.
8. Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социологические исследования. - 2001. - №7. - С.40.
9. Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социологические исследования. - 2001. - №7.
10. Моченов В.П. Спорт как социокультурный проект // Молодежь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания. Материалы I Междисциплинарного научного симпозиума с международным участием «Молодежь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания». 28–29 мая 2015 г. ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2015.
11. Общая социология: Учебное пособие / Под общ ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М., 2000. - С.618.
12. Общая социология: Учебное пособие / Под общ ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.,2000.
13. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. Ред. Проф. Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С.215.
14. Плахов В. Д. Социология: эпистемы и эпистемология // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 3-12.
15. Попова А.А., Неверкович С.Д Развитие спорта в России: институциональный подход.// Вестник спортивной науки 6 (6) 2013. С. 52.
16. Ритцер Дж. Структура социологической теории. СПб.: Питер, 2002. 688 с.
17. Романовский Н. В. Мультипарадигмальная социология – до свидания? // Социологические исследования. 2005. № 12. С. 23-33.
18. Синютин М.В., Карапетян Р.В. Феномен спорта в дискурсе экономической социологии // Вестник СПбГУ. Сер. 12.2015. Вып.1.С.116–122;
19. Степин В. С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
20. Столбов В.В., Финогеева Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2001.
21. Столяров В.И. Социальные проблемы современного спорта и олимпийского движения (гуманистический и диалектический анализ): Монография / В.И. Столяров. Бишкек: Максат, 2015
22. Столяров В.И. Социальные проблемы современного спорта и олимпийского движения (гуманистический и диалектический анализ): Монография / В.И. Столяров. Бишкек: Максат, 2015. С. 44–79.
23. Шаталова Н.И. Деформации трудового поведения работника // Социологические исследования. - 2000. - №7. - С.27.

Вопрос-ответ:

Что такое постспортивная социализация?

Постспортивная социализация – это процесс адаптации профессионального спортсмена к жизни после завершения спортивной карьеры. Включает в себя переход от спортивной среды к общественной и профессиональной жизни, поиск новой идентичности и целей.

Каким образом социализация влияет на формирование личности спортсменов после спортивной карьеры?

Социализация играет важную роль в формировании личности спортсменов после завершения спортивной карьеры. Она помогает им освоить новую роль и идентичность, научиться общаться с людьми вне спорта, установить новые цели и востребовать свои навыки и опыт, полученные в спорте.

Какие подходы применяются для изучения влияния социальной среды на постспортивную социализацию?

Для изучения влияния социальной среды на постспортивную социализацию применяются различные подходы, такие как биографический, психологический, социологический и психолого-социологический. Они позволяют более глубоко исследовать процесс адаптации спортсменов к новым условиям жизни и работы.

Чему учатся спортсмены в процессе постспортивной социализации?

В процессе постспортивной социализации спортсмены учатся адаптироваться к новой роли, устанавливать новые цели и достигать их, находить новые способы применения приобретенных навыков и опыта, развивать коммуникативные и организационные навыки, осваивать новые области знаний и навыков, участвовать в общественной жизни и т.д.

Существует ли специальная подготовка для спортсменов на этапе постспортивной социализации?

Да, существуют специальные программы и курсы для спортсменов на этапе постспортивной социализации. Они помогают спортсменам освоить новые навыки и знания, получить необходимую поддержку и консультации, общаться с другими спортсменами, которые уже прошли этот процесс. Такие программы помогают спортсменам успешно адаптироваться к новым условиям жизни и работы.

Какое значение имеет постспортивная социализация для профессиональных спортсменов?

Постспортивная социализация имеет большое значение для профессиональных спортсменов, так как она помогает им адаптироваться к жизни после окончания спортивной карьеры. В этом процессе спортсмены осваивают новые социальные роли, учатся находить свое место в обществе и строить отношения с окружающими людьми. Постспортивная социализация способствует формированию личности спортсмена и помогает ему найти новые цели и смысл в жизни.

Как социальная адаптация спортсменов после спортивной карьеры влияет на их жизнь и благополучие?

Социальная адаптация спортсменов после спортивной карьеры имеет существенное влияние на их жизнь и благополучие. Недостаточная адаптация может привести к различным проблемам, таким как депрессия, безработица, нарушение психического и физического здоровья и др. Социальная адаптация помогает спортсменам найти новые сферы деятельности, развивать новые навыки и таланты, а также находить удовлетворение в жизни вне спорта.

Какие теоретико-методологические подходы существуют в изучении постспортивной социализации спортсменов?

В изучении постспортивной социализации спортсменов применяются различные теоретико-методологические подходы. Один из них - социально-психологический подход, который исследует взаимосвязь между социальными факторами и индивидуальными психологическими характеристиками спортсменов. Другой подход - социологический, который анализирует влияние социальных институтов и общественных норм на постспортивную социализацию спортсменов. Также существуют психологический, педагогический и другие подходы, которые помогают лучше понять процесс постспортивной социализации спортсменов.