Коммуникативная функция музыкального искусства

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Искусствоведение
  • 9 9 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 01.07.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
За феноменом музыкального искусства стоят сложные духовные процессы, трансформации мышления человека, его постепенное осмысление самое себя. Это позволяет рассматривать музыку как эффективный инструмент социализации личности, что обусловлено выполняемой им коммуникативной функцией. Именно искусство позволяет индивиду органично входить в социальное культурное пространство, усваивать социально значимые установки и практики. Актуальность исследования коммуникативной функции музыкального искусства обусловлена необходимостью осмысления роли музыкальной практики в коммуникативном поле.
Культура выступает информационным пространством, пронизанным коммуникационными потоками; она включает в себя все уровни общественной среды и консолидирует различные по способу кодирования и коммутирования информации языки, объединяет в себе весь опыт визуального, накопленный в современной цивилизации. Музыкальная культура является сферой социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается и развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности и опыт.
Искусство – неотъемлемый компонент социальной жизни человека. Оно не только обогащает повседневное бытование человека, оно формирует новое измерение человеческого существования – «мир искусства». Искусство ориентировано как на общество в целом, так и на отдельного индивида, являясь инструментом его формирования. В зависимости от того, каким общественным силам оно служит, какие художественные тенденции развивает, оно может являться как средством очеловечивания человека или, наоборот, средством, подавляющим в нем человеческое начало. Т. Адорно отмечает: «Нерешенные антагонистические противоречия реальности вновь проявляются в произведениях искусства как внутренние проблемы их формы. Именно это, а не влияние материально-предметных моментов определяет отношение искусства к обществу» .
Для гуманитарной науки XX-XXI вв. характерна тенденция диалогизма, в рамках которой идет постоянных поиск новых способов трансляции культуры, анализ диалога культур и изучение возможностей языковых систем. В этих условиях в исследовании музыкальной культуры наиболее актуальным становится изучение коммуникативных возможностей музыкального искусства .
Современная расширенная аристотелевская концепция полифункциональности искусства указывает следующие функции музыки: социальную, суггестивную, познавательную, компенсационную, воспитательную, прогностическую коммуникативную. Все указанные функции так или иначе направлены на естественное социально-культурное становление индивида.
Таким образом, искусство оказывает активное влияние на формирование многогранной личности в социуме .
А. Н. Сохор рассматривает социальную коммуникативную ценность искусства, основываясь на системном подходе к человеческой деятельности. Искусство, как полагает А. Н. Сохор, решает многообразные задачи в качестве участника и организатора процессов социальной коммуникации. В искусстве проявляется: диалог автора и реципиента; автора и его мира; автора и времени, в котором живет человек, воспринимающий его произведение. Таким образом, искусство способствует диалогу эпох, само участие в нем, «в конечном счете, способствует более тесному общению и сближении людей» .
Музыка выступает одним из способов коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Вне общения с другими людьми социальная жизнь невозможна, «общество – это опыт длиною в жизнь, и это также один из самых фундаментальных наших опытов» . При этом, такой опыт имеет две ключевые характеристики: с одной стороны, этот опыт приобретается при непосредственном взаимодействии – «лицом-к-лицу», с другой, индивида никогда не вступают в непосредственный контакт и общаются на расстоянии, как с некоторыми агентами, которые представляют социальные группы и их опыт жизни. В данном случае, искусство и выступает тем инструментом, благодаря которому осуществляется общение не только с современниками, но и предшественниками.
В искусстве всегда напрямую или опосредованно выражены личность и ее социальное окружение, осуществляется своеобразный переход от микросреды (индивид) к макросреде (общество). Искусство – это «проективная система», то есть результат влияния первичных систем (природа, социальные структуры, труд и т. д. и т. п.) на личность. Так искусство транслирует мир духовно-личностного переживания автора в мир реципиента.
Коммуникация в искусстве представляет собой диалог между реципиентом и автором на основе художественного произведения, включающий в себя взаимообмен идеями, впечатлениями, оценками.
Воздействие автора художественного произведения на реципиента связано с приобретением эстетического опыта, который выражается в трех отношениях:
• продуктивном – как опыт творчества;
• рецептивном – как опыт восприятия;
• коммуникативном – как опыт воздействия произведения на реципиента .
В процессе художественной коммуникации у автора художественного произведения также возникает три типа отношений:
• автор – действительность;
• автор – реципиент;
• автор – художественный процесс.
В теории коммуникации сложился ряд концепций, трактующих то или иное взаимоположение субъектов музыкальной коммуникации. В целом, их можно подразделить на монологические концепции и диалогические. Монологические концепии, как очевидно из названия, предполагают наличие одного субъекта коммуникативного действия. Таким субъектом, например, может выступать автор музыкального произведения. В таком случае, музыкальное произведение становится высказыванием автора с целью самопознания, своего рода диалог автора с самим собой посредством музыкального произведения.
Социум выступает в качестве единственного субъекта коммуникации в искусстве в определенные периоды исторического развития. Например, в 1920-е гг. в России художник зачастую осознавал себя не как творческую индивидуальность, а как своеобразный «рупор революции».
В религиозных концепциях искусства творчество представляет собой результат божественного откровения, поэтому субъектом коммуникации становится не автор произведения – он только исполнитель божественной воли, а некий абсолют.
Однако наибольшее распространение имеют диалогические концепции коммуникации, в которых сторонами коммуникативного процесса выступают автор произведения и реципиент.
Диалогические концепции можно подразделить на те, которые отводят реципиенту роль субъекта, пассивно воспринимающего информацию, которую «кодирует» в своем произведении автор; и те, где роль реципиента достаточно активна – согласно ей, реципиент индивидуально интерпретирует музыкальный текст, созданный автором. Согласно следующей диалогической концепции субъектов коммуникации, слушатель посредством произведения включается в общение с идейным полем эпохи создания данного произведения. Также существуют варианты, когда музыкальная коммуникация понимается как общение слушателя с другими слушателями или же слушатель вступает в диалог с самим собой посредством восприятия музыкального произведения, которое становится посредником в таком общении .
Во многом, специфика музыкальной коммуникации обусловлена спецификой самой информации, знаки которой отличны от, например, общепринятых языковых знаков. Поэтому интерпретация информации путем простого «перевода» приводит к её разрушению. Сложность музыкальной информации также объясняется и тем, что в её основе зачастую лежат неоднозначные значения, в отличие от обычного коммуникационного знака, базирующегося на социально признанном значении. Коммуникативные свойства произведения музыкального искусства проявляются не только через знак, но и через музыкальный образ. Это более широкое понятие, дающее представление о целостном восприятии духовно-эстетической информации, заложенной в произведениях музыкального искусства .
Также коммуникации в искусстве присущ ряд и других особенностей. Так, культура порождает долгоживущие
Фрагмент для ознакомления

Выбор сюжетов и героев из античного периода лишен у композитора случайности. Поиск всегда идет в поле греческой мифологии. Выбор Стравинского субъективен, но закономерен. Это царь Эдип, Аполлон Мусагет, Орфей, Персефона. Стравинский не выступает обычным рассказчиком, который просто воспроизводит античные тексты, он переосмысливает греческий миф. Отсюда проистекает и отступление от оригинального сюжета. Однако это отступление от оригинала имеет другие причины, чем те же отступления, которые привычны в кинематографе. Киноискусство не столько переосмысливает античную культуру, сколько «переделывает» её, приспосабливая задачам зрелищности. Отсутствие подлинной связи между зрелищностью и принципами античной культуры придает отходу от античных текстов и сюжетов характер небрежного обращения с историческим материалом, от которого страдает сама суть обращения. Античная культура приобретает характер простой декорации.И. Стравинский заимствует из античности формы и жанры, ритм и метр, мимику и пластику. Жанровые корни «Персефоны» находятся в традиции греческих мистерий, в «Эдипе» латинский язык выступает как самостоятельное средство выразительности. Но особенно показательно использование ритма и метра античной поэзии в различных музыкальных сочинениях Стравинского.Ему близок эстетический принцип подражания Аристотеля – мимесиса. Однако композитор идет дальше простого подражательства. Его интересует проблема стилизации, то есть осмысленного подражания. Эта принципиальная позиция Стравинского проявляется и в том, каким образом композитор осуществляет рецепцию античности. Греческая мифология становится поводом для моделирования собственного сюжета или героя с целью сделать их понятными современному человеку. В этом процессе синтезируются античные эстетические принципы, стилистические отсылки к европейскому классицизму, и методы музыкальной композиции ХХ века, что способствует тому, что античное наследие воспринимается как неотъемлемая составная часть духовных поисков современной культуры.Таким образом, музыкальное искусство формирует специфическую среду, являющуюся пространством функционирования эстетического отношения индивида к миру, в котором осуществляется самовыражение личности, оказывающее воздействие на саморазвитие. Музыка рассматривается, как развитая форма духовного становления личности, формирующее эстетическую атмосферу окружающей действительности. Благодаря этим характеристикам, музыкальное искусство получает статус эффективного коммуникативного инструмента. Как знаковая система и канал коммуникативного взаимодействия, музыкальное искусство является эффективным способом воздействия на человека, тем самым выступая средством социализации личности. Таким образом, музыкальное искусство, будучи феноменом личностного эстетического переживания, и неотъемлемым компонентом жизни социума, в музыкальных образах отражает ключевые напряженности и коллизии социума и благодаря их отчужденности от действительности внешнего мира, оказывает исключительной силы воздействие на индивида.Список использованной литературыГорбань Е. Е. Особенности художественной коммуникации в аспекте генеративной компетенции (на основе романа У. Фолкнера «Авессалом, Авессалом!») / Е.Е. Горбань // Вестник КАСУ. – 2010. - № 2. – С. 17-22.Жуковский В. И., Тарасова М. В. Коммуникативные основы художественной культуры: монография / В.И. Жуковский, М. В. Тарасова – Красноярск, 2010. – 179 с.Петровская Г. В. Художественный знак – художественный образ – художественная коммуникация / Г.В. Петровская // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. - № 2. – С. 146-149.Почепцов Г. Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов – Москва: Из-во «Ваклер», 2001. – 656 с.Адорно Т. Избранное: социология музыки / Т. Адорно – Москва; Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. – 445 с.Радченко И. В. Теоретико-методологические подходы к проблеме инкультурации личности средствами искусства / И.В. Радченко // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 9 (031). – С. 320-322.Чиглинцев Е. А. Рецепция античности в конце XIX-начале XXI вв.: теоретико-методологические основы и культурно-исторические практики: дисс. док. исторических наук / Е.А. Чиглинцев – Казань, 2009. – 438 с.Бергер П., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология / П. Бергер, Б. Бергер, Р. Коллинз – Москва : Академический проект, 2004. – 608 с.Федий О. А. Система эстетических универсалий в формировании социальной культуры личности / О.А. Федий // Научный результат. – 2014. - № 1. – С. 65-69.

За феноменом музыкального искусства стоят сложные духовные процессы, трансформации мышления человека, его постепенное осмысление самое себя. Это позволяет рассматривать музыку как эффективный инструмент социализации личности, что обусловлено выполняемой им коммуникативной функцией. Именно искусство позволяет индивиду органично входить в социальное культурное пространство, усваивать социально значимые установки и практики. Актуальность исследования коммуникативной функции музыкального искусства обусловлена необходимостью осмысления роли музыкальной практики в коммуникативном поле.
Культура выступает информационным пространством, пронизанным коммуникационными потоками; она включает в себя все уровни общественной среды и консолидирует различные по способу кодирования и коммутирования информации языки, объединяет в себе весь опыт визуального, накопленный в современной цивилизации. Музыкальная культура является сферой социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается и развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности и опыт.
Искусство – неотъемлемый компонент социальной жизни человека. Оно не только обогащает повседневное бытование человека, оно формирует новое измерение человеческого существования – «мир искусства». Искусство ориентировано как на общество в целом, так и на отдельного индивида, являясь инструментом его формирования. В зависимости от того, каким общественным силам оно служит, какие художественные тенденции развивает, оно может являться как средством очеловечивания человека или, наоборот, средством, подавляющим в нем человеческое начало. Т. Адорно отмечает: «Нерешенные антагонистические противоречия реальности вновь проявляются в произведениях искусства как внутренние проблемы их формы. Именно это, а не влияние материально-предметных моментов определяет отношение искусства к обществу» .
Для гуманитарной науки XX-XXI вв. характерна тенденция диалогизма, в рамках которой идет постоянных поиск новых способов трансляции культуры, анализ диалога культур и изучение возможностей языковых систем. В этих условиях в исследовании музыкальной культуры наиболее актуальным становится изучение коммуникативных возможностей музыкального искусства .
Современная расширенная аристотелевская концепция полифункциональности искусства указывает следующие функции музыки: социальную, суггестивную, познавательную, компенсационную, воспитательную, прогностическую коммуникативную. Все указанные функции так или иначе направлены на естественное социально-культурное становление индивида.
Таким образом, искусство оказывает активное влияние на формирование многогранной личности в социуме .
А. Н. Сохор рассматривает социальную коммуникативную ценность искусства, основываясь на системном подходе к человеческой деятельности. Искусство, как полагает А. Н. Сохор, решает многообразные задачи в качестве участника и организатора процессов социальной коммуникации. В искусстве проявляется: диалог автора и реципиента; автора и его мира; автора и времени, в котором живет человек, воспринимающий его произведение. Таким образом, искусство способствует диалогу эпох, само участие в нем, «в конечном счете, способствует более тесному общению и сближении людей» .
Музыка выступает одним из способов коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Вне общения с другими людьми социальная жизнь невозможна, «общество – это опыт длиною в жизнь, и это также один из самых фундаментальных наших опытов» . При этом, такой опыт имеет две ключевые характеристики: с одной стороны, этот опыт приобретается при непосредственном взаимодействии – «лицом-к-лицу», с другой, индивида никогда не вступают в непосредственный контакт и общаются на расстоянии, как с некоторыми агентами, которые представляют социальные группы и их опыт жизни. В данном случае, искусство и выступает тем инструментом, благодаря которому осуществляется общение не только с современниками, но и предшественниками.
В искусстве всегда напрямую или опосредованно выражены личность и ее социальное окружение, осуществляется своеобразный переход от микросреды (индивид) к макросреде (общество). Искусство – это «проективная система», то есть результат влияния первичных систем (природа, социальные структуры, труд и т. д. и т. п.) на личность. Так искусство транслирует мир духовно-личностного переживания автора в мир реципиента.
Коммуникация в искусстве представляет собой диалог между реципиентом и автором на основе художественного произведения, включающий в себя взаимообмен идеями, впечатлениями, оценками.
Воздействие автора художественного произведения на реципиента связано с приобретением эстетического опыта, который выражается в трех отношениях:
• продуктивном – как опыт творчества;
• рецептивном – как опыт восприятия;
• коммуникативном – как опыт воздействия произведения на реципиента .
В процессе художественной коммуникации у автора художественного произведения также возникает три типа отношений:
• автор – действительность;
• автор – реципиент;
• автор – художественный процесс.
В теории коммуникации сложился ряд концепций, трактующих то или иное взаимоположение субъектов музыкальной коммуникации. В целом, их можно подразделить на монологические концепции и диалогические. Монологические концепии, как очевидно из названия, предполагают наличие одного субъекта коммуникативного действия. Таким субъектом, например, может выступать автор музыкального произведения. В таком случае, музыкальное произведение становится высказыванием автора с целью самопознания, своего рода диалог автора с самим собой посредством музыкального произведения.
Социум выступает в качестве единственного субъекта коммуникации в искусстве в определенные периоды исторического развития. Например, в 1920-е гг. в России художник зачастую осознавал себя не как творческую индивидуальность, а как своеобразный «рупор революции».
В религиозных концепциях искусства творчество представляет собой результат божественного откровения, поэтому субъектом коммуникации становится не автор произведения – он только исполнитель божественной воли, а некий абсолют.
Однако наибольшее распространение имеют диалогические концепции коммуникации, в которых сторонами коммуникативного процесса выступают автор произведения и реципиент.
Диалогические концепции можно подразделить на те, которые отводят реципиенту роль субъекта, пассивно воспринимающего информацию, которую «кодирует» в своем произведении автор; и те, где роль реципиента достаточно активна – согласно ей, реципиент индивидуально интерпретирует музыкальный текст, созданный автором. Согласно следующей диалогической концепции субъектов коммуникации, слушатель посредством произведения включается в общение с идейным полем эпохи создания данного произведения. Также существуют варианты, когда музыкальная коммуникация понимается как общение слушателя с другими слушателями или же слушатель вступает в диалог с самим собой посредством восприятия музыкального произведения, которое становится посредником в таком общении .
Во многом, специфика музыкальной коммуникации обусловлена спецификой самой информации, знаки которой отличны от, например, общепринятых языковых знаков. Поэтому интерпретация информации путем простого «перевода» приводит к её разрушению. Сложность музыкальной информации также объясняется и тем, что в её основе зачастую лежат неоднозначные значения, в отличие от обычного коммуникационного знака, базирующегося на социально признанном значении. Коммуникативные свойства произведения музыкального искусства проявляются не только через знак, но и через музыкальный образ. Это более широкое понятие, дающее представление о целостном восприятии духовно-эстетической информации, заложенной в произведениях музыкального искусства .
Также коммуникации в искусстве присущ ряд и других особенностей. Так, культура порождает долгоживущие

Вопрос-ответ:

Какую функцию выполняет музыкальное искусство?

Музыкальное искусство выполняет коммуникативную функцию, помогая человеку осмыслить себя и стать социально адаптированным.

Что означает коммуникативная функция музыки?

Коммуникативная функция музыки заключается в возможности передачи эмоционального и смыслового содержания, а также установок и практик, что помогает личности лучше встраиваться в социальное и культурное пространство.

Почему музыка считается эффективным инструментом социализации личности?

Музыка позволяет индивиду органично входить в социальное культурное пространство, усваивать социально значимые установки и практики, что способствует социализации личности и ее адаптации в обществе.

Какие процессы трансформации мышления происходят при прослушивании музыки?

Прослушивание музыки активизирует сложные духовные процессы трансформации мышления, позволяя человеку более глубоко осмыслять себя и мир вокруг себя.

Почему актуально исследование коммуникативной функции музыкального искусства?

Исследование коммуникативной функции музыкального искусства актуально, так как оно помогает разобраться в значимости и влиянии музыки на формирование личности и социализацию человека.

Какую функцию выполняет музыкальное искусство?

Музыкальное искусство выполняет коммуникативную функцию, позволяя людям органично входить в социальное и культурное пространство, осваивать социально значимые установки и практики.

Какие духовные процессы происходят при восприятии музыки?

При восприятии музыки происходят сложные процессы трансформации мышления и осмысление себя. Музыка помогает людям лучше понять себя и свои эмоции.

Почему музыка считается эффективным инструментом социализации личности?

Музыка позволяет людям входить в социальное культурное пространство, усваивать социально значимые установки и практики. Она помогает людям органично социализироваться и находить свое место в обществе.

Какая актуальность исследования коммуникативной функции музыкального искусства?

Исследование коммуникативной функции музыкального искусства актуально, так как позволяет лучше понять, как музыка влияет на людей и как она помогает им воспринимать и осваивать социокультурные ценности.

Какой инструмент позволяет людям органично входить в социальное культурное пространство?

Искусство, включая музыку, позволяет людям органично входить в социальное культурное пространство, осваивая социально значимые установки и практики и находя свое место в обществе.