Сестринский процесс при различных анемиях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Сестринское дело
  • 22 22 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 03.07.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ С АНЕМИЕЙ 5
1.1. Классификация, этиология, патогенез анемии 5
1.2. Диагностика, лечение и профилактика анемии 10
1.3. Особенности оказания сестринской помощи пациентам с анемией 15
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С АНЕМИЕЙ 25
2.1. База, методы исследования, контингент испытуемых 25
2.2. Анализ анкетных данных 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 37
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, медицинская сестра в рамках сестринского процесса оказывает пациенту многообразную помощь, включающую в себя непосредственный уход, выполнение назначений врача, консультационную поддержку пациента. Этим определяется роль сестринского персонала в лечебно-диагностическом процессе в случае с пациентами гематологического профиля.Подводя итоги, важно отметить, что на сегодняшний день анемии– это группа заболеваний, которая чрезвычайно широко распространена. Для данной группы патологий характерен целый ряд специфических синдромов, в частности анемический (гипоксический), сидеропенический, геморрагический, иммунодефицитный (инфекционно-воспалительный), гиперпластический синдром, синдром гемолиза. Диагностика и лечение патология крови также разнообразны, что накладывает определенный отпечаток на деятельность медицинской сестры по уходу за пациентами гематологического профиля.В целом сестринская деятельность по уходу за пациентами с анемиямиимеет своей целью максимальное восстановление их физиологических, психологических возможностей, возвращение к прежним социальным функциям. Для этого применяются алгоритмы сестринского процесса, заключающиеся в поэтапном выявлении нарушенных потребностей, проблем пациентов, разработке и реализации плана сестринского вмешательства, контроле полученных результатов.ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С АНЕМИЕЙ2.1. База, методы исследования, контингент испытуемыхВ качестве базы исследования была выбрана городская поликлиника. Предметом деятельности учреждения является оказание амбулаторно-поликлинической и неотложной медицинской помощи. Целью деятельности учреждения является сохранение и восстановление здоровья населения посредством проведения лечебно-профилактических мероприятий, обеспечение населения своевременной, квалифицированной медицинской помощью.Основными видами деятельности учреждения является первичная доврачебная медицинская помощь, первичная врачебная медицинская помощь, первичная специализированная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, в том числе в рамках дневного стационара, фармацевтическая деятельность.В качестве методов исследования был использован опрос пациентов, которые страдали от анемий. Анкета представлена в приложении А.Всего были опрошены 20пациентов. Все пациентысостояли на диспансерном учете по поводу анемии различного генеза. Распределение пациентов по полу представлено на рис. 1. Можно видеть, что большая часть пациентов – это женщины (15 человек, 78,9%), меньшая – мужчины (5 человек, 26,3%). Можно говорить о том, что анемии больше свойственны женщинам, чем мужчинам.Распределение пациентов по возрасту представлено на рис. 2. Из рисунка следует, что более всего опрошенных – это пациенты в возрасте 26-35 лет (6 человек, 31,6%), 66 лет и старше (4 человека, 21,1%).Также было опрошено 3 пациента 25 лет и младше (15,8%), 3 пациента 46-55 лет (15,8%), по 2 пациента 36-45 и 56-65 лет (по 10,5%). Рисунок – Распределение пациентов по полу Рисунок – Распределение пациентов по возрастуИными словами, анемии в целом встречаются у пациентов любого возраста. Таким образом, опрошены пациенты разного пола и возраста, страдающие от анемии.2.2. Анализ анкетных данныхАнализ анкетных данных дал возможность сделать ряд выводов о том, что уровень профилактической работы в отношении анемии у опрашиваемых низок. Так, качественное, полноценное, своевременное, богатое витаминами и микроэлементами питание имели 6 пациентов из 20 (31,6%), нерегулярное питание – 10 пациентов из 20 (52,6%), дефицитное питание – 4пациента из 20 (21,1%) (рис. 3).Большая часть пациентов имела длительность заболевания 2-5 лет (11 человек, 57,9%), менее 1 года – 2 человека (10,5%), 6-10 лет – 5 человек (57,9%), более 10 лет – 2 человека (10,5%) (рис. 4).Рисунок – Качество питания пациентовРисунок – Продолжительность болезниВрача посещал один раз в 3 месяца только 1 пациент (5,3%), один раз в 6 месяцев – 2 пациента (10,5%), один раз в год – 6 пациентов (31,6%), реже одного раза в год – 11 пациентов (57,9%) (рис. 5).Рисунок – Частота посещения врачей Рекомендации врача-терапевта и гематолога соблюдали полностью только 6 человек (31,6%), отчасти соблюдали – 2 человека (10,5%), не соблюдали – 12 человек (63,2%) (рис. 6).Рисунок – Соблюдение рекомендаций врачаТаким образом, налицо пренебрежительное отношение ряда пациентов к диспансеризации, выполнению рекомендаций специалистов. Если учесть, что ряд видов анемии, например,железодефицитная анемия, развивается постепенно, то мониторинг важен, равно как важно и соблюдение мер по профилактике и лечению данной группы патологий системы крови.Одной из причин данного явления можно назвать низкий уровень культуры общения пациентов с медицинскими работниками. Так, из 20 человек в беседе участвовали все 20пациентов (100,0%). Вместе с тем эффективными такие занятия считает только 8 человек (42,1%), оставшиеся 12 человек полагают, что беседы были бесполезными (63,2%) (рис. 7).Рисунок – Оценка пациентами пользы от бесед с медицинской сестройГоворя о причинах низкой эффективности, пациенты упоминали малое число практических советов (6 человек, 31,6%), слишком сложные рекомендации (4 человека, 21,1%), большое число специальных терминов (5 человек, 26,3%), плохую речь, низкие навыки общения лектора (2 человека, 10,5%), малый объем информации (3 человека, 15,8%) (рис. 8). Источники информации, которые пациенты предпочитали для получения сведений об анемии – это Интернет-ресурсы (6 человек, 31,6%), друзья и близкие (3 человека, 15,8%), телевизионные передачи (3 человека, 15,8%), книги и периодические издания (2 человека, 10,5%), листовки и брошюры (2 человека, 10,5%). Только 4 человека считают, что таким источников являются консультации медицинских работников (21,1%)(рис. 9). Рисунок – Причины низкой эффективности обученияРисунок – Предпочитаемые источники информацииПодводя итоги, скажем, что роль медицинской сестры в уходе за пациентами с анемиями существенна и состоит, прежде всего, в консультативной помощи. На примере опроса мы показали, что недостаток работы в данном направлении приводит к печальным последствиям.Таким образом, на основании опроса был выявлен существенный дефицит знаний и навыков пациентов в области профилактики и лечения анемии.Одной из причин такого явления является низкая комплаентность пациентов. Это дает основание говорить о консультативной работе медицинской сестры как о важной части санитарно-просветительских программ любого медицинского учреждения.ЗАКЛЮЧЕНИЕМедицинская сестра сегодня перестала быть лишь исполнителем врачебных назначений и становится специалистом в области ухода за пациентами, способным самостоятельно принимать те или иные меры относительно решения проблем пациентов. Касается это и гематологических больных, в частности пациентов с анемиями, которые нуждаются, прежде всего, в консультационной помощи.Приоритет профилактики заболеваний сегодня декларируется большим числом нормативных актов, однако реальная система здравоохранения в стране не позволяет медицинской сестре в полной мере выполнять обязанности по санитарно-просветительской работе. Исследование показало, что современная система, несмотря на эффективность консультационной помощи в части профилактики анемии, она оказывается гематологическим пациентам не в должной мере. Это позволяет говорить о необходимости выделения профилактического направления в отдельный блок, который занимался бы просвещением населения в целом (пассивные средства обучения – социальная реклама, публикации в СМИ и т.д.) и конкретным, отобранных участковыми медицинским сестрами пациентов в частности (активные средства обучения – лекции, беседы и т.д.).Таким образом, роль медицинской сестры в уходе за пациентами с анемиями значительна и в большей степени состоит в консультационной помощи. Полученные в процессе исследования данные могут быть полезны для продолжения исследования, для практикующих медицинских сестер, для разработки методических пособий, учебных программ.В результате исследования были сделаны следующие выводы:Анемии – это крайне разнообразная группа заболеваний, которая может быть охарактеризована рядом синдромов, например, анемическим, сидеропеническим, геморрагическим и т.д. Диагностика анемий проводится с использованием опроса, осмотра, физикальных, лабораторных и инструментальных методов исследования. Лечение анемий также разнообразно и чаще всего связано с использованием большого количества лекарственных средств. Профилактика анемий, как правило, состоит из модификации образа жизни, медикаментозной поддержки.Роль медицинской сестры в оказании помощи пациентам с анемиями значительна и состоит в обеспечении ухода, который бы способствовал восстановлению прежнего уровня физической и социальной активности пациента. Сестринская деятельность при этом должна опираться на принципы сестринского процесса. На основании практических данных были выявлено, что пациенты с анемией крайне нуждаются в консультативной помощи, которая может и должна оказываться медицинской сестрой. Консультация должна включать в себя сведения об этиологии, патогенеза, диагностики, лечения, профилактики тех или иных патологий крови. Таким образом, в цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАстафьев В.А. Основы фармакологии с рецептурой: Учебное пособие/ В.А. Астафьев. – М.: КНОРУМ, 2013. – 544 с.БокаревИ.Н. Гематология для практического врача/ Н.Н. Бокарев. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2018. – 344 с. ВерткинА.Л. Анемия: Руководство для практических врачей/ ВерткинА.Л., ХовасоваН.О., Ларюшкина Е.Д., ШамаеваК.И. – М.: Эксмо, 2014. – 144 с.Гематология: Руководство для врачей/ Под ред. Н.Н:. Мамаева, С.И. Рябова. – СПб.: СпецЛит, 2008. – 543 с.КишкунА.А. Клиническая лабораторная диагностика: учебное пособие/ А.А. Кишкун. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 1000 с.Клиническая лабораторная диагностика: национальное руководство. В 2-х т. – Т.1./ Под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 928 с.Клинические рекомендации. Детская гематология/ Под ред. А.Г. Румянцева, А.А. Масчана, Е.В. Жуковский. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 656 с. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mkb-10.com/ (дата обращения: 31.05.2019). Загл. с экрана.Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход : учебное пособие/ Т.П. Обуховец. – М.: КНОРУС, 2016. – 680 с.Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов: Т. 3, кн. 2. Лечение болезней сердца и сосудов. Лечение болезней системы крови. – М.: Мед. лит., 2005. – 480 с.Окороков АН. Диагностика болезней внутренних органов: Т.4. Диагностика болезней системы крови. – М: Мед. лит., 2003. – 512 с.Профессиональный стандарт «Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра/ медицинский брат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 24.03.2019). Загол. с экрана.Рукавицын О.А. Актуальные вопросы диагностики и лечения анемии при хронических заболеваниях// Клиническаяонкогематология, 2012. – №4. – С. 296-304.СмолеваЭ.В. Сестринское дело в терапии: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях/ Э.В. Смолева; под ред. Б.В. Кабарухина. – 5-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2017. – 365 с. Справочник лекарственных средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rlsnet.ru/ (дата обращения: 31.05.2019). Загл. с экрана.Статистическая информация за 2014 года/ Общая заболеваемость всего населения России в 2014 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/9479-statisticheskaya-informatsiya-za-2014 (31.05.2019). Статистическая информация Минздрава России/ Общая заболеваемость всего населения России в 2016 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii (дата обращения: 31.05.2019). Загл. с экрана.Статистическая информация Минздрава России/ Общая заболеваемость всего населения России в 2015 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii (дата обращения: 31.05.2019). Загл. с экрана. Статистическая информация, 2012 год/ Общая заболеваемость всего населения России в 2012 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/8029-statisticheskaya-informatsiya-2012 (дата обращения: 31.05.2019). Загл. с экрана. ТруханД.И., Викторова И.А. Нефрология. Эндокринология. Гематология: учебное пособие/ Д.И. Трухан, И.А. Викторова. – СПб.: СпецЛит, 2017. – 253 с. Усова Н.Ю., Балабина Н.М. Факторы риска развития железодефицитной анемии// Сиб. мед.журн. (Иркутск), 2011. – №4. – С. 7-10.ПРИЛОЖЕНИЕ АУважаемые пациенты! Просим Вас принять участие. Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже вопросыВаш пол?МужскойЖенскийВаш возраст?До 25 лет26-35 лет36-45 лет46-55 лет56-65 лет66 лет и старшеУсловия Вашего питания?Полноценное, регулярноеНе регулярноеДефицитноеКак давно Вы страдаете от анемии?Менее 1 года2-5 лет6-10 лет11 лет и болееКак часто Вы посещаете врача-терапевта и гематолога?Один раз в 3 месяца и чащеОдин раз в 6 месяцевОдин раз в годРеже 1 раза в годСоблюдаете ли Вы рекомендации врача-терапевта, гематолога?ДаОтчастиНетПроводила ли медицинская сестра с Вами беседу о методах профилактики и лечения анемии?ДаНетЭта беседа была эффективной?ДаНетЕсли нет, то почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие источники информации Вы предпочитаете для получения дополнительных сведений по профилактике и лечению анемии?Листовки, брошюрыТелевизионные передачиИнтернет-ресурсыПериодическая печать, книгиКонсультации медицинских работниковДрузья, близкиеСпасибо за участие в опросе!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Астафьев В.А. Основы фармакологии с рецептурой: Учебное пособие/ В.А. Астафьев. – М.: КНОРУМ, 2013. – 544 с.
2.Бокарев И.Н. Гематология для практического врача/ Н.Н. Бокарев. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2018. – 344 с.
3.Верткин А.Л. Анемия: Руководство для практических врачей/ Верткин А.Л., Ховасова Н.О., Ларюшкина Е.Д., Шамаева К.И. – М.: Эксмо, 2014. – 144 с.
4.Гематология: Руководство для врачей/ Под ред. Н.Н:. Мамаева, С.И. Рябова. – СПб.: СпецЛит, 2008. – 543 с.
5.Кишкун А.А. Клиническая лабораторная диагностика: учебное пособие/ А.А. Кишкун. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 1000 с.
6.Клиническая лабораторная диагностика: национальное руководство. В 2-х т. – Т.1./ Под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 928 с.
7.Клинические рекомендации. Детская гематология/ Под ред. А.Г. Румянцева, А.А. Масчана, Е.В. Жуковский. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 656 с.
8.Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mkb-10.com/ (дата обращения: 31.05.2019). Загл. с экрана.
9.Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход : учебное пособие/ Т.П. Обуховец. – М.: КНОРУС, 2016. – 680 с.
10.Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов: Т. 3, кн. 2. Лечение болезней сердца и сосудов. Лечение болезней системы крови. – М.: Мед. лит., 2005. – 480 с.
11.Окороков АН. Диагностика болезней внутренних органов: Т.4. Диагностика болезней системы крови. – М: Мед. лит., 2003. – 512 с.
12.Профессиональный стандарт «Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра/ медицинский брат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 24.03.2019). Загол. с экрана.
13.Рукавицын О.А. Актуальные вопросы диагностики и лечения анемии при хронических заболеваниях// Клиническая онкогематология, 2012. – №4. – С. 296-304.
14.Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях/ Э.В. Смолева; под ред. Б.В. Кабарухина. – 5-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2017. – 365 с.
15.Справочник лекарственных средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rlsnet.ru/ (дата обращения: 31.05.2019). Загл. с экрана.
16.Статистическая информация за 2014 года/ Общая заболеваемость всего населения России в 2014 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/9479-statisticheskaya-informatsiya-za-2014 (31.05.2019).
17.Статистическая информация Минздрава России/ Общая заболеваемость всего населения России в 2016 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii (дата обращения: 31.05.2019). Загл. с экрана.
18.Статистическая информация Минздрава России/ Общая заболеваемость всего населения России в 2015 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii (дата обращения: 31.05.2019). Загл. с экрана.
19.Статистическая информация, 2012 год/ Общая заболеваемость всего населения России в 2012 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/8029-statisticheskaya-informatsiya-2012 (дата обращения: 31.05.2019). Загл. с экрана.
20.Трухан Д.И., Викторова И.А. Нефрология. Эндокринология. Гематология: учебное пособие/ Д.И. Трухан, И.А. Викторова. – СПб.: СпецЛит, 2017. – 253 с.
21.Усова Н.Ю., Балабина Н.М. Факторы риска развития железодефицитной анемии// Сиб. мед. журн. (Иркутск), 2011. – №4. – С. 7-10.

Вопрос-ответ:

Как классифицируется анемия?

Анемия классифицируется по разным признакам, например, по этиологии (причине возникновения), патогенезу (механизму развития), клиническим проявлениям и т.д. В общей классификации анемии различают гипопластическую, апластическую, гемолитическую и дефицитные формы анемии.

Как проводится диагностика и лечение анемии?

Диагностика анемии включает в себя анализ крови, общий анализ мочи, биохимические анализы, а также проведение специальных исследований, таких как костномозговая пункция и биопсия. Лечение анемии может включать прием препаратов железа или витаминов, трансфузию крови в тяжелых случаях, а также коррекцию основного заболевания, которое стала причиной анемии.

Какие особенности оказания сестринской помощи пациентам с анемией?

Оказание сестринской помощи пациентам с анемией включает наблюдение за состоянием пациента, контроль уровня гемоглобина и других показателей крови, а также оказание эмоциональной поддержки и пациентови образования о симптомах и лечении анемии. Сестры также могут проводить кровевищание и назначать лекарственные препараты.

Какова роль медицинской сестры в помощи пациентам с анемией?

Медицинская сестра играет важную роль в помощи пациентам с анемией. Она осуществляет наблюдение за состоянием пациента, проводит необходимые процедуры (например, внутривенное вливание препаратов), контролирует уровень гемоглобина и другие показатели крови, а также оказывает эмоциональную поддержку пациентам и их близким.

Какие методы исследования использовались при изучении анемии?

При изучении анемии были использованы различные методы исследования, включая анкетирование пациентов, анализ анкетных данных, общий анализ крови, биохимические анализы, костномозговую пункцию, биопсию и др.

Какая классификация анемий существует?

Существует несколько классификаций анемий, основанных на разных критериях. Наиболее часто используемая классификация основана на этиологии анемии и включает группы такие, как железодефицитные анемии, витаминно-дефицитные анемии, гемолитические анемии и т.д.

Какие методы используются для диагностики и лечения анемии?

Диагностика анемии включает проведение клинического анализа крови, измерение уровня гемоглобина, исследование морфологии эритроцитов и т.д. Лечение анемии зависит от ее этиологии и может включать прием препаратов железа, витаминных комплексов, трансфузию крови, а также коррекцию основного заболевания, которое стало причиной анемии.

Какие особенности оказания сестринской помощи пациентам с анемией?

Основными задачами медицинской сестры при оказании помощи пациентам с анемией являются контроль уровня гемоглобина и других показателей крови, обучение пациента правильному приему лекарств и следованию режиму, оказание эмоциональной поддержки и помощь в осуществлении дополнительных процедур (например, внутримышечных инъекций).

Какую роль играет медицинская сестра в оказании помощи пациентам с анемией?

Медицинская сестра играет важную роль в оказании помощи пациентам с анемией. Она осуществляет наблюдение за состоянием пациента, контролирует уровень гемоглобина и других показателей крови, проводит необходимые процедуры (например, забор крови для анализа, внутримышечные инъекции), обучает пациента правильной интакции лекарств и дает рекомендации по режиму и питанию.

Какие исследования использовались при анализе данных в данной работе?

Для анализа данных в данной работе были использованы базовые методы исследования, такие как анкетирование пациентов. Анкетные данные были проанализированы для выявления особенностей оказания сестринской помощи пациентам с анемией и определения роли медицинской сестры в этом процессе.

Каковы основные аспекты сестринского ухода за пациентами с анемией?

Основные аспекты сестринского ухода за пациентами с анемией включают классификацию анемии по этиологии, патогенезу, диагностике, лечению и профилактике. Также важно учитывать особенности сестринской помощи, которая должна быть оказана этим пациентам.