характеристика инструментального творчества Л.В. Бетховена
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 13.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Фортепианное творчество Бетховена 5
Глава 2. Симфоническое творчество Бетховена 15
Глава 3. Квартеты и камерно-инструментальное творчество 23
Заключение 25
Список литературы 27
Массовость подчеркнута простотой тем, преимущественно у полного оркестра, - броских, энергичных, не детализированных. Их объединяет ликующий характер, который не нарушается и в разработке, пока в нее не вторгается мотив судьбы. Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы. Ликующая реприза утверждает победу народа. Продлевая сцены массового торжества, Бетховен завершает сонатное аллегро финала большой кодой.Практически одновременно с пятой Бетховен создает симфонию в совершенно ином образном ключе – шестая симфония получает название «Пасторальная». Симфония Fdurзанимает совершенно особое место в инструментальном творчестве композитора. Это единственная симфония, которая имеют программу (не только всей симфонии, но и каждой части), и неразрывно связана с образами природы.Седьмая симфония Adurсоздавалась в 1811 – 1812 годах на чешском курорте. Она была совершенно не понята современниками и раскритикована ими. В то же время, симфония является закономерным этапом в развитии симфонического мастерства на пути к финалу 9 симфонии. Однако перед тем, как обратиться к этой выдающейся концепции, необходимо упомянуть о симфонии № 8, Fdur. Восьмая симфония была написана одновременно с седьмой, в ней царит танцевальность. Завершает путь Бетховена – симфониста монументальная девятая симфония. Она создана в 1824 году и написана в тональности ре минор. Если проанализировать тональности всех симфоний композитора, то можно увидеть закономерность, что наиболее драматичные в его наследии – это минорные симфонии (пятая и девятая).Новаторство девятой симфонии нее вызывает сомнений, в ней Бетховен заявляет о себе как о романтическом симфонисте. В ней используется жанровый микст – звучит хор, исполняющий оду к радости на слова Ф.Шиллера в финале. Кроме того, композитор использует очень свободные и динамичные формы, отличающиеся не четкими структурами, а импровизационностью. В построении формы финала Бетховен использовал прием постепенной1 «кристаллизации» тематизма, который синтезировал достижения полифонической эпохи и инструментального стиля венского классицизма. Масштабность замысла и совершенно его художественной реализации тем более удивительно, что к тому времени композитор был абсолютно глухим. Новаторство отражается и в структуре цикла, третья часть звучит в медленном темпе. Эта свобода в перестановке частей обусловлена логикой развития целого, и завершает путь великого композитора – симфониста.Симфония создавалась на протяжении двух лет в упорной работе. Исследователи замечают, что в сравнении с Й.Гайдном (104) и В.А. Моцартом (41), Бетховен написал не так много симфоний. Но каждая симфония – это плод его тщательной работы. Оно многократно работал как с темами, так и с различными этапами их развития, добиваясь драматургической ясности и цельности в воплощении замысла.Симфоническое наследие Бетховена принадлежит к великим страницам мирового инструментального искусства. Широта замыслов и их реализация, глубокий философский, этический и художественный смысл его творений, позволяет говорить о симфониях как о высочайших творениях композитора. В данной ветви инструментальной музыки он предстает как завершитель эпохи венского классицизма и первооткрыватель новых путей. Он вносит изменения в структуру цикла, в состав оркестра, в принципы компоновки сонатного аллегро (усиливая значение разработки и особенно коды). Особое значение приобретает принципы симфонической драматургии, которые являются отражением специфики мышления композитора. Наиболее ярко они проявились в симфоническом творчестве, однако находят претворение и в фортепианном наследии, и в квартетах, и в камерно-инструментальных сочинениях.2.2 КвартетыБетховен написал 16 струнных квартетов и большое количество других камерных произведений, включая: семь фортепьянных трио, пять струнных трио и 11 сонат для скрипки (в том числе соната № 9 «Крейцерова»), 5 сонат для виолончели и фортепиано, произведения с участием духовых инструментов (2 сонаты, 4 марша).Среди камерно-инструментальных сочинений Бетховена особенно выделяются струнные квартеты. Как композитор венской классической школы, он начинает писать квартеты в ранние годы, однако стиль камерно-инструментальных произведений эволюционирует одновременно с развитием симфонического мастерства.Уже в первом квартете Fdurс подзаголовком «Аменда-квартет» выделяется мастерство владения фактурой. В строении квартета просматриваются черты, близкие построению симфонического цикла. Первая и вторая части квартета контрастны по темпу (первая часть - Allegroconbrio, вторая часть - Adagioaffetuosoedappassionato) и написаны в сонатной форме, третья часть – скерцо, четвертая – финал. Влияние Гайдна и Моцарта исследователи обнаруживают во втором и третьем струнном квартетах, то четвертый квартет уже предвосхищает черты зрелого почерка композитора. Здесь используется новый прием в построении цикла, где традиционное противопоставление медленной и жанровой части заменено на скерцо (2 часть) и менуэт (3 часть).Новизна в структуре частей и замысле оригинально представлена в шестом квартете В dur: здесь вместо традиционного финала звучит лирико-психологическая музыка (одна из известных частей, «LaMalinconia»).Девятый квартет является аналогом третьей симфонии и носит героический характер (такое наименование присвоили квартету музыканты). В до-мажорном квартете используется медленное вступление в первой части. Это прием, который композитор отработал в сонатном творчестве. Особый образный мир квартета способствовал тому, что в девятом квартете в медленной второй части композитор использовал сонатную форму с неполной репризой. Эта динамизация музыкальных форм характерна для стиля в целом.В десятом квартете, одним из выдающихся сочинений композитора, также использовано медленное вступление к первой части. Кроме того, в первой части большое значение имеет кода, в которой в результате развития появляется новый тематический материал. Мастерство композитора – симфониста находит свое претворение и в квартетном жанре.ЗАКЛЮЧЕНИЕЛ. Бетховена можно назвать величайшим явлением, которому нет равных в европейской музыкальной культуре по философской глубине, смелости новаторства, демократической направленности. В своем творчестве, обращаясь ко всему человечеству, он отразил великое пробуждение народов, героизм и драматизм революционной эпохи. Его музыка явилась смелым вызовом эстетике феодальной знати. Однако, мир музыки Бетховена многообразен и не исчерпывается одной лишь революционной темой. В. Д. Конен отмечала, что не менее важны другие фундаментальные стороны творчества немецкого композитора, без которых восприятие его становится искаженным, узким [7]. Глубина и сложность заложенного в Бетховене интеллектуального и духовного начал выражена в его искусстве не только в конфликтно-трагедийном плане, но и через сферу высоких вдохновенных мыслей. Его герой неукротимо смел и страстен, он не только борец, но и мыслитель с богатым тонко развитым интеллектом, и лирик, и созерцатель красоты природы.Многообразие образов Бетховен претворяет в вокальных и инструментальных жанрах. Наиболее существенная часть его наследия – это именно инструментальная музыка. Оперы и песни композитора не имеют такого значения, как симфонии, фортепианные сонаты, квартеты.В контексте развития жанров возникновение фигуры Бетховена очень показательно. Не так давно инструментальная музыка начала свой путь эмансипации из лона вокальных жанров, и вот уже она способна вместить огромную палитру образов, и воплотить их при помощи определенных выразительных средств.Рассмотрев в курсовой работе фортепианное, симфоническое и камерно-инструментальное наследие композитора, мы сделали следующие выводы:Принципы мышления композитора (диалектизм, стремление раскрыть образ через противопоставление с контрастным образом и диалог, борьбу с образом - оппонентом) находят претворение в различных жанрах творчества. При этом, в каждом жанре, а порой и в каждой концепции они могут быть показаны индивидуально.Бетховен предстает как великий симфонист. Принципы его симфонического мышления оказывают влияние на инструментальное творчество в целом.Инструментальный стиль Бетховена наследует стиль Й. Гайдна и В.А. Моцарта, и при этом открывает дорогу романтической эпохе.Цель и задачи курсовой работы выполнены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАльшванг, А. Бетховен [Текст] / А. Альшванг. – М.: Музыка, 1977. – 446с.Берков, О.В. О гармонии Бетховена. На пути к будущему [Текст] / О.В. Берков // Бетховен. Сб. статей. Вып. I / Редактор-составитель-Н.Л. Фишман. М., 1971, с. 298-332.Гольденвейзер, А.Б. 32 сонаты Бетховена. Исполнительский комментарий [Текст] / А.Б. Гольденвейзер. - М.: Музыка, 1966. - 290 с.Горюхина, Н. Эволюция сонатной формы [Текст] / Н. А. Горюхина. - К.: МузичнаУкраїна, 1973. – 310 с. Конен, В. История зарубежной музыки : учебник. Вып. 3. Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша с 1789 года до середины ХІХ века [Текст] / В. Конен. - 3-е изд. - М. : Музыка, 1972. - 534 с.Кремлев, Ю.А. Фортепианные сонаты Бетховена [Текст] / Ю.А. Кремлев. - М.: Сов. композитор, 1970. – 352 с.Либерман, Е. Фортепианные сонаты Бетховена [Текст] / Е. Либерман. - М.: Музыка, 2014. - 88 сЛиванова Т. Западноевропейская музыка XVII – XVIII веков в ряду искусств [Текст] / Т. Ливанова. - М., «Музыка», 1977. – 256 с.Мазель, Л.А. Заметки о тематизме и форме в произведениях Бетховена раннего и среднего периодов творчества [Текст] / Л.А. Мазель // Бетховен: Сб. ст. Ред.-сост. Н. Л. Фишман. Вып. 1. - М.: Музыка, 1971. - С. 36-160.Максимов, Е.И. Вариации Бетховена и его современников на тему Диабелли [Текст] / Е.И. Максимов // Фортепиано. – 2000. - №4. - С.25-29.Мелешкина, Е.А. Эволюция музыкально-инструментального искусства в фортепианном творчестве западноевропейских композиторов-романтиков [Текст] / Е.А. Мелешкина //Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2013. - Т. 1. - № 2 (113). - С. 45-48.Сидорова, И. А. Мировоззренческие аспекты музыкального творчества Людвига ван Бетховена. Автореф. канд. дис.[Текст] / И.А. Сидорова. - Кемерово, 2006. - 177 с.Сохор, А.Н. Этические основы бетховенской эстетики [Текст] / А.Н.Сохор// Людвиг ван Бетховен. Эстетика, творческое наследие, исполнительство / Сб. статей к 200-летию со дня рождения. Л.: Музыка, 1970.- С. 5-37.Тихонов, С. И. Фортепианные концерты Бетховена (стилевые особенности и интерпретация). Автореф. канд. дис. [Текст] / С.И. Тихонов. -. - М., 1990. – 35 с.Чинаев, В.П. В поисках романтического пианизма [Текст] / В.П.Чинаев// Стилевые особенности исполнительской интерпретации: Сб. науч. тр. Моск. консерватория. - М., 1982. - С. 58-81.Яворский. Б.Л. Вариации до минор [Текст] / Б.Л. Яворский // Из истории советской бетховенианы. Составление, редакция, предисловие и комментарии Н.Л.Фишмана. М.: Музыка, 1972. - С. 91-95.
1. Альшванг, А. Бетховен [Текст] / А. Альшванг. – М.: Музыка, 1977. – 446с.
2. Берков, О.В. О гармонии Бетховена. На пути к будущему [Текст] / О.В. Берков // Бетховен. Сб. статей. Вып. I / Редактор-составитель-Н.Л. Фишман. М., 1971, с. 298-332.
3. Гольденвейзер, А.Б. 32 сонаты Бетховена. Исполнительский комментарий [Текст] / А.Б. Гольденвейзер. - М.: Музыка, 1966. - 290 с.
4. Горюхина, Н. Эволюция сонатной формы [Текст] / Н. А. Горюхина. - К.: Музична Україна, 1973. – 310 с.
5. Конен, В. История зарубежной музыки : учебник. Вып. 3. Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша с 1789 года до середины ХІХ века [Текст] / В. Конен. - 3-е изд. - М. : Музыка, 1972. - 534 с.
6. Кремлев, Ю.А. Фортепианные сонаты Бетховена [Текст] / Ю.А. Кремлев. - М.: Сов. композитор, 1970. – 352 с.
7. Либерман, Е. Фортепианные сонаты Бетховена [Текст] / Е. Либерман. - М.: Музыка, 2014. - 88 с
8. Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII – XVIII веков в ряду искусств [Текст] / Т. Ливанова. - М., «Музыка», 1977. – 256 с.
9. Мазель, Л.А. Заметки о тематизме и форме в произведениях Бетховена раннего и среднего периодов творчества [Текст] / Л.А. Мазель // Бетховен: Сб. ст. Ред.-сост. Н. Л. Фишман. Вып. 1. - М.: Музыка, 1971. - С. 36-160.
10. Максимов, Е.И. Вариации Бетховена и его современников на тему Диабелли [Текст] / Е.И. Максимов // Фортепиано. – 2000. - №4. - С.25-29.
11. Мелешкина, Е.А. Эволюция музыкально-инструментального искусства в фортепианном творчестве западноевропейских композиторов-романтиков [Текст] / Е.А. Мелешкина //Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2013. - Т. 1. - № 2 (113). - С. 45-48.
12. Сидорова, И. А. Мировоззренческие аспекты музыкального творчества Людвига ван Бетховена. Автореф. канд. дис. [Текст] / И.А. Сидорова. - Кемерово, 2006. - 177 с.
13. Сохор, А.Н. Этические основы бетховенской эстетики [Текст] / А.Н. Сохор // Людвиг ван Бетховен. Эстетика, творческое наследие, исполнительство / Сб. статей к 200-летию со дня рождения. Л.: Музыка, 1970.- С. 5-37.
14. Тихонов, С. И. Фортепианные концерты Бетховена (стилевые особенности и интерпретация). Автореф. канд. дис. [Текст] / С.И. Тихонов. -. - М., 1990. – 35 с.
15. Чинаев, В.П. В поисках романтического пианизма [Текст] / В.П. Чинаев // Стилевые особенности исполнительской интерпретации: Сб. науч. тр. Моск. консерватория. - М., 1982. - С. 58-81.
16. Яворский. Б.Л. Вариации до минор [Текст] / Б.Л. Яворский // Из истории советской бетховенианы. Составление, редакция, предисловие и комментарии Н.Л.Фишмана. М.: Музыка, 1972. - С. 91-95.