Болонский процесс: структурная реформа образования в Европе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая политика
  • 33 33 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 05.06.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Участие РФ в Болонском процессе
Глава 2. Критика Болонского процесса
Глава 3. Позитивные стороны Болонского процесса
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Иными словами, в пороговых стандартах, как нормах качества высшего образования, должно произойти смещение акцентов с количественно-затратных показателей на показатели результата: компетентность, обученность, знания. Не трудно видеть, что уже с точки зрения этого первого условия, отечественная высшая школа рискует оказаться на периферии общеевропейского процесса, если государственные образовательные стандарты устойчиво будут придерживаться концептуальной установки на нормирование содержания образования, его продолжительности и условий организации образовательного процесса.
создания систем независимого оценивания, которое может привести к европейским знакам качества для широких предметных областей высшего образования (контроль качества без национальных границ). Здесь, скорее всего, окажется привлекательным путь формирования таких аккредитационных структур, которые будут независимыми от государственных и общеевропейских органов власти. Особая роль отводится существующим и будущим общеевропейским сетям по предметам (профилям, специальностям, направлениям подготовки). Предполагается, что эти аккредитационные структуры станут устанавливать минимальные стандарты для отдельных дисциплин или их совокупностей, а также инициировать процедуры измерения скорее на уровне отдельных образовательных программ (предметов), нежели на уровне высших учебных заведений. Им будет дано право присуждать Знаки качества, основанные на европейских стандартах, не искаженных национальными табелями о рангах (national league tables).
координирования подходов к стандартам качества транснационального образования (франчайзинг, оффшорные структуры; кампусы и их сети; частно-тренинговые компании; твиннинг; провайдерные университеты и агентства; виртуальные университеты и т.д.).
Транснациональное образование стремительными темпами охватывает Европу. Не за горами его интенсивное распространение и в России в связи с предполагаемым подписанием Генерального соглашения о торговле услугами (GATS — General Agreement on Trade Services).
В условиях нарастающего предложения образовательных услуг сетью провайдеров транснационального образования крайне актуальной становится проблема качества поставляемого ими образования. Следует заметить, что зачастую соответствующие аккредитационные органы стран, где «прописаны» те или иные организации-поставщики, не заботятся о качестве экспортируемого образования, а сами поставщики не проявляют должного ответственного отношения к стандартам качества образовательных услуг. Уже сейчас Европа готовит себя к тому, чтобы выработать критерии легитимизации транснационального образования, коллективными усилиями найти меры по предотвращению открытия в европейских государствах транснациональных «фабрик дипломов». В рамках Совета Европы и CEPES (UNESCO) были организованы две рабочие группы: одна опубликовала рекомендации по международным квалификациям (international access qualification); другая решает вопросы, связанные с транснациональным образованием. Характерной является тенденция к созданию новых систем и процедур контроля качества высшего образования. Она проявляется через многообразие их моделей. В одних случаях организуются единые системы оценивания для всех секторов высшего образования (университетского и неуниверситетского уровней). В других — предпочтение отдается специализированным органам оценивания для каждой предметной области (профессии, образовательной программы). Но главными их чертами остаются: независимый характер оценивания; непреложность послеаккредитационных последствий при решении вопросов о выделении государственных субсидий (принцип управления и финансирования "по результатам").
В Европе применяют многообразные механизмы и инструменты, включая ассоциации и сети, при выработке общих критериев и подходов в логике "предметных областей". Назовем несколько: SEFI (Европейское общество инженерного образования); CESAER (Конференция европейских школ передовых инженерных исследований); Тематические сети, созданные по программе SOCRATES, в области физики; European Mobility Forum, FEANI Index, Washington Akkord (все в области инженерного образования); ELIA (Европейская книга высших художественных учебных заведений); ELFA (Европейская ассоциация юридических факультетов); EFMD (Европейский фонд развития менеджмента). В этом же ряду находится инициатива EQUIS в области бизнеса и менеджмента. В аспекте темы представляют интерес две цели этой инициативы: содействовать общему видению стандартов качества в данной предметной области (профиле подготовки); организовать процесс аккредитации с присвоением европейского Знака качества.
Аккредитация — явление новое в европейской образовательной культуре. Впечатляет интенсивность процесса формирования аккредитационных органов в Европе. Только за последние годы структуры оценивания на национальном уровне возникли в 11 странах.
К основным позитивным сдвигам, достигнутым в рамках Болонского процесса, относится создание Европейской сети агентств качества высшего образования (ENQA) 2000 г. на основе рекомендаций Совета министров образования стран Евросоюза. Сеть свободна для присоединения других государств. От нее ждут заметного вклада в части обеспечения качества в европейском образовательном пространстве. Но, как считают некоторые западные эксперты, этот "аккредитационный бум" чреват опасностью, что Европа, выбравшись из джунглей степеней, может попасть в другие джунгли — джунгли агентств, стандартов и процедур контроля и оценки качества высшего образования.

Заключение
В горизонте философии процесса европейский процесс есть комплекс процессов, находящихся не в безразличных отношениях, а в системных взаимосвязях с Болонским процессом. Последний, соответственно, не должен рассматриваться только субстанционально, в своей собственной самодостаточности и самоценности. В системе европейского процесса Болонский процесс есть всего лишь подпроцесс, включающий множество собственных подпроцессов. Поэтому его динамика обусловлена характером развертывания европейского процесса как целого. Точка зрения антисубстанционализма позволяет избежать субстантивизации и определенной фетишизации Болонского процесса в образовательной политике государств — его участников.
Незавершенность и даже неразвернутость смежных европейских процессов являются объективными условиями, сдерживающими и модифицирующими Болонский процесс. Вследствие этого Болонский процесс в ходе своего системогенеза не только находит новые внешние и внутренние основания развития, но и реорганизуется. В движении процесс сохраняется, что создает предпосылки для его устойчивого развития даже в качественно новых формах. Учет этого фактора позволяет осуществлять опережающее отражение Болонского процесса, прогнозировать и ориентировать его путем постановки и достижения целей, объективно обусловленных логикой развития.

Список литературы

Источники
Тhе European Higher Education Area. - Joint Declaration of the Ministers of Education. - Bologna, 1999, 19 June // technical.bmstu.ru/istoch/bolon/bol_5_sen.doc;
Memorandum of Higher Education in the European Community // Commission of the European Communities. - Brussels, 1991 // www.usc.es/export/sites/default/gl/goberno/vrodoces/eees/.../trends01.pdf;
Trends 2003. Rapport etablit pour l’Association europeenne de l’universite par Sybille Reichert et Christian Tauch // elpub.bib.uni-wuppertal.de/edocs/.../odense2003/congr2003.pdf;
Shaping our Own Future in the European Higher Education Area // Convention of European Higher Education Institutions. - Salamanca, 2001, 29-30 march // www.bmwf.gv.at/fileadmin/user.../salamanca_conclusions.pdf;
Гетеборгская декларация студентов // Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). /Под научн. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С. 281–282;
Европейское пространство высшего образования. Достижение целей. Коммюнике Конференции европейских министров, отвечающих за высшее образование (Берген, 19–20 мая 2005 г.) // www.recep.ru;
Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (г. Болонья, 19 июня 1999 года) // http://www.w3.org/TR/REC-html40;
Федеральный закон от 22 августа 1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // http://www.consultant.ru/popular/education/;
Федеральный закон № 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" // http://www.rg.ru/2007/10/27/obrazovanie-dok.html;
Литература
Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – М.: Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов, Российский Новый университете, 2002. – 128 с.
Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). /Под научн. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – 408 с.
Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Российский Новый Университет, 2005. - 379 с.
Келлер А. От Болоньи к Берлину. Перспективы Европейского пространства высшего образования. // Болонский процесс: середина пути. М., 2005.
Реформы образования: Аналитический обзор / Под ред. В.М. Филиппова. - М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003. - 303 с
Статьи
Анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ ВПО России к задачам Болонского процесса // http://bologna.spbu.ru/application21.doc;
Ахола С., Месикяммен Я. Болонский процесс и его влияние на высшее образование Финляндии // Высшее образование в Европе. 2003. № 2. Режим доступа: http://logosbook.ru;
Байденко В. И. Заключение // Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ). М., 2004. С. 412–413;
Барблан А. Академическое сотрудничество и свобода передвижения в Европе: что было и что будет? // Высшее образование в Европе. 2002. № 1–2 Режим доступа: http://logosbook.ru;
Беккер Я. "Евростандарт" германского высшего образования / Я. Беккер / / Высшее образование в России. - 2006. - N 10. - С. 131-140;
Глухарев Л.И. Роль конференции ректоров европейских университетов в развитии процесса интернационализации в сфере высшего образования // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 1990. № 5;
Иванова В. И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // elibrary.ru/item.asp?id=11031427;
Кислицын К. Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/11;
Лукичев Г. А. Развитие образования в государствах - участниках Болонского процесса / Г. А. Лукичев / / Высшее образование сегодня. - 2003. - N8. - С. 34-37;
Нитенс С. Исследование социальных аспектов Европейского пространства высшего образования. Общий доклад (Афины, 19–20 февраля 2003 г.) // Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ). М., 2004. С. 360-373;
Райхерт С., Таух К. Тенденции в учебных структурах высшего образования Европы III. Болонья – четыре года спустя: шаги по устойчивому реформированию высшего образования в Европе // Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции… С. 213–214;
Фромент Э. Европейское пространство высшего образования: новые рамки развития // Высшее образование в Европе. 2003. № 1. http://logosbook.ru/;
Что такое Болонский процесс? // Вестник Российского общественного совета по развитию образования. М., 2003. Вып. 8. // http://www.rosro.ru/text/events;
Шаронова С. Болонский процесс: взгляд из Европы / С. Шаронова / / Высшее образование в России. - 2005. - N12. - С. 142-146.
Тhе European Higher Education Area. - Joint Declaration of the Ministers of Education. - Bologna, 1999, 19 June // technical.bmstu.ru/istoch/bolon/bol_5_sen.doc
http://www.consultant.ru/popular/education/
http://www.consultant.ru/popular/education/
http://www.rg.ru/2007/10/27/obrazovanie-dok.html
Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2002. с. 28.
Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). /Под научн. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.:, 2002. С. 105
Кислицын К. Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/11
Лукичев Г. А. Развитие образования в государствах - участниках Болонского процесса / Г. А. Лукичев / / Высшее образование сегодня. - 2003. - N8. - С. 34-37
Иванова В. И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // elibrary.ru/item.asp?id=11031427
Trends 2003. Rapport etablit pour l’Association europeenne de l’universite par Sybille Reichert et Christian Tauch // elpub.bib.uni-wuppertal.de/edocs/.../odense2003/congr2003.pdf
Келлер А. От Болоньи к Берлину. Перспективы Европейского пространства высшего образования. // Болонский процесс: середина пути. М., 2005, с. 203
Там же. С. 204.
Келлер А. Указ. соч. С. 204.
Там же.
Келлер А. Указ. соч. С. 205.
См.: Байденко В. И. Заключение // Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ). М., 2004. С. 412–413.
Ахола С., Месикяммен Я. Болонский процесс и его влияние на высшее образование Финляндии // Высшее образование в Европе. 2003. № 2. Режим доступа: http://logosbook.ru/hee.
Подробнее о предыстории Болонского процесса см.: Барблан А. Академическое сотрудничество и свобода передвижения в Европе: что было и что будет? // Высшее образование в Европе. 2002. № 1–2 // http://logosbook.ru//hee; Глухарев Л.И. Роль конференции ректоров европейских университетов в развитии процесса интернационализации в сфере высшего образования // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 1990. № 5.
Что такое Болонский процесс? // Вестник Российского общественного совета по развитию образования. М., 2003. Вып. 8. // http://www.rosro.ru/text/events.
Лукичев, Г. А. Болонский процесс: история, развитие, перспективы / Г. А. Лукичев // Вестник Российского общественного совета по развитию образования. — Вып. 8. //: http://www.rosro.ru/text/events.
Фромент Э. Европейское пространство высшего образования: новые рамки развития // Высшее образование в Европе. 2003. № 1. http://logosbook.ru/.
Ахола С., Месикяммен Я. Указ. соч.
Байденко В. И. Болонский процесс... С. 18.
Келлер А. Указ. соч. С. 221.
Келлер А. Указ. соч. С. 218.
Фромент Э. Указ. соч.
Гетеборгская декларация студентов // Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие… С. 281–282.
Келлер А. Указ. соч. С. 218.
Анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ ВПО России к задачам Болонского процесса // http://bologna.spbu.ru/application21.doc.
Байденко В.И. Введение // Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции… С. 11.
Европейское пространство высшего образования. Достижение целей. Коммюнике Конференции европейских министров, отвечающих за высшее образование (Берген, 19–20 мая 2005 г.) // www.recep.ru.
Там же. С. 362.
Нитенс С. Указ. соч. С. 368.
Лукичев Г.А. Указ. соч.
Понимание Европейского пространства высшего образования... С. 408.
Райхерт С., Таух К. Тенденции в учебных структурах высшего образования Европы III. Болонья – четыре года спустя: шаги по устойчивому реформированию высшего образования в Европе // Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции… С. 213–214.
Келлер А. Указ. соч. С. 218.
Нюборг П. Болонский процесс. С. 59.
Шаронова С. Болонский процесс: взгляд из Европы / С. Шаронова / / Высшее образование в России. - 2005. - N12. - С. 142-146
Гитман М. Дуальная образовательная программа : зарубежный опыт и российские перспективы / М. Гитман, В. Столбов, Е. Гитман / / Высшее образование в России. - 2006. - N 10. - С. 16-22
Беккер Я. "Евростандарт" германского высшего образования / Я. Беккер / / Высшее образование в России. - 2006. - N 10. - С. 138












2

Список литературы

Источники
1.Тhе European Higher Education Area. - Joint Declaration of the Ministers of Education. - Bologna, 1999, 19 June // technical.bmstu.ru/istoch/bolon/bol_5_sen.doc;
2.Memorandum of Higher Education in the European Community // Commission of the European Communities. - Brussels, 1991 // www.usc.es/export/sites/default/gl/goberno/vrodoces/eees/.../trends01.pdf;
3.Trends 2003. Rapport etablit pour l’Association europeenne de l’universite par Sybille Reichert et Christian Tauch // elpub.bib.uni-wuppertal.de/edocs/.../odense2003/congr2003.pdf;
4.Shaping our Own Future in the European Higher Education Area // Convention of European Higher Education Institutions. - Salamanca, 2001, 29-30 march // www.bmwf.gv.at/fileadmin/user.../salamanca_conclusions.pdf;
5.Гетеборгская декларация студентов // Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). /Под научн. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С. 281–282;
6.Европейское пространство высшего образования. Достижение целей. Коммюнике Конференции европейских ми¬нистров, отвечающих за высшее образование (Берген, 19–20 мая 2005 г.) // www.recep.ru;
7.Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (г. Болонья, 19 июня 1999 года) // http://www.w3.org/TR/REC-html40;
8.Федеральный закон от 22 августа 1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // http://www.consultant.ru/popular/education/;
9.Федеральный закон № 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" // http://www.rg.ru/2007/10/27/obrazovanie-dok.html;
Литература
10.Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – М.: Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов, Российский Новый университете, 2002. – 128 с.
11.Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). /Под научн. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – 408 с.
12.Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Российский Новый Университет, 2005. - 379 с.
13.Келлер А. От Болоньи к Берлину. Перспективы Европейского пространства высшего образования. // Болонский процесс: середина пути. М., 2005.
14.Реформы образования: Аналитический обзор / Под ред. В.М. Филиппова. - М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003. - 303 с
Статьи
15.Анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ ВПО России к задачам Болонского процесса // http://bologna.spbu.ru/application21.doc;
16.Ахола С., Месикяммен Я. Болонский процесс и его влияние на высшее образование Финляндии // Высшее образо¬вание в Европе. 2003. № 2. Режим доступа: http://logosbook.ru;
17.Байденко В. И. Заключение // Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский ана¬лиз). М., 2004. С. 412–413;
18.Барблан А. Академическое сотрудничество и свобода пере¬движения в Европе: что было и что будет? // Высшее образование в Европе. 2002. № 1–2 Режим доступа: http://logosbook.ru;
19.Беккер Я. "Евростандарт" германского высшего образования / Я. Беккер / / Высшее образование в России. - 2006. - N 10. - С. 131-140;
20.Глухарев Л.И. Роль конфе¬ренции ректоров европейских университетов в развитии процесса интернационализации в сфере высшего образования // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 1990. № 5;
21.Иванова В. И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // elibrary.ru/item.asp?id=11031427;
22.Кислицын К. Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/11;
23.Лукичев Г. А. Развитие образования в государствах - участниках Болонского процесса / Г. А. Лукичев / / Высшее образование сегодня. - 2003. - N8. - С. 34-37;
24.Нитенс С. Исследование социальных аспектов Европейского пространства высшего образования. Общий док¬лад (Афины, 19–20 февраля 2003 г.) // Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский ана¬лиз). М., 2004. С. 360-373;
25.Райхерт С., Таух К. Тенденции в учебных структурах высшего образования Европы III. Болонья – четыре года спустя: шаги по устойчивому реформированию высшего образования в Европе // Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции… С. 213–214;
26.Фромент Э. Европейское пространство высшего образования: новые рамки развития // Высшее образование в Европе. 2003. № 1. http://logosbook.ru/;
27.Что такое Болонский процесс? // Вестник Российского общественного совета по развитию образования. М., 2003. Вып. 8. // http://www.rosro.ru/text/events;
28.Шаронова С. Болонский процесс: взгляд из Европы / С. Шаронова / / Высшее образование в России. - 2005. - N12. - С. 142-146.

Вопрос-ответ:

Какое участие РФ принимает в Болонском процессе?

Россия принимает активное участие в Болонском процессе и стала полноправным участником в 2003 году. Она обязалась внести ряд структурных изменений в систему высшего образования в соответствии с принципами Болонской декларации.

Какое критика может быть по отношению к Болонскому процессу?

Критика Болонского процесса связана с обеспечением качества образования, коммерциализацией образования, однообразием учебных программ и их сокращением, а также с недостаточным учетом национальных особенностей и потребностей учащихся.

Какие позитивные стороны Болонского процесса можно выделить?

Позитивные стороны Болонского процесса включают возможность международного признания квалификаций, обеспечение мобильности студентов, преподавателей и исследователей, улучшение качества образования и его ориентацию на потребности рынка труда.

В чем состоит смещение акцентов в пороговых стандартах?

Смещение акцентов в пороговых стандартах означает, что вместо учета количественно затратных показателей важными становятся показатели результата - компетентность, обученность и знания.

Какие изменения должны произойти с нормами качества высшего образования?

С точки зрения Болонского процесса, нормы качества высшего образования должны сместить акценты с количественно затратных показателей на показатели результата - компетентность, обученность и знания.

Что такое Болонский процесс?

Болонский процесс - это структурная реформа образования в Европе, начатая в 1999 году. Его целью является установление общих принципов и стандартов высшего образования в странах-участницах.

В чем заключается участие России в Болонском процессе?

Россия принимает активное участие в Болонском процессе, который она начала в 2003 году. Главная цель участия России - интеграция российской системы высшего образования в европейское образовательное пространство.

Какая критика существует в отношении Болонского процесса?

Болонский процесс стал объектом критики со стороны различных международных и национальных организаций. В частности, его основная критика связана с коммерциализацией образования и снижением качества образования.

Какие позитивные стороны есть у Болонского процесса?

Болонский процесс имеет несколько позитивных сторон. Например, он позволяет студентам получать образование в разных странах-участницах, облегчает признание дипломов и повышает мобильность студентов и преподавателей.

Какие изменения должны произойти в пороговых стандартах качества высшего образования?

В пороговых стандартах качества высшего образования должно произойти смещение акцентов с количественно затратных показателей на показатели результата, такие как компетентность, обученность и знания.