Государственно-частное партнерство в здравоохранении
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 07.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты государственно-частного партнерства в здравоохранении 5
1.1. Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации 5
1.2. Использование государственно-частного партнерства для реализации проектов в здравоохранении 11
2. Особенности государственно-частного партнерства в здравоохранении 20
2.1. Применение государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Российской Федерации 20
2.2. Тенденции развития государственно-частного партнерства в системе здравоохранения 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
В 2016 г.было израсходовано 2280,9 млрд. руб. В 2018 г. планируетсяпотратить 2681 млрд руб. в постоянных ценах, что должноулучшить состояние и повысить качество и уровень доступности системы здравоохранения для граждан России. Однаков 2019–2020 гг., согласно бюджетным планам, произойдет снижение государственных расходов в постоянныхценах – 2635,7 млрд руб. и 2603,4 млрд руб. соответственно.В 2018 г. расходы консолидированного составили 4,1% ВВП, в 2020 – 3,8% ВВП, как и в 2017 г. Таким образом, в процентах от ВВП финансированиепосле некоторого роста вернется к показателям 2017 г. Подоле государственных расходов в ВВП страны мы значительноотстаем от развитых стран. Необходимо болеесущественное повышение и привлечение финансированиясистемы здравоохранения как со стороны государства, таки со стороны частного сектора.Формирование и совершенствование условий, форми возможностей для расширения взаимодействия государстваи частного капитала является одним из наиболее многообещающих и эффективных направлений для привлечения инвестиций в сферу здравоохранения. Государственно-частноепартнерство дает возможность значительно расширить частные инвестиции в сферу здравоохранения и помочь в решении проблемы недостатка финансирования сферы здравоохранения России.Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения представляет собой инструмент развития системыздравоохранения, который призван повысить уровень доступности и качества медицинских услуг. Обязательным условиемпроекта ГЧП является его социальная полезность и улучшение качества оказания услуг населению. Для государства снижаются финансовые расходы на сферу здравоохранения, приэтом повышается уровень доступности медицинских услуг,при условии поддержания строгого контроля за соблюдениемправ и интересов частного партнера, государства, и преждевсего общества. Для государства механизмы и формыгосударственно-частного партнерства могут обеспечить нетолько регулярное, устойчивое по годам поступление дохо-дов в бюджет, но и повышение эффективности использования государственной собственности. «Участвуяв инвестиционных ГЧП-проектах, государство делит с бизнесом, во-первых, финансовое бремя развития территории,во-вторых, риски, и к тому же происходит распределениенеобходимых затрат во времени, что выгодно всем участникам проекта».Формы и механизмы государственно-частного партнерства предлагают всем партнерам взаимовыгодное сотрудничество: государство привлекает инвестиции и опыт частногобизнеса в те проекты, которые оно не может в полной меререализовать, оставляя контрольные права за собой, частныйинвестор получает прибыль в процессе осуществления проектов, обществу оказываются высококачественные медицинские услуги в дополнение к уже предоставляемым.Концессия является одной из самых распространенныхформ государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. Для выполнения концессионного соглашениявыбирается частный партнер на конкурсной основе, которыйберет обязательство инвестировать средства в строительство,реконструкцию и оснащение медицинского учреждения,получая управленческие права на определенный срок, приэтом данное учреждение продолжает оказывать медицинскиеуслуги в рамках системы ОМС, но получая дополнительнуюприбыль через платные медицинские услуги при сохранениидоступности для граждан.Для частного инвестора положительным моментом является четкое и ясное закрепление прав и обязанностей каждойиз сторон в концессионном соглашении и, таким образом,значительное снижение рисков для успешной реализациипроекта. Также в Российской Федерации действует федеральный закон «О концессионных соглашениях», создающий правовое поле для данной формы государственно-частного партнерства и значительно упрощающий планированиеи осуществление проектов для частного инвестора.Проекты ГЧП успешно реализуются в России. В Новосибирске компания «Авиценна» заключила концессионное соглашение с руководством города. По соглашениюгород передает здание роддома №1 в управление на 20 лет,а частный инвестор производит необходимые работы по егоремонту, реконструкции и оснащению. По договору обязательное вложение со стороны частной компании составляло60 млн руб., но в итоге в ремонт и оснащение было инвестировано 10 млн долл. Создающееся медицинское учреждениевзяло обязательство осуществлять 48 бесплатных операцийЭКО в год, а также вносить городу концессионную плату.Концессионное соглашение на строительство и осуществление деятельности отдельного корпуса Самарского Центраэкстракорпоральной гемокоррекции и трансклиническойфузиологии является примером успешной реализации проекта ГЧП в сфере здравоохранения. В 2014 году концессионером стало ООО «Фарм СКД», с которым был подписан договор на 15-летний срок. Частным инвестором с 2014 по 2016год закончено строительство нового корпуса медицинскойорганизации на переданном правительством Самарской области участке земли. Стоимость реализации проекта составляет350 млн руб., строительство и техническое оснащение объекта было произведено за счет ресурсов частного партнера.Совместное предприятие – еще одна форма ГЧП.Например, поликлиника «Гармония здоровья» в г. Белгород,которая была учреждена страховой компанией «МАКС»и ОГБУЗ «Городская больница №2 г. Белгорода». Руководствообласти внесло в предприятие здание и землю, а страховаякомпания вложила финансовые ресурсы на ремонт и оснащение поликлиники. В данном случае частный инвесторуправляет поликлиникой и получает доход от предоставленияплатных услуг, которые оказываются совместно с услугамипо системе ОМС. Однако данная форма усложняется бюрократизацией процесса управления в связи с необходимостьюсогласовывать широкий круг вопросов с государственнымпартнером, что затрудняет быстрое принятие решений.Строительство лечебно-реабилитационного корпусаСПб ГБУЗ «Городская больница №40» Курортного районаСанкт-Петербурга будет осуществлено по другому механизму. В 2015 г. было подписано Соглашение о ГЧП междугородом Санкт-Петербургом, ООО «Невская медицинскаяинфраструктура» и городской больницей №40.Частный партнер получает права собственности на созданный им корпус, а также будет осуществлять техническоеобслуживание объекта. Городская больница №40 оказываетмедицинские услуги населению. Срок реализации проекта –11 лет, объем инвестиций на создание объекта соглашенияоговорен в размере 8,2 млрд руб.Существует также такая форма ГЧП, как аренда – передача государственного имущества во временное владениеи пользование. Например, московское правительство началопроект ГЧП «Доктор рядом» в 2013 г. Проект «Докторрядом» ставит целью создание сети частных медицинскихклиник для осуществления первичного приема пациентовтерапевтом или педиатром в рамках системы ОМС. Такимобразом, предполагается сократить уровень нагрузки государственных медицинских организаций. Со стороны правительства Москвы передаются частным партнерам помещения напервых этажах жилых домов в аренду на 20 лет по льготнойставке (1 рубль за 1 кв. м в год). Льготная ставка может бытьприменена только с начала эксплуатации объекта. Частныйинвестор при этом обязан провести ремонт помещения,оснастить необходимым медицинским оборудованием и создать в данном помещении частную медицинскую организацию. Согласно условиям договора частная сторона обязуетсяоказать услуги приема у врача общей практики по полисуОМС не менее 8 тысячам людей в год. Частный партнерполучает возможность на предоставление иных платныхмедицинских услуг.Проект «Доктор рядом» активно развивается и на региональном уровне, в частности, в Ульяновской области открываются частные клиники в рамках данного проекта.В России ГЧП в здравоохранении ещенедостаточно распространено.Существует ряд причин, затрудняющих распространение и совершенствование государственно-частного партнерства:– длительный срок возвращения инвестиций из проектов социальной сферы для частного инвестора;– слабые государственные гарантии;– высокие риски при реализации проектов в здравоохранении;– несовершенство законодательства.Но в последнее время все чаще используются формыи механизмы взаимодействия государства и бизнеса при реализации проектов в социальной сфере, в том числе в здравоохранении, и в перспективе дальнейшее распространение и развитие государственно-частного партнерствапоможет создать в России высококачественную и доступнуюсистему здравоохранения.ЗаключениеЭффективность реализации стратегии развития здравоохранения в значительной степени будет зависеть от того, насколько указанные проблемы удастся разрешить. В связи с этим, стратегию здравоохранения можно считать отправной точкой в решении проблем занятости населения, пополнения доходной части внебюджетных фондов, цифровизации.Россия по важнейшим показателям здоровья населения продолжает уступать многим странам. По данным Всемирной организации здравоохранения за 2018 год по продолжительности жизни населения Россия занимала 56 место (71,2 года). Общие расходы на здравоохранение составляли 5,6% ВНП, что соответствует 46 месту в мире, хотя в 2014 году данный показатель достигал 7,1% ВНП.Одним из современных направлений взаимодействия государства и частного сектора в экономике РФ является государственно-частное партнерство (ГЧП). В общем виде ГЧП представляет собой институционально-организационный союз между государственным и частным секторами, главной целью которого является реализация общественно значимых проектов в самых разнообразных сферах деятельности – от стратегически важных отраслей экономики до объектов общественных услуг как на уровне страны в целом, так и на отдельных ее регионах.На сегодняшний день в Российской Федерации в качестве одной из целей государственной политики провозглашено вовлечение субъектов частного права в деятельность по оказанию публичных услуг. Сфера здравоохранения не является исключением, ее состояние находится в прямой зависимости от финансовых поступлений как в инфраструктуру, так и в объемы оказываемых медицинских услуг. Без модернизации структуры общественного здравоохранения, закрытия неэффективных и устаревших больниц, изменения системы финансирования, направленного на повышение заинтересованности клиник в оказании высококачественных медицинских услуг, создания экономических стимулов для привлечения частных инвестиций проекты государственно-частного партнерства, к сожалению, не смогут оказать серьезного влияния на процесс модернизации отрасли.Российская система здравоохранения в современном состоянии крайне нуждается в модернизации и совершенствовании. В условиях существующих несовершенств системы здравоохранения и в сложившихся внешних и внутренних экономических условиях в ближайшие годы ожидается обострение ряда проблем для системы и возникновение новых вызовов.В России ГЧП в здравоохранении еще недостаточно распространено. Существует ряд причин, затрудняющих распространение и совершенствование государственно-частного партнерства:– длительный срок возвращения инвестиций из проектов социальной сферы для частного инвестора;– слабые государственные гарантии;– высокие риски при реализации проектов в здравоохранении;– несовершенство законодательства.Но в последнее время все чаще используются формы и механизмы взаимодействия государства и бизнеса при реализации проектов в социальной сфере, в том числе в здравоохранении, и в перспективе дальнейшее распространение и развитие государственно-частного партнерства поможет создать в России высококачественную и доступную систему здравоохранения.Список использованной литературыФедеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4350Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть II) ст. 3126Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2010 № 1660-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» // СЗ РФ, 11.10.2010, № 41 (2 ч.), ст. 5266.Концепция развития системы здравоохранения до 2020 года - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf.Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 - 2030 гг. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ucgb.org/documents/Strategija%20razvitija% 20zdravoohranenija% 202015-2030.pdf.Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апр. 2014 года №294 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/NfyPj24TXpc.pdf.Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года- [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://static-1.rosminzdrav.ru/system/attachments/attachesНациональный проект «Здравоохранение» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.roszdravnadzor.ru/i/upload/images/2018/7/25/1532512237.26174-1-15781.pdf.Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство // В учебнике: «Национальная экономика». М.: Экономистъ, 2017. С. 61.Зарянкина О.М., Орлова Е.Р. Иностранные инвестиции в России: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2015. С. 34.Зельднер А.Г. Ширяева Р.И. Приватизация в России: новый этап, неучтенный опыт и возможная альтернатива // Экономические науки. 2015. №1. С. 13.Каменский А. Когаловский В. Гончарова О. Дело номера. Храбрые партняшки // Vademecum. 2014. №3. С. 61-67.Козлова С.В. Совершенствование российской налоговой системы для развития государственно-частного партнерства // Экономические науки. 2014. № 9. С. 51.Орлова Е.Р., Бочарова И.Е. Концессии как разновидность частно-государственного партнерства и проблемы их реализации в России. Сборник научных трудов IV Международной школы-симпозиума «Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем» (АМУР-2016). Симферополь-Севастополь. 2016. С. 272–277.Расаева Хеди Адмановна. Дис. Правовое положение медицинских организаций по законодательству Российской Федерации: канд. юридических наук. Российский государственный гуманитарный университет, Москва, 2013.Улумбекова Г.Э., Калашникова А.В. Факты о бюджете здравоохранения РФ на 2018–2020 гг. // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017. №4. С. 19.Изменение численности населения России по среднему варианту прогноза. Росстат. www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/resources/33a9d8004a4bb6b681e3c9a8ffbe44e3/table.jpgИнвестиционный портал Санкт-Петербурга // http://spbinvestment.ru/ru/whyspb/structure/2shtab/sessions/23032017Министерство строительного комплекса Московской области // http://msk.mosreg.ru/sobytiya/novosti_ministerstva/22-06-2016-12-46-50-onkoradiologicheskie-tsentry-v-balashikhe-i-podolsОсновные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов // Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=64713&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz4wzGfMlhuОфициальный сайт Всемирной организации здравоохранения – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.whogis.com/gho/ru/Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ruПрактика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в России. – Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/ppp%2B.pdf.
1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4350
2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть II) ст. 3126
3. Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2010 № 1660-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» // СЗ РФ, 11.10.2010, № 41 (2 ч.), ст. 5266.
4. Концепция развития системы здравоохранения до 2020 года - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf.
5. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 - 2030 гг. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ucgb.org/documents/Strategija%20razvitija% 20zdravoohranenija% 202015-2030.pdf.
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апр. 2014 года №294 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/NfyPj24TXpc.pdf.
7. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года- [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://static-1.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches
8. Национальный проект «Здравоохранение» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.roszdravnadzor.ru/i/upload/images/2018/7/25/1532512237.26174-1-15781.pdf.
9. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство // В учебнике: «Национальная экономика». М.: Экономистъ, 2017. С. 61.
10. Зарянкина О.М., Орлова Е.Р. Иностранные инвестиции в России: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2015. С. 34.
11. Зельднер А.Г. Ширяева Р.И. Приватизация в России: новый этап, неучтенный опыт и возможная альтернатива // Экономические науки. 2015. №1. С. 13.
12. Каменский А. Когаловский В. Гончарова О. Дело номера. Храбрые партняшки // Vademecum. 2014. №3. С. 61-67.
13. Козлова С.В. Совершенствование российской налоговой системы для развития государственно-частного партнерства // Экономические науки. 2014. № 9. С. 51.
14. Орлова Е.Р., Бочарова И.Е. Концессии как разновидность частно-государственного партнерства и проблемы их реализации в России. Сборник научных трудов IV Международной школы-симпозиума «Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем» (АМУР-2016). Симферополь-Севастополь. 2016. С. 272–277.
15. Расаева Хеди Адмановна. Дис. Правовое положение медицинских организаций по законодательству Российской Федерации: канд. юридических наук. Российский государственный гуманитарный университет, Москва, 2013.
16. Улумбекова Г.Э., Калашникова А.В. Факты о бюджете здравоохранения РФ на 2018–2020 гг. // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017. №4. С. 19.
17. Изменение численности населения России по среднему варианту прогноза. Росстат. www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/resources/33a9d8004a4bb6b681e3c9a8ffbe44e3/table.jpg
18. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга // http://spbinvestment.ru/ru/whyspb/structure/2shtab/sessions/23032017
19. Министерство строительного комплекса Московской области // http://msk.mosreg.ru/sobytiya/novosti_ministerstva/22-06-2016-12-46-50-onkoradiologicheskie-tsentry-v-balashikhe-i-podols
20. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов // Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=64713&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz4wzGfMlhu
21. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.whogis.com/gho/ru/
22. Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru
23. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в России. – Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/ppp%2B.pdf.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты государственно-частного партнерства в здравоохранении можно выделить?
Основными теоретическими аспектами государственно-частного партнерства в здравоохранении являются: стратегии развития здравоохранения, использование государственно-частного партнерства для реализации проектов в здравоохранении, особенности государственно-частного партнерства в здравоохранении.
Какие стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации существуют?
В Российской Федерации существуют различные стратегии развития здравоохранения, направленные на повышение качества медицинской помощи, оптимизацию системы оказания медицинских услуг и улучшение здоровья населения. К ним относятся, например, стратегия развития здравоохранения до 2020 года, нацеленная на модернизацию системы здравоохранения и улучшение условий труда медицинских работников.
Как можно использовать государственно-частное партнерство для реализации проектов в здравоохранении?
Государственно-частное партнерство может быть использовано для реализации различных проектов в здравоохранении, таких как строительство и реконструкция медицинских учреждений, внедрение новых технологий и оборудования, разработка и внедрение программ профилактики и лечения определенных заболеваний. В рамках партнерства государство и частные компании могут предоставлять финансирование, экспертизу, техническую поддержку и другие необходимые ресурсы для реализации таких проектов.
Какие особенности государственно-частного партнерства в здравоохранении можно выделить?
Одной из особенностей государственно-частного партнерства в здравоохранении является то, что оно позволяет объединить государственные и частные ресурсы для достижения общих целей в сфере здравоохранения. Также важной особенностью является то, что партнерство может быть основано на долгосрочных договорных отношениях, что способствует стабильности и предсказуемости функционирования медицинских учреждений.
Какие стратегии развития здравоохранения используются в России?
В России используются различные стратегии развития здравоохранения, включающие модернизацию медицинских учреждений, расширение доступа к медицинским услугам, повышение качества медицинской помощи, развитие телемедицины, создание центров дистанционной консультации и диагностики, а также применение государственно-частного партнерства для реализации проектов в здравоохранении.
Как можно использовать государственно-частное партнерство в здравоохранении?
Государственно-частное партнерство может быть использовано для реализации различных проектов в сфере здравоохранения, например, для строительства новых медицинских учреждений, закупки современного медицинского оборудования, внедрения инновационных технологий в медицинскую практику, развития телемедицины и центров дистанционной консультации и диагностики.
Какие особенности есть у государственно-частного партнерства в здравоохранении?
Одной из особенностей государственно-частного партнерства в здравоохранении является сочетание государственных и частных ресурсов для реализации проектов. Также важным аспектом является установление четких правил и стандартов взаимодействия между государственными и частными партнерами, а также контроль за выполнением условий партнерского соглашения.
Как государственно-частное партнерство применяется в сфере здравоохранения в России?
В России государственно-частное партнерство применяется для реализации различных проектов в сфере здравоохранения, таких как строительство новых медицинских учреждений, создание центров телемедицины и дистанционной консультации, модернизация и закупка нового медицинского оборудования, внедрение инновационных методик в медицинскую практику и другие.
Какие стратегии развития здравоохранения применяются в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют различные стратегии развития здравоохранения. Одной из таких стратегий является государственно-частное партнерство, которое предполагает участие частных компаний в финансировании и управлении здравоохранением. Кроме того, такие стратегии, как улучшение качества и доступности медицинских услуг, развитие телемедицины, внедрение новых технологий и электронных систем учета также играют важную роль в развитии здравоохранения в России.