Психологические основы систем развивающего обучения
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 04.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ СИСТЕМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Содержание понятия развивающего обучения 5
1.2 Основные характеристики развивающего обучения 8
1.3 Предпосылки создания и характеристика системы развивающего обучения 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ СИСТЕМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ 17
2.1. Методы и организация экспериментального исследования 17
2.1 Констатирующий этап исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Психолог снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Психолог просто говорит: «Еще раз».2. «Вербальная фантазия»Цель: диагностика речевого воображения младших школьников.Описание: В процессе рассказа фантазия испытуемого оценивается по скорости процессов воображения, необычности и оригинальности образов, богатству фантазии, глубине и проработанности (детализированности) образов, впечатлительности и эмоциональности образов.Инструкция: Для того чтобы в процессе прослушивания рассказа испытуемого психологу было легче фиксировать и потом анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше признакам, рекомендуют пользоваться схемой. Ее надо готовить заранее, до начала проведения диагностики.3. «Найди и вычеркни» (С.Р. Немов). Цель: определение переключаемости внимания.Описание: ребенку показывают рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».Оборудование: картинки с фигурами.Инструкция: Ребенку предлагается поиграть в следующую игру: психолог показывает ему картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда он говорит слово «начинай», ребенок по строчкам этого рисунка начинает искать и зачеркивать те предметы, которые называет психологу. Искать и зачеркивать названные предметы нужно до тех пор, пока ребенку не будет сказано слово «стоп». В это время ему необходимо остановиться и показать психологу то изображение предмета, которое он увидел последним. После этого отмечает на рисунке ребенка место, где он остановился, и снова произносит слово «начинай». После этого ребенок продолжает делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока психолог не скажет слово «конец». На этом выполнение задания завершается» [14].Таким образом, в исследовании принимало участие 30 детей младшего школьного возраста Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов: 1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с детьми, с родителями, с воспитателями, с психологами, подбор методик, формирование первичной выборки; 2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов. Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу. Диагностическое обследование особенностей развития познавательной сферы младших школьников проводилось при помощи следующих методик: методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия), методика «Вербальная фантазия» и «Найди и вычеркни» (С.Р. Немов). 2.1 Констатирующий этап исследованияСначала обследовались младшие школьники, обучающиеся по традиционной программе. Диагностика когнитивной сферы психического младших школьников реализовывалась при помощи следующих методик: методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия), методика «Вербальная фантазия» и «Найди и вычеркни» (С.Р. Немов). Результаты исследования представлены в таблицах 1,2 и3. Таблица 1 – Результаты по методике «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия. УровеньИскажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятинизкий20%20%40%30%средний50%50%40%70%высокий30%30%20%-Представим полученные результаты графически (рисунок 1).Рисунок 1 - Анализ результатов по методике «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия Таким образом, анализ результатов методики «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия наглядно демонстрирует, что развитие кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста находится на среденем уровне. Таблица 2 – Результаты по методике «Вербальная фантазия» (речевое воображение) (Немов Р.С.).УровеньУровень вербального воображенияНизкий70 %Средний70 %Высокий10 %Представим полученные результаты графически (рисунок 2).Рисунок 2 – Результаты по методике «Вербальная фантазия» (речевое воображение) (Немов Р.С.).Таким образом, полученные результаты анализа творческого воображения позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня вербального воображения у детей младшего школьного возраста. Это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности творческого воображения у детей младшего школьного возраста.Таблица 3 - Результаты по методике «Найди и вычеркни»УровеньВниманиеВысокий-Выше среднего-Ниже среднего40%Средний40%Низкий20%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 3. – Анализ показателей по методике «Найди и вычеркни».Таким образом, полученные результаты анализа развития внимания у детей дошкольного возраста позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели среднего, ниже среднего уровня развития. Это свидетельствует о том, что у детей младшего школьного возраста недостаточный уровень продуктивности и устойчивости внимания.Далее обследовались младшие школьники, учащиеся по программе развивающего обучения. Диагностика когнитивной сферы психического младших школьников реализовывалась при помощи следующих методик: методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия), методика «Вербальная фантазия» и «Найди и вычеркни» (С.Р. Немов). Результаты исследования представлены в таблицах 4,5 и 6. Таблица 4 – Результаты по методике «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия. УровеньИскажение словаСмысловые заменыКоличество запомнившихся словКоэффициент кратковременной памятинизкий5%3%1%1%средний3%2%4%4%высокий1%1%9%8%Представим полученные результаты графически (рисунок 4).Рисунок 4 - Анализ результатов по методике «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия Таким образом, анализ результатов методики «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия наглядно демонстрирует, что развитие кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста находится на высоком уровне. Таблица 5 – Результаты по методике «Вербальная фантазия» (речевое воображение) (Немов Р.С.).УровеньУровень вербального воображенияНизкий10 %Средний20 %Высокий70 %Представим полученные результаты графически (рисунок 5).Рисунок 5– Анализ показателей по методике «Вербальная фантазия» (речевое воображение) (Немов Р.С.).Таким образом, полученные результаты анализа творческого воображения позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня вербального воображения у детей младшего школьного возраста. Это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности творческого воображения у детей младшего школьного возраста.Таблица 6 - Результаты по методике «Найди и вычеркни»УровеньВниманиеВысокий50%Выше среднего30%Ниже среднего15%Средний5%Низкий-Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 6).Рисунок 6. – Анализ показателей по методике «Найди и вычеркни».Таким образом, полученные результаты анализа развития внимания у детей дошкольного возраста позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого и выше среднего уровня развития. Это свидетельствует о том, что у детей младшего школьного возраста достаточный уровень продуктивности и устойчивости внимания.Далее проведем сравнительный анализ результатов диагностики познавательной сферы младших школьников, учащихся по программе традиционного обучения и учащихся по программе развивающего обучения. Результаты представлены на рисунках 7, 8 и 9.Рисунок 7. – Сравнительный анализ результатов по методике «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия.Рисунок 8– Сравнительный анализ по методике «Вербальная фантазия» (речевое воображение) (Немов Р.С.).Рисунок 9. – Сравнительный анализ показателей по методике «Найди и вычеркни».Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении, что технология развивающего обучения является эффективным средством развития познавательной сферы младших школьников, подтверждена.ЗАКЛЮЧЕНИЕСистема развивающего обучения являться направлением в теории обученияи практике образования, содержанием, методами и формами организации, которые ориентируются на развитие физических, когнитивных и нравственных способностей обучающихся посредством применения их потенциальных возможностей и закономерностей данного развития. Эта тема рассматривалась в курсовой работе с позиции, что основа концепция развивающегося обучения, которая была ещё представлена в свои года, станет основным фундаментом, для обучения младших школьников и их развития, тем более в нашем быстром развивающимся мире, где обучение детей до сегодняшнего времени остаётся основным вопросом во все периоды человеческой истории.Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова разрабатывалась в соответствии с новыми целями образования, которые прописаны в ФГОС НОО и руководствуется общеобразовательными принципами.После реализации образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова ученик должен быть развитой и свободной личностью и сформированы способности к содержательному анализу и содержательному планированию. Он должен уметь выделять систему задач одного класса и уметь в своей голове построить цепочку действий и потом их выполнить.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование развития когнитивной сферы психического развития младших школьников в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, методика «Вербальная фантазия», методика «Найди и вычеркни» (С.Р. Немов). Далее нами было проведено диагностическое исследование формирования когнитивной сферы психического развития младших школьников с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу, основанную. на предположении, что технология развивающего обучения является эффективным средством развития познавательной сферы младших школьников.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВенгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М., 2001. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996. Галкина Ю.В. ФГОС и система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. [Электронный ресурс] URL: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/inoe/99056-fgos-i-sistema-razvivajuschego-obuchenija-dbj.htmlГорбов С.В., Новлянская З.Н., Ломакович С.В. Основные положения образовательной системы Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова в свете требований Федерального государственного стандарта начального общего образования. // Инновационные проекты и программы в образовании. - № 3, 2010. – С. 33-42.Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. [Электронный ресурс] URL: http://www.experiment.lv/maro/statji/davidov_opon_ro.htmДавыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. - М.; Воронеж, 1996. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение. - 2010. – 244с.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М., 2001.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996.
3. Галкина Ю.В. ФГОС и система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. [Электронный ресурс] URL: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/inoe/99056-fgos-i-sistema-razvivajuschego-obuchenija-dbj.html
4. Горбов С.В., Новлянская З.Н., Ломакович С.В. Основные положения образовательной системы Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова в свете требований Федерального государственного стандарта начального общего образования. // Инновационные проекты и программы в образовании. - № 3, 2010. – С. 33-42.
5. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. [Электронный ресурс] URL: http://www.experiment.lv/maro/statji/davidov_opon_ro.htm
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
8. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.
9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.
10. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. - М.; Воронеж, 1996.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение. - 2010. – 244с.
12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
Вопрос-ответ:
Что такое развивающее обучение?
Развивающее обучение - это педагогическая система, основанная на принципе активного включения ученика в процесс обучения с целью стимулирования его познавательной и интеллектуальной активности.
Какие основные характеристики развивающего обучения?
Основные характеристики развивающего обучения включают в себя активное участие ученика в обучении, акцент на развитии познавательных функций, дифференциацию обучения в зависимости от способностей и потребностей каждого ученика, а также создание условий для саморазвития личности.
Какие предпосылки лежат в основе создания и характеристики системы развивающего обучения?
Основные предпосылки создания системы развивающего обучения включают в себя понимание учебного процесса как активной деятельности ученика, осознание необходимости индивидуального подхода к каждому ученику, учет психологических особенностей развития, а также учет интересов и потребностей ученика.
Какие методы и организация используются в экспериментальном исследовании развивающего обучения?
В экспериментальном исследовании развивающего обучения используются такие методы, как наблюдение, тестирование, интервью, анализ документов. Организация исследования включает в себя формирование группы испытуемых, разработку экспериментальной программы обучения, проведение занятий, сбор и анализ данных, а также интерпретацию результатов.
Что включает констатирующий этап исследования системы развивающего обучения?
Констатирующий этап исследования системы развивающего обучения включает в себя определение целей и задач исследования, выбор методов исследования, а также сбор и анализ предварительных данных. Этот этап позволяет получить первоначальное представление о психологических основах системы развивающего обучения и определить дальнейшие направления исследования.
Что такое развивающее обучение?
Развивающее обучение - это система образовательного процесса, направленная на активное развитие личности ребенка, расширение его знаний, умений и навыков, а также формирование его личностных качеств.
Какие основные характеристики имеет развивающее обучение?
Основные характеристики развивающего обучения включают индивидуальный подход к каждому ребенку, активную познавательную деятельность, ориентацию на развитие личности и сотрудничество между учеником и учителем.
Каковы предпосылки создания системы развивающего обучения?
Предпосылками создания системы развивающего обучения являются понимание необходимости развития личности ребенка, признание его активной роли в образовательном процессе, а также стремление к формированию у ребенка компетенций, необходимых для успешной жизни в современном обществе.
Какие методы и организация используются в экспериментальном исследовании психологических основ систем развивающего обучения?
В экспериментальном исследовании психологических основ систем развивающего обучения использовались различные методы, такие как наблюдение, эксперимент, анкетирование и интервью. Организация исследования предполагала работу с группами учащихся, контрольные и экспериментальные группы, а также сравнительный анализ результатов.