к заказу 979183

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 101 101 страница
  • 62 + 62 источника
  • Добавлена 07.07.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание


Введение 3
1. Эволюция российско-белорусских отношений 8
1.1. Республика Беларусь в составе СССР 8
1.2. Распад СССР и влияние последствий на взаимоотношения стран 17
1.3. Новый виток отношений в составе Таможенного союза 26
2. Анализ российско-белорусских отношений на современном этапе 36
2.1. Ключевые направления и правовая основа политического сотрудничества России и Белоруссии 36
2.2. Россия и Белоруссия в региональных и международных организациях 45
2.3. Характеристика существующих проблем взаимодействия 55
3.Основные направления взаимодействия России и Белоруссии по обеспечению национальной безопасности 65
3.1. Характеристика основных угроз национальной безопасности 65
3.2. Основные векторы обеспечения безопасности 75
3.3. Перспективы сотрудничества России и Белоруссии по обеспечению национальной безопасности 83
Заключение 98
Список использованной литературы 101
Фрагмент для ознакомления

Большое значение в перспективах сотрудничества РФ и РБ по обеспечению национальной безопасности по-прежнему имеет дипломатия. Дипломатия является главным средством внешней политики РФ. Особо следует выделить дипломатию, которая призвана своими методами и средствами не только реализовывать внешнеполитические решения, но и активно формировать их. Официальная деятельность государства в области внешней политики координируется дипломатией и осуществляется при посредстве дипломатических органов государства или в том или ином контакте с ними. Международное право и дипломатия тесно связаны. Эта связь выражается в том, что дипломатия активно участвует в создании и осуществлении норм международного права и вместе с тем подчиняется этим нормам. Международное право создается и применяется в процессе дипломатической деятельности и в то же время устанавливает ее рамки и формы.
Дипломатия РФ выступает важнейшим средством реализации политики внешних сношений того или иного государства, имеющая официальную государственную основу и выражающаяся в деятельности конкретных органов власти, в рамках поставленных целей и задач внешней политики той или иной страны.
Основными субъектами, проводниками дипломатии государств выступают как главы государств, так и отдельные ведомства. В краткосрочной перспективе в 2019 году белорусско-российские переговоры будут основаны не только на встрече глав госдураств, но и на работе правительств, а также специально созданных рабочих групп, что было утверждено в конце декабря 2018 г.. По каждому из вопросов, в том числе и касающихся вопросов национальной безопасности в ближайшей перспективе будут работать рабочие группы, в рамках которых будет прописана пошаговая программа действий для сближения позиций.
В перспективе неоднократно экспертами обсуждается и вопрос о так называемой «инкорпорации» Беларуси в состав РФ. В конце 2018 и начале 2019 г. очень много информации по этому поводу опубликовали различные российские интернет-источники и белорусские негосударственные СМИ. 29 декабря 2018 г. Дмитрий Песков заверил, что пока «речь идет не о присоединении, а об исполнении положений договора от 1999 года, согласно которому надгосударственную структуру с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством.
Данный договор находится в открытом доступе и в нём прописаны основания объединения Белоруссии и России в Союзное государство. В договоре было прописано принятие Конституционного акта, создание союзного парламента и суда Союзного государства.
Уже в 2019 г. в начале января С.Лавров заявил по данной ситуации следующее «просим наших белорусских коллег, учитывая их заинтересованность в целом ряде вопросов, которые связаны с определением экономической, денежной, кредитной налоговой политики, посмотреть, как мы можем сблизиться в вопросах, решение которых предполагалось еще 20 лет назад в Союзном договоре и которые напрямую касаются тех вещей, которые Белоруссия хочет решить».
По словам Лаврова, Минску следует оставить «попытки искать в этой абсолютно рабочей ситуации какие-то геополитические замыслы внутри Союзного государства и вовне Союзного государства». В то время это было добровольно согласовано между Москвой и Минском. С течением времени, конечно, стало понятно, что ни общей конституции, ни общего парламента, ни общего суда пока, наверное, создать не представляется возможным, и Россия на этом не настаивает.
По мнению С. Лаврова 2019-2020 гг. будут непростыми, политическими событиями насыщенными, когда и слева, и справа, и на Западе, и на Востоке, нас подвергнут серьёзной ревизии на предмет нашего суверенитета и независимости.
Но это свидетельствует также о том, что рабочие группы в ближайшей перспективе будут обсуждать вопросы нового интеграции, углубления белорусско-российского союза там, где это возможно и снять с повестки обсуждения все вопросы, которые являются неактуальными с позиции сегодняшнего дня.
Учитывая, что Союзный договор подписывался в 1999 году, и с этого момента изменилась как международная ситуация, так и интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в Союзный договор необходимо внести изменения, которые бы более четко прописывали белорусскую позиция в современных реалиях.
В 2018 г. на повестке дня стран стоял вопросы и о борьбе с терроризмом.
Стратегия России строится на согласии и единстве вопросов сотрудничества. Данная политика основывается на основных позициях - распространение зоны безопасности и усиление международного порядка. Отсюда вытекают и две важнейшие концепции безопасности: «предупредительные меры» и «действенная многосторонность».
Цель состоит в содействии появлению «круга друзей» вокруг нестабильных стран в рамках определенного региона, связанных общими ценностями, открытыми рынками и границами, а также развитым сотрудничеством в таких областях, как научные исследования, транспорт, энергия, предотвращение конфликтов и охрана порядка. Данная стратегия «предупредительных мер» формирует путь борьбы с нестабильностью, которая включает быстрое развертывание войск, гуманитарную помощь, полицейское патрулирование, рост правопорядка и экономическую помощь.
Концепция взаимодействия со странами Ближнего Востока охватывает сущность культуры безопасности, основанной на правилах добрососедства и общности геополитического положения.
Укрепление связей России и Белоруссии их углубление в целях выполнения их обязанностей и эффективной работы является приоритетом безопасности в условиях глобализации.
Причина, по которой Россия стремится подчеркнуть ключевые фундаментальные ценности мирного взаимодействия, построенного на суверенитете его участников и на легитимности коллективного действия, во многом объясняется трагической историей однополярного мира, тайной дипломатии и последовавших за ней глобальных войн.
В настоящее время можно констатировать, что Россия полностью восстановила свою готовность и способность действовать в качестве мировой державы со значительными политическими, военными, экономическими и человеческими ресурсами.
При этом в рамках обеспечения международной безопасности на практике одним из важнейших угроз остается потенциальная угроза со стороны стран Ближнего Востока и северной Африки.
Взаимодействие России и Белоруссии строиться не только на решениях проблем в рамках рассмотрения вопросов урегулирования региональных конфликтов. Данное взаимодействие имеет более глубокие корни, которые заложены были гораздо ранее.
Таким образом, в качестве факторов влияющих на реализацию взаимодействия стран в области обеспечения национальной безопасности во внешней политике России и Белоруссии, стоит говорить о необходимости углубления сотрудничества.
Основными перспективами сотрудничества также являются следующие.
В первую очередь по части поставки и модернизации вооружения, военной и специальной техники, создания их современных образцов, сертификации белорусских предприятий на право выполнения капитального ремонта техники российского производства, ценообразование при поставке продукции военного назначения на рынки третьих стран. Стороны намерены актуализировать межправительственное Соглашение о реализации Программы военно-технического сотрудничества между Беларусью и Россией до 2020 года.
Cсотрудничество России и Беларуси в военно-технической сфере - один из позитивных примеров двустороннего взаимодействия и приоритетных направлений союзного строительства. У взаимодействия в данной сфере есть положительная динамика и реальные перспективы для дальнейшего развития.
В перспективе также продолжатся совместные учения по направлению обороны территории Союзного государства от иностранной агрессии. В том числе подъем частей по тревоге, совершение ими комбинированных маршей различной протяженности с последующим развертыванием на исходных рубежах, проведение оборонительных боев и организация контрнаступления. Последнее особенно пугает прибалтийских соседей, постоянно усматривающих в контрнаступлении завуалированное указание на подготовку прямого российского вторжения в Прибалтику. Несомненно, опыт учений представляет огромную ценность.
Таким образом, перспективы сотрудничества России и Белоруссии в области обеспечения национальной безопасности видятся в следующем:
Углубление сотрудничества по вопросам национальной безопасности на основе новых форм и механизмов, в частности, работы правительств стран, рабочих групп по отдельным вопросам;
Обновление нормативно-правовой основы сотрудничества по вопросам безопасности, в частности, обновление (внесение изменений) в Союзный договор, а также практика применения союзной военной доктрины на основе последних изменений;
Сотрудничество по вопросам уже существующих конфликтов и их последствий, например, вопросов восстановления Сирии;
Совершенствование систему управления региональной группировкой войск, в области системы эффективного управления и решения вопросов по деятельности совместной авиации для обороны в случае угроз.
Перспективы деятельности РФ и РБ обуславливаются:
- дальнейшей политикой постоянного членства стран в международных организациях и возможности противостоять силовому решению вопросов в рамках поддержания порядка в мире;
- выработке новых механизмов урегулирования проблем между странами;
-решению вопросов совершенствования работы по обеспечению безопасности в целом, а также по торговым и иным отношениям сотрудничества.
Одним из важных вопросов ближайшей и долгосрочной перспективы участия в РФ и РБ является усиление их позиций в регионе и в особенности России.
На сегодняшний день, в рамках деятельности и РФ и РБ большое значение имеет крепление взаимосвязей для выработки оптимальной стратегии безопасности в регионе. Россия стремиться к разносторонности отношений, то есть вовлечение в обсуждение проблем безопасности не только РБ, но и других стран. Это подчеркивает то, что Россия поддерживает принцип многовекторности политики безопасности.
Важное значение имеет схема действий РФ и РБ, в ближайшей перспективе, что предполагает, в первую очередь создание ассиметричных зон интересов, которые связаны с экономическим развитием, культурным обменом, но которые в свою очередь будут являться крепкой платформой для сотрудничества по вопросам безопасности.
В рамках перспектив взаимодействия основными направлениями для дальнейшего сотрудничества будут являться:
Вопросы в области военно-технического сотрудничества, формирование оптимальных условий для взаимодействия;
Сотрудничество в рамках региональных программ, а также создание новых правовых основ и форм взаимодействия по вопросам безопасности, возможно даже создание совместных координационных центров;
Дальнейшее взаимодействие в рамках предотвращения распространения ядерного оружия, угроз границам госдураства;
Важно применять не только коллективный подход в обеспечении безопасности, но и вести поиск индивидуализации разрешения сложных ситуаций, выработке новых мер;
Процессы дальнейшей интеграции.
Причиной неэффективности деятельности СБ ООН на сегодняшний день Россия считает игнорирование его решений целым рядом мировых лидеров, ведущее в конечном итоге к ослаблению роли всей Организации в мировой политике. Выражая свое согласие на реформу СБ ООН, Россия настаивает на минимальных преобразованиях в целях сохранения функциональности этого органа.
В зарубежной научной литературе последних лет отмечается, что основной проблемой развития СБ ООН является отсутствие соответствующей методологии принятия внешнеполитических решений. При этом признается наличие определенного перекоса в принятии внешнеполитических решений в сторону постоянных членов СБ ООН. При этом, как отмечается в зарубежной литературе тем самым не достигается сбалансированного подхода к решению той или иной проблемы, урегулированию конфликта в рамках деятельности СБ ООН.
Основная причина этого состоит в отказе того или иного постоянного члена СБ ООН отложить в сторону свои собственные интересы. Вето на действия СБ ООН против государства, которое явно действует в нарушение международного законодательства и практики , потому что то или иное государство является союзником не является приемлемым в условиях глобализационного развития.
Россия настаивает на минималистском подходе к расширению СБ ООН в перспективе развития: численный состав расширенного СБ ООН должны оставаться предпочтительно из 20 стран.
Россия соглашается, что существует общая необходимость реформы, но, как и другие члены постоянной пятерки, она очень обеспокоена возможностью расширения СБ ООН. Следует помнить, что право вето часто используется в равных пропорциях западных государств.
Успех реформы Совета Безопасности будет достигнут только в том случае, если ее результатом станет не размежевание, а сплочение государств вокруг этого уникального органа, несущего от имени всех членов 193 ООН главную ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. Россия традиционно способствует достижению этой цели. Целью участия России в реформе СБ ООН является сохранение сильной Организации Объединенных Наций. Равным образом ООН нуждается в сильной России, которая повысит авторитет Организации.
Любое расширение СБ ООН может повлечь новые идеологические расхождения и региональные разногласия и таким образом уменьшить способность СБ ООН для принятия своевременных совместных ответов на многие ситуации.
В целом перспективы РФ и РБ будут связаны со следующими направлениями.
Выработка категорий «безопасности» в рамках политики РФ и РБ.
В настоящее время, стоит признать, что методологические подходы, которые были выработаны еще в советское время в России и в Белоруссии уже не имеют той значимости в условиях глобализации и интеграции. Безопасность требует новых подходов научного типа с учетом моделирования не только локальных конфликтов, но и выработке совместных мер предотвращения современных угроз. В этой связи, актуализируется необходимость, как научного изучения проблем, так и выработки новых методологий безопасности, в рамках угроза- отражение угрозы, а также совместность действий стран. Даже при наличии договоренностей, как показывает практика, каждая страна в случае угрозы все-таки действует обособленно, при этом взаимодействие лишь декларируется.
Необходимо обновление модели безопасности, не с точки зрения нормативно-правового или институционального обеспечения, а сточки зрения практического отражения существующих угроз, моделирования ситуаций в рамках применения конкретных мер безопасности.
Потребности практики требуют, в первую очередь, от ученых четко выработанного и нормативно закрепленного понятийно-категориального аппарата, позволяющего создавать адекватную модель общественной безопасности.
Предполагается в рамках изменения угроз современному миру в силу развития отношений России и Белоруссии возникнет необходимость нового понимания безопасности, это будет обусловлено новыми вызовами и угрозами, которые предсказать достаточно сложно. При этом Россия будет играть роль не только в рамках практической деятельности, но и в рамках выработки новых теоретико-методологичесикх основ безопасности, механизмах ее обеспечения.
Самое главное в том, что необходимо сформировать не только новые подходы в области безопасности, но и новые подходы к методологии современных угроз и их отражения. При этом РФ и РБ также должны анализировать собственную национальную политику для предотвращения угроз из вне.
Разработка новых методологических основ обеспечения безопасности на основе взаимодействия РФ и РБ. Выше упоминалось, что проблема новой методологии безопасности фактически стоит на повестке дня. Это связано с тем, что безопасность не является статичной структурой, она развивается и сталкивается с новыми угрозами, что создает необходимость мобильности, оперативности действий и самое главное разработки новых эффективных совместных стратегий безопасности. НАТО уже пытается установить контроль близ границ Белоруссии.
В частности в перспективе должны быть выработаны новые принципы деятельности РФ и РБ, а именно это касается усиления роли безопасности границ. В принятии какого-либо внешнеполитического решения не должно быть приоритетным наличие или отсутствие союзнических взаимоотношений того или иного государства, в основе должны быть ценности мира и стабильности, объективного подхода к возможному урегулированию той или иной проблемы.
Пока что принцип союзничества в принятии решений в рамках обеспечения безопасности является преобладающим. Роль России в данной перспективе видится через определенную роль инициативы по выработке новых методологических основ в развитии безопасности, сдерживании агрессии иных стран, а также изменение принципов принятия внешнеполитических решений по урегулированию той или иной ситуации, проблемы, локального конфликта.
На сегодняшний день к основным методам и средствам противодействия терроризму стоит отнести:
- работу антитеррористических центров;
- проведение совместных учений;
- участие вооруженных сил в урегулировании конфликтов.
Предполагается, что в перспективе Россия и РБ будет способствовать борьбе с терроризмом и проявлять активное участие.
Перспективы отношений РФ и РБ также тесно связаны с будущими взаимоотношениями.
Краткосрочная перспектива. Современные существующие угрозы во всем мире накладывают особые отпечатки и на развитие безопасности в будущем и позицию РФ и РБ в краткосрочной перспективе.
Исходя из осложнения внешних условий, оказывающих влияние на Россию, и некоторого ухудшения ситуации на Ближнем Востоке, крайне медленных темпов проведения институциональных преобразований на Ближнем Востоке пристальное внимание России в частности будет сосредоточено в рамках данного региона.
В силу того, что назрела необходимость реформирования союзнического договора в рамках создания объективности в принятии решений в краткосрочной перспективе будет решаться вопрос о выработке новых концепций безопасности, статуса стран в обеспечении коллективной безопасности, торговых отношений в рамках энергетики, цифровой экономики. И РФ и РБ естественно будут принимать активное участие в этих вопросах. Следует отметить, что разработка концепций будет идти в рамках возможного расширения взаимодействия стран, что подчеркивают уже сейчас большое количество встреч. В рамках разработки концепций о развитии отношений, Россия будет стоять на позиции усиления влияния в паре с РБ на конфликты регионального и мирового уровня.
Среднесрочная перспектива. После февральских переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко стали появляться вопросы о скором начале процесса политической интеграции Белоруссии в Россию.
Президент Белоруссии вынужден был даже опровергать эту информацию в ходе своего ежегодного общения с прессой. Однако в перспективе такой интеграции не предполагается Белоруссия, как никакая другая постсоветская страна близка России и продолжает идти по пути интеграции, но экономической. С другой, стороны в России привыкли иметь дело с ним, и другого партнёра не воспримут, что белорусский народ дорожит собственным государством и речь о поглощении его Россией не идёт, ну и далее, как обычно о «стремлении к равноправию» со сверхдержавой, обеспечивающей само существование Белоруссии, как в военно-политическом, так и в финансово-экономическом смысле.
Россия будет стоять на позициях активного диалога и поиска решений в рамках напряжения отношений и в среднесрочной перспективе на основе диалога и дипломатии. Россия в среднесрочной перспективе останется определенным союзником РБ в рамках принятия решений. Возможно, что в среднесрочной перспективе выработаются конкретные методологические основы развития отношений в будущем, а также будет принята концепция возможного расширения взаимодействия.
Долгосрочная перспектива. Предусматривает наличие комбинации благоприятных внешних и внутренних условий развития сотрудничества и влияния РФ и РБ в регионе. В сфере внешних международных условий, оказывающих влияние на страны, в целом сохранится преимущественно благоприятная среда, а по ряду факторов произойдет существенное улучшение качественных и количественных показателей. А именно предполагается активное сотрудничество страны с другими международными организациями, расширение связей и возможностей.
Останется влияние стран по поддержанию стабильности в регионе.
Основными результатами долгосрочной перспективы будут:
- выработка четких теоретико-методологических основ безопасности РФ и РБ: понятия глобальных угроз, трактовка новых угроз на период времени в будущем;
- выработка теоретико-методологических основ предотвращения угроз безопасности в странах;
- принятие решения о расширении возможностей в урегулировании конфликтов;
- измениться характер позиционирования стран в целом в мире, в рамках усиления роли;
- Россия в будущем будет активнее участвовать в деятельности по предотвращению конфликтов.
В современном мире конфликтные ситуации имеют свойство расползаться, втягивая по цепочке многие страны, хотя и в разной степени. Уровень взаимодействия стран в рамках обеспечения безопасности способен укрепить безопасность государства или же ослабить ее. Поэтому, когда речь идет об указанных странах - это одновременно проблема и России и Белоруссии и всего мира.
Россия и Белоруссия заинтересованы в налаживании многостороннего сотрудничества по проблемам торговых и иных отношений, разумеется, не только в пределах двустороннего сотрудничества, но и в ЕАЭС. Но и в рамках сотрудничества Россия заинтересована в сотрудничестве со всеми странами ЕАЭС, потому что ЕАЭС расширен до 5 государств. РФ и РБ занимали и в будущем будут занимать приоритетное положении в урегулировании различного рода проблем, связанных с угрозами для стран.
Основным приоритетным направлением развития отношений России и Белоруссии является также взаимодействие с конкретными членами международных и региональных организаций.
По прогнозам, в долгосрочной перспективе Россия сохранит достигнутые форматы отношений, а также использование возможных средств и каналов для обеспечения мирного урегулирования локальных конфликтов.
Державы-гиганты возможно в рамках выработки новой политики в долгосрочной перспективе перестанут испытывают растущее давление, а будут строить политическое решение на основе поиска компромисса и достижения консенсуса.
С РБ в перспективе отношения у России останутся дружественным и РБ будет по-прежнему надежным партнером РФ. В перспективе возможна поддержка политических решений России в рамках деятельности союзного договорв как это существует сейчас. Продолжится сотрудничество в международных вопросах:
- противодействия терроризму;
- урегулированию проблем связанных с энергетикой,
- повышения сотрудничества торгового потенциала на основе ЕАЭС.

Выводы по главе 3.
Страны находятся в постоянной подвижке отношений и выстраивании связей по взаимодействию для избежания определенных угроз. Среди существующих угроз стоит назвать следующие: региональные конфликты, терроризм и экстремизм, угроза ядерного оружия, стихийные бедствия, процессы миграции, угроза роста НАТО и размещения войск на границе с РБ.
Интересы России и Белоруссии обуславливаются, прежде всего, вопросами безопасности и поддержанием политической стабильности на западном направлении. Наряду с этим к интересам России также относится борьба с радикальным экстремизмом и терроризмом, вопросы военно-технического взаимодействия, а также поддержание стабильности. Это актуально и значимо в силу нарастающей опасности наращивания боевых возможностей НАТО, повышения потенциала вооруженных сил Североатлантического альянса. Важное значение в перспективе сотрудничества имеет опыт полученный Россией в Сирии, что важно для тактики работы для региональной группировки войск. Также необходимо разрешить задачи связанные с организацией управления совместными войсками, применения пилотируемой и беспилотной авиации для отражения возможных угроз.
Перспективы сотрудничества России и Белоруссии в области обеспечения национальной безопасности видятся в углублении сотрудничества по вопросам национальной безопасности на институциональной, правовой и управленческой основе.
Заключение

Основными итоговыми выводами по исследованию явились следующие. Предпосылками активного развития отношений России и Беларуси были единые основы государства, сформированные еще в советский период времени, когда Беларусь входила в состав СССР. В составе СССР были выработаны механизмы сотрудничества. После распада СССР происходит не только кризис экономики обоих стран, но и необходимость выстраивания новой политики, как отдельных государств. Однако опыт эффективного сотрудничества советского периода времени, а также привлекательность обоих стран создало необходимость выработки новых основ взаимодействия. Распад СССР породил множество проблем политического, социально-экономического, культурного, национального плана. Одним из серьезных вопросов стал вопрос о вооруженных силах и обеспечении безопасности новых государств. Для России как правопреемницы СССР была поставлена сложная задача сохранения ядерного потенциала, границ в территориальных водах, а также недопущения различного рода угроз безопасности связанных с границами бывших республик. Существовали сложности перехода стран России и Беларуси к новой экономической модели – рыночной экономике, что породило большое количество преступности, захвата предприятий в 90-е гг. ХХ в., хищений. Отсутствие должной нормативной базы провоцировало множество противоречий в самых различных областях политической и общественной жизни стран. Ключевое значение в увеличении динамики торгово-экономического сотрудничества имело создание Таможенного Союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией. На сегодняшний день ЕАЭС является прочной основой для развития отношений между РФ и РБ. Основными тенденциями взаимодействия стран в ЕАЭС является то, что: в последние годы отмечается рост взаимной торговли между РФ и РБ в ЕАЭС; сформированы эффективные механизмы административно-правового регулирования в рамках ЕАЭС; наличие прочной экономической основы для сотрудничества стран являются хорошей базой для политического и иного взаимодействия между РФ и РБ.
Правовые основы сотрудничества РФ и РБ в области политики были сформированы в 90-е г. ХХ в. были заключены двусторонние договора о союзном государстве, военном сотрудничестве, была сформирована общая система ПВО. Несмотря на определенное охлаждение отношений в 2000ые годы, экономическая интеграция во многом обусловила и эффект дальнейшего политического сотрудничества. В 2000ые годы в большей степени уделялось внимание принятию соглашение в области военно-технического сотрудничества. Стратегические интересы РФ и РБ в русле деятельности международных организаций состоят в том, чтобы: обеспечить такой уровень безопасности, при котором взаимодействие страны являлось бы «надежным тылом» при возрастающей роли НАТО; развивать многоплановые отношения в рамках обеспечения безопасности; не допускать усиления угроз акторов ядерного наращивания. На сегодняшний день, большое значение имеет развитие взаимосвязей стран в ОДКБ, а также позиции России в СБ ООН, как способной влиять на мировые процессы обеспечения коллективной безопасности как постоянного члена ООН. Основные проблемы в реализации взаимного сотрудничества между РФ и РБ связаны как с влиянием внешних, так и внутренних факторов. В рамках внешних факторов влияние оказывает санкционная политика в отношении России, усиление НАТО на границах с РБ. В рамках внутренней политики, торгово-экономическая политика и некоторые споры являются дестабилизирующим фактором для политики. В этой связи требуется выработка новой концепции взаимодействия, несмотря на наличие определенных негативных тенденций, речь идет о выработке механизмов взаимодействия, которые не будут подвержены влиянию факторов санкций или иных торговых причин которые не требуют отлагательств.
Страны находятся в постоянной подвижке отношений и выстраивании связей по взаимодействию для избежания определенных угроз. Среди существующих угроз стоит назвать следующие: региональные конфликты, терроризм и экстремизм, угроза ядерного оружия, стихийные бедствия, процессы миграции, угроза роста НАТО и размещения войск на границе с РБ. Интересы России и Белоруссии обуславливаются, прежде всего, вопросами безопасности и поддержанием политической стабильности на западном направлении. Наряду с этим к интересам России также относится борьба с радикальным экстремизмом и терроризмом, вопросы военно-технического взаимодействия, а также поддержание стабильности. Это актуально и значимо в силу нарастающей опасности наращивания боевых возможностей НАТО, повышения потенциала вооруженных сил Североатлантического альянса. Важное значение в перспективе сотрудничества имеет опыт полученный Россией в Сирии, что важно для тактики работы для региональной группировки войск. Также необходимо разрешить задачи связанные с организацией управления совместными войсками, применения пилотируемой и беспилотной авиации для отражения возможных угроз. Перспективы сотрудничества России и Белоруссии в области обеспечения национальной безопасности видятся в следующем: углубление сотрудничества по вопросам национальной безопасности на основе новых форм и механизмов, в частности, работы правительств стран, рабочих групп по отдельным вопросам; обновление нормативно-правовой основы сотрудничества по вопросам безопасности, в частности, обновление (внесение изменений) в Союзный договор, а также практика применения союзной военной доктрины на основе последних изменений; сотрудничество по вопросам уже существующих конфликтов и их последствий, например, вопросов восстановления Сирии; совершенствование систему управления региональной группировкой войск, в области системы эффективного управления и решения вопросов по деятельности совместной авиации для обороны в случае угроз.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета 1993.25 декабря.
Стратегия национальной безопасности российской федерации до 2030 года // СПС Консультант плюс 2019
Военная доктрина РФ // Российская газета 2014. 30 декабря
Таможенный кодекс ЕАЭС // СПС Консультант плюс 2019
Устав ОДКБ от 7 октября 2002 г. // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=124
Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь // [Электронный ресурс]: http://www.gorby.ru/userfiles/belorusia.pdf
Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126
Договор о военном сотрудничестве 19 декабря 1997 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/901796830
Договор о Создании Союзного Государства // [Электронный ресурс]: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.11.2011 г. о порядке осуществления контроля за наличием и целевым использованием продукции военного назначения // [Электронный ресурс]: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-84/44769
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 //[Электронный ресурс]: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/osnovnye-akty-programmnogo-kharaktera-imeyushchie-prioritetnoe-politicheskoe-sotsialnoe-i-ekonomiche/?p0=04
Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 412-З //[Электронный ресурс]: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/osnovnye-akty-programmnogo-kharaktera-imeyushchie-prioritetnoe-politicheskoe-sotsialnoe-i-ekonomiche/?p0=04 

Монографии

Барышников Д.Н. Конфликты и мировая политика – М.: АСТ., 2008. – 384 с.
Дипломатия и дипломат на пороге XXI века: Новые вызовы / Под ред. Ю. Б. Кашлева. М., 2014. – 276 с.
Joseph S. Nye. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. – 130 р.
Кебич В. Ф. Беловежский Гамбит / под ред. И. Н. Осинского. — Минск: Парадокс, 2008. – 478 с.
Никуличев Ю.В. Содружество независимых государств: очерк современной истории. – М.: Институт социальных наук, 2002. – 108 с.
Парамонов В.В. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность. – Бишкек: Общ. Фонд Александра Князева, 2008.
Распад СССР: документы и факты (1986-1992 гг.)В 2-х томах / Под общей редакцией С. М. Шахрая. Москва, 2016. Сер. История современной России Том 2 Архивные документы и материалы. – 824 с.
Simons A., Wei1er, L. The United States and the United Nations. The Search for International Peace and Security/ A.Simons, L.Wei1er. - N. Y., 1967. – 302 р.


Статьи

Барсенков А.С. «Новое мышление» во внешней политике СССР (1985-1991) // Вестник Московского Университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2012. № 1. С. 4-11.
Гонтарь С.М. Система коллективной безопасности РФ в формате ОДКБ и предпосылки ее создания // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 2 (24). С. 125-130.
Гусев А.А. Экологическая политика Европейского Союза в контексте концепции устойчивого развития // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2012. Т. 267. № 4. С. 87-89.
Данилович В.В. Общность исторической судьбы России и Беларуси // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 1 (41). С. 244-256.
Добрынин И.Н. Регулирование функционировании кредитно – финансовых институтов в условиях мирового финансового кризиса. // Государство и право 2009. № 5. С. 97-99.
Зиновьев В.П., Троицкий Е.Ф. Внешняя политика Белоруссии (1992-2017 гг.) малое государство на геостратегическом разломе // Русин. 2017. № 4 (50). С. 123-133.
Коновалов Н.М. Сотрудничество России и Белоруссии в сфере оборонной политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 100-104.
Коновалова К.А. Государства постсоветского пространства как объекты воздействия внешней «мягкой силы» пример Республика Беларусь // Мировая политика. 2018. № 2. С. 1-10.
Лапидус В.М. Россия и Беларуссия в контексте интеграционного развития // Научно-аналитический журнал Обозреватель Observer 2013. № 6. С. 34-46.
Лепехин А.А. Проблемы определения правового статуса Каспийского моря после распада СССР // Право и глобальный социум. 2015. № 1. С. 13-17.
Лунеев В. Организованная преступность и терроризм в условиях глобализации. // Международная конференция: Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М.:- Международные отношения. 2009. С. 21-25.
Мухамбетгалиева А.К., Набиева Г.Ж., Мусашева Д.К. Казахстан и Россия: перспективы экономического сотрудничества // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 10-3 (18). С. 81-86.
Пальцев А.И. Борьба за мировой порядок //Гуманитарные проблемы военного дела. 2015. № 4 (5). С. 8-11.
Пальцев А.И. Евразийские основы национальной безопасности России // Власть. 2015. № 4. С. 90-92.
Сорокин А.Ю. Военно-техническое сотрудничество между Россией и Белоруссией // В сборнике: Россия и Запад. Идеи, политика, культура. Конфликт - диалог - взаимовлияние сборник статей кафедры всеобщей истории и регионоведения, посвященный 450-летию города Орла и 25-летию кафедры. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». Орел, 2016. С. 199-204.
Ступкаов Н.В. Политические аспекты формирования новой стратегии развития Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь в обеспечении национальной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право 2015. № 2(3). С. 6-13.
Сутырин В.В. Роль Евразийского экономического союза в развитии российско-белорусских отношений // В сборнике: Беларусь между Востоком и Западом: современные тенденции материалы международных круглых столов. 2017. С. 30-33.
Толкачев В.И. Формирование белорусской государственности (ноябрь 1918-февраль 1919 гг.) //Труд и социальные отношения. 2010. № 6. С. 95-106.
Шурубович А. Таможенный союз СНГ и интересы России кандидат экономический наук, старший научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук // Проблемы интеграции 1997. № 2. С. 5-8.


Электронные ресурсы:

4 главных проблемы белорусско-российских отношений// [Электронный ресурс]: https://www.dw.com/ru (дата обращения 11.12.2018)
Беларусь // [Электронный ресурс]: http://evolutio.info/content/view/529/53/ (дата обращения 16.01.2019)
БССР — важнейший период национальной истории// [Электронный ресурс]: http://slobudka-school.pruzhany.by/?p=15006 (дата обращения 17.01.2019)
БССР во второй половине 1960-х первой половине 1980-х гг.: общественно-политическое положение информирование народного хозяйства// [Электронный ресурс]: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=502(дата обращения 16.01.2019)
В.В.Путин провел встречу с руководством партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]: http://premier.gov.ru/events/2180.html (дата обращения 15.01.2019)
Всесоюзная перепись населения 1989 г. [Электронный ресурс].: http://www.maima-altai.ru/perep/1989.php (дата обращения 21.01.2019)
Dr. Stephen Pullinger European Security in 2020: Threats, Challenges and responses // [Электронный ресурс]: http://www.isis-europe.eu/sites/default/files/programmes-downloads/2008_artrel_149_esr37europeansecurity2020-mar08.pdf(дата обращения 14.01.2019)
ЕврАзЭС // evrazes.spb.ru(дата обращения 12.01.2019)
Из Беларуси выводится ядерное оружие // [Электронный ресурс]: http://90s.by/years/1996/nuclear.html(дата обращения 13.01.2019)
Как изменилось население Беларуси за 120 лет // [Электронный ресурс]: https://news.tut.by/society/528454.html?crnd=2390 (дата обращения 14.01.2019)
Лукашенко: Вывод из Беларуси ядерного оружия был жесточайшей ошибкой [Электронный ресурс]: https://news.tut.by/politics/167004.html(дата обращения 11.01.2019)
Минский барометр // [Электронный ресурс]: http://minskdialogue.by/(дата обращения 15.01.2019)
НАТО объявило об усилении воздушного патрулирования стран Балтии // [Электронный ресурс]: https://vz.ru/news/2014/4/16/682390.html(дата обращения 16.01.2019)
Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза январь-декабрь 2017 [Электронный ресурс].: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/express/December2017.pdf (дата обращения 18.01.2019)
ОДКБ // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/ (дата обращения 19.01.2019)
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе // https://ria.ru/20181219/1548264183.html (дата обращения 19.01.2019)
Песков: Речи о присоединении Белоруссии нет // https://newtimes.ru/news/detail/175451(дата обращения 18.01.2019)
Председатель Правительства РФ В.В.Путин встретился с членами Международного медиа-совета в рамках проходящего в Давосе Всемирного экономического форума и ответил на их вопросы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://premier.gov.ru/visits/world/95/1933.html (дата обращения 14.01.2019)
Реакция Лукашенко на тему Союзного государства очень удивила Лаврова // http://xn--80akncbpi8a9b.ru-an.info (дата обращения 17.01.2019)
Российско-белорусские отношения ожидает перезагрузка [Электронный ресурс]: https://eadaily.com/ru/news/2018/10/01/rossiysko-belorusskie-otnosheniya-ozhidaet-perezagruzka(дата обращения 11.01.2019)
Сакович В.С. Сельское хозяйство Беларуси: исторический очерк развития // [Электронный ресурс]: // [Электронный ресурс]: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/8498/2/Sakovich_V_1999_3_ocr.pdf(дата обращения 10.01.2019)
Тяжелые переговоры жду Москву и Минск в 2019 г. // https://sputnik.by/columnists/20181230/1039394052/Tyazhelye-peregovory-zhdut-Moskvu-i-Minsk-v-2019-godu.html(дата обращения 22.01.2019)
Щит Союза 2019 // https://tass.ru/armiya-i-opk/5163163 (дата обращения 22.01.2019)


Дипломатия и дипломат на пороге XXI века: Новые вызовы / Под ред. Ю. Б. Кашлева. М., 2014.
Барышников Д.Н. Конфликты и мировая политика – М.: АСТ., 2008.
Joseph S. Nye. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.
Барсенков А.С. «Новое мышление» во внешней политике СССР (1985-1991) // Вестник Московского Университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2012. № 1. С. 4-11.
Кебич В. Ф. Беловежский Гамбит / В. Ф. Кебич; под ред. И. Н. Осинского. — Минск : Парадокс, 2008.
Никуличев Ю.В. Содружество независимых государств: очерк современной истории. – М.: Институт социальных наук, 2002
Распад СССР: документы и факты (1986-1992 гг.)В 2-х томах / Под общей редакцией С. М. Шахрая. Москва, 2016.
Гонтарь С.М. Система коллективной безопасности РФ в формате ОДКБ и предпосылки ее создания // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 2 (24). С. 125-130.
Данилович В.В. Общность исторической судьбы России и Беларуси // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 1 (41). С. 244-256.
Коновалова К.А. Государства постсоветского пространства как объекты воздействия внешней «мягкой силы» пример Республика Беларусь // Мировая политика. 2018. № 2. С. 1-10.
Шурубович А. Таможенный союз СНГ и интересы России кандидат экономический наук, старший научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук // Проблемы интеграции 1997. № 2. С. 5-8.
Лапидус В.М. Россия и Беларуссия в контексте интеграционного развития // Научно-аналитический журнал Обозреватель Observer 2013. № 6. С. 34-46.
Ступкаов Н.В. Политические аспекты формирования новой стратегии развития Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь в обеспечении национальной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право 2015. № 2(3). С. 6-13.
Сутырин В.В. Роль Евразийского экономического союза в развитии российско-белорусских отношений // В сборнике: Беларусь между Востоком и Западом: современные тенденции материалы международных круглых столов. 2017. С. 30-33.
Коновалов Н.М. Сотрудничество России и Белоруссии в сфере оборонной политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 100-104.
Сорокин А.Ю. Военно-техническое сотрудничество между Россией и Белоруссией // В сборнике: Россия и Запад. Идеи, политика, культура. Конфликт - диалог - взаимовлияние сборник статей кафедры всеобщей истории и регионоведения, посвященный 450-летию города Орла и 25-летию кафедры. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». Орел, 2016. С. 199-204.
См.: Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126; Договор о военном сотрудничестве 19 декабря 1997 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/901796830%; Договор о Создании Союзного Государства // [Электронный ресурс]: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.11.2011 г. о порядке осуществления контроля за наличием и целевым использованием продукции военного назначения // [Электронный ресурс]: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-84/44769

Данилович В.В. Общность исторической судьбы России и Беларуси // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 1 (41). С. 244.
Толкачев В.И. Формирование белорусской государственности (ноябрь 1918-февраль 1919 гг.) //Труд и социальные отношения. 2010. № 6. С. 104.
Всесоюзная перепись населения 1989 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maima-altai.ru/perep/1989.php (дата обращения 21.01.2019)
Пимошенко И. Особенности современного геополитического положения Республики Беларусь // [Электронный ресурс]: http://evolutio.info/content/view/529/53/(дата обращения 21.01.2019)
Конституция СССР 1978 г. // Ведомости ВС СССР 1977. № 41. ст. 617.
Конституция Белоруссии 1978 // [Электронный ресурс]: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1978-goda-s-izmeneniyami-i-dopolneniyami/(дата обращения 11.01.2019)
Как изменилось население Беларуси за 120 лет // [Электронный ресурс]: https://news.tut.by/society/528454.html?crnd=2390(дата обращения 14.01.2019)
БССР во второй половине 1960-х первой половине 1980-х гг.: общественно-политическое положение информирование народного хозяйства// [Электронный ресурс]: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=502 (дата обращения 16.01.2019)
БССР — важнейший период национальной истории// [Электронный ресурс]: http://slobudka-school.pruzhany.by/?p=15006 (дата обращения 17.01.2019)
Сакович В.С. Сельское хозяйство Беларуси: исторический очерк развития // [Электронный ресурс]: // [Электронный ресурс]: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/8498/2/Sakovich_V_1999_3_ocr.pdf(дата обращения 10.01.2019)
Барсенков А.С. «Новое мышление» во внешней политике СССР (1985-1991) // Вестник Московского Университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2012. № 1. С. 4.
Барсенков А.С. «Новое мышление» во внешней политике СССР (1985-1991) // Вестник Московского Университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2012. № 1. С. 5.
Абрамова М.А. Трансформация идеи единства народов советский и постсоветский периоды // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 28.
Цыганков А.П., Цыганков П.А. Социология международных отношений: анализ российских и западных теорий. – М.: Аспент Пресс, 2006. С. 43.
Меморандум от 6 июля 1992 года о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес // [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/901761091
См.: Никуличев Ю.В. Содружество независимых государств: очерк современной истории. – М.: Институт социальных наук, 2002. С. 5.
Глава 13-1 Конституции РСФСР 1978 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. ст. 408.
Лепехин А.А. Проблемы определения правового статуса Каспийского моря после распада СССР // Право и глобальный социум. 2015. № 1. С. 14.
Как делили оружие советской армии после распада СССР // [Электронный ресурс]: russian7.ru(дата обращения 21.01.2019)
Распад СССР: документы и факты (1986-1992 гг.)В 2-х томах / Под общей редакцией С. М. Шахрая. Москва, 2016. Сер. История современной России Том 2 Архивные документы и материалы. С. 34.
Кебич, В. Ф. Беловежский Гамбит / В. Ф. Кебич; под ред. И. Н. Осинского. — Минск : Парадокс, 2008. С. 112.
Из Беларуси выводится ядерное оружие // [Электронный ресурс]: http://90s.by/years/1996/nuclear.html (дата обращения 13.01.2019)
Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь // [Электронный ресурс]: http://www.gorby.ru/userfiles/belorusia.pdf(дата обращения 21.01.2019)
Лукашенко: Вывод из Беларуси ядерного оружия был жесточайшей ошибкой [Электронный ресурс]: https://news.tut.by/politics/167004.html(дата обращения 11.01.2019)
Егоров В.Г., Абрамов А.В., Федорченко С.Н. Сравнительная политология постсоветского пространства. Сер. Бакалавриат – М., 2015. С. 82.
Косов А.П. Союзное государство Беларуси и России 1999-2018 гг.: геополитический аспект // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 6. С. 537.
Парамонов В.В. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность. – Бишкек: Общ. Фонд Александра Князева, 2008. С. 29.
Договор о сотрудничестве в охране внешних границ государств – членов Евразийского экономического сообщества (2003 г.) // Центр Евразийской интеграции при МПА ЕврАзЭС // evrazes.spb.ru(дата обращения 11.01.2019)

Шурубович А. Таможенный союз СНГ и интересы России кандидат экономический наук, старший научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук // Проблемы интеграции 1997. № 2. С. 5.
Мухамбетгалиева А.К., Набиева Г.Ж., Мусашева Д.К. Казахстан и Россия: перспективы экономического сотрудничества // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 10-3 (18). С. 81.
Таможенный кодекс ЕАЭС // СПС Консультант плюс 2019
См.: Сорокина И. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы ее осуществления // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – №. 2. – С.3-6.; Гатаулин Э. Интеграция // Вестник Орел ГИЭТ. – 2008. – №. 4. – С. 6.
В.В.Путин провел встречу с руководством партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/2180.html (дата обращения 15.01.2019)
Председатель Правительства РФ В.В.Путин встретился с членами Международного медиа-совета в рамках проходящего в Давосе Всемирного экономического форума и ответил на их вопросы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://premier.gov.ru/visits/world/95/1933.html (дата обращения 14.01.2019)
Сутырин В.В. Роль Евразийского экономического союза в развитии российско-белорусских отношений // В сборнике: Беларусь между Востоком и Западом: современные тенденции материалы международных круглых столов. 2017. С. 31.
Приложение 1.
Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126(дата обращения 21.01.2019)
Сорокин А.Ю. Военно-техническое сотрудничество между Россией и Белоруссией // В сборнике: Россия и Запад. Идеи, политика, культура. Конфликт - диалог - взаимовлияние сборник статей кафедры всеобщей истории и регионоведения, посвященный 450-летию города Орла и 25-летию кафедры. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». Орел, 2016. С. 200.
Коновалов Н.М. Сотрудничество России и Белоруссии в сфере оборонной политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 101.
Договор о военном сотрудничестве 19 декабря 1997 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/901796830(дата обращения 21.01.2019)
Лапидус В.М. Россия и Беларуссия в контексте интеграционного развития // Научно-аналитический журнал Обозреватель Observer 2013. № 6. С. 34-46.
Договор о Создании Союзного Государства // [Электронный ресурс]: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/(дата обращения 21.01.2019)
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.11.2011 г. о порядке осуществления контроля за наличием и целевым использованием продукции военного назначения // [Электронный ресурс]: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-84/44769(дата обращения 21.01.2019)
Межгосударственные отношения России и Белоруссии // [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20190426/1553003683.html
Что ждет отношения Беларуси и России в 2019 году: взгляд из Минска// [Электронный ресурс]: http://eurasia.expert/chto-zhdet-otnosheniya-belarusi-i-rossii-v-2019-godu/

Пальцев А.И. Борьба за мировой порядок //Гуманитарные проблемы военного дела. 2015. № 4 (5). С. 9.
См.: Joseph S. Nye. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.
Коновалова К.А. Государства постсоветского пространства как объекты воздействия внешней «мягкой силы» пример Республика Беларусь // Мировая политика. 2018. № 2. С. 5.
Стратегия национальной безопасности российской федерации до 2020 года // СЗ РФ 2009. № 20. ст. 2444.
Гонтарь С.М. Система коллективной безопасности РФ в формате ОДКБ и предпосылки ее создания // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 2 (24). С. 125.
ОДКБ // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/(дата обращения 19.01.2019)
Устав ОДКБ от 7 октября 2002 г. // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=124(дата обращения 21.01.2019)
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
Стратегия национальной безопасности российской федерации до 2020 года // СЗ РФ 2009. - № 20, ст. 2444
Минский барометр // [Электронный ресурс]: http://minskdialogue.by/(дата обращения 15.01.2019)
4 главных проблемы белорусско-российских отношений// [Электронный ресурс]: https://www.dw.com/ru/4-a-44238024(дата обращения 11.01.2019)

Российско-белорусские отношения ожидает перезагрузка [Электронный ресурс]: https://eadaily.com/ru/news/2018/10/01/rossiysko-belorusskie-otnosheniya-ozhidaet-perezagruzka(дата обращения 11.01.2019)
Simons A., Wei1er, L. The United States and the United Nations. The Search for International Peace and Security/ A.Simons, L.Wei1er. - N. Y., 1967. P. 125
Стратегия национальной безопасности российской федерации до 2020 года // СЗ РФ 2009. - № 20, ст. 2444
См.: Барышников Д.Н. Конфликты и мировая политика – М.: АСТ., 2008. С. 31.
Лунеев В. Организованная преступность и терроризм в условиях глобализации. // Международная конференция: Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М.:- Международные отношения. 2009. С. 21.
Dr. Stephen Pullinger European Security in 2020: Threats, Challenges and responses // [Электронный ресурс]: http://www.isis-europe.eu/sites/default/files/programmes-downloads/2008_artrel_149_esr37europeansecurity2020-mar08.pdf
Добрынин И.Н. Регулирование функционировании кредитно – финансовых институтов в условиях мирового финансового кризиса. // Государство и право 2009. № 5. С. 98.
Гусев А.А. Экологическая политика Европейского Союза в контексте концепции устойчивого развития // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2012. Т. 267. № 4. С. 89.
НАТО объявило об усилении воздушного патрулирования стран Балтии // [Электронный ресурс]: https://vz.ru/news/2014/4/16/682390.html(дата обращения 16.01.2019)

Стратегия обеспечения национальной безопасности РФ до 2020 г. // СПС Консультант плюс 2018.
Ступкаов Н.В. Политические аспекты формирования новой стратегии развития Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь в обеспечении национальной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право 2015. № 2(3). С. 7.

Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» // http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/osnovnye-akty-programmnogo-kharaktera-imeyushchie-prioritetnoe-politicheskoe-sotsialnoe-i-ekonomiche/?p0=04; Закон Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 412-ЗОб утверждении Военной доктрины Республики Беларусь// http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/osnovnye-akty-programmnogo-kharaktera-imeyushchie-prioritetnoe-politicheskoe-sotsialnoe-i-ekonomiche/?p0=04 (дата обращения 21.01.2019)
Закон Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 412-ЗОб утверждении Военной доктрины Республики Беларусь// http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/osnovnye-akty-programmnogo-kharaktera-imeyushchie-prioritetnoe-politicheskoe-sotsialnoe-i-ekonomiche/?p0=04 (дата обращения 21.01.2019)
Военная доктрина РФ // Российская газета 2014. 30 декабря
Путин одобрил военную доктрину Союзного государства // [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20181219/1548264183.html
Щит Союза 2019 // https://tass.ru/armiya-i-opk/5163163
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
Шанхайская организация сотрудничества
Дипломатия и дипломат на пороге XXI века: Новые вызовы / Под ред. Ю. Б. Кашлева. М., 2014. С. 14.
Тяжелые переговоры жду Москву и Минск в 2019 г. // https://sputnik.by/columnists/20181230/1039394052/Tyazhelye-peregovory-zhdut-Moskvu-i-Minsk-v-2019-godu.html(дата обращения 22.01.2019)
Песков: Речи о присоединении Белоруссии нет // https://newtimes.ru/news/detail/175451(дата обращения 18.01.2019)
Реакция Лукашенко на тему Союзного государства очень удивила Лаврова // http://xn--80akncbpi8a9b.ru-an.info(дата обращения 17.01.2019)
Там же.
Там же.
Richard Butler AC,Reform of the United Nations Security Council, 1 Penn. St. J.L. & Int'l Aff. 23 (2012).
Демин И.В. Сущность и содержание понятий «безопасность», «общественная безопасность» и «национальная безопасность» // Вестник Екатерининского института 2009. - № 1. С. 29









4

Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета 1993.25 декабря.
2.Стратегия национальной безопасности российской федерации до 2030 года // СПС Консультант плюс 2019
3.Военная доктрина РФ // Российская газета 2014. 30 декабря
4.Таможенный кодекс ЕАЭС // СПС Консультант плюс 2019
5.Устав ОДКБ от 7 октября 2002 г. // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=124
6.Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь // [Электронный ресурс]: http://www.gorby.ru/userfiles/belorusia.pdf
7.Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126
8.Договор о военном сотрудничестве 19 декабря 1997 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/901796830
9.Договор о Создании Союзного Государства // [Электронный ресурс]: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/
10.Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.11.2011 г. о порядке осуществления контроля за наличием и целевым использованием продукции военного назначения // [Электронный ресурс]: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-84/44769
11. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 //[Электронный ресурс]: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/osnovnye-akty-programmnogo-kharaktera-imeyushchie-prioritetnoe-politicheskoe-sotsialnoe-i-ekonomiche/?p0=04
12. Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 412-З //[Электронный ресурс]: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/osnovnye-akty-programmnogo-kharaktera-imeyushchie-prioritetnoe-politicheskoe-sotsialnoe-i-ekonomiche/?p0=04

Монографии

13.Барышников Д.Н. Конфликты и мировая политика – М.: АСТ., 2008. – 384 с.
14.Дипломатия и дипломат на пороге XXI века: Новые вызовы / Под ред. Ю. Б. Кашлева. М., 2014. – 276 с.
15.Joseph S. Nye. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. – 130 р.
16.Кебич В. Ф. Беловежский Гамбит / под ред. И. Н. Осинского. — Минск: Парадокс, 2008. – 478 с.
17.Никуличев Ю.В. Содружество независимых государств: очерк современной истории. – М.: Институт социальных наук, 2002. – 108 с.
18.Парамонов В.В. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность. – Бишкек: Общ. Фонд Александра Князева, 2008.
19.Распад СССР: документы и факты (1986-1992 гг.)В 2-х томах / Под общей редакцией С. М. Шахрая. Москва, 2016. Сер. История современной России Том 2 Архивные документы и материалы. – 824 с.
20.Simons A., Wei1er, L. The United States and the United Nations. The Search for International Peace and Security/ A.Simons, L.Wei1er. - N. Y., 1967. – 302 р.


Статьи

21.Барсенков А.С. «Новое мышление» во внешней политике СССР (1985-1991) // Вестник Московского Университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2012. № 1. С. 4-11.
22.Гонтарь С.М. Система коллективной безопасности РФ в формате ОДКБ и предпосылки ее создания // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 2 (24). С. 125-130.
23.Гусев А.А. Экологическая политика Европейского Союза в контексте концепции устойчивого развития // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2012. Т. 267. № 4. С. 87-89.
24.Данилович В.В. Общность исторической судьбы России и Беларуси // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 1 (41). С. 244-256.
25.Добрынин И.Н. Регулирование функционировании кредитно – финансовых институтов в условиях мирового финансового кризиса. // Государство и право 2009. № 5. С. 97-99.
26.Зиновьев В.П., Троицкий Е.Ф. Внешняя политика Белоруссии (1992-2017 гг.) малое государство на геостратегическом разломе // Русин. 2017. № 4 (50). С. 123-133.
27.Коновалов Н.М. Сотрудничество России и Белоруссии в сфере оборонной политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 100-104.
28.Коновалова К.А. Государства постсоветского пространства как объекты воздействия внешней «мягкой силы» пример Республика Беларусь // Мировая политика. 2018. № 2. С. 1-10.
29.Лапидус В.М. Россия и Беларуссия в контексте интеграционного развития // Научно-аналитический журнал Обозреватель Observer 2013. № 6. С. 34-46.
30.Лепехин А.А. Проблемы определения правового статуса Каспийского моря после распада СССР // Право и глобальный социум. 2015. № 1. С. 13-17.
31.Лунеев В. Организованная преступность и терроризм в условиях глобализации. // Международная конференция: Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М.:- Международные отношения. 2009. С. 21-25.
32.Мухамбетгалиева А.К., Набиева Г.Ж., Мусашева Д.К. Казахстан и Россия: перспективы экономического сотрудничества // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 10-3 (18). С. 81-86.
33.Пальцев А.И. Борьба за мировой порядок //Гуманитарные проблемы военного дела. 2015. № 4 (5). С. 8-11.
34.Пальцев А.И. Евразийские основы национальной безопасности России // Власть. 2015. № 4. С. 90-92.
35.Сорокин А.Ю. Военно-техническое сотрудничество между Россией и Белоруссией // В сборнике: Россия и Запад. Идеи, политика, культура. Конфликт - диалог - взаимовлияние сборник статей кафедры всеобщей истории и регионоведения, посвященный 450-летию города Орла и 25-летию кафедры. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». Орел, 2016. С. 199-204.
36.Ступкаов Н.В. Политические аспекты формирования новой стратегии развития Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь в обеспечении национальной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право 2015. № 2(3). С. 6-13.
37.Сутырин В.В. Роль Евразийского экономического союза в развитии российско-белорусских отношений // В сборнике: Беларусь между Востоком и Западом: современные тенденции материалы международных круглых столов. 2017. С. 30-33.
38.Толкачев В.И. Формирование белорусской государственности (ноябрь 1918-февраль 1919 гг.) //Труд и социальные отношения. 2010. № 6. С. 95-106.
39.Шурубович А. Таможенный союз СНГ и интересы России кандидат экономический наук, старший научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук // Проблемы интеграции 1997. № 2. С. 5-8.


Электронные ресурсы:

40.4 главных проблемы белорусско-российских отношений// [Электронный ресурс]: https://www.dw.com/ru (дата обращения 11.12.2018)
41.Беларусь // [Электронный ресурс]: http://evolutio.info/content/view/529/53/ (дата обращения 16.01.2019)
42.БССР — важнейший период национальной истории// [Электронный ресурс]: http://slobudka-school.pruzhany.by/?p=15006 (дата обращения 17.01.2019)
43.БССР во второй половине 1960-х первой половине 1980-х гг.: общественно-политическое положение информирование народного хозяйства// [Электронный ресурс]: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=502(дата обращения 16.01.2019)
44.В.В.Путин провел встречу с руководством партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]: http://premier.gov.ru/events/2180.html (дата обращения 15.01.2019)
45.Всесоюзная перепись населения 1989 г. [Электронный ресурс].: http://www.maima-altai.ru/perep/1989.php (дата обращения 21.01.2019)
46.Dr. Stephen Pullinger European Security in 2020: Threats, Challenges and responses // [Электронный ресурс]: http://www.isis-europe.eu/sites/default/files/programmes-downloads/2008_artrel_149_esr37europeansecurity2020-mar08.pdf(дата обращения 14.01.2019)
47.ЕврАзЭС // evrazes.spb.ru(дата обращения 12.01.2019)
48.Из Беларуси выводится ядерное оружие // [Электронный ресурс]: http://90s.by/years/1996/nuclear.html(дата обращения 13.01.2019)
49.Как изменилось население Беларуси за 120 лет // [Электронный ресурс]: https://news.tut.by/society/528454.html?crnd=2390 (дата обращения 14.01.2019)
50.Лукашенко: Вывод из Беларуси ядерного оружия был жесточайшей ошибкой [Электронный ресурс]: https://news.tut.by/politics/167004.html(дата обращения 11.01.2019)
51.Минский барометр // [Электронный ресурс]: http://minskdialogue.by/(дата обращения 15.01.2019)
52.НАТО объявило об усилении воздушного патрулирования стран Балтии // [Электронный ресурс]: https://vz.ru/news/2014/4/16/682390.html(дата обращения 16.01.2019)
53.Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза январь-декабрь 2017 [Электронный ресурс].: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/express/December2017.pdf (дата обращения 18.01.2019)
54.ОДКБ // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/ (дата обращения 19.01.2019)
55.Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе // https://ria.ru/20181219/1548264183.html (дата обращения 19.01.2019)
56.Песков: Речи о присоединении Белоруссии нет // https://newtimes.ru/news/detail/175451(дата обращения 18.01.2019)
57.Председатель Правительства РФ В.В.Путин встретился с членами Международного медиа-совета в рамках проходящего в Давосе Всемирного экономического форума и ответил на их вопросы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://premier.gov.ru/visits/world/95/1933.html (дата обращения 14.01.2019)
58.Реакция Лукашенко на тему Союзного государства очень удивила Лаврова // http://xn--80akncbpi8a9b.ru-an.info (дата обращения 17.01.2019)
59.Российско-белорусские отношения ожидает перезагрузка [Электронный ресурс]: https://eadaily.com/ru/news/2018/10/01/rossiysko-belorusskie-otnosheniya-ozhidaet-perezagruzka(дата обращения 11.01.2019)
60.Сакович В.С. Сельское хозяйство Беларуси: исторический очерк развития // [Электронный ресурс]: // [Электронный ресурс]: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/8498/2/Sakovich_V_1999_3_ocr.pdf(дата обращения 10.01.2019)
61.Тяжелые переговоры жду Москву и Минск в 2019 г. // https://sputnik.by/columnists/20181230/1039394052/Tyazhelye-peregovory-zhdut-Moskvu-i-Minsk-v-2019-godu.html(дата обращения 22.01.2019)
62.Щит Союза 2019 // https://tass.ru/armiya-i-opk/5163163 (дата обращения 22.01.2019)