Особенности реализации социальной профилактики сиротства детей и подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 29 29 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 06.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы профилактики сиротства 6
1.1. Понятие, проблемы и причины сиротства детей и подростков 6
1.2. Основные приоритеты государственной социальной политики в отношении семьи и детей в Российской Федерации по профилактике сиротства 13
2. Особенности и проблемы реализации социальной профилактики сиротства детей и подростков 18
2.1. Методы и технологии профилактики сиротства детей и подростков 18
2.2. Проблемы профилактики сиротства детей и подростков 26
Заключение 29
Библиографический список 32

Фрагмент для ознакомления

Специалисты социальной работы и социально–психологической службы предлагают различную поддержку молодым матерям. За время осуществления программы помощь была оказана 150 семьям в трудной жизненной ситуации [23, с 89]. Различные технологии работы с семьей, применяемые некоммерческими и общественными организациями, выступают истоком социальных новаций. Инновационные идеи сначала проходят апробацию в некоммерческих организациях, после того, как они доказывают свою эффективность, предлагаются к внедрению в системе государственных органов. Сфера социальных услуг пока не располагает достаточной ресурсной базой для реализации предлагаемых инноваций. В Центральном округе практика воплощения современных методов доказывает эффективность взаимодействия различных структур с некоммерческими организациями, но в региональном рассмотрении применяемые технологии нельзя назвать достаточными и в полной мере учитывающими потребности различных категорий населения. Преимуществом введения новаторских метод предупреждения возникновения ситуаций социального сиротства выступает, в первую очередь, высокая квалификация сотрудников учреждений социальной защиты, системы образования, так как данное направление предъявляет высокие требования к творческому потенциалу, аналитическим способностям, возможностям для овладения современными методами, новаторской деятельности для внесения изменений в действующую систему. Таким образом, проблема социального сиротства в России, получающая ежегодно все большую актуальность в условиях непростого существования российских семьей в большинстве регионов страны, требует применения и широкого распространения инновационных методов работы с семьей. Профилактика – это важное направление деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Создание и развитие системы профилактики социального сиротства, как государственными структурами, так и некоммерческими организациями, является самым перспективным направлением деятельности с точки зрения реального эффекта вложения денежных средств и сил. Это «вклад долгосрочный» – в развитие человеческого потенциала2.2. Проблемы профилактики сиротства детей и подростковВ настоящее время в России традиционные технологии, формы и методы профилактики сиротства детей и подростковзачастую не приносят желаемого эффекта. Состояние подобной деятельности характеризуется наличием целого ряда проблемных и даже кризисных моментов. Среди них:несовершенное законодательство о профилактике социального сиротства; несовершенство процесса управления работой по профилактике социального сиротства;департаментская разобщенность социальных служб и учреждений;отсутствие материальных, информационных, кадровых ресурсов;отсутствие или несовершенство программ социальной, социально-педагогической, медико-социальной, социальной и правовой помощи, на которых должна основываться система помощи;трудности с выявлением нуждающихся, с установлением первичных контактов;частые задержки и необеспеченная помощь, недоверие к специалистам в разных областях социальной сферы;недостаточное использование профилактических и реабилитационных возможностей социальных служб, отсутствие надлежащей ранней профилактики;качественная однородность и низкий уровень предоставляемых социальных услуг;чрезмерная рабочая нагрузка специалистов (в частности, социальных работников, учителей), отсутствие в штатном расписании большинства социальных, медицинских и социальных, образовательных и других учреждений и служб должности специалиста по профилактике социального сиротства;значительное превышение числа людей, нуждающихся в социальных услугах, за счет возможностей существующих учреждений социальных услуг;недостаточное использование потенциала НПО и добровольцев.По нашему мнению, для решения указанных проблем и повышения эффективности профилактики сиротства детей и подростков необходимо:1. Выработать инновационные подходы к ее осуществлению;2. Предупреждать негативные явления на раннем этапе;3. Направлять работу не только на сложившуюся ситуацию, но и на оздоровление социальной микросреды социума в целом;4. Сформировать государственно-общественную систему помощи, содействующей развитию семьи с детьми, реализации ее потенциала;5. Включить в работу все социальные институты на федеральном, региональном, местном уровнях.По нашему мнению, профилактика сиротства в нашем государстве должна основываться на следующем: а) концептуальное обоснование системы помощи на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне отдельногочеловека (с учетом дифференцированного подхода к проблемам этой категории нуждающихся людей); определение стратегических целей и задач работы, определение эффективных в настоящем и перспективных направлениях и методах; б) исследования, нормативные, программные, финансовые, кадровые, управленческие, информационные услуги; разработка стандартов работы и критериев ее эффективности; в) совершенствование управления работой по профилактике сиротства, расширение межведомственного сотрудничества, ограничение обязательств и функций государственных и негосударственных учреждений социальной помощи; г) децентрализация работы по профилактике сиротства, т. е. передача основной части деятельности на муниципальный уровень в соответствии с местом жительства респондентов;д) приоритет превентивной практики, создание государственно-государственной системы профилактики неблагополучных семей и их разрушительных последствий; преобладание защитных мер против наказания и принуждения; е) профессионализация образовательной, профилактической и защитно-защитной деятельности; обучение, переподготовка, повышение квалификации специального персонала, социальных работников, учителей, психологов, медицинских работников; ж) содействие развитию сети социальных, медико-социальных, социально-правовых, психологических и педагогических услуг, призванных помочь нуждающимся путем улучшения работы и расширения функций существующих, а также путем создания специализированных справочных служб;з) качественное разнообразие видов предоставляемых социальных услуг; и) использование исторического внутреннего опыта такой работы; обмен современными методами и формами помощи между регионами страны; к) адаптация иностранных форм работы с учетом политических, социально-экономических, социокультурных, национальных, конфессиональных и других особенностей России в целом и регионов в частности; л) поддержка инициатив добровольцев; утверждение форм межсекторального взаимодействия и создание банка данных о наилучшей практике такого сотрудничества; м) создание единого информационного поля, охватывающего деятельность государственных и общественных органов в продвижении передовых форм и методов работы; и т.п.По нашему мнению, реализация выделенных направлений повысит результатыпрофилактики сиротства детей и подростков в нашем государстве. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Дети-сироты – это дети, которые временно или постоянно лишены семейного окружения, либо которые в их же собственных интересах не могут оставаться в таком окружении, имеют право на получение особой государственной защиты и помощи.Профилактика — это запланированная последовательность или комплекс действий, которые направлены на достижение обозначенного результата. Профилактика сиротства включает в себя систему мероприятий, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности. К мерам, направленным на предупреждение социального сиротства, проводимым в масштабах, касающихся существенных частей всего общества, относится вся социальная политика государства. Профилактика социального сиротства в России – это, прежде всего, создание различных фондов, которые в свою очередь будут разрабатывать, и внедрять региональные и муниципальные модели профилактики социального сиротства; разрабатывать и внедрять профилактические услуги для семьи и детей; реализовать образовательные программы; оказывать экспертные и консультационные услуги; осуществлять проекты, направленные на остановку роста социального сиротства в России. В последние годы в деятельности государства по отношению к семье сформировались определенные позитивные тенденции. Общество осознало необходимость глобальных решений по укреплению семьи, осуществления радикальных мер семейной политики. Возросло внимание регионов к проблемам семьи, что нашло отражение в становлении территориальных органов власти, непосредственно занимающихся ее проблемами, осуществлении целевых программ поддержки семьи, проведении анализа ее положения, развитии социального обслуживания.Проблема социального сиротства в России, получающая ежегодно все большую актуальность в условиях непростого существования российских семьей в большинстве регионов страны, требует применения и широкого распространения инновационных методов работы с семьей. Профилактика – это важное направление деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Создание и развитие системы профилактики социального сиротства, как государственными структурами, так и некоммерческими организациями, является самым перспективным направлением деятельности с точки зрения реального эффекта вложения денежных средств и сил. Это «вклад долгосрочный» – в развитие человеческого потенциалаВ настоящее время в России традиционные технологии, формы и методы профилактики сиротства детей и подростковзачастую не приносят желаемого эффекта. Состояние подобной деятельности характеризуется наличием целого ряда проблемных и даже кризисных моментов. Среди них:несовершенное законодательство о профилактике социального сиротства; несовершенство процесса управления работой по профилактике социального сиротства;департаментская разобщенность социальных служб и учреждений;отсутствие материальных, информационных, кадровых ресурсов;отсутствие или несовершенство программ социальной, социально-педагогической, медико-социальной, социальной и правовой помощи, на которых должна основываться система помощи;трудности с выявлением нуждающихся, с установлением первичных контактов;частые задержки и необеспеченная помощь, недоверие к специалистам в разных областях социальной сферы;недостаточное использование профилактических и реабилитационных возможностей социальных служб, отсутствие надлежащей ранней профилактики;качественная однородность и низкий уровень предоставляемых социальных услуг;чрезмерная рабочая нагрузка специалистов (в частности, социальных работников, учителей), отсутствие в штатном расписании большинства социальных, медицинских и социальных, образовательных и других учреждений и служб должности специалиста по профилактике социального сиротства;значительное превышение числа людей, нуждающихся в социальных услугах, за счет возможностей существующих учреждений социальных услуг;недостаточное использование потенциала НПО и добровольцев.По нашему мнению, для решения указанных проблем и повышения эффективности профилактики сиротства детей и подростков необходимо:1. Выработать инновационные подходы к ее осуществлению;2. Предупреждать негативные явления на раннем этапе;3. Направлять работу не только на сложившуюся ситуацию, но и на оздоровление социальной микросреды социума в целом;4. Сформировать государственно-общественную систему помощи, содействующей развитию семьи с детьми, реализации ее потенциала;5. Включить в работу все социальные институты на федеральном, региональном, местном уровняхБиблиографический списокЗаконодательные документыКонвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 - 388.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).// Российская газета. № 237. 25 декабря 1993 г.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019)//Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16,Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»//Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929,Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.Основные источникиБазарова, Е.Б. Раннее выявление семейного неблагополучия как технология профилактики социального сиротства // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – №5. – С.116–119.Бармина, Т.В., Толкачева Е.В. // Деинституционализация социального сиротства: социальные и психологические аспекты Власть и управление на Востоке России. – 2016. –№3.– С 18–26.Белолипецкая Г.С. Реализация государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: тенденции и перспективы// Социум и власть - №2 – 2017Борисова Н.А. Шестерина В.В. Система социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации// Символ науки - №3 – 2017Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. 400 сДеева Е.В. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.В. Деева // Вестник Тамбовского университета. Том 20. Вып.11 (151). – 2015. – С. 67-72.Дмитриева, А.С. Правое регулирование социальной поддержки детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Юридические науки: проблемы и перспективы. – Казань: Бук,2015. – С. 81–84Егорова, М.С. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. № 5. – С. 302–304Жарова, О.Н. Социально–правовая защита детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 745–447.Иванова О.М., Билалова Л.М., Латыпова Р.Р., Черникова Т.А., Федулина И.Р. Проблема социализации детей-сирот в учреждениях, оказывающих социальные услуги // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: ООО «А ТЕМП», 2008. С. 719.Павленок, П. Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 272 c.Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы / Е.М. Рыбинский. – М. : Академия, 2004. – 224 с.Семенова, Г.В. Профилактика социального сиротства как аспект духовно– нравственного воспитания // Грани познания / Волгоград.гос.соц–пед.ун–т. – 2014. – №2(29). – С.55–58.Семья, Г.В. Психологические аспекты политики деинституционализации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России: востребованность научных идей В.С.Мухиной // Развитие личности. – 2015. –№ 3. – С. 138–157.Соловьева Т. В. Система социальной защиты детства в Российской Федерации: учебно-методическое пособие / Т. В. Соловьева. — Электрон, текстовые дан. — Саранск: Издатель Афанасьев В. С., 2016.Социальная работа: словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 231.Социальное сопровождение семей с детьми [Текст] / М. В. Гордеева [и др.] // Информационно-методический сборник. - Москва : ИДПО ДТСЗН, 2015. - 242 с.Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография [под ред. И.В. Андулян] . - Уфа: Аэтерна, 2017.-220 с.Электронные ресурсыОфициальный сайт Федеральной службы государственной статистики// www.gks.ru

Библиографический список

Законодательные документы
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
2. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 - 388.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).// Российская газета. № 237. 25 декабря 1993 г.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019)// Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16,
5. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»// Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929,
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.

Основные источники
8. Базарова, Е.Б. Раннее выявление семейного неблагополучия как технология профилактики социального сиротства // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – №5. – С.116–119.
9. Бармина, Т.В., Толкачева Е.В. // Деинституционализация социального сиротства: социальные и психологические аспекты Власть и управление на Востоке России. – 2016. –№3.– С 18–26.
10. Белолипецкая Г.С. Реализация государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: тенденции и перспективы// Социум и власть - №2 – 2017
11. Борисова Н.А. Шестерина В.В. Система социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации// Символ науки - №3 – 2017
12. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. 400 с
13. Деева Е.В. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.В. Деева // Вестник Тамбовского университета. Том 20. Вып.11 (151). – 2015. – С. 67-72.
14. Дмитриева, А.С. Правое регулирование социальной поддержки детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Юридические науки: проблемы и перспективы. – Казань: Бук,2015. – С. 81–84
15. Егорова, М.С. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. № 5. – С. 302–304
16. Жарова, О.Н. Социально–правовая защита детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 745–447.
17. Иванова О.М., Билалова Л.М., Латыпова Р.Р., Черникова Т.А., Федулина И.Р. Проблема социализации детей-сирот в учреждениях, оказывающих социальные услуги // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: ООО «А ТЕМП», 2008. С. 719.
19. Павленок, П. Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 272 c.
20. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы / Е.М. Рыбинский. – М. : Академия, 2004. – 224 с.
21. Семенова, Г.В. Профилактика социального сиротства как аспект духовно– нравственного воспитания // Грани познания / Волгоград.гос.соц–пед.ун–т. – 2014. – №2(29). – С.55–58.
22. Семья, Г.В. Психологические аспекты политики деинституционализации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России: востребованность научных идей В.С.Мухиной // Развитие личности. – 2015. –№ 3. – С. 138–157.
23. Соловьева Т. В. Система социальной защиты детства в Российской Федерации: учебно-методическое пособие / Т. В. Соловьева. — Электрон, текстовые дан. — Саранск: Издатель Афанасьев В. С., 2016.
24. Социальная работа: словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 231.
25. Социальное сопровождение семей с детьми [Текст] / М. В. Гордеева [и др.] // Информационно-методический сборник. - Москва : ИДПО ДТСЗН, 2015. - 242 с.
26. Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография [под ред. И.В. Андулян] . - Уфа: Аэтерна, 2017.-220 с.

Электронные ресурсы
27. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики// www.gks.ru

Вопрос-ответ:

Какие основные методы и технологии используются в профилактике сиротства детей и подростков?

В профилактике сиротства детей и подростков применяются различные методы и технологии. Одним из основных методов является социально-психологическое сопровождение семьи, которое предполагает работу с родителями и детьми с целью укрепления семейных отношений и предотвращения возникновения сиротства. Также применяются методы раннего выявления семей с высоким риском возникновения сиротства, такие как социальная диагностика семьи, анкетирование и интервьюирование родителей и детей. Кроме того, в профилактике сиротства используются различные формы семейного воспитания, такие как приемная семья, опекунство и устройство в интернаты.

Какие есть основные причины сиротства детей и подростков?

Основными причинами сиротства детей и подростков являются разрушение семьи, смерть родителей, травматические события (например, военные действия, природные катастрофы), а также социальные факторы, такие как алкоголизм и наркомания родителей, бедность и социальная незащищенность семьи. Кроме того, причинами сиротства могут быть недостаток доступных услуг и программ для поддержки семей, отсутствие квалифицированных специалистов, а также низкая информированность родителей о возможностях их помощи в решении проблемы.

Какие приоритеты у государственной социальной политики в отношении семьи и детей в Российской Федерации по профилактике сиротства?

Государственная социальная политика в отношении семьи и детей в Российской Федерации по профилактике сиротства имеет несколько приоритетов. В первую очередь, это сохранение семьи и укрепление семейных отношений. Вторым приоритетом является предоставление качественных услуг и поддержки семьям с детьми для предотвращения риска возникновения сиротства. Третий приоритет - развитие системы приемного и опекунского воспитания для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, государство придает большое значение привлечению общественности к проблеме сиротства и развитию волонтерского движения в этой сфере.

Какие теоретические основы лежат в основе профилактики сиротства?

Теоретическими основами профилактики сиротства являются понимание причин и проблем сиротства, анализ социально-экономической ситуации семей, разработка приоритетных направлений государственной политики и разработка методов и технологий профилактики.

Каковы основные приоритеты государственной социальной политики в отношении семьи и детей в Российской Федерации по профилактике сиротства?

Основными приоритетами государственной социальной политики в отношении семьи и детей в Российской Федерации по профилактике сиротства являются: создание условий для полноценного развития и самореализации детей и подростков, поддержка семей с детьми, интеграция социально уязвимых семей в общество, предотвращение детских беспризорности и сиротства.

Какие методы и технологии используются для профилактики сиротства детей и подростков?

Для профилактики сиротства детей и подростков применяются различные методы и технологии, такие как социальное сопровождение семей, адаптивная помощь семье, центры предоставления социальных услуг, психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, организация социально-воспитательной среды в школах и общественных организациях, профилактические программы и мероприятия.

Каковы особенности реализации социальной профилактики сиротства детей и подростков?

Особенности реализации социальной профилактики сиротства детей и подростков связаны с необходимостью комплексного подхода к проблеме, включающего работу семьей, школой, социальными службами и другими организациями, а также учет индивидуальных особенностей каждого ребенка или подростка. Важным аспектом является также предоставление доступных и качественных социальных услуг и поддержка семей, а также обеспечение сотрудничества и координации действий всех участников профилактической работы.

Какие основные причины сиротства детей и подростков?

В основе причин сиротства лежат различные факторы, такие как смерть родителей, отказ от родительских прав, болезнь, алкоголизм или наркомания родителей, насилие в семье, социально-экономические проблемы, в том числе безработица и низкий уровень доходов. Недостаточная социально-экономическая поддержка семьи также является значительной причиной сиротства.