Налоговая система как инструмент государственного регулирования экономики
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 07.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………………………………………………………..….6
1.1 Понятие и экономическая сущность налоговой системы…………...6
1.2 Становление и развитие налоговой системы РФ…………………….8
1.3 Функции налоговой системы………………………………………...11
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ КАК ИНСТУМЕНТА ГОСУДАРСТВННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………………………………………………….14
2.1 Структура налоговой системы России……………………………....14
2.2 Анализ динамики налоговых платежей в бюджет РФ……………...20
2.3 Проблемы и перспективы развития современной налоговой системы…………………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………...31
Сложившаяся бюрократизация, сложность отчетности и порядка расчетов налогов при недостаточной конкретизации законодательной базы формируют у населения негативное восприятие налоговой политики государства и приводят к ухудшению финансовой грамотности населения.
3. Описанная выше ситуация создает отталкивающий инвестиционный климат на внешнем рынке. Инвесторы не готовы рисковать долгосрочными вложениями в российскую экономику ввиду нестабильности налоговой системы и высокой доли теневой экономики. С другой стороны, текущая ситуация повышенного риска создает благоприятные условия для инвестирования краткосрочного спекулятивного капитала, который в долгосрочной перспективе оказывает негативное воздействие на экономику и приводит к оттоку финансового капитала из страны.
4. Недостаточный уровень стимулирования реального сектора экономики (проблема нецелесообразного распределения налогов и сборов) на фоне благоприятной среды, которая сложилась в современных налоговых условиях, для экспортеров энергоресурсов поддерживает сырьевой тип экономики России, тормозит инновационное развитие и модернизацию реального производства, способствует потере конкурентных преимуществ на международном рынке [10, с.63].
Создание устойчивой налоговой системы является важнейшей задачей правительства. Эффективное налогообложение может быть достигнуто путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит государство при управлении экономикой.
Налоговая система современной России формируется в непростых экономических и политических условиях. Финансовый кризис в Российской Федерации, введение санкций в отношении страны привел к необходимости реагирования государства для обеспечения стабильности и недопущения усиления кризисных явлений. Антикризисный план налоговых изменений нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.
Основными мероприятиями в соответствии с планом должны стать те, которые способствуют структурных преобразованиям в экономике, приводят к повышению сбалансированности рынка труда, способствуют уменьшению инфляции. В качестве ключевых направлений выделены следующие:
- поддержка импортозамещения;
- обеспечение развития малого и среднего предпринимательства путем сокращения финансовых и административных издержек;
- обеспечение возможности для привлечения инвестиций в наиболее значимых секторах экономики;
- оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат [2].
В рамках налоговой политики антикризисные меры предусматривают внесение ряда поправок в Налоговый кодекс. В первую очередь поправки вносятся в наиболее значимые для бюджета доходные статьи, в частности, в налогообложение сырьевых ресурсов. Так в рамках применения налога на добычу полезных ископаемых в части нефти ожидается переход к системе налогообложения на основе финансового результата. Продолжена практика применения пониженных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в организациях IT-отрасли, и также такие же вносы будут взиматься в организациях в области реинжиниринга.
Основные изменения в налоговой системе в рамках поддержки малого предпринимательства коснутся совершенствования систему применения специальных налоговых режимов. Увеличены пороговые размеры доходов, позволяющие субъектам малого предпринимательства использовать специальные налоговые режимы до 120 млн рублей, а также повышен предельный размер стоимости основных средств, позволяющих переходить на специальные налоговые режимы.
Кроме непосредственно налоговых преференций предусматриваются также меры по поддержки отдельных отраслей:
- на государственную поддержку сельского хозяйства;
- субсидирование расходов на приобретение сельскохозяйственной техники отечественного производства;
- государственную поддержку авиаперевозчиков и производства гражданских воздушных судов.
Однако несмотря на очевидные налоговые послабления государство планирует ужесточить контроль за укрывательство от уплаты налогов. Так штрафы за занятие бизнесом без государственной регистрации планируется увеличить в 10 раз, размер штрафа оставит от 30 до 50 тыс. рублей, в то время как в настоящее время размер штрафов колеблется от 500 до 2000 рублей. Кроме этого в проекте закона предусматривается также конфискация изготовленной продукции, сырья, орудий производства у незаконно действующих предпринимателей.
В целях совершенствования и уплаты налогов на финансовых рынках предусмотрен ряд мероприятий, реализуемых в соответствии с «дорожной картой», которые должны привести к ускорению развития российской финансовой индустрии, позволит ускорить инвестиционную и деловую активность и следовательно повысить долгосрочную устойчивость финансовой системы Российской Федерации.
Мероприятия предусматриваются по следующим основным направлениям:
- сокращение расходов времени на сдачу налогоплательщиком налоговой отчетности;
- оптимизация взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов;
- упрощение налогового учета и дальнейшее его сближение с бухгалтерским учетом;
- развитие и совершенствование электронного документооборота;
- совершенствование системы специальных налоговых режимов.
Таким образом, можно отметить, что планируемый пакет изменений в налоговое законодательство с одной стороны, предоставляет больше льгот для развития малого и среднего бизнеса, с другой стороны, ужесточает наказание за нарушения, которые могут использоваться руководителями организации для незаконного получения дополнительных финансовых ресурсов. Таким образом, достигается сбалансированность между ужесточением требований к нарушителям налогового законодательства и облегчение налоговой нагрузки по отношению к наиболее уязвимым субъектам хозяйствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истоки современной налоговой системы нужно искать еще в IX веке. Ключевые этапы ее развития связаны с именем Петра I и периодом после революции 1917 года. Сегодняшняя система налогового регулирования возникла в 2004 году вместе с созданием Федеральной налоговой службы России.
Текущую налоговую систему следует рассматривать как единый комплекс отношений между плательщиками, налоговыми органами в области фискальных платежей бюджетов всех уровней. Ключевыми составными частями налоговой системы выступают налоги, сборы, инспекции, плательщики, пакет законодательных актов в данной сфере.
Налоговая система представлена 3-уровневой иерархией: федеральными, региональными, местными налогами, а также соответствующей законодательной базой на каждом уровне, которая не должна противоречить НК и Конституции РФ. На федеральном уровне происходит постоянный поиск путей совершенствования налоговой политики.
Налоги регионального уровня хотя и находят свое отражение в кодексе, по большей части регулируются местными властями. НК РФ закрепляет только наиболее общие параметры и границы, в пределах которых органам управления субъектов РФ дано право их регулировать.
Местные налоги, как и остальные элементы налоговой системы РФ, закреплены в НК РФ. Местные власти также изменяют их основные параметры по своему усмотрению, но в рамках границ кодекса.
К основным проблемам функционирования налоговой системы России относят:
1. Отсутствие стабильной законодательной базы.
2. Отсутствует экономическое обоснование вводимых или изменяемых налогов и сборов в виде экономически правовой документации.
3. Отсутствуют указания на нормы и принципы Конституции РФ при вводе новых налогов и сборов.
4. Доминирование фискальной политики.
5. Пробелы и недостаточная конкретика правовых норм в Налоговом кодексе РФ порождают бюрократизацию и чрезмерно комплексный (сложный) для налогоплательщиков подход к расчету и уплате налогов.
В ходе работы нами выявлены возможные перспективы развития налоговой системы:
- сокращение расходов времени на сдачу налогоплательщиком налоговой отчетности;
- оптимизация взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов;
- упрощение налогового учета и дальнейшее его сближение с бухгалтерским учетом;
- развитие и совершенствование электронного документооборота;
- совершенствование системы специальных налоговых режимов и другие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_19671/
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183748/
Аронов, А.В., Кашин, В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 576 с.
Багардынова Е. А. Недостатки современной налоговой системы // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 316-318.
Базилевич, О.И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2017. — 285 c.
Баташева Ф. А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученый. — 2019. — №17. — С. 436-438.
Бобров В.Н. Налоговое планирование и его роль в развитии предприятий малого предпринимательства / В.Н. Бобров // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Экономика и право. – 2015. – №5–6. – С. 4.
Гончаренко, Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.И. Гончаренко. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 541 с.
Захаров В.Н. История налогов в России. IX - начало XX в.: - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2015. - 322 с.
Захарьин, В.Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 320 c.
Корниенко Е.Л. Бюджетно-налоговый механизм в государственной политике антиуиклического регулирования экономики в Российской Федерации / Е.Л. Корниенко // Актуальные вопросы современной науки. – 2015. – №44–2. – С. 64–77.
Косов, М.Е., Ахмадеев, Р.Г., Шаров, В.Ф. Региональные и местные налоги: учебное пособие для студентов вузов / М.Е. Косов, Р.Г. Ахмадеев, В.Ф. Шаров. – М.; Юнити-Дана, 2015. – 227 с.
Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Лыкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 353 с.
Пансков В. Г. Собираемость НДС: резервы есть, возможности не используются / В.Г. Пансков // Финансы. — 2016. — № 3. — С. 22-27.
Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.Г. Пансков. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 382 с.
Перов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для бакалавров / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - М.: Юрайт, 2018. - 996 c.
Погорелова, М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учебное пособие / М.Я. Погорелова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 c.
Полунин С. К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 239-241.
Сираева Р. Р. Финансовый контроль на современном этапе развития / Р. Р. Сираева, А. А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития: Материалы Международной научно-практической конференции. — Саратов, 2013. — с. 89. Шкурко К. С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/04/34017.
Тюнин А.И. Налоговая политика Российской Федерации как фактор государственного регулирования экономики: проблемы и перспективы / А.И. Тюнин, И.А. Скоробренко // Наука. – 2016. – №2. – С. 110–113.
Черник, Д.Г., Черник, И.Д., Кирова, Е.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Д.Г. Черник, И.Д. Черник, Е.А. Кирова. - Юнити-Дана, 2016. - 369 с.
Юшаева Р. С. Актуальные проблемы налоговой системы России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — Т. 13. — С. 3546–3550.
Официальные данные ИФНС за 2014-2018 гг.[ Электронный ресурс]: Код доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
2
Налоговая система
Уровни взимания налогов
Ставки налогов
Виды
налогов
Налоговые органы
- федеральный
- региональный
-местный
- прямые
-косвенные
- прогрессивные
-пропорциона-льные
-регрессивные
- ФНС
- МинФин
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_19671/
2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183748/
3. Аронов, А.В., Кашин, В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 576 с.
4. Багардынова Е. А. Недостатки современной налоговой системы // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 316-318.
5. Базилевич, О.И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2017. — 285 c.
6. Баташева Ф. А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученый. — 2019. — №17. — С. 436-438.
7. Бобров В.Н. Налоговое планирование и его роль в развитии предприятий малого предпринимательства / В.Н. Бобров // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Экономика и право. – 2015. – №5–6. – С. 4.
8. Гончаренко, Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.И. Гончаренко. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 541 с.
9. Захаров В.Н. История налогов в России. IX - начало XX в.: - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2015. - 322 с.
10. Захарьин, В.Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 320 c.
11. Корниенко Е.Л. Бюджетно-налоговый механизм в государственной политике антиуиклического регулирования экономики в Российской Федерации / Е.Л. Корниенко // Актуальные вопросы современной науки. – 2015. – №44–2. – С. 64–77.
12. Косов, М.Е., Ахмадеев, Р.Г., Шаров, В.Ф. Региональные и местные налоги: учебное пособие для студентов вузов / М.Е. Косов, Р.Г. Ахмадеев, В.Ф. Шаров. – М.; Юнити-Дана, 2015. – 227 с.
13. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Лыкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 353 с.
14. Пансков В. Г. Собираемость НДС: резервы есть, возможности не используются / В.Г. Пансков // Финансы. — 2016. — № 3. — С. 22-27.
15. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.Г. Пансков. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 382 с.
16. Перов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для бакалавров / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - М.: Юрайт, 2018. - 996 c.
17. Погорелова, М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учебное пособие / М.Я. Погорелова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 c.
18. Полунин С. К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 239-241.
19. Сираева Р. Р. Финансовый контроль на современном этапе развития / Р. Р. Сираева, А. А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития: Материалы Международной научно-практической конференции. — Саратов, 2013. — с. 89. Шкурко К. С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/04/34017.
20. Тюнин А.И. Налоговая политика Российской Федерации как фактор государственного регулирования экономики: проблемы и перспективы / А.И. Тюнин, И.А. Скоробренко // Наука. – 2016. – №2. – С. 110–113.
21. Черник, Д.Г., Черник, И.Д., Кирова, Е.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Д.Г. Черник, И.Д. Черник, Е.А. Кирова. - Юнити-Дана, 2016. - 369 с.
22. Юшаева Р. С. Актуальные проблемы налоговой системы России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — Т. 13. — С. 3546–3550.
23. Официальные данные ИФНС за 2014-2018 гг.[ Электронный ресурс]: Код доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты изучаются при изучении налоговой системы России?
При изучении налоговой системы России рассматриваются понятие и экономическая сущность налоговой системы, ее становление и развитие, а также функции, которые она выполняет.
Какова экономическая сущность налоговой системы?
Экономическая сущность налоговой системы заключается в том, что она является совокупностью организационных, правовых и экономических отношений, связанных с сбором, учетом и распределением налоговых средств в государстве.
Какова функция налоговой системы?
Основная функция налоговой системы заключается в финансовом обеспечении деятельности государства. Она также выполняет регулирующую функцию, позволяющую влиять на экономику и социальную сферу государства.
Каким образом налоговая система России регулирует экономику?
Налоговая система России регулирует экономику путем установления различных налоговых ставок, а также применения налоговых льгот и возможности проведения налоговой оптимизации. Она влияет на поведение предпринимателей, инвестиционные решения и общую экономическую ситуацию в стране.
Какова структура налоговой системы России как инструмента государственного регулирования экономики?
Структура налоговой системы России включает в себя различные виды налогов, такие как налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество и другие. Каждый из этих налогов выполняет свою функцию в системе государственного регулирования экономики.
Почему налоговая система является инструментом государственного регулирования экономики?
Налоговая система является инструментом государственного регулирования экономики, так как через налоги государство получает необходимые средства для финансирования своих функций и регулирования экономических процессов. Путем изменения налоговых ставок и правил их уплаты, государство может влиять на экономическую активность, стимулировать инвестиции, регулировать потребление и спрос.
Какие функции выполняет налоговая система?
Налоговая система выполняет несколько функций. Одна из основных функций - сбор средств в бюджет государства для финансирования своих функций и обеспечения социальной защиты граждан. Также она может выполнять функцию распределения доходов и богатства в обществе, стимулировать экономическую активность и регулировать экономические процессы.
Как становилась и развивалась налоговая система в России?
Налоговая система в России стала формироваться еще с древних времен и прошла долгий путь развития. В период феодальной зависимости налоги взимались в виде натуральных продуктов или деньгами. В современной России налоговая система начала формироваться в 1990-х годах, в период перехода к рыночной экономике. С тех пор система налогообложения претерпевала множество изменений и совершенствований.
Как анализируется налоговая система России как инструмент государственного регулирования экономики?
Анализ налоговой системы России как инструмента государственного регулирования экономики включает изучение структуры налогов, их ставок, правил уплаты, а также их влияния на экономические процессы. Такой анализ позволяет выявить эффективность налоговой системы, ее способность стимулировать экономическую активность и регулировать потребление и спрос.