социальная психология

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 43 43 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 07.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей выбора профессии в юношеском возрасте 6
1.1. Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте 6
1.2. Влияние личностных качеств на выбор профессии в юношеском возрасте 11
1.3. Темперамент личности: понятие, виды, сущность 16
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личных качеств на выбор профессии в подростковом возрасте 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Результаты исследования 25
Заключение 39
Список использованной литературы 43




Фрагмент для ознакомления

Характерно доминирование черт экстраверта для 55 % (22 подростков). Для этих подростков свойственна общительность, оптимистичность, они добродушны, любят перемены, вечеринки, предпочитают действие и движение. Для 45 % (18 подростков) характерна интроверсия. Это в основном застенчивые и спокойные молодые люди. Для них характерным является ровный, несколько сниженный фон настроения, они озабочены личными проблемами, замкнуты, сдержаны, избегают делиться своими переживаниями и рассказывать о себе, при этом переживания других людей их интересуют мало. Тщательно обдумывают свои поступки, любят строить планы на будущее, свои чувства строго контролируют, редко бывают невозмутимы и сдержаны. Высокий уровень нейротизма и эмоциональная неуравновешенность характерна для большинства подростков (60%). Их отличает импульсивность, эмоциональность, неровность при общении с другими людьми, неуверенность в себе, изменчивость интересов, впечатлительность, выраженная чувствительность, склонность к раздражительности. Для 17 подростков (40%) характерны высокие показатели эмоциональной устойчивости, что свидетельствует о хорошем уровне адаптации, сдержанности, умении контролировать эмоциональные реакции, хорошей приспособляемости.Следовательно, у подростков экстраверсия и нейротизм являются наиболее распространенными личностными особенностями. Эмоциональная неустойчивость и преобладание черт интроверта встречаются менее часто. Подростки, с доминированием черт экстраверта, ориентированы на внешний мир, активны, раскрыты происходящим событиям, склоны к риску, инициативны. Свое мнение эти подростки высказывают открыто, хорошо работают в коллективе, легко знакомятся, и также легко расстаются. Подростки, сдоминированием черт интроверта, ориентированы на свои впечатления от внешних факторов и на свой внутренний мир. Они имеют узкий круг друзей, поскольку тяжело входят в новые контакты. Внешне они спокойны, как правило, молчаливы, выглядят задумчивыми, стремятся к тишине, хорошо работают в одиночку, не любят сюрпризов. Нельзя показатель по шкале экстраверт – интроверт соотносить с параметрами «хорошо-плохо». Например, экстраверты, кроме сильных качеств, обладают еще и слабыми качествами. Это разбросанность, поверхностность в чувствах, импульсивность. Интроверты же, напротив, сильны тем, что умеют вдумчиво работать, обладают настойчивостью, глубоки в своих размышлениях и эмоциях.Подростки по качеству нейротизма также различаются. Это качество обеспечивает эмоциональную устойчивость человека. Подростки с высоким нейротизмом зачастую бывают нервными, вспыльчивыми, чрезмерно впечатлительными, к новой обстановке привыкают с трудом. Подросткам с низким нейротизмом характерна уравновешенность, стабильность, большое самоуважение, устойчивость к стрессовым ситуациям. Каждый из указанных типов имеет свои плюсы и минусы. Каждый тип человеческого характера хорош по-своему. Большинство людей проявляют черты, как первого, так и второго типа. Необходимо лишь знать о своих достоинствах и недостатках и уметь применять.Для выявления взаимосвязи между особенностями личности и профессиональными интересами был использован коэффициент корреляции Спирмена. Полученные результаты представлены в таблице 3.Таблица 3. Показатели взаимосвязи профессиональных интересов и особенностей личности подросткаЧ – чЧ - хЧ -зЧ - пЧ – тэкстраверсияr0,0410*0,620,7630,4330,0087p0,0220,1470,1240,2140,530нейротизмr0,6280,532-0,348**0,4830,346p0,1470,0720,0100,3670,219* Корреляция значима на уровне 0.05 (2- сторонняя).** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).Обнаружены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и особенностей личности у подростков:- человек – человек и экстраверсия (r=0,410, при р≥0,022);-· человек – знак и нейротизм (r= - 0,348, при р≥0,010);Объяснить полученные результаты можно следующим образом. Подростки с преобладанием черт экстраверта заниматься предпочитают разнообразной работой, при выполнении которой они постоянно получают новые задания. Подростки с чертами экстравертанаиболее эффективно выполняют те виды работ, в которых они могут проявить свою способность работать продуктивно при разнообразной и динамичной работе, где необходима быстрая реакция, а также – ловкость, уравновешенность, подвижность, живость. Такие подростки работать предпочитают с людьми – воспитание, обучение, обслуживание клиентов, предпринимательская деятельность,реклама.Для эмоционально устойчивых подростков характерно спокойствие, уравновешенность, настойчивость. Они легко придерживаются определенного распорядка в жизни, системы в работе, не отвлекаются по пустякам, в работе предпочитают порядок, выполняют ее методично и спокойно. Лучше всего выполняют работы, которые ориентированы на дальнюю перспективу, требуют равной затраты сил, методичного и длительного усилия. Наиболее эффективно выполняют те виды работ, в которых они могут проявить свою способность работать упорно и настойчиво, строго следовать определенной системе, распорядку, где необходимо терпение, усидчивость, внимание, устойчивость.Выводы1. Среди подростков наибольшей популярностью пользуются профессии «человек – человек» Этот тип профессии 13 подростков выбрали как привлекательный. 9 подростков выбрали - «человек-художественный образ», «человек-знак» (выбрали 8 подростков), «человек-природа» (выбрали 6 подростков), «человек-техника» (выбрали 4 подростка).2. Наиболее высоко подростки оценивают свои способности и умения, которые связаны с общением (ср. балл 13,5). Свои способности касательно профессий типа «человек – художественный образ» подростки оценивают практически также высоко (13,2). Молодые люди считают, что они умеют ориентироваться в природных условиях и имеют способности по ухаживанию за животными (ср. балл 11,3). Умения, которые связаны с типом профессии «человек – знак» они оценивают средне (9,5). Хуже всего, по их мнению, развиты способности, которые связаны с техникой (ср. балл 6,5).3. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что характерной для подростков является средняя степень взаимосвязи профессиональных интересов и умений, склонностей к таким профессиям, как «человек – человек», «человек – художественный – образ», «человек – знак». Установлена сильная степень взаимосвязи для профессий типа «человек – техника». В свою очередь, интерес к профессиям «человек – природа» с соответственными умениями и склонностями подростков не связан. 4. У подростков экстраверсия и нейротизм являются наиболее распространенными личностными особенностями. Эмоциональная неустойчивость и преобладание черт интроверта встречаются менее часто. 5. У подростков были выявлены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и особенностей личности. - человек – человек и экстраверсия (r=0,410, при р=0,022);- человек – знак и нейротизм (r= - 0,348, при р=0,010);Профессии типа «человек – человек» предпочитают подростки с высоким уровнем экстраверсии, профессии типа «человек – знак» предпочитают подростки с низким уровнем нейротизма. Следовательно, выдвинутая гипотеза верна. Между особенностями личностями и профессиональными интересами существует взаимосвязь. Обнаружены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и особенностей личности у подростков:2.3 Рекомендации по выбору профессии с учетом темперамента1. Сангвиник. Тип работы:Людис этим типом отличаютсявысокой работоспособностью, с легкостью сосредотачивают внимание, могут параллельно делать несколько дел. С легкостью загораются интересом к новой работе, однако быстро угасаю, загораются новым видом работы. Проявляют организаторские способности. Они являются хорошими работниками на ответственных и опасных местах. Но не способны вникать в детали и не переносят однообразия и монотонности. Быстро могут осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный-сангвиник хорошо работал, необходимо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, причем желательно систематически реализовывать контроль и проверку. Их возможно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой. Сангвиник сам знает себе цену и не ищет подтверждения собственной значимости у начальства.Рекомендуемые профессии:менеджер, учитель, врач, м/с общего профиля, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и др. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Организаторские способности.2. Холерик.Тип работы: холерикамподходит работа, которая требует, большой, однако периодической затраты энергии, которая связана с напряжением. Они любят сложности и препятствия, способен их преодолевать. Быстро включается в работу. Собственные планы приводят в действие, работу доводят до конца. Во время интенсивной работы склоны переоценивать собственные возможности. Стремятся к самостоятельности и плохо подчиняются власти. Напористы, однако недостаточно настойчивы. С холериками стоит быть сдержанным, не допускать резкого тона, вместо замечаний, нужно давать задания, позволяющие исправить допущенную ошибку. Холерики хорошо работают с флегматиками и меланхоликами, однако двух холериков объединять нельзя – они будут соперничать и конфликтовать.Рекомендуемые профессии:телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель и др. Обладают вербальными способностями. Избирают задачи, которые позволяют им проявить собственную энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.3. Флегматик.Тип работы: флегматики неторопливы в учебе и работе. Много внимания уделяют подготовительному периоду. Достигают успеха благодаря упорству и терпеливости, продуманной организации труда. Склоны выполнять монотонную работу. Неохотно берут на себя обязанности лидера, неинициативны. При изменении условий работы у человека с таким типом резко понижается производительность труда. Из него может получится высококлассный экономист, бухгалтер, делопроизводитель. Способность флегматика, не торопясь и без паники, проанализировать положение делает его незаменимыми в стрессовых ситуациях. С сотрудником-флегматиком надо держать активный контакт, привлекать его к деятельности, заинтересовывать и поощрять его инициативу.Может быть, не стоит выбирать работу, где требуется постоянно общаться с людьми, а вот «общение» с компьютерами для флегматиков подходит больше. Не подойдет деятельность, которая связана с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то флегматик, наверняка, будет хорошим терапевтом, чем хирургом; если это экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера. Рекомендуемые профессии: машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.4. Меланхолик.Тип работы:работоспособность меланхолика зависит от настроения: периодически высокая, однако при сниженном тонусе – низкая, он может быстро уставать. Противопоказана деятельность, которая требует значительного напряжения, которая связана с неожиданностями и осложнениями. Сложно приспосабливается в новом трудовом коллективе. В работе меланхолику нужна постоянно поддерживать и необходим регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, которые способны замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно применять в профессиональной деятельности.Может быть, не стоит выбирать работу, где необходимо постоянно общаться с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше.Нежелательно работать водителем на общественном транспорте (в связи с торможением нервной системы). Рекомендуемые профессии: педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, машинопись, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и др. Склонность к творчеству, практическому труду, наблюдательности.ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена психолого-педагогическая литература, которая позволила сделать ряд определенных выводов:1) на сегодняшний момент в литературе можно встретить большое количество подходов, в которых определяются психологические факторы, которые могут повлиять на выбор профессии и деятельности. В некоторых исслеорваниях выбор профессии рассматривается как выбор деятельности. Если рассматривать профессиональное самоопределение, то оно рассматривается как реализация субъекта труда. Если обратиться к профессиональному самоопределению как выбору деятельности, то оно во многом определяется профессиональными интересами и направленностью личности. Наиболее продуктивным подходом является выбор профессии как одного из важнейших событий в целостном определении личности. Такой подход ориентирован на активность субъекта в процессе выбора профессии, определяющей, какие именно факторы преобладают в данный ответственный период жизни.2) Количество личностных характеристик, присущих человеку, довольно много, однако не все при выборе профессии имеют существенное значение. Некоторые профессии по отношению к личностным качествам человека особых требований не предъявляют, а именно, они кажутся «универсальными» по отношению для всех людей, и освоить их могут многие. Однако от личности для освоения большинства профессий требуется наличие (или отсутствие) определенных физических, духовных и умственных способностей. Подростки часто ошибаются при выборе профессии. Поэтому даже при благоприятных условиях им трудно овладеть профессией или они становятся посредственными специалистами. Подростки должны четко понимать особенности будущей профессии, которые связаны с наличием или отсутствием у него определенных качеств и способностей.3) У людей, которые стоят на пороге профессионального выбора, особенное психологическое отношение к самопознанию. Их отличительными чертами являются: понимание собственных желаний, оценка их способностей в современном мире, в том числе профессиональных, оценка того, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессий. Но подростки с трудом осознают роль самооценки в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не анализируя ее, и если они делают это, то в основном делают это поверхностно. Адекватная самооценка доступна не значительному числу учащихся. В основном, они склонны переоценивать или недооценивать свои способности. При переоценке уровень претензии ниже имеющихся возможностей. Исходя из этого, профессиональный выбор в конечном итоге приводит к разочарованию. Низкая самооценка также негативно влияет на выбор профессии и личностное развитие.Обобщая результаты эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: 1. Для подростков наиболее популярным считается тип «человек – человек» (32%). Типу профессий «человек-художественный образ» предпочтение выразили 9 (22,5%).8 подростков (20%) выбрали тип профессий «человек-знак». Интерес к профессиям типа «человек-природа» высказали 6 подростков (15%). Предпочтение к профессиям типа «человек-техника» высказали 4 подростка (10%). 2. У подростков экстраверсия и нейротизм являются наиболее распространенными личностными особенностями. Эмоциональная неустойчивость и преобладание черт интроверта встречаются менее часто. 3. У подростков были выявлены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и особенностей личности. Профессии типа «человек – человек» предпочитают подростки с высоким уровнем экстраверсии, профессии типа «человек – знак» предпочитают подростки с низким уровнем нейротизма. Следовательно, выдвинутая гипотеза верна. Между особенностями личностями и профессиональными интересами существует взаимосвязь. Одним из самых важных выборов человека в его жизни является выбор определенной профессии. И то, насколько выбранная профессия будет соответствовать личностным особенностям человека, настолько он будет эффективным в профессиональной деятельности и профессия его во многом определяет качество жизни.Список использованных истчоников и литературы1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие/ В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ., 2014. – 284 с.2. Воронин, И. В. Эффективность профориентационных занятий с подростками / И. В. Воронин // Педагогические технологии. – 2016. – № 1. – С. 71–76.3. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2015. – 253с.4. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. – М.: Эксмо, 2013 – 192 с.5. Зеер, Э.Ф. Психология профессии. Учебное пособие для ВУЗов/ Э.Ф.Зеер. – М.: Академический проект, 2013. – 122 с.6. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 2014.–68 с.7. Климов Е. А. Психология профессионала. – М.: Академия, 2016. – 400 с.8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Издательский цент «Академия», 2016. – 229 с.9. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. Учеб. Пособие для пед. ин-тов. – М., 2013. – 175 с.10. Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. – М.: Медицина, 2014. – 216 с.11. Кухарчук, А. М. Человек и его профессия: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. – Минск: Соврем.слово, 2016. – 544 с.12. Луцевич, Л.В. Лях, В.В. Тарасюк, О.А. Активизирующие методики и технологии в полипрофориентационной работе со старшеклассниками: учеб.-метод.пособие под общ. ред. Л.В.Луцевич; – Минск: АПО, 2015.13. Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К.Маркова. – М.: Знание, 2016. – 118 с.14. Махаева, О.А., Григорьева, Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. –М.: УЦ Перспектива, 2015.15. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости/ Т. Л. Павлова. –М.: ТЦ Сфера, 2015.16. Профессиональный ориентир: учебно-методическое пособие для классных руководителей / сост. Г. Е. Григорьева, И. С. Литвина, А. В. Карабан. – Минск: Современное слово, 2017.17. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Н.С.Пряжников. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 2015 . – 258 с.18. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –261с.19. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация / Е.Ю.Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.20. Психология профессиональной деятельности/ Н. Самоукина.– СПб: Питер,2016. – 264с.21. Резапкина, Г. Профессия и карьера: сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8–9–х классов / Галина Резапкина // Школьный психолог. – 2015. – № 2. – С. 13–36.22. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии/ Г.В.Резапкина. – М.: Генезис, 2015. – 382с.23. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. – М : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 336 с.24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост. В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. – СПб: Питер, 2012 . – 694 с.25. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под науч. ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2015. – 558с.26. Толочек, В.А. Современная психология труда: Учеб.пособие/ В.А.Толочек. – СПб.: Питер, 2015.– 96 с.27. Тюшев, Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2017.28. Человек и его профессия: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М.Кухарчук, В.В.Лях, А.Б. Широкова. – Минск: Современное слово, 2016.29. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации/А.П.Чернявская. – М.: Владос – пресс, 2013.30. Чистякова, С.Н. Технология профессионального успеха/ С.Н.Чистякова. – М., 20160. – 140 с.


Список использованных истчоников и литературы

1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие/ В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ., 2014. – 284 с.
2. Воронин, И. В. Эффективность профориентационных занятий с подростками / И. В. Воронин // Педагогические технологии. – 2016. – № 1. – С. 71–76.
3. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2015. – 253с.
4. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. – М.: Эксмо, 2013 – 192 с.
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессии. Учебное пособие для ВУЗов/ Э.Ф.Зеер. – М.: Академический проект, 2013. – 122 с.
6. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 2014.–68 с.
7. Климов Е. А. Психология профессионала. – М.: Академия, 2016. – 400 с.
8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Издательский цент «Академия», 2016. – 229 с.
9. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. Учеб. Пособие для пед. ин-тов. – М., 2013. – 175 с.
10. Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. – М.: Медицина, 2014. – 216 с.
11. Кухарчук, А. М. Человек и его профессия: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. – Минск: Соврем.слово, 2016. – 544 с.
12. Луцевич, Л.В. Лях, В.В. Тарасюк, О.А. Активизирующие методики и технологии в полипрофориентационной работе со старшеклассниками: учеб.-метод.пособие под общ. ред. Л.В.Луцевич; – Минск: АПО, 2015.
13. Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К.Маркова. – М.: Знание, 2016. – 118 с.
14. Махаева, О.А., Григорьева, Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. –М.: УЦ Перспектива, 2015.
15. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости/ Т. Л. Павлова. –М.: ТЦ Сфера, 2015.
16. Профессиональный ориентир: учебно-методическое пособие для классных руководителей / сост. Г. Е. Григорьева, И. С. Литвина, А. В. Карабан. – Минск: Современное слово, 2017.
17. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Н.С.Пряжников. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 2015 . – 258 с.
18. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –261с.
19. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация / Е.Ю.Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
20. Психология профессиональной деятельности/ Н. Самоукина.– СПб: Питер,2016. – 264с.
21. Резапкина, Г. Профессия и карьера: сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8–9–х классов / Галина Резапкина // Школьный психолог. – 2015. – № 2. – С. 13–36.
22. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии/ Г.В.Резапкина. – М.: Генезис, 2015. – 382с.
23. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. – М : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 336 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост. В. Брушлинский, К. А. Абульханова - Славская. – СПб: Питер, 2012 . – 694 с.
25. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под науч. ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2015. – 558с.
26. Толочек, В.А. Современная психология труда: Учеб.пособие/ В.А.Толочек. – СПб.: Питер, 2015.– 96 с.
27. Тюшев, Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2017.
28. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск: Современное слово, 2016.
29. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации/А.П.Чернявская. – М.: Владос – пресс, 2013.
30. Чистякова, С.Н. Технология профессионального успеха/ С.Н.Чистякова. – М., 20160. – 140 с.