Концепции социологии семьи Ф. Энгельса и М.М. Ковалевского

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Социология общая
  • 4 4 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 08.07.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Согласно мнениюКосвена, Ковалевский в известной мере солидаризируется с тем искажением матриархата, которое распространилось в буржуазной науке. Тезис в данном вопросе с этой точки зрения состоит в том, что в действительности и при матриархате женщина не занимала не только господствующего, но даже равноправного с мужчиной положения в обществе и семье; если муж и отец не мог при существующей организации общества быть главой семьи, то таковым всё же был мужчина – брат матери или материнский дядя. Особое положение материнского дяди, то есть авункулат, по словам профессора, актуально для распада матриархата, в процессе трансформации материнской общины в патриархальную, большую семью. Развитый матриархат – это господство женщины. Ковалевский уделил особое внимание проблеме эволюционного движения от матриархата к патриархату. И здесь социолог выделил следующие пути. 1. В первую очередь, это установление прочной связи между супругами. 2. Затем возникновение определенной власти, присвоенной мужу, который в дальнейшем будет играть по отношению к жене ту роль покровителя, которую ранее играл ее брат. 3. И, наконец, вновь возникшая власть отца увенчает новое здание патриархальной семьи. Для Ковалевского каждая из этих сторон имеет значимость. Патриархальная семья является общиной, состоящей из родственников, они потомки одного отца, имеют общее имущество. Ковалевский считал, что патриархальная семья – это и религиозная ассоциация, и кооперативная, которая совместно распоряжалась имуществом. Ковалевский указывает также на неразрывную связь культа предков с самим существованием патриархальной семьи. Семейная община постоянно заботилась о культе предков.В концепции Ковалевского патриархальная семья оказала значительное влияние на развитие моногамии. В частности, Ковалевский указывает, что патриархат восходит от полигамии к моногамии, значит, патриархальная семья это та форма, когда изменяется способ заключения брака, а именно, если раньше полигамия господствовала, считалась обычной, то теперь моногамия пришла на ее место. Третья веха в эволюции семьи у Ковалевского, в отличие от Моргана и Энгельса – это индивидуальная семья. ЗаключениеТаким образом, концепции М. Ковалевского и Ф. Энгельса отличаются тщательной разработанностью, детализацией, четкой хронологией. Объединяет этих ученых то, что семья ими рассматривалась в контексте исторического процесса. Они считали, что семья развивается вместе с обществом. Соответственно, по мере развития возникли новые взаимоотношения между людьми, а значит, появлялись и новые движущие силы. Несомненно то, что обращение к этим концепциям способствует лучшему пониманию исторических особенностей института семьи.Список литературыАнтонов А. И. Медков В. М. Социология семьи. Учеб. Пособие для вузов. – М.: Издательство Московского университета, 1996. С. 35 – 42, 56 – 61.Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. С. 5-47.Ковалевский М. М. Сочинения: В 2-ч т. – Спб.: Алетейя, 1997. Т. 1: Социология. С. 279 – 288. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. //Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-ч т. Т.3. – М.: Политиздат, 1985. С. 211 – 283.

Список литературы

1. Антонов А. И. Медков В. М. Социология семьи. Учеб. Пособие для вузов. – М.: Издательство Московского университета, 1996. С. 35 – 42, 56 – 61.
2. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. С. 5-47.
3. Ковалевский М. М. Сочинения: В 2-ч т. – Спб.: Алетейя, 1997. Т. 1: Социология. С. 279 – 288.
4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. //Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-ч т. Т.3. – М.: Политиздат, 1985. С. 211 – 283.

Вопрос-ответ:

Какие концепции социологии семьи предложили Ф. Энгельс и М. М. Ковалевский?

Ф. Энгельс и М. М. Ковалевский предложили различные концепции социологии семьи. Энгельс считал, что семья является институтом, служащим для поддержания классового неравенства и эксплуатации женщин, а Ковалевский солидаризировался с искажением матриархата, утверждая, что в действительности женщина не имела равноправного положения в обществе и семье.

В чем заключается основная идея концепции Ф. Энгельса по социологии семьи?

Основная идея концепции Ф. Энгельса заключается в том, что семья является институтом, служащим для поддержания и воспроизводства классового неравенства и эксплуатации женщин. Он считал, что в историческом контексте семья развивалась от первобытного коммунизма до моногамной семьи с приватной собственностью, что стало причиной угнетения женщин и их превращения в собственность мужчин.

Какую точку зрения о матриархате выражает М. М. Ковалевский?

М. М. Ковалевский выражает точку зрения о матриархате как об искажении в буржуазной науке. Он согласен с тем, что матриархат существовал, но отрицает идею о том, что женщина была господствующей или имела равноправное положение в семье. Он утверждает, что даже в матриархате мужчина всегда был главой семьи, иначе существующая организация общества была бы невозможной.

В чем заключается причина искажения матриархата, согласно М. М. Ковалевскому?

По мнению М. М. Ковалевского, причиной искажения матриархата является распространение этой идеи в буржуазной науке. Он считает, что буржуазная наука истолковывает матриархат так, будто женщина в действительности имела господствующее или равноправное положение в семье и обществе, что не соответствует реальности.

Какие концепции социологии семьи разрабатывали Ф. Энгельс и М.М. Ковалевский?

Ф. Энгельс разрабатывал концепцию исторического материализма, в рамках которой он анализировал эволюцию семьи, связывая ее изменения с изменениями в производительных силах и классовой борьбе. М.М. Ковалевский разрабатывал концепцию матриархата, в соответствии с которой первобытное общество функционировало на основе матриархальной семьи.

В чем состояла искаженная концепция матриархата, воспроизведенная в буржуазной науке?

Согласно мнению М.М. Ковалевского, искажение матриархата, распространенное в буржуазной науке, заключается в том, что женщина в действительности не занимала господствующего или равноправного положения в обществе и семье в период матриархата. Если муж и отец не могли быть главой семьи, то это свидетельствует о том, что женщина не обладала равными правами.

Какое мнение высказывает М.М. Ковалевский относительно позиции женщины в обществе и семье при матриархате?

М.М. Ковалевский солидаризируется с идеей, что в период матриархата женщина не обладала господствующим или равноправным положением в обществе и семье. Это видно из того, что муж и отец не могли быть главой семьи, что говорит о неравноправии полов.

В чем заключается различие между концепцией Ф. Энгельса и концепцией М.М. Ковалевского относительно социологии семьи?

Различие между концепцией Ф. Энгельса и концепцией М.М. Ковалевского заключается в том, что Ф. Энгельс анализирует эволюцию семьи в контексте классовой борьбы и изменений в производительных силах, в то время как М.М. Ковалевский разрабатывает концепцию матриархата, где семья функционирует на основе матриархальной структуры.

В чем состоят основные концепции социологии семьи Ф. Энгельса и М.М. Ковалевского?

Ф. Энгельс и М.М. Ковалевский разработали различные концепции социологии семьи. Энгельс считал, что семья воспроизводит классовое неравенство и является источником эксплуатации женщин. Он выделял материальные основы семьи, связанные с обладанием частной собственностью, и указывал на роль брака и семьи в сохранении этих основ. Ковалевский, с другой стороны, сосредотачивал свое внимание на родовых отношениях и их влиянии на семью. Он полагал, что род и семья являются основными элементами социальной организации и определяют распределение ролей и обязанностей внутри семьи.

Какие концепции социологии семьи представляли Ф. Энгельс и М. М. Ковалевский?

Такие концепции социологии семьи, как представляли Ф. Энгельс и М. М. Ковалевский, были связаны с их исследованиями организации общества и семейных отношений. Ф. Энгельс подчеркивал, что моногамия является неестественной формой семьи, а основана на принудительной экономической зависимости женщин от мужчин. Он считал, что основным способом упразднения этих социальных отношений является социализм и освобождение женщин от экономической зависимости. М. М. Ковалевский представлял концепцию матриархата, считая, что в историческом развитии общества сначала существовал матриархат, а затем появился патриархат. Он видел организацию общества и семьи в качестве процесса саморазвития, в результате которого устанавливалась классовая структура общества.