Понятие, виды и показатели эластичности спроса и предложения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 27 27 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 18.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 4
Глава 1. Понятие, виды и факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения 5
1.1.Понятие, виды и факторы, влияющие на эластичность спроса 5
1.2. Понятие, виды и факторы, определяющие эластичность предложения 13
Глава 2. Значение эластичности в практической сфере 17
2.1. Эластичность и ценовая политика компании 17
2.2.Распределение налогового бремени и эластичность 22
Заключение 29
Список использованных источников 31

Фрагмент для ознакомления

В целом, резюмируя, можно сказать, что эластичность имеет важное прикладное значение для компаний. Наибольшую ценность с практической точки зрения представляет эластичность спроса по цене. Осуществляя ценовую политику, компании в обязательном случае оценивают ценовую эластичность спроса и ее влияние на общую выручку фирмы.Распределение налогового бремени и эластичностьПонятие «эластичность» находит яркое применение в практической деятельности компаний при формировании маркетинговой и, в частности, ценовой, политики, в ходе государственного регулирования с целью воздействия на спрос или предложение и ценовой механизм (например, в таможенном регулировании при расчете эффективности от введения таможенных пошлин, при установлении потоварных налогов и дотаций на покупателей и производителей и др.). Реализуя определенную стратегию, компании и государственные органы обязательно должны учитывать данный аспект. Рассмотрим установление государством потоварного налога на продажу (акциз) и на покупку. Начнем с потоварного налога на продажу (рис.5). Плательщиками данного налога в государственный бюджет выступают продавцы. В результате график предложения s1 перемещается на величину налога влево-вниз. Точка равновесия перемещается в e2, pe1 – в pe2, Q1 – в Q2. При такой величине производства цена предложения без налога равна pa, т.е. ae2 – величина налога на единицу товара. В силу того, что равновесная цена выросла на величину be2, эту часть налога продавцам компенсируют покупатели. Следовательно, суммарная величина налога равна площади pape2e2a, доля покупателя в этой величине составляет площадь pe1pe2e2b, доля продавца – pape1ba. Введение потоварного налога на продажу приводит к следующим последствиям: 1) снижается равновесный объем продукции; 2) бремя налога распределяется между продавцами и покупателями; 3) информация о рынке носит искаженный характер. Аналогичная ситуация происходит, когда вводится потоварный налог на покупку. В государственный бюджет налог выплачивают покупатели. При этом происходит смещение графика спроса, что приводит к снижению равновесной цены, и бремя налога распределяется между покупателями и продавцами (рис.6). ps2Доляпокупателейds1Налогe2pe2pe1paИзбыточноеналоговоебремяe1baДоляпроизво-дителейQ0Q2 Q1Рис.5. Результаты введения потоварного налога на продажу.Рис. 6 Результаты введения потоварного налога на покупкуРассмотрим роль эластичности спроса и предложения с точки зрения введения потоварного налога на продажу (рис.7, 8). S2pНалогE2p2p1paS1E1BA0Q Q2 Q1a)S2pE2Налогp2p1paS1BE1AD0 Q2 Q1Q б)Рис.7. Эластичный (а) и неэластичный (б) спрос и распределение налога с продажpS2НалогS1E2p2p1paE1DBA0Q Q2 Q1 в)S2pНалогS1E2p2p1paE1BDA0Q Q2 Q1 г)Рис. 8. Эластичное (в) и неэластичное (г) предложение и распределение налога с продажВ случае эластичного спроса (а) большая часть налога падает на производителей; в случае неэластичного (б) - на потребителей. В случае эластичного предложения (в) существенная часть налога приходится на потребителей, в случае неэластичного (г) - на производителей. Значительная часть потоварного налога при неэластичном спросе ложится на покупателей, в случае неэластичного предложения – на продавцов, что весьма важно в экономической политике государства.Концепт «эластичности» выступаетнеотъемлемым элементом для корректного формирования политики и стратегии, как компаний, так и государства. В полной степени это имеет отношение и к российскимреалиям. Несомненно, в условиях нестабильной и кризисной экономической ситуации в России, в частности отсчитывая с 2014 года, действительно непросто оценить идать прогнозыразвития рыночной конъюнктуры, сформулировать ценовую и маркетинговую политику. Такие сложности объясняются нестабильностью внешней среды, постоянной флуктуацией цен. Однако это не означает ненужность и бессмысленность использования эластичности. Говоря о государственной политики России, налоговые и таможенные составляющиенапрямуюзависят от степени эластичности спроса и предложения, так как эластичность воздействует на последствия изменения цен, введения налоговых ставок, таможенных пошлин. Для иллюстрации возьмем введение импортной таможенной пошлины. Вобщем виде это приведет к пополнению государственного бюджета, убыткам для отечественных потребителей, выигрышу для отечественных производителей, чистым убыткам с точки зрения благосостояния страны в целом. Упускание из вида законов эластичности может привести не к тем последствиям и экономическим эффектам, на которыепервоначально государство или компании делали ставки. В качестве иллюстрации влияния эластичности предложения и практического применения эластичности предложения возьмем несколько примеров из российской практики. Первый пример будет касаться производства сельскохозяйственной продукции, в частности в 1998 году. В результате девальвации в 1998 году объемы импорта резко снизились, однако цены на российскую сельскохозяйственную продукцию взлетели очень сильно. Объясняется данное явление очень просто и логично.Переключение спроса на отечественные товары могло повысить цены, однако не могло привести к росту предложения. Другими словами, увеличить производство при любом уровне спроса до следующего года ни при каких обстоятельствах невозможно. В краткосрочном и долгосрочном временных периодах с увеличением спроса размеры предложения будут также увеличиваться, т.е. предложение получит определенную эластичность. При этом цена будет также расти, однако, в меньшей пропорции, нежели сам спрос. Из этого следует вывод, что различия между краткосрочным и долгосрочным периодами кроятся лишь в степени эластичности кривой. В краткосрочном периоде степень эластичности предложенияневысока - за счет роста загрузки уже существующих мощностей можно добиться лишь ограниченного прироста производства. Другой практический пример применения эластичности предложения в российской экономике – это введение экспортных пошлин на нефть. В результате либерализации внешнеэкономической деятельности экспорт большинства российских товаров, в том числе нефти, стал быстро увеличиваться. Однако, достигнув определенного уровня (примерно 105 млн. тонн в год), остановился и словно замер. Нефтяники говорят, что лимитирующим фактором для них является «труба» - пропускная мощность нефтепроводов. Как бы велик ни был зарубежный спрос, больше определенного максимума работающие на пределе насосы через существующие трубопроводы прокачать не могут.Зато в долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ. Поэтому кривая весьма эластична. Реакцией на рост спроса становится большое увеличение производства при весьма умеренном росте цен. Возможно даже, что цена останется постоянной, т.е. реализуется абсолютно эластичная кривая предложения. ЗаключениеЭластичность спроса и предложения не просто так считается одной из значимых характеристик данных понятий. Исследованиемеры чувствительности спроса и предложения под действием определенных детерминантов дает возможность более углубленно проанализировать поступки и поведение производителей и домохозяйств в ходе их взаимодействия, корректно сформулировать ценовую политику компаний, оценить влияние эластичности на показатели выручки и получаемых доходов. Концепт «эластичность» применяется повсеместно - и в рамках государственной политике при исследовании эффективности налоговых ставок, субсидирования, инструментов таможенно-тарифного регулирования и др. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:1. Мера реакции покупателей к флуктуациям цен показывает ценовая эластичность спроса. С помощью данного параметра можно понять, на сколько%меняетсяобъем спроса при изменении цены продукции на 1%. 2. Если % изменения величины спроса окажется выше %изменения цены, спрос эластичный. Если % изменения величины спроса ниже % изменения цены – спрос неэластичный. Пропорциональные изменения цены и объема спроса свидетельствуют о единичной эластичности спроса.3. Доказана корреляция между валовой выручкой компании и коэффициентом ценовой эластичности спроса. При эластичном спросе уменьшение цены увеличивает общую выручку фирмы; рост цены – снижает выручку, т.е. производителю надо снижать цену. При неэластичном спросе уменьшение цены снижает общую выручку фирмы, рост цены – повышает выручку, т.е. фирме надо взвинчивать цену. В точке единичной эластичности выигрыш равен проигрышу и величина выручки максимизируется. Это явление называется в научной литературе «холм доходов».Кроме ценовой эластичности спроса выделяют также перекрестную эластичность и эластичность спроса по доходу. 4. Значимой характеристикой предложения служит эластичность. Она оценивает степень реакции производителя по отношению к изменению цен. Чем более эластично предложение, тем больше возможностей у производителя по изменению производственных мощностей (расширению производства при благоприятной рыночной конъюнктуре или сужению вследствие негативных трендов в экономике).Концепт «эластичность» имеет яркое применение в практической сфере компаний при формировании маркетинговой и, в частности, ценовой, политики, в ходе государственного управлениядля воздействия на спрос или предложение и ценовой механизм (скажем, в таможенном регулировании при оценке эффективности таможенных ставок, потоварных налогов и дотаций на покупателей и производителей и др.). Компании и государство должны непременно учитывать данный фактор, чтобы быть эффективными и конкурентоспособными и не прогореть, так как конкуренция на рынке весьма высока.6. В случае эластичного спроса значительнаядоля налога приходится на производителей; в случае неэластичного - на потребителей. В случае эластичного предложения существенная доля налога приходится на потребителей, в случае неэластичного - на производителей. При распределении налогового бремени существенная часть потоварного налога при неэластичном спросе ложится на потребителей, а при неэластичном предложении - на продавцов. Данные моменты необходимо учитывать при формировании налоговой политики и политики доходов.Список использованных источниковВечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2017. -464 с.Даниленко Л.Н. Экономическая теория. М.: Инфра-М, 2017. – 180 с.Ильяшенко В.В. Микроэкономика для бакалавров. – М.: КноРус, 2017.Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Кнорус, 2018. – 320 с.Малкина М.Ю. Микроэкономика. – М.: Инфра-М, 2017. – 310 с.Микроэкономика. – М.: Юрайт, 2017. – 340 с.Мэнкью Н. Грегори, Тейлор М. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2017. – 290 с.Носова С.С. Микроэкономика в вопросах и ответах (для бакалавров). – М.: КноРус, 2018. – 380 с.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Инфра-М, 2017. – 624 с.Пихно Д. Закон спроса и предложения. – М.: Медиа, 2017. – 248 с.Принципы микроэкономики. – McGraw-Hill, 2018. – 340 с.Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов. – М.: Юрайт, 2018. – 804 с.Станковская И.К. Экономическая теория. – М.: Феникс, 2017.Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. - М.: Инфра-М, 2018. – 216 с.Эластичность спроса и предложения [Электронный ресурс] Режим доступа: www.aleng.ru Эластичность спроса и предложения [Электронный ресурс] Режим доступа:www.aup.ru Эластичность спроса и предложения [Электронный ресурс] Режим доступа:www.grandars.ru Эластичность спроса и предложения [Электронный ресурс] Режим доступа: www.gumer.info Эластичность спроса и предложения [Электронный ресурс] Режим доступа: www.libertarium Эластичность спроса и предложения [Электронный ресурс] Режим доступа: www.studib.com

Список использованных источников

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2017. - 464 с.
2. Даниленко Л.Н. Экономическая теория. М.: Инфра-М, 2017. – 180 с.
3. Ильяшенко В.В. Микроэкономика для бакалавров. – М.: КноРус, 2017.
4. Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Кнорус, 2018. – 320 с.
5. Малкина М.Ю. Микроэкономика. – М.: Инфра-М, 2017. – 310 с.
6. Микроэкономика. – М.: Юрайт, 2017. – 340 с.
7. Мэнкью Н. Грегори, Тейлор М. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2017. – 290 с.
8. Носова С.С. Микроэкономика в вопросах и ответах (для бакалавров). – М.: КноРус, 2018. – 380 с.
9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Инфра-М, 2017. – 624 с.
10. Пихно Д. Закон спроса и предложения. – М.: Медиа, 2017. – 248 с.
11. Принципы микроэкономики. – McGraw-Hill, 2018. – 340 с.
12. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов. – М.: Юрайт, 2018. – 804 с.
13. Станковская И.К. Экономическая теория. – М.: Феникс, 2017.
14. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. - М.: Инфра-М, 2018. – 216 с.
15. Эластичность спроса и предложения [Электронный ресурс] Режим доступа: www.aleng.ru
16. Эластичность спроса и предложения [Электронный ресурс] Режим доступа: www.aup.ru
17. Эластичность спроса и предложения [Электронный ресурс] Режим доступа: www.grandars.ru
18. Эластичность спроса и предложения [Электронный ресурс] Режим доступа: www.gumer.info
19. Эластичность спроса и предложения [Электронный ресурс] Режим доступа: www.libertarium
20. Эластичность спроса и предложения [Электронный ресурс] Режим доступа: www.studib.com

Вопрос-ответ:

Что такое эластичность спроса и предложения?

Эластичность спроса и предложения - это мера чувствительности спроса и предложения на изменение цены или других факторов. Если спрос или предложение являются эластичными, они изменяются в большей степени в ответ на изменение цены или других факторов. Если спрос или предложение неэластичны, они изменяются в меньшей степени.

Какие факторы влияют на эластичность спроса?

Факторы, влияющие на эластичность спроса, включают наличие близких заменителей, долю товара в бюджете покупателя, необходимость товара, возможность отложить покупку, продолжительность периода времени, доступность информации и другие. Чем больше эти факторы влияют на спрос, тем более эластичен будет спрос на товар.

Какие факторы определяют эластичность предложения?

Факторы, определяющие эластичность предложения, включают наличие заменителей для производства товара, гибкость в использовании производственных ресурсов, время, необходимое для изменения объема производства, доступность информации, наличие специализированного оборудования и технологий и другие. Чем больше эти факторы влияют на предложение, тем более эластично будет предложение данного товара.

В чем значимость эластичности в практической сфере?

Эластичность имеет большое значение в практической сфере, так как позволяет понять, как реагирует спрос и предложение на изменение цены или других факторов. Это помогает компаниям определить оптимальную ценовую политику, предугадать изменения спроса, оптимизировать распределение налогового бремени и принимать другие решения, связанные с экономической деятельностью.

Как эластичность связана с ценовой политикой компании?

Эластичность спроса и предложения позволяет компаниям определить оптимальную ценовую политику. Если спрос на товар эластичен, то увеличение цены может привести к снижению объема продаж. В таком случае компания может решить установить более низкую цену, чтобы стимулировать спрос. Если спрос на товар неэластичен, то компания может установить более высокую цену, чтобы увеличить свою прибыль.

Что такое эластичность спроса и предложения?

Эластичность спроса и предложения - это показатель, который позволяет оценить, насколько сильно спрос и предложение изменятся в ответ на изменение цены или других факторов.

Какие виды эластичности спроса существуют?

Виды эластичности спроса можно разделить на три основных: абсолютная эластичность, конечная эластичность и соотносительная эластичность.

Какие факторы влияют на эластичность спроса?

Факторы, влияющие на эластичность спроса, включают доступность заменителей, долю дохода, предпочтения потребителей, срочность потребности и другие.

Что определяет эластичность предложения?

Эластичность предложения определяется реагированием производителей на изменение цены, а также на наличие ресурсов, технологий и возможностей для роста производства.

Как эластичность влияет на ценовую политику компании?

Эластичность спроса и предложения может определять, как компания устанавливает цены на свои товары и услуги. Если спрос эластичен, компания может снизить цену, чтобы привлечь больше покупателей. Если спрос неэластичен, компания может повысить цены для увеличения своей прибыли.