НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 27 27 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 18.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Определение категории наречия в лингвистике 5
1.1 Характеристика наречия как части речи с позиции современной лингвистики 5
1.2 Словообразовательные особенности и орфографические трудности в правописании наречий 6
Глава 2. Слова категории состояния как особая часть речи в современном русском языке 9
2.1 Морфологические и синтаксические характеристики слов категории состояния 9
Глава 3. Наречия и категория состояния в практике школьного преподавания 13
3.1 Методика изучения наречий в школе 13
3.2. Методика изучения категории состояния как части речи в школе 20
Заключение 24
Список использованных источников 25
Приложение 1 27



Фрагмент для ознакомления

Поскольку учащиеся к седьмому классу еще не изучили синтаксис в необходимом для свободного применения этого правила объеме, им, для облегчения процесса усвоения правила, предлагается выполнение упражнений, рассчитанные на противопоставление значений одинаково звучащих слов: «организовано новое дело» (кто-то организовал новое дело) – действовать (как?) организованно, т. е. слаженно. В первом варианте перед нами глагольная форма – краткое причастие, во втором – наречие, дающее действию качественную оценку.Правописание наречий, образованных от прилагательных с предлогами, усваивается учащимися достаточно легко, так как такие наречия, как правило, не имеют звукобуквенных аналогов в современном русском языке. Конечно, существуют и иные правила, которые следует учитывать при оформлении наречий в тексте и для того, чтобы эти правила адекватно применять, необходимо не только их понимание, но и навыки их применения, то есть тренинг, а также своевременный контроль освоения учащимися материала, позволяющий своевременно произвести необходимую коррекцию.3.2. Методика изучения категории состояния как части речи в школеНесмотря на то, что в 7 классе происходит знакомство учащихся с категорией состояния в качестве части речи, тем не менее, семиклассникам еще не известны односоставные предложения. В связи с этим, на представленном этапе обучения нельзя в полном объеме представитьэту группу слов и свойственные им синтаксические функции (безличные предложения). Рассмотрение указанной темы согласно школьным программам, длится в среднем 4 часа, также дается 2 часа на развитие речи. Пример урока представлен в Приложении 1.Ознакомление с приведенной группой слов предполагается возможным начинать со сравнения предложений со словом «тихо», которое в первом случае означает признак действия (играли, как? Тихо), относится к глаголу, и выступает обстоятельством. Во втором случае данное слово означает состояние окружающей природы, является синтаксически независимым и играет роль сказуемого. Для расширения представления о категории состояния можно приводить другие примеры, для того, чтобыобучающиесямогли заметить, что слова категории состояния отображают не только состояние природы, но и человека, с различными значениями состояния: окружающего мира, людей, животных, эмоций и интеллекта, оценкиситуации, пространственно-временных отношений (к примеру, рано, тяжело, далеко, мелко).Специфической группой, изображающей категории состояния являются слова со значением возможности (невозможности), долженствования и необходимости: нельзя,можно, должно,возможно, надо, надобно, нужно,необходимо и т.д. К данным словам как правилоприсоединяются глаголы в неопределенной форме. Представляется необходимымзнакомствоучащихся со словами категории состояния, которые образованы от существительных: жаль,крышка, конец, времяи др. (Бежать не время. Ему лень тренироваться). Отличиемслов категории состояния от отправных существительных является то, что первые не меняются.Изучая данную категорию слов, учащихся первоначально следует научить различать слова категории состояния от коротких прилагательных и наречий. Безлично-предикативным словам характерноодно значение – выражать состояние или оценивать его. Сюда можно отнести состояния живых существ, психики или физические состояния, окружающей реальности, состояния с модальностью, оценивание состояния с позиции морали и этики, согласно протяженности во времени и пространстве и т.п. Состояние, котороевыражается указанной категорией слов, понимается только безлично: Человекустыдно (сравним с «Человек испытывает стыд»).Обучая школьников наречию, необходимоакцентировать их внимание на морфологических характеристиках категорий состояния, зная которыеони безошибочно смогут различать данную группу слов от прочих частей речи.Морфологическими признаками категории состояния являются:1. Неизменность, то есть у наречия нет формы склонения или спряжения.2. Имеется суффикс -о у тех слов, которые образованы от имен прилагательных и наречий (тепло, весело, тяжело, необходимо).3. Наречие может выразить значение времени, которое передается при помощи связки, с которой совмещаются безлично-предикативные слова (легко, было легко, будет легко). Отсутствие связки являетсямаркером настоящего времени.4. Сохранение форм сравнения слов на -о, которые образованы от коротких имен прилагательных и наречий. (Было светло – станет светлее).5. Соотносимость с теми частями речи, от которых происходитпредставленная категория слов: весело можно соотнести со словом веселый, холодно – с холодный. Тем не менееданный признак присущ не всем безлично-предикативным словам. К примеру, совестно в современном русском языке нельзя соотнести со словом совестный. Можно также нельзя соотнести со словом можный. Наиболее отчётливыми и определенными выступают синтаксические характеристики категории состояния.1. Основным признакомданных слов выступает синтаксическая функция сказуемого в безличном предложении совместно с инфинитивом или без его наличия.2. Безлично-предикативным словам не свойственно согласование и управление, они способны сочетаться со связкой,которая является отвлеченной или полуотвлеченной (быть, стaнoвиться, делaться), которая выражает время и наклонение.3. Категория состояния может распространяться при помощи форм имен существительных и местоимений в дательном падеже без предлога и в родительном и предложном вместе с предлогами, иными словами, управлять представленными формами. К примеру, Мне тяжело слышать твои слова слушать; Вам может быть жарко у меня, а я довольновесел.Также, при безлично-предикативных словах зачастую используется зависимый инфинитив (На снег тяжело смотреть зимой.)4. Слова категории состоянияв отличие от наречий и прилагательных не определяют другие слова. К примеру, Он смотрелвесело (наречие, которое определяет глагол) – Егокартина была грустна (краткое прилагательное, которое определяет имя существительное) – Он был грустен (безлично-предикативное слово)[13, с. 358-360].Следовательно, слова категории состояния можно выделить в особую лексико-грамматическую группу на базе семантических, морфологических и синтаксических характеристик.ЗаключениеМетодика обучения наречиям и словам категориям состояния обладает своейспецификой. Наречие рассматривается в школе в 7 классе. При прохожденииданной темы следует раскрыть синтаксическую функцию представленной грамматической категории не только в отдельном предложении, но и как один из путей соединения законченных предложений в едином тексте. Необходимопредставить коммуникативный смыслпроходимой части речи – текстообразующие способности наречий, их функцию в формировании связного высказывания. Особые сложности в исследованиипредставленной темы возникают при изучении орфографии наречий: различение суффиксов -а и -о на конце наречий, слитное-раздельное написание (в связи с тем, что многие наречия в написании не подчиняются общим правилам). Для того, чтобы преодолеть указанные трудности особое внимание нужно уделять словообразовательному и этимологическому рассмотрению наречий. Это поможетучащимся справиться с написанием наречий, а также расширит их представления о существовании слова, что важно для воспитания их диалектического мировоззрения.Обучающиеся в 7 классахизучают слова категории состояния только в небольшом объеме, всего 4 часа отведено на исследование данной темы. Школьники еще не учили односоставных предложений, и вследствие этого на данном этапе обучения нельзя в полном объеме представить данную группу слов и свойственные им синтаксические функции. В дальнейшем с этой группой слов учащиеся встретятся в 8 классе при прохождении безличных предложений. Главной задачей методики преподавания слов категории состояния является научениеучащихся распознавать наречия, краткие прилагательные и слова категории состояния (безлично-предикативные слова) на базе морфологических характеристик.Приложение 1Урок на тему«Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е»Целью урока выступаетразвитие навыка письмане с наречиями.Развитие речи: формирование устного высказывания на грамматическую тематику.Повторение: письмоне с разными частями речи. I. Контроль домашнего задания1. Упр. 189рассматривается «по цепочке».2. Один из учениковформирует рассказ про наречиесогласно плану, который заранее написан на доске.II. Повторение пройденного.Не с глаголами.Выразительное чтение текста.- Основная мысль? (учебник - ценность,которая была создана трудом многих людей, и его необходимоберечь.)Переписать глаголы с не.Разъяснить их написание.Как обращаться с учебникомПоместить учебник в обложку.Не загибать страницы учебника, использовать закладки.Не перегибать учебник, так как могут вырываться страницы.Не закладывать в учебник ручки или карандаши, можетсломаться переплет.Не писать и не рисовать в учебнике.Не брать учебник грязными руками и не читатьего во время приема пищи. Класть учебник только на чистый стол или парту.Не читать учебник на солнце: солнечные лучи могут обесцветить обложку и страницы книги.Переворачивая страницу, держать ее за верхний край и никогда не слюнявить пальцы.(Из кн. "Спутник классного руководителя".)III. Словарная диктовкаДелается вывод о написании нес различными частями речи.IV. Чтение и анализ § 41. Следует обратить внимание учащихся на то, что в наречиях не на-о, -е неявляется только частицей (не по-заячьи, не по-нашему).V. Закрепление материала1. Подобрать к наречиям высоко, хорошо, шумно, быстро, многовначале синонимы с приставкой не, затем антонимы.- Чем является в данных наречиях не? Составить с любыми двумя наречиями с приставкой не- предложения.Делается вывод о роли синонимической замены наречия.2. Записать, объяснив слитное и раздельное написание не с наречиями.- Чем является невданных наречиях? 3. упр. 191. Рекомендуется подробно остановиться на образце рассуждения, данном в задании к этому упражнению. Упражнение выполняется самостоятельно, один из учащихся записывает его на пленке графопроектора. Проверка правильности выполнения работы проводится методом самоконтроля: учащиеся сверяют написанное с спроецированным упражнением на доску или экран.Рассмотрение ошибок.Итог: чем может являтьсяне в наречии? (Частица, часть корня, приставка)Домашнее задание: § 41; рассмотреть графическое объяснение написания не с наречиями; упр. 193, 195.

Список использованных источников
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1991. С. 109-110.
2. Виноградов В.В. Русский язык. – М.: Высшая школа, 1972. – 720 с.
3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. I. М., 1967. С. 396.
4. Горобец Л.Н. Изучение темы «Наречие» на основе системно-функционального подхода / Л.Н. Горобец, Т.Н. Крамская // Научный диалог. –2016. м № 10 (58). – С. 351-363.
5. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.,1990. – С. 181-182.
6. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская М.Р. Львов и др.; под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. С. 130.
7. Мещанинов И.И. Понятийные категории и грамматические понятия // Вестник Московского гос. ин-та. №1. – Академия наук СССР, 1946. – С.7-24.
8. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод. рекомендации к учебнику 7 класса общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской. М., 1997. С. 51.
9. Паташкова Е.С. К вопросу о функционально-грамматическом статусе слов категории состояния в русском языке / Филология и искусствоведение // Вестник ЧГПУ 2/2012. – С. 194-202.
10. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении: Учебное пособие / Вступ. ст. Е.В. Клобукова. Изд. 9-е. – М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. – 432 с.
11. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростнецова и др. М.: 2005.
12. Ориентировочное планирование по русскому языку для 7 класса на 2004/2005 учебный год / Т.А. Костяева // Русский язык в школе. 2004. № 5–6.
13. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич. М., 1966. С. 268.
14. Справочник школьника по русскому языку. 5–11 классы / Под ред. П.А. Леканта. М., 1996. С. 110.
15. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 2. СПб, 1903. С. 325.
16. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. С. 180-181.
17. Травничек Фр. Заметки о категории состояния // Вопросы языкознания. №3. – Академия наук СССР, 1955. – С. 46-53.
18. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. Т.2. – М., 1956. – 924 с.
19. Шапиро А.Б. Очерки по синтаксису русских народных говоров. – М.,1953. – 318 с.
20. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 624 с.
21. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: Наука, 1974. – С. 77-100.

Вопрос-ответ:

Что такое наречия и как их можно определить?

Наречия - это часть речи, которая обозначает обстоятельства действия, качества или состояния. Они могут быть определены по своим особенностям с точки зрения современной лингвистики.

Какие особенности имеют наречия при образовании слов?

При образовании слов наречий могут возникать орфографические трудности, связанные с написанием корневой части слова или с добавлением суффиксов и приставок.

В чем особенности слов категории состояния?

Слова категории состояния имеют морфологические и синтаксические характеристики, которые позволяют классифицировать их как отдельную часть речи. Они обозначают постоянное или временное состояние объекта или субъекта.

Какие характеристики обладают наречия и категория состояния в русском языке?

Наречия и категория состояния имеют разные характеристики. Наречия обозначают обстоятельства действия или состояния, а категория состояния - постоянное или временное состояние объекта или субъекта.

Какие словообразовательные особенности встречаются при правописании наречий?

При правописании наречий может возникать необходимость в написании корневой части слова или добавлении суффиксов и приставок. Эти особенности могут создать трудности при правильном написании слова.

Что представляет собой категория наречия в лингвистике?

Категория наречия в лингвистике представляет собой часть речи, которая обозначает признаки действия или состояния. Наречия могут описывать различные обстоятельства, такие как место, время, способ или степень действия.

Какие особенности имеют наречия как часть речи?

Наречия обладают следующими особенностями как часть речи: они неизменяемы, то есть не имеют падежей и чисел; они могут модифицироваться с помощью суффиксов (например, "быстро" - "быстрее", "быстрейше"); они могут выступать в роли обстоятельства при сказуемом.

Какие трудности возникают при правописании наречий?

При правописании наречий можно столкнуться со следующими трудностями: определение формы слова (наречие или наречное окончание); использование правил написания буквы "ё"; различие в написании одних и тех же наречий при разных значениях (например, "спокойно" - "спокойно"- "спокойно").