Психологическая диагностика в профилактике нарушений психической адаптации у лиц работающих в стрессагенных условиях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 55 55 страниц
  • 62 + 62 источника
  • Добавлена 23.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический аспект психологической диагностики в профилактике нарушений психической адаптации у лиц, работающих в стрессогенных условиях 6
1.1. Анализ исследования в отечественной психологии 6
1.2. Анализ исследования в зарубежной психологии 9
1.3. Особенности психических и психологических состояний у сотрудников пожарной службы 12
Вывод к главе 1 18
Глава 2. Эмпирическое исследования психологической диагностики в профилактике нарушений психической адаптации у лиц, работающих в стрессогенных условиях 19
2.1 Методология и этапы исследования 19
2.2 Описание методик исследования 20
2.3 Анализ результатов 23
Вывод к главе 2 29
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 38

Фрагмент для ознакомления

- СПб.: Питер, 2005. - 256 с.44.Сапольски Р. Психология стресса. Изд. - СПб.: Питер, 2015. - 480 с.45.Селье Г. Стресс без дистресса / Селье Г. - М.: Книга по Требованию, 2012. -234 с.46.Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. – Л.: Медицина, 1987. – 181 с.47.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии /Е.В. Сидоренко - СПб.: ООО «Речь», 2010. - 350 с.48.современное состояние проблемы. - М.: ПЕР СЭ, 2016. - 528с.49.Сосновикова Ю. Е. К сравнительной характеристике психических состояний индивида и масс //Прохоров А.О., Габдреева Г.Ш., Васильева Т.Н. Хрестоматия: Психология состояний. — М.: Пер СЭ; — СПб: Речь, 2015. C. 92.50.Титаренко М.С., Шклярук С.П. Влияние экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России на возникновение морбидных рисков// Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы. - 2010. - № 3. С. 85-88.51.Толочек В.А. Психология труда: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2016.-480 с.52.Физические упражнения как средство повышения эмоциональной устойчивости к действиям в экстремальных условиях / Лункин А.Н., Харченко Н.Н. // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2012. № 1. - С. 61-66.53.Фонтана Д. Как справиться со стрессом: пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2005.- 352с.54.Фресс П. Экспериментальная психология: изд.12. - СПб: Питер,55.Шленков А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии: Дисс. докт.психол.наук. -СПб.: СПб Ун- т МЧС России, 2010.-340 с56.Шленков А.В.Функциональная модель развития устойчивости к эмоциональному выгоранию сотрудников пожарных частей / Шленков А.В., Кошкаров В.С. // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт- Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2014. № 3. - С. 115-119.57.Щелкова О.Ю. Психологическая диагностика в профилактике нарушений психической адаптации: постановка проблемы и примеры исследований // Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы. Коллективная монография. С. 207–222.58.Щербатых Ю.В., Мосина А. Н. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов. Казань, 2018. - С. 526 - 528.59.Энциклопедия психологии http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=6z8t&from=yandex.ru60.Энциклопедия психологии Корсиниhttp://yandex.ru/clck/jsredir?bu=6z95&from=yandex.ru61.Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress and social resourses among adults with unipolar depression // J. Person. Soc. Psychol. – 2017. – Vol. 46. – № 4. – P. 877-891.62.Krankheitsverarbeitung. Jahrbuch der MedizinischenPsychologie / E. Heim, M. Perrez (Hrsg.). – Band 10. – Gottingen: Hogrefe, 2016. – 263 S.ПриложенияМетодика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»23.Описание методики.Методика разработана в Санкт-Оетербургской военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и направлена на определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе. Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в экстремальных ситуациях.Инструкция.Прочтите утверждения и дайте ответ «да» или «нет».Текст опросникаИногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.У меня часто болит голова.Иногда я говорю неправду.Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.Бывает, что я сержусь.Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.Я охотно принимаю участие во всех собраниях других общественных мероприятиях.Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.Если мне не грозит штраф и нет машин по близости, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там где положено.Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.Мне часто говорят, что я вспыльчив.Запоры у меня бывают редко.В игре я предпочитаю выигрывать.Последние несколько лет большую часть времени чувствую себя хорошо.Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.С моим рассудком творится что-то неладное.Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.Думаю, что я человек обреченный.Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.Моя внешность меня в общем устраивает.Я вполне уверен в себе.Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.Кто-то управляет моими мыслями.Я ежедневно выпиваю необычно много воды.Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.Счастливей всего я бываю, когда один.Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.Я любил сказки Андерсена.Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.Меня злит, когда меня торопят.Меня легко привести в замешательство.Я легко теряю терпение с людьми.Часто мне хочется умереть.Бывало, что я бросал начатое дело, т.к. боялся, что не справлюсь с ним.Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.К вопросам религии я отношусь равнодушно — они не занимают меня.Приступы плохого настроения бывают у меня редко.Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.У меня были очень необычные мистические переживания.Мои убеждения и взгляды непоколебимы.У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.Я человек нервный, легко возбудимый.Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как у других людей (не хуже).Все у меня получается плохо, не так, как надо.Я почти всегда ощущаю сухость во рту.Большую часть времени я чувствую себя усталым.Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.Я часто испытываю чувство усталости от жизни, мне не хочется жить.На меня обращают внимание чаще, чем на других.У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.Мне трудно проснуться в назначенный час.Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.В детстве я был капризный и раздражительный.Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.Иногда я принимаю валериану, элениум, к другие успокаивающие средства.У меня есть судимые родственники.В юности я имел приводы в милицию.Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.Обработка результатов.Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. За каждое соответствие ответа испытуемого с ключомначисляется 1 балл. Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.Шкала для проверки искренности ответов:«ДА» - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.Основная шкала:«ДА» - вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;«НЕТ» — вопросы: 2. 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.Интерпретация результатов. Нервно-психическаянеустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ. Она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость. Чем выше больше значение шкалы НПУ, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптапии в стрессеТаблица 3.1.Шкала НПУРезультаты (НПУ)Группа НПУПрогнозСырые баллыСтены5 и менее 6101 - высокаяблагоприятный97-882 - хорошаяблагоприятный9-10711-13614-1753 - удовлетворительнаяблагоприятный18-22423-28329-3224 - неудовлетворительнаянеблагоприятный33 и более1Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействия стимулов окружающей средыМетодика разработана В. В. Бойко (1996).Инструкция. Вам предлагается оценить свое поведение в ряде ситуаций. Выберите подходящий для вас вариант ответа - «а», «б» или «в». Будьте искренни.Текст опросника1. Когда я усталый прихожу с работы домой, то усталость:а) быстро проходит;б) остается какое-то время, но я ее не показываю;в) отрицательно сказывается на общении с домашними.2. Жизнь показывает, что я склонен:а) все видеть в основном оптимистично,б) воспринимать все преимущественно в спокойных, нейтральных тонах;в) относиться ко всему по большей части пессимистично.3. Когда на улице хорошая погода, то чаще всего:а) у меня улучшается настроение или повышается активность;б) мне хочется расслабиться, отложить дела,' бездельничать;в) я на это никак не реагирую или чувствую себя несчастным, подавленным.4. Если бы мне предложили пройти тест на определение уровня интеллекта, то я:а) охотно согласился бы,б) постарался бы не проходить,в) категорически отказался бы.5. В общении с новым деловым партнером (коллегой) я обычно:а) легко и быстро вступаю в контакт;б) сначала некоторое время присматриваюсь и проявляю осторожность;в) стараюсь вообще особенно не сближаться.6. Когда бывает радостно на душе, то обычно мне хочется:а) чтобы это увидели, почувствовали все,б) чтобы это увидели, почувствовали только близкие мне люди;в) чтобы этого никто не заметил.7. Очередное трудное обстоятельство в жизни чаще воспринимаю:а) с готовностью успешно преодолеть;б) с некоторой тревогой, беспокойством;в) с чувством досады или раздражения.8. Написать письмо на телевидение меня могла бы побудить скорее всего:а) передача, которая очень понравилась;б) передача, которая содержала вопрос, требующий ответа;в) передача, которая вызвала протест, неудовлетворение.9. Когда возникают нежные чувства к близким, я обычно:а) проявляю их открыто;б) стесняюсь своей сентиментальности;в) стараюсь не показывать.10. Необходимость принимать ответственные решения в личной жизни обычно:а) мобилизует меня,б) вызывает растерянность, ставит в тупик;в) огорчает или расстраивает.11. Сомнительные, но интересные идеи, знания, факты я обычно:а) включаю в багаж своих знаний;б) тщательно обдумываю, взвешиваю;в) решительно отторгаю или опровергаю.12. Когда представители противоположного пола говорят мне комплименты, я обычно:а) не скрываю своего удовольствия;б) смущаюсь, чувствую неловкость;в) сомневаюсь в их искренности.13. Если мое предложение будет отвергнуто руководителем, то я скорее всего:а) сделаю новое предложение или внесу исправления в прежнее,б) буду переживать в себе случившееся;в) выскажу свое недовольство или не стану впредь вносить предложения.14. Я человек:а) очень доверчивый;б) осмотрительный, настороженный;в) очень недоверчивый.15. На юмор и шутки в основном реагирую так:а) открыто смеюсь, радуюсь;б) воспринимаю сдержанно;в) отношусь критично или реагирую редко.16. Если кто-либо из членов семьи опять делает не, то и не так, я чаще всего:а) терпеливо и спокойно объясняю, как надо сделать;б) начинаю ворчать, брюзжать;в) шумлю, ругаюсь, устраиваю разгон.17. Жизнь чаще:а) радует;б) не вызывает определенных эмоций;в) огорчает или разочаровывает.18. Анекдоты я:а) обожаю;б) воспринимаю без особого восторга;в) не люблю.19. Неприятные обязанности на работе я большей частью выполняю:а) столь же терпеливо, как и остальные;б) нехотя;в) с неудовольствием или с досадой, раздражением.20. Для моего стиля жизни больше характерно:а) активное планомерное продвижение к намеченной цели,б) стабильность, постоянство;в) желание периодически многое или что-нибудь резко изменять.21. Если бы мне предложили отметить круглую дату моего трудового пути, я бы вероятнее всего ответил:а) принимаю предложение;б) мне не очень хочется или неловко оказаться в центре внимания;в) я не люблю подобные мероприятия.22. На справедливые, но обидные по форме замечания в мой адрес я обычно в первый момент реагирую так:а) принимаю с благодарностью, признанием;б) обижаюсь, но не показываю это;в) защищаюсь или теряю самообладание, «завожусь».23. Я хотел бы, чтобы моя профессиональная деятельность:а) была связана с активным общением с людьми;б) не требовала активного общения;в) по возможности исключала общение.24. Дружеские подшучивания по моему адресу:а) вполне принимаю;б) не одобряю, но терплю;в) не выношу, не приемлю.25. Недостатки личности делового партнера чаще всего:а) принимаю как обстоятельство, которое надо преодолевать;б) стараюсь молча терпеть;в) заставляют нервничать, огорчаться.26. Будь я руководителем, то для завоевания авторитета у коллег предпочел бы такое средство:а) оказание помощи и поддержки;б) терпение и выдержку; в) строгость и требовательность.27. Если бы на собрании коллектива меня похвалили за хорошую работу, то по всей вероятности:а) я не скрывал бы своего удовлетворения;б) смутился бы или постарался скрыть свои чувства;в) не испытал бы особых чувств или это меня не порадовало бы.28. Если меня кто-либо разозлит, то я:а) быстро отхожу, забываю о случившемся;б) успокаиваю себя, убеждаю, что надо уметь прощать, и у меня это получается;в) злюсь долго и ничего с этим не могу поделать.29. Когда вечером раздается неожиданный стук в дверь, то я по обыкновению:а) ожидаю что-нибудь приятное;б) настораживаюсь, но не подаю вида;в) явно нервничаю, жду что-нибудь неприятное.30. Когда в дружеской компании меня просят петь или плясать, то я:а) тут же откликаюсь;б) некоторое время смущаюсь и не решаюсь;в) предпочитаю, чтобы меня не просили.31. Мелочи жизни я воспринимаю:а) как тонизирующий фактор;б) как беспокоящее меня обстоятельство;в) как досадные неприятности.32. Моя жизнь в целом:а) наполнена яркими событиями, которые я чаще всего сам себе организую;б) размерена и спокойна;в) скучна и однообразна.33. Если бы кто-нибудь из коллег, с которым не было особых отношений, вдруг стал бы оказывать мне дружеское расположение, то:а) я тут же ответил бы взаимностью;б) сначала постарался бы понять причину, а потом решил бы, как себя вести;в) воздержался бы от дружеских отношений.34. Если коллега нанесет мне какую-то обиду, то я скорее всего:а) быстро смогу простить его,б) буду переживать, стараясь не показывать этого,в) когда-нибудь отвечу ему тем же.35. Обстановка на работе чаще всего вызывает:а) хорошее или бодрое, приподнятое настроение;б) внутреннее напряжение, беспокойство;в) раздражение или плохое, сниженное настроение.36. Полезные советы со стороны знакомых я обычно:а) тут же принимаю с благодарностью;б) тщательно обдумываю и проверяю на надежность;в) не принимаю в расчет, стараюсь жить своим умом.37. Если кто-либо из коллег проявит недовольство беспорядками в нашей работе, я скорее всего:а) постараюсь своим участием уладить конфликт;б) буду наблюдать за развитием действий;в) приму сторону недовольных или обиженных.38. Большинство людей в моем окружении на работе (в учебном заведении):а) вызывают доверие;б) заставляют держаться настороженно;в) вызывают недоверие.39. В последнее время праздники я обычно встречаю:а) с подъемом и радостью;б) с некоторой грустью, тревогой, разочарованием или безразличием;в) с явной досадой, раздражением или ощущением пустоты, одиночества.Обработка данных. Учитываются:1) «эйфорическая активность вовне» а, «рефрактерная активность вовнутрь» б и «дисфорическая активность вовне» в;2) характер стимулов:положительные обладают позитивным личностным смыслом или социальным значением (хорошая погода, радость на душе, комплимент окружающих, шутка);амбивалентные (или нейтральные) - они двойственны по своей природе, в них можно, обнаружить либо положительный, либо негативный смысл - все зависит от установок самой личности, от ее тенденций приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества (амбивалентны как стимулы новый деловой партнер вообще, телевизионная передача, сомнительные идеи, окружающие люди, жизнь в целом, обычная обстановка на работе);отрицательные обладают отрицательным смыслом и значением (ощущение усталости, надо пройти интеллектуальное испытание, трудное обстоятельство в жизни).Подвести итоги позволяет таблица, в которую надо перенести данные ваших ответов - ставьте единички в нужной графе. Подсчитайте общее количество ответов «а», «б», «в» - по колонкам таблицы.БланкСтимулыВопросыТип эмоциональной реакцииЭйфорическая (ответ «а»)Рефрактерная (ответ «б»)Дисфорическая (ответ «в»)негативные1, 4, 7, 10, 13,16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37амбивалентные2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38позитивные3, 6, 9, 12, 15,18, 21, 24, 27, 30, 33, 36, 39ВСЕГО:Интерпретация результатовНаибольшее количество ответов типа «а» говорит о том, что ваша эмоциональная система восприятия пасует перед разными влияниями: положительными, отрицательными и амбивалентными. В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы. При этом они «застревают» в личности, остаются в виде переживаний неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы.При доминировании дисфорической формулы (больше всего ответов «в») положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям, а ваша эмоциональная система в целом настроена на негативные стимулы.Дополнительно можно отметить, какие именно стимулы - негативные, амбивалентные или позитивные - чаще вызывают конкретный тип преобразования энергии - «а», «б» или «в».Данные показывают, что «чистые» формулы преобразования энергии воздействий встречаются редко и обычно их демонстрируют личности с акцентуациями в характере, с признаками невротичности. Чаще отмечаются «смешанные» типы реагирования на внешние и внутренние воздействияТест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится1 балл, если совсем не подходит – 0 баллов.IНе чувствую в себе уверенности.Часто из-за пустяков краснею.Мой сон беспокоен.Легко впадаю в уныние.Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.Меня пугают трудности.Люблю копаться в своих недостатках.Меня легко убедить.Я мнительный.Я с трудом переношу время ожидания.IIНередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.Несчастья и неудачи ничему меня не учат.Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.Я нередко чувствую себя беззащитным.Иногда у меня бывает состояние отчаяния.Я чувствую растерянность перед трудностями.В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.Считаю недостатки своего характера неисправимыми.IIIОставляю за собой последнее слово.Нередко в разговоре перебиваю собеседника.Меня легко рассердить.Люблю делать замечания другим.Хочу быть авторитетом для других.Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.У меня резкая, грубоватая жестикуляция.Я мстителен.IVМне трудно менять привычки.Нелегко переключать внимание.Очень настороженно отношусь ко всему новому.Меня трудно переубедить.Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.Нелегко сближаюсь с людьми.Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.Нередко я проявляю упрямство.Неохотно иду на риск.Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.Обработка результатов.Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:1…10 вопрос – тревожность;11…20 вопрос – фрустрация;21…29 вопрос – агрессивность;31…40 вопрос – ригидность.Оценка и интерпретация баллов:Тревожность:0…7 – не тревожны.8…14 – тревожность средняя, допустимого уровня.15…20 – очень тревожные.II.Фрустрация:0…7 – не имеет высокой самооценки, устойчивы к неудачам,не боитесь трудностей;8…14 – средний уровень, фрустрация имеет место;15…20 – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей,боитесь неудач, фрустрированы.Агрессивность :0…7 – вы спокойны, выдержаны;8…14 – средний уровень агрессивности;15…20 – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.IV.Ригидность:0…7 – ригидности нет, легкая переключаемость;8…14 – средний уровень;15…20 – сильно выраженная ригидность, неизменностьповедения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

1. Актуальные вопросы профилактики состояний дезадаптации у специалистов, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций / Склярова Т.П., Механтьева Л.Е., Петрова А.В., Сапронов Г.И. / Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2014. № 57. - С. 49-51.
2. Артамонова Г.К., Лоскутова Е.Е., Муша В.И. Психолого-педагогические основы подготовки сотрудников МЧС России к условиям чрезвычайных ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России - 2012 - №01. - 288 с.
3. Бабанов С.А. Профессия и стресс: Синдром эмоционального выгорания // Главврач. - 2018. № 9. - С. 50-57.
4. Баскин Ю.Г. Формирование социально-психологических отношений в коллективе сотрудников ГПС МЧС России. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2015.- 124 с.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 2016. – 267 с.
6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и
7. Бодров В.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. - 2016. - №4. - С. 25 - 28.
8. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. - СПб.: 2016. - 86 с.
9. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. - 816с.
10. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.
11. Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 2016. – № 3. – С.16-25.
12. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Задачи психологической диагностики в клинической и профилактической медицине // Там же. – С. 69-82.
13. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М., 2015. - 224с.
14. Водопьянова Н. Е. Психология здоровья. - СПб.: СПБГУ, 2018 - 607 с.
15. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. – 2-е изд. – М.: Питер, 2018. – 336 с.
16. Дикая Л.Г., Щедров В.И. Метод определения индивидуального стиля саморегуляции психического состояния человека // Проблемность профессиональной деятельности: теория и методы психического анализа / Л. Г. Дикая (ред.). — М.: Изд-во Института психологии РАН, 1999. — С. 106–131.
17. Дружилов С.А. Профессиональное здоровье трудящихся и психологические аспекты профессиональной адаптации // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 6. — С. 34-37.
18. Дружилов С.А., Олещенко А.М. Психические состояния человека в труде: теоретический анализ взаимосвязей в системе «свойства личности – состояния – процессы» // Психологические исследования: электронный научный журнал. — 2014. — Т. 7, № 34. — С. 10.
19. Дубинина (Трифонова) Е.А. Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. –2013. – № 155. – С. 71–83.
20. Евдокимов В.И. Эмоциональные состояния в экстремальных условиях деятельности и их коррекция /В.И. Евдокимов, В.Л. Марищук, А.И. Губин// Вести. Психотерапии.-2018.-№26(31).- С.56-66.
21. Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / В.Д. Зазулинский. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 256 с.
22. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
23. Использование активных методов обучения при формировании психологической устойчивости специалистов МЧС России / Воронецкий В.В. ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2015. № 1 (11).- С. 38.
24. Корчемный П.А., Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. Курс лекций. В 3-х частях. - Новогорск: АГЗ, 2000. - 205 с.
a. Кошкаров В.С., Трошунин А.В. Влияние стресс-факторов на психику пожарных // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2018 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2018. - С. 53-55.
25. Кошкаров В.С., Трошунин А.В. Оценка проявлений эмоциональных, волевых, поведенческих качеств у сотрудников МЧС России в стрессовых и экстремальных ситуациях. Журнал Известия Уральского государственного университета им. А.М. Горького. 2018. № 2(89)-с 180-186.
26. Кузнецова О.А., Мазурок В.А., Щелкова О.Ю. Психологическая адаптация к стрессогенным условиям профессиональной деятельности врачей анестезиологов-реаниматологов // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012 .№ 2. URL: http:// medpsy.ru
a. Мясищев В.Н. О патогенезе и структуре невроза // Труды Первого украинского съезда невропатологов и психиатров.- 1934. - С. 498–505. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=hl4p&from=yandex.ru
27. Нехорошкова Ю.В., Шафран Л.М. Роль регуляторных систем в психофизиологической эффективности трудовой деятельности пожарных и спасателей.// Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2018. - № 3. С. 27-33.
28. Обознов А.А. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 5. - М.: Институт психологии (ИП) РАН, 2017. - 907 c.
29. Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата психологических наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - 204с
30. Особенности реагирования на стресс специалистов экстремального профиля / Фролова С.В. // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. / Редакторы: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. - 2015. - С. 524-527.
31. Полякова О.Н. Стресс: причины, последствие, преодоление / Под ред. А.С.Батуева. - СПб.: Речь,2018. - 243с
32. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. – Ч. 1. – Теория и методы / Н.В. Тарабрина Н.В. и др. – М.: Когито-Центр. – 2016. – 208 с.
33. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. - М.: ИП РАН, 2016. - 352 с.
34. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Повседневное трансовое состояние. - М.: ИП РАН, 2013. - 176 с.
35. Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теории и практика. - М.: Юрайт, 2012. - 520 с.
36. Психологические детерминанты профессионального выгорания пожарных / Чудакова М.Ю. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. -2014. № 3 (11). -С. 131-139.
37. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России»: Методические рекомендации. - М.: ВНИИПО, 2015. - 148 с.
38. Психологическое благополучие представителей опасных профессий / Бессонова Ю.В., Броневицкий Г.Г. // Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы Сер. «Труды Института психологии РАН» Ответственные редакторы М.И. Воловикова, А. Л. Журавлев, Н. Е. Харламенкова. Москва. - 2016. - С. 327-351.
39. Психология труда: учеб.для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» / А.В. Карпов и др.; под ред. Проф. А.В. Карпова. - М.: Юрайт, 2015. - 350 с.
40. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных /Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2016. - 319 с.
41. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия/ сост. А.С.Тарас, К.В.Сильгелок. - М.: Харвест, 2002. - 480 с.
42. Разумов С.А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс. - В кн.: Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - М.: Медицина, 2001. - 53с..
43. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. - СПб.: Питер, 2005. - 256 с.
44. Сапольски Р. Психология стресса. Изд. - СПб.: Питер, 2015. - 480 с.
45. Селье Г. Стресс без дистресса / Селье Г. - М.: Книга по Требованию, 2012. -234 с.
46. Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. – Л.: Медицина, 1987. – 181 с.
47. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии /Е.В. Сидоренко - СПб.: ООО «Речь», 2010. - 350 с.
48. современное состояние проблемы. - М.: ПЕР СЭ, 2016. - 528с.
49. Сосновикова Ю. Е. К сравнительной характеристике психических состояний индивида и масс //Прохоров А.О., Габдреева Г.Ш., Васильева Т.Н. Хрестоматия: Психология состояний. — М.: Пер СЭ; — СПб: Речь, 2015. C. 92.
50. Титаренко М.С., Шклярук С.П. Влияние экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России на возникновение морбидных рисков// Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы. - 2010. - № 3. С. 85-88.
51. Толочек В.А. Психология труда: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2016.-480 с.
52. Физические упражнения как средство повышения эмоциональной устойчивости к действиям в экстремальных условиях / Лункин А.Н., Харченко Н.Н. // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2012. № 1. - С. 61-66.
53. Фонтана Д. Как справиться со стрессом: пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2005.- 352с.
54. Фресс П. Экспериментальная психология: изд.12. - СПб: Питер,
55. Шленков А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии: Дисс. докт.психол.наук. -СПб.: СПб Ун- т МЧС России, 2010.-340 с
56. Шленков А.В.Функциональная модель развития устойчивости к эмоциональному выгоранию сотрудников пожарных частей / Шленков А.В., Кошкаров В.С. // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт- Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2014. № 3. - С. 115-119.
57. Щелкова О.Ю. Психологическая диагностика в профилактике нарушений психической адаптации: постановка проблемы и примеры исследований // Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы. Коллективная монография. С. 207–222.
58. Щербатых Ю.В., Мосина А. Н. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов. Казань, 2018. - С. 526 - 528.
59. Энциклопедия психологии http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=6z8t&from=yandex.ru
60. Энциклопедия психологии Корсини http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=6z95&from=yandex.ru

61. Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress and social resourses among adults with unipolar depression // J. Person. Soc. Psychol. – 2017. – Vol. 46. – № 4. – P. 877-891.
62. Krankheitsverarbeitung. Jahrbuch der Medizinischen Psychologie / E. Heim, M. Perrez (Hrsg.). – Band 10. – Gottingen: Hogrefe, 2016. – 263 S.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет психологическая диагностика в профилактике нарушений психической адаптации?

Психологическая диагностика играет важную роль в профилактике нарушений психической адаптации, так как позволяет выявлять психологические и психические состояния у людей работающих в стрессогенных условиях и помогает предотвратить возможные проблемы.

Какие исследования проведены в отечественной психологии по данной теме?

В отечественной психологии было проведено исследование, которое анализировало психические и психологические состояния у сотрудников пожарной службы, работающих в стрессогенных условиях.

Какие исследования проведены в зарубежной психологии по данной теме?

В зарубежной психологии также проводились исследования, которые анализировали психические и психологические состояния у работников, действующих в стрессогенных условиях, и выявляли факторы, влияющие на их психическую адаптацию.

Какие особенности наблюдаются у сотрудников пожарной службы в психических и психологических состояниях?

Сотрудники пожарной службы, работающие в стрессогенных условиях, могут испытывать различные особенности в своих психических и психологических состояниях, такие как повышенная тревожность, переживание посттравматического стрессового расстройства и др.

Какие выводы можно сделать по данной главе о психологической диагностике в профилактике нарушений психической адаптации?

По данной главе можно сделать вывод, что психологическая диагностика играет важную роль в профилактике нарушений психической адаптации у лиц, работающих в стрессогенных условиях. Исследования в отечественной и зарубежной психологии подтверждают это, а также выявляют особенности психических и психологических состояний работников, действующих в стрессовых ситуациях.

Какие методы используются в психологической диагностике для профилактики нарушений психической адаптации?

В психологической диагностике для профилактики нарушений психической адаптации могут использоваться различные методы, включая анкетирование, наблюдение, тестирование и интервью. Используя эти методы, психологи могут оценить психические и психологические состояния сотрудников, работающих в стрессогенных условиях, и выявить потенциальные проблемы в их адаптации.

Какие особенности психических и психологических состояний у сотрудников пожарной службы?

Сотрудники пожарной службы работают в стрессогенных условиях, что может оказывать сильное влияние на их психические и психологические состояния. Они часто сталкиваются с опасными ситуациями, травмами и потерями товарищей. В результате этого многие из них могут испытывать посттравматический стресс, тревожность, депрессию и другие психические проблемы. Психологическая диагностика помогает выявить такие состояния и принять меры для их профилактики и лечения.

Какие исследования проводились в отечественной психологии по психологической диагностике в профилактике нарушений психической адаптации?

В отечественной психологии проводились исследования, направленные на изучение психологической диагностики в профилактике нарушений психической адаптации. Один из таких исследований показал, что использование тестов и анкетирования позволяет выявить психические проблемы у сотрудников, работающих в стрессогенных условиях, и принять меры для их предотвращения. Также было выяснено, что психологическая диагностика может быть эффективным средством для оценки психической адаптации и психологического благополучия сотрудников.

Какую роль играет психологическая диагностика в профилактике нарушений психической адаптации у лиц, работающих в стрессогенных условиях?

Психологическая диагностика играет ключевую роль в профилактике нарушений психической адаптации у лиц, работающих в стрессогенных условиях. Она позволяет выявить психические и психологические состояния работников и оценить их уровень адаптации к стрессовым ситуациям. Благодаря диагностике можно предупредить и предотвратить возникновение психических расстройств и помочь работникам эффективнее справляться со стрессом.