Юридическая ответственность в сфере земельных отношений : понятие, виды, меры ответственности, источники регулирования.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Земельное право
  • 39 39 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 12.07.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование земельных отношений 6
1.1 Понятие юридической ответственности и виды правонарушений в сфере земельных отношений 6
1.2 Источники регулирования юридической ответственности в сфере земельных отношений 12
Глава 2. Виды ответственности в сфере земельных отношений 19
2.1 Административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства 19
2.2 Специальная ответственность за нарушение земельного законодательства 27
2.3 Проблемы применения мер ответственности в сфере земельных отношений 30
Заключение 36
Список использованных источников 38



Фрагмент для ознакомления

Конфискация земельного участка являетсябезвозмездным изъятиемданного участка у собственника, что применяется в качестве санкции за совершение преступления и предусмотрена ст. 58 ЗК РФ. Конфискация может осуществляться только по решению суда.Изъятие земельного участка, который находится в частной собственности, в связи с нарушением собственником земельного законодательства, может быть реализовано в предусмотренных законодательством случаях (ст. 285 ГК РФ):- при нерациональном использовании земель, если использование участка происходит с грубым нарушением правил рационального использования;- использование земельного участка таким образом, который не соответствует установленному целевым назначением и разрешенным использованием;- использование земельного участка с применением методов, которые приводят к существенному снижению почвенного плодородияили к значительному ухудшению экологической обстановки в определенной местности.Принудительное изъятие земельного участка, который находится на праве бессрочного (постоянного) пользования,производитсяв соответствии с правилами, предусмотренным статьями 45 и 54 ЗК РФ. Предусмотрены следующие случаи изъятия земельных участков:- в случае использования земельного участка не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;-в случае использования земельного участка такими методами, которые приводят к существенному снижению почвенного плодородия или к значительному ухудшению экологической обстановки в определенной местности;- в том случае, если не устраненыумышленно совершенные правонарушения: - при отравлении, загрязнении, а также порчилибо уничтожении плодородного слоя почвы в результате нарушения правил обращения с минеральными удобрениями, ядохимикатами и другими опасными химическими или биологическими веществами, что повлекло за собой причинение вреда здоровью людей или окружающей среде;- при нарушении установленного законодательством режима использования особо охраняемых природных территорий;- при систематическом невыполнении обязательных мероприятий, направленных на улучшение земель, охрану почв от ветровой, водной эрозии, а также предотвращению других процессов, которые ухудшают состояние почв;- систематическая неуплата земельного налога.При неиспользовании земельного участка, который предназначен для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства в названных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. Из данного срока могут исключаться периоды, которые связаны со стихийными бедствиями или другими обстоятельствами, которые исключают возможность такого использования.2.3 Проблемы применения мер ответственности в сфере земельных отношенийЗадачи по защите и охране земель, а также защите законных прав, интересов и свобод субъектов земельных отношений от административных правонарушений, закрепленные в ст. 1.2 КоАП, дают возможность правильно выбрать и назначить административное наказание, которое будет соответствовать совершенному противоправному деянию. Как правило, ответственность за нарушения в сфере земельного законодательства, касаются должностных лиц, однако при нарушении порядок регистрации, могут подвергнуться наказанию и другие граждане и организации. При этом допускается возложение наказания как на юридическое лицо, так и на определенное физическое лицо, если им были совершены действия или приняты решения, которыми нарушено законодательство о земле. Также, если виновным является работник организации, к немудополнительно могут применяться и дисциплинарные меры, которые закреплены во внутренних актах организации. Необходимо отметить, что к административной ответственности за земельные правонарушения лицо может быть привлечено и в случаях, если ответственность указана в КоАП РФ или установлена законами субъектов РФ. Законами и другими актами органов власти субъектов государства ответственность может быть установлена в пределах компетенции, которую федеральное законодательство предоставляет местной власти. Однако, поскольку единого органа власти, который привлекал бы виновных к ответственности в сфере земельных отношений в России нет, за порчу земли виновный привлекается к ответственности Роспотребнадзором, за другие нарушения - Россельхознадзором или другими органами. Определить, к компетенции какого именно органа относится рассмотрение конкретного дела, можно только исходя из содержания нормативного акта. В случае передачи полномочий по регулированию права в области земельных отношений, необходимо уточнять и уполномоченные органы местного самоуправления, которыми осуществляется контроль, особенно, если муниципалитеты одного уровня передают полномочия по земельному контролю другому уровню органов местного самоуправления.В главе четвертой КоАП закреплены правила назначения административных наказаний, а также перечислены обстоятельства, которые должны быть учтены при назначении указанных наказаний. При этом стоит отметить, что законодатель оставил ряд нерешенных в данной области вопросов, несмотря на большой объем норм, изложенных в этой главе и многочисленную практику их применения.В совершенстве любая ответственность должна обеспечивать достижение трех целей:- удовлетворение потерпевшего назначенным наказанием;- предотвращение возможности дальнейшего противоправного поведения конкретного лица, виновного в совершении административного правонарушения;- предотвращение административных правонарушений данного вида в общем.В тоже время, при достижении указанных целей между ними должен быть найден оптимальный баланс. В настоящее время установлением такого баланса практически в полном объеме занимаются судьи, а также органы и должностные лица, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Необходимость установления баланса между вышеуказанными целями заключается в том, что каждое правонарушение совершается при индивидуальных обстоятельствах, которые нужно учитывать при определении ответственности. Можно сделать вывод, что именно в связи сизложенным, в законодательстве РФ об административной ответственности существует много видов наказаний за совершенное противоправное деяние, а также максимальные и минимальные границы, в пределах которых могут назначаться наказания. С одной стороны существование такой системы оправдано, а с другой, она влечет много негативных последствий, таких как недовольство законопослушной части общества, развитием коррупционной среды и т.д. Стоит отметить, что законодатель непоследовательно устанавливает пределы возможного назначения наказания. В некоторых случаях наказание установлено без альтернативы, например, конкретные размеры административного штрафа. Данное обстоятельство делает невозможным индивидуализировать наказание. Следовательно, при назначении наказания не может быть учтена личность виновного, его имущественное положение, не могут быть приняты во внимание смягчающие либо отягчающие обстоятельства. Законодатель широко использует возможность назначения максимального и минимального размера штрафа, при этом разрыв между этими пределами зачастую является чисто символическим, что также препятствует индивидуализации наказания. Иногда за явно похожие по своим отрицательным последствиям деяния законодатель устанавливает разные по размеру административные наказания. Так, ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ установлено, что управление транспортным средством водителем, который не имеет при себе документов на право управление, наказывается предупреждением или штрафом в размере пятисот рублей, а часть 3 указанной нормы устанавливает, что передача права управления лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, наказывается штрафом в размере трех тысяч рублей. Недостатком правового регулирования выбора и назначения наказания за совершения административного правонарушения является использование различных видов наказания за одни и те же деяния, например, лишение специального права, штраф или административный арест. Такая возможность выбора вида наказания создает почву для коррупции.Так ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ установлено, что за оставление водителем места ДТП, участником которого он является, может быть применено наказание в виде лишения права управления транспортным средством на срок от одного года до полутора лет либо административный арест на срок до 15 суток. Можно предположить, что водитель, нарушивший правила дорожного движения попытается «договориться» с должностным лицом о выборе для него более мягкого наказания, например, в виде административного ареста на сутки или двое. Можно не согласиться с вышеизложенным и сказать, что в законе содержаться требования, согласно которым при назначении административного наказания необходимо учитывать характер совершенного правонарушения, личность виновного и его имущественное положение, а также финансовое и имущественное положение юридического лица, обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность, однако в законе отсутствуют положения о том, как указанные обстоятельства должны быть учтены, и, как каждое из них может повлиять на размер и вид назначенного наказания.Сравнивая КоАП РФ и КоАП Республики Беларусь, можно отметить, что в законодательстве последней содержится специальная норма, которая устанавливает четкую взаимосвязь между размером вменяемого административного штрафа и конкретными обстоятельствами, которые могут смягчить административную ответственность. Однако такой подход может лишь в части решить вышеуказанные проблемы, поскольку для решения проблем справедливости административного наказания в РФ необходимо кардинально пересмотреть принципы и правила его назначения.Исключение возможности у судей и иных должностных лиц, на которых законом возложено право рассмотрения административных дел, выбрать вид и размер наказания, должно стать основой системы назначения административных наказаний. Вид и размер наказания за конкретное административное правонарушение должны быть четко установлены законом. Размер наказания, который устанавливается в конкретном случае, должен завесить не от мнения судьи или должностного лица, а от наличия смягчающих либо отягчающих обстоятельств, что даст возможность индивидуализировать каждый конкретный случай. Окончательный размер наказания должен будет определяться с помощью специально установленного коэффициента, который будет снижать либо повышать размер наказания. Окончательный размер наказания должен будет состоять из базового размера, а также частей, размер которых будет зависеть от конкретных обстоятельств.Для того, чтобы перестать использовать такие понятия как «личность виновного», «имущественное положение виновного», «характер совершенного правонарушения», нужно максимально увеличить количество вышеуказанных обстоятельств.Таким образом, законами и другими актами органов власти субъектов государства ответственность может быть установлена в пределах их компетенции, которая предоставляет местной власти федеральными законами. Однако, поскольку отсутствует единый орган власти, который привлекал бы виновных к ответственности в сфере земельных отношений в России нет, за рассматриваемые правонарушения привлекается к ответственности различные государственные органы. Определить, к компетенции какого именно органа относится рассмотрение конкретного дела, можно только исходя из содержания нормативного акта. В случае передачи полномочий по регулированию права в области земельных отношений, необходимо уточнять и уполномоченные органы местного самоуправления, которыми осуществляется контроль, особенно, если муниципалитеты одного уровня передают полномочия по земельному контролю другому уровню органов местного самоуправления.ЗаключениеИзложенное в работе позволяет сделать вывод о том, что ответственностью в сфере земельных отношенийявляется совокупность институтов и норм права, их взаимодействие. Соблюдение указанных норм обеспечивает порядок, применение же данных норм в случае совершения правонарушение обеспечивает восстановление правопорядка. Это совокупность отдельных мер и видов этой ответственности в их взаимодействии, с применением которых наступает оптимальный эффект юридической ответственности в деле преодоления нарушений при наименьших затратах государственного принуждения.Наиболее распространенным видом ответственности за нарушения земельного законодательства, является специальная земельно-правовая, административная ответственность, которая установлена КоАП РФ. В кодексе закреплены нормы, которыми устанавливается административная ответственность за нарушения как исключительно земельных правоотношений, так и земельных правоотношений связанных с иными отраслями. Уголовное законодательство предусматривает ответственность более строго характера, состоящую в применении мер уголовно-правового характера за преступления в сфере земельных отношений.В настоящее время становится очевидным, что в российскомзаконодательстве, которым регулируется применение мер ответственности за нарушения сфере земельного законодательства, имеется проблема применения эффективных наказаний за административные правонарушения лицам, которые имеют большие доходы, то есть для которых максимальный размер административного штрафа, существующий на сегодняшний день, ничтожен по сравнению с уровнем получаемого дохода. Следовательно, административный штраф по отношению к указанным лицам не будет выполнять профилактической цели. К таким лицам следует применять наказания в виде административного ареста либо обязательных работ. При этом стоит отметить, что применение к разным слоям населения разных наказаний за одинаковые правонарушения, будет противоречить принципу равенства перед законом.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ(ред. от 25.12.2018) // Российская газета, № 211-212, 30.10.2001.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ(ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, Ст. 2954.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ(ред. от 03.08.2018) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.Закон РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 26. - Ст. 327.Земельный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1) (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 30.05.1991. - № 22. - Ст. 768.Антонова Л.Б. Проблемы назначения административных наказаний // Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015Болтанова Е.С. Конструкция специальной ответственности в земельном праве // Вестник Омского университета. Серия «Право», № 2 (39), 2014, С. 161-168.Галаган И. А. Теоретические проблемы административной ответственности по советскому праву: Автореф. дис…д-ра юрид. наук. М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства, 1971. С. 11.Герасимов А.А. Государственный и муниципальный земельный контроль: анализ практики, предложения по совершенствованию // Имущественные отношения в Российской Федерации, № 10, 2011, С. 29-45. Жариков Ю.Г. Нормы гражданского права в сфере земельных отношений // Журнал российского права. - № 11 (179). - 2011. - С. 33-39.Кузнецова С.П. Административная ответственность за земельные правонарушения // Территория науки, № 4, 2017, С. 161-166.Лейст О.Э. основные виды юридической ответственности за правонарушение // Правоведение. 1977. № 3. С. 32.Макарейко Н.В. Система юридической ответственности по действующему законодательству // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, № 4 (28), 2014, С. 56-62. Митичев О.П. К вопросу о понятии и классификации принципов юридической ответственности // Вестник Челябинского государственного университета, № 17 (308), 2013, С. 23-28. Пашко Я. С. Отграничение материальной ответственности в трудовом праве от гражданско-правовой ответственности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, № 2, 2008, С. 225-227. Петелин А.И. Проблемы правовой ответствености в социалистическом обществе. Омск, 1976. С. 39.Романова О.А. Развитие земельного законодательства: вопросы теории и практики // LexRussica. - № 6 (115). - 2016. - С. 132-145.Рузанова В.Д. Вопросы приоритетного действия нормативных правовых актов (норм) (на примере соотношения гражданского и земельного законодательства) // Вестник гражданского процесса. - 2016. - № 3. - С. 293 - 308.Симаков М.В. Юридическая ответственность за правонарушения в земельной сфере // Вестник института: преступление, наказание, исправление, № 1 (21), 2013, С. 38-41.Хачатуров Р.Л. Понятие системы юридической ответственности // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Серия: Юриспруденция. Тольятти, 1998. Вып. 1. С. 40.Хусяйнова С.Г., Кагамлык М.Ю. О состоянии законности в сфере земельных отношений // Имущественные отношения в Российской Федерации, № 2 (173), 2016, С. 90-95.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Российская газета, № 211-212, 30.10.2001.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, Ст. 2954.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
6. Закон РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 26. - Ст. 327.
7. Земельный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1) (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 30.05.1991. - № 22. - Ст. 768.
8. Антонова Л.Б. Проблемы назначения административных наказаний // Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015
9. Болтанова Е.С. Конструкция специальной ответственности в земельном праве // Вестник Омского университета. Серия «Право», № 2 (39), 2014, С. 161-168.
10. Галаган И. А. Теоретические проблемы административной ответственности по советскому праву: Автореф. дис…д-ра юрид. наук. М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства, 1971. С. 11.
11. Герасимов А.А. Государственный и муниципальный земельный контроль: анализ практики, предложения по совершенствованию // Имущественные отношения в Российской Федерации, № 10, 2011, С. 29-45.
12. Жариков Ю.Г. Нормы гражданского права в сфере земельных отношений // Журнал российского права. - № 11 (179). - 2011. - С. 33-39.
13. Кузнецова С.П. Административная ответственность за земельные правонарушения // Территория науки, № 4, 2017, С. 161-166.
14. Лейст О.Э. основные виды юридической ответственности за правонарушение // Правоведение. 1977. № 3. С. 32.
15. Макарейко Н.В. Система юридической ответственности по действующему законодательству // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, № 4 (28), 2014, С. 56-62.
16. Митичев О.П. К вопросу о понятии и классификации принципов юридической ответственности // Вестник Челябинского государственного университета, № 17 (308), 2013, С. 23-28.
17. Пашко Я. С. Отграничение материальной ответственности в трудовом праве от гражданско-правовой ответственности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, № 2, 2008, С. 225-227.
18. Петелин А.И. Проблемы правовой ответствености в социалистическом обществе. Омск, 1976. С. 39.
19. Романова О.А. Развитие земельного законодательства: вопросы теории и практики // Lex Russica. - № 6 (115). - 2016. - С. 132-145.
20. Рузанова В.Д. Вопросы приоритетного действия нормативных правовых актов (норм) (на примере соотношения гражданского и земельного законодательства) // Вестник гражданского процесса. - 2016. - № 3. - С. 293 - 308.
21. Симаков М.В. Юридическая ответственность за правонарушения в земельной сфере // Вестник института: преступление, наказание, исправление, № 1 (21), 2013, С. 38-41.
22. Хачатуров Р.Л. Понятие системы юридической ответственности // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Серия: Юриспруденция. Тольятти, 1998. Вып. 1. С. 40.
23. Хусяйнова С.Г., Кагамлык М.Ю. О состоянии законности в сфере земельных отношений // Имущественные отношения в Российской Федерации, № 2 (173), 2016, С. 90-95.

Вопрос-ответ:

Каково понятие юридической ответственности в сфере земельных отношений?

Юридическая ответственность в сфере земельных отношений означает обязанность субъекта, нарушившего земельное законодательство, нести негативные последствия в форме определенных санкций или мер ответственности. Это может включать административные, гражданские или уголовные меры ответственности.

Какие виды правонарушений возможны в сфере земельных отношений?

В сфере земельных отношений могут возникать различные правонарушения, такие как незаконное использование или изменение назначения земельного участка, нарушение правил пользования и охраны земли, незаконное присвоение земельных участков и др. Все эти нарушения подлежат юридической ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Какие источники регулируют юридическую ответственность в сфере земельных отношений?

Юридическая ответственность в сфере земельных отношений регулируется нормами Гражданского кодекса, Административного кодекса, Уголовного кодекса, а также специальными законами и нормативными актами, касающимися земельного законодательства. Кроме того, международные договоры и соглашения, регулирующие земельные отношения, также могут влиять на юридическую ответственность.

Какие виды ответственности существуют в сфере земельных отношений?

В сфере земельных отношений существуют административная, гражданская и уголовная ответственность. Административная ответственность предусматривает наложение штрафов, административных наказаний и других санкций на лиц, нарушивших земельное законодательство. Гражданская ответственность может означать возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушения земельных прав другими лицами. Уголовная ответственность применяется в случаях совершения тяжких преступлений, связанных с землей, например, незаконного присвоения или хищения земельных участков.

Какие виды мер ответственности существуют в сфере земельных отношений?

В сфере земельных отношений существуют следующие виды мер ответственности: административная ответственность, уголовная ответственность, административные штрафы, возмещение ущерба, гражданская ответственность, дисциплинарная ответственность и т.д.

Что понимается под понятием "юридическая ответственность" в сфере земельных отношений?

Юридическая ответственность в сфере земельных отношений означает наличие обязанности субъектов правоотношений нести последствия за правонарушения в области земельного законодательства. Она может включать в себя применение различных мер ответственности, таких как административные штрафы, арест, уголовное преследование, возмещение ущерба и т.д.

Какие виды правонарушений существуют в сфере земельных отношений?

В сфере земельных отношений могут совершаться различные правонарушения, такие как несанкционированное использование земельного участка, нарушение порядка пользования и распоряжения землей, незаконное изменение целевого назначения земельного участка и другие.

Какие источники регулируют юридическую ответственность в сфере земельных отношений?

Юридическая ответственность в сфере земельных отношений регулируется следующими источниками: Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, подзаконные акты, нормативные документы и т.д.

За какие нарушения возможна административная и уголовная ответственность в сфере земельных отношений?

В сфере земельных отношений административная и уголовная ответственность могут быть применены за нарушения, связанные с незаконным использованием земель, незаконным отчуждением земельных участков, незаконным изменением целевого назначения земельного участка и другие.

Каково понятие юридической ответственности в сфере земельных отношений?

Юридическая ответственность в сфере земельных отношений означает совокупность мер юридического характера, применяемых к лицам, которые нарушают законодательство в области земельного управления. Она направлена на восстановление нарушенных прав, защиту интересов общества и государства, а также предупреждение совершения подобных нарушений в будущем.