Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 44 + 44 источника
- Добавлена 13.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР……………………………………………………………………………….6
1.1. Общее недоразвитие речи у детей: определение, этиология, симптоматика, пути коррекции………………………………………………..6
1.1. Понятие о готовности к обучению грамоте…………………………..15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР……………………………………………………………………………..20
2.1. Логопедическое исследование дошкольников с ОНР………………….20
2.2. Содержание логопедической работы по формированию готовности обучению грамоте дошкольников с ОНР……………………………………..24
2.3. Анализ и обобщение результата………………………………………….32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………42
«Мальчик-пальчик, где ты был?». Ребенок раскрывает ладошку и вслед за словами известной всем считалки («С этим братцем в лес ходил, с этим братцем дрова рубил…» и т. д.) касается большим пальцем сначала указательного, потом среднего, безымянного и мизинца.«Изображаем зверей». Вспомните игру «Театр теней». Открытая ладошка, большой палец вверх — это собачка. Если двигать мизинцем вверх и вниз, собачка будет лаять. Большим пальцем прижать к ладони мизинец и безымянный, указательный и средний вверх, это заяц. Зайчик может шевелить «ушами».Игра «Вот все пальчики мои».Вот все пальчики мои,Их, как хочешь, поверни, –И вот этак и вот так,Не обидятся никак(пальцы в замок).Раз, два, три, четыре, пять,Не сидится им опять(круговые движения, пальцы в замке).Постучали, повертелиИ работать захотели,Дали ручкам отдохнуть,А теперь обратно в путь(руки на стол).Игра «Руки на коленях».Руки на коленях,Кулачки сжаты.Крепко, с напряжениемПальчики прижаты.Пальчики сильней прижимаем,Опускаем, разжимаем.Игра с пальчиками.Разотру ладошки сильно,Каждый пальчик покручу,Поздороваюсь с ним сильноИ вытягивать начну.Руки я затем помою,Пальчик в пальчик я вложу,На замочек их закроюИ тепло поберегу.(Потереть ладошку о ладошку, пальцы в «замок».)Выпущу я пальчики,Пусть бегут как зайчики.Логопедические упражненияФиксируем внимание ребенка на моменте начала речи.«Яблоко»Педагог стоит за спиной ребенка и держит его руки за запястья, вместе они делают вдох и от центра листа (расположенного вертикально) резким движением рисуют максимально большой крут, произнося на выдохе громко ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ — бло- ко (два последних слога произносятся с рисованием двух пар коротких вертикальных черточек).Упражняем в произнесении нескольких слогов в момент одного движения«У меня»Педагог поощряет ребенка вопросами: «У кого такая умная голова?, «У кого такие красивые глаза? и др.Педагог произносит слова медленно, нараспев, ребенок показывает руками на себя и подпевает: «У меня(произношение всех звуков четкое).«Снег»Педагог на вертикально расположенном листе большого формата предлагает нарисовать много снега в виде горизонтальной пружинки, которая рисуется слева направо и снизу вверх. На восходящей дуге ребенок произносит ссс, нанисходящей — нег, рисуя пружинку до конца листа ссс—нег.Развиваем ориентацию на листе бумаги. Формируем основы взаиморасположения деталей«Чей зайка?»Ребенок рисует зайца или мишку, комментируя свои действия и стараясь совместить начало и конец фразы с началом и концом линии:Я беру карандаш.Я рисую ухо.Я рисую лапу.Когда рисунок готов, педагог спрашивает:Это чей зайка?Ребенок отвечает, подкрепляя слова жестами:ЭТО (показывает на картинку) МОЙ (жест на себя)ЗАЙКА (показывает ушки на макушке).Учим рассказывать сказки«Теремок»Текст сказки адаптируется для изображения персонажей пальцами рук.Ребенок рассказывает сказку самостоятельно, изображая левой рукой героев, которые приходят к теремку, а правой (ведущей) героев, которые уже в нем живут.Учим составлять рассказ по серии сюжетных картинок«Снеговик»Ребенок рассматривает картинку и отвечает на вопросы педагога:Кто нарисован?Мальчик.Что мальчик делает?Катает ком.Какой ком по размеру?Большой [18].Послеᅟ проведенияᅟ формирующегоᅟ экспериментаᅟ былоᅟ проведеноᅟ контрольноеᅟ обследованиеᅟ детейᅟ младшегоᅟ дошкольногоᅟ возраста.2.3. Анализ и обобщение результатаДля проверки, проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента, был проведен контрольный эксперимент.Цель:проведение сравнительного анализа результатов работы,проверка эффективности проведенной работы по формированию готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.Задачи:повторить проведение диагностики,сделать выводы по результатам.Методика и организация контрольного эксперимента соответствовали констатирующему этапу эксперимента.Результаты контрольного эксперимента представленны в таблице 4.Таблица 4Результаты контрольного эксперимента№ п/пИ.Ф. испытуемогоОбследование лексикиОбследование грамматического строя речиОбследование связной речи1.Анна Х.5452.Оля К.4543.Вова Р.4444.Никита А.5445.Эмма И.5556.Женя П.4447.Вероника Ф.544Таким образом, получены следующие результаты:обследование лексики: что 43% испытуемых детей имеют четвертый уровень, а 57% - пятый уровень.обследование грамматического строя речи: 71% испытуемых детей имеют четвертый уровень, а 29% - пятый уровень.обследование связной речи: 71% испытуемых детей имеют четвертый уровень, а 29% - пятый уровень.Проведем сравнительный анализ результатов до и после эксперимента и представим в виде диаграммы 4-6.Рис. 4 Результаты обследования лексики до и после экспериментаТаким образом, до эксперимента высоких баллов не было ни у кого, был только второй (43%) и третий (57%) уровень. После эксперимента результаты выросли, четвертый уровень имеют 43%, а самый высокий уровень имеют 57% детей.Рис. 5 Результаты обследования грамматического строя речи до и после экспериментаРезультаты обследования грамматического строя речи показал, что результаты увеличились со второго (57%) и третьего (43%) уровня, до четвертого (71%) и пятого (29%) уровня.Рис. 6 Результаты обследования связной речи до и после экспериментаРезультаты обследования связной речи также показал высокие результаты, вырос со второго (29%) и третьего (71%), до четвертого (71%) и пятого (29%), самого высокого.Полученные данные показали, что уровень по формированию готовности к обучению грамоте у дошкольников с ОНР стал значительно выше в сравнении с результатами начальной диагностики.Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что проведенная работапо формированию готовности к обучению грамоте у дошкольников с ОНР является эффективной.Выводы по главе 2Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на базе ГБДОУ детский сад № ?.В исследовании участвовало 7 детей в возрасте 5 лет из группы «Пчёлка». В данной группе проводился констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.Результаты обследования связной речи также показал высокие результаты, вырос со второго (29%) и третьего (71%), до четвертого (71%) и пятого (29%), самого высокого.Полученные данные показали, что уровень по формированию готовности к обучению грамоте у дошкольников с ОНР стал значительно выше в сравнении с результатами начальной диагностики.Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что проведенная работапо формированию готовности к обучению грамоте у дошкольников с ОНР является эффективной.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ последние годы значительно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в овладении грамотой.На момент поступления в начальную школу у 20-30% детей сохраняются проявления общего недоразвития речи, обусловливающие трудности обучения и социальной адаптации.Общее недоразвитие речи – представляет собой целый комплекс симптомов, при котором происходит нарушение всех аспектов и сторон речевой системы, без какого-либо исключения. Это значит, что расстройства будут наблюдаться как с лексической, так и с фонетической и грамматической стороны.Симптоматика болезни будет отличаться в зависимости от степени тяжести. Всего существует четыре уровня недоразвития речи. Для того чтобы определить серьезность заболевания, ребенку необходимо пройти логопедическое обследование.Коррекция общего недоразвития речи — это упорный совместный труд ребенка, его родителей и логопеда. Порой лечение затягивается на долгие месяцы, но зато результаты приятно радуют и родителей, и педагогов. Начинать коррекцию лучше в возрасте 3-4 лет, когда у ребенка активно формируются речевые навыки. Сегодня существует множество методик, позволяющих оценивать прогноз при ОНР как благоприятный.Профилактика заключается в предотвращении состояний, которые являются этиологической причиной развития патологии. Чем больше взрослые разговаривают с ребенком, тем больше стимулируют его речевую активность. Чтение и письмо являются сложными и необходимыми в жизни человека навыками. В научной и методической литературе существует большое количество фундаментальных и разносторонних исследований, направленных на анализ вопросов подготовки дошкольников с ОНР к овладению чтением и письмом. Однако в большинстве работ рассматриваются лишь отдельные параметры готовности детей к овладению грамотой. Таким образом, проблема изучения состояния, содержания и структуры формирования комплексной готовности детей с ОНР к овладению чтением и письмом является актуальной в современной логопедии.Дети с ОНР в основном выполняют задания с большим количеством ошибок, менее самостоятельно, реже исправляют собственные ошибки, хуже используют предложенную помощь, чем сверстники с нормальной речью.Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на базе ГБДОУ детский сад № ?.В исследовании участвовало 7 детей в возрасте 5 лет из группы «Пчёлка». В данной группе проводился констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.Полученные данные показали, что уровень по формированию готовности к обучению грамоте у дошкольников с ОНР стал значительно выше в сравнении с результатами начальной диагностики.Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что проведенная работа по формированию готовности к обучению грамоте у дошкольников с ОНР является эффективной.Список литературыАнаньев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи, 2015. - №6. – С. 77-82.Агранович З.Е. Система коррекционной работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей. // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. Сборник статей. – СПб., 2014. – С. 34-38.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. // Дефектология, 2016. - №1. - С.32-37.Белова-Давид P.A. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников / Под ред. P.A. Беловой-Давид. - М.: Знание, 2014. - С.41-55.Бельтюков В.И. Программа овладением детьми произношением звуков речи (к вопросу о соотношении социальных и биологических факторов) // Вопросы психологии, 2013. - №4. - С.66-77.Безруких М.М.Подготовка дошкольников к обучению грамоте. // Нарушение речи у дошкольников, 2015. - №7. - С.10-46.Волкова Л.С. ОНР у дошкольников.// Дефектология, 2004. - №5. - С. 34- 38.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи.// Психолингвистика / Под редакцией А.М.Шахнаровича. М.: Прогресс, 2004. - С.21-50.Воробьева В.К. Обучение детей с ОНР первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 66-71.Веккер Л.М. Психические процессы. // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи, 2010. - №2. – С. 22-28.Власова H.A. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте, 1999. – С. 134-135.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. // Исследования мышления советской психологии, 1989. – С. 44-47.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Изд-во Союз, 2004. -224 с.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. М.: Экономика, 2014. - С.31-40.Воробьева В.К. Обучение детей с ОНР первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. - 2014. - № 4. — С. 66-71.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Изд-во Союз, 2004. -224 с.Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969. - №1. - С.15-25.Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.// Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. М.: Прометей, 2014. - С.39-43.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. // Детская речь как предмет лингвистического изучения, 2015. - №6. – С. 56-57.Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 73-79.Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. М.: Экономика, 2015. - С.179-193.Гурьянов Е.В. Обучение грамоте детей в детском саду. // Дефектология, 2014. - №2. - С.37.Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. // Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2011. - С.9-31.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.// Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М.: Изд-во Моск.гос.пед.ин-та, 1990. - С.100-112.Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. // Исследования речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 2014. -С.85-99.Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. // Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1960. - С. 67-85.Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. // Дошкольное воспитание, 2013. - №11. -С.65-75.Кольцова М.М. Педагогическое наблюдение за детьми с тяжёлыми» нарушениями речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 2012. – 198 с.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. // Вопросы порождения речи и обучения языку. М.: Наука, 2001. - С. 6-16.Левина P.E. Опыт изучения неговорящих детей. // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука 1951. - С. 36-63.Леонтьев А.Н. Язык, речь, деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. // Дефектология. - 1986. - № 2. - С.64-70.Лесгафт П.Ф.Воспитание ребенка. // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 2012. - С. 310-317.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М.: МГУ, 1969. - 505 с.Моисеева Т.В. Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов. // Ж. Школьный логопед, 2006. - №1(10). – С.34-39.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. // Дефектология. 1973. - №1. - С. 29-34.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. // Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. М.: Просвещение, 1997. - С.122-154.Сиротюк А.Л. В инструментальную копилку практикующего логопеда. // Ж. Логопед, 2006. - №2. – С.12-18.Уманская Н.М. Сравнительная характеристика детей-алаликов и умственно-отсталых детей. // Дефектология, 1973. - №1. - С.23-26.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. - 2004. - №5. - С.4-5.Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Изучение детей с ОНР в специальном детском саду. // Дефектология. - 1985. - №6. - С.58-62.Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. М.: Прометей, - 2009. - С. 89-93.Чиркина Г.В. Подготовка к обучению грамоте. // Дефектология. 2000. - №1. -С. 64-65.Шипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения. // Дефектология. - 1999. - №5.- С.3-10.Приложение 1Диагностика лексики, связной речи и грамматического строя речи дошкольников с речевой патологией (В.М. Акименко)
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи, 2015. - №6. – С. 77-82.
2. Агранович З.Е. Система коррекционной работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей. // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. Сборник статей. – СПб., 2014. – С. 34-38.
3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. // Дефектология, 2016. - №1. - С.32-37.
4. Белова-Давид P.A. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников / Под ред. P.A. Беловой-Давид. - М.: Знание, 2014. - С.41-55.
5. Бельтюков В.И. Программа овладением детьми произношением звуков речи (к вопросу о соотношении социальных и биологических факторов) // Вопросы психологии, 2013. - №4. - С.66-77.
6. Безруких М.М.Подготовка дошкольников к обучению грамоте. // Нарушение речи у дошкольников, 2015. - №7. - С.10-46.
7. Волкова Л.С. ОНР у дошкольников.// Дефектология, 2004. - №5. - С. 34- 38.
8. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи.// Психолингвистика / Под редакцией А.М.Шахнаровича. М.: Прогресс, 2004. - С.21-50.
9. Воробьева В.К. Обучение детей с ОНР первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 66-71.
10. Веккер Л.М. Психические процессы. // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи, 2010. - №2. – С. 22-28.
11. Власова H.A. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте, 1999. – С. 134-135.
12. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. // Исследования мышления советской психологии, 1989. – С. 44-47.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Изд-во Союз, 2004. -224 с.
14. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. М.: Экономика, 2014. - С.31-40.
15. Воробьева В.К. Обучение детей с ОНР первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. - 2014. - № 4. — С. 66-71.
16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Изд-во Союз, 2004. -224 с.
17. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969. - №1. - С.15-25.
18. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.// Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. М.: Прометей, 2014. - С.39-43.
19. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. // Детская речь как предмет лингвистического изучения, 2015. - №6. – С. 56-57.
20. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 73-79.
21. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. М.: Экономика, 2015. - С.179-193.
22. Гурьянов Е.В. Обучение грамоте детей в детском саду. // Дефектология, 2014. - №2. - С.37.
23. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. // Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2011. - С.9-31.
24. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.// Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М.: Изд-во Моск.гос.пед.ин-та, 1990. - С.100-112.
25. Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. // Исследования речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 2014. -С.85-99.
26. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. // Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1960. - С. 67-85.
27. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. // Дошкольное воспитание, 2013. - №11. -С.65-75.
28. Кольцова М.М. Педагогическое наблюдение за детьми с тяжёлыми» нарушениями речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 2012. – 198 с.
29. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. // Вопросы порождения речи и обучения языку. М.: Наука, 2001. - С. 6-16.
30. Левина P.E. Опыт изучения неговорящих детей. // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука 1951. - С. 36-63.
31. Леонтьев А.Н. Язык, речь, деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
32. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. // Дефектология. - 1986. - № 2. - С.64-70.
33. Лесгафт П.Ф.Воспитание ребенка. // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 2012. - С. 310-317.
34. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М.: МГУ, 1969. - 505 с.
35. Моисеева Т.В. Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов. // Ж. Школьный логопед, 2006. - №1(10). – С.34-39.
36. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. // Дефектология. 1973. - №1. - С. 29-34.
37. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. // Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. М.: Просвещение, 1997. - С.122-154.
38. Сиротюк А.Л. В инструментальную копилку практикующего логопеда. // Ж. Логопед, 2006. - №2. – С.12-18.
39. Уманская Н.М. Сравнительная характеристика детей-алаликов и умственно-отсталых детей. // Дефектология, 1973. - №1. - С.23-26.
40. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. - 2004. - №5. - С.4-5.
41. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Изучение детей с ОНР в специальном детском саду. // Дефектология. - 1985. - №6. - С.58-62.
42. Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. М.: Прометей, - 2009. - С. 89-93.
43. Чиркина Г.В. Подготовка к обучению грамоте. // Дефектология. 2000. - №1. -С. 64-65.
44. Шипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения. // Дефектология. - 1999. - №5.- С.3-10.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты исследования рассматриваются в первой главе статьи?
В первой главе статьи рассматриваются теоретические аспекты подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи. В частности, определяется понятие недоразвития речи у детей, анализируются причины и симптомы данного состояния, а также рассматриваются возможные пути коррекции.
Что такое общее недоразвитие речи у детей?
Общее недоразвитие речи у детей - это состояние, при котором ребенок испытывает трудности в развитии и использовании речи. Оно может проявляться в низком уровне речевых навыков, несформированности связной и грамматической структуры речи, а также в слабости и нечеткости артикуляции звуков.
Каковы причины общего недоразвития речи у детей?
Причины общего недоразвития речи у детей могут быть различными. Они могут быть связаны с нарушениями функций речевого аппарата, а также с недостаточностью стимуляции и развития речи в раннем детстве. Также могут влиять факторы психоэмоционального характера, а также наследственность.
Какие симптомы свойственны детям с общим недоразвитием речи?
У детей с общим недоразвитием речи могут быть следующие симптомы: затруднения в артикуляции звуков, ограниченный словарный запас, несвязная речь, ошибки в грамматике и синтаксисе, затруднения в понимании речи других людей.
Какими путями можно корректировать общее недоразвитие речи у детей?
Общее недоразвитие речи у детей может быть корректировано различными путями. Это включает комплексную логопедическую работу, в том числе занятия с логопедом и использование специальных методик и игр. Также важно включать ребенка в общение с другими детьми и взрослыми, чтобы стимулировать его речевое развитие.
Что такое общее недоразвитие речи у детей?
Общее недоразвитие речи у детей - это состояние, при котором ребенок испытывает трудности в понимании и произношении речи, а также в овладении грамматическими и лексическими навыками.
Какова этиология общего недоразвития речи у детей?
Этиология общего недоразвития речи у детей может быть разнообразной - это может быть связано с наследственностью, неблагоприятными условиями внутриутробного развития, отсутствием стимуляции и обучения ребенка.
Какие симптомы наблюдаются при общем недоразвитии речи у детей?
При общем недоразвитии речи у детей могут наблюдаться такие симптомы, как неправильное произношение звуков, ограниченный словарный запас, трудности в понимании сложных предложений и грамматических правил.
Каковы пути коррекции общего недоразвития речи у детей?
Коррекция общего недоразвития речи у детей включает комплекс мер, таких как логопедические занятия, развивающие игры, работа с родителями и обучение специальным методикам грамоты.
Что такое готовность к обучению грамоте?
Готовность к обучению грамоте - это набор навыков и знаний, которые должны быть у детей перед началом освоения письма и чтения. Она включает развитие речи, мелкой моторики, понимание пространственных и временных отношений, внимания и памяти.
Какое определение общего недоразвития речи у детей можно дать?
Общее недоразвитие речи у детей - это состояние, когда у ребенка наблюдается задержка в развитии всех аспектов речи: фонетики, лексики, грамматики, связной речи. Это может быть вызвано различными причинами, такими как недостаточная стимуляция ребенка в семье, нарушения слуха или умственного развития, эмоциональные и психологические факторы.
Что такое готовность к обучению грамоте у дошкольников?
Готовность к обучению грамоте у дошкольников - это комплекс психологических и педагогических условий, необходимых для успешного освоения навыков чтения и письма. Эти условия включают в себя развитие фонетического слуха, восприятие и понимание речи, умение различать звуки и связывать их с буквами, развитие мелкой моторики рук и др.