Оценка энергетической безопасности на примере Приволжского Федерального округа
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 14.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты энергетической безопасности 5
1.1. Определение энергетической безопасности, принципы достижения энергетической безопасности 5
1.2. Показатели энергетической безопасности 11
1.3. Цели и задачи государственной политики России в области повышения энергоэффективности 14
Глава 2. Анализ энергетической безопасности на примере Приволжского Федерального округа 18
2.1. Оценка уровня энергетической безопасности Приволжского Федерального округа 18
2.2. Государственная политика энергоэффективности в регионах РФ 25
Глава 3. Направления повышения уровня энергетической безопасности Приволжского Федерального округа 29
3.1. Развитие возобновляемых источников энергии 29
3.2. Меры по повышению энергетической безопасности 32
Заключение 35
Список литературы 37
Для удаленных населенных пунктов предусмотрены специальные стратегии на уровне от 10 до 20 миллионов при достаточном энергетическом охвате. Кроме того, удручает экологическая ситуация в крупных городах из-за вредных выбросов в атмосферу от промышленных и городских сооружений.Технический и экономический потенциал малых гидроэлектростанций в России достаточно широкий по сравнению с возобновляемыми источниками энергии. В настоящее время его производство оценивается в 60 млрд. КВтч в год. Несколько компаний, специализируются на поставках оборудования и строительстве гидроэлектростанций в России, таких как АОЗТ МНТО Инсет из г. Санкт-Петербург.Геотермальная энергия на сегодняшний день предназначена для эксплуатации теплового потенциала Земли. Из года в год использование теплового потенциала земли возрастает с 2 до 3%. Ее всемирное производство может вырасти в течение 10 лет до 10-15%. В России использование геотермальной энергии было интенсивным в прошлом веке, в таких регионах, как Дагестан и Камчатка. Развитие этой отрасли энергетики сдерживается наличием углеводородных ресурсов и неспособностью транспортировать геотермальные ресурсы, как в случае нефти или газа. В качестве примера - Калужский турбинный завод, который обеспечивает выпуск электротехнического оборудования средней мощностью 6, 12, 20 и 23 МВт; ЗАО «Наука» предлагает модульные геотермальные электростанции (ГеоТЭС) малой и средней мощности от 0,5 до 20 МВт. В настоящее время в России разведано около 50 горячих источников с потенциалом до 300000 м / сутки. Строительство геотермальной электростанции требует особых геологических условий, поэтому к выбору места специалисты относятся очень серьезно. В Приволжском Федеральном округе из-за нахождения термальной воды на глубине 2 км, потребуются гораздо большие затраты. Однако использование геотермальной воды с температурой от 40 до 60°С, расположенной на глубине около 800 м являются перспективными и выгодными. Солнечная энергия, как одна из перспективных областей возобновляемой энергетики, основана на прямом использовании солнечной радиации. В 2015-2016 годах в России было введено 130 МВт возобновляемой энергии, а в 2017 году было построено 140 МВт, в том числе более 100 МВт солнечных электростанций. В период с 2019 по 2021 гг. совместное предприятие ГК «Хевел» («Ренова» и «Роснано») планирует построить три солнечные электрические станции (СЭС), в Бурятии, общая мощность проекта -100 МВт. Инвестиции составили более 10 млрд рублей.Биоэнергетика понимается как отрасль возобновляемой энергетики в России, которая решает проблемы получения топлива из биомассы и одновременно защищает окружающую среду. В России сфера жидкого биотоплива все еще слабо развита. Единственное предприятие в России, ПАО Кировский «Биохимзавод», производит биоэтанол из отходов древесины в промышленных объемах, для его дальнейшего применения в качестве моторноготоплива. У Правительства РФ нет единой государственной программы развития биодизельного топлива, но создаются региональные программы, как, Алтайская краевая целевая программа «Рапс-биодизель». Пензенская компания «Агро-биотехнология» предусматривает создание производства мощностью 250 тыс. руб. тонн в год. Аналогичный проект разрабатывается в Южном федеральном округе компанией Русагрпроект (Волгоградская область).Потенциал рынка ветроэнергетики в России огромен, так как страна обладает самым большим технико-экономическим потенциалом для ветроэнергетики в мире. База данных ветроэнергетики была создана в 2000-х гг. с созданием российского ветрового атласа и разработкой национального кадастра ветроэнергетических ресурсов России. Россия еще находится на ранней стадии развития этого сектора возобновляемой энергетики. По результатам отбора проектов в области возобновляемой энергии в 2017 году инвестиционный фонд ветроэнергетики, созданный компаниями «Фортум» и «Роснано» (БогШт&Ковпапо) получил право на строительство 1000 МВт ветроэнергетической мощности с 2018 по 2022 год. Общий объем будущих поступлений ветропарков к 2024 году будет чуть выше 3 ГВт.В Ульяновске построен финской компанией Fortum крупнейшая в России ВЭС установка мощностью 35 МВт. Ветропарк работает на рынке электроэнергии, не сталкиваясь с огромными проблемами. Инвестиции Fortum в проект Ульяновской ВЭС превысили 5 млрд рублей. По подсчетам областного правительства, ежегодные налоги инвесторов на бюджет Ульяновской области составят 100 млн рублей. В Республике Татарстан планируется также построение ветропарка мощностью 100 МВт. В настоящее время проводится мониторинг в трех регионах Татарстана (Камско-Устинский, Рыбно-Слободский и Спасский) с целью определения подходящего района для строительства ветряной электростанции. Ветромониторинг будет завершен летом 2019 года.В целом цена возобновляемых источников энергии остается высокой по сравнению с традиционными источниками энергии. Эти затраты особенно связаны с определенными недостатками, которые сегодня остаются очень серьезной проблемой для мирового энергетического сектора. Среди прочего, следует упомянуть энергетическую эффективность или удельную плотность энергии на единицу площади, а также непостоянство поступающей энергии по времени.Меры по повышению энергетической безопасностиТаким образом в использовании возобновляемых источников энергии есть определенные трудности, главная трудность, это себестоимость нетрадиционных источников энергии, она еще достаточно высока по сравнению с традиционными источниками. Для РФ необходимо установление чётких целевых показателей по производству электроэнергии с помощью ВИЭ. Важным условием развития ВИЭ в РФ является поиск российских инвесторов. Важно создать условия для инвесторов, при которых риски инвестирования в объекты ВИЭ будут минимальны. Снижение рисков должно взять на себя государство, посредством создания устойчивой и надежной законодательной базы развития отрасли ВИЭ.В качестве рекомендаций по повышению энергетической безопасности рекомендуется следующее.Необходима проработать механизмы финансирования мероприятий в области энергосбережения и подготовка предложений по финансовому стимулированию внедрения энергоэффективных технологий. В частности, предусмотреть упрощение заключения энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере, проработать предложения по введению налоговых льгот для собственников энергоэффективного недвижимого имущества, подготовить предложения по повышению вовлечения кредитных организаций в реализацию проектов в области энергосбережения.Также обеспечить расширение практики учета критериев энергоэффективности при принятии решений о мерах государственной поддержки, в том числе поддержки отдельных проектов институтами развития.Для стимулирования внебюджетных инвестиций неоюходимо утвердить целевые показатели привлечения внебюджетных средств в проекты модернизации имущественного комплекса в рамках механизмов энергосервисных договоров (контрактов) в подведомственном имущественном комплексе федеральными органами исполнительной власти, а также критериев энергоэффективности финансируемых проектов для программ институтов развития и программ софинансирования в курируемых отраслях экономики Российской Федерации федеральными органами исполнительной в ласти в части своей ответственности.Необходимо расширить перечень инструментов, которые могут использоваться для привлечения инвестиций в модернизацию и повышение энергетической эффективности, прежде всего в сферах, признанных приоритетными по критериям экономической эффективности и социальных эффектов.Так, представляется целесообразным развитие проектного финансирования энергосервисной деятельности в бюджетной сфере, для чего необходимо:1.Внести изменения в действующее законодательство, предусматривающие в том числе:установление срока банковской гарантии по энергосервисным контрактам только на период реализации инвестиционной стадии;введение института объективного определения экономии поэнергосервисным договорам (контрактам);упрощенный судебный порядок рассмотрения споров по энергосервисным договорам (контрактам).2.Проработать механизм отбора и реализации инвестиционных проектов энергосервисной деятельности в бюджетной сфере, включая отработку с Центральным банком Российской Федерации создания особых условий для таких проектов, предусматривающих снижение размера обязательных резервных требований под энергосервисные договора (контракты.Также необходимо совершенствование систем формирования и реализации региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, системы координации и контроля над деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации политики в области энергосбережения, что позволит синхронизировать принимаемые на федеральном и региональном уровнях решения в данной сфере.ЗаключениеЭнергетическая безопасность – это обеспеченность государства топливно-энергетическими ресурсами в текущем, краткосрочным и долгосрочным периоде.Энергосистемы, обеспечивающие энергоснабжение Приволжского Федерального округа, с учетом передачи избытков электроэнергии и мощности в соседние регионы являются сбалансированными. При этом в некоторых энергетических узлах возникают дефициты мощности. Это объясняется неравномерным распределением генерации и потребления по территории округа.Замедленное развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в РФ обусловленонесовершенством технологической базы. Большинство оборудования производится за рубежом, что повышает стоимость проектов ВИЭ. Российские производители оборудования малочисленны и не осуществляют экспорт. Данная ситуация складывается из-за неконкурентоспособности производства и ее начало – отсутствие достаточных инвестиций в НИОКР. В Приволжском Федеральном округе применяются технологии возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Пензенская компания «Агро-биотехнология» предусматривает создание производства мощностью 250 тыс. руб. тонн в год биодизельного топлива (отходов древесины в промышленных объемах), в Ульяновске построен финской компанией Fortum крупнейшая в России ВЭС установка мощностью 35 МВт., в Республике Татарстан планируется также построение ветропарка мощностью 100 МВт. Главная трудность, это себестоимость нетрадиционных источников энергии, она еще достаточно высока по сравнению с традиционными источниками. Активно проводимая государственная политика энергоэффективности нуждается в мониторинге ее результативности. В силу отсутствия единой методики оценки результативности проводимой политики энергоэффективности, официальными документами, ее регламентирующими, предусмотрена целесообразность независимых исследований для разработки дополнительных методик анализа энергоемкости региональной экономики.На данный момент назрела необходимостьв актуализации перечня целевых показателейрегиональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также мероприятий, в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышенияэнергоэффективности на региональном уровне.Данные мероприятия предусмотрены в опубликованном Распоряжении Правительства РФот 19.04.2018г. № 703-р «Об утверждении комплексного плана по повышению энергетической эффективности экономики России».Необходимым условием развития государственной политики энергоэффективности в регионах РФ является совершенствование системы учета показателей энергопотребления. На сегодняшний день сбор и анализ статистических данных характеризуются неполнотой и недостоверностью. На региональном уровне не закреплены единые методические требования к показателям энергоэффективности. Необходима проработать механизмы финансирования мероприятий в области энергосбережения и подготовка предложений по финансовому стимулированию внедрения энергоэффективных технологий. В частности, предусмотреть упрощение заключения энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере, проработать предложения по введению налоговых льгот для собственников энергоэффективного недвижимого имущества, подготовить предложения по повышению вовлечения кредитных организаций в реализацию проектов в области энергосбережения.Список литературыФедеральный закон «Об энергосбережении (с изменениями на 30 декабря 2008 года)» от 03.04.1996г. № 28Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715–Р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 2446–Р «О государственной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2013 г. № 467–Р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Распоряжении Правительства РФ от 19.04.2018 г. № 703-р «Об утверждении комплексного плана по повышению энергетической эффективности экономики России»Постановление Правительства РФ от 29.09.2008 г. № 726 «О Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики»Указ Президента РФ № 472 от 07.05.1995г. «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до2010года».Постановление Администрации Пензенской области от 05.11.2013 г. № 136-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области “ Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности Пензенской области на 2014 - 2022 годы”»Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Министерство энергетики Российской Федерации. Электронный ресурс. – URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026.Зеркалов, Д.В. Энергетическая безопасность. Монография. –К.: Основа, 2012. –920 с. Каранина Е.В. Экономическая безопасность. На уровне государства, региона, предприятия. Киров: ФГБОУВО «ВятГУ», 2016.Мальцева, П.Н. Система государственного управления энергетической безопасностью северного региона (на примере Магаданской области) / Магадан. ин-т экономики С.-Петерб. ун-та упр. и экономики. –СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. –170 с.Шободоева, А.В. Теория национальной безопасности Российской Федерации: учебник: в 2 ч. –Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. –308 с.Газман В.Д.Лизинг в энергетике России // Финансовый бизнес. –2018. № 1 (192). –С. 30-36.Головин, Ар.А. Перспективы развития электроэнергетической отрасли России / Ар.А. Головин, Р.С. Янин, Н.В. Иванникова // Использование современных инновационных технологий в разработке и реализации экономических реформ: сб. ст. –Уфа: ООО «Аэтерна». –2017. –С. 23-25.Головин, Ар.А. Перспективы развития электроэнергетической отрасли России / Ар.А. Головин, Р.С. Янин, Н.В. Иванникова // Использование современных инновационных технологий в разработке и реализации экономических реформ: сб. ст. –Уфа: ООО «Аэтерна». –2017. –С. 23-25Губайдуллина И.Н. Энергетическая безопасность как составляющая системы национальной безопасности современного государства/ И.Н. Губайдуллина// Горизонты экономики. —2018. —No3 (43). —С. 10–14Зеркалов, Д.В. Энергетическая безопасность. Монография. – К.: Основа, 2012. –920 с.Калина А.В. Формирование пороговых значений индикативных показателей экономической безопасности России и ее регионов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. Т. 8. № 4. Маханько Г.В. Экономическая безопасность и конкурентоспособность региона как важнейшая составляющая экономической безопасности России // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 105(01). Порфирьев Б.Н. Новые глобальные тенденции развития энергетики -вызовы и риски интеграции России в мировую экономику//Проблемы прогнозирования. 2015. № 1. С. 45-52.Трачук К.В. Эволюция подходов к энергетической безопасности: страны-импортеры против стран-экспортеров / К.В.Трачук // Вестник МГИМО Университета.—2010. —No6. —С.258–264.Энергетический бюллетень. Тема выпуска: Инвестиции в ТЭК//Выпуск № 15 -июнь 2015, с. 67.
1. Федеральный закон «Об энергосбережении (с изменениями на 30 декабря 2008 года)» от 03.04.1996г. № 28
2. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715–Р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 2446–Р «О государственной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2013 г. № 467–Р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
5. Распоряжении Правительства РФ от 19.04.2018 г. № 703-р «Об утверждении комплексного плана по повышению энергетической эффективности экономики России»
6. Постановление Правительства РФ от 29.09.2008 г. № 726 «О Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики»
7. Указ Президента РФ № 472 от 07.05.1995г. «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до2010года».
8. Постановление Администрации Пензенской области от 05.11.2013 г. № 136-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области “ Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности Пензенской области на 2014 - 2022 годы”»
9. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Министерство энергетики Российской Федерации. Электронный ресурс. – URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026.
10. Зеркалов, Д.В. Энергетическая безопасность. Монография. –К.: Основа, 2012. –920 с.
11. Каранина Е.В. Экономическая безопасность. На уровне государства, региона, предприятия. Киров: ФГБОУВО «ВятГУ», 2016.
12. Мальцева, П.Н. Система государственного управления энергетической безопасностью северного региона (на примере Магаданской области) / Магадан. ин-т экономики С.-Петерб. ун-та упр. и экономики. –СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. –170 с.
13. Шободоева, А.В. Теория национальной безопасности Российской Федерации: учебник: в 2 ч. –Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. –308 с.
14. Газман В.Д.Лизинг в энергетике России // Финансовый бизнес. –2018. № 1 (192). –С. 30-36.
15. Головин, Ар.А. Перспективы развития электроэнергетической отрасли России / Ар.А. Головин, Р.С. Янин, Н.В. Иванникова // Использование современных инновационных технологий в разработке и реализации экономических реформ: сб. ст. –Уфа: ООО «Аэтерна». –2017. –С. 23-25.
16. Головин, Ар.А. Перспективы развития электроэнергетической отрасли России / Ар.А. Головин, Р.С. Янин, Н.В. Иванникова // Использование современных инновационных технологий в разработке и реализации экономических реформ: сб. ст. –Уфа: ООО «Аэтерна». –2017. –С. 23-25
17. Губайдуллина И.Н. Энергетическая безопасность как составляющая системы национальной безопасности современного государства/ И.Н. Губайдуллина// Горизонты экономики. —2018. —No3 (43). —С. 10–14
18. Зеркалов, Д.В. Энергетическая безопасность. Монография. – К.: Основа, 2012. –920 с.
19. Калина А.В. Формирование пороговых значений индикативных показателей экономической безопасности России и ее регионов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. Т. 8. № 4.
20. Маханько Г.В. Экономическая безопасность и конкурентоспособность региона как важнейшая составляющая экономической безопасности России // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 105(01).
21. Порфирьев Б.Н. Новые глобальные тенденции развития энергетики -вызовы и риски интеграции России в мировую экономику//Проблемы прогнозирования. 2015. № 1. С. 45-52.
22. Трачук К.В. Эволюция подходов к энергетической безопасности: страны-импортеры против стран-экспортеров / К.В.Трачук // Вестник МГИМО Университета.—2010. —No6. —С.258–264.
23. Энергетический бюллетень. Тема выпуска: Инвестиции в ТЭК//Выпуск № 15 -июнь 2015, с. 67.
Вопрос-ответ:
Что такое энергетическая безопасность?
Энергетическая безопасность - это состояние, при котором обеспечивается стабильное, безопасное и надежное функционирование энергетической системы, удовлетворение потребностей в энергии и минимизация рисков для экономики и безопасности государства.
Какие принципы достижения энергетической безопасности?
Принципы достижения энергетической безопасности включают диверсификацию энергетических источников, развитие энергоэффективности, укрепление энергетической инфраструктуры, обеспечение энергетической независимости и расширение энергетического сотрудничества с другими странами.
Какие показатели используются для оценки энергетической безопасности?
Для оценки энергетической безопасности используются различные показатели, такие как уровень энергетической независимости, доля импорта энергии, энергоэффективность, структура источников энергии, устойчивость энергетической системы и другие.
Какие цели и задачи государственной политики России в области повышения энергоэффективности?
Цели и задачи государственной политики России в области повышения энергоэффективности включают снижение энергопотребления, развитие энергоэффективных технологий, улучшение энергетической инфраструктуры, повышение энергетической независимости и устойчивости энергетической системы.
Каким образом оценивается уровень энергетической безопасности на примере Приволжского Федерального округа?
Оценка уровня энергетической безопасности на примере Приволжского Федерального округа осуществляется на основе анализа таких показателей, как уровень энергетической независимости, доля местных источников энергии, энергоэффективность, пропускная способность энергетической инфраструктуры и другие ключевые факторы, влияющие на стабильность и безопасность энергетической системы.
Что такое энергетическая безопасность?
Энергетическая безопасность - это состояние, при котором обеспечивается стабильное и непрерывное функционирование энергетической системы государства, минимизируется риск возникновения кризисных ситуаций и обеспечивается удовлетворение потребностей населения и экономики в энергетических ресурсах.
Какие принципы помогают достичь энергетической безопасности?
Достижение энергетической безопасности основывается на следующих принципах: разнообразие источников энергии, энергоэффективность, экологическая безопасность, техническая надежность энергетических систем, привлечение инвестиций, сохранение запасов энергоресурсов, международное сотрудничество.
Какие показатели используются для оценки энергетической безопасности?
Для оценки энергетической безопасности используются различные показатели, такие как уровень энергетической зависимости, степень диверсификации источников энергии, энергоэффективность, энергетическая интенсивность экономики, доступность энергоресурсов и др.