Характеристика вокального стиля М.П. Мусоргского

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 32 32 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 18.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика камерно-вокального творчества М.П. Мусоргского 7
1.1. Роль вокальной музыки в творчестве Мусоргского 7
1.2. Темы, жанровая эволюция в творчестве Мусоргского 9
Глава 2. Особенности вокального творчества Мусоргского 14
2.1. Черты вокального стиля композитора 14
2.2. Анализ, черты вокального стиля на примере цикла «Детская» 21
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 32

Фрагмент для ознакомления

Замысел вокального цикла «Детская» относится к 1868 году. Цикл был закончен в 1872 году, и в нем композитор предстает замечательным психологом, раскрывающим детское восприятие мира. Охарактеризуем основные черты вокального стиля композитора, которые находят претворение в «Детской».Интонационные и ритмические особенности мелодики находятся в тесном взаимодействии. Они воплощают образы сказочного повествования («С няней»), молитвы («На сон грядущий»), колыбельной («С куклой»), сбивчивого взволнованного рассказа («Кот Матрос», нотный пример 5).Нотный пример 5.Мусоргский М.П. «Кот Матрос»из вокального цикла «Детская», фрагмент Образ юной девочки, которая очень любит поболтать и рассказывает маме о своем приключении, как она спасла снегиря в клетке от кота Матроса, воплощен Мусоргским при помощи интонационных и ритмических средств. В довольно подвижном темпе и размере 4\4 композитор использует смену различных длительностей, в том числе неоднородные виды ритмического деления, паузы, ферматы. Интонации вокальной партии достаточно сложны и разнообразны. Так на словах «до птичек ты лаком» М.П. Мусоргский совмещает интервал восходящей уменьшенной кварты и нисходящей малой септимы. Ключевые слова («нет!», «кот») подчеркнуты скачками (на уменьшенную септиму с – dis, нисходящую уменьшенную квинту d–gis) и ритмическими акцентами (половинная на сильной доле после четвертей и восьмых, четверть с акцентом на относительно сильной третьей доле такта).Напряжение в данных интонационно-ритмических оборотах создается не только благодаря величине интервалов, но и их ладовой природе. Эту особенность стиля Мусоргского отмечал А.С. Оголевец: «Велика в вокальной драматургии роль мелодических оборотов, использующих определенные закономерности лада»[8, с. 11]. В этом ключе показательны не только широкие интервалы, могут быть значимы и опевания неустойчивых ступеней лада, как это можно наблюдать в песне «Жук» (Нотный пример 6).Нотный пример 6.Мусоргский М.П. «Жук»из вокального цикла «Детская», фрагментНа словах «черный» мы видим опевание второй ступени лада, с альтерацией при этом тоники (опевание «fis–a»в тональности Fdur).Ладово – неустойчивые звуки, хроматические интервалы, тритоны создают в определенных метроритмических условиях образы большого волнения, глубокого внутреннего напряжения, раскрывающие непосредственную и яркую детскую эмоциональность.Отдельно нужно сказать о связи слова и музыки в вокальном цикле «Детская». Тексты песен были написаны М.П. Мусоргским в прозе, что само по себе является новаторским для его времени. Воплощая речевую интонацию, он используется очень гибкие формы связи слова и музыки, далекие от типичной ритмизации.В качестве примера приведем фрагмент из песни «В углу», где композитор воплощает каждую фразу, каждое слово фразы с особым оттенком выразительности. Особую роль здесь приобретают паузы, которые даже делят слова на слоги в кульминационный момент партии няни, которая в гневе за проделки ставит в угол мальчика Мишу (нотный пример 7):Нотный пример 7.Мусоргский М.П. «В углу»из вокального цикла «Детская», фрагмент (няня)Слово «проказник» с интонацией сдерживаемого гнева, композитор помещает в более низкий регистр. Второй персонаж этой сценки – мальчик, который стоя в углу испытывает целую гамму чувств. Он оправдывает себя («клубочек размотал котеночек и пруточки разбросал котеночек»), жалеет и хвалит себя («а Мишенька был паинька»), сердится на няню («А няня злая, старая», «Миша не будет больше любить свою нянюшку»). Все эти чувства композитор передает в вокальной партии, тщательно подбирая интонационные и ритмические средства. Так, например, ласковые слова мальчика о себе выделяются при помощи триолей и интонаций секунд (на словах «умницей» композитор использовал трихорд – смену большой секунды и малой терции, лежащий в основе русской народной песни):Нотный пример 7.Мусоргский М.П. «В углу»из вокального цикла «Детская», фрагмент (Миша)Фактурные приемы в вокальном цикле «Детская» также направлены на раскрытие художественного содержания. О глубокой связи мелодии и сопровождения фортепиано свидетельствует интонационное их родство. Так, например, в песне «Жук» в партии аккомпанемента разрабатывается та же интонация, что и в партии солиста (Нотный пример 8):Нотный пример 8.Мусоргский М.П. «Жук»из вокального цикла «Детская», фрагмент (мелодия, аккомпанемент)В первом такте как в партии голоса, так и в партии фортепиано можно увидеть интонации «f-c», «es–b - as», а во втором –«b – as», «c - g».При небольшом разнообразии ритмических длительностей (используются только четверти и восьмые), композитор достаточно изобретательно их сочетает. Тем самым еще раз в творчестве Мусоргского мы находим подтверждение тому, что «малейшие изменения ритма вокальных фраз у Мусоргского имеют особое выразительное значение».В вокальном цикле «Детская» мы находим самые разнообразные фактурные типы, среди которых:Аккордовый склад, с элементами полифонии («С няней», «В углу», « На сон грядущий»).Октавные унисоны («В углу», начало; «Жук», «На сон грядущий», «Кот Матрос»).Фигурации по звукам аккордов («Жук», «С куклой»).Аккордовый склад гомофонно-гармонического типа («Жук»).Интервально-аккордовый склад с элементами остинато («С куклой»).Аккордовый склад с тиратами в басу («Кот Матрос»).Гомофонно-полифонический склад с различными ритмическими фигурациями («Поехал на палочке»).Интересно особое внимание Мусоргского в этом цикле к октавным унисонам и в целом не усложненным типам фактуры. Эта индивидуальная особенность «Детской» связана с ее общей направленностью, и отражает в целом естественность и простоту детского восприятия.Гармонические особенности в вокальном цикле следуют за всеми деталями образного содержания номеров, отражают все нюансы чувств и переживаний. Так в номере «С няней» используются старинные лады, воплощающие образы русской народной сказки (движение по трихордуas -b–desи пентатонике). Однако на слова про хромого царя используются резко диссонирующие секунды (cis–dis) в мелодии и сопровождении.Напряженная и тревожная по характеру песня «Жук» пронизана хроматизмами и диссонирующими аккордами. Например, на словах «строил домик» можно увидеть на тоническом органном пункте тонический септаккорд, затем двойной доминанты секундаккорд с высокой примой, а после этого аккорд секундо-квартовой структуры «f–g–b -es» (Нотный пример 9):Нотный пример 9.Мусоргский М.П. «Жук»из вокального цикла «Детская», такты 7-9, аккомпанементВсе выразительные и смысловые приемы, которые использовал композитор, свидетельствуют о его мастерстве в работе со словом. Можно говорить о том, что здесь композитор в полной мере как зрелый мастер, создающий вокальные шедевры – миниатюрные сценки из жизни ребенка. Данный цикл играет важную роль на творческом пути Мусоргского, он знаменует собой наступление зрелого стиля с комплексом его характерных особенностей, рассмотренных в первой главе курсовой работы.Выводы.Обратившись к анализу вокального цикла «Детская», мы обнаружили в нем основные характерные особенности вокального стиля композитора, среди которых:Глубокое единство интонации и ритма в мелодии.Тесная взаимосвязь мелодии и текста. Особенно важным становится ритмическое воплощение прозаического текста, который положен в основу музыки.Важная роль гармонии и фактуры в создании образа сочинения, а также в воплощении различных оттенков настроений. В связи с этим фактурные приемы могут неоднократно меняться на протяжении одного номера.Сквозные формы гибко следуют за текстом.Театральность играет важную роль в вокальном цикле «Детская». Многие номера цикла – это маленькие сценки, которые не могут быть исполнены без определенного драматического таланта.ЗаключениеВокальное творчество Модеста Петровича Мусоргского открывает новые пути, которые будут реализованы в композиторской практике XXвека. О значении творчества композитора для последующих поколений прежде всего заявляли сами композиторы, и одни из первых – импрессионисты. Клод Дебюсси и Морис Равель писали о том, что на них оказали огромное влияние новации музыкальной и гармонической декламации. Они называли Мусоргского своим учителем. Однако далеко не сразу в научной и исследовательской литературе талант композитора был оценен в полной мере. Достаточно долгое время существовали заблуждения о несовершенстве его композиторской манеры. Многие исследователи первой половины XXвека, в частности Б.В.Асафьев, определяли специфику некоторых жестких мелодических и ритмических оборотов, особенности фактурной организации через недостаток его композиторского мастерства, что не корректно. И только в конце XX–начале XXIвека произведения Мусоргского были оценены в полной мере. Стало очевидным, что те новаторские тенденции, которые он воплотил в своем творчестве, открыли дорогу композиторам последующих поколений. Сергей Сергеевич Прокофьев продолжил тенденцию переложения на музыку прозаического текста (в «Игроке» и «Гадком утенке»). Дмитрий Дмитриевич Шостакович воспринимает русскую народную идею в преемственности с Мусоргским – через «образы народной скорби и гнева или горький смех сквозь слезы маленького, униженного человека»[10, с. 401]. Вокальное творчество композитора – это яркая страница его творчества. В нем находят воплощение его эстетические взгляды, его особенная манера письма. Специфика вокального стиля композитора – это интересная тема, которая была рассмотрена в курсовой работе. В ней мы обратились к исследованию его эстетической платформы, поэтов – авторов текстов, периодизации и характерным особенностям его манеры, выделив основные типологические черты. Во второй главе курсовой работы они были рассмотрены на примере вокального цикла «Детская».Цель и задачи курсовой работы выполнены.Список литературыАбызова Е. Н. Модест Петрович Мусоргский: 1839-1881. 2-е изд., испр. Москва: Музыка, 1986. 155 с.Баскин В.С. Мусоргский. Очерк музыкальной деятельности. 2-е изд. М.: URSS: ЛЕНАНД, 2016. 89 с.Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIXвека. М.: Изд-во АН СССР, 1956. 352 с.Головинский Г.Л., Сабинина М.Д. Модест Петрович Мусоргский. М.: Музыка, 1998. 736 с. Дурандина Е.Е. Вокальное творчество Мусоргского. М.: Музыка, 1985. 200 с.Келдыш Ю.В. Романсовая лирика Мусоргского. М.: государственное музыкальное издательство, 1933. 87 с.Мусоргский М.П. Избранные письма. М.: государственное музыкальное издательство, 1953. 237 с.Оголевец А.С. Вокальная драматургия Мусоргского. М.: Музыка, 1966. 446 с.удневаРуднева О.В. Интонационная основа вокальной мелодики Мусоргского: к проблеме организующей роли гармонии. Автореф. канд. дис. Спб., 2000. 36 с.Сабинина М.Д. Мусоргский // История русской музыки в 10 томах. Том 7: 70-80-е годы XIX века. Часть 1. Келдыш Ю.В., Левашова О.Е., Корабельникова Л.З., Корженьянц Т.В., Левашев Е.М., Сабинина М.Д. Монография. М.: Музыка, 1994. 479 с.Фрид Э.Л. Мусоргский. Проблемы творчества. Л.: Музыка, 1981. 216 с.Холопов Ю. Мусоргский как композитор XXвека. М.: Музыка, 1990. 28 с.Хубов Г.Н. Мусоргский. Серия: «Классики мировой музыкальной культуры». М.: Музыка, 1969. 806 с.Ширинян Р. Оперная драматургия Мусоргского. М.: Музыка, 1981. 283 с.Ширинян Р. Эволюция оперного творчества Мусоргского. М.: Музыка, 1973. 158 с.ПриложениеОбложка издания вокального цикл «Детская»с рисунками Е. Репина [1, с. 84]

Список литературы
1. Абызова Е. Н. Модест Петрович Мусоргский: 1839-1881. 2-е изд., испр. Москва: Музыка, 1986. 155 с.
2. Баскин В.С. Мусоргский. Очерк музыкальной деятельности. 2-е изд. М.: URSS: ЛЕНАНД, 2016. 89 с.
3. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М.: Изд-во АН СССР, 1956. 352 с.
4. Головинский Г.Л., Сабинина М.Д. Модест Петрович Мусоргский. М.: Музыка, 1998. 736 с.
5. Дурандина Е.Е. Вокальное творчество Мусоргского. М.: Музыка, 1985. 200 с.
6. Келдыш Ю.В. Романсовая лирика Мусоргского. М.: государственное музыкальное издательство, 1933. 87 с.
7. Мусоргский М.П. Избранные письма. М.: государственное музыкальное издательство, 1953. 237 с.
8. Оголевец А.С. Вокальная драматургия Мусоргского. М.: Музыка, 1966. 446 с.
9. Руднева О.В. Интонационная основа вокальной мелодики Мусоргского: к проблеме организующей роли гармонии. Автореф. канд. дис. Спб., 2000. 36 с.
10. Сабинина М.Д. Мусоргский // История русской музыки в 10 томах. Том 7: 70-80-е годы XIX века. Часть 1. Келдыш Ю.В., Левашова О.Е., Корабельникова Л.З., Корженьянц Т.В., Левашев Е.М., Сабинина М.Д. Монография. М.: Музыка, 1994. 479 с.
11. Фрид Э.Л. Мусоргский. Проблемы творчества. Л.: Музыка, 1981. 216 с.
12. Холопов Ю. Мусоргский как композитор XX века. М.: Музыка, 1990. 28 с .
13. Хубов Г.Н. Мусоргский. Серия: «Классики мировой музыкальной культуры». М.: Музыка, 1969. 806 с.
14. Ширинян Р. Оперная драматургия Мусоргского. М.: Музыка, 1981. 283 с.
15. Ширинян Р. Эволюция оперного творчества Мусоргского. М.: Музыка, 1973. 158 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль вокальная музыка играла в творчестве Мусоргского?

Вокальная музыка играла важную роль в творчестве Мусоргского. Он активно использовал голос в своих произведениях, создавая множество вокальных циклов, романсов и оперных арий. Вокал позволял ему передать эмоциональную глубину и драматическую силу своих произведений.

Какие черты присущи вокальному стилю Мусоргского?

Вокальный стиль Мусоргского отличается необычайной экспрессивностью и естественностью передачи чувств. Композитор стремился к максимальной правдивости и простоте в передаче музыкального содержания текста. Его музыкальные образы часто отличаются живописностью и народностью.

Какова эволюция жанров в творчестве Мусоргского?

Творчество Мусоргского характеризуется эволюцией жанров. В начале своей карьеры он писал в основном романсы, позднее приступил к написанию опер. В его творчестве можно выделить такие жанры, как лирическая песня, оперный ария, романс и вокальный цикл. Каждый из этих жанров развивался в его произведениях и претерпевал изменения на протяжении всей его карьеры.

Какие особенности можно отметить в вокальном стиле Мусоргского на примере цикла "Детская"?

Вокальный стиль Мусоргского в цикле "Детская" выделяется своими особенностями. Он использует простые мелодии и яркие характеры, чтобы передать детскую непосредственность и игривость. Мусоргский также активно использовал народные мелодии и ритмы в своих произведениях, что придает им особую атмосферу и выделяет их среди других вокальных композиций.

Какие произведения Мусоргского являются примерами его вокального творчества?

Примерами вокального творчества Мусоргского являются такие произведения, как романсы "Детские стишки", "Безумие", "Туда-сюда", оперы "Борис Годунов", "Хованщина" и вокальные циклы "Песни и романсы", в которых он передает широкий спектр эмоций и настроений через вокальное исполнение.

Какую роль играет вокальная музыка в творчестве Мусоргского?

Вокальная музыка имеет важное место в творчестве Мусоргского. Она является основой его музыкального наследия. Композитор прекрасно владел вокальным жанром и создал множество опер, арий, романсов и вокально-симфонических произведений.

Какие черты присущи вокальному стилю Мусоргского?

Вокальный стиль Мусоргского отличается своеобразностью и выразительностью. Он использует простые и естественные мелодические и ритмические решения, а также живописные гармонические сочетания. Композитор стремился передать эмоциональное содержание текста и запечатлеть образы русской природы и народной жизни.

Какие темы прослеживаются в жанровой эволюции вокального творчества Мусоргского?

В жанровой эволюции вокального творчества Мусоргского можно выделить несколько тем. Одной из них является содержательная направленность на народные темы и бытовую лирику. Также прослеживается тема социальной критики и карикатурных типажей в оперных произведениях Мусоргского.

В чем особенности вокального стиля Мусоргского, и как они проявляются в цикле "Детская"?

Особенности вокального стиля Мусоргского включают простоту и естественность мелодии, использование народных интонаций и ритмик, а также органичные гармонические сочетания. В цикле "Детская" эти черты проявляются через яркое и живое изображение детского мира, использование народных мотивов и народной речи, а также простоту искреннего выражения эмоций.

Какую роль играет вокальная музыка в творчестве Мусоргского?

Вокальная музыка имеет важное место в творчестве Мусоргского. Она является неотъемлемой частью его творческой практики и концепции. Вокальный стиль Мусоргского отличается своеобразностью и оригинальностью, он использует простые и понятные мелодические решения, а также выразительные гармонические сочетания. Вокальная музыка Мусоргского является средством передачи эмоционального содержания текста и создания образов и персонажей.

Какую роль вокальная музыка играет в творчестве М.П. Мусоргского?

Вокальная музыка имеет важное место в творчестве М.П. Мусоргского. Он был известен своими операми и песенными циклами, которые получили признание как на Руси, так и за ее пределами. Вокальные произведения Мусоргского отличаются выразительностью, глубокой психологической характеристикой героев и сильным воздействием на слушателя.

Какие черты вокального стиля можно выделить у М.П. Мусоргского?

Вокальный стиль М.П. Мусоргского отличается реалистическим подходом, акцентированием на драматическом и эмоциональном содержании текста. Он умел передать разнообразные настроения и характеры героев через музыку. В его вокальных произведениях часто звучат простые народные мелодии и характерные ритмические фразы, что создает особую атмосферу и своеобразность его музыки.