Предоставление жилищно-коммунальных услуг по российскому законодательству
Заказать уникальную дипломную работу- 52 52 страницы
- 41 + 41 источник
- Добавлена 12.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятие и правовое регулирование предоставления жилищно-коммунальных услуг 5
1.1 Понятие жилищно-коммунальных услуг 5
1.2 История предоставления жилищно-коммунальных услуг 11
1.3 Субъекты отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг 18
Глава 2. Практические вопросы предоставления жилищно-коммунальных услуг 28
2.1 Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг 28
2.2 Государственный контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг 35
2.3 Проблемы предоставления жилищно-коммунальных услуг 39
Заключение 47
Список использованных источников 49
В настоящее время практика судов исходит из следующих принципов:условие о территориальной подсудности споров, вытекающих из исполнения кредитных договоров, считается действительным и действует на момент рассмотрения судом дела в том случае, если потребителем данной условие не оспаривается в порядке, установленном законом;при обращении потребителя в суд с исковым заявлением, им оспаривается, в том числе, условие договора, устанавливающее территориальную подсудность, суд не может возвратить заявление руководствуясь ст. 135 ГПК РФ, поскольку нормы, изложенные в п. 2 ст. 135 ГПК РФ, не могут быть изменены по желанию сторон договора.Кроме того, для определенных категорий дел, связанных с защитой прав потребителей, законом предусмотрен претензионный порядок досудебного урегулирования спора. Несоблюдение данного порядка может послужить основанием для возврата искового заявления. Следует отметить, что по спорам, связанным с защитой прав потребителей при оказании услуг претензионный порядок обязателен для соблюдения в большинстве случаев.Закон предоставляет истцу льготы по уплате государственной пошлины при обращении в суд с иском, связанным с защитой прав потребителя. По правилу, установленному ст. 333.36 НК РФ, истец по спору, связанному с защитой его потребительских прав, освобождается от уплаты госпошлины.2.3 Проблемы предоставления жилищно-коммунальных услугВ современных условиях актуальна такая реформа ЖКХ, которая была бы действительно направлена на благо людей. Реальный результат проводимой реформы – во многом неоправданный и необоснованный рост размеров оплаты все ухудшающихся по качеству жилищно-коммунальных услуг. Ситуация усугубилась сохранением существовавшей прежде архаичной системы оплаты коммунальных услуг по условно установленным нормативам потребления с возложением на потребителей бремени оплаты издержек производства жилищно-коммунальных услуг, потерь энергоресурсов в требующих ремонта магистралях и сетях.Рыночные принципы и правила, годные в секторах экономики, ориентированных на извлечение прибылей, мало приемлемые в такой социально значимой отрасли, как ЖКХ, что и обусловило формирование указанного выше курса. Главная цель и соответствующий ей критерий эффективности отрасли нужно напрямую связывать с основным предназначением отрасли по бесперебойному обеспечению необходимых условий благополучного проживания и жизнедеятельности населения, то есть исходя из необходимости решения именно этой важнейшей социальной задачи.Специфика жилищного хозяйства заключается в том, что неразвитость конкурентных отношений в этой сфере вызвана в большинстве случаев субъективными причинами, сложившимися в до рыночный период затратной хозяйственной структурой содержания жилищного фонда и административной системой управления.В Российской Федерации создание ТСЖ – одна из важнейших задач, решение которой укрепляет права собственности в обществе. В современных условиях, однозначного ответа на вопрос о необходимости создания товарищества собственников жилья так не существует. До сих пор стороны, ведущие по этому поводу дискуссии, приводят различные аргументы «за» и «против». Необходимо совершенствовать и законодательство, и учитывать все факторы в комплексе.При этом «тарифная политика – важнейший элемент экономического механизма жилищно-коммунального сектора. Предельно ясно, что тарифы на коммунальные услуги должны быть «прозрачны» и отражать фактические расходы на содержание и ремонт жилого фонда.Существующая система определения тарифов оплаты жилья и коммунальных услуг на основании затрат на их производство заставляет руководителей предприятий ЖКХ увеличивать затратность производства и не способствует ресурсосбережению. Перечисление всех платежей, не смотря на реально предоставленные объемы коммунальных услуг и произведенные работы, рассматривается как обязательное условие отношений в ЖКХ».Кроме того, на сегодняшний день в России не выработан механизм, который бы позволял быстро и оперативно урегулировать споры ,которые возникают между исполнителями (или ресурсоснабжающими организациями) и потребителями ,которые в отношениях являются заведомо более слабой стороной. Защита потребителем своих прав без обращения в Государственную жилищную инспекцию или в суд практически невозможно, что обусловлено сложностью расчетов стоимости коммунальных услуг, объемностью и сложностью правил их предоставления, для рядового гражданина. Для самостоятельного урегулирования спора, связанного с нарушением прав потребителя, должен быть предусмотрен досудебный порядок. Он направлен на согласование исполнителем и заказчиком условий, которыми будут устранены допущенные нарушения, которыми права потребителя нарушены. При использовании такого способа право потребителя восстанавливается быстрее, а исполнитель, добровольно удовлетворив обоснованные требования, несет меньшие расходы, чем расходы, которые на него лягут в ходе судебного разбирательства.Стоит согласиться с мнением Н.А. Внукова о том, что в случае нарушения потребительского договора механизмы внесудебного урегулирования должны применяться в первую очередь. Эта система применения альтернативного подхода к решению потребительских споров, она отличается от судебного подхода, более привычного. В рамках такой системы могут быть разрешены споры, вытекающие их невыполнения установленных договором обязательств в случае, когда одной стороной договора выступает потребитель, а другой – предприниматель или организация.В области охраны прав потребителей внесудебное урегулирование споров доминирует во многих странах. Множество правовых актов в связи с этим издается Европейской комиссией, которая является сторонником такого решения споров. Указанные акты направлены в основном на борьбу с высокими расходами, которые потребитель вынужден нести в связи с обращением в суд, поскольку подготовка к разбирательству и участие в нем редко обходятся без участия адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь. Кроме того, в ходе судебного разбирательства потребителям приходится сталкиваться и с другими проблемами, возникающими в виду запутанности, а зачастую, и формализма, судебных процедур.Так, и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, установлено, что принятие судами дел к производству возможно только после попытки решить конфликт иным, альтернативным способом, которая не привела к успеху.Что касается российского законодательства, то соблюдение досудебного порядка разрешения спора обязательно только в том случае, когда законом, другим нормативным актом, либо договором такой порядок прямо предусмотрен. Соблюдение досудебного порядка устанавливается как нормами ГПК РФ (ст. ст. 131-135), так и специальными законами, регулирующими правоотношения в отдельных сферах.Данные правила, в свою очередь, утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.03.02005г. № 111, согласно нормам которого до предъявления иска к перевозчику может быть предъявлена претензия, указаны определенные сроки ее предъявления.В настоящее время в зарубежной практике существует около двадцати различных способов внесудебного решения спора. Наиболее распространенными являются такие способы, как переговоры (то есть урегулирование спора его сторонами, без привлечения посредников), посредничество (решение спора с помощью привлечения независимого посредника, способствующего достижению согласия), а также арбитраж (разрешение спора путем принятия решения, обязательного для сторон, независимым арбитром).Переговоры в системе внесудебного урегулирования споров в сфере защита прав потребителей, в основной массе опосредованы получением исполнителем услуг претензии от потребителя. В вопросе предъявления потребителями претензий хочется согласиться с мнением о необходимости введения обязательного претензионного порядка по спорам, связанным с нарушением прав потребителей. Граждане имеют достаточную возможность для предъявления претензии исполнителю оперативно, без несения ощутимых издержек, сообщить исполнителю о наличии недостатка и необходимости его устранения тем или иным способом.Для упрощения процедуры представляется обоснованным предложение о возможности применения электронных ресурсов при направлении претензии потребителем, а также при ответе исполнителя на претензию. Электронная форма обмена упрощает и ускоряет процесс досудебного урегулирования спора, что также направлено на своевременную защиту потребительских прав.Кроме проведения переговоров в некоторых научных трудах предлагается распространение таких способов внесудебного урегулирования споров, как медиация и разбирательство в третейском суде. Такой способ урегулирования споров, как медиация, достаточно широко распространен в зарубежных странах. В России такой способ является достаточно новым и сложно реализуется. Регулируется такой способ разрешения споров на основании ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».Кроме указанных предлагаемых способов защиты потребительских прав, законодательством предусмотрены иные способы внесудебного разрешения споров в сфере защиты прав потребителей при оказании услуг. Их называют мерами оперативного воздействия, правовая природа таких мер достаточно широко исследована в научной литературе. При этом в зависимости от подхода оперативные меры либо относят к разновидности мер гражданско-правовой ответственности, либо выделяют в качестве самостоятельной категории. В данном случае мы будем исходить из того, что оперативные меры воздействия не включены в категорию мер гражданско-правовой ответственности.Говоря о понятии мер оперативной ответственности, можно охарактеризовать их как меры юридического воздействия на должника по потребительскому обязательству, предусмотренные договором или законом, которые состоят в совершении лицом односторонних действий по прекращению или изменению потребительского обязательства, связанных с нарушением другой стороной обязательств.В области защиты прав потребителей меры оперативного воздействия можно разделить на следующие: односторонний отказ от исполнения потребительского договора; приостановление исполнения одной из сторон обязательства по потребительскому договору; возможность удержания имущества одной из сторон другой стороной до фактического исполнения обязательства; право потребителя отказаться от предоставленных исполнителем услуг в случае ненадлежащего исполнения обязательства; возможность одной стороны обязательства распорядиться имуществом, находящимся у этой стороны, принадлежащим другой стороне обязательства.В настоящее время в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг отсутствует действующий механизм, который бы позволял применять такой способ защиты прав потребителями, как самозащита. Для разрешения споров о неправильных начислениях, осубъектом составе отношений потребителям часто приходится обращаться в суд. В ином порядке решить спор в большинстве случаев часто невозможно, поскольку управляющие организации, как более грамотная юридически и подкованная с точки зрения бухгалтерии сторона, отказывается решать возникающие у потребителей вопросы без вмешательства государственных органов. Вместе с тем сроки рассмотрения обращений потребителей в жилищную инспекцию составляют до тридцати дней, что также не позволяет оперативно решать проблемы, возникающие в процессе предоставления потребителям коммунальных услуг. В связи с изложенным предлагается законодательно закрепить механизм взаимодействия граждан с исполнителями коммунальных услуг, например, предоставив потребителям право обращения в управляющую организацию с заявлением о разногласиях относительно оплаты определенных услуг, что обязывало бы управляющую организацию выделять платежи за предоставление указанного коммунального ресурса в отдельную строку в платежном документе для разрешения спора отдельно от оплаты остальных предоставляемых коммунальных услуг. Кроме того, целесообразным представляется сокращение сроков рассмотрения обращения граждан Государственной жилищной инспекцией до десяти дней, что позволит оперативно решать возникающие между потребителями и исполнителями разногласия. ЗаключениеИзложенное в работе позволяет сделать следующие выводы.Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя, связанной с передачей потребителям любого коммунального ресурса, а также двух и более коммунальных ресурсов в их любом сочетании для обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме и земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).Следует отметить, что в настоящее время к коммунальным услугам в соответствии с законодательством не отнесены некоторые услуги, предоставляемые потребителям. Например, это уборка помещений общего пользования многоквартирного дома, к которым относятся подъезды, территории около подъездов, лестничные площадки, услуги телефонной связи. В то же время данные услуги могут быть включены в число коммунальных, поскольку они общедоступны и используются для обеспечения комфортных условий проживания.В терминологии о субъектах отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг имеются недостатки. Однако в рамках рассматриваемой темы, которая затрагивает именно жилищно-коммунальные услуги, представляется, что следует принимать во внимание в качестве потребителей граждан, которые получают коммунальные услуги для личных или семейных нужд. Правоотношения, связанные с защитой прав потребителей в рассматриваемой сфере, основаны в большей части на понятиях, характеристиках и принципах, установленных Законом о защите прав потребителей. При этом зачастую возникают вопросы, не урегулированные нормами закона, требующие толкования судами и иными правореализующими органами. Такое толкование, безусловно не может быть единообразным в той мере, в которой устанавливают единообразие положения нормативных актов. Представляется правильным большее удаление внимания возникающим вопросам для устранения противоречий в реализации правоотношений в области охраны прав потребителей.В настоящее время в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг отсутствует действующий механизм, который бы позволял применять такой способ защиты прав потребителями, как самозащита. Для разрешения споров о неправильных начислениях, осубъектом составе отношений потребителям часто приходится обращаться в суд. В ином порядке решить спор в большинстве случаев часто невозможно, поскольку управляющие организации, как более грамотная юридически и подкованная с точки зрения бухгалтерии сторона, отказывается решать возникающие у потребителей вопросы без вмешательства государственных органов. Вместе с тем сроки рассмотрения обращений потребителей в жилищную инспекцию составляют до тридцати дней, что также не позволяет оперативно решать проблемы, возникающие в процессе предоставления потребителям коммунальных услуг. В связи с изложенным предлагается законодательно закрепить механизм взаимодействия граждан с исполнителями коммунальных услуг, например, предоставив потребителям право обращения в управляющую организацию с заявлением о разногласиях относительно оплаты определенных услуг, что обязывало бы управляющую организацию выделять платежи за предоставление указанного коммунального ресурса в отдельную строку в платежном документе для разрешения спора отдельно от оплаты остальных предоставляемых коммунальных услуг. Кроме того, целесообразным представляется сокращение сроков рассмотрения обращения граждан Государственной жилищной инспекцией до десяти дней, что позволит оперативно решать возникающие между потребителями и исполнителями разногласия. Список использованных источниковНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей (Приняты 22.12.2015 Резолюцией 70/186 на 81-ом пленарном заседании 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 17.02.2017.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Российская газета, № 1, 12.01.2005.Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. - № 238-239. - 08.12.1994. - (ред. от 03.08.2018).Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Российская газета. - № 220. - 20.11.2002. - (ред. от 03.07.2016)Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» // Российская газета, № 8, 16.01.1996.Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - № 23. - 06.02.1996. - (ред. от 09.04.2009).Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. - № 168. - 30.07.2010. - (ред. от 23.07.2013).Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 22.05.2019) // Российская газета, № 116, 01.06.2011.Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 (ред. от 27.02.2017) «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // Российская газета, № 200, 31.08.2012.Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 15.12.2018) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» // Российская газета, № 184, 22.08.2006.Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 (ред. от 13.09.2018) «О государственном жилищном надзоре» // Собрание законодательства РФ, 24.06.2013, № 25, ст. 3156.Письмо Госстроя РФ от 27.11.2000 № НМ-5368/19 «О государственной жилищной инспекции» // Нормирование в строительстве и ЖКХ, № 6, 2000.Приказ Минрегиона России от 23.08.2013 № 360 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю» // Нормирование в строительстве и ЖКХ, № 5, 2013.ПисьмоРоспотребнадзора от 23.07.2012 № 01/8179-12-32 «О Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Письмо Роспотребнадзора от 24.07.2008 № 01/7907-8-27 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей в сфере предоставления кредитов (дополнение к письму от 01.04.2008 № 01/2973-8-32)» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Научные публикацииБерезовский А.И. Контроль органов жилищной инспекции за содержанием общего имущества многоквартирного дома // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, № 2-2, 2010, С. 383-387. Власенко И. А. Историография истории жилищно-коммунального хозяйства России в XX веке // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 3 (17). С. 121–124.Внуков Н.А. Особенности альтернативного порядка урегулирования гражданско-правовых споров по потребительским договорам // Цивилист. - 2012. - № 3. - С. 47 - 55.Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю. новое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг // Жилищное право. – 2006. – № 8.Иванов А.Р. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ): проблемы и пути их решения // Проблемы экономики и юридической практики, № 6, 2011, С. 197-198. КиряковаО.Г. Анализ новведений в современном жилищном законодательстве Российской Федерации // Актуальные проблемы современности: наука и общество, № 1 (18), 2018, С. 29-32. Михайлов Д.И. Правовая природа отношений по предоставлению коммунальных услуг // Вестник экономической безопасности, № 10, 2010, С. 121-124.Райлян А.А. Гражданско-правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - № 10. - С. 22.Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой статус потребителя в сфере оказания информационных услуг // Юридический мир. - 2010. - № 9. - С. 58.Спирина Л.И. Механизм повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика , № 1 (7), 2014, С. 102-108. Сутягина Н.И. Исторический аспект становления и развития сферы жилищно-коммунальных услуг городских поселений России // Вестник НГИЭИ, № 12 (91), 2018, С. 50-58. Усачева Е.А. Правовые проблемы квалификации лица в качестве потребителя // Мировой судья. - 2016. - № 2. - С. 27 - 31.Шагиахметова Л.Х. Понятие и виды коммунальных услуг // Актуальные проблемы экономики и права, № 2 (18), 2011, С. 208-210.Материалы судебной практикиПостановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. - № 9.Апелляционное определение Челябинского областного суда от 02.09.2016 по делу № 11-13041/2016 // СПС Консультант Плюс.Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.04.2019 № Ф08-1584/2019 по делу № А63-10758/2018 // СПС Консультант Плюс.Учебники, учебные пособия, монографииБрагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут. - 2011. - С. 564 - 566.Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. – М., 2002. – С. 1038.Гражданское право: учебник. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. О.н. Садикова. Т. II. – М.: Контакт; ИнфРа-М, 2007. – С. 141.Кайль А.Н., Агешкина Н.А. Комментарий к федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 210-фЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // СПС «Гарант».Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ) / Н.А. Баринов (и др.). - Саратов. - 2014. - 1018 c.Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. – М.: ВолтерсКлувер, 2007.Смирнов Д. Н. Очерки жизни и быта нижегородцев XVII–XVIII веков. Волго-Вятское кн. изд., 1971. С. 327.Улицы города Горького / Сост. Т. И. Пелевина. Волго-Вятское кн. изд., 1972. 168 с.Филина Ф.Н., Толмачев И.А. услуги: бухучет, налогообложение, правовой аспект / под ред. К.А. Либерман. – М.: ИД «ГроссМедиа»: РОСБуХ, 2010. С. 17.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей (Приняты 22.12.2015 Резолюцией 70/186 на 81-ом пленарном заседании 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 17.02.2017.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Российская газета, № 1, 12.01.2005.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. - № 238-239. - 08.12.1994. - (ред. от 03.08.2018).
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Российская газета. - № 220. - 20.11.2002. - (ред. от 03.07.2016)
6. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» // Российская газета, № 8, 16.01.1996.
7. Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - № 23. - 06.02.1996. - (ред. от 09.04.2009).
8. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. - № 168. - 30.07.2010. - (ред. от 23.07.2013).
9. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 22.05.2019) // Российская газета, № 116, 01.06.2011.
10. Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 (ред. от 27.02.2017) «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // Российская газета, № 200, 31.08.2012.
11. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 15.12.2018) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» // Российская газета, № 184, 22.08.2006.
12. Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 (ред. от 13.09.2018) «О государственном жилищном надзоре» // Собрание законодательства РФ, 24.06.2013, № 25, ст. 3156.
13. Письмо Госстроя РФ от 27.11.2000 № НМ-5368/19 «О государственной жилищной инспекции» // Нормирование в строительстве и ЖКХ, № 6, 2000.
14. Приказ Минрегиона России от 23.08.2013 № 360 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю» // Нормирование в строительстве и ЖКХ, № 5, 2013.
15. Письмо Роспотребнадзора от 23.07.2012 № 01/8179-12-32 «О Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
16. Письмо Роспотребнадзора от 24.07.2008 № 01/7907-8-27 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей в сфере предоставления кредитов (дополнение к письму от 01.04.2008 № 01/2973-8-32)» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
Научные публикации
17. Березовский А.И. Контроль органов жилищной инспекции за содержанием общего имущества многоквартирного дома // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, № 2-2, 2010, С. 383-387.
18. Власенко И. А. Историография истории жилищно-коммунального хозяйства России в XX веке // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 3 (17). С. 121–124.
19. Внуков Н.А. Особенности альтернативного порядка урегулирования гражданско-правовых споров по потребительским договорам // Цивилист. - 2012. - № 3. - С. 47 - 55.
20. Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю. новое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг // Жилищное право. – 2006. – № 8.
21. Иванов А.Р. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ): проблемы и пути их решения // Проблемы экономики и юридической практики, № 6, 2011, С. 197-198.
22. Кирякова О.Г. Анализ новведений в современном жилищном законодательстве Российской Федерации // Актуальные проблемы современности: наука и общество, № 1 (18), 2018, С. 29-32.
23. Михайлов Д.И. Правовая природа отношений по предоставлению коммунальных услуг // Вестник экономической безопасности, № 10, 2010, С. 121-124.
24. Райлян А.А. Гражданско-правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - № 10. - С. 22.
25. Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой статус потребителя в сфере оказания информационных услуг // Юридический мир. - 2010. - № 9. - С. 58.
26. Спирина Л.И. Механизм повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика , № 1 (7), 2014, С. 102-108.
27. Сутягина Н.И. Исторический аспект становления и развития сферы жилищно-коммунальных услуг городских поселений России // Вестник НГИЭИ, № 12 (91), 2018, С. 50-58.
28. Усачева Е.А. Правовые проблемы квалификации лица в качестве потребителя // Мировой судья. - 2016. - № 2. - С. 27 - 31.
29. Шагиахметова Л.Х. Понятие и виды коммунальных услуг // Актуальные проблемы экономики и права, № 2 (18), 2011, С. 208-210.
Материалы судебной практики
30. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. - № 9.
31. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 02.09.2016 по делу № 11-13041/2016 // СПС Консультант Плюс.
32. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.04.2019 № Ф08-1584/2019 по делу № А63-10758/2018 // СПС Консультант Плюс.
Учебники, учебные пособия, монографии
33. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут. - 2011. - С. 564 - 566.
34. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. – М., 2002. – С. 1038.
35. Гражданское право: учебник. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. О.н. Садикова. Т. II. – М.: Контакт; ИнфРа-М, 2007. – С. 141.
36. Кайль А.Н., Агешкина Н.А. Комментарий к федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 210-фЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // СПС «Гарант».
37. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ) / Н.А. Баринов (и др.). - Саратов. - 2014. - 1018 c.
38. Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. – М.: Волтерс Клувер, 2007.
39. Смирнов Д. Н. Очерки жизни и быта нижегородцев XVII–XVIII веков. Волго-Вятское кн. изд., 1971. С. 327.
40. Улицы города Горького / Сост. Т. И. Пелевина. Волго-Вятское кн. изд., 1972. 168 с.
41. Филина Ф.Н., Толмачев И.А. услуги: бухучет, налогообложение, правовой аспект / под ред. К.А. Либерман. – М.: ИД «ГроссМедиа»: РОСБуХ, 2010. С. 17.
Вопрос-ответ:
Какие услуги относятся к жилищно-коммунальным?
Жилищно-коммунальными услугами являются услуги, связанные с обеспечением комфортного проживания, такие как предоставление жилого помещения, отопление, водоснабжение, электроснабжение, отходы и уборка территории, управление многоквартирным домом и пр.
Какова история предоставления жилищно-коммунальных услуг в России?
История предоставления жилищно-коммунальных услуг в России насчитывает десятилетия. С начала советского периода и до сегодняшнего дня были осуществлены значительные изменения и реформы в области жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас система жилищно-коммунальных услуг организована на основе законодательства и регулируется государством.
Какие субъекты участвуют в отношениях по предоставлению жилищно-коммунальных услуг?
В отношениях по предоставлению жилищно-коммунальных услуг участвуют несколько субъектов. Это государство, которое осуществляет нормативное и контрольное регулирование, коммунальные службы, управляющие компании, потребители услуг и их объединения. Каждый из этих субъектов имеет свои права и обязанности в рамках предоставления и получения услуг.
Какие права имеют потребители жилищно-коммунальных услуг и как защищаются их интересы?
Потребители жилищно-коммунальных услуг имеют ряд прав, таких как право на качественное и своевременное предоставление услуг, право на информацию о тарифах, право на участие в принятии решений по вопросам управления жилым помещением и т.д. Их интересы защищаются через государственный контроль качества услуг, досудебное и судебное разбирательство, а также через организации и объединения потребителей.
Как осуществляется государственный контроль качества жилищно-коммунальных услуг?
Государственный контроль качества жилищно-коммунальных услуг осуществляется через проверки, аудиты и мониторинги, проводимые специальными органами и организациями. Их целью является контроль за соответствием предоставляемых услуг установленным нормам и требованиям. При выявлении нарушений применяются меры ответственности и штрафы в соответствии с законодательством.
Какие услуги относятся к жилищно-коммунальным услугам по российскому законодательству?
К жилищно-коммунальным услугам по российскому законодательству относятся услуги по предоставлению жилого помещения, включая электроснабжение, водоснабжение, отопление, водоотведение и другие коммунальные услуги.
Какова история предоставления жилищно-коммунальных услуг в России?
История предоставления жилищно-коммунальных услуг в России начинается с советского периода, когда были созданы коммунальные службы и осуществлялось государственное управление в этой сфере. После распада СССР произошли реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве, в результате которых основная ответственность за предоставление услуг была переложена на муниципальные организации.
Кто является субъектами отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в России?
Субъектами отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в России являются граждане, управляющие компании, муниципальные организации и органы государственного контроля. Граждане являются потребителями услуг, управляющие компании осуществляют предоставление услуг, муниципальные организации отвечают за обеспечение доступности услуг, а органы государственного контроля осуществляют контроль за качеством и ценообразованием.