История психолого-педагогической диагностики
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 13.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 История развития психолого-педагогической диагностики за рубежом 4
2 История развития психолого-педагогической диагностики в России 9
Заключение 14
Список использованных источников 15
Л. С. Выготский подчеркивал, что необходимо не просто систематизировать выявленные симптомы, а проникнуть в сущность процессов развития. Анализ истории развития ребенка, по мнению Л.С.Выготского, предполагает определение внутренних связей между сторонами психического развития, установление зависимости той или иной линии развития ребенка от вредоносных влияний среды. Дифференциальная диагностика должна строиться на основе сравнительного исследования, не ограничиваясь измерением интеллекта, а учитывая все проявления и факты созревания личности.
В последующие годы, несмотря на все сложности, энтузиасты-дефектологи, психологи, врачи искали пути и методы более точной диагностики психических отклонений. Лишь в случаях явно выраженной умственной отсталости допускалось обследование в медико-педагогических комиссиях (МПК) детей без пробного обучения их в школе. Специалисты МПК стремились к тому, чтобы не допустить ошибочных заключений о состоянии ребенка и неверного выбора типа учреждения, в котором он должен продолжать обучение. Однако недостаточная разработанность методов и критериев дифференциальной психодиагностики, низкий уровень организации работы медико-педагогических комиссий отрицательно сказывались на качестве обследования детей.
В 50 —70-е гг. XX в. внимание ученых и практических работников к проблемам комплектования специальных учреждений для умственно отсталых, а значит, и к использованию психодиагностических методик, усилилось. В этот период велись интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б. В. Зейгарник, разрабатывались нейропсихологические методы исследования детей под руководством А. Р. Лурия. Исследования этих ученых значительно обогатили теорию и практику экспериментально-психологического изучения умственно отсталых детей. Большая заслуга в разработке принципов, методов, путей изучения детей при комплектовании специальных учреждений для умственно отсталых детей принадлежит психологам и педагогам Г.М. Дульневу, С.Д. Забрамной, А.Я. Ивановой, В.И. Лубовскому, Н.И. Непомнящей, С.Я.Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др.
В 80—90-е гг. XX в. все более активизируются усилия специалистов в деле разработки и совершенствования организационных форм и методов изучения детей с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении и воспитании. Осуществляется ранняя дифференциальная диагностика, разрабатываются психолого-диагностические методы исследования. По инициативе органов образования, Совета общества психологов в 1971 — 1998 гг. проводятся конференции, съезды, семинары по проблемам психодиагностики и комплектования специальных учреждений для аномальных детей.
Отрицательно сказывается на результатах диагностических исследований тот факт, что психологи стали произвольно использовать отдельные фрагменты тестовых батарей, отдельные задания из классических тестов (например, из теста Векслера), не получая целостной картины развития ребенка.
Обогащают современную диагностику психического развития нейропсихологические методы, которые в последние годы стали все более широко применяться. Нейропсихологические методики позволяют определять уровень сформированности корковых функций, помогают выявить основной радикал нарушений деятельности. Кроме того, современные нейропсихологические методики дают возможность использования именно качественно-количественного подхода, объективизации результатов, выявления индивидуальной структуры нарушений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует сделать ряд выводов по рассмотренной теме.
Можно сделать вывод, что в настоящее время расширяются представления о психолого-педагогической диагностике как неотъемлемом компоненте педагогической деятельности, о том, что осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учёта индивидуальных характеристик обучающихся. Рассмотренные в работе тенденции развития психолого-педагогической диагностики говорят о том, что психолого-педагогическое диагностирование в дальнейшем будет:
- идти преимущественно по линии диагностирования не только в процессе обучения, но и в воспитательном процессе;
- учитывать не только самодиагностику учащегося, но и самодиагностику педагога;
- использоваться не только для аттестации, но и для помощи ученику;
- использоваться для обучения школьников осознанному выбору индивидуального образовательного маршрута при помощи аутентичных методов педагогической диагностики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бороздина, Г.В. Основы педагогики и психологии / Г.В. Бороздина. - М.: Юрайт, 2016. - 477 c.
Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2014. - 320 c.
Горностаева, Н. В. История становления педагогической диагностики в России // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 675-678.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. - 448 c.
Исаев, Е. И. Педагогическая психология / Е.И. Исаев. - М.: Юрайт, 2015. - 348 c.
Хон, Р. Л. Педагогическая психология / Р.Л. Хон. - М.: Академический Проект, Культура, 2016. - 736 c.
Горностаева, Н. В. История становления педагогической диагностики в России // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 675.
Бороздина, Г.В. Основы педагогики и психологии / Г.В. Бороздина. - М.: Юрайт, 2016. – С. 276.
Хон, Р. Л. Педагогическая психология / Р.Л. Хон. - М.: Академический Проект, Культура, 2016. – С. 459.
Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2014. – С. 37.
Исаев, Е. И. Педагогическая психология / Е.И. Исаев. - М.: Юрайт, 2015. – С. 186.
Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2014. – С. 38.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. – С. 315.
15
4
2
4
1. Бороздина, Г.В. Основы педагогики и психологии / Г.В. Бороздина. - М.: Юрайт, 2016. - 477 c.
2. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2014. - 320 c.
3. Горностаева, Н. В. История становления педагогической диагностики в России // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 675-678.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. - 448 c.
5. Исаев, Е. И. Педагогическая психология / Е.И. Исаев. - М.: Юрайт, 2015. - 348 c.
6. Хон, Р. Л. Педагогическая психология / Р.Л. Хон. - М.: Академический Проект, Культура, 2016. - 736 c.
Вопрос-ответ:
Какова история развития психолого-педагогической диагностики за рубежом?
История развития психолого-педагогической диагностики за рубежом включает множество вех, начиная с пионерских исследований Ж. Пиаже и продолжаясь современными методиками и инструментами. Она развивалась параллельно с развитием психологии и образования в разных странах мира.
Какова история развития психолого-педагогической диагностики в России?
История развития психолого-педагогической диагностики в России начинается с работ Л.С. Выготского и его учеников. В дальнейшем были разработаны и внедрены различные методики, основанные на экспериментальных исследованиях и потребностях образовательной системы.
Какую роль играет Л.С. Выготский в истории психолого-педагогической диагностики?
Л.С. Выготский сыграл важную роль в развитии психолого-педагогической диагностики. Он подчеркивал необходимость не просто систематизировать симптомы, но и проникнуть в сущность процессов развития. Его идеи и методы влияли на последующие исследования в этой области.
Какими методиками осуществляется психолого-педагогическая диагностика?
Психолого-педагогическая диагностика осуществляется с помощью различных методик, таких как наблюдение, тестирование, беседы и интервью, анкетирование и другие. Каждая методика имеет свои достоинства и ограничения, и выбор метода зависит от конкретной задачи и цели диагностики.
Какие основные принципы лежат в основе психолого-педагогической диагностики?
В основе психолого-педагогической диагностики лежат такие принципы, как комплексность, системность, индивидуальный подход, динамичность и целенаправленность. Диагностика должна учитывать множество факторов, взаимодействие которых определяет развитие ребенка, а также быть ориентирована на достижение определенных образовательных целей.
Какова история развития психолого-педагогической диагностики?
История развития психолого-педагогической диагностики включает как зарубежные, так и российские источники. В зарубежной истории развития диагностики акцентируется внимание на систематизации выявленных симптомов и проникновении в сущность процессов развития. В российской истории развития Л.С. Выготский особо подчеркивал необходимость определения внутренних связей между сторонами психического развития.
Какую роль играет Л.С. Выготский в истории психолого-педагогической диагностики в России?
Л.С. Выготский оказал значительное влияние на развитие психолого-педагогической диагностики в России. Он подчеркивал необходимость определения внутренних связей между сторонами психического развития и предлагал анализировать историю развития ребенка с учетом этих связей.
Какие особенности систематизации выявленных симптомов были замечены в истории развития психолого-педагогической диагностики за рубежом?
В зарубежной истории развития диагностики особое внимание уделялось систематизации выявленных симптомов. Стремились выявить внутренние связи между симптомами и проникнуть в сущность процессов развития.
Какие источники входят в историю развития психолого-педагогической диагностики?
История развития психолого-педагогической диагностики включает как зарубежные, так и российские источники. Зарубежная история развития акцентирует внимание на систематизации выявленных симптомов, в то время как российская история развития Л.С. Выготским предлагает определение внутренних связей между сторонами психического развития.
Что предлагает Л.С. Выготский в анализе истории развития ребенка?
Л.С. Выготский предлагает анализировать историю развития ребенка с учетом внутренних связей между сторонами психического развития. Он подчеркивает важность определения этих связей для полного понимания процессов развития.
Что такое психолого-педагогическая диагностика?
Психолого-педагогическая диагностика - это методология и практика изучения и оценки психологических и педагогических характеристик индивида или группы для определения их уровня развития, потребностей и возможностей.