Бюджетно-налоговая политика в макромоделях,различие подходов и оценка эффективности
Заказать уникальное эссе- 6 6 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 14.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
В целях решения приоритетных социально-экономических задач на современном этапе необходимо пистонное повышение эффективности реализуемой налогово-бюджетной политики государства.
Проблема эффективности бюджетно-налоговой политики государства как инструмента макроэкономического регулирования, в том числе противодействия кризисам, в течение длительного периода находится в центре научных экономических исследований. Впервые о подобных вопросах стали задумываться в период Великой депрессии. В 1970-х гг. в результате дискуссий неокейнсианцев и неоклассическов теория эффективности бюджетно-налоговой политики была переведена в русло компаративного сопоставления ее функциональной действенности с потенциалом влияния на национальную экономику денежно-кредитной политики. Тем самым наиболее эффективной стала считаться денежно-кредитная политика.
Но 2000-м гг. была осознана необходимость в согласовании инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а некоторых случаях отдавался приоритет инструментам налогово-бюджетной политики. Кризис 2008 г продемонстрировал ограниченность чисто монетарного регулирования, актуализировав исследования эффективности бюджетно-налоговой политики. на экономику.
В основе теоретических и эмпирических исследований результатов воздействия фискальных стимулов на макроэкономические показатели лежит, прежде всего, анализ фискальных мультипликаторов. Расчёт данных мультипликаторов производится посредством отношения изменений фундаментальных переменных (валового внутреннего продукта, потребления, инвестиций и пр.) к экзогенному изменению стимулов бюджетно-налоговой политики (совокупных расходов и доходов бюджета, а также их отдельных элементных составляющих) за определенный период времени.
В рамках западной литературы широко распространены эмпирические оценки фискальных мультипликаторов посредством использования методов статистического анализа ретроспективных данных. Подобные оценки имеют весьма неоднозначные результаты и характеризуются существенным разбросом даже для одной страны. Так, например, при исследовании воздействия фискальных стимулов в США было установлено, за счет фискальной экспансии в размере 1% от ВВП происходит рост ВВП примерно на один процентный пункт в том же году и на 2–3 п.п. в последующие несколько лет, когда эффект становится максимальным.
Работы, содержащие межстрановые исследования, отражают низкие и отрицательные значения фискальных мультипликаторов. Отрицательные значения можно объяснить негативным воздействием фискального стимулирования в случае уменьшения доверия потребителей и инвесторов.
Согласно обзору Европейской комиссии [13], содержащему обобщенные результаты эмпирических оценок фискальных мультипликаторов для некоторых развитых стран, полученные в исследованиях последних лет, значения краткосрочных фискальных мультипликаторов колеблются в пределах 0,4–1,6, а значения среднесрочных показателей несколько ниже.
Имеющиеся расхождения в оценках эффективности бюджетно-налоговой политики объясняются такими факторами, как:
специфика применения методологии (структурных моделей, векторных авторегрессий, кейс-методов и т.д. );
различия между странами;
прямые и обратные связи бюджетно-налоговой политики и экономической активности;
трудности идентификации фискальных шоков в динамике расходов, а также изменений ВВП, вызванных фискальными стимуляторами либо под действием других факторов;
единовременность или периодичность фискальных мер;
накладывающиеся друг на друга внутренние и внешние временные лаги (между моментами внесения предложений о корректировке бюджетно-налоговой политики и вступления этих предложений в законодательную силу, осуществления мер фискального воздействия и проявления их экономического эффекта).
В последних исследованиях эффективности бюджетно-налоговой политики выявилено ключевое влияние таких факторов, как режим валютного курса, инфляция, мобильность капитала, размер государственного долга, развитость финансовых рынков, фаза экономического цикла , а также степень открытости экономики. В совокупности данные факторы задают не только величину, но и знак фискального мультипликатора.
В условиях глубокого кризиса бюджетно-налоговая политика оказывает более действенное влияние, по сравнению с периодами, когда экономическое развитие можно считать благоприятным, а увеличение фискального мультипликатора может достичь отметки 1,5. При этом фискальные мультипликаторы в развивающихся существенно более низкие, чем в развитых странах (как правило, меньше единицы), что связывают с факторами повышенного уровня инфляции
В целях решения приоритетных социально-экономических задач на современном этапе необходимо пистонное повышение эффективности реализуемой налогово-бюджетной политики государства.
Проблема эффективности бюджетно-налоговой политики государства как инструмента макроэкономического регулирования, в том числе противодействия кризисам, в течение длительного периода находится в центре научных экономических исследований. Впервые о подобных вопросах стали задумываться в период Великой депрессии. В 1970-х гг. в результате дискуссий неокейнсианцев и неоклассическов теория эффективности бюджетно-налоговой политики была переведена в русло компаративного сопоставления ее функциональной действенности с потенциалом влияния на национальную экономику денежно-кредитной политики. Тем самым наиболее эффективной стала считаться денежно-кредитная политика.
Но 2000-м гг. была осознана необходимость в согласовании инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а некоторых случаях отдавался приоритет инструментам налогово-бюджетной политики. Кризис 2008 г продемонстрировал ограниченность чисто монетарного регулирования, актуализировав исследования эффективности бюджетно-налоговой политики. на экономику.
В основе теоретических и эмпирических исследований результатов воздействия фискальных стимулов на макроэкономические показатели лежит, прежде всего, анализ фискальных мультипликаторов. Расчёт данных мультипликаторов производится посредством отношения изменений фундаментальных переменных (валового внутреннего продукта, потребления, инвестиций и пр.) к экзогенному изменению стимулов бюджетно-налоговой политики (совокупных расходов и доходов бюджета, а также их отдельных элементных составляющих) за определенный период времени.
В рамках западной литературы широко распространены эмпирические оценки фискальных мультипликаторов посредством использования методов статистического анализа ретроспективных данных. Подобные оценки имеют весьма неоднозначные результаты и характеризуются существенным разбросом даже для одной страны. Так, например, при исследовании воздействия фискальных стимулов в США было установлено, за счет фискальной экспансии в размере 1% от ВВП происходит рост ВВП примерно на один процентный пункт в том же году и на 2–3 п.п. в последующие несколько лет, когда эффект становится максимальным.
Работы, содержащие межстрановые исследования, отражают низкие и отрицательные значения фискальных мультипликаторов. Отрицательные значения можно объяснить негативным воздействием фискального стимулирования в случае уменьшения доверия потребителей и инвесторов.
Согласно обзору Европейской комиссии [13], содержащему обобщенные результаты эмпирических оценок фискальных мультипликаторов для некоторых развитых стран, полученные в исследованиях последних лет, значения краткосрочных фискальных мультипликаторов колеблются в пределах 0,4–1,6, а значения среднесрочных показателей несколько ниже.
Имеющиеся расхождения в оценках эффективности бюджетно-налоговой политики объясняются такими факторами, как:
специфика применения методологии (структурных моделей, векторных авторегрессий, кейс-методов и т.д. );
различия между странами;
прямые и обратные связи бюджетно-налоговой политики и экономической активности;
трудности идентификации фискальных шоков в динамике расходов, а также изменений ВВП, вызванных фискальными стимуляторами либо под действием других факторов;
единовременность или периодичность фискальных мер;
накладывающиеся друг на друга внутренние и внешние временные лаги (между моментами внесения предложений о корректировке бюджетно-налоговой политики и вступления этих предложений в законодательную силу, осуществления мер фискального воздействия и проявления их экономического эффекта).
В последних исследованиях эффективности бюджетно-налоговой политики выявилено ключевое влияние таких факторов, как режим валютного курса, инфляция, мобильность капитала, размер государственного долга, развитость финансовых рынков, фаза экономического цикла , а также степень открытости экономики. В совокупности данные факторы задают не только величину, но и знак фискального мультипликатора.
В условиях глубокого кризиса бюджетно-налоговая политика оказывает более действенное влияние, по сравнению с периодами, когда экономическое развитие можно считать благоприятным, а увеличение фискального мультипликатора может достичь отметки 1,5. При этом фискальные мультипликаторы в развивающихся существенно более низкие, чем в развитых странах (как правило, меньше единицы), что связывают с факторами повышенного уровня инфляции
Вопрос-ответ:
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика государства?
Бюджетно-налоговая политика государства направлена на решение приоритетных социально-экономических задач. Она может иметь различные цели в зависимости от текущей экономической ситуации, но обычно основными являются стимулирование экономического роста, обеспечение социальной справедливости и устойчивости бюджета.
В чем заключается проблема эффективности бюджетно-налоговой политики государства?
Проблема эффективности бюджетно-налоговой политики государства заключается в достижении поставленных целей при минимальных затратах и максимальной отдаче. Также важно учитывать, что различные группы и слои населения могут иметь разные интересы, и бюджетно-налоговая политика должна учитывать их потребности и предпочтения.
Какими подходами можно оценить эффективность бюджетно-налоговой политики в макромоделях?
Оценка эффективности бюджетно-налоговой политики в макромоделях может проводиться с использованием различных подходов. Например, можно оценить влияние изменений налоговой ставки на экономический рост, инфляцию или безработицу. Также можно анализировать распределение налогового бремени, чтобы выявить его социальную справедливость.
Каким образом бюджетно-налоговая политика государства может противодействовать кризисам?
Бюджетно-налоговая политика государства может противодействовать кризисам путем принятия таких мер, как снижение налогов для стимулирования экономического роста, увеличение государственных расходов для поддержки отраслей в кризисной ситуации, а также использование налоговых стимулов или льгот для привлечения инвестиций и развития предпринимательства.
Какие вызовы и проблемы могут возникнуть при реализации бюджетно-налоговой политики государства?
При реализации бюджетно-налоговой политики государства могут возникнуть различные вызовы и проблемы. Например, возможна неэффективность расходов или недостаточное финансирование важных социальных программ. Также могут возникать проблемы в сборе налогов, включая налоговую уклонистику или неправильную оценку налогооблагаемой базы.
Какие приоритетные социально-экономические задачи решаются с помощью бюджетно-налоговой политики?
Бюджетно-налоговая политика направлена на решение различных социально-экономических задач, таких как обеспечение социальной защиты населения, поддержка экономического развития, борьба с инфляцией, сокращение бюджетного дефицита и государственного долга, противодействие экономическим кризисам и т.д.
Что такое эффективность бюджетно-налоговой политики государства?
Эффективность бюджетно-налоговой политики государства означает достижение поставленных целей с наименьшими затратами. Это означает, что каждый рубль, вложенный в реализацию политики, должен принести максимально возможную пользу обществу и экономике.
Какие подходы существуют к оценке эффективности бюджетно-налоговой политики?
Существует несколько подходов к оценке эффективности бюджетно-налоговой политики. Один из них - это экономический анализ, основанный на сопоставлении затрат и результатов, полученных от реализации политики. Другой подход - это использование макроэкономических моделей для прогнозирования эффектов изменений в налоговой системе и бюджетной политике.
В чем различие подходов к оценке эффективности бюджетно-налоговой политики в макромоделях?
В макромоделях оценка эффективности бюджетно-налоговой политики проводится с помощью анализа макроэкономических переменных, таких как ВВП, инфляция, безработица и другие. Макромодели позволяют учесть взаимосвязи между различными секторами экономики и оценить долгосрочные эффекты изменений в политике.
Какая роль бюджетно-налоговой политики в противодействии кризисам?
Бюджетно-налоговая политика играет важную роль в противодействии кризисам, так как позволяет правительству принять необходимые меры для стимулирования экономики в периоды спада и смягчения последствий кризисов. С помощью изменения налоговой политики и расходов правительство может оказать поддержку отдельным отраслям экономики и обществу в целом, снизить риски и привести экономику на путь восстановления.
В чем заключается проблема эффективности бюджетно-налоговой политики государства?
Проблема эффективности бюджетно-налоговой политики государства заключается в необходимости повышения ее эффективности для решения приоритетных социально-экономических задач. Государство должно разрабатывать и реализовывать такую политику, которая бы привела к макроэкономическому регулированию и противодействию кризисам.
Как повысить эффективность налогово-бюджетной политики государства?
Для повышения эффективности налогово-бюджетной политики государства нужно использовать различные подходы и методы. Один из подходов - использование макромоделей, которые позволяют провести оценку эффективности различных налоговых мероприятий. Также необходимо учитывать приоритеты социально-экономических задач и разрабатывать соответствующие стратегии и программы. Интеграция бюджетно-налоговой политики с другими инструментами макроэкономического регулирования также может повысить ее эффективность.