СМИ как источник формирования исторической памяти на примере участника ВОВ Александра Матросова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 33 33 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 15.07.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава I.Теоретические основы формирования исторической памяти граждан, через СМИ. 4
1.1 Историческая память граждан: понятие, сущность, структура . 4
1.2 Современные направления изучения исторической памяти граждан . 9
Глава 2. Методические основы исследование формирования исторической памяти молодежи ,на примере героя ВОВ Александра Матросова. 14
2.1 Факторы, влияющие на процесс формирования исторической памяти молодежи . 14
2 .2.Знание и информированность московской молодежи об исторических процессах и событиях как важный аспект формирования исторической памяти на примере героя ВОВ Александра Матросова. 21
Заключение 28
Список литературы 30









Фрагмент для ознакомления

Молодежь именно с качествами патриота нужна современной Российской Федерации, так как любой патриот нашей страныможет сделать наше государство лучше, направляя весь свой талант на её развитие. Особенное значение имеет оценка нынешнего уровня патриотизма российской молодежи. Для внедрения в систему образования аспектов патриотического воспитания необходимо обращаться к опыту педагогов, которые на практике оттачивают свое мастерство и видят реальную картину того, действенны ли те методы или нет. В вопросе патриотического воспитания интересен также опыт проведения военно-патриотических игр и реконструкций. Положителен пример проведения военно-патриотической спортивной игры «Зарница Поволжья» в Московской области. Игра «Зарница» является составляющей системы военно-патриотического воспитания и спортивной подготовки детей и учащейся молодежи обеспечивает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданских, нравственных, психологических и физических качеств в процессе воспитания и обучения. Органы исполнительной власти в Московской области активно проводят работу в области развития патриотического воспитания молодежи в рамках программы государственной молодежной политики. Современные СМИ в разках информационных порталов, социальных сетей и других форм передачи информации передают нынешнему поколению информацию о героях Великой Отечественной войны на примере их биографии. Стоит рассмотреть биографию Матросова Александра Матвеевича. Матросов Александр Матвеевич - стрелок-автоматчик второго отдельного девяностопервого отдельного Сибирского добровольческогобатальона имени И.В. Сталина, красноармеец. 8 сентября 1943 года на основании приказа народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина, имя Матросова было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, а сам он был зачислен в списокпервойроты данной части. Это был первый приказ НКО СССР в годы Великой Отечественной войны о зачислении павшего Героя навсегда в списки воинской части.27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области. Наши солдаты выдвинусь в лес и вышли на опушку и в это время они попали под сильный пулемётный огонь противника - три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемет подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемет из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.Был похоронен в деревне Чернушки Локнянского района, а в 1948 г. прах А.М. Матросова был перезахоронен в городе Великие Луки Псковской области на левом берегу реки Ловать на пересечении улицы Розы Люксембург и набережной имени Александра Матросова.Через несколько дней имя Александра Матросова стало известным всей стране. Подвиг Матросова был использован находившимся случайно при части журналистом для патриотической статьи. При этом дату смерти Героя перенесли на 23 февраля, приурочив подвиг ко дню рождения Красной Армии. Несмотря на то, что Александр Матросов был не первым, кто совершил подобный акт самопожертвования, именно его имя было использовано для прославления героизма советских солдат. Впоследствии свыше трехсот человек совершили подобный героический поступок. Подвиг Александра Матросова стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Матросову Александру Матвеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.Отсюда следует, чтонужно подробное изучение патриотизма с точки зрения установления его как исторического явления. Патриотизм являетсяконкретной совокупность знаний о своем Отечестве, которые, будучи усвоенными личностью, преобразуются в ее поступки и действия. Работы о подвиге этого героя встречались во многих советских газетах. Информация о героях была распространена в СМИ того времени, что нельзя сказать о сегодняшнем дне. На сегодняшний день в исторической памяти молодежи заложен лишь приобретенный существующим молодым поколением собственный приобретенный в процессе жизни опыт. Данные функции осуществляются в развитии и сохранении элементов общенационального уровня исторической памяти. К таким относятся: знания, оценка, стереотипы поведения, ценности, нормы, символы и другие.Работа исторической памяти показывает на сущность, состояние этой памяти общественных субъектов в определенных исторических временных условиях. Формирование памяти являетсяобщественным процессомзарождения функций исторической памяти, системно обеспечивающих воспроизводство (актуализацию) традиционных форм жизнедеятельности в сознании и поведении отдельной личности, социальных общностей, общества в целом и определения характера информационного развития всех сфер жизнедеятельности отдельного человека и всего общества. Образование исторической памяти изучается нами в 3-х аспектах, а именно: поведенческий, мировоззренческий и эмоциональный. Под поведенческим аспектом понимается историческая память, которая отражает процесс усвоения личности через исторический опыт изучаемой нормы, знания, ценности, правила поведения. В конкретном случае речь идет о проявлении исторической памяти в процессе социальной адаптации, активного усвоения человеком социального опыта и приспособления к изменяющейся социальной среде. Историческая память дает возможность понять и осуществить на практике сложившиеся формы социального взаимодействия и способы предметно-практической деятельности.Мировоззренческий аспект образования исторической памяти характеризуетвопросы, связанные со смыслом жизни человека и нахождением индивида себя в этом мире. Наличие исторической памяти подводит личность к необходимости понять смысл бытия как такового, смысл собственного существования в контексте движения социальной истории. Эмоциональный аспект формирования исторической памяти отражает характер и степень воздействия чувств и эмоций на понимание человеком прошлого, настоящего и будущего. Историческая память посредством эмоций, мотивов, интереса настраивает человека на отражение тех или иных событий в определенном режиме.Любой из обозначенных аспектов исторической памяти не может функционировать отдельно друг от друга. Изменения какого-либо из аспектов организации исторической памяти способствуют изменению других и влияют на реализацию основных и производных свойств памяти. Характер проявления поведенческого, эмоционального и мировоззренческого аспектов устанавливает в целом особенности организации исторической памяти социального субъекта, который также проявляется знании и информирует молодежь об основных исторических событиях.ЗаключениеНа мой взгляд, для изучения истории своей страны каждый граждан должен не только привлекать к участию в голосовании в сети интернет, но и в дальнейшем пытаться их развивать, освещая в СМИ не только результаты данного опроса, но и организовывать телевизионные передачи для широкой аудитории. Так жестоит учитывать возрастной диапазон просматриваемым данный коннект аудитории. Проведенный мною анализ доказывает, что сегодня идет абсолютно новый этап сохранения и воспроизводства исторической памяти о войне. Активно используются современные каналы и технологии для образования представлений о Великой Отечественной войне. В СМИ складывается позиция, которая трансформируются и радикально пересматривает события и итоги войны. Однако можно сделать вывод о том, что, СМИ, являясь источником образования исторической памяти о войне, не осознают своейобщественной значимости в данном процессе, так как это приводит к снижению интереса к событиям войны, и уровня знаний о событиях Великой Отечественной войны. Одним из основных условий экономического, политического возрождения страны, будущего процветания гражданского общества и национального самосознания является патриотическое воспитание человека. Нужно заметить, что патриотизму нельзя выучиться, его нельзя навязать, но его можно и нужно воспитывать. Сегодня особенно надо обратить внимание на процесс воспитания патриотизма у молодого поколения. Изучение патриотизма является актуальным, так как он является основой для гармоничного взаимодействия государства и социума с целью решения поставленных задач и улучшения жизни граждан. Зачастую от старшего поколения можно услышать о том, что «современная молодежь уже не та» и уровень патриотизма крайне низок.В современное время идет популярное изменение геополитической обстановки в мире, что и требует правильного патриотического воспитания отечественной молодежи. Необходимо заниматься патриотическим воспитанием молодого поколения, которое в дальнейшем должно стать настоящими гражданами и патриотами нашей страны, готовыми развивать ее и вести к хорошему будущему, готовыми работать на ее благо и отстаивать ее интересы в любых ситуациях. Нельзя забывать и о том, что на целевом уровне патриотическое воспитание детей и молодежи, помимо направленности на формирование социально значимых качеств, фокусируется на достижении других целей воспитательного процесса – успешной социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Список литературы1.Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html2.Гофман А., Хальбвакс, Морис // Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990, С.3863.Бестужев-Лада И. В. Исследования будущего: проблемы и решения. RussianFuturesStudiesAcademy — 2000. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/26334.Соколова М.В. Что такое историческая память // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pish.ru/blog/articles/articles2008/1425.Рольфес Й. Дидактика истории: история, понятие предмет // Преподавание истории в школе. 1999. № 7. С. 31.6.Хаттон П. История как искусство памяти. - СПб., 2003. С. 203–204.7.Хмелевская Ю.Ю. О меморизации истории и историзации памяти // Век памяти, память века. Челябинск, 2004. С. 13.8.Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. / Новое литературное обозрение, 2014. С. 328.9.Арнаутова Ю.А. Культура воспоминания и история памяти // История и память. М., 2006. С. 51.10.Репина Л.П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 42.11.Бойков В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/382/881/1216/010.BOIKOV.pdf12.Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2010.С. 592. 13.Ельчанинов В.А. Историческое сознание. 2002. С.111 14.Кулиш В.В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи // 2010. № 6. С. 42-46.15.Кулиш В.В. К характеристике исторической памяти учащейся молодежи // Образование и общество. 2008. № 3 (50). С. 42–46.16.Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. 1992. № 5-6. С. 14 – 18.17.Немировский В.Г. Динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи в 1988–2004 гг. // Молодежная галактика. 2007. № 3. С. 110–115.18.Рачипа А.В., Бурьков В.В. Феномен исторической памяти и проблемы формирования ценностей и ориентации молодежи в современной системе управления // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/2013/1/35.pdf19.Сибирова Г. Этническое самосознание в социокультурном контексте // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/books/drug/drug10/20.Синицина Н.А. Историческая память как культурообразующий фактор // Вестник Южно-Российского университета. – Ростов-на-Дону.- №5. 2008. С. 76 - 78.21.Тощенко Ж.Т. Историческая память и социология // СОЦИС. – 1998. № 5. С. 3 – 7.22.Шилина Т.П. Сохранение культурно – исторического наследия и формирование исторической памяти молодежи // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/science/science.php?id=07223.Соломатина В.В. Историческая память народа // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7978-2013-05-25-01-18-0224.Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом, и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. С.54–55.

Список литературы

1. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html
2. Гофман А., Хальбвакс, Морис // Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990, С.386
3. Бестужев-Лада И. В. Исследования будущего: проблемы и решения. Russian Futures Studies Academy — 2000. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2633
4. Соколова М.В. Что такое историческая память // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pish.ru/blog/articles/articles2008/142
5. Рольфес Й. Дидактика истории: история, понятие предмет // Преподавание истории в школе. 1999. № 7. С. 31.
6. Хаттон П. История как искусство памяти. - СПб., 2003. С. 203–204.
7. Хмелевская Ю.Ю. О меморизации истории и историзации памяти // Век памяти, память века. Челябинск, 2004. С. 13.
8. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. / Новое литературное обозрение, 2014. С. 328.
9. Арнаутова Ю.А. Культура воспоминания и история памяти // История и память. М., 2006. С. 51.
10. Репина Л.П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 42.
11. Бойков В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/382/881/1216/010.BOIKOV.pdf
12. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2010. С. 592.
13. Ельчанинов В.А. Историческое сознание. 2002. С.111
14. Кулиш В.В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи // 2010. № 6. С. 42-46.
15. Кулиш В.В. К характеристике исторической памяти учащейся молодежи // Образование и общество. 2008. № 3 (50). С. 42–46.
16. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. 1992. № 5-6. С. 14 – 18.
17. Немировский В.Г. Динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи в 1988–2004 гг. // Молодежная галактика. 2007. № 3. С. 110–115.
18. Рачипа А.В., Бурьков В.В. Феномен исторической памяти и проблемы формирования ценностей и ориентации молодежи в современной системе управления // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/2013/1/35.pdf
19. Сибирова Г. Этническое самосознание в социокультурном контексте // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/books/drug/drug10/
20. Синицина Н.А. Историческая память как культурообразующий фактор // Вестник Южно-Российского университета. – Ростов-на-Дону.- №5. 2008. С. 76 - 78.
21. Тощенко Ж.Т. Историческая память и социология // СОЦИС. – 1998. № 5. С. 3 – 7.
22. Шилина Т.П. Сохранение культурно – исторического наследия и формирование исторической памяти молодежи // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/science/science.php?id=072
23. Соломатина В.В. Историческая память народа // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7978-2013-05-25-01-18-02
24. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом, и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. С.54–55.





Вопрос-ответ:

Кто такой Александр Матросов?

Александр Матросов - участник Великой Отечественной войны, советский солдат, который проявил героическое мужество и самопожертвование, прыгнув на гранату, чтобы спасти своих товарищей. Его поступок был признан одним из самых выдающихся в истории ВОВ.

Как историческая память граждан формируется через СМИ?

СМИ играют важную роль в формировании исторической памяти граждан. Они передают информацию о прошлых событиях, создают образы и героев, влияют на мнения и оценки. Через СМИ граждане получают знания и представления об истории, которые влияют на формирование их исторической памяти.

Какие факторы влияют на формирование исторической памяти молодежи?

Формирование исторической памяти молодежи зависит от множества факторов. Среди них: образование, семья, круг общения, СМИ, интернет и т. д. Эти факторы влияют на то, какая информация поступает к молодежи и как она ее воспринимает, что в конечном итоге формирует их историческую память.

Какие современные направления изучения исторической памяти граждан существуют?

Современные исследования исторической памяти граждан включают различные направления, такие как социологические исследования, культурологические исследования, исследования СМИ и т. д. Они помогают понять, как люди воспринимают историю, как она передается и как формируется историческая память в обществе.

Какие методические основы используются при исследовании формирования исторической памяти молодежи на примере героя ВОВ Александра Матросова?

При исследовании формирования исторической памяти молодежи на примере героя ВОВ Александра Матросова используются различные методические подходы и инструменты, такие как анализ СМИ, опросы и интервью с молодежью, анализ образовательных программ и т. д. Это позволяет получить информацию о том, как герой и его поступок воспринимаются и запоминаются молодыми людьми.

Кто такой Александр Матросов?

Александр Иванович Матросов был советским солдатом, участником Великой Отечественной войны. Он стал известен своим подвигом, когда во время боя кинулся на гранату, чтобы спасти своих товарищей.

Как СМИ могут влиять на формирование исторической памяти граждан?

СМИ играют важную роль в формировании исторической памяти граждан. Они могут создавать определенное представление о прошлом, выбирать определенные события и героев для пропаганды, а также влиять на эмоциональное восприятие и интерпретацию истории.

Какие факторы влияют на формирование исторической памяти молодежи?

На формирование исторической памяти молодежи влияют различные факторы, такие как образование, семья, среда общения, массовые медиа и интернет. Каждый из этих факторов может предложить свою интерпретацию исторических событий и героев, что влияет на восприятие истории.

Какие направления изучения исторической памяти граждан существуют?

Существует несколько направлений изучения исторической памяти граждан, такие как социологическое исследование, психологическое исследование, культурологическое исследование и другие. Каждое из этих направлений позволяет изучить разные аспекты формирования исторической памяти.

Что такое историческая память граждан?

Историческая память граждан - это совокупность знаний, представлений, эмоций и оценок, связанных с историческими событиями и персонами. Она формируется на основе образования, семейных традиций, массовых медиа и других факторов.