Комплексная оценка умственной работоспособности человека

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физиология
  • 28 28 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 25.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 6
1.1. Понятие умственной работоспособности 6
1.2. Факторы, влияющие на работоспособность 7
1.3. Особенности и взаимосвязь понятий физической и умственной работоспособности 9
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1. Задачи исследования 14
2.2. Методы исследования 14
2.3. Организация исследования 14
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
3.1. Подходы к диагностике умственной работоспособности 16
3.2. Сравнительный анализ показателей умственной работоспособности студентов-спортсменов и тех, кто не занимается спортом (на примере условий эмоциональной нагрузки) 19
ВЫВОДЫ 22
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 28

Фрагмент для ознакомления

Так, в 58,2% спортсменов уменьшилось количество просмотренных знаков N в то время как у 75% тех, кто не занимается спортом этот показатель увеличился. ЧАОЗ в 59,7% спортсменов увеличился, а в 70,8% тех, кто не занимается спортом уменьшился, ШПЗИ в 67,1% спортсменов уменьшилась, а у 50% тех, кто не занимается спортом увеличилась, в спортсменов на 61,1% уменьшился КТ и на 70,1% КП, а у тех, кто не занимается спортом соответственно на 64,5% КТ и на 52% КП. Пропускная способность зрительной сенсорной системы в 70,1% спортсменов уменьшилась, а в 54,1% тех, кто не занимается спортом увеличилось. Следовательно, реакция показателей умственной работоспособности на длительное эмоциональное напряжение (сдача экзаменов) у студентов-спортсменов более резкая, семь показателей ухудшились в отношении студентов, которые не занимаютсяспортом, четыре показателя ухудшились. Но эти изменения происходят на фоне более высоких показателей у спортсменов в отличие от студентов, которые не занимаются спортом.ВЫВОДЫРаскрытие сути понятий "физическая" и "умственная" работоспособность опираются на медико-биологические закономерности, углубленное изучение которых является основой взаимосвязи теории и практики и может существенно повлиять на физическую и умственную потенцию современного человека. Решение этой проблемы очень важно потому, что сегодняшние студенты - завтра квалифицированные специалисты. Именно от их здоровья, физической и умственной работоспособности зависит успех всех отраслей общественного производства.2.Изучение факторов влияющих на физическое и умственную работоспособность, а также своевременная корректировка психофизиологического состояния студентов, учета их индивидуальных особенностей, будут способствовать улучшению основательной подготовленности специалистов по различным направлением специальностей.Именно в таком аспекте планируется использовать полученные результаты исследований в качестве контроля для дальнейшего изучения влияния интенсивной  психической нагрузки на показатели умственной работоспособности и их использования в дальнейшем в спортивной практике. 3. Реакция показателей умственной работоспособности на повышенную эмоциональную нагрузку (сдача экзаменов) более резкая студентов-спортсменов   в отличие от студентов, занимающихся физической   культурой   по общей программе вуза, что свидетельствует о снижении внимания студентов. У 58,2% спортсменов после сдачи экзамена уменьшилось количество просмотренных знаков N в то время как у 75% тех, кто не занимается спортом этот показатель увеличился. ЧАОЗ в 59,7% спортсменов увеличился, а в 70,8% тех, кто не занимается спортом уменьшился, ШПЗИ в 67,1% спортсменов уменьшилась, а у 50% тех, кто не занимается спортом увеличилась, в спортсменов на 61,1% уменьшился КТ и на 70,1% КП, а у тех, кто не занимается спортом соответственно на 64,5% КТ и на 52% КП. Пропускная способность зрительной сенсорной системы в 70,1% спортсменов уменьшилась, а в 54,1% тех, кто не занимается спортом увеличилось.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИС целью оптимизации умственной работоспособности, учебно-производственная деятельность студентов может обеспечиваться посредством использования комплексов упражнений аутогенной тренировки, а также комплексов упражнений релаксационной гимнастики. Некоторые авторы рекомендуют учитывать динамику суточной работоспособности студентов. Кроме программного материала, который является по расписанию, можно планировать проведение в середине учебного дня занятий, которые повышают внимание и умственную работоспособность. Ведь пассивный вид отдыха достаточно медленно восстанавливает умственную деятельность.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВиленский М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в выс-шей школе. Учебное пособие. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. – 156 с.Виленский М. Я. Физическая культура студента / М. Я. Виленский, А. И. Зайцев, В. И. Ильинич. – М.: Гайдарики, 2001. – 87 с.Галеев И.Ш., Святова Н.В., Ситдикова А.А., Миннахметова Л.Т., Мисбахов А.А., Садыкова А.И. Анализ умственной работоспособности студентов на фоне занятий физической культурой и спортом // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9137 (дата обращения: 16.06.2019).Горго, Ю. П. Основы психофизиологии / Ю.П. Горго, М. Чайченко. - Херсон: Персей, 2002. - 248 с.Дижонова Л.Б. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании / Хаирова Т.Н., Слепова Л.Н., Татарников М.К. // Известия ВолгГТУ, серия Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. Выпуск 4. 2007. № 7(33). С .99-101.Кокун, А. М. Оптимизация адаптационных возможностей человека: психофизиологический аспект обеспечения профессиональной деятельности [Текст] / А. Н. Кокун - М.: Миллениум, 2004. - 265 с.Коробейников, Г.   В.   Психофизиологические механизмы умственной деятельности человека [Текст] / В. Коробейников. - К.:   Украинский фито социологический   центр, 2002. - 123 с.Коробейников,   В.   Умственная работоспособность студентов высшего учебного заведения [Текст]: сб. наук. трудов / Г. В. Коробейников,   Г.   С. Петров, В. М. Улизько. - Х. - 2010. № 4. - С. 68 - 72.Круцевич, Т. Ю.   Учебник   для   высших учебных   заведенный   физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Ю. Круцевич // Теория и методика физического воспитания.Олимпийскаялитература   : В 2-х томах - М: 2008.Кузнецова А.Т. Методика   повышения умственной и физической работоспособности студентов с низким уровнем физической подготовленности: Метод. пособие / А.Т.   Кузнецова,   А.С.   Куц.-   Л:   НПФ "Украинские технологии", 2005. - 175с.Навакатикян, А.А.   Влияние условий   труда на   работоспособность и здоровье операторов [Текст] / А. Навакатикян, Г. Т. Чукмасова, А. А. Шаптала - М., 1984. - 239 с.Носков, В.   И. Основы психогигиенических обеспечения гуманистической ориентированной профессиональной подготовки студентов: работа д-ра психол. наук .: спец. 19.00.02   / Носков   Владимир Иванович. - Киев, 2002 - 30 с.Райгородский,   Д. Я.   Практическая психодиагностика.   Методика   и тесты   :  реферат. - М.: Изд. Дом Бахрах-М, 2000. - 886 с.Ровный А. С. Физическое воспитание в вузе как средство повышения умственной работоспособности студентов:                 Педагогика, психология, методика,   биологические проблемы физического воспитания и спорта - Харьков: ХААДМ (ХХПИ), 2002. - № 27. - С. 82 - 86.Соловьёв В.Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному процессу // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 69-72;URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13274 (дата обращения: 16.06.2019).Соловьёв Г. М. Физическая культура в образовательном процессе вуза: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, – 2003 г. – 243 с.Федорова А.А., Слепова Л.Н., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б, Липовцев С.П. Умственная работоспособность человека во время занятия спортом // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.;URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13832 (дата обращения: 16.06.2019).Чайников П.Н., Соломатина Н.В., Черкасова В.Г., Кулеш А.М. Когнитивные функции и умственная работоспособность в условиях спортивной деятельности. Таврический журнал психиатрии 2015; 170 (1): 55-60.Шамшина Н. В. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной дея-тельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности: метод. ука-зания / сост.: Н. В. Шамшина, Е. В. Голякова, Е. А., Гаврилова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. – 40 с.Ширяева Е.А. Умственная работоспособность как показатель физического здоровья студентов / Слепова Л.Н., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б. // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7 (часть 2). C. 105  ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Рис 1. -  Нейрональные сети мозга в условиях нормы и при умственной усталости.   Слева - нормальные условия: нейрональные сети состоят из нейронов А - G (розово-серый цвет). Клетка А активирует клетку В, дальше С и позже D. Окружающие астроциты (синий цвет) распознают нейрональные процессы и затем взаимодействуют с ними. При умственной усталости - дело - возникает рост окончаний нейронных отростков. Этот феномен называется спрутингом, что проявляется в активации нейрона С нейронов D и Е. Благодаря выделению глутамата, который обуславливает небольшой рост его внеклеточной концентрации, активируется нейрон G. Это в свою очередь приведет к активации нейрона В, то есть до возбуждения больших нейрональных сетей. В результате астроциты набухают, функция сети снижается, развивается усталость резервы умственной работоспособности в течение всего рабочего дня, люди с неустойчивым и неэкономичным режимом подвержены физического и умственного переутомления. Приложение 2Таблица 1 - Динамика показателей умственной работоспособности у студентов с разнойдвигательной активностью в условиях повышенного эмоционального состояния(сдачи экзамена)М = тпоказателиСтуденты-спортсменыТе, кто не занимаетсяумственнойп =123спортом п = 12работоспособностипередэкзаменомпослеэкзаменапередэкзаменомпосле экзаменаN82,36 ± 0,8780,67 ± 0,9173,88 ± 2,49Р   1   <0,0583,67 ± 1,91Р <0,01А9,52 ± 0,128,06 ± 0,11Р <0,0017,21 ± 0,337,54 ± 0,29В-0,09 ± 0,01Р <0,0010,38 ± 0,12Р   и   <0,010,08 ± 0,03Р <0,05С1,15 ± 0,092,15 ± 0,09Р <0,0011,83 ± 0,26Р   и   <0,0013,13 ± 0,31Р <0,01Р   2   <0,001ЧАОЗ0,25 ± 0,010,26 ± 0,010,29 ± 0,01Р   1   <0,050,25 ± 0,01Р <0,01Шози3,66 ± 0,053,17 ± 0,05Р <0,0012,96 ± 0,11Р   и   <0,012,93 ± 0,11КТ0,86 ± 0,010,68 ± 0,02Р <0,0010,62 ± 0,06Р   и   <0,0010,51 ± 0,06Р   2   <0,001КП70,65 ± 1,0554,05 ± 1,35Р <0,00144,03 ± 4,56Р   и   <0,00140,5 ± 4,54Р   2   <0,00S2,06 ± 0,021,88 ± 0,08Р <0,0011,74 ± 0,061,82 ± 0,05 Примечание:   Р - разница показателей до и после экзамена Р   1   - различие к экзамену между группами Р   2   - различие после экзамена между группами

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в выс-шей школе. Учебное пособие. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. – 156 с.
2. Виленский М. Я. Физическая культура студента / М. Я. Виленский, А. И. Зайцев, В. И. Ильинич. – М.: Гайдарики, 2001. – 87 с.
3. Галеев И.Ш., Святова Н.В., Ситдикова А.А., Миннахметова Л.Т., Мисбахов А.А., Садыкова А.И. Анализ умственной работоспособности студентов на фоне занятий физической культурой и спортом // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9137 (дата обращения: 16.06.2019).
4. Горго, Ю. П. Основы психофизиологии / Ю.П. Горго, М. Чайченко. - Херсон: Персей, 2002. - 248 с.
5. Дижонова Л.Б. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании / Хаирова Т.Н., Слепова Л.Н., Татарников М.К. // Известия ВолгГТУ, серия Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. Выпуск 4. 2007. № 7(33). С .99-101.
6. Кокун, А. М. Оптимизация адаптационных возможностей человека: психофизиологический аспект обеспечения профессиональной деятельности [Текст] / А. Н. Кокун - М.: Миллениум, 2004. - 265 с.
7. Коробейников, Г. В. Психофизиологические механизмы умственной деятельности человека [Текст] / В. Коробейников. - К.: Украинский фито социологический центр, 2002. - 123 с.
8. Коробейников, В. Умственная работоспособность студентов высшего учебного заведения [Текст]: сб. наук. трудов / Г. В. Коробейников, Г. С. Петров, В. М. Улизько. - Х. - 2010. № 4. - С. 68 - 72.
9. Круцевич, Т. Ю. Учебник для высших учебных заведенный физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Ю. Круцевич // Теория и методика физического воспитания.Олимпийскаялитература : В 2-х томах - М: 2008.
10. Кузнецова А.Т. Методика повышения умственной и физической работоспособности студентов с низким уровнем физической подготовленности: Метод. пособие / А.Т. Кузнецова, А.С. Куц.- Л: НПФ "Украинские технологии", 2005. - 175с.
11. Навакатикян, А.А. Влияние условий труда на работоспособность и здоровье операторов [Текст] / А. Навакатикян, Г. Т. Чукмасова, А. А. Шаптала - М., 1984. - 239 с.
12. Носков, В. И. Основы психогигиенических обеспечения гуманистической ориентированной профессиональной подготовки студентов: работа д-ра психол. наук .: спец. 19.00.02 / Носков Владимир Иванович. - Киев, 2002 - 30 с.
13. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты : реферат. - М.: Изд. Дом Бахрах-М, 2000. - 886 с.
14. Ровный А. С. Физическое воспитание в вузе как средство повышения умственной работоспособности студентов: Педагогика, психология, методика, биологические проблемы физического воспитания и спорта - Харьков: ХААДМ (ХХПИ), 2002. - № 27. - С. 82 - 86.
15. Соловьёв В.Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному процессу // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 69-72;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13274 (дата обращения: 16.06.2019).
16. Соловьёв Г. М. Физическая культура в образовательном процессе вуза: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, – 2003 г. – 243 с.
17. Федорова А.А., Слепова Л.Н., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б, Липовцев С.П. Умственная работоспособность человека во время занятия спортом // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13832 (дата обращения: 16.06.2019).
18. Чайников П.Н., Соломатина Н.В., Черкасова В.Г., Кулеш А.М. Когнитивные функции и умственная работоспособность в условиях спортивной деятельности. Таврический журнал психиатрии 2015; 170 (1): 55-60.
19. Шамшина Н. В. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной дея-тельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности: метод. ука-зания / сост.: Н. В. Шамшина, Е. В. Голякова, Е. А., Гаврилова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. – 40 с.
20. Ширяева Е.А. Умственная работоспособность как показатель физического здоровья студентов / Слепова Л.Н., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б. // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7 (часть 2). C. 105

Вопрос-ответ:

Что такое умственная работоспособность?

Умственная работоспособность - это способность человека выполнять умственные задачи, проявлять творческое мышление, организовывать свою работу и справляться с интеллектуальными задачами.

Какие факторы могут влиять на работоспособность человека?

Факторы, влияющие на работоспособность человека, могут быть различными: физическое и эмоциональное состояние, уровень стресса, качество сна, наличие хронических заболеваний, питание, уровень образования и т.д.

Каким образом связаны физическая и умственная работоспособность?

Физическая и умственная работоспособность взаимосвязаны. Физическая активность и здоровый образ жизни могут положительно влиять на умственную работоспособность, улучшая кровообращение, интеллектуальные способности и память.

Какие задачи решаются в исследовании умственной работоспособности?

В исследовании умственной работоспособности решаются такие задачи, как определение уровня интеллекта, оценка способности к абстрактному мышлению, анализ логического мышления и скорости обработки информации.

Какими методами можно исследовать умственную работоспособность?

Для исследования умственной работоспособности применяются различные методы, включая психологические тесты, анкетирование, наблюдение, анализ деятельности и функционального состояния мозга с использованием специального оборудования.

Что такое умственная работоспособность?

Умственная работоспособность - это способность человека выполнять умственные задачи, проявлять творческую и интеллектуальную активность.

Какие факторы влияют на работоспособность?

На работоспособность человека влияет множество факторов, таких как физическое здоровье, психологическое состояние, образ жизни, наличие стресса и многое другое.

Как связаны понятия физической и умственной работоспособности?

Физическая и умственная работоспособность взаимосвязаны. Физическая активность и здоровый образ жизни способствуют улучшению умственной работоспособности, а также умственная активность может повышать физическую работоспособность.

Какие задачи выполнялись в исследовании?

В исследовании проводилась диагностика умственной работоспособности, а также определение факторов, влияющих на работоспособность.

Как проводилось исследование?

Исследование проводилось с помощью различных методов, таких как тестирование, наблюдение, анкетирование. Исследование было организовано в виде опроса с участием различных возрастных групп.