Развитие наблюдательности в процессе ознакомления старших дошкольников с природой
Заказать уникальную курсовую работу- 58 58 страниц
- 41 + 41 источник
- Добавлена 22.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы развития наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой. 6
1.1. Сущность понятия наблюдательности как свойства личности. 6
1.2. Содержание представлений о природе в программах дошкольных образовательных организаций. 10
1.3. Формы, методы и средства развития наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой. 15
Выводы по главе 1. 19
Глава 2. Эмпирическое исследование по разработке комплекса мероприятий по развитию наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой. 21
2.1. Диагностика уровня развития наблюдательности у старших дошкольников. 21
2.2. Комплекс мероприятий по развития наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой. 23
Выводы по главе 2. 41
Заключение. 42
Список литературы. 44
Приложение 48
Плоды - мясистые ягоды жёлтой, красной или чёрно-бурой окраски. Плоды шиповника содержат в себе целебные свойства, поэтому осенью эти ягоды собирают, сушат, а затем пьют чай.Среди цветов малокровных,Теряющих к осени краски,Пылает поздний шиповник,Шипящий, закатно - красныйНаблюдение за облепихой.Воспитатель: Дети, а вот еще одно очень интересное растение облепиха с красивыми пурпурно-желтыми и оранжевыми ягодками. Обратите внимание, что листья у облепихи не изменили свою окраску.Облепиха тоже, как и шиповник, - лекарственное растение.Наблюдение за лесным орехом.Воспитатель: Дети, кто знает, как называется этот кустарник? (ответы детей)Воспитатель: Этот чудесный кустарник называется лесной орех, на нем растут вкусные орешки, собирают орешки в конце лета, в августе.Наблюдение за буком.Воспитатель: Дети, посмотрите какое красивое деревце. кто знает, как оно называется?(ответы детей)Воспитатель: Сейчас я прочту стихотворение, в котором будет новое интересное название дерева.Воспитатель читает стихотворение: «Листопад» В. НировичЛистопад, листопад,Листья желтые летят.Желтый клен, желтый бук,Желтый в небе солнца круг.Желтый двор, желтый дом.Вся земля желта кругом.Желтизна, желтизна.Воспитатель: Правильно, это бук с красивыми золотистыми листочками.Наблюдение за вишней.Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще одно дерево с интересной окраской листьев. Кто знает, что это за дерево?На этом дереве летом растут очень вкусные ягодки, послушайте загадкуСижу на дереве:Красная, как кровь,Круглая, как шар,Вкусная, как мед. (вишня)Воспитатель: Правильно, дети. Теперь мы видим, что листочки осенью у некоторых деревьев бывают багрового цвета.Наблюдение за рябиной.Воспитатель: Отгадайте загадкуЯгоды не сладость,Зато глазу радостьИ садам украшенье,А друзьям угощенье. (рябина)Воспитатель: Дети – это рябина. Рябина очень красивое дерево и когда цветет, и осенью, когда у нее появляются плоды.Плоды рябины красные ягодки, их очень любят птички, особенно когда холодно. Люди тоже используют ягоды рябины как лекарство.Послушайте про неё стихотворение:Красненькую ягодкуМне дала рябина.Думал я, что сладкая,А она – как хина.Толи — это ягодкаПросто недозрелая,То ль рябина хитраяПодшутить хотелаВоспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру.Дидактическая игра «С какого дерева листок?»Воспитатель называет дерево, дети должны подобрать соответствующее прилагательное:С рябины - … рябиновыйС тополя - … тополевыйС липы - … липовыйС дуба –… дубовыйС березы - … березовыйС осины - … осиновыйС клена - … кленовыйНаблюдение за елкой, сосной.Воспитатель: Дети, послушайте загадку.Зимой и летом одним цветом. (елка, сосна)Воспитатель: правильно – это елка, посмотрите на ель.и скажите, на елке листочки растут? (нет)Воспитатель: Правильно, а что растет на елке. (зеленые иголки)Воспитатель: Молодцы. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зелеными иголками.Воспитатель: Скажите, на какую фигуру похожа елка? (на треугольник)Воспитатель: Правильно, ребята. Послушайте стихотворение о елке:Елка, елка елочка,Вершинка, что иголочка.С буйным ветром борется.Дотронешься – уколешься.Воспитатель: Дети, обратите внимание на траву. Как она изменилась? (ответы детей)Воспитатель: посмотрите вокруг, цветут ли сейчас какие-либо растения? (ответы детей)Воспитатель: так ли их много как летом? С чем связаны такие изменения осенью? (меньше света, тепла). Речевая игра: «Найди и опиши» (найти растение, которое назовет воспитатель).Рефлексия.Понравилась ли вам прогулка?За какими деревьями мы сегодня наблюдали?Какие кустарники встречали на прогулке?Подвижная игра «Ветер-ветерок».Воспитатель просит детей встать в круг. Выбирают ведущего – «Ветерок».Дети двигаются по кругу со словами:«Ветер в парке листья кружит,В небе кружит, кружит в лужах.Их бросает нам под ножки,И на мокрые дорожки.Ну-ка, ветер-ветерок,Запятнай скорей листок».Ведущий –«Ветерок» догоняет остальных детей. Игра повторяется несколько раз.Подвижная игра: «Поймай листок»Цель: упражнять в прыжках на месте в высоту.Трудовая деятельность.Цель: формировать желание работать сообща.Сбор листьев для гербария.Выводы по главе 2.1. Изучение литературы посвященной проблеме особенностей развития наблюдательности старших дошкольников, позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика «Найди и вычеркни», методика «Проставь значки», методика «Запомни и расставь точки».2. Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей развития наблюдательности старших дошкольников с использованием вышеописанных методик.3. Определив особенностей развития наблюдательности старших дошкольников с помощью методик «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки»., мы сделали выводы, что большинство испытуемых имеет недостаточный уровень наблюдательности.4. Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили необходимость реализациикомплекса мероприятий по развития наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой.Заключение.Таким образом, наблюдение является методом, решающим задачи экологического воспитания. Представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы формируются благодаря освоению предметной сущности окружающего мира, элементарных понятий.При условии наличия практической деятельности и руководства взрослого у детей старшего дошкольного возраста формируется достаточно полно представления об объекте, существенные признаки сходства и различия. Обследовательскими действиями выступают движения руки и глаза. Дети активно и самостоятельно пользуются операцией сравнения, но к обобщающему понятию их подводит взрослый. Наблюдение детей старшего дошкольного возраста планомерно, однако еще недостаточно самостоятельно: имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Дети усваивают обобщающие понятия в ходе приобретения основ научных знаний.Методика руководства наблюдением должна быть структурирована по следующим положениям:- постановка цели, сообщение задания и определение объекта;-рассмотрение объекта вначале в целом, затем по частям;-обследование предмета детьми с помощью различных средств восприятия;-определение выводов по наблюдению.К особенностям организации наблюдения относится: предельно четкое формулирование постановки цели, сообщения задания и определения объекта; ограничение количества наблюдаемых объектов при каждом наблюдении; выбор доступного для наблюдения в любое время года объекта, поддержание интереса детей к нему, помощь в определении причин наблюдаемого явления.Задача современной педагогики научить ребенка слушать, ощущать, видеть, созерцать природу. Ребенок должен научиться сам находить тему наблюдения и подходить к педагогу с готовым вопросом.Если проводить наблюдения регулярно, то ребенок научится сам замечать интересные моменты из жизни природы, научиться их описывать и объяснять. Общение с природой должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями. Непосредственное общение с природой не может быть подменено ничем другим.Список литературы.Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1988. - №4. С. 27-31.Большая Светская энциклопедия. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1974.Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы: Пособие для родителей. - /Мн.: «Полымя», 1985.Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Мн., «Нар. асвета», 1972. - 128 с.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М, 1980.Ветрова Н.И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат. Рига, 1974.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для восп. дет. сада. - М.: Просвещение, 1978.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993. Газина О. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2001 - № 7 – С. 33.Горькова Л.Г., Корчегина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников /средняя, старшая, подготовительная группы/. - М.: ВАКО, 2005. /Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем/.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1999.Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. Залкинд Э.И. Природа в детском саду. Учпедгиз, 1974. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1982.Как знакомить дошкольников с природой /Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1982. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. -М.: Просвещение, 1983.Комарова И.А., Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников. Минск: Полымя, 1998. - 79 с.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1955.Краткий психологический словарь /сост. Л.А. Карпенко; под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей, - Изд. 2-е доп. - М.: Просвещение, 1973. Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова П.Г. развитие наблюдения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1970.-№6Локк Д. Педагогические сочинения. М.: 1939.Максимова М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 826-830. Методика ознакомления с природой в детском саду /Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992.Мухина АВ.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л.А. Венгера. М., «Просвещение», 1975.Никитина Э. Природа как средство воспитания. //Дошкольное воспитание, 1983. Николаева С.Н. Наблюдаем - познаем // Дошкольное воспитание, 1991.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002. – 336 с. Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание - 1998 - № 4 - с. 79.Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1987.Педагогический словарь / Изд. Академии пед. наук. - М.: 1960.Песталоцци И.Г. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. - М.:1974.Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. // Дошкольное воспитание. - 2001 - № 7 – С. 57.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2000. – 200 с.Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. Комплект по эколог. образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. Седова, Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды / Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. - 1999. - № 1- С. 97. Сухомлинский В.А. Как воспитатель настоящего человека:/этика коммунистического воспитания/. Педагогическое наследие/ сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5 - 7 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. - 2001.Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: 1968.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1986.Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.ПриложениеПриложение 1. Результаты диагностики развития наблюдательности у старших дошкольников. Таблица 1- Результаты по методике «Найди и вычеркни»№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень развития1.А. Артём9Высокий2.Б. Стёпа5Средний3.Б. Зарина8Выше среднего4.Б. Соня9Высокий5.Б. София10Высокий6.К.Ваня6Выше среднего7.К. Даша7Выше среднего8.К. Илья3Ниже среднего9.К. Серёжа5Средний10.Куз. Серёжа10Высокий11.Б. Наташа9Высокий12.Л. Семен5Средний13.В. Денис8Выше среднего14.М. Оля9Высокий15.З. Петя10ВысокийТаблица 2- Результаты по методике «Проставь значки»№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень развития1.А. Артём10Очень высокий2.Б. Стёпа8Высокий3.Б. Зарина9Очень высокий4.Б. Соня7Высокий5.Б. София6Средний6.К.Ваня8Высокий7.К. Даша9Очень высокий8.К. Илья7Высокий9.К. Серёжа5Средний10.Куз. Серёжа10Очень высокий11.Б. Наташа10Очень высокий12.Л. Семен8Высокий13.В. Денис9Очень высокий14.М. Оля7Высокий15.З. Петя6СреднийТаблица 3- Результаты по методике «Запомни и расставь точки»№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень развития1.А. Артём10Очень высокий2.Б. Стёпа8Высокий3.Б. Зарина9Очень высокий4.Б. Соня7Высокий5.Б. София6Средний6.К.Ваня8Высокий7.К. Даша9Очень высокий8.К. Илья7Высокий9.К. Серёжа5Средний10.Куз. Серёжа10Очень высокий11.Б. Наташа10Очень высокий12.Л. Семен8Высокий13.В. Денис9Очень высокий14.М. Оля7Высокий15.З. Петя6СреднийПриложение 2. Конспекты мероприятий по повышению уровня развития наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой.1. Конспект наблюдения за березой (старший дошкольный возраст)Цель: Закреплять и расширять знания детей о дереве березе, еелечебными уникальными возможностями, вспомнить стихи, пословицы, приметы об это дерево.Активизировать словарь детей такими языковыми единицами, как береза белокорая, хрупкая, стройная; познакомить с загадками и поверьям о березу.Способствовать формированию у детей эмоциональных эталонов взаимодействия с компонентами природы, любоваться ветвями березки.Развивать умение видеть красоту природы, ее неповторимость, привлекательность; развивать наблюдательность, образное воображение; поощрять поезд воспитанников к неизвестного, интересного в природе.Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе в целом, любовь к родному краю, желание общаться с природой и чувствовать себя ее частичкой.Предварительная работа: изучение стишков о березу.Ход наблюдения(Выходя из садика на прогулку, воспитатель начинает беседу с детьми, подводя их к основной части наблюдения)- Детки, сегодня мы с вами попутешествуем, в самый волшебный уголок нашей площадки. В наш лесок. Скажите, а что, как вы думаете, мы можем там увидеть?(Ответы детей: деревья, кусты, птицы и др.)- Верно, у нас очень много разнообразных деревьев. А какие именно? Давайте их вспомним и назовем.(Ответы детей: тополь, клен, каштан, береза, туя, липа и др.)(В это время воспитатель с детьми уже подошли к лесному уголку площадки)- Да, поэтому мы сегодня звами понаблюдаем за одним очаровательным и необычайно красивым деревом. А по каким именно вы догадаетесь сами когда отгадаєте загадочки.Белое, а не снег,Зеленый, а не луг,Вьющиеся, а не человек. (Березка.)Имею платье зелененький,Гибкие нежные ветви,Белую кору, состояние тоненький.Как я звуся, дети? (Березка.)Стремительно выбежали на горуДве подружки белокорые.Дождик им полощет косички,Зовут этих подружек. (Березки.)- Правильно, это березка. Давайте найдем ее среди деревьев, подойдем к ней и привітаємося.(Воспитатель и дети здороваются с березой, и предлагает детям встать полукругом возле деревца, чтобы всем было удобно)- Детки, березка хочет, чтобы вы подошли к ней и дотронулись рукой. Она хочет поделиться с вами своей энергией, добавить вам как можно больше сил.(Дети подходят к дереву и касаются его рукой)- Дети, что вы почувствовали? (Ответы детей). Прибавилось у нас силы? (Ответы детей)- Нет лучшего дерева в наших лесах, чем береза. Березы одни из первых деревьев, надевают зеленый наряд. Дети, скажите, а осенью и зимой, чем березка отличается от других деревьев? (Ответы детей).- Да, береза отличается от других деревьев своим тоненьким и стройным стовбурцем, оно словно испачканное мелом. Как будто волшебник своей кистью сделал несколько мазков.- А как вы можете описать эту красоту? (Ответы детей)- Давайте мы с вами поднимем головки кверху и рассмотрим нарядные ветви берізоньки.- Какие они? (Ответы детей)- Очень много поэтов и писателей описывали эту лесную красавицу в своих произведениях. Вот послушайте рассказ Василия Сухомлинского:Осень принесла золотые лентыРастут над прудом две березы. Стройные, высокие, белокорые. Опустили березы зеленые косы. Веет ветер, расчесывает их. Тихо шелестят листвой березы. Они о чем-то разговаривают.Одной ночи стало холодно. На траве заблестели белые кристаллики льда. Пришла к березе осень. Принесла золотистые ленты. Вплели березы ленты в зеленые косы. Взошло солнце. Растопило кристаллики льда. Посмотрело солнце на березы и не узнало их-в зеленых косах золотые ленты. Смеется солнышко, а березы грустят.- В какое время года описаны березки? (Осень)- Поэтому и рассказ называется «Осень принесла золотые ленты».- А теперь давайте подарим березке комплименты. Я начну, а вы продолжайте.- День добрый, подружко-берізко, ты золотоволосая красавица.Дидактическая игра «Комплименты»- Детки, мне кажется, что этого прохладного осеннего дня, наша березка повеселела от наших теплых слов.- Но это еще не все, берізко, (воспитатель обращается к деревцу) наши детки для тебя несколько стишков, вот послушай.(Дети рассказывают по очереди стихи, которые выучили недавно)Растут над прудом две березы,Высокие, красивые и стройные.Ветерок расчесывает им косички,И солнце светит удовольствием.Еще, берізко, послушай какие стихи знают о тебе дети.Берізонько, берізонько,Ты мавка лесная,Зеленые твои косички ветрище розвіва.Стоишь ты при дороге в травах и кустах,И белые ноги все моешь на дождях.И когда весна на дворе —Оживут березки все,Станут красивые, белокорые,Словно умытые в росе.Белые ножки в березки, сапоги юфтевые,и серьги золотистые в шелковых кудрях,А на груди вышивка — кружевные, белая.Улыбнулась березка, как девушка, мило,Не удивляйтесь ни немножко,Что в молодых березкахЦелое лето чистые ножки,Белые - белые, словно снег.Это потому, что в хороводе,Когда мы спим все,По траве березки ходятМоют ноги в росе.- Детки, нашей березке очень понравились стихи, которые вы изучили, смотрите, как она наклоняет свои ветви, это она благодарит вас. Давайте и мы поблагодарим дереву за его красоту.(Дети благодарят березке)- Ребята, я предлагаю вам вернуться на игровую площадку и поводить хоровод и спеть песенку про березку. Поэтому скажем деревцу до свидания. Мы еще обязательно к тебе заглянем.(Воспитатель вместе с детьми возвращается на игровую площадку)2.Конспект наблюдения на прогулке в старшей группе «Осенняя берёза».Вот и пришла осень в наш двор, и наш сад. Очень красивые и нарядные стоят деревья, словно золотом одеты. Словно невидимый художник, прошелся кистью и раскрасил деревья в узоры. Сегодня мы с ребятами, отправились на прогулку к осенней березке.Задачи:Формировать у детей представление о березе. Учить выделять характерные особенности дерева, называть его части. Упражнять в различии листьев по цвету, величине, форме. Ввести в активное пользование слова: осеннее дерево, ветки, листья, листопад, красивое, зеленые, желтые, толстый, тонкий. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.Организация наблюдения.Конспект наблюдения на прогулке в старшей группе «Осенняя берёза»Выбрать на участке отдельно стоящее красивое дерево, к которому можно подойти с детьми.Ход наблюдения:Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в путешествие к удивительному дереву, а какому мы узнаем из загадки.Русская красавицаСтоит на поляне,В зелёной кофточке,В белом сарафане. (Береза).Воспитатель: Да, все верно это береза. Подвести детей к березе, предложить рассмотреть. Ребята, внимательно рассмотрите осеннюю березу, и скажите, по каким признакам мы можем отличить ее от других деревьев?-Белый, толстый ствол.- Белая кора с черными точками.- Листья желтые, имеют форму треугольника.- Красивые ветки, словно косички у девушки.Возьмите в руки по одному листику. Рассмотрите его и скажите :1 Почему листья пожелтели и опали? (На улице стало холодно, так дерево готовится к зиме).2 Что мы можем увидеть на листочках? (Сеточка из мелких узоров, по которым идет питание - сок к листьям).3 С какой геометрической фигурой можно сравнить лист березы? (Треугольником).4 Какую пользу приносят листья природе? (Это корм для насекомых, удобрение для земли, украшение дерева, животные используют как укрывной материал зимой, когда холодно).5 Как называется явление, когда листочки, словно монетки золотые разносит ветер? (Листопад).Ребята, посмотрите на дерево и скажите на какие части можно разделить дерево, и какую функцию они выполняют?- корни, удерживают дерево от падения- ствол, по нему двигаются питательные вещества- ветки, на них растут листья- листья, украшение дереваПосле беседы с детьми можно провести вот такую игру.Дидактическая игра «Угадай дерево»Цель: закрепить знания о разных видах деревьев, учить соотносить описание характерных признаков с предметом, развивать логическое мышление, обогащать словарный запас.1 Деревья, у которых нет листьев? (Елка, сосна, кедр).2 Деревья, листья которых осенью краснеют? (Рябина, черемуха, клен.)3 Дерево, у которого очень полезный и вкусный сок? (Береза).4 Назовите деревья на котором растут шишки? (Сосна, ель, кедр).5 Назовите деревья, которые называют «столовой для птиц»? (Рябина, яблоня).6 Дерево, у которого ягоды чернеют? (Черемуха).7 Угадай дерево по описанию: мощное, листья становятся коричневыми, плоды желуди. (Дуб).Подвижная игра «Найди пару листику»Цель: Учить детей осторожно двигаться по сигналу, соблюдать правила игры, находить себе пару листика по форме и цвету, развивать двигательную активность детей, закрепить названия деревьев.Для игры изготовить листья разной формы и цвета, дети- листики гуляют, по сигналу встают в пары, образуют большой круг.Для игры можно использовать вот такое стихотворение.Листья падают, кружатсяИ у ног моих ложатся.Я ладошку протянуИ один листок возьму.А потом другой и третий.Хороши они, поверьте!Я от осени приветСоберу в большой букет! (Е. Липатова).Желаю всем добра и успехов!
2. Большая Светская энциклопедия. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1974.
3. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы: Пособие для родителей. - /Мн.: «Полымя», 1985.
4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Мн., «Нар. асвета», 1972. - 128 с.
5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М, 1980.
6. Ветрова Н.И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат. Рига, 1974.
7. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для восп. дет. сада. - М.: Просвещение, 1978.
8. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993.
9. Газина О. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2001 - № 7 – С. 33.
10. Горькова Л.Г., Корчегина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников /средняя, старшая, подготовительная группы/. - М.: ВАКО, 2005. /Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем/.
11. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1999.
12. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001.
13. Залкинд Э.И. Природа в детском саду. Учпедгиз, 1974.
14. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1982.
15. Как знакомить дошкольников с природой /Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1982.
16. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. -М.: Просвещение, 1983.
17. Комарова И.А., Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников. Минск: Полымя, 1998. - 79 с.
18. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1955.
19. Краткий психологический словарь /сост. Л.А. Карпенко; под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.
20. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей, - Изд. 2-е доп. - М.: Просвещение, 1973.
21. Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова П.Г. развитие наблюдения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1970.-№6
22. Локк Д. Педагогические сочинения. М.: 1939.
23. Максимова М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 826-830.
24. Методика ознакомления с природой в детском саду /Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992.
25. Мухина АВ.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л.А. Венгера. М., «Просвещение», 1975.
26. Никитина Э. Природа как средство воспитания. //Дошкольное воспитание, 1983.
27. Николаева С.Н. Наблюдаем - познаем // Дошкольное воспитание, 1991.
28. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002. – 336 с.
29. Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание - 1998 - № 4 - с. 79.
30. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1987.
31. Педагогический словарь / Изд. Академии пед. наук. - М.: 1960.
32. Песталоцци И.Г. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. - М.:1974.
33. Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. // Дошкольное воспитание. - 2001 - № 7 – С. 57.
34. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2000. – 200 с.
35. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. Комплект по эколог. образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996.
36. Седова, Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды / Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. - 1999. - № 1- С. 97.
37. Сухомлинский В.А. Как воспитатель настоящего человека:/этика коммунистического воспитания/. Педагогическое наследие/ сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990.
38. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5 - 7 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. - 2001.
39. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: 1968.
40. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1986.
41. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Вопрос-ответ:
Какова сущность понятия наблюдательности как свойства личности?
Наблюдательность - это способность человека замечать, анализировать и запоминать детали и особенности окружающего мира. Это свойство личности, которое позволяет осознанно воспринимать и понимать происходящее вокруг. Наблюдательные люди часто обладают хорошей концентрацией внимания, быстрым восприятием и развитой памятью. Они способны замечать и анализировать нюансы, важные детали и отличия между предметами или явлениями. Развитие наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой помогает им замечать и понимать различные явления природы, развивать логическое мышление и умение делать выводы.
Какие представления о природе встречаются в программах дошкольных образовательных организаций?
В различных программах дошкольных образовательных организаций представления о природе могут варьироваться. В некоторых программах акцент делается на знакомстве с различными видами растений и животных, а также их поведением и особенностями. В других программах внимание уделяется изучению различных природных явлений, таких как дождь, снег, ветер и т. д. Также часто в программы включаются прогулки по окрестностям, походы в парки или на природные объекты. Основная цель программ - познакомить детей с природой, развить их интерес и любознательность к окружающему миру.
Какие формы, методы и средства используются для развития наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой?
Для развития наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой используются различные формы, методы и средства. Например, проведение наблюдательных игр, в ходе которых дети должны замечать различные природные явления, животных, растения и т. д. Также используются малопродуктивные и продуктивные задачи, которые требуют наблюдения и анализа. Прогулки и экскурсии в природу также способствуют развитию наблюдательности у детей, так как они имеют возможность рассмотреть и изучить различные объекты и явления на месте. Вспомогательными средствами могут быть фотографии, видеозаписи, модели и т. д., которые помогают более наглядно показать различные аспекты природы и развить наблюдательность у детей.
Зачем развивать наблюдательность у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой?
Развитие наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой имеет ряд целей. Во-первых, это помогает расширить и углубить их представления о природе и ее явлениях. Во-вторых, развитие наблюдательности способствует формированию у детей навыков наблюдения и анализа, что важно для их познавательного развития. Кроме того, развитие наблюдательности помогает детям развить внимание, концентрацию внимания и умение замечать детали в окружающем мире.
Какое значение имеет развитие наблюдательности у старших дошкольников?
Развитие наблюдательности у старших дошкольников имеет большое значение. Во-первых, это помогает детям лучше узнать и понять природу и ее законы. Во-вторых, развитие наблюдательности способствует развитию у детей критического мышления, аналитических навыков и самостоятельности. Кроме того, развитие наблюдательности помогает формированию у детей устойчивых интересов к природе и окружающему миру, что важно для их полноценного развития.
Какие формы, методы и средства используются для развития наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой?
Для развития наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой используются различные формы, методы и средства. Например, проведение наблюдений, экскурсии в природу, работа с наглядными пособиями, игры и чтение книг. Для проведения наблюдений используются микроскопы, бинокли, лупы и другие оптические приборы. Также важную роль играют разные виды наглядных пособий, такие как фотографии, рисунки, модели.
Какое значение имеет развитие наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой?
Развитие наблюдательности у старших дошкольников при ознакомлении с природой имеет большое значение. Оно позволяет им расширять свои представления о природе, развивать навыки наблюдения и анализа, а также воспитывать экологическое сознание.
Какие представления о природе включены в программы дошкольных образовательных организаций?
Программы дошкольных образовательных организаций включают представления о природе как о живом и неживом, ее разнообразии, зависимости между живыми организмами и окружающей средой, а также об экологических проблемах и путях их решения.
Какие формы, методы и средства используются для развития наблюдательности у старших дошкольников при ознакомлении с природой?
Для развития наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой используются различные формы, методы и средства, такие как экскурсии, наблюдения за животными и растениями, проведение опытов, использование наглядных материалов и т.д.
Какие выводы можно сделать по главе 1 статьи "Развитие наблюдательности в процессе ознакомления старших дошкольников с природой"?
По результатам главы 1 можно сделать вывод, что развитие наблюдательности является важным аспектом при ознакомлении старших дошкольников с природой. Оно способствует расширению их представлений, развитию навыков наблюдения и анализа, а также формированию экологического сознания. Для достижения этих целей используются разнообразные формы, методы и средства, такие как экскурсии, наблюдения за животными и растениями, проведение опытов и применение наглядных материалов.