Культурная политика россии в сфере кинематографа
Заказать уникальный реферат- 32 32 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 21.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Государственная поддержка кинематографии в Российской Федерации 4
2. Творчество отечественных режиссёров как отражение культуры в России 22
Выводы 29
Список источников и литературы 32
Эти картины на уровне подсознания укрепляют то, о чем представители власти открыто говорят в интервью.
Возьмем для примера фильм «Собибор». Это порождение ума самого Мединского (по его словам, он написал эту историю за выходные). Режиссером картины стал Александр Хабенский, сыгравший в ней главную роль. В фильме повествуется о восстании в концлагере Собибор на территории Польши, которое произошло в 1943 году. Как свидетельствуют исторические документы, когда заключенные там евреи узнали, что лагерь скоро закроют, они создали подпольный комитет, в задачу которого входила организация побега. Когда в этот лагерь стали свозить советских военнопленных, члены подполья начали активно склонять их на свою сторону, чтобы они помогали в подготовке восстания. В итоге его возглавил один из советских солдат по имени Александр Печерский.
В результате основная идея оказалась весьма прямолинейной и доходчивой. Она имеет непосредственное отношение к политической ситуации в современной России. Эта картина без особых ухищрений указывает на то, что ответственные и профессиональные русские военные без колебаний сбрасывают с угнетенных ярмо фашистской хунты — будь это в оккупированной Польше в годы Второй мировой войны или в сегодняшней Украине, как ее показывает российское государственное телевидение. Похоже, этот фильм призван убедить зрителя в том, что ему следует доверять военным, которые доблестно преследуют только самые благородные цели.
В фантастическом фильме «Притяжение» (2017 г.) звучит аналогичный мотив. Картину снял Федор Бондарчук, являющийся членом партии «Единая Россия». В «Притяжении» рассказывается об обычной российской девушке, которая помогает оказавшему в безвыходном положении инопланетянину (тот принимает облик привлекательного молодого человека) вернуться через всю Москву на свой космический корабль. Несмотря на несколько любопытных моментов и стандартные повороты научно-фантастического сюжета, общий посыл картины предельно ясен: российские военные сильны, компетентны, полностью контролируют ситуацию и являются организацией, в наибольшей степени заслуживающей доверие народа.
Однако те режиссеры, которые не получают финансирование и поддержку от государства, показывают совсем другую Россию. Такие фильмы, как «Левиафан» Андрея Звягинцева (2014 г.) и «Аритмия» Бориса Хлебникова (2017 г.) частично финансировались Министерством культуры, а картины Владимира Котта «Карп отмороженный» (2017 г.) и Звягинцева «Нелюбовь» (2017 г.) вообще не получили никакой поддержки от государства. В них показана озлобленная нация в состоянии крайнего упадка. Во всех четырех фильмах повествуется о том, как рушатся семьи, показаны устаревшая техника и идеи, насквозь прогнившие и коррумпированные социальные службы и их сотрудники, а также рядовые граждане, все до единого разочаровавшиеся в своей жизни и ведущие безнадежную борьбу с безразличием.
Среди молодых российских кинорежиссёров, также можно выделить заслуживающих внимания
Так, например,. Иван И. Твердовский, сын известного советского документалиста Ивана Твердовского, выпускник ВГИКа (экспериментальная мастерская режиссуры Алексея Учителя). Твердовский-младший начинал в кино с видеозарисовок на стыке документалистики и выдумки, в которых неожиданно точно исследовал парадоксы российского менталитета. Однако вперёд вырвался с художественным проектом — нашумевшим «Классом коррекции». Остросоциальная экранизация повести про подростков с отклонениями в 2014 году получила приз за лучший дебют на «Кинотавре» и снискала любовь молодых зрителей. Вторая картина Твердовского, «Зоология», рассказывает об одинокой работнице зоопарка, у которой внезапно вырастает самый настоящий хвост, а следом меняется вся её жизнь. Ленту признали одной из лучших на кинофестивале в Карловых Варах, а также одним из самых необычных российских фильмов последних лет. Сегодня 29-летний постановщик заканчивает работу над третьей полнометражной работой под названием «Подбросы». Она расскажет о человеке со сверхъестественными способностями.
Выпускник творческой мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете Кантемир Балагов - главное открытие 2017 года среди начинающих режиссёров. Главной и пока единственной полнометражной работой остаётся «Теснота» — мощная психологическая драма о судьбе еврейской семьи на Северном Кавказе в конце 90-х годов. За свой дебют 26-летний Балагов был награждён призом на «Кинотавре», а также получил признание международной кинопрессы на Каннском кинофестивале. В разработке у Балагова находится драматический сюжет, навеянный книгами Светланы Алексиевич, о возвращении двух женщин в Ленинград сразу после окончания Великой Отечественной войны.
Выпускник ВГИКа и Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, призёр кинофестиваля в Карловых Вара Александр Хант выпустил редкое для российского кино роуд-муви с замысловатым названием «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». История встречи и совместного путешествия по русской глубинке гоповатого детдомовца Вити со своим инвалидом-отцом напоминает смесь фильмов Гая Ричи с нашими ментовскими сериалами. За свой эксцентричный дебют режиссёр получил один из главных призов кинофестиваля в Карловых Варах. В 2018 г у Ханта вышла остросюжетная комедия «Энский Робинзон» о журналисте из города Энска, который ради шутки выдумал историю и вынужден за это поплатиться.
Аня Крайс, выпускница Кёльнской академии медиаискусств, лауреат национального кинофестиваля дебютантов «Движение» выпустила всего одну картину - «Нашла коса на камень», которая честно рассказывает о судьбах обычных жителей города Иваново: вернувшегося с чеченской войны солдата, его малолетней возлюбленной, продажных милиционеров, религиозных фанатиков и выходцев с Кавказа. Их пути пересекутся в течение одного дня, чтобы неизбежно закончиться пролитой кровью.
Суровым и местами откровенно жёстким кино Крайс продолжает наметившуюся среди женщин-режиссёров тенденцию смело говорить об актуальных общественных проблемах через свои фильмы. В данном случае, правда, этим наболевшим оказывается судьба целой страны.
Выпускник Высших курсов сценаристов и режиссёров, автор более 10 короткометражных фильмов, музыкант, актёр Михаил Местецкий прославился, прежде всего, как отменный сценарист и комедиограф. Свою руку он приложил к таким хитам, как «Легенда № 17», «СуперБобровы» и «Хороший мальчик». Да и в качестве режиссёра наснимал целый ряд уморительных короткометражек: от псевдодокументальной байки «Ноги — атавизм» до трагикомического случая на железной дороге («Незначительные подробности случайного эпизода»).
Главной стоит назвать его дебютную полнометражку «Тряпичный союз», задумка которой вынашивалась целых 15 лет. Это весёлая и грустная история взросления тихого подростка Васи, который дружит с тремя хулиганами-мечтателями и живёт с ними на даче, пока внезапная любовь не разрушает идиллию.
Искусствовед, выпускница Высших курсов сценаристов и режиссёров Нигина Сайфуллаева в 2014 году покорила российское кино драмой «Как меня зовут». Надрывая история двух подруг, которые приехали в Крым для знакомства с биологическим отцом одной из них, получила на «Кинотавре» специальный приз жюри и сделала звезду из Александры Бортич. Тему сексуального и психологического взросления подростков Нигина продолжила и в следующих работах. Она написала сценарий и поставила сериал «Детки». И выиграла вместе с ним зрительский конкурс ТВ-3 и «КиноПоиска». А в киноальманахе «Про любовь. Только для взрослых» её эпизод иронично рассказывает о школьнице, одержимой скорейшим лишением девственности.
Выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и ВГИКа, лауреат «Золотого орла» Кирилл Плетнёв неожиданно ярко выступил с музыкальной комедией «Жги!» Лента повествует о строгой начальнице женской колонии (Инга Оболдина), внутри которой живёт зажатая жизнью певица. Появление в тюрьме новой заключённой, бывшей оперной дивы (Виктория Исакова), навсегда переворачивает её жизнь.
«Жги!» изобилует красивыми музыкальными номерами, прекрасной игрой двух ведущих актрис и до души пробирающими эмоциями. На кинофестивале «Кинотавр» фильм стал настоящим глотком хорошего зрительского кино среди тяжёлых малобюджетных драм и поставил Плетнёва в ряд новых многообещающих режиссёров.
Более внимательный взгляд на фильмы, снятые разными режиссерами, дает всестороннее представление о настроениях в современном обществе, как это может сделать анализ картин, снятых во времена брежневского застоя. Здесь прослеживаются явные закономерности. Несмотря на некоторые отклонения и исключения, фильмы, снятые близкими к государственным структурам режиссерами, обычно пропагандируют линию партии. А режиссеры «со стороны», если их можно так назвать, показывают абсолютное мракобесие, широко распространившееся по всей России. Они либо раздражают зрителя, показывая ему отражение мрачной действительности, либо просто демонстрируют безвозвратные потери российского общества, которые невозможно устранить без радикальных перемен.
Фильмы по своей природе предлагают большой объем информации о настроениях в обществе и о политической риторике в стране. Это прежде всего относится к авторитарным режимам. И такая характеристика вполне применима к сегодняшней России.
Выводы
Президент России Владимир Путин поручил увеличить размер государственного финансирования отечественного на 1 млрд рублей, указано в поручениях главы государства по итогам заседания президентского совета по культуре и искусству, состоявшегося в декабре прошлого года, сообщает пресс-служба кремля.
«По представлению совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии и Минкультуры России наделить названный фонд функциями по оказанию целевой финансовой поддержки производства и проката национальных фильмов для детской и семейной аудитории (...), предусмотрев начиная с 2019 года увеличение на 1 млрд рублей ежегодно размера бюджетной субсидии на поддержку отечественной кинематографии», - отмечается в поручениях президента.
В эту сумму также должна быть включена поддержка «уникальных авторских национальных анимационных фильмов ведущих российских режиссеров-мультипликаторов», указано в поручениях.
Государственная поддержка отечественного кино сегодня осуществляется через Министерство культуры и Фонд кино. Последний распределяет на условиях возвратности свыше 3 млрд государственных субсидий ежегодно, отбирая потенциально успешные в прокате отечественные картины.
Главное влияние на отрасль сегодня оказывают экономические аспекты: 15 из 39 отмеченных нами в ходе исследования наиболее важных характеристик индустрии находятся в данном квадранте. Максимальное число положительных черт (силы и возможности) российская экономика привносит в сферу кинопроизводства, включая снижение концентрации продюсеров в столицах и расширение списка инвесторов для отечественных компаний из числа голливудских мейджоров и телеканалов; при этом увеличение НДС данную сферу не затрагивает, так как национальные фильмы его не платят. Прокат и кинопоказ в большей степени затрагивают экономические проблемы, связанные с конкуренцией, курсом рубля, низкой маржинальностью бизнеса, налоговой нагрузкой и падающими реальными доходами населения.
Второе место по значимости для российской киноиндустрии сегодня делят политические и социальные аспекты (по 8 характеристик относятся к этим категориям). До сих пор принимаемые властью решения сказывались на кинопроизводстве исключительно положительным образом: оно получает широкую финансовую поддержку и комплекс мер, регулирующих прокат и показ отечественных фильмов; придается важное значение развитию зарубежных связей, прежде всего в отношении продаж российской кинопродукции. Прокатчики и кинотеатры также получают определенную политическую поддержку (расширение киносети и защита от пиратства), но все чаще испытывают негативные последствия законодательных инициатив в сфере регулирования проката, направленных на угнетение зарубежных фильмов.
Лучше всех чувствуют себя кинопоказчики: для этой сферы характерно широкое покрытие сети при наличии свободных ниш географических (хоть и в малых городах) и конкурентных (к примеру, арт- кинотеатры в России очень слабо развиты). Есть у кинотеатров и социальные проблемы: им приходится конкурировать со все большим числом игроков за сокращающееся (из-за демографической ямы) количество активных кинозрителей. Однако хуже всего социальная сфера отражается на кинопроизводстве: при отсутствии сил и возможностей здесь отмечаются слабости (неравенство женщин) и угрозы (усиливается тренд к примитивизации контента).
Наконец, технологии сегодня в меньшей степени влияют на состояние российской киноиндустрии; в этом квадранте оказалось 7 характеристик. Негативное воздействие данного фактора испытывает кинопоказ, сталкиваясь с конкуренцией (сервисы видео по запросу) и впадая в зависимость от иностранного оборудования. Тогда как для дистрибьюторов и кинопроизводителей технологии - только во благо, поскольку позволяют снижать издержки, получать дополнительные доходы и развивать новые форматы взаимодействия со зрителем.
Таким образом, в кинопроизводстве особого внимания требуют изменения, происходящие в социальном аспекте; прокатчикам следует сосредоточиться на минимизации экономических и политических рисков; а больше всего проблем испытывают российские кинотеатры, у которых помимо экономических и законодательных сложностей существуют серьезные угрозы технологического и социального характера.
Список источников и литературы
Федеральный закон Российской Федерации № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», 2010. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/
Федеральный закон от 03.08.2018 № 335-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
Приказ Министерства культуры «Об утверждении организации кинематографии - получателя субсидии на продвижение национальных фильмов путем участия в кинонеделе в 2018 году», 2018. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mkrf.ru/about/departments/departament_kinematografii/news/obyavlenie-na-prodvizhenie-natsionalnykh-fllmov-v-tom-chisle-putem-uchastiya-v-kinonedelyakh-za-rube/
Приказ Министерства культуры Российской Федерации № 489 «Об утверждении порядка отбора организаций кинематографии - получателей субсидий на прокат, показ... фильмов на территории Российской Федерации», 2016 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mkrf.ru/documents/ob-utverzhdenii-poryadka-otbora-organizatsiy-kinematografii-poluchateley-subsidiy-na-prokat-pokaz-489/
Приказ Министерства культуры РФ «Об утверждении перечня организаций кинематографии -получателей субсидий на проведение российских и международных кинофестивалей в регионах России в 2018 году», 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71905154/
Приказ Министерства культуры РФ «Об утверждении перечня организаций кинематографии -получателей субсидий на проведение российских и международных кинофестивалей в регионах России в 2018 году», 2018. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71905154/
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7 f2xm.pdf/
Жабский М.И. 2015. Социодинамика кинематографической жизни общества. М.: Канон+РООИ «Реабилитация». 496 с.
Жабский М.И. 2009. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969-2005 гг.). М.: Канон+РООИ «Реабилитация». С. 172.
Фохт-Бабушкин Ю.У. 1998. Социокультурные факторы посещаемости киносеансов / Кино: пути от фильма к зрителю / Под общ. ред. М.И. Жабского. М: НИИ киноискусства. С. 217.
Тарасов К.А. 2016. Насилие в фильмах: три условия миметического воздействия // Вестник ВГИК. № 2(28). С. 84-96.
Материалы парламентских слушаний. Правовое регулирование деятельности средств массовой информации в области защиты прав детей и молодежи. М.: Федеральное собрание - Парламент Российской Федерации. Государственная Дума. Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, 1999.С. 16.
2
2 Федеральный закон от 03.08.2018 № 335-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
3 Приказ Министерства культуры «Об утверждении организации кинематографии - получателя субсидии на продвижение национальных фильмов путем участия в кинонеделе в 2018 году», 2018. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mkrf.ru/about/departments/departament_kinematografii/news/obyavlenie-na-prodvizhenie-natsionalnykh-fllmov-v-tom-chisle-putem-uchastiya-v-kinonedelyakh-za-rube/
4 Приказ Министерства культуры Российской Федерации № 489 «Об утверждении порядка отбора организаций кинематографии - получателей субсидий на прокат, показ... фильмов на территории Российской Федерации», 2016 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mkrf.ru/documents/ob-utverzhdenii-poryadka-otbora-organizatsiy-kinematografii-poluchateley-subsidiy-na-prokat-pokaz-489/
5 Приказ Министерства культуры РФ «Об утверждении перечня организаций кинематографии -получателей субсидий на проведение российских и международных кинофестивалей в регионах России в 2018 году», 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71905154/
6 Приказ Министерства культуры РФ «Об утверждении перечня организаций кинематографии -получателей субсидий на проведение российских и международных кинофестивалей в регионах России в 2018 году», 2018. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71905154/
7 Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7 f2xm.pdf/
8 Жабский М.И. 2015. Социодинамика кинематографической жизни общества. М.: Канон+РООИ «Реабилитация». 496 с.
9 Жабский М.И. 2009. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969-2005 гг.). М.: Канон+РООИ «Реабилитация». С. 172.
10 Фохт-Бабушкин Ю.У. 1998. Социокультурные факторы посещаемости киносеансов / Кино: пути от фильма к зрителю / Под общ. ред. М.И. Жабского. М: НИИ киноискусства. С. 217.
11 Тарасов К.А. 2016. Насилие в фильмах: три условия миметического воздействия // Вестник ВГИК. № 2(28). С. 84-96.
12 Материалы парламентских слушаний. Правовое регулирование деятельности средств массовой информации в области защиты прав детей и молодежи. М.: Федеральное собрание - Парламент Российской Федерации. Государственная Дума. Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, 1999.С. 16.
Вопрос-ответ:
Какая культурная политика России в сфере кинематографа?
Культурная политика России в сфере кинематографа направлена на поддержку и развитие отечественного киноиндустрии. Она включает в себя государственную поддержку кинематографии, создание благоприятных условий для творчества отечественных режиссеров и отражение культуры России в создаваемых фильмах.
Как государство поддерживает кинематографию в России?
Государство поддерживает кинематографию в России через различные меры, такие как выделение бюджетных средств на производство и прокат отечественных фильмов, организацию фестивалей и конкурсов, создание инфраструктуры для киноиндустрии, предоставление налоговых льгот и субсидий.
Как творчество отечественных режиссеров отражает культуру в России?
Творчество отечественных режиссеров отражает культуру в России через создание фильмов, которые воплощают в себе национальные традиции, историю и образ жизни российского народа. Они рассказывают о важных событиях и личностях, проблемах и ценностях, характерных для российской культуры.
Каким образом фильмы влияют на укрепление определенных идей, о которых говорят представители власти?
Фильмы могут влиять на укрепление определенных идей, о которых говорят представители власти, через подсознательное восприятие зрителей. Визуальные образы, сюжеты и диалоги в фильмах могут усиливать и закреплять определенные установки и взгляды, которые затем могут быть перенесены в реальную жизнь.
Какой фильм можно взять в качестве примера?
В качестве примера можно взять фильм "Собибор". Этот фильм, согласно утверждениям Министра культуры Владимира Мединского, является его собственным творением. Он рассказывает историю о событиях в Собиборском концлагере во время Второй мировой войны и может быть воспринят как отражение определенных идей и взглядов, которые высказываются представителями власти.
Какая поддержка кинематографии существует в России?
В Российской Федерации существует государственная поддержка кинематографии, которая включает в себя дотации на производство фильмов, выделение кинопрокатных квот, финансирование кинофестивалей и других мероприятий, а также предоставление льгот для киноиндустрии.
Какое роль творчество отечественных режиссеров играет в отражении культуры России?
Творчество отечественных режиссеров является отражением культуры России. Фильмы, созданные российскими режиссерами, отображают национальную историю и культуру, передают настроения, ценности и проблемы общества. Они могут быть как показателем современных социальных и политических реалий, так и исторической перспективой.
Какой вывод можно сделать о культурной политике России в сфере кинематографа?
Культурная политика России в сфере кинематографа основывается на государственной поддержке киноиндустрии. Через финансирование и другие меры поддержки, государство стремится стимулировать развитие отечественного кино, сохранять и продвигать местную культуру, представлять ее на международной арене и отображать в фильмах важные аспекты российской истории и культуры.
Какие фильмы укрепляют то, о чем представители власти говорят в интервью?
Фильмы, такие как "Собибор", могут укреплять то, о чем представители власти открыто говорят в интервью. Эта картина, по словам Мединского, была создана собственным умом и является его произведением. Такие фильмы могут служить инструментом пропаганды и формировать определенное восприятие и понимание истории и культуры России.