Особенности развития ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 21.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста 5
1.1. Характеристика ценностно-смысловой сферы 5
1.2. Особенности ценностно-смысловой сферы в младшем школьном возрасте 9
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей развития ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста 14
2.1. Организация исследования 14
2.2. Результаты исследования 18
Заключение 25
Список литературы 27
Соотношение исследуемых детей с разным уровнем представлений о нравственных качествах по результатам беседы представлено на рисунке 1.Рис. 1. Результаты беседы с младшими школьниками.Как видно из представленных результатов, большинство детей (48%) имеют представление о нравственных качествах, соответствующее их возрасту. У детей имеются достаточныеобобщенныепредставленияоправдивости,справедливости,смелости,скромности,вежливости,трудолюбии,отзывчивости,заботливости, имеется отрицательноеотношениектакимаморальнымкачествам,какхитрость,лживость,жестокость,себялюбие,трусость,леность. Большинство детей могут привести примеры наконкретных действиях и людях.Однако, 40% школьников дают оценку качества лишь через конкретные действия. А некоторые дети (12%) имеют недостаточное представление для своего возраста о нравственных качествах и имеют лишь элементарныепредставленияотом,«чтотакоехорошо,ачто такое плохо», дают оценку качества через конкретные действия. Результаты по методике «Закончи историю» представлены в таблице 2. Таблица 2Результаты по методике «Закончи историю» №Ф.И.Пол Возраст 1-я история2-я история3-я история4-я историяСредний баллУровень 1А.Н.М7,532332,75Высокий 2В.Т.М8,021121,5Средний3Г.Р.Ж7,712232Высокий4Ж.Н.М7,310110,75Низкий 5И.Р.М7,423222,25Высокий6К.И.М7,721221,75Средний7Л.Л.Ж8,023232,5Высокий8М.И.Ж7,533222,5Высокий9М.Я.М8,122332,5Высокий10О.А.Ж7,533222,5Высокий11П.К.Ж7,623322,5Высокий12П.Л.М7,533333Высокий13Р.А.Ж8,212221,75Средний14Р.С.М 7,621221,75Средний15С.Е.Ж8,322232,25Высокий16Т.А.М8,000120,75Низкий 17Т.О.Ж8,422322,25Высокий18У.О.М8,412221,75Средний19Ш.О.Ж7,633232,75Высокий20Ц.Д.Ж7,522232,25Высокий21Ч.Е.М7,612111,25Средний22Ш.В.Ж7,532232,5Высокий23Ш.О.Ж8,122222Высокий24Ю.Н.М8,032332,75Высокий25Я.Ю.Ж8,321221,75Средний Среднее2,02,02,12,32,1Станд. откл., σ0,80,90,60,60,6Результаты показали, что дети, в основном, могут закончить рассказ и называть нравственнуюнорму. Также многие дети правильнооцениваютповедениедетейимотивируютсвоюоценку. Но мотивирование оценки происходит не во всех историях. Некоторые дети не могут сформулировать нравственную норму, реже дети не могли оценитьпоступки.Соотношение исследуемых детей с разным уровнем осознания нравственныхнорм представлено на рисунке 2.Рис. 2.Результатыметодики«Закончиисторию»удетей.Судя по результатам, большинство детей имеют достаточный уровень осознания нравственных норм для своего возраста. Большинство могут назвать нравственнуюнорму,правильнооценить поведениедетей в историях, а также могут мотивировать своюоценку нравственного качества. У 28% детей мотивирование своей оценки характерно не для всех рассказов, а для одного – двух, то есть они еще затрудняются в обобщенном объяснении нравственных норм. Двое детей из группы испытуемых затрудняются оценить поведениедетей в историях.Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки» представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты по методике «Сюжетные картинки» №Ф.И.Пол Возраст Балл Уровень №Ф.И.Пол Возраст Балл Уровень 1А.Н.М7,53Высокий 14Р.С.М 7,62Средний2В.Т.М8,02Средний 15С.Е.Ж8,33Высокий3Г.Р.Ж7,72Средний16Т.А.М8,01Низкий 4Ж.Н.М7,31Низкий 17Т.О.Ж8,42Средний5И.Р.М7,43Высокий18У.О.М8,42Средний6К.И.М7,72Средний19Ш.О.Ж7,63Высокий7Л.Л.Ж8,03Высокий20Ц.Д.Ж7,53Высокий8М.И.Ж7,53Высокий21Ч.Е.М7,60Очень низкий9М.Я.М8,12Средний22Ш.В.Ж7,53Высокий10О.А.Ж7,53Высокий23Ш.О.Ж8,12Средний11П.К.Ж7,63Высокий24Ю.Н.М8,03Высокий12П.Л.М7,52Средний25Я.Ю.Ж8,32Средний13Р.А.Ж8,23ВысокийСреднее2,3Станд. откл., σ0,8Результаты диагностики показали, что дети, в основном, имеют выраженное эмоциональное отношение кнравственным ценностям. Они, как правило, безошибочно раскладывали картинки, могли обосновать свои действия. Эмоциональные реакции у детей, в основном, адекватны, более или менее ярко выраженные. Некоторые дети могли назвать нравственную норму. Соотношение младших школьников с разным уровнем эмоциональногоотношениякнравственным ценностям представлено на рисунке 3.Рис. 3.Результатыметодики«Сюжетныекартинки»умладших школьников.По результатам соотношения видно, что большинство детей (48%) имеют адекватные эмоциональныереакции на нравственные нормы, эти реакции у части детей довольно яркие,проявляютсявмимике,активнойжестикуляции, у 40% детей эмоциональные реакции менее яркие и выражены слабо. Двое школьников имели неадекватные эмоциональныереакции и не смогли объяснить свои действия, хотя картинки разложили правильно. Один ребенок неправильно разложил картинки. Результаты методики «Сделаем вместе» представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты по методике «Сделаем вместе» у младших школьников №Ф.И.Пол Возраст Отрицательная направленностьПоложительная направленностьОбщительность Заинтересованность в деятельности1А.Н.М7,527562В.Т.М8,0241143Г.Р.Ж7,715654Ж.Н.М7,381815И.Р.М7,436466К.И.М7,768747Л.Л.Ж8,065268М.И.Ж7,543669М.Я.М8,1168610О.А.Ж7,5564611П.К.Ж7,6149512П.Л.М7,5363613Р.А.Ж8,2276414Р.С.М 7,64412215С.Е.Ж8,3264416Т.А.М8,0906217Т.О.Ж8,4553318У.О.М8,46611619Ш.О.Ж7,6265220Ц.Д.Ж7,5677321Ч.Е.М7,6714022Ш.В.Ж7,5368423Ш.О.Ж8,14410624Ю.Н.М8,0355625Я.Ю.Ж8,34534Среднее4,04,96,34,3Станд. откл., σ2,22,02,81,8Результаты диагностики показали, что у детей, в основном, средний уровень развитиянравственнойнаправленностиличности,проявляющейсявовзаимодействиисосверстником. Соотношение уровней развития различных аспектов нравственнойнаправленностиличности детей в процентах от максимального балла по каждому аспекту представлено на рисунке 4.Рис. 4. Результаты по методике «Сделаем вместе» у детей.По результатам видно, что у детей больше выражена положительная нравственная направленность. Они проявляют взаимопомощь, понимают слово вместе и могут работать сообща, хотя и часто конфликтуют, не дают фигурки или забирают их друг у друга. Однако, достаточно часто встречается и отрицательная нравственная направленность. Дети проявляют средний уровень общительности, чаще реплики адресованы взрослому. У младших школьников проявляется довольно высокая заинтересованность в предложенной деятельности: они активно выполняют задание, следят за своими действиями и действиями других детей, дают оценку работе.Таким образом, среди младших школьников имеются дети с различными уровнями развития ценностно-смысловой сферы. В основном, они имеют представление о нравственных качествах, осознают нравственные ценности и имеют к ним не ярко выраженное эмоциональное отношение, их поведение согласуется с рамками морали. Однако, есть дети с отрицательной нравственной направленностью, плохой осознанностью моральных ценностей.ЗаключениеЦельюданной работы являлось изучение особенностей развития ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что смысложизненные ценности являются субъективно выбранными материальными и нематериальными ценностями, реализация которых есть одновременно детерминанта и функция смысла жизни личности. Система смысложизненных ценностей образует некую картину мира или мировоззрение, через призму которого индивид воспринимает окружающую его социальную и психологическую действительность. Младший школьный возраст- начало школьной жизни, когда учебная деятельность для детей становится ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки-создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. В младшем школьном возрасте школа, учителя и одноклассники начинают играть все большую роль в процессе социализации ребенка. От того, насколько успешно ребенок учится, как у него складываются отношения с педагогом и как оцениваются его успехи в учебе, зависит и успешность его социализации. Для младшего школьного возраста характерна общая предрасположенность к формированию личностной направленности и различных ее форм. Факторами формирования ценностно-смысловой сферы ребенка могут быть и особенности семейного воспитания, особенности взаимоотношения ребенка со сверстниками в учебном процессе и вне его, и также общая специфика развития на конкретном возрастном этапе. Результаты эмпирического исследования показали, что младшие школьники, в основном, имеют представления о нравственных качествах, могут привести примеры, но затрудняются дать обобщенную характеристику качеству. Дети могут называть нравственнуюнорму,правильнооценить поведениедетей в рассказе, некоторые дети мотивируютсвоюоценку. младшие школьники правильнораскладывают картинки, могут обосновывать своидействия, эмоциональныереакции на нравственные нормы у детей, в основном, адекватны,новыраженыслабо, дети могут работать вместе, но часто конфликтуют и делают выбор в свою пользу.Таким образом, среди младших школьников имеются дети с различными уровнями развития ценностно-смысловой сферы. В основном, они имеют представление о нравственных качествах, осознают нравственные ценности и имеют к ним не ярко выраженное эмоциональное отношение, их поведение согласуется с рамками морали. Однако, есть дети с отрицательной нравственной направленностью, плохой осознанностью моральных ценностей.Список литературыАкрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. – Саратов: Научная книга, 2012. – 127 c.Александрова Ю.В. Смысл жизни и потенциал нравственно – психологического развития // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. – М., 2000. – С. 265-270.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - СПб: Питер, 2009. - 400 с.Божович Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников [Текст] / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. - М.: Известия АПН РСФСР, 2015. - №36. - С.23.Братусь Б.С. Смысловая сфера личности / Б.С. Братусь // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. – СПб: Питер, 2000. – С. 130-139.Булах И. С. Ценностные ориентации в контексте личностной позиции современного подростка / И. С. Булах // Международный научный форум: социология, психология, педагогика, менеджмент. - 2009. - Вып. 1. - С. 115-131.Вегас Х.М. Ценности и воспитание / Х.М. Вегас. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2011. – 225 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Астрель, 2009. 480 с.Гудечек Я. Ценностная ориентация личности / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / К.А. Абульханова. – М.: Эксмо, 2009. – 183с. – С. 102-109.Деркач А.А. Акмеологические основы развития личности / А.А. Деркач. − Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. – 523 с.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2005. – 304с.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 456с.Психология человека от рождения до смерти. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. – 92 с.Струкова А.Р. Младший и средний школьный возраст: психологические особенности развития и целесообразность применения творческих видов деятельности на уроке // Молодежный научный вестник. Педагогические науки. - 2017. - №12.Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал. – 2012. – Т.3. – № 5. – С. 135-145.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 204с.
1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. – Саратов: Научная книга, 2012. – 127 c.
2. Александрова Ю.В. Смысл жизни и потенциал нравственно – психологического развития // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. – М., 2000. – С. 265-270.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - СПб: Питер, 2009. - 400 с.
5. Божович Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников [Текст] / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. - М.: Известия АПН РСФСР, 2015. - №36. - С.23.
6. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности / Б.С. Братусь // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. – СПб: Питер, 2000. – С. 130-139.
7. Булах И. С. Ценностные ориентации в контексте личностной позиции современного подростка / И. С. Булах // Международный научный форум: социология, психология, педагогика, менеджмент. - 2009. - Вып. 1. - С. 115-131.
8. Вегас Х.М. Ценности и воспитание / Х.М. Вегас. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2011. – 225 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Астрель, 2009. 480 с.
10. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / К.А. Абульханова. – М.: Эксмо, 2009. – 183с. – С. 102-109.
11. Деркач А.А. Акмеологические основы развития личности / А.А. Деркач. − Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. – 523 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2005. – 304с.
13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 456с.
15. Психология человека от рождения до смерти. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.
16. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. – 92 с.
17. Струкова А.Р. Младший и средний школьный возраст: психологические особенности развития и целесообразность применения творческих видов деятельности на уроке // Молодежный научный вестник. Педагогические науки. - 2017. - №12.
18. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал. – 2012. – Т.3. – № 5. – С. 135-145.
19. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.
20. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 204с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет ценностно-смысловая сфера детей младшего школьного возраста?
Ценностно-смысловая сфера детей младшего школьного возраста характеризуется формированием первых ценностей и их смыслового осмысления. Дети начинают понимать и ценить некоторые аспекты жизни, развивают собственные интересы и предпочтения. Однако, понятие ценности для них еще абстрактно и не всегда структурировано.
Какие особенности ценностно-смысловой сферы развиваются у детей младшего школьного возраста?
В младшем школьном возрасте формируются такие ценности, как честность, дружба, уважение к другим, любовь к близким, доброта и справедливость. Они становятся более самостоятельными в выборе ценностей и могут осознанно принимать больше ответственности.
Почему ценностно-смысловая сфера играет важную роль в развитии детей младшего школьного возраста?
Ценности и смыслы помогают детям в распознавании и определении собственных предпочтений, ориентации в мире и понимании происходящего вокруг. Развитие ценностно-смысловой сферы влияет на формирование личности и социализацию ребенка, а также влияет на его поведение, мотивацию и принятие решений.
Каким образом проводилось исследование особенностей развития ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста?
Исследование проводилось путем анализа наблюдений и интервьюирования детей младшего школьного возраста. Ребятам предлагались различные ситуации и задания, в которых они должны были проявить свои ценности и смыслы. Затем полученные данные были проанализированы и извлечены основные особенности развития ценностно-смысловой сферы у детей данной возрастной категории.
Какие особенности имеет ценностно смысловая сфера детей младшего школьного возраста?
Ценностно смысловая сфера детей младшего школьного возраста характеризуется формированием первоначальных ценностей и их смыслового контекста. В этом возрасте дети активно учатся отличать добро от зла, осознают некоторые социальные и нравственные нормы. Они начинают понимать значимость дружбы, любви, справедливости. Также в этом возрасте дети часто принимают ценности и мировоззрение своих родителей и учителей.
Какие основные аспекты изучения ценностно смысловой сферы детей младшего школьного возраста можно выделить?
При изучении ценностно смысловой сферы детей младшего школьного возраста можно выделить несколько аспектов. Во-первых, это характеристика самой сферы, включающая определение ценностей и их смыслового контекста. Во-вторых, стоит исследовать особенности развития ценностно смысловой сферы в данном возрасте. В-третьих, необходимо учитывать роль родителей, учителей и других значимых взрослых в формировании ценностей у детей.
Как организовывалось исследование особенностей развития ценностно смысловой сферы детей младшего школьного возраста?
Исследование особенностей развития ценностно смысловой сферы детей младшего школьного возраста организовывалось путем проведения наблюдений, опросов и интервью. Детям были предложены задания и вопросы, направленные на выявление их ценностей, предпочтений и мировоззрения. Взрослые также принимали участие в исследовании, отвечая на вопросы о своей роли в формировании ценностей у детей.
Что такое ценностно-смысловая сфера детей младшего школьного возраста?
Ценностно-смысловая сфера детей младшего школьного возраста - это совокупность ценностей и смыслов, которыми ребенок руководствуется, понимает и оценивает мир вокруг себя.