Игрушка как средство личностного и познавательного развития детей.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 56 56 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 25.07.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
I. Теоретические аспекты использования игрушки как средство личностного и познавательного развития детей дошкольного возраста 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста 7
1.2 Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста 12
1.3 История возникновения игрушки и их назначение 13
1.4 Классификации детских игрушек 15
1.5 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек 20
1.6 Влияние игрушки на психическое развитие детей 24
Выводы по I главе 27
II. Опытно - экспериментальная работа по изучению влияния игрушки на личностное и познавательное развитие дошкольника 28
2.1 Диагностика уровней личностного и познавательного развития детей старшей группы (констатирующий этап экспериментирования) 28
2.2. Проектная деятельность, направленная на познавательное и личностное развитие детей в старшей группе (формирующий этап экспериментирования) 37
2.3 Динамика личностного и познавательного развития детей старшей группы (контрольный этап экспериментирования) 44
Выводы по II главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложения…………………………………………………………………..56


Фрагмент для ознакомления

Программа включает 3 занятия. Длительность 1 занятия – 1 час.Цель программы – личностное и познавательное развитие детейЗадачи:Развивать умение быть внимательными к своим ровесникам, наблюдательность. Воспитывать потребность в общении со сверстниками, учить различать своих сверстников по особенностям их внешнего вида, сплотить коллектив, повышать самооценку.Развивать коммуникативные способности, творческое мышление, устойчивость, концентрацию внимания, память, мелкую моторику.Развивать доброжелательное отношение к сверстникам и к взрослому; развивать логическое мышление, зрительную память, внимание, восприятие.Таблица 3Программа занятий по личностному и познавательному развитию детейНазваниеЦельХод занятия1.Слоник «Дамбо»Развивать умение быть внимательными к своим ровесникам, наблюдательность. Воспитывать потребность в общении со сверстниками, учить различать своих сверстников по особенностям их внешнего вида, сплотить коллектив, повышать самооценку.1) Упражнение «Приветствие»2) Упражнение «Улитка»3)Упражнение «Волшебное имя»4) Подвижная игра «Один к одному»5) Упражнение «Какое имя ты бы выбрал?6) Релаксация7) Упражнение «Нарисуй свое имя»2.«Клубок фантазий»Создание положительной эмоциональной атмосферы в группе, снятие напряжения, развивать коммуникативные способности, творческое мышление, устойчивость, концентрацию внимания, память, мелкую моторику.1) Упражнение «Клубочек».2) Упражнение «Найди на рисунке».3) Релаксация «Улыбка по кругу»4) Игра «Фантазии из прищепок».5) Подвижная игра «Сова».6) Упражнение «Прощание».3.«Внимательные цыплята»Создать позитивный настрой; развивать доброжелательное отношение к сверстникам и к взрослому; развивать логическое мышление, зрительную память, внимание, восприятие.1) Приветствие.2) Упражнение «Посчитай».3) Релаксация «Рыбка»4) Игра «Составь предмет»5) Игра «Да и нет не говорить»6) Игра «Запомни картинки».7) Игра «Подари второй воображаемый подарок».Занятие 1 «Слоник Дамбо»Цель: Развивать умение быть внимательными к своим ровесникам, наблюдательность. Воспитывать потребность в общении со сверстниками, учить различать своих сверстников по особенностям их внешнего вида, сплотить коллектив, повышать самооценку.Оборудование: игрушка слоник Дамбо, акварельные краски, листы бумаги, кисточки.Ход занятия для старших дошкольников1) Упражнение «Приветствие»К детям приходит слоник:- Здравствуйте, дети! Как вас много! У вас, наверное, очень весело и интересно! Надо друг друга поприветствовать:«Добрый день!»Дружно и громко сказать:«Добрый день»В разные стороны повернитесь:«Добрый день»С добротой каждому улыбнитесь«Добрый день, добрый день!»- Дети, я тоже хочу ходить в ваш детский сад и играть вашими игрушками. Примите меня к себе? А теперь давайте познакомимся. Меня зовут Дамбо. А вас?2) Упражнение «Улитка»Дети произвольно двигаются по комнате, а услышав слово «улитка» приседают, по очереди называют свое имя и скручиваются калачиком- Ой, сколько хороших имен! Но я так сразу всех не запомню. Хорошо бы, если все были одинаковые!Педагог. - Но у нас в саду все дети разные, не похожи между собой. Это же так здорово!Упражнение «Волшебное имя»3) У каждого из вас есть имя. Этими именами называют вас мамы, папы, бабушки, дедушки и другие. Но можно называть друг друга любым мягким словом: солнышко, зайчик, ласточка ... Как вы можете себя назвать? Как бы вы хотели, чтобы вас называли весь день? (Дети по очереди называют мягкие слова, хлопают в ладоши, повторяют их)- Теперь, Дамбо, поиграй с нами в интересную игру!4) Подвижная игра «Один к одному»Дети свободно двигаются по залу. По команде каждый ребенок должен поздороваться с тем, кто оказался рядом, коснувшись:- лбом ко лбу- рукой к руке- ухом к уху- пяткой к пятке- пальчиком к пальчику- носиком к носику.5) Упражнение «Какое имя ты бы выбрал?Дети выбирают для себя имя сказочных героев, характеризует его, описывая положительные и отрицательные черты характера.6) Релаксация (дети удобно ложатся на пол, закрывают глаза)Ресницы опускаются,Веки закрываютсяСном волшебным засыпаем,Во сне отдыхаемГреет солнышко в это времяРучки и ножки теплые у насХорошо нам отдыхатьНо время уже вставатьПотянемся! Улыбнемся!7) Упражнение «Нарисуй свое имя» Дети, закройте глаза и представьте свое имя. Откройте глаза и нарисуйте его.ПрощаниеЗанятие 2. «Клубок фантазий»Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы в группе, снятие напряжения, развивать коммуникативные способности, творческое мышление, устойчивость, концентрацию внимания, память, мелкую моторику.Оборудование: клубок ниток, игрушки, музыкальные записи, карточки к упражнениям.Ход занятия для старших дошкольников1) Упражнение «Клубочек».Дети садятся в круг. Психолог обматывает нить вокруг пальца, коротко рассказывает о себе (говорит свое имя, как его называют друзья, родители, коллеги, что он любит делать), затем передает клубок следующему игроку, тот рассказывает о себе и т. д. В конце игры образуется круг. Психолог спрашивает: «На что мы все теперь стали похожи?». Дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они стали одним целым, что каждый из них занимает место в этом целом.2) Упражнение «Найди на рисунке».Психолог предлагает найти на рисунке представленные предметы (приложение 1)3) Релаксация «Улыбка по кругу»В круг снова все становитесь,улыбку передайте,На соседа посмотритеи ласково улыбнитесьДети становятся в круг и передают улыбку. Каждый ребенок улыбается своему соседу слева, затем справа и т.д.4) Игра «Фантазии из прищепок». Детям предлагается в качестве недостающих деталей использовать разноцветные прищепки:- подарим лучики для солнышка (большие, маленькие, большие и маленькие)- дождевая тучка (прикрепить прищепки к веревочке или друг к другу)- подсолнечник;- овощи и фрукты (ботва для свеклы и моркови)- ежик (колючки)- рыбка (плавники)- конек (ножки и хвост).5) Подвижная игра «Сова».Дети становятся в круг. Один ребенок стоит внутри круга и изображает сову. Другие играют роль жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего «День наступает - все оживает» - все дети бегут по кругу. «Сова» в это время спит, то есть стоит в середине круга, закрыв глаза. Когда ведущий говорит: «Ночь наступает - все замирает» - все останавливаются и замирают, а «сова» выходит на охоту. Тех, кто шевелится или смеется, «сова» ведет на середину круга.6) Упражнение «Прощание».Дети передают клубок по кругу и называют любимое имя того, с кем прощаются.Занятие 3. «Внимательные цыплята»Цель: создать позитивный настрой; развивать доброжелательное отношение к сверстникам и к взрослому; развивать логическое мышление, зрительную память, внимание, восприятие.Оборудование: карточки к упражнениям, музыкальное сопровождение, шнурки, крышечки, вырезанные геометрические фигуры из картона.Ход занятия для старших дошкольников1) Приветствие. Дети стоят в кругу, держась за руки, и говорят друг другу: «Я рад тебя видеть!».2) Упражнение «Посчитай». Детям раздают карточки, в которых нужно помочь цыпленку найти всех червячков и посчитать их (приложение 2)3) Релаксация «Рыбка» (дети слушают музыку и медленно танцуют под словесное сопровождение.)Я - рыбка. Я легкая, свободная.Я люблю плавать в реке или море, я дружу со многими рыбками.Я плаваю в воде и зависаю в ней. Мне легко и свободно, радостно и спокойно. Я закрываю глаза и чувствую свое движение.Я вижу много других рыбок, золотистых, розовых, голубых. Они приближаются ко мнеЯ ловлю все звуки. Я вдыхаю их у себя. Я становлюсь добрее, красивее, сильнее.Я превращаюсь в большой звук и растворяюсь в струе водяного потока.4) Игра «Составь предмет» Предлагается детям из различных материалов (веревочек, крышек, вырезанных геометрических фигур из картона и т. д.) Воспроизвести предмет, нарисованный на рисунке (приложение 3).5) Игра «Да и нет не говорить»Дети, сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова ДА и НЕТ. Будьте внимательны, я буду каждый что-то спрашивать, отвечая, нельзя произносить слова: ДА и НЕТ (например:«Ты сейчас спишь - Не сплю»)Ты сейчас спишь?Ночью солнышко светит?Ты любишь мороженое?Тебя зовут (неправильное имя)?Ты любишь ходить к врачу?Врач стрижет детей?Ты ходишь в детский сад? и т. д.6) Игра «Запомни картинки».Детям показывают по очереди 3 набора из 5 предметных картинок, дают минуту на рассмотрение. Затем картинки убираются. Психолог просит вспомнить, какие картинки были показаны.Прощание.7) Игра «Подари второй воображаемый подарок». Дети «дарят» друг другу воображаемые подарки. Например, замечательный день, яркое солнце, голубое небо и тому подобное.Представляется, что разработаннаяпрограмма занятий будет способствовать активному познавательному и личностному развитию детей дошкольного возраста.2.3 Динамика личностного и познавательного развития детей старшей группы (контрольный этап экспериментирования)На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика личностного и познавательного развития детей по тем же методикам, что и на констатирующем этапе:1. Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)3. Методика «Лесенка» (Г.Щур)На рисунке 12 представлен анализ результатов повторного проведения методики «Вопрошайка» в ЭГ. В результате проведения методики был сделан вывод, что большая часть детей – 9 человек (45%) имеет средний уровень познавательной активности, 7 человек (35%) – высокий уровень, 3 человека (15%) –низкий уровень, и только 1 человек (5%) имеет очень низкий уровень познавательной активности.На рисунке 13 - анализ результатов повторного проведения методики «Вопрошайка» в КГ.Рисунок 12. – Анализ результатов диагностики уровня познавательной активности детей ЭГРисунок 13. – Анализ результатов диагностики уровня познавательной активности детейКГВ КГ9 человек (45%) имеет низкий уровень познавательной активности, 5 человек (25%) – средний уровень, 4 человек (20%) – очень низкий уровень, и только 2 человека (10%) имеют высокий уровень познавательной активности.На рисунке 14 представлен анализ результатов повторного проведения методики «Выучи слова» ЭГ. На основании данного исследования были сделаны выводы, что у 6 детей из 20 (30%) – высокий уровень восприятия, у 13 (65%) – средний, у 1 (5%) – низкий уровень восприятия. Детей с очень низким уровнем восприятия в результате повторного проведения методики не выявлено.На рисунке 15 представлен анализ результатов повторного проведения методики «Выучи слова» вКГ. В КГ у 8 детей из 20 (40%) – средний уровень восприятия, у 7 (35%) – низкий, у 3 (15%) –очень низкий, и только у двух(10%) - высокий уровень восприятия.Рисунок 14 Анализ результатов уровня развития восприятия детей в ЭГРисунок 15 Анализ результатов уровня развития восприятия детей в КГРисунок 16 Анализ результатов самооценки детей ЭГНа рисунке 16 представлен анализ результатов повторного проведения методики «Лесенка» в ЭГ. Таким образом, у 60% детей – адекватная самооценка, у 10% - завышенная самооценка, по 15% приходится на детей со слегка заниженной и заниженной самооценкой. Детей с критически заниженной самооценкой в результате повторного проведения методики не выявлено. На рисунке 17 представлен анализ результатов повторного проведения методики «Лесенка» в КГ. У 30% детей в КГ слегка заниженная самооценка, у 30% заниженная, у 20% критически заниженная самооценка, 5% детей имеют завышенную самооценку, и только у 15% детей адекватная самооценкаРисунок 17. Анализ результатов самооценки детей КГВ таблице 4 приведены общие результаты проведения методик в ЭГ.Таблица 4. Общие результаты повторного проведения методик в ЭГ.ВопрошайкаВыучи словаЛесенкаВыс.ур.Выс.урСр.ур.Низ.урОчНизк. Ур.Ср.ур.Низк.ур.Оч.низк.ур.ЗавышАдекв.Слегка занижЗанижКритич. заниж793161310212330В таблице 5 приведены общие результаты проведения методик в КГ.Таблица 5. Общие результаты повторного проведения методик в КГВопрошайкаВыучи словаЛесенкаВыс.ур.Выс.урСр.ур.Низ.урОчНизк. Ур.Ср.ур.Низк.ур.Оч.низк.ур.ЗавышАдекв.Слегка занижЗанижКритич. заниж2594287313664Таким образом, в целом контрольный этап показалсущественный улучшения уровня познавательной активности дошкольниковэксперементальной группы, уровня их восприятия, уровня их коммуникативных навыков. Следует также отметить, что занятия положительно сказали на способности дошкольников к адекватной оценке себя и окружающих.Вконтрольной группы результаты повторного проведения методик практически аналогичны констатирующему этапу эксперимента.Динамика доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования -если правильно подбирать игрушки для дошкольников, то повысится уровень их личностного и познавательного развития.Выводы по II главеИсходя из цели данной работы и необходимости особенностей личностного и познавательного развития детей, мы провели опытно-поисковое исследование. Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей имени Г.Ф. Атякшева - дошкольные группы.В опытно-экспериментальной работе принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек.Цель констатирующего этапа: выявить исходный уровень личностного и познавательного развития дошкольника.В результате констатирующего эксперимента был сделан вывод, что большая часть детей имеет низкий уровень познавательной активности, недостаточный уровень восприятия, низкий уровень коммуникативных навыков, неадекватно оценивают сами себя. Все это свидетельствует о недостаточном уровне личностного и познавательного развития детей, а также о необходимости создания комплекса мероприятий, поиска таких форм работы, которые будут способствовать личностному и познавательному развитию детей.С целью личностного и познавательного развития детей нами был разработан комплекс занятий с использованием игрушки. Комплекс включает 3 занятия. Длительность 1 занятия – 1 час.После проведения разработанного комплекса занятий, нами был проеден контрольный эксперимент с использованием методик, аналогичных констатирующему этапу. В целом контрольный этап показал существенный улучшения уровня познавательной активности дошкольников эксперементальной группы, уровня их восприятия, уровня их коммуникативных навыков. Следует также отметить, что занятия положительно сказали на способности дошкольников к адекватной оценке себя и окружающих. Вконтрольной группы результаты повторного проведения методик практически аналогичны констатирующему этапу эксперимента.Динамика доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования - если правильно подбирать игрушки для дошкольников, то повысится уровень их личностного и познавательного развития.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.С помощью самых разнообразных игрушек: образных, театральных, музыкальных, игрушек-забав, самоделок, спортивных, строительных, технических у детей развивается познание. Игрушки помогают ребенку ориентироваться в пространстве, правильно представлять целостный образ предмета, выделять главные свойства. Поэтому игрушка для развития ребенка имеет важное значение.Вот те игрушки, которые необходимы ребенку для развития познавательного и личностного: наборы для постройки кораблей, лодок, самолетов, храмов; игрушки изготовленные руками ребенка, игрушки звуковые; двигательные; конструктивные; из природного материала.Игрушка должна быть привлекательной для ребенка и отвечать духовно-нравственным требованиям. Например, кукла, которая выглядит как ребенок. Если ее взять на руки - она смеется, издает звуки плача, гулит, сосет из бутылочки молоко, у нее закрываются глазки. Эта кукла воспитывает материнство у будущей женщины, учит проявлять заботу, доброту, а также эта игрушка поможет ребенку в развитии восприятия, следовательно, и познать окружающий мир с положительной стороны.Исходя из цели данной работы и необходимости особенностей личностного и познавательного развития детей, мы провели опытно-поисковое исследование. Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей имени Г.Ф. Атякшева - дошкольные группы.В опытно-экспериментальной работе принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Цель констатирующего этапа: выявить исходный уровень личностного и познавательного развития дошкольника. В результате констатирующего эксперимента был сделан вывод, что большая часть детей имеет низкий уровень познавательной активности, недостаточный уровень восприятия, низкий уровень коммуникативных навыков, неадекватно оценивают сами себя. Все это свидетельствует о недостаточном уровне личностного и познавательного развития детей, а также о необходимости создания комплекса мероприятий, поиска таких форм работы, которые будут способствовать личностному и познавательному развитию детей.С целью личностного и познавательного развития детей нами был разработан комплекс занятий с использованием игрушки. Комплекс включает 3 занятия. Длительность 1 занятия – 1 час.После проведения разработанного комплекса занятий, нами был проеден контрольный эксперимент с использованием методик, аналогичных констатирующему этапу. В целом контрольный этап показал существенный улучшения уровня познавательной активности дошкольников эксперементальной группы, уровня их восприятия, уровня их коммуникативных навыков. Следует также отметить, что занятия положительно сказали на способности дошкольников к адекватной оценке себя и окружающих. Вконтрольной группы результаты повторного проведения методик практически аналогичны констатирующему этапу эксперимента.Динамика доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования - если правильно подбирать игрушки для дошкольников, то повысится уровень их личностного и познавательного развития.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативные документыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Перспектива, 2014.- С 32.Основная литератураГогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика  с основами методик воспитания и обучения. – СПб: Феникс 2013. – 464 с.Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2013. - 316 с.Дополнительная литератураАрушанова А.Г., Иванкова Р.А. Развивающее общение с детьми 5-6 лет: метод.пособие / Парамонова Л.А. – ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л.Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы.- М.: Цветной мир, 2013 – 287 с.Васюкова Н.Е., Алиева Т.И.Художественная литература для детей 5-7 лет: метод.пособие / Цветкова Т.В. – ТЦ Сфера, 2015. – 224 с.Веракса Е.Н., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования– 3-е изд. - М.: Мозаика – Синтез, 2012 – 304 с.Виноградова Н.А., Микляева Н.В.Интерактивная предметно-развивающая и  игровая среда детского сада: - М.:  УЦ "Перспектива", 2011- 156 с.Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: - метод.пособие / Пронин Д.В. – М: ТЦ Сфера, 2015. – 223 с.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теориии к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2011 – 342 с.Трифанова Е.В., Иванкова Р.И., Волкова Е.М Развитие игры детей 5-7 лет: - метод.пособие / Трифанова Е.В. – М: ТЦ Сфера, 2015. – 208 с.Периодические изданияАнишина Т.П. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения // Современное дошкольное образование, -2011.- № 6.-С.5.Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития, № 8, 2013, 192 – 195.Веракса А.Н. Возможности игрового пространства в познавательной деятельности ребенка – дошкольника // Современное дошкольное образование, 2012. -№1. С. 59-65.Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Представления воспитателей дошкольного образовательного учреждения о причинах собственного эмоционального выгорания // Современное дошкольное образование. Теория и практика, - 2014. - № 2. – С.22-43.Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика, - 2014. - №3. – С.32-37.Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Формы организации совместной детской деятельности при обучении безопасности в быту и окружающем мире // Современное дошкольное образование. Теория и практика, - 2014. - №7. – С.60-78.Винокурова М.А. Формирование саморегуляции дошкольников посредством адаптивных замещающих действий // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», № 5, 2016, 483 – 486.Губанова А.П. Психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5(4). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 75-79.Кудрявцева В.Т. Игра и развитие воображения ребенка: взгляд с позиций культурно – исторической психологии // Современное дошкольное образование. Теория и практика, - 2011 - №1. – С.32-43.Лебеденко О.А. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера, № 29, 2014, 27 – 32.Подымова Л.С. Ильина С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», № 5, 2016, 140 – 143.Севостьянова Е.О. Концепция формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий // Современные исследования социальных проблем, № 3, 2012, 147160Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. – 2011. - №2. – С. 81-85.Сэйфер А. Высокоразвитая игра и ее роль в развитии ребенка // Психологическая наука и образование, - 2011. - №3. – С. 48-61.Электронные ресурсыМетодические рекомендации «Родительское собрание в ДОУ [Электронный ресурс]: - http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/Дошколенок [Электронный ресурс]: - http://www.kindereducation.com Все для детского сада [Электронный ресурс]: - http://ivalex.vistcom.ru/ Детский сад от А до Я [Электронный ресурс]: - http://detsad-journal.narod.ru/index.htm ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Упражнение «Найди на рисунке»Приложение 2. Упражнение «Посчитай»Приложение 3. Игра «Составь предмет»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Перспектива, 2014.- С 32.

Основная литература
2. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб: Феникс 2013. – 464 с.
3. Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2013. - 316 с.

Дополнительная литература
4. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А. Развивающее общение с детьми 5-6 лет: метод. пособие / Парамонова Л.А. – ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
5. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы.- М.: Цветной мир, 2013 – 287 с.
6. Васюкова Н.Е., Алиева Т.И. Художественная литература для детей 5-7 лет: метод. пособие / Цветкова Т.В. – ТЦ Сфера, 2015. – 224 с.
7. Веракса Е.Н., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования– 3-е изд. - М.: Мозаика – Синтез, 2012 – 304 с.
8. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада: - М.: УЦ "Перспектива", 2011- 156 с.
9. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: - метод. пособие / Пронин Д.В. – М: ТЦ Сфера, 2015. – 223 с.
10. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теориии к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2011 – 342 с.
11. Трифанова Е.В., Иванкова Р.И., Волкова Е.М Развитие игры детей 5-7 лет: - метод. пособие / Трифанова Е.В. – М: ТЦ Сфера, 2015. – 208 с.

Периодические издания
12. Анишина Т.П. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения // Современное дошкольное образование, -2011.- № 6.-С.5.
13. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития, № 8, 2013, 192 – 195.
14. Веракса А.Н. Возможности игрового пространства в познавательной деятельности ребенка – дошкольника // Современное дошкольное образование, 2012. -№1. С. 59-65.
15. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Представления воспитателей дошкольного образовательного учреждения о причинах собственного эмоционального выгорания // Современное дошкольное образование. Теория и практика, - 2014. - № 2. – С.22-43.
16. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика, - 2014. - №3. – С.32-37.
17. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Формы организации совместной детской деятельности при обучении безопасности в быту и окружающем мире // Современное дошкольное образование. Теория и практика, - 2014. - №7. – С.60-78.
18. Винокурова М.А. Формирование саморегуляции дошкольников посредством адаптивных замещающих действий // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», № 5, 2016, 483 – 486.
19. Губанова А.П. Психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5(4). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 75-79.
20. Кудрявцева В.Т. Игра и развитие воображения ребенка: взгляд с позиций культурно – исторической психологии // Современное дошкольное образование. Теория и практика, - 2011 - №1. – С.32-43.
21. Лебеденко О.А. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера, № 29, 2014, 27 – 32.
22. Подымова Л.С. Ильина С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», № 5, 2016, 140 – 143.
23. Севостьянова Е.О. Концепция формирования мотивационной направлен¬ности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий // Современные исследования социальных проблем, № 3, 2012, 147 160
24. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. – 2011. - №2. – С. 81-85.
25. Сэйфер А. Высокоразвитая игра и ее роль в развитии ребенка // Психологическая наука и образование, - 2011. - №3. – С. 48-61.

Электронные ресурсы
26. Методические рекомендации «Родительское собрание в ДОУ [Электронный ресурс]: - http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/
27. Дошколенок [Электронный ресурс]: - http://www.kindereducation.com
28. Все для детского сада [Электронный ресурс]: - http://ivalex.vistcom.ru/
29. Детский сад от А до Я [Электронный ресурс]: -
http://detsad-journal.narod.ru/index.htm

Вопрос-ответ:

Зачем игрушки используются как средство личностного и познавательного развития детей дошкольного возраста?

Игрушки помогают развивать у детей такие навыки, как фантазия, творчество, мелкая моторика, логическое мышление, коммуникативные навыки и др. Они также способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка и его самовыражению.

Как игра влияет на развитие детей дошкольного возраста?

Игра помогает развивать у детей такие качества, как самостоятельность, ответственность, терпение, умение работать в команде. Она способствует формированию личностных особенностей ребенка, его социализации и адаптации в обществе.

Какие требования и критерии оценки игрушек существуют?

К игрушкам предъявляются требования безопасности, педагогической ценности, возрастной пригодности и качества исполнения. Оценка игрушек может быть осуществлена на основе их эстетического, функционального и познавательного значений.

Каковы основные классификации детских игрушек?

Детские игрушки могут быть классифицированы по различным признакам, таким как возрастная группа, функциональное назначение, материал изготовления, тип активности и т. д. Например, игрушки могут быть разделены на конструкторы, куклы, мягкие игрушки, настольные игры и т. д.

Какая история возникновения игрушек и каково их назначение?

Игрушки существуют с давних времен и первоначально представляли собой примитивные предметы, имитирующие реальные объекты. С течением времени их функции стали разнообразнее, и сегодня игрушки служат средством развития ребенка, его развлечения и самовыражения.

Какие преимущества имеет использование игрушки в педагогическом процессе?

Использование игрушки в педагогическом процессе имеет ряд преимуществ:

Как игра влияет на личностное развитие дошкольников?

Игра оказывает значительное влияние на личностное развитие дошкольников. Она помогает:

Каково назначение игрушек в процессе игры?

Назначение игрушек в процессе игры заключается в следующем:

Как игрушка может способствовать личностному развитию детей?

Игрушка является одним из основных средств развития ребенка. Она помогает развивать воображение, творческое мышление, моторику, социальные навыки и другие аспекты личности ребенка. Играя с игрушками, дети учатся решать проблемы, развивать свои интересы и умения, осваивать новые знания и навыки.

Какая роль игры в развитии дошкольников?

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Она позволяет им учиться и развиваться, осваивать новые роли и социальные нормы, обогащать свой опыт и познавательные способности. Через игру дети могут выразить свои эмоции, научиться сотрудничать и овладеть разными навыками.

Какие требования и правила есть при подборе игрушек для детей?

При выборе игрушек для детей необходимо учитывать их возраст, развивающие потребности и интересы. Важно выбирать игрушки, которые не только развлекают, но и способствуют развитию основных сфер ребенка: интеллектуальной, эмоциональной, физической и социальной. Также необходимо обращать внимание на качество и безопасность игрушек.