Психосоматический процесс.психологические и психофизиологические предпосылки развития психосоматического процесса.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психофизиология
  • 53 53 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 23.07.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Причины возникновения психосоматических заболеваний 5
2. Стресс как предиктор психосоматического процесса 8
2.1. Понятие стресса в современной научной литературе 9
2.2. Механизмы и стадии развития стресса 10
2.3. Последствия стресса 14
3. Роль вегетативной нервной системы в развитии «болезней стресса» 16
4. Возникновение психосоматических расстройств в зависимости от особенностей личности 23
Заключение 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30


Фрагмент для ознакомления

Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации находится в прямой зависимости от степени самоактуализации личности – чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее он справляется с возникшими трудностями [22, с. 234].Традиционные показатели устойчивости индивида к стрессу.сохранение способности к социальной адаптации.сохранение значимых межличностных связей.обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей.сохранение трудоспособности и качества выполняемой деятель-ности.сохранение здоровья. К личностным ресурсам стрессоустойчивости относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты [22, с.235].Исследование психофизиологических характеристик позволяет выяснить, какие индивидуальные особенности могут способствовать развитию психосоматического процесса. Индивидуальные различия, которые связаны с особенностями нервной системы, функциональной асимметрией мозга, со свойствами темперамента и др. определяют специфику и силу эмоционального переживания человека. Наиболее тесно связанны с эмоциями такие характеристики темперамента, как тревожность, сила/слабость процессов возбуждения и сбалансированность возбуждения и торможения, экстраверсия-интраверсия, импульсивность, эмоциональность. Они лежат в основе формирования динамических особенностей поведения, индивидуального переживания конфликтной ситуации, успешности социальной адаптации и др.[14]. В основе функциональных индивидуально-типологических различий лежат особенности функционирования и взаимодействия центральных структур мозга, интегрирующих поведение человека, эмоции и вегетативные функции организма - лобной коры, гиппокампа, гипоталамуса и миндалины. Именно они составляют основу для свойств экстраверсии-интраверсии и нейротизма.Так, интраверсия и экстраверсия тесно связаны с уровнями корковой активации, в основе которой находятся особенности взаимодействия активирующей ретикулярной формации, передних отделов новой коры, гиппокампа и медиальной части перегородки. У интравертовотмечается большая развитость септо-гиппокампальной системы, тормозящей поведение; а у экстравертов - побуждающей системы, образованной латеральным гипоталамусом и медиальным пучком переднего мозга. Нейротизм определяется индивидуальными особенностями взаимодействия лимбических структур с образованиями новой коры.Считается, что у экстравертов более низкий порог в отношении положительных социальных стимулов, на которые они чаще реагируют эмоциями радости и интереса. Экстраверты проявляют большую чувствительность к награде, а интраверты - к наказанию. У интравертов отмечаются более сильные связи коры с лимбической системой (миндалиной) - структурой, ответственной за реакции страха.Н.А.Кравцова (2016) рассматривает концепцию психосоматического фенотипа, являющегося продуктом психосоматического развития ребенка и представляющего совокупность соматических (внешних и внутренних), психологических, психосоциальных и ценностных (ноэтических) свойств личности, присущих ей механизмов психологической регуляции телесных функций, прямо связанных с такими психосоматическими феноменами как схема и образ тела [9]. На развитие психосоматического фенотипа влияет генотип и среда, в т.ч. социальное окружение. Саногенный психосоматический фенотип характеризуется позитивным отношением к своему телу, способностью получать радость и удовольствие от движений, прочих телесных функций, предметной деятельности, телесных контактов с родителями. Следствием этого являются: позитивное самоотношение, развитые двигательные функции, адекватная стратегия оптико-пространственной деятельности, адекватная положительная самооценка и образ «Я», конструктивные Я-функции личности.Патогенный психосоматический фенотип имеет свою специфику проявлений на каждом этапе онтогенеза, что определяет симптомокомплекс, позволяющий ребенку адаптироваться в условиях искаженного или недостаточного развития личности. Так, в младенческом и раннем детском возрасте характерна эмоциональная лабильность, неустойчивость вегетативных функций, отсутствие активных форм поведения в проблемных ситуациях (разлука с матерью). В дошкольном возрасте - неуверенность в себе, нарушение контакта с социальным окружением, нерешительность; повышенная личностная и ситуативная тревожность, боязнь активного действия. В младшем школьном возрасте - недостаточная сформированность пространственных представлений на основе искаженного соматогнозиса, неадекватно заниженная самооценка.В подростковом - недостаточное развитие конструктивных составляющих центральных Я-функций личности, дефицитарность Я-функций, проявляющихся в трудности дифференцировки себя от других, в проблемах с самоидентичностью, сверхпроницаемости внешней границы «Я», несформированности внутренней границы «Я». Возможности реалистического восприятия и регулирования собственных телесных процессов у большинства подростков заметно сокращены.Среди психологических факторов, обусловливающих развитие патогенного психосоматического фенотипа, выделяют следующие:- факторы пренатального риска (личностная и ситуативная тревожность во время беременности), повышающие эмоциональную возбудимость ребёнка.- интранатальные факторы риска, такие как асфиксия при родах и кесарение, формирующие пассивную позицию в ситуации преодоления;- повышенное внимание матери к симптоматическим телесным проявлениям;- гиперопека и гиперпротекция, симбиотическое и авторитарно-отрицающее отношение к ребенку в семье.- хроническая соматическая симптоматика, нарушающая развитиепространственных телесных представлений; - неадекватность самооценки ребенка как отражение искаженного процесса самоосознания;- преобладание дефицитарных и деструктивных Я-функций (агрессии, тревоги, внутреннего и внешнего Я-отграничения, сексуальности) в структуре личности подростка [9]. Таким образом, на развитие психосоматических расстройств влияют не только генетически определенные особенности, от которых зависит, например, тип нервной системы, особенности нейрогормональной регуляции, но и развитие индивида в онтогенезе, на которое огромное влияние оказывает протекание беременности у матери, особенности родов, и, в особенности, характер симбиотического взаимодействия матери и ребенка и стиль семейного воспитания. На различных этапах может быть нарушено нормальное развитие психосоматического фенотипа, что ведет к предрасположенности развития у человека личностных особенностей, способствующих неадекватной стресс-реакции и неэффективным копинг-стратегиям. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В современной научной парадигме человек рассматривается как биопсихосоциальный организм, в единстве телесного и психического здоровья, определяющего успешность социальной адаптации индивида. Основой психосоматического процесса является взаимодействие психических и биологических реакций организма на влияние факторов внешней среды. Постоянное стрессовое воздействие на современного человека обусловлено преимущественно воздействием психогенных факторов, взаимодействием личности и общества, что отражается на соматическом здоровье и приводит к психосоматическим заболеваниям. Доказано и обратное влияние телесности на психику.Основным предиктором психосоматических заболеваний (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем и др.) является психологический стресс. Возникающие при адаптации организма к стрессу сдвиги в гормональной системе организма, приводят к нарушению метаболических процессов и работы функциональных систем организма. Наиболее уязвимы сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная и иммунная система. В послестрессовом периоде также выявляются изменения гормонального, метаболического и иммунного статуса, которые являются факторами развития психосоматических заболеваний.Риск развития психосоматического заболевания как последствия стресса связан с психологическими особенностями личности и применяемыми копинг-стратегиями.При этом отмечено, что индивидуальные психологические и психофизиологические особенности, а также стиль семейного воспитания оказывают большое влияние как на отношение личности к стрессовым факторам, так и на способность к преодолению стресса, что влияет на развитие психоэмоционального стресса и его последствий. Формирование патогенного психосоматического фенотипа характеризуется неадекватным образом тела, эмоциональной лабильностью, высоким уровнем тревожности и нейротизма, несформированностью личностных границ, заниженной самооценкой, неусточивостью Я-концепции. Это ведет к повышенной восприимчивости человека к психоэмоциональному стрессу и высокому риску развития психосоматических заболеваний. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбитов И.Р. Особенности совладания со стрессом в норме и при психосоматических и невротических расстройствах / И.Р. Абитов //Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 86-96.Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.Грачева Л.В. Социально-психологическая адаптация и психосоматические расстройства у лиц с боевым стрессом в анамнезе / Грачева Л.В., Сергеев В.А. // Ученые записки спбгму им. Акад. И.П. Павлова. 2013. Т. 20. № 4. С. 41-44.Зёльнер В. Психика и рак. Могут ли психосоциальные факторы вызывать рак или оказывать влияние на течение онкологического заболевания? / В. Зёльнер // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 1. С. 24–39.Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб: Речь, 2005. – 400 с.Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009. – 136 c.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.Койлакаева, А.А. Общий адаптационный синдром / А.А. Койлакаева, С.А. Мясникова // ADVANCED SCIENCE : сб. тр. конф. - Пенза, 2017. – С. 200-202.Кравцова Н.А. Саногенный и патогенный варианты психосоматического развития // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 1(36) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 18.06.2019).Ланцбург М.Е. Исследования психосоматических аспектов гинекологических и андрологических заболеваний и бесплодия: обзор современных зарубежных исследований [Электронный ресурс] // М.Е. Ланцбург, Т.В. Крысанова, Е.В. Соловьева // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 67–78.Мандель Б.Р. Психология стресса [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 252 с.Миронов С.А. Патофизиологические особенности психосоматического статуса лиц переживших стресс, ассоциированный со служебной деятельностью / С.А. Миронов, С.Б. Артифексов // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2015. Т. 9. № 1. С. 2-3.Муртазов А.М. Профессиональный стресс и психосоматические заболевания у сотрудников правоохранительных органов / А.М. Муртазов //Медицина труда и промышленная экология. 2014. № 5. С. 41-44.Новикова, И. А.. Психофизиологические аспекты формирования психосоматических заболеваний : диссертация ... доктора медицинских наук : 19.00.02 / И.А.Новикова.- Архангельск, 2005.- 394 с.Новицкий, А.А. Механизм развития патологии внутренних органов в условиях экологического и профессионального перенапряжения регуляторных систем организма человека / А.А. Новицкий [и др.] // Мед.-биол. и социал.-психол. проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2010 – № 1 – С. 5–9.Панова Е.С. Специфика психосоматических реакций на стресс в подростковом возрасте // Е.С. Панова, Н.С. Фомичева // Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. 2017. С. 214-217.Прохоренко И. О. Роль психологических особенностей личности в формировании соматической патологии / И. О. Прохоренко, Е. Г. Зарубина // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. №2. С.415-418Руженкова В.В. Учебный стресс: риск расстройств психического здоровья и формирования суицидального поведения у студентов-медиков первого курса / Руженкова В.В. [и др.] // Научные ведомости ГУ. Серия: Медицина. Фармация. 2017. Т. 39. № 19 (268). С. 148-157.Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с.Смолянинова А.А.Стресс как причина психосоматических расстройств у студентов вуза / А.А. Смолянинова, Е.И. Финогенко //Молодежный вестник иргту. 2015. № 1. С. 38.Соловьев, В.С. Стратификация факторов риска стресс-индуцированных состояний у жителей города Тюмени / В.С. Соловьев, А.Г. Наймушина, С.С. Соловьева // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2013. №6. С.96-103Стресс как объект научной рефлексии / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. .– Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009.- 312 с.Троицкий М.С. Стресс и психопатология (обзор литературы) / М.С. Троицкий //Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2016. Т. 10. № 4. С. 343-352.Холецкая Н. М Стресс как одна из предпосылок онкологического заболевания / Н. М. Холецкая // Специфические и неспецифические механизмы адаптации во время стресса и физической нагрузки : Сб. научных статей I Республиканской научно-практ. интернет-конф. с междунар. участием. 2014. С. 69-71.Цикунов С.Г.Особенности изменения спектра липидов в отдаленном периоде витального стресса в эксперименте на животных и у людей / Цикунов С.Г. [и др.] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. 2012. № 2. С. 155-160.Цуринова Е.А. Острый и хронический психоэмоциональный стресс в генезе желудочковых аритмий / Е.А. Цуринова //Трансляционная медицина. 2014. № 2 (27). С. 18-25.Чёрный А.Ж. Психологическая реакция на госпитализационный стресс у пациентов травматолого-ортопедического профиля / Чёрный А.Ж. //Травматология и ортопедия России. 2013. № 3 (69). С. 148-153.Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.Юматов, Е.А. Взаимосвязь эмоционального стресса и сна / Е.А. Юматов [и др.] // Вестник Международной академии наук (Русская секция). – 2016. – № 1. – С. 5-14.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абитов И.Р. Особенности совладания со стрессом в норме и при психосоматических и невротических расстройствах / И.Р. Абитов //Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 86-96.
2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
3. Грачева Л.В. Социально-психологическая адаптация и психосоматические расстройства у лиц с боевым стрессом в анамнезе / Грачева Л.В., Сергеев В.А. // Ученые записки спбгму им. Акад. И.П. Павлова. 2013. Т. 20. № 4. С. 41-44.
4. Зёльнер В. Психика и рак. Могут ли психосоциальные факторы вызывать рак или оказывать влияние на течение онкологического заболевания? / В. Зёльнер // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 1. С. 24–39.
5. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб: Речь, 2005. – 400 с.
6. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009. – 136 c.
7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.
8. Койлакаева, А.А. Общий адаптационный синдром / А.А. Койлакаева, С.А. Мясникова // ADVANCED SCIENCE : сб. тр. конф. - Пенза, 2017. – С. 200-202.
9. Кравцова Н.А. Саногенный и патогенный варианты психосоматического развития // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 1(36) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 18.06.2019).
10. Ланцбург М.Е. Исследования психосоматических аспектов гинекологических и андрологических заболеваний и бесплодия: обзор современных зарубежных исследований [Электронный ресурс] // М.Е. Ланцбург, Т.В. Крысанова, Е.В. Соловьева // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 67–78.
11. Мандель Б.Р. Психология стресса [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 252 с.
12. Миронов С.А. Патофизиологические особенности психосоматического статуса лиц переживших стресс, ассоциированный со служебной деятельностью / С.А. Миронов, С.Б. Артифексов // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2015. Т. 9. № 1. С. 2-3.
13. Муртазов А.М. Профессиональный стресс и психосоматические заболевания у сотрудников правоохранительных органов / А.М. Муртазов //Медицина труда и промышленная экология. 2014. № 5. С. 41-44.
14. Новикова, И. А.. Психофизиологические аспекты формирования психосоматических заболеваний : диссертация ... доктора медицинских наук : 19.00.02 / И.А.Новикова.- Архангельск, 2005.- 394 с.
15. Новицкий, А.А. Механизм развития патологии внутренних органов в условиях экологического и профессионального перенапряжения регуляторных систем организма человека / А.А. Новицкий [и др.] // Мед.-биол. и социал.-психол. проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2010 – № 1 – С. 5–9.
16. Панова Е.С. Специфика психосоматических реакций на стресс в подростковом возрасте // Е.С. Панова, Н.С. Фомичева // Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. 2017. С. 214-217.
17. Прохоренко И. О. Роль психологических особенностей личности в формировании соматической патологии / И. О. Прохоренко, Е. Г. Зарубина // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. №2. С.415-418
18. Руженкова В.В. Учебный стресс: риск расстройств психического здоровья и формирования суицидального поведения у студентов-медиков первого курса / Руженкова В.В. [и др.] // Научные ведомости ГУ. Серия: Медицина. Фармация. 2017. Т. 39. № 19 (268). С. 148-157.
19. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с.
20. Смолянинова А.А.Стресс как причина психосоматических расстройств у студентов вуза / А.А. Смолянинова, Е.И. Финогенко //Молодежный вестник иргту. 2015. № 1. С. 38.
21. Соловьев, В.С. Стратификация факторов риска стресс-индуцированных состояний у жителей города Тюмени / В.С. Соловьев, А.Г. Наймушина, С.С. Соловьева // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2013. №6. С.96-103
22. Стресс как объект научной рефлексии / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. .– Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009.- 312 с.
23. Троицкий М.С. Стресс и психопатология (обзор литературы) / М.С. Троицкий //Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2016. Т. 10. № 4. С. 343-352.
24. Холецкая Н. М Стресс как одна из предпосылок онкологического заболевания / Н. М. Холецкая // Специфические и неспецифические механизмы адаптации во время стресса и физической нагрузки : Сб. научных статей I Республиканской научно-практ. интернет-конф. с междунар. участием. 2014. С. 69-71.
25. Цикунов С.Г.Особенности изменения спектра липидов в отдаленном периоде витального стресса в эксперименте на животных и у людей / Цикунов С.Г. [и др.] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. 2012. № 2. С. 155-160.
26. Цуринова Е.А. Острый и хронический психоэмоциональный стресс в генезе желудочковых аритмий / Е.А. Цуринова //Трансляционная медицина. 2014. № 2 (27). С. 18-25.
27. Чёрный А.Ж. Психологическая реакция на госпитализационный стресс у пациентов травматолого-ортопедического профиля / Чёрный А.Ж. //Травматология и ортопедия России. 2013. № 3 (69). С. 148-153.
28. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
29. Юматов, Е.А. Взаимосвязь эмоционального стресса и сна / Е.А. Юматов [и др.] // Вестник Международной академии наук (Русская секция). – 2016. – № 1. – С. 5-14.

Вопрос-ответ:

Какие предпосылки развития психосоматического процесса?

Развитию психосоматического процесса способствуют как психологические, так и психофизиологические предпосылки. Психологические предпосылки включают различные стрессы, недостаток адаптации и психотравмы, а также психические расстройства, такие как депрессия и тревожность. Психофизиологические предпосылки связаны с нарушениями в вегетативной нервной системе, включая дисбаланс симпатической и парасимпатической активности.

Какие причины возникновения психосоматических заболеваний?

Психосоматические заболевания могут возникать по разным причинам. Одной из частых причин является стресс, который может вызвать дисбаланс в работе организма и привести к возникновению физических симптомов. Также психосоматические заболевания могут быть связаны с психотравмами, недостатком адаптации, негативными эмоциями и психическими расстройствами. Генетическая предрасположенность и особенности личности также могут играть роль в возникновении психосоматических заболеваний.

Что такое стресс и как он связан с психосоматическим процессом?

Стресс - это физиологическая и психологическая реакция организма на внешние или внутренние воздействия, которые воспринимаются как угрожающие или неблагоприятные. Стресс может быть одной из предпосылок развития психосоматического процесса, так как он вызывает дисбаланс в работе организма и может привести к возникновению физических и психологических симптомов. Стресс может оказывать влияние на работу вегетативной нервной системы, иммунной системы и других органов и систем.

Какие механизмы и стадии развития стресса?

Механизмы развития стресса включают восприятие угрозы или неблагоприятных событий, активацию стрессовой системы, физиологическую и психологическую реакцию на стрессор, и окончание стрессовой реакции. Стадии развития стресса включают тревогу и возбуждение, сокращение и стагнацию, а также исчерпание и выгорание.

Какие причины могут привести к возникновению психосоматических заболеваний?

Психосоматические заболевания могут возникать из-за различных причин, таких как длительный стресс, психологическая травма, нерешенные эмоциональные проблемы, нарушения в работе нервной системы и другие психофизиологические факторы.

Что такое стресс и какова его роль в возникновении психосоматического процесса?

Стресс - это реакция организма на внешние факторы, которая может вызывать негативные изменения в психологическом и физиологическом состоянии человека. Стресс является одним из главных предикторов развития психосоматического процесса, так как он может оказывать негативное воздействие на работу органов и систем организма, приводя к возникновению различных заболеваний.

Какие механизмы и стадии развития стресса существуют?

Стресс может развиваться по различным механизмам, начиная с первичной реакции на стрессор (фактор, вызывающий стресс) и заканчивая адаптацией организма к нему или, наоборот, развитием хронического стресса. Стадии развития стресса включают фазы возбуждения, сопротивления и истощения.

Какие последствия могут возникнуть в результате стресса?

Стресс может привести к различным последствиям, таким как психологические проблемы (депрессия, тревожность), физические заболевания (гипертония, язвенная болезнь), нарушения сна, проблемы с пищеварением и др. Также стресс может оказывать негативное влияние на иммунную систему и общее здоровье человека.

Какая роль играет вегетативная нервная система в развитии болезней стресса?

Вегетативная нервная система отвечает за регуляцию функций организма во время стресса. При длительном стрессе может происходить нарушение баланса между симпатической и парасимпатической ветвями этой системы, что может приводить к развитию психосоматических расстройств и ухудшению общего состояния организма.