Тактики убеждения в религиозном дискурсе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 56 56 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 06.08.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 3
1. Дискурс: понятие, проблема дефиниции 4
1.1. Возможные типологии дискурсов. Функциональная классификация 4
1.2. Религиозный дискурс как разновидность институционального/персонального дискурса (признаки) 8
2. Коммуникативные стратегии и тактики 10
2.1. Типы стратегий и тактик. Возможные типологии 10
2.2. Тактики убеждения: виды, языковые средства реализации 12
2.3. Убеждение и манипуляция: сходства и различия 14
2.4. Роль параметров коммуникативной ситуации в выборе тактик убеждения 15
3. Тактики убеждения в религиозном дискурсе 17
3.1. Убеждение в религиозном дискурсе на примере христианства 17
3.2. Тактика убеждения в православной проповеди второй половины XX – XXI вв.: языковые средства 19
3.3 Прием наставления 21
3.4 Приём косвенного одобрения 25
3.5 Метод Сократа 29
3.6 Прием командования и приказов 31
3.7 Обманутое ожидание 33
3.8 Тактика «взрыв» 36
Заключение 38
Список использованных источников 46



Фрагмент для ознакомления

В религиозном контексте человек с данным приемом сталкивается нередко, и не только лишь в повседневной приходской роли, но и в качестве множества просителей, которые являются и изрекают: «Вы же православные, вы обязаны мне оказать помощь, милостыню, дать средства, одежду, обувь». Если в ответ на это им, к примеру, предложить помочь подмести во дворе, наколоть дров, они непременно ответят с отрицательной интонацией, настаивая на том, что им все обязаны помочь просто так, безвозмездно. Говоря об управлении тактикой надежды и обещания, можно сказать, что обещания и ожидания в Церкви и религии бывают разного рода. Мы можем встретить надежду и обещание на спасение, надежду на принятие, надежду на понимание, и, наконец, надежду на то, что все люди близки как «братья и сестры». Не зря говорят, что в наиболее неприятных и трагических ситуациях в жизни человек обращается к молитве. Поскольку пока складываются какие-то иллюзорные надежды, мнимые обещания и ложные способы достижения, прихожанину это является помехой в обращении к истинной вере. Так, управление и тактика убеждения является помехой.Мы подвержены не всем тактикам манипулирования. Кто-то, к примеру, достаточно стоек перед чувством жалости, но беззащитен перед страхом, другой очень просто «ловится» на чувстве вины, но «неуловим» и устойчив перед тщеславием и гордостью. Некоторые чрезмерно боятся потерять любовь, но при этом же достаточно четко держат пульс на других своих страхах, и больше их ничем нельзя напугать.Таким образом, прием убеждения под названием «обманутое ожидание» подразумевает адресацию многочисленных манипулятивных приемовна прихожанина церкви. Иными словами, обратившись к вере, человек очень уязвим и подвержен влиянию многочисленных управленческих сил со стороны религиозных канонов, которые способны убедить чрезмерно открытое и готовое для восприятия веры человеческое сознание.3.8 Тактика «взрыв»«Взрыв» — это тактика, известная как молниеносная перестройка личностных качеств и мировосприятия под давлением глубоких эмоциональных ощущений. При употреблении данной тактики требуется создать специфичную обстановку, где бы могли возникнуть чувства, которые могут ошеломить субъекта своей специфичностью и неожиданностью. В подобной ситуации у субъекта наблюдается перемена нервных процессов. Резкое раздражение вызывает у человека глубокое переживание и стресс. Это ведет к основательной перемене точки зрения на события, вещи, каких-то окружающих людей и даже окружение в целом.Управлять представляется возможным не просто информацией, но и чувствами. Тотчас как человек ощутил значительное давление на эмоции, не имеет значения на какие – негативные или позитивные – это главный сигнал того, что настал момент сконцентрироваться на известных ему сведениях и фактах.В случае, если из человека стараются выжать слезу, если человека стараются провоцировать на гордость, если ему льстят или он чувствует провокацию на гнев, стоит постараться задать своему внутреннему «я» вопросы на подобие: «Почему у меня появилась эта эмоция?». Это есть главный способ противостоять тому самому нажиму на эмоции, которое крайне употребительно к церковному контексту.Любая провоцирующая на эмоции фраза, должна понятно сталкиваться с уточняющим вопросом.Священнослужители скандировали: «Всякого духа испытывайте». Следовательно, каждая попытка выжать эмоцию – это сигнал. Мысленно совершаем шаг в сторону, и опираемся лишь на известные факты и просим конкретизировать.Другая тактика, которая активно применяется – это заражение эмоциями. Понятно, что эмоциональная сфера бывает очень заразительна. В действительности, это довольно действенная тактика манипуляции – вводить себя в некое эмоциональное состояние так, чтобы оно являлось «заразой» для субъекта или убедительно его сыграть, изобразить. Такой эмоцией очень просто может явиться восторг, он заразит всех – и абсолютно любое слово может звучать убедительно. Этой эмоцией может явиться тревога. Однако же, стоит помнить, что нет таких способов управления, которые действуют на каждого. Это очень индивидуально, тут стоит осознавать, что есть «рабочее».Людям свойственна эмпатия, к примеру, они очень просто заражаются эмоциями извне. В какой-то мере, это неплохой способ понять чужие эмоции, но в другой степени данный прием имеет бесконечный риск, что «заразят какими-нибудь тараканами». Поскольку восторгаться чужим восторгом, рыдать не своими слезами – это для человека, который наделен эмпатией, естественно. А страшиться не своих страхов – уже практически невозможно.Стоит отметить, что возрастание конфликтной ноты также довольно нередко бывает из-за передачи чужого гнева. Следовательно, если человек ощущает, что имеется некоторый чувственно-эмоциональный посыл, даже если он человеку приятен, но который человек не готов разделять, то не опять же нужно остановиться и задать самому себе конструктивный вопрос. Итак, нажим на эмоции провоцируют тот самый «взрыв», то есть перемену в человеческом сознании. Это происходит за счет невербальной демонстрации ложных чувств манипулятора, что может отразиться на незащищенной эмоциональной сфере адресата. Эмоциями, помогающими «управлять» и провоцировать являются обиды, скрытая и явная агрессия, обесценивание слов оппонента – объекта манипуляции, выразительное неуважение к оппоненту. Таким образом, «взрыв» — это тактика, известная как молниеносная перестройка личностных качеств и мировосприятия под давлением глубоких эмоциональных ощущений. Для успешного осуществления данной тактики необходимо создать особые условия, где могли бы возникнуть чувства, которые поспособствуют достижению результата путем эффекта неожиданности. В подобной ситуации у субъекта наблюдается перемена нервных процессов. Резкое раздражение вызывает у человека глубокое переживание и стресс. Результат - радикальная переменавзглядов на события и вещи.Выводы по Главе 3Мы рассмотрели некоторые тактики убеждения, которыми пользуются религиозные проповедники в своей деятельности. В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.Тактика наставления в религии ведется при помощи сопоставления религиозной атрибутики со святыней, к примеру, с гробом Христовым, где та же самая купель крещения возводится в разряд святыни, тем самым убеждая прихожанина или православного в том, что содеянное крещение есть уподобление, приближение к Христовому пути. Протоирей в своей речи может применять такие «ключевые» слова-наставления, как «но посмотрите», «можно конечно», а также риторический вопрос, что заставляет примкнуть читателя или слушателя к рассуждениям, задуматься. Также в качестве наставления могут применяться приведенные примеры христианских праздников и их религиозное значение, их «не случайное» возникновение, предопределение и влияние их соблюдения.Обратим внимание на слова «освобождаемся», «погребаемся», «вместе с Христом». В приведенном ранее примере из проповеди мы можем наблюдать градацию «от греха – к крещению – к очищению и избавлению». Словосочетание «сила греха» также имеет свое выразительное значение. Сравним «грех» и «силу греха». Определенно, та экспрессия, которая применена во втором случае, имеет более выраженное влияние на подсознание причащающегося.Имеет значение в приеме наставления и аргумент, который построен на противопоставлении жизни «с верой» и «без веры».Говоря о наставлении, также стоит обратить внимание на призыв «покаяться» за «в неверии прожитые годы».Наконец, наставление в христианстве воплощается в убеждении верующего в том, что без Бога людские души искажены грехом и развратом, а любое человеческое дело, не заключающее в себе Божественного назначения, не имеет смысла.Косвенное одобрение может звучать в общечеловеческом контексте, когда некоторые представители рода человеческого, а именно – те, кто причисляется к лику святых, наиболее приблизились к Богу.Одобрение можно рассматривать в контексте одобрения младенческого образа, поведения, олицетворяющего чистоту и непорочность.Также сюда добавляются такие субстантивированные выразительные средства как «безобидность», «открытость», «доверчивость», что также ассоциируется с упомянутым далее словосочетанием «мир Бога».Одобрение может выражаться в выражении священником понимания человеческой грешности в неверии.В ходе применения данной тактики может выразительно выделяться идея никчемности человека перед Богом. Священнослужитель здесь действует как психолог – озвучивает проблему на конкретном примере, оглашает внутренние человеческие рассуждения, выражает понимание и свою причастность к грешности при помощи говорящего местоимения «мы».Также одобрение ведется через призму беседы, где в диалоге могут преобладать одобряющие, подтверждающие слова-сигналы «действительно», «конечно», «безусловно», «очевидно».Прием, именуемый методом Сократа, создан с целью предотвращения ситуации, когда собеседнику будет можно сказать «нет», то есть данный метод способствует ограждению собеседника от возможности отрицать.В этом случае мы нередко можем наблюдать, как беседа с мнимым оппонентом начинается с библейской цитаты, а именно со «слов Господа». Стоит обратить внимание на то, что проповедь начинается, как правило, с молитвы, что придает священности последующим словам проповедника. Называется священный православный праздник, то есть – факт. Далее священнослужитель может говорить о безусловном влиянии, особенном значении праздника для церкви, страны и истории. Далее проповедник обращается к истории, переплетая житие святого с общепризнанным фактом. Таким образом, мы видим, что беседа начинается не с общих рассуждений о значении веры, а с того, что опровергнуть невозможно, и то, что подразумевает безусловное согласие собеседника со словами священнослужителя. Ключевым, можно здесь обозначить слово «представьте». Действительно, слово-императив, обращенное к массе, не подразумевает командного тона, оно скорее способствует принятию, представлению, воображению ситуации, исторической картины прошлого.Также, начиная с молитвы, священнослужитель может обозначить значимость фигуры святого, приплетая сюда период «десятилетий государственного атеизма». Здесь важно обозначить отдельный акцент. В приведенном ранее примере применена антитеза «государственного атеизма» и «сознания людей», где второе, непременно, имеет перевес, ведь под «сознанием людей» священнослужитель подразумевает обращение к вере, то есть религиозное сознание.Командование употребляется в тех ситуациях, когда необходимо молниеносное и точное выполнение без каких-либо критических реакций. Во время исполнения команд нет возможности рассуждать и подвергать их критике. В действительности мы можем наблюдать такие разновидности команд как запрет и побуждение, где первые – нацелены на быстрое торможение ненужного поведения. Запреты озвучиваются твердой и спокойной интонацией или эмоционально-окрашенной интонацией. Вторые же – направлены на подключение поведенческих механизмов людей.В некоторых проповедях, на первый взгляд, нельзя заметить ярко выраженного приказа, однако, углубившись в текст, мы видим, как он пронизан словами «обязан», «долг», «жить в Боге, вере, Страхе…». Таким образом, мы видим, как текст, путем применения определенных экспрессивных лексических единиц, превращается в четкое побуждение и порицание, обозначается «запрет на иную жизнь» - «жизнь без Бога и Страха».Далее возможно применение обозначенных ранее в примерах императивов, что как бы создает ультиматум «идите, думайте и осознавайте доступную истину, а если не идете, то - канете в лености и грехе».Также мы можем наблюдать многократное применение лексемы «надо», а также риторические вопросы с ответами, больше походящими на угрозы, к примеру: «получите по полной программе». Акцент делается на словосочетании «от греха». Императивы с интонацией запрета «не делай, не совершай», а также ультимативное «а – как хотите» задает командный провоцирующий тон тексту.Тактика убеждения в религиозном дискурсе, которая обозначается как «обманутое ожидание» подразумевает под собой результат многочисленных манипулятивных приемов, которые адресуются на прихожанина церкви. Иными словами, обратившись к вере, человек очень уязвим и подвержен влиянию многочисленных управленческих сил со стороны религиозных канонов, которые способны убедить чрезмерно открытое и уже «зрелое» для восприятия веры человеческое сознание.В ситуации, когда человек обращается к религии, то он осознает, что здесь «ставки» еще весомее. В религии и церковном контексте священнослужители грозятся помимо потери любви и авторитета у значимых окружающих, тем, что он не будет любим Господом. Главная манипулятивная тактика в этом случае – это «Господь тебя отвергнет, если ты не исполнишь то-то и то-то. В случае, если ты исполнишь то-то и то-то, так-то и так-то, как нужно, то Господь станет тебя прощать и любить». Безусловно это очень упрощенный пример того, как церковь воздействует на сознание.Говоря об управлении тактикой надежды и обещания, можно сказать, что обещания и ожидания в Церкви и религии бывают разного рода. Мы можем встретить надежду и обещание на спасение, надежду на принятие, надежду на понимание, и, наконец, надежду на то, что все люди близки как «братья и сестры». Не зря говорят, что в наиболее неприятных и трагических ситуациях в жизни человек обращается к молитве. Поскольку пока складываются какие-то иллюзорные надежды, мнимые обещания и ложные способы достижения, прихожанину это является помехой в обращении к истинной вере. Так, управление и тактика убеждения является помехой.«Взрыв» — это тактика, известная как молниеносная перестройка личностных качеств и мировосприятия под давлением глубоких эмоциональных ощущений. При употреблении данной тактики требуется создать специфичную обстановку, где бы могли возникнуть чувства, которые могут ошеломить субъекта своей специфичностью и неожиданностью. В подобной ситуации у субъекта наблюдается перемена нервных процессов. Резкое раздражение вызывает у человека глубокое переживание и стресс. Это ведет к основательной перемене точки зрения на события, вещи, каких-то окружающих людей и даже окружение в целом.Эмоциями, помогающими «управлять» и провоцировать являются обиды, скрытая и явная агрессия, обесценивание слов оппонента – объекта манипуляции, выразительное неуважение к оппоненту.ЗаключениеДискурс представляет собой многокомпонентное целое, а языковые единицы играют роль строительного материала для создания речевых актов. В отечественном языкознании к теме дискурса обращаются позднее, поэтому анализ данного явления строится на базе дискурсивных исследований французской и англо-американской школ. В современной лингвистике существуют различные подходы к определению дискурса: коммуникативный, структурно-синтаксический, структурно-стилистический, социально-прагматический.Исследователи дискурса представляют различные типологии. Так, одной из основных является разделение на устный, письменный и гибридный. Отдельно выделяют дискурс, который встречается при электронном общении в чатах, диалогах и пр. Помимо этого, выделяют такие формы дискурса, как: монолог, диалог и полилог. По ориентации дискурс разделяют на персональный (личностно-ориентированный) и институциональный (статусно-ориентированный).Религиозный дискурс рассматривается, прежде всего, как тип институционального дискурса, который содержит в себе следующие элементы: субъекты религии, религиозные направления (учения, концепции), религиозную философию, религиозные действия. С данной точки зрения цель религиозного дискурса представляется в приобщении к вере в определенной конфессии, а также вразъяснении содержания того или иного вероисповедания. Между тем, религиозный дискурс может существовать и как персональный тип дискурса. Это отражается в самой специфике религиозной сферы жизни человека, которая тесно связана с мировоззрением человека, его философией жизни, отношением к окружающему миру.Коммуникативная стратегия представляет собой планирование речевого поведения для достижения определённой цели. В свою очередь коммуникативная тактика – это конкретные практические ходы, используемые в общении. Существуют различные типологии коммуникативных стратегий и тактик. Например, Г. Грайс выделяет такие универсальные принципы общения, как: максима общения, максима качества, максима отношения, максима способа выражения. Дж. Лич выводит свой ряд коммуникативных принципов: максима такта, максима великодушия, максима одобрения, максима скромности, максима симпатии. Более широкий спектр представлен в работах Ван Дейка, который предлагает около тридцати коммуникативных тактик.Тактика убеждения призвана эффективно воздействовать на адресанта. Данная тактика имеет широкий спектр приёмов, разработанных в процессе развития ораторского искусства, риторики, философии, литературы и лингвистики. Помимо этого, можно выделить ряд языковых средств, используемых в тактике убеждения на фонетическом, морфологическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Вместе с тем, в каждом конкретном случае могут быть уместны самые разные языковые средства, актуальные только для отдельной ситуации.Убеждение и манипулирование схожи тем, что содержат в себе эмоциональность и оценочность, в отличие от доказательства. Однако при этом, убеждение является добровольным, при этом говорящий искренен, а значит не стремится подменить понятия, завуалировано подать информацию. При убеждении говорящий если соглашается то добровольно, при манипуляции адресат может не узнать, что его направили к той или иной мысли или действию.Каждый приём тактики убеждения нельзя чётко ограничить какими-либо параметрами коммуникативной ситуации. Вместе с тем, можно выделить более вероятный для отдельной ситуации приём, который окажется эффективным.При обращении к языковым средствам можно увидеть, что некоторые параметры коммуникативной ситуации достаточно чётко разграничивают возможность применения тех или иных средств выразительности. Например, тональность речи, или способ общения.Рассматривая общую картину коммуникативных ситуаций в христианской церкви, можно увидеть, что тактика убеждения состоит из следующих элементов:Духовно-нравственный облик священнослужителяСтепень сплочённости той группы, к которой обращается священникЗнание Священного Писания и трудов Святых ОтцовСпектр языковых средств, применяемых в коммуникацииРассматривая современные православные проповеди, можно выделить различные средства выражения тактики убеждения: морфологические (повелительное наклонение глаголов, использование личного местоимения первого лица множественного числа); синтаксические (вопросно-ответная форма, риторические вопросы, восклицательные предложения); лексические (лексика с положительной или отрицательной коннотацией, метафоры, сравнения, фразеологизмы); использование цитат из авторитетных для Православной Церкви текстов. Мы рассмотрели некоторые тактики убеждения, которыми пользуются религиозные проповедники в своей деятельности. В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.Тактика наставления в религии ведется при помощи сопоставления религиозной атрибутики со святыней, тем самым убеждая прихожанина или православного в том, что содеянное крещение есть уподобление, приближение к Христовому пути. Также в качестве наставления могут применяться приведенные примеры христианских праздников и их религиозное значение.Наконец, наставление в христианстве воплощается в убеждении верующего в том, что без Бога людские души искажены грехом и развратом, а любое человеческое дело, не заключающее в себе Божественного назначения, не имеет смысла.Косвенное одобрение может звучать в общечеловеческом контексте, когда некоторые представители рода человеческого, наиболее приблизились к Богу.Одобрение может выражаться в выражении священником понимания человеческой грешности в неверии.В ходе применения данной тактики может выразительно выделяться идея никчемности человека перед Богом. Прием, именуемый методом Сократа, создан с целью предотвращения ситуации, когда собеседнику будет можно сказать «нет», то есть данный метод способствует ограждению собеседника от возможности отрицать.Командование употребляется в тех ситуациях, когда необходимо молниеносное и точное выполнение без каких-либо критических реакций. В действительности мы можем наблюдать такие разновидности команд как запрет и побуждение, где первые – нацелены на быстрое торможение ненужного поведения. Также мы можем наблюдать многократное применение лексемы «надо», а также риторические вопросы с ответами, больше походящими на угрозы.Тактика убеждения в религиозном дискурсе, которая обозначается как «обманутое ожидание» подразумевает под собой результат многочисленных манипулятивных приемов, которые адресуются на прихожанина церкви. Главная манипулятивная тактика в этом случае – это «Господь тебя отвергнет, если ты не исполнишь то-то и то-то. В случае, если ты исполнишь то-то и то-то, так-то и так-то, как нужно, то Господь станет тебя прощать и любить». Говоря об управлении тактикой надежды и обещания, можно сказать, что обещания и ожидания в Церкви и религии бывают разного рода. Мы можем встретить надежду и обещание на спасение, надежду на принятие, надежду на понимание, и, наконец, надежду на то, что все люди близки как «братья и сестры». «Взрыв» — это тактика, известная как молниеносная перестройка личностных качеств и мировосприятия под давлением глубоких эмоциональных ощущений. При употреблении данной тактики требуется создать специфичную обстановку, где бы могли возникнуть чувства, которые могут ошеломить субъекта своей специфичностью и неожиданностью. Проанализировав упомянутые ранее в исследовании проповеди таких настоятелей русской православной церкви как В. Ермаков, А. Глебов, Д. Смирнов и А. Уминский, можно сделать вывод о частоте и специфике реализации тактик убеждения в религиозном дискурсе. Говоря о тактиках убеждения и их применении, стоит отметить, что употребление каждой из тактик прослеживается в проповедях каждого из названных протоиреев, однако же, отличается частота употребления протоиреями какой-либо из тактик. Так, например, самой распространенной тактикой в рамках рассмотренных проповедей выступает – прием наставления. Далее же, частота применения каждой из упомянутых в исследовании тактик зависит от предпочтения самого автора проповеди. Так, в проповедях Глебова мы можем наблюдать множественное применение таких приемов как прием косвенного одобрения и метод Сократа, а в текстах Ермакова преобладает прием командования.В результате проведенного исследования выявлено шесть приемов убеждения, которые активно применяют священнослужители в рамках своих религиозных наставлений. Специфика реализации тактик убеждения кроется в прозрачности, неуловимости каждой из тактик в контексте проповеди, в средствах художественной выразительности, морфологических, синтаксических и лексических компонентах приемов.Список использованных источниковАзылбекова Г.О. Речевая стратегия убеждения: утилитарный аспект // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2011. - №1. – С. 133-136.Анохина С.П. Убеждение и манипуляция. Сходства и различия. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2013. – С. 8-13.Антонова А.В. Система средств речевой манипуляции в британском политическом дискурсе: реципиентоцентрический подход: автореф. дис. … д-ра филол. наук. – Самара, 2011. – 40 с.Бабаян В.Н., Круглова С.Л. Теория дискурса в системе наук о языке. // Ярославский педагогический вестник. - №3(32). – 2002. – С. 3-8.Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. // М.: Издательство «Корпоративные стратегии», 2004, - 496 с.Бобырева Е.В. Религиозный дискурс в системе типов общения. [Электронный ресурс] URL: http://tverlingua.ru/archive/006/section_3_6/3_4_6.htm (дата обращения: 19.06.2018).Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии: на материале православного вероучения: дисс. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2007. – 465 с.Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности и жанры. // Знание. Понимание. Умение. – 2008. - №1. – С. 162-167.Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. – 310 с.Габидуллина А.Р. Учебно-педагогический дискурс: категориальная структура и жанровой своеобразие: дисс. … д. филол. наук. – Донецк, 2009. – 240 с.Глебов А., прот. Проповеди. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-protoiereja-aleksandra-glebova.shtml#propoved_na_velikij_pjatok_protoiereja_aleksandra_glebova (дата обращения: 19.06.2018).Гусейнова Т.С. Определение содержания дискурса. // Вестник Челябинского государственного университета. - №13 (194). – 2010. – С. 26-33.Данилова С.А. Типология дискурса. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – С. 345-349.Демьянков В.З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // Язык. Личность. Текст: сб. ст. к 70-летию Т. М. Николаевой / Ин-т славяноведения РАН; отв. ред. В.Н. Топоров. – М.: Языки славянских культур, 2005. – С. 34-55.Ермаков В., прот. Проповеди. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-protoiereya-vasiliya-ermakova.shtml#n14 (дата обращения: 11.06.2018).Жеребило Т.В. Термины и понятия: Методы исследования и анализ текста: словарь-справочник. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. – 108 с.Иванова Ю.В. Понятие дискурса. // Филологические науки. - №1. – 2015. – С. 13-18.Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: КомКнига, 2006. – 288 с.Каменская Т.Н. Понятие дискурса в лингвистике. // Филологические науки. [Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/8_NND_2010/Philologia/60574.doc.htm (дата обращения: 11.06.2018).Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: Ин-т языкознания. РАН – ВГПУ, 1992. – 330 с.Кибрик А.А. Модус, жанр и другие параметры классификации. [Электронный ресурс] URL: http://iling-ran.ru/kibrik/Discourse_classification@VJa_2009.pdf (дата обращения: 19.06.2018).Макаров М.Л. Основы теории дискурса. – М.: ИТГДК «Гнозис», 2003. – 280 с.Рюкова А.Р. К вопросу о классификации дискурса. // Вестник Башкирского университета. – 2016. – Т.2. - №1. – С. 115-119.Савин Г.А. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди: дисс. … канд. филол. наук. – Москва, 2009. – 207 с.Салихов А.Ю. Понятие коммуникативной стратегии. // Вестники науки и образования. – 2014. - №1(1). – С. 34-38.Смирнов Д., прот. Проповеди. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-protoierej-aleksej-uminskij.shtml#v_nedelju_o_samarjanke_in_4542 (дата обращения: 19.06.2018).Уминский А., прот. Проповеди. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-protoierej-aleksej-uminskij.shtml#v_nedelju_o_samarjanke_in_4542 (дата обращения: 19.06.2018).Хурматуллин А.К. Понятие дискурса в современной лингвистике. // Учёные записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - №.6. – Т. 151. – 2009. – С. 31-37.Юсупова Т.С. Функционально-стилистические и прагматические характеристики англоязычного военного дискурса: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Самара, 2010. – 190 с.Ясинковская Е.Г. О специфике религиозного дискурса. // Вестник МГЛУ. - №10 (616). – С. 179-186.


1. Азылбекова Г.О. Речевая стратегия убеждения: утилитарный аспект // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2011. - №1. – С. 133-136.
2. Анохина С.П. Убеждение и манипуляция. Сходства и различия. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2013. – С. 8-13.
3. Антонова А.В. Система средств речевой манипуляции в британском политическом дискурсе: реципиентоцентрический подход: автореф. дис. … д-ра филол. наук. – Самара, 2011. – 40 с.
4. Бабаян В.Н., Круглова С.Л. Теория дискурса в системе наук о языке. // Ярославский педагогический вестник. - №3(32). – 2002. – С. 3-8.
5. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. // М.: Издательство «Корпоративные стратегии», 2004, - 496 с.
6. Бобырева Е.В. Религиозный дискурс в системе типов общения. [Электронный ресурс] URL: http://tverlingua.ru/archive/006/section_3_6/3_4_6.htm (дата обращения: 19.06.2018).
7. Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии: на материале православного вероучения: дисс. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2007. – 465 с.
8. Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности и жанры. // Знание. Понимание. Умение. – 2008. - №1. – С. 162-167.
9. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. – 310 с.
10. Габидуллина А.Р. Учебно-педагогический дискурс: категориальная структура и жанровой своеобразие: дисс. … д. филол. наук. – Донецк, 2009. – 240 с.
11. Глебов А., прот. Проповеди. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-protoiereja-aleksandra-glebova.shtml#propoved_na_velikij_pjatok_protoiereja_aleksandra_glebova (дата обращения: 19.06.2018).
12. Гусейнова Т.С. Определение содержания дискурса. // Вестник Челябинского государственного университета. - №13 (194). – 2010. – С. 26-33.
13. Данилова С.А. Типология дискурса. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – С. 345-349.
14. Демьянков В.З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // Язык. Личность. Текст: сб. ст. к 70-летию Т. М. Николаевой / Ин-т славяноведения РАН; отв. ред. В.Н. Топоров. – М.: Языки славянских культур, 2005. – С. 34-55.
15. Ермаков В., прот. Проповеди. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-protoiereya-vasiliya-ermakova.shtml#n14 (дата обращения: 11.06.2018).
16. Жеребило Т.В. Термины и понятия: Методы исследования и анализ текста: словарь-справочник. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. – 108 с.
17. Иванова Ю.В. Понятие дискурса. // Филологические науки. - №1. – 2015. – С. 13-18.
18. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: КомКнига, 2006. – 288 с.
19. Каменская Т.Н. Понятие дискурса в лингвистике. // Филологические науки. [Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/8_NND_2010/Philologia/60574.doc.htm (дата обращения: 11.06.2018).
20. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
21. Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: Ин-т языкознания. РАН – ВГПУ, 1992. – 330 с.
22. Кибрик А.А. Модус, жанр и другие параметры классификации. [Электронный ресурс] URL: http://iling-ran.ru/kibrik/Discourse_classification@VJa_2009.pdf (дата обращения: 19.06.2018).
23. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. – М.: ИТГДК «Гнозис», 2003. – 280 с.
24. Рюкова А.Р. К вопросу о классификации дискурса. // Вестник Башкирского университета. – 2016. – Т.2. - №1. – С. 115-119.
25. Савин Г.А. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди: дисс. … канд. филол. наук. – Москва, 2009. – 207 с.
26. Салихов А.Ю. Понятие коммуникативной стратегии. // Вестники науки и образования. – 2014. - №1(1). – С. 34-38.
27. Смирнов Д., прот. Проповеди. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-protoierej-aleksej-uminskij.shtml#v_nedelju_o_samarjanke_in_4542 (дата обращения: 19.06.2018).
28. Уминский А., прот. Проповеди. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-protoierej-aleksej-uminskij.shtml#v_nedelju_o_samarjanke_in_4542 (дата обращения: 19.06.2018).
29. Хурматуллин А.К. Понятие дискурса в современной лингвистике. // Учёные записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - №.6. – Т. 151. – 2009. – С. 31-37.
30. Юсупова Т.С. Функционально-стилистические и прагматические характеристики англоязычного военного дискурса: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Самара, 2010. – 190 с.
31. Ясинковская Е.Г. О специфике религиозного дискурса. // Вестник МГЛУ. - №10 (616). – С. 179-186.