исследование фонематических функций у младших школьников с общим недоразвитием речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 35 35 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 23.07.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР 5
1.1. Фонематические процессы как психолингвистический компонент речевой деятельности 5
1.2. Формирование фонематических процессов у детей в онтогенезе 11
1.3. Причины возникновения и симптоматика общего недоразвития речи 16
1.4. Особенности формирования фонематических процессов у детей с ОНР…. 19
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Обоснование и методика исследования 24
2.2. Характеристика выборки и описание хода исследования 27
2.3. Результаты констатирующего этапа эксперимента 31
2.4. Разработка рекомендаций 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Фрагмент для ознакомления

Значительная часть этих детей имеют заключение «общее недоразвитие речи» - ОНР. Недоразвитие речи приводит к трудностям в овладении школьниками грамотой, в формировании у них орфографических навыков, в усвоении школьной программы в целом, отрицательно сказывается на социальной адаптации обучающихся.Для экспериментальной работы с детьми с речевыми нарушениями была выбрана тестовая методика диагностики устной речи дошкольного и младшего школьного возраста по методике Т.А. Фотековой.Эта методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста (6-7 лет) и младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля, структуры дефекта.Отличие от традиционной диагностики:Результаты выражены в количественной форме.Балльно-уровневая система оценки.Достоинства этой методики:Удобна для диагностики.Удобна для уточнения структуры дефекта и оценки степени. выраженности нарушений (через речевой профиль).Удобна для построения индивидуальной коррекционной работы.Удобна для комплектования подгрупп для занятий.Удобна для отслеживания динамики речевого развития.Полный вариант методики Т.А. Фотековой включает:6 серий проб.каждая проба оценивается отдельно.высчитывается сумма баллов за каждое задание, затем сумма за серию.заключение делается на основе суммарного значения за все обследование.2.2. Характеристика выборки и описание хода исследованияДля освоения теоретических и практических умений, знаний и навыков работы логопеда в образовательном учреждении «Школа-интернат№2», была организована практическая научно-исследовательская работа с детьми младшего школьного возраста. Экспериментальная выборка исследования представлена 10 детьми в возрасте 7-8 лет 1 класса с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня:Ф.И. ребенкаПолВозраст1. Дикиджи Аленажен.7 лет2. Елогир Ленажен.8 лет3. Иванов Артеммуж.7 лет4. Кашин Никитамуж.7 лет5. Краснянский Алешамуж.8 лет6. Назаров Димамуж.7 лет7. Олива Женямуж.7 лет8. Савченко Машажен.8 лет9. Сафонова Олесяжен.8 лет10. Тарасеев Артурмуж.7 летВ последнее время общее недоразвитие речи (ОНР) является распространенным речевым дефектом среди младшего школьного возраста, которое поддается с помощью коррекционно-развивающей работы логопеда с детьми. Поэтому для разработки методических рекомендаций по работе с детьми младшего школьного возраста и проведения исследования, выборка была разделена на контрольную и экспериментальную группу, где в контрольную группу входили дети с нормальным речевым развитием, а в экспериментальную – дети с общим недоразвитием речи 3 уровня:Ребенок Группа 1. Булгаков Никитаконтрольная2. Грищенко Ромаконтрольная3. Грачева Юляконтрольная4. Лиференко Катяконтрольная5. Никифоров Сашаконтрольная6. Пеньков Никитаконтрольная7. Поротова Катяконтрольная8. Сидорова Аняконтрольная9. Соколов Данилконтрольная10. Сотникова Ираконтрольная11. Олива Женяэкспериментальная12. Елогир Ленаэкспериментальная13. Дикиджи Аленаэкспериментальная14. Иванов Артемэкспериментальная15. Кашин Никитаэкспериментальная16. Краснянский Алешаэкспериментальная17. Назаров Димаэкспериментальная18. Савченко машаэкспериментальная19. Сафонова Олесяэкспериментальная20. Тарасеев АртурэкспериментальнаяТак как общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы и носит стойкий характер, то и для научно-исследовательской работы была взята методика, позволяющая надежно диагностировать состояние общего недоразвития речи (ОНР). Ее эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений, входящих в нее компонентов.Целью проведения педагогического эксперимента являлось выявление особенностей речевого развития и исследование фонематических функций у детей младшего школьного возраста.Задачи исследования:Определение выборки исследования.Выбор методики исследования.Проведение обследования по методике и вычерчивание индивидуального речевого профиля учащегося с ОНР 3 уровня и нормальным речевым развитием.Подготовка и проведение коррекционно-развивающих занятий для детей с ОНР 3 уровня.Анализ эксперимента и разработка программы дополнительных коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с диагнозом ОНР 3 уровня.Исследование проведено в четыре этапа:На первом этапе проведения исследования был проведен отбор учащихся младшего школьного возраста для контрольной и экспериментальной работы и выбрана методика диагностики. На втором этапе проведен констатирующий эксперимент и с помощью выбранной методики исследовалось у детей: сенсомоторный уровень речи (фонематический слух, артикуляционная моторика, звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова), навыки языкового анализа, грамматический строй речи, словарь и навыки словообразования, понимание логико-грамматических отношений и связная речь. По окончанию диагностики были получены результаты обследования в баллах и процентном выражении. Определен уровень успешности выполнения заданий и вычерчен индивидуальный профиль на каждого ребенка.На третьем этапе была подготовлена и проведена коррекционно-развивающая работа на основе групповых занятий. Для логопедической работы с детьми с ОНР 3 уровня были использованы пособия издательства «Учитель». Пособия содержат логопедические занятия по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением анализа и синтеза; комплексы артикуляционных упражнений для свистящих, шипящих и сонорных групп звуков; развивающие игры и игровые приемы; стихотворный материал и многое другое. Представленные в пособии комплексные занятия составлены в соответствии с ФГОС и ФГОС ДО. Цель пособий:Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.Развитие мыслительной деятельности детей, формирование умения звукового и языкового анализа.Развитие связной речи по сюжетной картинке.Формирование познавательных и речевых умений, навыков игровой, двигательной деятельности в сочетании с компонентами устной речи детей, практическое овладение нормами речи.Совершенствование лексико-грамматических средств языка, произношения, восприятия, выразительности монологической речи детей.Развитие произвольной памяти у младших школьников.Развитие наглядно-образного и логического мышления, слухового внимания, творческого воображения.Все пособия адресованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классов, родителям.На последнем этапе проведен анализ исследовательской работы и разработана программа дополнительных коррекционно-развивающихся занятий для детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). В разработке коррекционно-развивающих занятий использовано и применено пособие «Логопедический букварь» В.М. Акименко. В пособии представлена система работы с моделями артикуляции звуков, играя с которыми можно научить ребенка читать, правильно произносить, выделять и дифференцировать звуки речи.Метод моделирования сейчас довольно эффективно применяется в дошкольном и школьном образовании. И действительно, у него много достоинств. Применение этого метода на занятиях с детьми поможет им стать внимательнее, научит рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. У детей улучшится качество таких психических процессов, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.Введение моделирования дает возможность изменить сам подход к процессу обучения и воспитания детей.2.3. Результаты констатирующего этапа экспериментаДля выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста был составлен речевой профиль на каждого ребенка, в котором отражены наиболее сформированные и несформированные, благополучные и неблагополучные компоненты речевой системы. А также в ходе наблюдения за младшими школьниками с нормальным речевым развитием (контрольная группа) и с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня (экспериментальная группа) МБОУ «Школы-интерната №2» были выявлены уровни успешности речевого развития двух групп: Контрольная группа: младшие школьники с нормальным речевым развитием:Вывод: при обработке результатов уровень успешности детей нормального речевого развития – 4, в среднем составляет 93%. У младших школьников фонематические функции хорошо сформированы, слоговая структура слова не нарушена. Дети четко произносят слоги, слова, предложения. Грамматический строй речи сформирован достаточно. Связная речь соответствует норме. Дети выполняли с интересом задания самостоятельно и правильно. Были внимательны, настроены дружелюбно.Экспериментальная группа: дети с общим недоразвитием речи 3 уровня:Вывод: у детей с ОНР 3 уровня – 2 и 3 уровень успешности речевого развития, в среднем составляет 65,97 %. Недоразвитие речи приводит к трудностям в овладении школьниками грамотой, в формировании у них орфографических навыков, в усвоении школьной программы в целом, отрицательно сказывается на социальной адаптации обучающихся. В исследовании сенсомоторного уровня речи неблагополучной стороной речи у всех школьников является нарушение фонематического восприятия. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Дифференциация осуществляется через все виды речевой деятельности – слушание, говорение, чтение, письмо, а с другой стороны, последовательно проходит через все типы упражнений. Артикуляционная моторика достаточно сформирована. Звукопроизношение: недостаток произношения свистящих, шипящих. Нарушена дифференциация звуков речи.Слоговая структура слова у многих детей недостаточна сформирована. В основном вызывали трудности в произнесении таких слов: милиционер, сковорода, перепорхнуть, кораблекрушение. Наблюдаются трудности в образовании названий детёнышей животных, образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Характеризуется наличие фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. У многих отмечаются трудности в понимании обращенной речи. Дети малоактивны, быстро утомляются. Внимание у многих рассеянное, наблюдается неусидчивость. Мышление соответствует возрасту, снижена память.Результаты обследования позволяют сделать вывод о том, что достаточное количество младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи, попадают в группу риска по развитию у них дисграфии и дизорфографии.На основании полученных результатов проведенного обследования может быть спланирована и проведена коррекционно-развивающая работа по предупреждению дизграфии, дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи.2.4. Разработка рекомендацийНа этапах прохождения научно-исследовательской практики обследование детей с общим недоразвитием речи показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены в той или иной степени память, внимание, навыки конструктивной деятельности.Поэтому, были разработаны рекомендации и подобраны пособия, в которых представлен систематизированный материал коррекционно-развивающего логопедического воздействия, направленный на формирование и развитие фонематических функций и других компонентов речевой системы. Например, пособие «Развитие произвольной памяти у младших школьников» (авторы: Е. А. Лапп, С. Ж. Хайрушева) предлагает программу коррекционной помощи при недостатках развития произвольной памяти младших школьников и подробные разработки занятий. Используемые приемы, упражнения, развивающие игры и задания помогут педагогу на логопедических занятиях устранить нарушения звукопроизношения, письменной речи, общее недоразвитие (ОНР) различной степени сложности. Методические разработки логопедических занятий для детей с общим недоразвитие речи должны быть направлены на:Развитие сенсомоторного уровня речи (фонематическое восприятие, звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова).Развитие навыков языкового анализа и синтеза.Развитие грамматического строя речи.Развитие словаря и словообразовательных процессов.Развитие лексико-грамматических отношений.Развитие связной речи.ЗАКЛЮЧЕНИЕКоррекционная деятельность в образовательном учреждении предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения разных компонентов речи, и учитель-логопед должен организовать коррекционную работу по каждому компоненту речи. Наблюдения показывают, что часть детей, имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в школе. Возможность проведения занятий преимущественно в игровой форме, являющейся по-прежнему ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте способствует формированию учебной мотивации через мотив достижения в игровой деятельности. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий позволяет детям продемонстрировать свои возможности в более полной мере. Использование коррекционно-развивающих заданий и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и мотивационной сферы учащихся с проблемами в развитии. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует формированию и развитию учебной мотивации, что является необходимым условием успешного протекания всей последующей учебной деятельности.В ходе прохождения практики цель была достигнута, задачи выполнены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбрамова, Н. А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия 1-3 классы. В.: учитель, 2014.Акименко, В. М. Логопедический букварь. Р-н-Д.: Феникс, 2018.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2001.Волкова, Л. С., Лалаева, Р. И., Мастюкова, Е. М. Логопедия. М.: Владос 1995.Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. -414 с.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / Алексей Николаевич Гвоздев. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 471 с.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб., 2000. – 183 с.Гуськова, А. А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет. В.: учитель, 2014.Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с.Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М.: Эксмо, 2017. Казанская В.Л., Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология, 2002, №6- с.67Каримова Н.В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21-24.Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.Козырева, О. А. Логопедические технологии. Р-н-Д.: Феникс, 2018.Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М.: Педагогика, 2001. – 97 с.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: "Гном-Пресс", 2000.Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003-270с.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999Лапп, Е. А., Хайрушева С. Ж. Развитие произвольной памяти у младших школьников. Программа, разработки занятий. В.: Учитель, 2014. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2005.Лурия А.Р. Мышление и речь. - М.:Москов. ун-т, 1975.Манерко Е.И Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе // http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/12323.pdfОскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи // Дефектология, 2001, №2-с.49Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.Соботович Е. Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е. Ф. Соботович. – К. : ИЗМН, 1997. – 44 сСпирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2004.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи //Дефектология. 2004. - №5.Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просв., 1989. – С. 48–52.Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.331Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем воздасте / Н. Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР, отдел психологии. –Вып. 13. – 1948. – С. 101–132.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.312Эльконин Д. Б. Детская психология [развитие ребенка от рождения до семи лет] / Даниил Борисович Эльконин. – М. : Гос. учебно-пед. изд-во министерства просвещения РСФСР, 1960. – 328 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, Н. А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия 1-3 классы. В.: учитель, 2014.
2. Акименко, В. М. Логопедический букварь. Р-н-Д.: Феникс, 2018.
3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2001.
4. Волкова, Л. С., Лалаева, Р. И., Мастюкова, Е. М. Логопедия. М.: Владос 1995.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. -414 с.
6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / Алексей Николаевич Гвоздев. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
7. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб., 2000. – 183 с.
8. Гуськова, А. А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет. В.: учитель, 2014.
9. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с.
10. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М.: Эксмо, 2017.
11. Казанская В.Л., Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология, 2002, №6- с.67
12. Каримова Н.В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21-24.
13. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
14. Козырева, О. А. Логопедические технологии. Р-н-Д.: Феникс, 2018.
15. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М.: Педагогика, 2001. – 97 с.
16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: "Гном-Пресс", 2000.
17. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003-270с.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999
19. Лапп, Е. А., Хайрушева С. Ж. Развитие произвольной памяти у младших школьников. Программа, разработки занятий. В.: Учитель, 2014.
20. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2005.
21. Лурия А.Р. Мышление и речь. - М.:Москов. ун-т, 1975.
22. Манерко Е.И Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе // http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/12323.pdf
23. Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи // Дефектология, 2001, №2-с.49
24. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с.
25. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
26. Соботович Е. Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е. Ф. Соботович. – К. : ИЗМН, 1997. – 44 с
27. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997.
28. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
29. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2004.
30. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи //Дефектология. 2004. - №5.
31. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просв., 1989. – С. 48–52.
32. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.331
33. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем воздасте / Н. Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР, отдел психологии. –Вып. 13. – 1948. – С. 101–132.
34. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.312
35. Эльконин Д. Б. Детская психология [развитие ребенка от рождения до семи лет] / Даниил Борисович Эльконин. – М. : Гос. учебно-пед. изд-во министерства просвещения РСФСР, 1960. – 328 с.