Органы военной прокуратуры в РФ: состав и компетенция
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 26.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры в государственном механизме России 5
1.1 Место военной прокуратуры в системе органов государственной власти РФ 5
1.2 Состав органов военной прокуратуры 10
Глава 2. Компетенция военной прокуратуры 16
2.1 Функции и полномочия военной прокуратуры 16
2.2 Особенности военной прокуратуры 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Следует отметить, что под прокурорским надзором за соблюдением прав и свобод военнослужащих можно считать такой комплекс мероприятий, который в соответствии с законодательством о прокуратуре выполняется военными прокурорами и другими сотрудниками военной прокуратуры, и которые направлены на выявление нарушений закона должностными лицами, органами военного управления, а также на принятие мер по устранению данных нарушений для восстановления нарушенных прав и свобод. В ходе осуществления названных полномочий военные прокуроры должны действовать в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора РФ от 07.122007г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», а также в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» и актами, выносимыми коллегий Главной военной прокуратуры.Одним из основных аспектов обеспечения безопасности военной службы выступает соблюдение командованием нормативных актов о комплектовании войск. Это утверждение касается и призыва на военную службу. Особо пристальное внимание при этом уделяется борьбе с правонарушениями, которые традиционно включаются в число нарушений законодательства коррупционной направленности. Данные правонарушения в наибольшей степени препятствуют нормальному функционированию механизма призыва граждан, а также повышению эффективности работы, связанной с призывом, они же вызывают недоверие со стороны граждан к соответствующим государственным институтам.В качестве примера можно привести случай надзорного сопровождения военной прокуратурой Восточного военного округа осеннего призыва граждан на военную службу. В порядке надзора сопровождались все мероприятия призыва, в частности выяснялась готовность к приему новобранцев сборных и пересыльных пунктов, воинских частей, куда они должны прибывать с целью прохождения службы. Наиболее пристальное внимание было уделено размещению призывников, обеспечению их медикаментами, питанием, обмундированием.Кроме того, органами военной прокуратуры в войсках проводятся мероприятия, направленные на сплочение воинских коллективов, проводятся лекции, беседы с военнослужащими, которые проявляют склонность к нарушению дисциплины. Данные меры направлены на профилактику правонарушений в войсках, а также на создание для лиц, проходящих службу, благоприятных условий и адаптации к военной службе призывников. Подготовлены к выдаче призывникам в военных комиссариатах памятки, содержащие сведения о правах и обязанностях военнослужащих, а также контактную информацию органов военной прокуратуры и полиции для оперативного получения при необходимости юридической помощи. Вновь возобновлена работа консультационно-правовых пунктов и телефонов «горячих линий». Таким образом, создаются благоприятные условия, которые будут способствовать не только устранению нарушений в военной сфере, но и их профилактики, начиная от поступления на военную службу. В рамках противодействия коррупции с начала 2018 года 187 человек в РФ привлечены к уголовной ответственности за коррупционные преступления в военной сфере. Всё чаще коррупционные преступления совершаются с использованием сложных финансовых схем, коммуникационных ресурсов и должностного положения, из-за чего вероятность коррупционных рисков в повседневной деятельности войск и воинских формирований остаётся высокой. Активизирована деятельность органов военной прокуратуры по надзору за соблюдением органами военного управления и воинскими должностными лицами прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и других граждан. Так, военная прокуратура Благовещенского гарнизона провела проверку в 2018 году соблюдения военным комиссариатом Амурской области законодательства о социальном обеспечении граждан. Установлено, что в июне 2018 года дочери ветерана Великой Отечественной войны не были возмещены затраты, понесенные ей на погребение её отца. По результатам проверки военный прокурор гарнизона внес военному комиссару области представление об устранении нарушений закона. Требования военного прокурора были удовлетворены. Одной из мер поддержки военных пенсионеров стал законопроект о единовременной дополнительной выплате в начале 2017 г., подготовленный Государственной Думой по поручению Президента Российской Федерации. В будущем Российская Федерация, как социальное государство, планирует предпринять все необходимые меры для того, чтобы приблизить размер военных пенсий к стандартам Международной организации труда. В будущем полагаем необходимым проводить прокурорские проверки работы военных комиссариатов и других органов государственной власти по вопросу исполнения законодательства о пенсионном обеспечении с целью защиты пенсионных и иных прав лиц, уволенных с военной службы, участников боевых действий, инвалидов и ветеранов войны и членов их семей.Кроме того, имеют место быть и различные правовые мероприятия, проводимые в целях предупреждения нарушений законов, повышения правовой грамотности и информированности военнослужащих, формирования у них убежденности в ценности права и его использовании в защите своих законных интересов. Так, в Москве проводилась неделя правовых знаний для военнослужащих. Данный опыт мог бы благоприятно отразиться на других регионах Российский Федерации и именно поэтому проведение подобных мероприятий возможно на всей территории государства. Мы считаем, что организация работы в полном взаимодействии, а также обмен опытом в проведении различных мероприятий благоприятно скажется на общей ситуации в органах Военной прокуратуры. Грамотная координация работы будет способствовать эффективной деятельности по защите прав и свобод военнослужащих и именно поэтому необходимо тесное сотрудничество органов Военной Прокуратуры.Решение проблем социальной защиты военнослужащих требует взаимодействия по обширным вопросам, различных органов государственной власти, в том числе органов военной прокуратуры, действия которых будут направлены на предоставление военнослужащим надлежащего материально-бытового, медицинского и иных форм социального обеспечения. Должностным лицам следует обратить особое внимание на полноту и достоверность учета служебного жилищного фонда, своевременное предоставление страховых и единовременных выплат, пресечение фактов незаконного привлечения военнослужащих к выполнению работ, не предусмотренных обязанностями военной службы. Данные задачи могут быть решены только в тесном взаимодействии командования, правоохранительных органов и институтов гражданского общества. Дальнейшая системная разработка проблемных направлений, в том числе в рамках военно-правовой науки, и реализация оперативных мер по защите и восстановлению прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей позволят повысить обороноспособность государства и поднять престиж военной службы, а также реализовать конституционные основы РФ как социального государства.ЗаключениеИзложенное в работе свидетельствует о следующем. Конституционно закреплено положение прокуратуры в системе органов государственной власти. Однозначна независимость прокуратуры как главного надзорного органа за деятельностью органов власти. Однако полагаем, что имеется противоречие принципу не включения прокуратуры ни в одну из ветвей власти в том, что положения о прокуратуре, закрепленные в ст. 129 Конституции РФ, включены в раздел «Судебная власть и прокуратура». Тем самым происходит сближение прокуратуры с одной из ветвей власти – судебной. Следует выделить нормы Конституции РФ о прокуратуре в отдельную главу для однозначности трактовки принципов ее деятельности вне зависимости от иных государственных органов.Структура органов военной прокуратуры основана на структуре Вооруженных Сил РФ, а также других войск и воинских формирований, надзор за которыми осуществляется органам военной прокуратуры. Особенностидеятельности органов военной прокуратуры соответствуют принципам военного строительства, числу которых можно отнести принципы централизма, воинской дисциплины, единоначалия, а также организационной структуры Вооруженных Сил РФ и характерные способы боевого применения войск и сил флота. Представляется, что органы военной прокуратуры занимают важное место в системе органов прокуратуры. Одной из наиболее важных обязанностей, возложенных на органы военной прокуратуры, выступает поддержание государственного обвинения в военных судах, а также участие в рамках своей компетенции в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, опротестование в кассационном и надзорном порядке незаконных и необоснованных приговоров военных судов, их решений, определений и постановлений. Участие прокурора в судебных процессах является одной из важнейших гарантий законности, повышения уровня рассмотрения дел судами. В ходе рассмотрения дела прокурор имеет право участвовать в процессе, обжаловать судебные постановления. Значительная группа категорий дел обязательна к участию в рассмотрении такого дела прокурором.Представляется, что участие прокурора в рассмотрении дел в судах способствует более полному и всестороннему исследованию доказательств, более точному установлению обстоятельств дела, принятию законного и обоснованного решения по делу.Таким образом, функции прокуратуры при осуществлении возложенной на нее законодательством полномочий, сводятся к основным функциям, выполнение которых обеспечивает соблюдение правопорядка, следование нормам закона устранению допущенных нарушений закона, предупреждению допущения правонарушений вновь.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 229. 25.11.1995.Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность, № 3, 2008.Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 23.04.2019) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // Доступ из СПС Консультант Плюс.Определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 № 76-О-О // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 28.06.2018 № 203-КГ18-4 // Доступ из СПС Консультант Плюс.Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.04.2017 № 14-КГ17-3 // Доступ из СПС Консультант Плюс.Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ. 2015. С. 208..Васин С.В. Правовой статус прокуратуры Российской Федерации // Наука. Общество. Государство, № 4, 2014, С. 213-225.Винокуров А.Ю. Надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации: предмет и пределы // Журнал российского права. - 2012. - № 11. - С. 14 - 21.Воробьев Т.Н. Проблемы определения правового статуса прокуратуры в Российской Федерации // Современное право. 2014. № 6. С. 38 - 42.Гусева Т.А., Игнатова Ю.Н. Роль прокурора в защите публичных интересов // Законодательство и экономика. - 2013. - № 6.Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской Федерации: вопросы теории и практики // Юридический мир. - 2015. - № 3. - С. 14 - 19.Карпов Н.Н. Прокуратура: надзор или деятельность? // Законность. - 2014. - № 8. - С. 7 - 11.Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук.авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Статут. - 2013. – С, 451.Комментарий и разъяснения к ФЗ «О прокуратуре РФ» / Кирилова Н.П., Лукичев Ю.А., Рохлин В.И., Сопраньков Г.А., СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999. - с.153.Кучинская Е.В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - № 2 (16). - 2014. - С. 81-88. Никитин А.П. Роль военной прокуратуры защите прав военнослужащих: современное состояние вопроса // Вестник военного права, 2017. № 1. С. 7-12.Омарова Х.М. Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - № 7, 2015. С. 127-128. Павлов В.С. Возвращение Российской прокуратуры к своей главной функции // Инновационная наука. № 4-3. 2015. С. 116-118.Пойда Е.С. Тенденции и перспективы правового регулирования прокурорского надзора в РФ // Основы экономики, управления и права. № 3 (15). 2014. pС. 83-85. Прокурорский надзор в РФ: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В.И.Рохлина. - СПб: Санкт-Петербургский институт экспертов, 2000. с.55.Филиппова Н.В., Пашкова Е.П., Самарцева А.Е. Деятельность органов военной прокуратуры как важный фактор обеспечения прав и свобод военнослужащих // Вопросы науки и образования, № 27 (39), 2018, С. 73-75.
a. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 229. 25.11.1995.
3. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность, № 3, 2008.
4. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 23.04.2019) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // Доступ из СПС Консультант Плюс.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 № 76-О-О // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
6. Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 28.06.2018 № 203-КГ18-4 // Доступ из СПС Консультант Плюс.
7. Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.04.2017 № 14-КГ17-3 // Доступ из СПС Консультант Плюс.
8. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ. 2015. С. 208..
9. Васин С.В. Правовой статус прокуратуры Российской Федерации // Наука. Общество. Государство, № 4, 2014, С. 213-225.
10. Винокуров А.Ю. Надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации: предмет и пределы // Журнал российского права. - 2012. - № 11. - С. 14 - 21.
11. Воробьев Т.Н. Проблемы определения правового статуса прокуратуры в Российской Федерации // Современное право. 2014. № 6. С. 38 - 42.
12. Гусева Т.А., Игнатова Ю.Н. Роль прокурора в защите публичных интересов // Законодательство и экономика. - 2013. - № 6.
13. Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской Федерации: вопросы теории и практики // Юридический мир. - 2015. - № 3. - С. 14 - 19.
14. Карпов Н.Н. Прокуратура: надзор или деятельность? // Законность. - 2014. - № 8. - С. 7 - 11.
15. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Статут. - 2013. – С, 451.
16. Комментарий и разъяснения к ФЗ «О прокуратуре РФ» / Кирилова Н.П., Лукичев Ю.А., Рохлин В.И., Сопраньков Г.А., СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999. - с.153.
17. Кучинская Е.В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - № 2 (16). - 2014. - С. 81-88.
18. Никитин А.П. Роль военной прокуратуры защите прав военнослужащих: современное состояние вопроса // Вестник военного права, 2017. № 1. С. 7-12.
19. Омарова Х.М. Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - № 7, 2015. С. 127-128.
20. Павлов В.С. Возвращение Российской прокуратуры к своей главной функции // Инновационная наука. № 4-3. 2015. С. 116-118.
21. Пойда Е.С. Тенденции и перспективы правового регулирования прокурорского надзора в РФ // Основы экономики, управления и права. № 3 (15). 2014. pС. 83-85.
22. Прокурорский надзор в РФ: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В.И.Рохлина. - СПб: Санкт-Петербургский институт экспертов, 2000. с.55.
23. Филиппова Н.В., Пашкова Е.П., Самарцева А.Е. Деятельность органов военной прокуратуры как важный фактор обеспечения прав и свобод военнослужащих // Вопросы науки и образования, № 27 (39), 2018, С. 73-75.
Вопрос-ответ:
Какие органы входят в состав военной прокуратуры РФ?
В состав военной прокуратуры РФ входят следующие органы: Главное военно-прокурорское управление, Прокуратура Военных Сил, Прокуратура Военно-Морского Флота, Прокуратуры регионов, Прокуратура Республики Крым.
Какова компетенция органов военной прокуратуры РФ?
Органы военной прокуратуры РФ осуществляют функции надзора и контроля за соблюдением законности в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях, а также реагируют на преступления, совершенные военнослужащими. Они также сотрудничают с другими органами правопорядка и судебными органами.
Какие конституционно-правовые основы деятельности военной прокуратуры РФ?
Конституционно-правовые основы деятельности военной прокуратуры РФ установлены в Конституции РФ и других законах. Они определяют полномочия и функции военной прокуратуры, а также её место в системе органов государственной власти РФ.
Какие функции и полномочия имеет военная прокуратура РФ?
Военная прокуратура РФ осуществляет следующие функции и полномочия: надзор и контроль за соблюдением законности военнослужащими, участие в дознании и судебном разбирательстве дел, расследование преступлений, представление интересов государства в судебных процессах по военным делам, сбор и анализ информации о правонарушениях военнослужащих и многое другое.
Какие особенности есть у военной прокуратуры РФ?
Особенности военной прокуратуры РФ заключаются в её специфике работы с военнослужащими, включая вопросы воинской дисциплины и законности военной службы. Военная прокуратура также отличается своей компетенцией в сфере военного права и вопросов, связанных с военными формированиями.
Каково место военной прокуратуры в системе органов государственной власти РФ?
Военная прокуратура занимает важное место в системе органов государственной власти РФ. Она является независимым органом, который осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в вооруженных силах. Военная прокуратура взаимодействует с другими органами власти, такими как Министерство обороны, Генеральная прокуратура и другие ведомства, с целью обеспечения законности и правопорядка в вооруженных силах.
Каков состав органов военной прокуратуры?
Органы военной прокуратуры включают в себя Главное военное прокурорство, военные прокуратуры округов, военные прокуратуры флотов, военные прокуратуры объединений и формирований. Главное военное прокурорство осуществляет общее руководство деятельностью органов военной прокуратуры и осуществляет контроль за их деятельностью. Военные прокуратуры округов, флотов, объединений и формирований осуществляют прокурорский надзор за соблюдением законности и правопорядка в воинских частях и организациях на своей территории.
Какие особенности имеет военная прокуратура?
Особенности военной прокуратуры состоят в ее специализации на рассмотрении военных дел и осуществлении надзора за деятельностью вооруженных сил. Военная прокуратура взаимодействует с военными частями и организациями, а также с другими органами государственной власти, в том числе судебной системой. Военная прокуратура также имеет специальные полномочия, например, по проведению ревизий и проверок в воинских частях и организациях.
Какую роль играют органы военной прокуратуры в РФ?
Органы военной прокуратуры играют важную роль в государственном механизме России. Они осуществляют прокурорский надзор за исполнением законов, защищают права и свободы граждан, а также обеспечивают законность и правопорядок в вооруженных силах.