Патриотическое воспитание дошкольников в разновозрастной группе в негосударственном образовательном учреждении
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 27.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в разновозрастной группе в негосударственном образовательном учреждении 5
1.1. Содержание патриотического воспитания 5
1.2. Особенности разновозрастной группы в дошкольном учреждении 13
1.3. Воспитание дошкольников в негосударственном образовательном учреждении 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Практические аспекты патриотического воспитания дошкольников в разновозрастной группе в негосударственном образовательном учреждении 24
2.1. Констатирующий этап эксперимента 24
2.2. Формирующий этап эксперимента 35
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Наталья 0 1 0 1 1 0 1 0 0 1 0 0 1 1 1 1 1 10б 59% С П. Дарья 1 1 0 0 1 0 0 1 1 1 0 1 0 1 0 0 0 8б 47% НС С.Данил 1 1 0 1 0 0 0 0 1 1 0 1 0 1 0 0 1 8б 47% НС Т. Сергей 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 11б 65% С Ф. Эвелина 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 1 1 0 0 1 0 6б 35% Н Результаты проведения методики «Закончи предложение» Группа набрала 102 балла из 187 возможных. Средний процент - 55%. Л. Юрий набрал 13 баллов, что составляет 76% и соответствует среднему уровню. Группа набрала 102 балла из 187 возможных. Средний процент - 55%. Л. Юрий набрал 13 баллов, что составляет 76% и соответствует среднему уровню. Рис. 2. Диаграмма результатов методики «Закончи предложение» Из данных таблицы видно, что большинство воспитанник, входящих в группу в количестве 3 человек получили балл ниже среднего; 6 человек заработали средний балл; низкого результата - 2 человека. Методика «Мое отношение к малой Родине» Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств дошкольников по отношению к «малой родине». Методика состоит из 10 вопросов. В качестве ответа воспитанника предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Часть вопросов требуют обоснованного ответа. Критерии оценки: За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов: «да» - 2 балла; «не уверен» - 1 балл; «нет» - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 20. Результаты считаются и находится сумма баллов. Затем результат интерпретируются в проценты, по ним определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию: 85 - 100% - высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»; 55 - 84% - средний: проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»; 35 - 54% - ниже среднего:слабо проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»; 0 - 34% - низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину». Анкета 1) Любишь ли ты свою страну? Гордишься ли ты своей Родиной? Любишь ли ты свой посёлок? Восхищаешься ли ты его красотой и культурой? Хотел бы ты жить в Ачите всегда? Влияет ли Ачит на твои мысли? Влияет ли Ачит на твои поступки? Испытываешь ли ты чувство гордости оттого, что живешь в нем? Есть ли у тебя любимые места в посёлке? Часто ли ты вспоминаешь Ачит, если надолго уезжаешь из него? Группа набрала 110 баллов из 220 возможных. Средний процент - 50%. Л. Юрий набрал 13 баллов, что составляет 65% и соответствует среднему уровню. Таблица 3 Результаты проведения методики «Мое отношение к малой Родине» Имя, Фамилия Номер вопроса, результаты в баллах Итого Уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Г. Сюзанна 2 1 2 2 1 1 1 2 1 1 14 70% С Л. Никита 2 1 1 1 2 1 1 1 0 0 10 50% С Л. Юрий 2 1 2 2 1 1 1 2 0 1 13 65% С Н. Иван 2 1 2 1 1 2 1 1 1 0 12 60% С Н. Лера 1 1 1 0 0 1 0 1 0 1 6 30% Н Н. Андрей 1 1 2 1 0 1 1 0 0 1 8 40% НС Н.Наталья 2 1 2 1 2 0 1 0 1 1 11 55% С П. Дарья 1 1 2 1 0 1 1 1 1 1 10 50% НС С. Данил 2 1 2 1 0 1 1 0 0 1 9 45% НС Т. Сергей 2 1 1 1 2 0 1 1 1 1 11 55% С Ф. Эвелина 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 6 30% Н Группа набрала 110 баллов из 220 возможных. Средний процент - 50%. Л. Юрий набрал 13 баллов, что составляет 65% и соответствует среднему уровню. Рис. 3. Диаграмма результатов методики «Моё отношение к малой Родине» Приведенная выше таблица показывает, что 6 воспитанников группы обладают средним уровнем развития чувств патриотизма, 3 ребенка ниже среднего и 2 низким. Вывод по констатирующему этапу Для удобства сравнения результатов проведенных методик была составлена диаграмма результатов группы. Методика №1 Методика №2 Методика №3 Рис. 4.Сводная диаграмма результатов методик в группе Группа набрала 458 балла из возможных 847, т. е. средний процент патриотических чувств воспитания у данной группы составляет 54%, т.е. ниже среднего, если сопоставлять с критериями оценки. Этот результат представляет собой 2 уровень развития патриотических чувств по Т.М. Масловой Рис. 5. Сводная диаграмма по итогам трёх диагностик В целом по итогам трёх диагностик средним уровнем сформировaнности патриотических чувств обладают 55% воспитанников данной группы, ниже среднего - 27%, низкий уровень - 18%. Анализ результатов на констатирующем этапе показал, что дети не имеют представления о качествах человек патриота, не осознают понятия «патриотизм», у них слабо развит. 2.2. Формирующий этап экспериментаФормирование у детей патриотизма, уважения к Родине, её ценностям начинается с раннего возраста. Воспитание иобучение дошкольников предполагает постепенное знакомство детей с фольклорными традициями народа, а также с родной природой, особенностями места проживания. А уже в старшей группе патриотическое воспитание дополняется знаниями о своей стране - России и о государственной символике. Любовь к Родине у ребенка начинается с любви к семье дому. Негосударственное дошкольное учреждение тесно сотрудничает с родителями. Педагоги опираются на них не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности. В этом учреждении проводятся такие мероприятия, как «День открытых дверей», спортивные мероприятия «Мы спортивная семья, фольклорные праздники с участием родителей, например, «Посиделки у русской печки». В учреждении оформлен патриотический уголок, в котором так же отведено место семье, созданы такие семейные проекты6 как: «Генеалогическое древо», «Герб семьи». Так же в уголке собран материал по ознакомлению с родным краем, селом, альбомы с иллюстрациями и фотографиями. Дети с удовольствием играют в куклы в национальных костюмах. Мы живем в России, поэтому в уголке так же представлены и материалы о русском народе, его жизни, обычаях, культуре. В учреждении огромное внимание уделяется приобщению дошкольников к истокам народной культуры. Таким образом, дети могут познакомиться с известными по всему миру образцами отечественного декоративно-прикладного искусства.При взаимодействии педагогов и родителей необходимо создать эстетически предметно–развивающую среду для воспитания и художественного образования дошкольников. Например, в изостудии собрать коллекцию предметов народных промыслов (хохлому, гжель, богородскую игрушку, посуду из глины, изделия из бересты и соломы и т.д.).При тесном сотрудничестве с детской школой искусств дошкольников можно будет водить на выставки, при этом, не покидая стен детского сада. Экспозиции картин воспитанников школы искусств, станут неотъемлемой частью интерьера ДОУ.Также научными сотрудниками музейного ресурсного центра часто проводятся выездные творческие занятия: «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Синие цветы Гжели» [22].В центре патриотического воспитания можно организовать выставку «Дружат дети всей земли». В ходе подготовки, к которой педагогическим коллективом можно разработать познавательно-игровой проект посвященные традициям и обычаям народов России. В рамках проекта дошкольники смогут много узнать о куклах различных этносов, откуда кукла появилась, а также попробовать самостоятельно смастерить свои куклы, те самым, в детском саду соберется целая коллекция кукол в костюмах различных этносов.Сформированной творческой группой необходимо собрать электронный банк данных по народно-прикладному искусству, картотеку дидактических игр по ознакомлению дошкольников с декоративно–прикладным искусством.Творчество является выражением индивидуальности каждого человека, поэтому в детском саду необходимо организовать кружок, где можно развивать художественную одаренность дошкольников при помощи рисования элементов декоративно–прикладного искусства.Дошкольники, при знакомстве с декоративным рисованием учатся четко представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний, умением построения композиции помогают дидактические игры. Игры способствуют формированию у дошкольников умений различать виды отечественного прикладного искусства по главным стилевым признакам, специфике материала, подборе цветового колорита, выбору традиционных для промысла элементов росписи, сосредоточиванию внимания на стилевой специфике элементов узора, понимания композиционного построения узоров.Для дошкольников, которые испытывают сложности, следует разработать план индивидуальной работы с применением дидактических игр.Результатом творческой деятельности детей в таком кружке станет организация тематических и персональных выставок.Эффективность данной работы, будет проявляться в достижениях детей, с успехом участвующих и побеждающих в конкурсах различного уровня.Грамотное и творческое руководство ходом формирования нравственно-патриотических чувств через знакомство с декоративно– прикладным искусством непосредственно зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов.В помощь педагогам разработана картотека дидактических игр, буклет, проводятся семинары-практикумы.В учреждении имеется хорошая традиция участия родителей в тематических выставках совместной деятельности воспитанников и их родителей, например, «Пасхальный сувенир», «Наши мамы – мастерицы» и др. Яркое впечатление производит на дошкольников участие родителей в занятиях мастер-класса по декоративно-прикладному искусству потому патриотическое воспитание начинается с любви к своим близким, дому, детскому саду, улице, городу и уже потом переходит в любовь к Родине.Кроме того, совместно с родителями, педагогами групп, музыкальным работником можно проводить викторины и развлечения: «Путешествие в страну ИЗО», «Дымковская игрушка», «Город мастеров». Эффективно налаженное взаимодействие с родителями, их заинтересованность и активное участие является залогом успеха подобной трудной, однако необходимой работы.Знакомство воспитанников с народными промыслами страны, мастерством народных умельцев позволит дошкольникам почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свое Отечество, богатую славными традициями, воспитать нравственные чувства: трудолюбие, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, доброжелательное отношение к товарищам при высказывании оценочных суждений о своих и их работах [30].Дети так же должны знать народные традиции и праздники. Поэтому в учреждении проводятся такие как Масленица (фольклорный, День Защитника Отечества, День победы, День знаний (государственно-патриотические), День матери, 8 Марта, день защиты детей (международные).Необходимо так же знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, это помогает детям чувствовать себя частью русского народа, ощущать гордость за свою страну, богатую славными традициями. В «уголке книги» дети знакомятся не только с произведениями русского народа, но и мордовскими, чувашскими. Произведения устного народного творчества способствуют развитию личности в духе патриотизма. Педагоги ходят с детьми и на экскурсии в школу, сельскую библиотеку, пожарную часть, сельский магазин и почту, клуб, больницу, где их работники доброжелательно рассказывают детям и о профессии и немного о истории учреждения, каким оно было раньше, а какое сейчас.Рассматриваемая группа разновозрастная, поэтому материал в патриотическом уголке подобран для всех возрастов, время от времени педагоги его меняют, что-то убирают, что-то достают, так детям гораздо интереснее. Так же в уголке представлен большой материал о художественных промыслах Свердловской области. Это и большой лэпбук по данной теме и изделия с различными росписями и тематические альбомы. Созданы макеты храма и русской избы.Педагоги стараются помочь детям стать добрыми, коммуникабельными, толерантными, ответственными и настоящими патриотами своей малой и большой Родины. Дети знакомятся с нашими национальными традициями, приобщаются к ним и хочется надеяться, что унесут их в свою взрослую жизнь, чтоб передать своим детям.ЗаключениеВ результате изучения проблемы исследования раскрывается следующее определение понятия «чувства патриотизма»: рассматривают через идею служения Родине, фундаментом которой выступает воспитание чувства долга, ответственности перед страной, осознании молодёжью своей роли и предназначения в социальном и экономическом развитии страны. Чувства патриотического воспитаия рассматривают как специально организованная деятельность по формированию и развитию качеств личности, проявляющихся в любви к своей Родине, преданности ей и готовности служить своему Отечеству. В ходе работы мы провели три этапа: диагностику чувств патриотического воспитания у детей дошкольного возраста; провели сравнение методов патриотического воспитания для детей разного возраста, находящихся в одной группе детского сада.На основании выше изложенного можно прийти к выводу, что поставленные нами задачи решены, а значит цель работы достигнута. Только приобщаясь к культуре собственного народа, можно достичь понимания общечеловеческих ценностей и расширить диапазон собственного морального сознания, регулирующего проявление собственных психических функций.Список используемой литературыБабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988. – 479 с.Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349-352. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Педагогика, 1988. – 349 с.Ёлкин С.М.,Косова А.А.О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание». // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - № 1 (99), 2017. – С. 14-16.Каирова И.А. Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение,1975. – 320 с.Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в современном мире. // Дошкольное воспитание. - №9, 2001 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998. – 457 с. Кудрявцева Т. А. Патриотическое воспитание: теория и современная образовательная практика в сфере дополнительного образования на примере собственной педагогической практики. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 321–326.Лепешинский И.Ю., Глебов В.В. и др. Основы военной педагогики и психологии. Омск: ОмГТУ, 2011. – 180 с.Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2009. – 300 с.Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 132 с.Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.: Педагогика, 1972. - 144 с.Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. // Под ред. И.А. Алехина. - М.: Военный университет, - 2003. – 377 с.Тошев М., Рамазанова Ф.Патриотическое воспитание - важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - №, 2014. – С. 23-28.Шамухаметова Е.С. К вопросу о нравственном становлении личности дошкольника // Сборник «Проблемы социальной психологии личности». Выпуск 2. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2005. – 437 с.
2. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349-352.
3. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Педагогика, 1988. – 349 с.
4. Ёлкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание». // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - № 1 (99), 2017. – С. 14-16.
5. Каирова И.А. Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение,1975. – 320 с.
6. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в современном мире. // Дошкольное воспитание. - №9, 2001
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998. – 457 с.
8. Кудрявцева Т. А. Патриотическое воспитание: теория и современная образовательная практика в сфере дополнительного образования на примере собственной педагогической практики. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 321–326.
9. Лепешинский И.Ю., Глебов В.В. и др. Основы военной педагогики и психологии. Омск: ОмГТУ, 2011. – 180 с.
10. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2009. – 300 с.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 132 с.
12. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.: Педагогика, 1972. - 144 с.
13. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. // Под ред. И.А. Алехина. - М.: Военный университет, - 2003. – 377 с.
14. Тошев М., Рамазанова Ф. Патриотическое воспитание - важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - №, 2014. – С. 23-28.
15. Шамухаметова Е.С. К вопросу о нравственном становлении личности дошкольника // Сборник «Проблемы социальной психологии личности». Выпуск 2. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2005. – 437 с.
Вопрос-ответ:
Что такое патриотическое воспитание дошкольников?
Патриотическое воспитание дошкольников - это процесс формирования у детей любви и уважения к своей стране, ее истории и культуре, а также готовности отстаивать и защищать ее интересы.
Какие особенности есть у разновозрастной группы дошкольников в негосударственном учреждении?
Разновозрастная группа в дошкольном учреждении объединяет детей разных возрастов (от 3 до 7 лет) и имеет свои особенности. В такой группе дети могут учиться друг у друга, развивая свои социальные навыки и умения. Кроме того, взаимодействие с разными возрастными группами помогает детям осознать свою индивидуальность и научиться уважать других.
Как осуществляется воспитание дошкольников в негосударственном образовательном учреждении?
Воспитание дошкольников в негосударственном образовательном учреждении осуществляется через систему различных методов и форм работы, таких как игровые занятия, коллективные мероприятия, праздники, экскурсии и т. д. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию, которое предполагает знакомство детей с историей и культурой своей страны, участие в праздниках и мероприятиях, посвященных традициям и символам Родины.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
Из первой главы статьи можно сделать следующие выводы: патриотическое воспитание дошкольников имеет важное значение для формирования у них любви и уважения к Родине; разновозрастная группа в дошкольном учреждении позволяет детям развивать социальные навыки и умения, а также учиться уважать других; негосударственное образовательное учреждение использует различные методы и формы работы для воспитания дошкольников, включая патриотическое воспитание.
Какие практические аспекты включает глава 2 статьи?
Глава 2 статьи охватывает практические аспекты патриотического воспитания дошкольников в разновозрастной группе в негосударственном образовательном учреждении. В этой главе рассматриваются методы и приемы работы с детьми, различные виды занятий и мероприятий, посвященных формированию патриотических чувств и ценностей у детей.
Какие теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в разновозрастной группе в негосударственном образовательном учреждении.
Какие особенности имеет разновозрастная группа в дошкольном учреждении?
Разновозрастная группа в дошкольном учреждении имеет свои особенности, которые также рассматриваются в статье.
Какое значение имеет патриотическое воспитание в дошкольном учреждении?
Патриотическое воспитание имеет большое значение в дошкольном учреждении и является одной из важных составляющих воспитательного процесса.
Какие практические аспекты патриотического воспитания дошкольников рассматриваются в статье?
В статье также рассматриваются практические аспекты патриотического воспитания дошкольников в разновозрастной группе в негосударственном образовательном учреждении.
Какие выводы были сделаны по первой главе статьи?
В первой главе статьи были сделаны определенные выводы, которые можно найти в конце главы.
Какие теоретические аспекты патриотического воспитания рассматривает данная статья?
Данная статья рассматривает теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в разновозрастной группе в негосударственном образовательном учреждении.