Система стратегического управления в органах государственного и муниципального управления
Заказать уникальную дипломную работу- 73 73 страницы
- 42 + 42 источника
- Добавлена 01.08.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования в муниципальном и государственного управления в Российской Федерации 6
1.1 Сущность и место стратегического планирования в муниципальном и государственном управление 6
1.2 Методы стратегического планирования в муниципальном и государственного управления 17
1.3 Инструментарий реализации методов стратегического планирования в муниципальном и государственного управления 24
Глава 2. Исследование рыночного положения муниципального образования 31
2.1 Стратегический анализ социально-экономического развития муниципального образования 31
2.2 Монопрофильность МО и риски социально-экономического развития 41
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы стратегического планирований в муниципальном образовании 54
3.1 Концептуальные предложения по организации процесса стратегического планирования в муниципальном образовании 54
3.2Механизм реализации предложений по формированию стратегии социально-экономического развития муниципального образования 63
Заключение 66
Список литературы 69
Концептуальные предложения, которые были разработаны в процессе выпускной квалификационной работы, имеют следующий вид:Разработан комплекс усовершенствованных и инновационных мероприятий, которые должны быть включены в стратегию социально-экономического развития Тюлянчиского муниципального района, а также описан механизм выбора рекомендуемых программных мероприятий;Применены методы стратегического анализа внешней и внутренней среды, которые должны быть включены в стратегию социально-экономического развития Тюлянчиского муниципального района, также стоит отметить, что методики, использованные в данной выпускной квалификационной работе, следует применять во всех стратегиях муниципальных образований;Предложение по обязательному включению в стратегию социально-экономического развития проблемного муниципального образования раздела о монопрофильности, структура которого имеет описание в данной выпускной квалификационной работе.Таким образом, стоит отметить, что в рамках данной выпускной квалификационной работы была выполнена главная цель, благодаря тому, что были поэтапно реализованы все поставленные задачи.В заключение, стоит отметить, что система стратегического планирования в муниципальном образовании нуждается в модернизации и пристальном контроле со стороны органов власти, ведь данная система направлена на улучшение жизни населения и процветанию экономики муниципального образования.
1. Федеральный закон №307 от 15 апреля 2016 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения»
2. Постановление Правительства области от 28.10.2015 №1111 Государственная программа ВО «Экономическое развитие Вологодской области на 2016-2020 годы» // Собрание законодательства Вологодской области
3. Федеральный закон от 28 июня 2016 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
4. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""// информационно-правовая база «КонсультантПлюс»
6. Постановление Правительства РФ от 29.07.2016 N 709 "О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моноМОм) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения"
7. Государственное стратегическое управление / [Ю. В. Кузнецов, Ю. А. Маленков, С. В. Соколова и др.]; под общ. ред. проф. Ю. В. Кузнецова. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2016. - 317
8. Макроэкономическое планирование и прогнозирование/ Безденежных Т.И./ Учебное пособие / Санкт-Петербург, 2015.
9. Стратегическое планирование и прогнозирование / Безденежных Т.И., Шапкин В.В.// Учебное пособие / Санкт-Петербург, 2017.
10. Иванова В.Н., Безденежных Т.И., Гузов Ю.Н. Технологии муниципального управления: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 396 с.
11. Баранов П.П. Стратегическое планирование развития муниципального образования. - М.: Лаборатория книги, 2014. - 93с.
12. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник для бакалавров. 6-е изд., пер. и доп. Базовый курс // И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 494 c.
13. Ветров Г.Ю. Управление муниципальным экономическим развитием. - М.: Фонд "Институт экономики МО"/ Г.Ю. Ветров. - 2019. - 258 с.
14. Хмелева Г.А., Семенычев В.К. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 224 с.
15. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. 4-е изд. Стандарт третьего поколения – Спб.: Питер, 2015 – 448 с.
16. Гневко В.А. Модернизация систем развития муниципального образования / В.А. Гневко. – Москва: Экономика 2014. – 414 с.
17. Храпылина Л.П., Волгин Н.А., Ярыгина Т.В. Региональная стратегия социального развития. Методика и разработки: учебно-методические рекомендации / Храпылина Л.П., Волгин Н.А., Ярыгина Т.В. – М.: Изд-во РАГС, 2012. – 142 с.
18. Кушлин В.И., Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. – М.: Экономика, 2013. – 604 с
19. Маленков Ю. А., Стратегический менеджмент: учебник по специальности "Менеджмент организации" / Ю. А. Маленков. - Москва: Проспект, 2013 [т.е. 2012]. - 224 с
20. Гранберг А.Г. Статистическое моделирование и прогнозирование. // М.: Финансы и статистика. 1990.
21. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики// Учебник для студ. вузов / А. Г. Гранберг. - 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003
22. Маковкина С.А. Рекомендации по совершенствованию системы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования Российской Федерации // Муниципалитет: экономика и управление. 2017. №2
23. Проблемы развития стратегического управления в России// Маленков Ю.А. //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2007. № 1. С. 108-119.
24. Жихаревич Б. С., Русецкая О. В., Жунда Н. Б. Заявленные и реальные приоритеты региональных и местных властей: подход к выявлению и сопоставлению // Регион: Экономика и Социология. 2015. № 2. С. 108-132.
25. Смирнова О.О. Стратегии макрорегионов — вертикаль исполнения поручений Президента// ЖУРНАЛ «БЮДЖЕТ» 2018. № 3. С. 44-49.
26. Крапивин В. А., Стратегическое планирование социально-экономического развития региона : (на примере Нижегородской области) : монография / В.А. Крапивин, П.П. Мирошкин; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Сочин. гос. ун-т", Фил. ФГБОУ ВПО "Сочин. гос. ун-т" в г. Нижний Новгород, Фак. менеджмента, Каф. экономики. - Нижний Новгород : Пламя, 2014. - 166 с.
27. Стратегическое управление : регион. Город. Предприятие / [Львов Д.С., акад. РАН, д.э.н., проф., Гранберг А.Г., акад. РАН, д.э.н., проф., Обозов С.А., д.э.н., проф. и др.]; под ред. акад. РАН Д.С. Львова [и др.] Отд-ние обществ. наук Рос. акад. наук, Нижегор. ин-т менеджмента и бизнеса. - Изд. 2-е, доп. - М : Экономика, 2005. – 602с
28. Давыдова Н., Тимофеева О. Устойчивое развитие МО. Вопросы разработки стратегии // Муниципальная экономика — 2000. — ¹4. — С.18–23.
29. Рохчин В. Е., Стратегическое планирование развития городов России: системный подход : монография / В.Е. Рохчин, С.Ф. Жилкин, К.Н. Знаменская; Федер. агентство по образованию, Тольят. гос. ун-т, Рос. акад. наук, Ин-т пробл. регион. экономики. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Тольятти : ТГУ, 2012. - 444 с.
30. Анимица Е. Г., Власова Н. Ю. Градоведение. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006. 417 с.
31. Стратегии малых городов: территория творчества / Жихаревич Б. С., Лебедева Н. А., Русецкая О. В., Прибышин Т. К. / Под ред. Б. С. Жихаревича. — СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2016. — 68 с.
32. Национальная идея России. В 6 т. Т. V. / под ред. С.С. Сулакшина— М.: Научный эксперт, 2014. — 696 с.
33. Ансофф И., Стратегический менеджмент : классическое издание / Игорь Ансофф; [пер. с англ. под ред. А. Н. Петрова]. - Москва : ЗАО "Бизнеском", 2012. - 342 с. : ил., табл. ; 22 см. - (Библиотека Генерального Директора : БГД . Серия "Школа современного бизнеса" ; Т. 8)
34. Бакланов П.Я., Романов М.Т, Мошков А.В. Стратегический анализ социально-экономического развития муниципального образования (на примере Тернейского района Приморского края) // Регионалистика. 2016. №4. С. 8-32
35. Алтухова М.В. Стратегия развития промышленных моногородов // Вестник Орловского государственного технического университета. 2013. № 2.
36. Маслова А. Н. МоноМО в России: проблемы и решения // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2013. №5. С. 16-28
37. Угольникова, О. Д., Ризов А. Д. Развитие моногородов в условиях модернизации экономики / О. Д. Угольникова, А. Д. Ризов // Экономическая наука сегодня : сборник научных статей / пред. редкол. С.Ю. Солодовников . - Минск : БНТУ, 2015. - Вып. 1. - С. 188 - 196.
38. Угольникова О.Д. Социально-экономические проблемы моногородов: монография / О.Д. Угольникова, А.Д. Ризов, В.В. Угольников и др.; ред. д.э.н. К.А. Янкевич. СПб., 2014. 159 с.
39. Ризов А. Д. Моделирование управления и прогнозирования социально-экономического развития депрессивных регионов // Журнал научных публикаций "Дискуссия". 2016. №4. С. 93-98
40. Ризов А. Д. Особенности трансформации социально-экономических процессов в монопродуктовом регионе: проблемы и пути их решения: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Ризов Алексей Дмитриевич. – СПБ., 2016. – 16 с.
41. Тургель И.Д., Карпов Е.В. Методические основы стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №36. С. 61-68
42. Маричев П.А., Мушков А.Ю., Рымкевич С.Н. Военно-экономическое обоснование выбора варианта развития вооружения и военной техники противовоздушной обороны // Электронный научный журнал «Вооружение и экономика». 2012. №1. С.66-70
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе стратегического планирования в государственном и муниципальном управлении?
Стратегическое планирование в государственном и муниципальном управлении основывается на таких теоретических основах, как системный подход, прагматический подход, интегрированный подход и др. Основной целью стратегического планирования является определение приоритетов, разработка целей и задач, а также выбор оптимального пути и методов их достижения. Теоретические основы стратегического планирования помогают организовать систему управления и осуществлять эффективное регулирование социально-экономических процессов.
Какие методы используются в стратегическом планировании государственного и муниципального управления?
Методы стратегического планирования в государственном и муниципальном управлении включают в себя такие подходы, как SWOT-анализ, анализ стейкхолдеров, сценарное планирование, балансированная система показателей и др. SWOT-анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы окружающей среды. Анализ стейкхолдеров помогает определить интересы и взаимодействие различных заинтересованных сторон. Сценарное планирование позволяет разработать альтернативные пути развития ситуации, а балансированная система показателей помогает учитывать различные аспекты деятельности организации.
Какой инструментарий используется при реализации методов стратегического планирования в муниципальном управлении?
При реализации методов стратегического планирования в муниципальном управлении используется разнообразный инструментарий. К нему относятся: разработка и анализ миссии и стратегии организации, проведение ситуационного анализа, определение ключевых успехов, постановка целей и задач, формирование и анализ показателей эффективности, разработка планов действий, контроль и оценка результатов, участие заинтересованных сторон и др. Все эти инструменты позволяют организовать систему управления и достичь поставленных целей.
Что такое система стратегического управления в органах государственного и муниципального управления?
Система стратегического управления в органах государственного и муниципального управления - это комплекс мер и инструментов, которые позволяют определить и достичь стратегических целей органа управления. Она включает в себя процессы формулирования стратегии, планирования реализации стратегических задач, контроля и оценки результатов.
Какое место занимает стратегическое планирование в муниципальном и государственном управлении?
Стратегическое планирование занимает важное место в муниципальном и государственном управлении, так как позволяет определить долгосрочные цели и пути их достижения. Оно помогает выработать стратегию развития органа управления, определить его приоритеты и направления деятельности.
Какие методы используются в стратегическом планировании в муниципальном и государственном управлении?
В стратегическом планировании в муниципальном и государственном управлении используются различные методы, такие как SWOT-анализ, анализ конкурентной среды, анализ внешней среды, анализ ресурсов, сценарное планирование и др. Они позволяют оценить текущую ситуацию и прогнозировать будущие изменения, а также разработать эффективные стратегии и тактики деятельности органа управления.
Какой инструментарий используется при реализации методов стратегического планирования в муниципальном и государственном управлении?
При реализации методов стратегического планирования в муниципальном и государственном управлении используются различные инструменты, такие как балансировка показателей (balanced scorecard), матрица РМЭ, древовидные диаграммы целей, программы и проекты, системы мониторинга и контроля и многое другое. Они помогают эффективно организовать процесс планирования и контролировать его результаты.
Какова сущность и место стратегического планирования в муниципальном и государственном управлении?
Сущность стратегического планирования в муниципальном и государственном управлении заключается в определении целей и задач, разработке долгосрочных стратегий развития, выборе наиболее эффективных методов и инструментов их реализации. Место стратегического планирования в этих сферах управления - ключевое, поскольку оно позволяет обеспечить сбалансированное и целенаправленное развитие и достижение поставленных целей.
Какие методы стратегического планирования применяются в муниципальном и государственном управлении?
В муниципальном и государственном управлении применяются различные методы стратегического планирования, такие как анализ внешней и внутренней среды, SWOT-анализ, сценарное планирование, балансировка карточек, дерево целей и другие. Эти методы позволяют выявить факторы, влияющие на развитие органов управления, определить преимущества и недостатки, разработать стратегические альтернативы и выбрать наиболее оптимальное решение.
Какой инструментарий используется для реализации методов стратегического планирования в муниципальном управлении?
Для реализации методов стратегического планирования в муниципальном управлении используется разнообразный инструментарий, включающий в себя разработку стратегических планов, программ, проектов, создание мониторинговых и контрольных систем, использование информационных технологий и другие средства. Этот инструментарий позволяет организовать и контролировать процесс стратегического планирования, обеспечить эффективность его реализации.
Какие теоретические основы стратегического планирования в государственном управлении в Российской Федерации?
В государственном управлении в Российской Федерации теоретические основы стратегического планирования основаны на принципах правового государства, демократии, социального развития, эффективного управления, с учетом национальных интересов и потребностей общества. В основу стратегического планирования положены принципы государственной политики, законодательства, экономической теории, политической науки и других дисциплин, обеспечивающих целостность и согласованность стратегии развития.