Особенности принятия Конституции РФ 1993 года

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 27 27 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 06.08.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика Конституции 4
1.1.Понятие конституции 4
1.2.Сущность и юридические свойства конституции 10
Глава 2. Конституция РФ 1993 года 13
2.1. Необходимость принятия Конституции РФ 1993 года 13
2.2 Разработка проекта Конституции РФ 15
2.3. Особенности принятия Конституции РФ 1993 года 20
Заключение 26
Список литературы 27
Фрагмент для ознакомления

То обстоятельство, что в отдельных субъектах РФ участвовало в голосовании менее половины избирателей, а в нескольких субъектах РФ референдум не проводился или проект не получил требуемого большинства, не отменяет факта ее принятия: в акте о референдуме не было условий, относящихся к субъектам РФ, да и международная практика исходит из того, что, если федеральная конституция принята без предварительного условия ратификации субъектами федерации, она действует и на территории тех субъектов, избиратели которых отклонили проект. Более того, если конституцию ратифицировало установленное число субъектов федерации, она действует и на территории тех субъектов, которые отказались се ратифицировать (так было в Германии, США).Как отметил Президент РФ Д. А. Медведев, Конституция РФ не идеальна (идеальных конституций не бывает), но она содержит базовые общечеловеческие ценности, на основе которых осуществляется прогрессивное развитие общества и государства и которые еще долгое время будут использоваться. Каковы бы ни были ее отдельные формулировки, Конституция — основной закон, и пока она не заменена или изменена, она должна неуклонно исполняться всеми.Вне всякого сомнения, Конституция 1993 года принципиально отличается от всех иных Конституций, существовавших в нашем государстве. В заключение обозначим ее базовые принципы.Основные субъекты государственного управления представлены федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Они, осуществляя свою деятельность, и занимаются реализацией исполнительной власти. Такой подход обусловлен принципом единства системы исполнительной власти в РФ, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).Наряду с органами исполнительной власти субъектами государственного управления также являются лица, замещающие государственные должности РФ, и субъекты РФ, непосредственной исполняющих полномочия федеральных государственных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. В этой связи исполнительная власть в Российской Федерации реализуется также и Президентом РФ (речь идет о части полномочий), Председателем Правительства РФ и его заместителями, министром РФ и федеральным министром, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ; руководителем высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Федерации и его заместителями, членом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Наряду с этим следует заметить, что реализацией функций исполнительной власти занимаются также и местные администрации (речь идет об исполнительно-распорядительных органах муниципального образования). Субъекты государственного управления, реализующие исполнительную власть в России, представлены федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, Президентом РФ (ряд полномочий), Председателем Правительства РФ и его заместителями, министром РФ и федеральным министром, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ, руководителем высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Федерации и его заместителями, членом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, местной администрацией муниципального района и городского округа (в части осуществления переданных отдельных государственных полномочий).Здесь особое внимание следует обратить на конституционный строй Российской Федерации, в котором закреплены все главные механизмы государственного управления. По форме государственного устройства Россия представляет собой федерацию. Если говорить о структурном аспекте устройства России, то Российская Федерация является достаточно сложным и многомерным феноменом. В частности, ее структурными составными частями – субъектами федерации являются многочисленные области, края, города федерального значения, автономные области и автономные округа.Конституция также закрепляет все виды субъектов, главные отличительные особенности каждого субъекта, а также характер отношений между субъектами РФ. В статье 4 Конституции РФ мы можем прочитать, что Российская Федерация включает в себя республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа. Кроме того, здесь же установлено, что между субъектами существуют равноправные отношения, наконец, отношения между субъектами и федеральными органами государственной власти также носят равноправный характер.Создание и функционирование государственного управления Российской Федерации основано на определенных принципах, закрепленных в Конституции, детализация данных принципов осуществляется в законодательстве. Здесь, в частности, мы говорим о 5 статье Конституции, в которой указано, что государственное устройство России является федеративным.В более развёрнутом виде на конституционном уровне эти принципы закрепляются в ряде других статей Конституции. В частности, речь идет о принципе государственной целостности, который наиболее конкретно выражен в политической, экономической, территориальной и иных видах целостности государства, закрепляется, помимо других статей Конституции, в статье 74, обеспечивающей целостность территориального и экономического пространства (ст. 74, п. 2).Что касается принципа единства государственной власти в Российской Федерации, то он отражен в том, что едины федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, в более развёрнутом виде данный принцип закреплен, в частности, в статье 77 Конституции РФ. В ней говорится, что установление системы органов государственной власти субъектов РФ осуществляется ими самостоятельно, но не должно противоречить «основам конституционного строя Российской Федерации» (ст. 77, п. 1).Также следует сказать об обстоятельном конституционном закреплении принципа построения РФ на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов РФ, с другой. Это разграничение относится ко всем сферам деятельности органов государства. Однако, в первую очередь, это актуально для законодательной сферы.В Конституции РФ четко закреплен принцип разделения властей, а также отражена важная функция государственного управления – осуществление государственного контроля.В Российской Федерации провозглашен приоритет прав и свобод человека и гражданина, соответственно, наше государство признает, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина, ограждает их от любого незаконного вмешательства или ограничения (согласно ст. 2 Конституции РФ).Для выполнения функции защиты прав человека в государстве развиваются и создаются соответствующие гарантии (условия и средства) государственной защиты прав и свобод человека и устанавливаются юридические механизмы для их реализации. Президент Российской Федерации – это гарант прав и свобод человека и гражданина согласно Конституции. Чтобы в полной мере обеспечить гарантии государственной защиты прав и свобод человека создаются институты, которые способствуют реализации их прав.Государственная защита прав и свобод человека и гражданина имеет и юридические гарантии, а они, в свою очередь, обеспечиваются законодательными актами, которые принимаются в соответствии с Конституцией РФ и направлены на развитие ее основных положений. В РФ запрещается издавать такие законы, которые отменяют, умаляют права и свободы человека и гражданина. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Обеспечением процессуальных гарантий занимается система судебных и правоохранительных органов. Этому посвящены ст. 46 - 54 Конституции РФ. Среди основных прав стоит особенно выделить следующие: право на судебную защиту прав и свобод, право на защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи и т.п. Суд имеет особенную значимость в системе судебных органов в плане обеспечения зашиты прав человека и гражданина. Правоохранительные органы также осуществляют защиту прав и свобод человека. Здесь речь идет об органах прокуратуры, юстиции, внутренних дел и др.).ЗаключениеКонституция является Основным законом государства, который наделен определенными юридическими свойствами. В Конституции осуществляется закрепление основ конституционного строя, организации государства, правового положения личности. Основным следствием политического кризиса 1993 года стало проведение конституционной реформы и принятие Конституции. В 1990—1991 годы распадается Советский Союз. Всеми республиками состоялось принятие Декларации о государственном суверенитете. И тогда же возникла задача разработки проекта новой Конституции, которая бы отразила реалии современной действительности. В 1993 году состоялось принятие Конституции. Конституция 1993 года имеет высшую юридическую силу, закрепляет основы конституционного строя России, специфику государственного устройства, образования представительных, исполнительных, судебных органов власти и системы местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.Действующая Конституция России включает в себя Преамбулу и два раздела. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; осуществляется закрепление демократических и гуманистических ценностей, определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел же осуществляет задачу определения заключительных и переходных положений, выступает в качестве основы преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.Список литературыКонституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации : указ Президента РФ от 4 декабря 2009 г. №1381 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – №49 (ч. 2). – 7 дек.Безбородов А., Елисеева Н., Шестаков В. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. — СПб.: Норма, 2010. Ведяхина К. В. Господство Конституции, закона – принцип российского права//Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 7. Тольятти, 1999.Говорухин С. Великая криминальная революция // Наш современник.1994. № 5.Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/index.htmЗайцев В.А., Иванов В.И., Устинов И.Ю. Правоведение. Учебное пособие. / В.А. Зайцев, В.И. Иванов, И.Ю. Устинов; под общ.ред. Г.В. Зиброва - Воронеж: ВАИУ, 2008.// http://sci-book.com/osnovyi-prava-pravovedenie/osobennosti-federativnogo-ustroystva-78316.htmlКара-Мурза С.Г. Цивилизованный слом. // Наш современник. 1993. №8. Кара-Мурза С.Г. Тайная идеология перестройки. // Наш современник. 1994. №5. Кара-Мурза С.Г. Операция на открытом сознании // Наш современник. 1994. №3Кыдырбаев Ф. А. Некоторые вопросы соотношения фактической и юридической конституции России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 22-23. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1977/ Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право. – 1998. - № 4.Островский А. В. Расстрел "Белого дома". Черный Октябрь 1993 года. — М.: Книжный мир, 2014.Симонян Р. О некоторых социокультурных итогах российских экономических реформ 90-х годов.//Мир перемен. № 3, 2010. С. 99.Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. – М., 1993. Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. - М.: Профобразование, 2008.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2.О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации : указ Президента РФ от 4 декабря 2009 г. №1381 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – №49 (ч. 2). – 7 дек.
3.Безбородов А., Елисеева Н., Шестаков В. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. — СПб.: Норма, 2010.
4.Ведяхина К. В. Господство Конституции, закона – принцип российского права//Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 7. Тольятти, 1999.
5.Говорухин С. Великая криминальная революция // Наш современник.1994. № 5.
6.Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/index.htm
7.Зайцев В.А., Иванов В.И., Устинов И.Ю. Правоведение. Учебное пособие. / В.А. Зайцев, В.И. Иванов, И.Ю. Устинов; под общ. ред. Г.В. Зиброва - Воронеж: ВАИУ, 2008.// http://sci-book.com/osnovyi-prava-pravovedenie/osobennosti-federativnogo-ustroystva-78316.html
8.Кара-Мурза С.Г. Цивилизованный слом. // Наш современник. 1993. №8.
9.Кара-Мурза С.Г. Тайная идеология перестройки. // Наш современник. 1994. №5.
10.Кара-Мурза С.Г. Операция на открытом сознании // Наш современник. 1994. №3
11. Кыдырбаев Ф. А. Некоторые вопросы соотношения фактической и юридической конституции России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 22-23. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1977/
12.Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право. – 1998. - № 4.
13.Островский А. В. Расстрел "Белого дома". Черный Октябрь 1993 года. — М.: Книжный мир, 2014.
14.Симонян Р. О некоторых социокультурных итогах российских экономических реформ 90-х годов.//Мир перемен. № 3, 2010. С. 99.
15.Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. – М., 1993.
16.Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. - М.: Профобразование, 2008.

Вопрос-ответ:

Какие особенности принятия Конституции РФ 1993 года были отмечены в статье?

В статье отмечены разработка проекта Конституции РФ, необходимость принятия данного документа и особенности голосования по Конституции РФ 1993 года.

Что такое конституция?

Конституция - это основной закон государства, определяющий его политическую структуру, органы государственной власти и основные права и свободы граждан.

Какие юридические свойства имеет конституция?

Конституция обладает высшей юридической силой и непосредственной действительностью, то есть ее положения являются обязательными для всех граждан и органов государственной власти.

Почему была необходимость принятия Конституции РФ 1993 года?

Необходимость принятия Конституции РФ 1993 года возникла в связи с объявлением Российской Федерации суверенным государством и изменением политической системы страны.

Какие особенности принятия Конституции РФ 1993 года были отмечены в статье?

В статье указывается на то, что в некоторых субъектах РФ участвовало в голосовании менее половины избирателей.

Что такое Конституция РФ 1993 года?

Конституция РФ 1993 года - это основной закон Российской Федерации, принятый на референдуме 12 декабря 1993 года. Она определяет основные права и свободы граждан, принципы устройства страны, структуру государственных органов, права и обязанности граждан, порядок принятия законов и другие основные положения.

Какие особенности принятия Конституции РФ 1993 года?

Принятие Конституции РФ 1993 года имело несколько особенностей. Во-первых, она была принята на референдуме, на котором граждане высказывали свою волю прямым голосованием. Во-вторых, этой Конституции предшествовало провозглашение новой политической системы в России - демократической, правовой и социальной государственной системы. В-третьих, проект Конституции был разработан Конституционной комиссией и обсуждался в Государственной думе и Совете Федерации.

Какие особенности свойственны Конституции РФ 1993 года?

Конституция РФ 1993 года имеет несколько особенностей. Во-первых, она является основным законом страны и имеет высшую юридическую силу. Во-вторых, она устанавливает систему разделения властей и гарантирует основные права и свободы граждан. В-третьих, Конституция РФ 1993 года предусматривает специальный порядок ее изменения, требующий особого процедурного согласия Президента, Парламента и субъектов Российской Федерации.

Почему была необходимость принятия Конституции РФ 1993 года?

Необходимость принятия Конституции РФ 1993 года была обусловлена переходом России к новой политической системе - демократической, правовой и социальной государственной системе. Было необходимо создать новое фундаментальное законодательство, которое бы регулировало основные принципы устройства страны, права и обязанности граждан, порядок принятия законов и другие важные вопросы.

Какая основная характеристика у Конституции РФ 1993 года?

Основная характеристика Конституции РФ 1993 года - это то, что она является основным законом Российской Федерации и определяет основные принципы государственного устройства, права и свободы граждан, организацию государственной власти и систему правосудия. Конституция РФ 1993 года также устанавливает Россию как демократическое, федеративное, правовое государство.

Почему была необходима принятие Конституции РФ 1993 года?

Принятие Конституции РФ 1993 года было необходимо после распада СССР и перехода России к новому политическому порядку. Предыдущая Конституция, принятая в 1978 году, не учитывала изменения в политической системе страны и не соответствовала новым реалиям. Поэтому было решено разработать и принять новую Конституцию, которая бы отвечала потребностям новой России.

Каким образом происходило принятие Конституции РФ 1993 года?

Принятие Конституции РФ 1993 года проходило в форме референдума, который состоялся 12 декабря 1993 года. На нем граждане Российской Федерации имели возможность проголосовать за или против принятия новой Конституции. Голосование проходило на всей территории страны, а результаты были подсчитаны и объявлены Центральной избирательной комиссией. Конституция РФ 1993 года была принята большим большинством голосов избирателей.