Развитие, воспитание, обучение дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 33 33 страницы
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 07.08.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Обзор дипломной работы 6
Глава 2. Особенности игровой деятельности и ее влияния на формирование логического и вариативного мышления 7
2.1 Особенности игровой деятельности дошкольников 7
2.2 Особенности логического и вариативного мышления в дошкольном возрасте 15
2.3 Развитие логического и вариативного мышления через игровую деятельность в детском саду 22
Выводы 28
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

И здесь не маловажная роль отводится родителям» [19].При работе с детьми в детском саду по развитию логического и вариативного мышления рекомендуется использовать следующие игровые приемы: ведение в игровую ситуацию; актуализация и затруднение в игровой ситуации; открытие детьми нового знания; включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение; итог [34].При работе с детьми в детском саду по развитию логического и вариативного мышлениявоспитателям следует активно привлекать родителей в жизнь детского сада, использовать такие виды работы как мастер-класс, совместная деятельность, развлечения и т.п.Например, на подобных мастер-классахможно поделиться с ними опытом работы с дошкольниками и продемонстрировать возможности развивающих игр. На встречах родители в ходе общения могут давать друг другу практические советы, вместе с дошкольниками решать разные задачи и придумывать варианты решения проблем [2]. Результатами работы с детьми в детском саду по развитию логического и вариативного мышления должны быть: каждый ребенок знаком с приемами сравнения, анализа, синтеза и классификации; воспитанникиинтересуются развивающимииграми, и возрос уровень их активности в самостоятельной деятельности;дошкольникиначинают высказывать суждения и доказательства. Это предполагает, что дошкольник умеет объяснить собственную точку зрения, выразить собственное мнение при этом,не испытывая стеснения [21].Существуют следующие логические игры и упражнения, активно применяемыевоспитателями на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду:1. Логические конструкторы. Пожалуй, конструктор является наиболее полезной и увлекательной игрушкой, когда-либо изобретенной человечеством. Обычно, они деревянные, пластиковые или металлические. Организовывая игры с такими, взрослый ставит перед собой цель — развивать конструктивные умения и логическое мышление дошкольника. Имея перед собой отдельные элементы, ребенок должен в уме спрогнозировать конечный результат, и, действуя последовательно, собрать из конструктора определенную геометрическую фигуру, какой-либо другой объект.В процессе словесных логических игр дошкольники учатся воспринимать информацию на слух, анализировать и воспроизводить ее, тренируют внимание и память. «Магнитный конструктор», «Блоки Дьенеша».2. Головоломки. Эти игрушки можно предложить уже четырехлетнему ребенку. Важно, чтобы взрослый, который организовывает игру, правильно описывал ребенку логическое задание и следил за правильностью его выполнения. Среди головоломок стоит выделить такую игру как «Палочки Кюизнера».3. Графические игры. Сборники логических задач продаются в магазинах книг и игрушек. Подобные развивающие задания можно найти в прописях для малышей. Вариантов таких игр действительно безграничное количество. Среди графических игр стоит выделить такие игры как «Лабиринт», «Дорисуй по образцу», «Найди лишнее».4. Словесные логические игры. В процессе словесных логических игр дошкольники учатся воспринимать информацию на слух, анализировать и воспроизводить ее, тренируют внимание и память. Среди графических игр стоит выделить такие игры как «Скажи одним словом», «Чем отличается» [27].Подобная игровая деятельность имеет целенаправленный характер, она обязательно должна быть запланированной. Организация логических игр педагогами в дошкольных учреждениях, как правило, происходит в три этапа:1. Подготовительный: педагог принимает решение, какой конкретно закон логики будет прорабатываться в процессе игры, подбирает дидактические материалы и наглядные пособия.2. Формирующий: происходит непосредственно игра, основанная на операциях с дидактическим материалом. Решаются задачки на логику исключительно под контролем педагога, а иногда и при его участии.3. Контрольный: с целью проверки и закрепления преподнесенных малышам знаний педагог может продолжить им развязать типовые логические задачки самостоятельно [33].Также, игровую деятельность в целях развития вариативного и логического мышления дошкольников в детском саду можно дополнить решением логических задач, отгадыванием загадок и нелепиц. Например, можно выделить следующие логические задачи:1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?4. Под елкой цветок не растет,Под березой не растет грибок.Что растет под елкой?5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?Среди загадок можно выделить следующие:1. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).2. Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).3. Зимой и летом одним цветом? (ёлка).4. Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).Прием с отгадыванием нелепиц выглядит следующим образом. Воспитатель рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Дошкольнику в свою очередьнеобходимо заметить и объяснить, почему так не бывает. Например:1. Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?2. Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.3. Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла [30].Для таких занятий вовсе не обязательно отводить специальное время для них.Можно играть в любом месте. Например, в течение прогулки или похода из детского сада домой. Однако это не лишь математическая тренировка, но и хорошо проведенное время вместе с дошкольником. В связи с этим А.П. Усова рекомендует: «Однако в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени» [43].Таким образом, было рассмотрено развитие логического и вариативного мышления через игровую деятельность в детском саду.ВыводыЦелью работы было изучение на основе анализа научных источников роли игровой деятельности в формировании логического и вариативного мышления.Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: 1.Дать краткий обзор дипломной работы.2. Изучить особенности игровой деятельности дошкольников. 3.Проанализировать особенности логического и вариативного мышления в дошкольном возрасте.4. Рассмотреть развитие логического и вариативного мышления через игровую деятельность в детском саду.Таким образом, в работе были изучены особенности игровой деятельности дошкольников, проанализированы особенности логического и вариативного мышления в дошкольном возрасте и рассмотрено развитие логического и вариативного мышления через игровую деятельность в детском саду. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Игровая деятельность - этоособая область человеческой активности, реализуемая ради получения удовольствия, проявления физических и духовных сил.2. В процессе игровой деятельности у дошкольников развиваются интеллектуальные процессы, формируютсятоварищеские отношения в коллективе, формируется инициативность и положительное отношение к труду. 3. Игровая деятельность способствует процессу формирования мотивационно–потребностной сферы и произвольности поведения, а также ликвидируется познавательный и эмоциональный эгоцентризм.4. Основной функцией детских игр является всесторонняяподготовка дошкольников к жизни.5. Мышление определяется в качестве психического процесса обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных качеств и отношений реальности, которые осуществляются в целях решения познавательных проблем, систематической ориентации в определенных ситуациях. 6. Мышление дошкольников отличается следующими особенностями: 1)оно внеситуативно; 2)используются рассужденияв качестве способа решения мыслительных задач; 3) развивается любознательность; 4) возрастает уровень планомерности мышления; 4) ребенок открывает более сложные связи; 5)ребенок пытается объяснить феномены и процессы; 6)возникает экспериментирование; 7) формируются самостоятельность, гибкость и пытливость.7. При формировании логического и вариативного мышления дошкольников воспитателями в детском саду используются логические, словесные и графические игры, а также конструкторы.Следовательно, цель исследования достигнута, а задачи решены.Список использованных источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. — 144 с.Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - М. : ФОРУМ, 2009. - 144 с.Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2013. – 200 с.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культура, 2015. – 240 с.Волошина Л. Н., Галимская О. Г., Гущина Т. Ю. Актуальные проблемы дошкольного образования. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 7, 2011. – С. 48-50Воспитательная работа в саду [Электронный ресурс] URL: http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/366-vospitatelnaya-rabota-v-detskom-sadu.htmlВыготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Астрель, 2008. – 304 с. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. 264 с.Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. - 376 с.Ефанова З. А. Познание предметного мира. – М.: Учитель, 2016. – 125 с.Ждан А.Н. История психологии. - М.: Академический Проект, 2004 г. - 576 с.Иванова О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 48-52.Ким М. Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре. // Мир науки, культуры, образования. - № 2, 2010. – С. 103-107Кириллова И. М., Переверзева А. Н. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 35-38.Кулагина И. Ю. Возрастная психология – М.,2001. – 436 с.Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с. Матасова, И. Л. Математические игры как средство развития логического мышления дошкольника. // Психолог в детском саду: (Ежеквартальный научно — практический журнал) / Ред. В. Г. Колесников, А. Г. Лидерс. - № 4, 2009. – С. 34-57.Матюшкин Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ, 2013. – 720 с.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.Надеждина В.С. Все обо всем на свете, развивающие игры, скороговорки, загадки. – Минск: Харвест, 2009. – 192 с.Немов Р.С. Общая психология. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. - №9.3, 2016. - С. 20-22.Пичугина Н. П., Попова В. Н. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля» // Молодой ученый. - №5, 2016. - С. 727-728.Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.:Наука,2013. - 237 с.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2017. - 480 с.Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеинова Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии. [Электронный ресурс] Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP012012/Spk-053.htm#$p53Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2008. – 288 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М. : ФОРУМ, 2009. - 144 с.Хант М. История психологии. – М.:АСТ, 2009 – 863с. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.Щербатых Ю. В. Общая психология. - Спб: Питер, 2008. – 272 с. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. - Саранск, 2009. - 401 с.

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
4. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - М. : ФОРУМ, 2009. - 144 с.
5. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2013. – 200 с.
7. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культу¬ра, 2015. – 240 с.
8. Волошина Л. Н., Галимская О. Г., Гущина Т. Ю. Актуальные проблемы дошкольного образования. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 7, 2011. – С. 48-50
9. Воспитательная работа в саду [Электронный ресурс] URL: http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/366-vospitatelnaya-rabota-v-detskom-sadu.html
10. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
11. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
12. Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Астрель, 2008. – 304 с.
14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. 264 с.
15. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с.
16. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. - 376 с.
17. Ефанова З. А. Познание предметного мира. – М.: Учитель, 2016. – 125 с.
18. Ждан А.Н. История психологии. - М.: Академический Проект, 2004 г. - 576 с.
19. Иванова О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 48-52.
20. Ким М. Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре. // Мир науки, культуры, образования. - № 2, 2010. – С. 103-107
21. Кириллова И. М., Переверзева А. Н. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 35-38.
22. Кулагина И. Ю. Возрастная психология – М.,2001. – 436 с.
23. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.
24. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
25. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
26. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
27. Матасова, И. Л. Математические игры как средство развития логического мышления дошкольника. // Психолог в детском саду: (Ежеквартальный научно — практический журнал) / Ред. В. Г. Колесников, А. Г. Лидерс. - № 4, 2009. – С. 34-57.

28. Матюшкин Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ, 2013. – 720 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
30. Надеждина В.С. Все обо всем на свете, развивающие игры, скороговорки, загадки. – Минск: Харвест, 2009. – 192 с.
31. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
32. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.
33. Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. - №9.3, 2016. - С. 20-22.
34. Пичугина Н. П., Попова В. Н. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля» // Молодой ученый. - №5, 2016. - С. 727-728.
35. Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.:Наука,2013. - 237 с.
36. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
38. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.
39. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2017. - 480 с.
40. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеинова Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии. [Электронный ресурс] Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP012012/Spk-053.htm#$p53
41. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
43. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М. : ФОРУМ, 2009. - 144 с.
44. Хант М. История психологии. – М.:АСТ, 2009 – 863с.
45. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.
46. Щербатых Ю. В. Общая психология. - Спб: Питер, 2008. – 272 с.
47. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
48. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.
49. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. - Саранск, 2009. - 401 с.

Вопрос-ответ:

Какая тема рассматривается в дипломной работе?

Тема дипломной работы - "Развитие воспитание обучение дошкольников".

Что содержится в главе 1 дипломной работы?

Глава 1 представляет собой обзор дипломной работы.

Какая информация предоставляется в главе 2 дипломной работы?

В главе 2 рассматриваются особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста и ее влияние на формирование логического и вариативного мышления.

Какие особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста описаны в работе?

В работе описываются особенности игровой деятельности дошкольников.

Каким образом можно развивать логическое и вариативное мышление через игровую деятельность в детском саду?

Развитие логического и вариативного мышления через игровую деятельность в детском саду может осуществляться различными способами, которые будут подробно рассмотрены в работе.

Какие особенности игровой деятельности дошкольников рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности игровой деятельности дошкольников, которые оказывают влияние на формирование логического и вариативного мышления.

Какие особенности логического и вариативного мышления в дошкольном возрасте рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности логического и вариативного мышления в дошкольном возрасте, а именно их развитие через игровую деятельность в детском саду.

Какие выводы делаются в статье по поводу развития логического и вариативного мышления через игровую деятельность в детском саду?

В статье делаются выводы о том, что игровая деятельность дошкольников в детском саду способствует развитию и формированию логического и вариативного мышления.

Какую роль играет игровая деятельность в развитии воспитания и обучения дошкольников, согласно статье?

Согласно статье, игровая деятельность играет не маловажную роль в развитии воспитания и обучения дошкольников, в том числе в формировании логического и вариативного мышления.