Таможенный контроль: понятие, цели, задачи, принципы и формы проведения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное дело
  • 37 37 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 15.08.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы таможенного контроля 5
1.1. Принципы проведения таможенного контроля 5
1.2. Правовые основы организации таможенного контроля в ЕАЭС 10
2. Практические аспекты осуществления таможенного контроля 13
2.1. Характеристика форм таможенного контроля 13
2.2. Технология проведения таможенного контроля в соответствии с ТК ЕАЭС 20
Заключение 38
Список использованных источников 40

Фрагмент для ознакомления

Исключительность данной формы таможенного контроля заключается в том, что для разрешения таможенным органом возникших подозрений о незаконном перемещении через таможенную границу ЕАЭС товаров приходится особо соблюдать процедурную «аккуратность», чтобы не нарушить конституционные основы прав и свобод человека и гражданина.Другая особенность личного таможенного досмотра состоит в его не процессуальном характере. Другими словами, личный таможенный досмотр не относится ни к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (как, к примеру, личный досмотр - ст. 27.7 КоАП РФ), ни к мерам процессуального принуждения (как, например, личный обыск - ст. 184 УПК РФ). При этом физическое лицо испытывает на себе по сути те же действия государственного органа (в лице уполномоченного должностного лица таможенного органа), что и в случаях проведения личного досмотра или личного обыска. Отсюда проверка, содержащая элементы принуждения и посягающая на личную неприкосновенность, должна быть безупречна с точки зрения ее правового урегулирования.Перед началом проведения личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить физическое лицо с решением о проведении личного таможенного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного таможенного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении такого досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного таможенного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении такого досмотра. Действия должностного лица таможенного органа при проведении личного таможенного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство физического лица, причинять неправомерный вред здоровью и ущерб имуществу досматриваемого лица.Проведение личного таможенного досмотра можно условно разделить на три этапа. Первый этап подготовительный; второй - непосредственное проведение досмотра физического лица; третий - документальное оформление результатов личного таможенного досмотра в акте по его завершении.Присутствие при личном досмотре лиц, не участвующих в нем и не имеющих к нему отношения, запрещается. При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, их сопровождающие. Лица, участвующие в личном досмотре, должны быть совершеннолетними и, за исключением медицинского работника, одного пола с досматриваемым лицом.В соответствии с п. 4 ст. 330 ТК ЕАЭС, в отличие от ТК ТС, в настоящее время допускается проведение таможенного осмотра помещений и территорий в жилых помещениях при условии, если это закреплено законодательством государств-членов ЕАЭС. Еще одним изменением является перенос условий таможенного осмотра помещений и территорий в случае отказа в доступе на территорию на национальное законодательство. В российском законодательстве соответствующий положения содержатся в ст. 227 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ.Так, согласно п. 2 ст. 227 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ в случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы обязаны уведомлять прокурора в течение 24 ч.Закон предписывает проводить таможенный осмотр помещений и территорий в минимальный период, необходимый для его проведения, который не может иметь продолжительность более одного рабочего дня. Кроме того, таможенный осмотр помещений и территорий не может проводиться в ночное время.В качестве исключения из общего правила, закрепленного в п. 3 ст. 227 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ допускается проведение таможенного осмотра помещений и территорий в срок, превышающий один рабочий день (но не более трех рабочих дней), в следующих случаях:если отказано в доступе в помещения и на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и (или) отказано в добровольном предъявлении товаров к таможенному осмотру;если для проведения идентификации товаров требуется осуществление действий в помещении или на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и эти действия не могут быть завершены в течение одного рабочего дня;если размер площади помещения и территории, которые подлежат осмотру, превышает 1 000 м2.Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа. Предписание не требуется при проведении таможенного осмотра помещений и территорий у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка.Решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, за исключением случаев проведения таможенного осмотра помещений и территорий при выездной таможенной проверке, когда решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий принимает руководитель комиссии.Таможенный осмотр помещений и территорий проводится должностными лицами таможенных органов при наличии информации:о возможном нахождении товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением требований, установленных таможенным законодательством, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных ТК ЕАЭС;о возможной утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК ЕАЭС для проверки такой информации.Таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.Понятие и порядок проведения таможенной проверки заложены в статьях 331, 332, 333 ТК ЕАЭС. Таможенная проверка по-прежнему может быть камеральной или выездной, проводиться на основе плана или внепланово. Перечень проверяемых лиц не изменился, а также сохранилось территориальное распределение компетенции таможенных органов государств-членов ЕАЭС по осуществлению контроля - проверка проводится только тем государством, на территории которого зарегистрировано проверяемое лицо.Ряд изменений (по сравнению с ТК ТС), имеющих уточняющий характер, внесены в статью «Выездная таможенная проверка» (в ТК ЕАЭС - ст. 333, в ТК ТС - ст. 132), в том числе:устанавливается перечень сведений, которые должны содержаться в решении (предписании) о проведении выездной таможенной проверки и документе, оформленном по результатам выездной таможенной проверки (п. 3 и 15 ст. 333 ТК ЕАЭС). Это изменение направлено на унификацию законодательств государств-членов ЕАЭС;изменяется периодичность проведения плановых выездных таможенных проверок в отношении уполномоченных экономических операторов (в соответствии с п. 7 ст. 132 ТК ТС плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченного экономического оператора проводились таможенными органами один раз в три года; в п. 5 ст. 333 ТК ЕАЭС установлено, что такие таможенные проверки проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в 3 года).Кроме того, в ст. 333 ТК ЕАЭС «Выездная таможенная проверка» перечень оснований для назначения внеплановых выездных таможенных проверок дополнен новыми основаниями:представление уполномоченным экономическим оператором таможенному органу информации об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр уполномоченных экономических операторов о находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) открытых площадках (частях открытых площадок), предназначенных для временного хранения товаров;поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств-членов ЕАЭС по материалам проверки сообщения о преступлении или по возбужденному уголовному делу;поручение таможенного органа одного государства-члена ЕАЭС, данного таможенному органу другого государства-члена ЕАЭС, о проведении выездной таможенной проверки у лица, созданного и (или) зарегистрированного в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, таможенному органу которого направлено поручение по основаниям, предусмотренным пп. 1 и (или) 3 п. 3 ст. 373 ТК ЕАЭС.Перечень оснований приостановления проведения выездной таможенной проверки (п. 13 ст. 333 ТК ЕАЭС) дополнен случаем необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, а так же иными случаями, устанавливаемыми законодательством государств - членов ЕАЭС.Срок проведения камеральных и выездных таможенных проверок в ТК ЕАЭС не изменился: для камеральной проверки - не ограничен (п. 3 ст. 332 ТК ЕАЭС); для выездной составляет не более 2 месяцев, может быть на 1 месяц продлен, а также в определенных случаях течение срока может быть приостановлено до 9 месяцев (п. 22, 23, 24 ст. 333 ТК ЕАЭС).Причины приостановления проверки: необходимость проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, проведение таможенной экспертизы, направление запросов в компетентные органы иностранных государств, восстановление проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, представление дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки.Вместе с тем, в п. 5 ст. 228 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ установлен предельный срок проведения камеральной таможенной проверки. Он не должен превышать 90 календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки. В указанный срок не включается период времени между датой направления проверяемому лицу (вручения руководителю (представителю) проверяемого лица должностным лицом, проводящим камеральную таможенную проверку) требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений.Проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на сто двадцать календарных дней при необходимости:проведения таможенной экспертизы;направления в отношении лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, требования о представлении копий документов и иной информации по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами;направления (инициирования направления) запроса (требования) в соответствии со ст. 240, 241, 242 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ;направления (инициирования направления) запроса в компетентный орган другого государства-члена ЕАЭС или государства, не являющегося членом ЕАЭС;направления (инициирования направления) поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы других государств - членов Союза в соответствии со ст. 373 ТК ЕАЭС.Срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров не изменён и согласно п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС может проводиться до истечения трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.В ТК ЕАЭС сохранена норма, что при проведении таможенного контроля не требуется каких-либо разрешений иных государственных органов на его проведение. То есть, в отличие от многих других контролирующих органов, при организации и проведении таможенных проверок не применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Соответственно, не требуется согласований проверок с органами прокуратуры.Основные изменения в ТК ЕАЭС связаны с правами таможенных органов и обязанностями проверяемых лиц в части хранения и предоставления товаров и документов.Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки предусмотрены ст. 336 ТК ЕАЭС, в числе которых обязательное представление по требованию таможенного органа товаров и документов на них в установленные сроки. За непредставление, несвоевременное представление проверяемым лицом по требованию таможенного органа указанных документов предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ (несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений) с наложением штрафа на должностных лиц - до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - до трехсот тысяч рублей.Таким образом, всем потенциальным субъектам таможенного контроля после выпуска товаров, а также лицам, связанным с участником внешнеэкономической деятельности по сделкам с товарами, необходимо ответственно относиться к хранению документов и их представлению по требованию таможенного органа во избежание неблагоприятных последствий при последующем таможенном контроле.ЗаключениеВ юридической литературе интерес к статусу и содержанию понятия таможенного контроля существует в течение многих лет. Таможенный контроль определяется с различных точек зрения, что объясняется многоплановостью данного явления. Исследователи рассматривают таможенный контроль сквозь призму определенного научного направления.Для определения понятия «таможенный контроль» сущностным признаком является то, что это специфическая деятельность, которая выражается в системе установленных законом контрольных мер. Кроме того, следует выделять ряд дополнительных признаков: а) данная деятельность производится таможенными органами по специальному уполномочию государства и только от его имени; б) подконтрольными являются действия разнообразных субъектов таможенных отношений, а не перемещаемые товары. Проверяется именно соответствие действий требованиям Таможенного союза; в) целями таможенного контроля являются выявление, пресечение и предупреждение таможенных правонарушений; г) конкретные действия таможенных органов при проведении контроля должны быть достаточно гибкими, основываться в первую очередь на выбранной таможенной стратегии, а также на системе управления рисками (в том числе автоматической). Таким образом, на основе вышеизложенных сущностных и дополнительных признаков таможенного контроля представляется возможным предложить следующее комплексное определение данного института: таможенный контроль – это деятельность специально уполномоченных государством органов, направленная на выявление несоответствий деятельности различных субъектов таможенных отношений требованиям таможенного законодательства, а также на предупреждение, выявление и пресечение таможенных правонарушений, осуществляемая в рамках, установленных законом, на основании выбранной таможенной стратегии с использованием системы управления рисками.Список использованных источниковТаможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) - [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.07.2019).Афанасьева Ю.Е., Горчакова Е.А. «Исследование видов таможенных экспертиз в связи с принятием Таможенного кодекса Евразийского экономического союза». «В мире науки и инноваций». – 2016 г. – С. 63.Алексеенкова Е.С., Глотова И.С., Девятков А.В. Перспективы развития ЕАЭС к 2025г. Рабочая ттрадь. Спец. выпуск 2017/под ред. Иванова И.С. Российский совет по международ. Делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2017. 92 с.Вабищевич С.И., Пенчук О.И. Значение института экспертизы в таможенном деле // В сборнике: Развитие молодежной юридической науки в современном мире (Сборник научных трудов по материалам XI Международной научной конференции). – 2017. – С. 114Григорян Г. В. Технические средства таможенного контроля: современное состояние и оперативно-технические возможности//Актуальные проблемы таможенного дела: Региональная научно-практическая конференция: сб.ст./Забайкал. гос. ун-т; отв. ред. Н. Г. Савосина. -Чита, 2014. -С. 68.Гокинаева, И.А. Основы таможенного дела. Часть 1. Таможенные процедуры / И. А. Гокинаева. – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – 56 с.Костин, А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств / А.А. Костин. – СПБ.: Интермедиа, 2014. – 344 с.Липатова Н. Г. Интеграционные процессы, экономическое и таможенное сотрудничество в Евразийском экономическом союзе//Сборник материалов IX Международной молодежной научно-практической конференции Российской таможенной академии «Интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе на современном этапе», 19 апреля 2018 г. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. С. 117-123.Макрусев В. В. Таможенное администрирование: идеология, методология и технология: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017.  Маренов Б.И. «Теория и практика применения технических средств таможенного контроля» Практикум; под общей ред. проф., к.э.н. Ясенева В.Н. -Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. -С.78Стебенева Е.А. Таможенная экспертиза // Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I. Воронеж. – 2016. – С. 48.Словарь внешнеэкономических и таможенных терминов/В. Б. Мантусов, Н. Г. Липатова, О. Г. Боброва и др./под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Б. Мантусова. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. 822 с.Финансовое, налоговое и таможенное право: вопросы теории и практики: сборник научных трудов / Под ред. Т.Н. Трошкиной. – Liberamicorum в честь проф. А.Н. Козырина и А.А. Ялбулганова. – М.: НИУ ВШЭ, 2014. – 318 с.Шашкина, А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров: учебное пособие для вузов / А. Н. Шашкина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 130 с. — (Серия:Специалист). — [Электронный ресурс]. – URL: https://biblio-online.ru (дата обращения: 12.07.2019).Щерба М.Ю., Шевчук П.С. Новые подходы к таможенному администрированию в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Управление инвестициями и инновациями. 2016. № 2.

Список использованных источников

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) - [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.07.2019).
2. Афанасьева Ю.Е., Горчакова Е.А. «Исследование видов таможенных экспертиз в связи с принятием Таможенного кодекса Евразийского экономического союза». «В мире науки и инноваций». – 2016 г. – С. 63.
3. Алексеенкова Е.С., Глотова И.С., Девятков А.В. Перспективы развития ЕАЭС к 2025г. Рабочая ттрадь. Спец. выпуск 2017/под ред. Иванова И.С. Российский совет по международ. Делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2017. 92 с.
4. Вабищевич С.И., Пенчук О.И. Значение института экспертизы в таможенном деле // В сборнике: Развитие молодежной юридической науки в современном мире (Сборник научных трудов по материалам XI Международной научной конференции). – 2017. – С. 114
5. Григорян Г. В. Технические средства таможенного контроля: современное состояние и оперативно-технические возможности//Актуальные проблемы таможенного дела: Региональная научно-практическая конференция: сб.ст./Забайкал. гос. ун-т; отв. ред. Н. Г. Савосина. -Чита, 2014. -С. 68.
6. Гокинаева, И.А. Основы таможенного дела. Часть 1. Таможенные процедуры / И. А. Гокинаева. – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – 56 с.
7. Костин, А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств / А.А. Костин. – СПБ.: Интермедиа, 2014. – 344 с.
8. Липатова Н. Г. Интеграционные процессы, экономическое и таможенное сотрудничество в Евразийском экономическом союзе//Сборник материалов IX Международной молодежной научно-практической конференции Российской таможенной академии «Интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе на современном этапе», 19 апреля 2018 г. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. С. 117-123.
9. Макрусев В. В. Таможенное администрирование: идеология, методология и технология: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017.
10. Маренов Б.И. «Теория и практика применения технических средств таможенного контроля» Практикум; под общей ред. проф., к.э.н. Ясенева В.Н. -Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. -С.78
11. Стебенева Е.А. Таможенная экспертиза // Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I. Воронеж. – 2016. – С. 48.
12. Словарь внешнеэкономических и таможенных терминов/В. Б. Мантусов, Н. Г. Липатова, О. Г. Боброва и др./под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Б. Мантусова. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. 822 с.
13. Финансовое, налоговое и таможенное право: вопросы теории и практики: сборник научных трудов / Под ред. Т.Н. Трошкиной. – Liber amicorum в честь проф. А.Н. Козырина и А.А. Ялбулганова. – М.: НИУ ВШЭ, 2014. – 318 с.
14. Шашкина, А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров: учебное пособие для вузов / А. Н. Шашкина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 130 с. — (Серия: Специалист). — [Электронный ресурс]. – URL: https://biblio-online.ru (дата обращения: 12.07.2019).
15. Щерба М.Ю., Шевчук П.С. Новые подходы к таможенному администрированию в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Управление инвестициями и инновациями. 2016. № 2.

Вопрос-ответ:

Какие являются цели таможенного контроля?

Целью таможенного контроля является обеспечение безопасности государства, защита экономических интересов государства, а также выполнение таможенных и иных регулирующих мер по ввозу, вывозу и транзиту товаров.

Какие принципы проведения таможенного контроля существуют?

Основными принципами таможенного контроля являются принцип юридической господства, который предусматривает соблюдение законодательства и норм таможенного права, а также принцип соблюдения таможенной тайны, который гарантирует конфиденциальность информации о грузах и лицах, подлежащих таможенному контролю.

Какие формы таможенного контроля существуют?

Существуют следующие формы таможенного контроля: документальный контроль, каналы выборки, осмотр и проверка товаров, экспертиза товаров, проведение инвентаризации, применение специальных технических средств контроля.

Какие основания организации таможенного контроля в ЕАЭС?

Организация таможенного контроля в ЕАЭС основывается на правовых актах, таких как Договор о Таможенном союзе и Едином таможенном кодексе Таможенного союза. Эти документы устанавливают общие принципы и правила организации и проведения таможенного контроля в ЕАЭС.

Какова технология проведения таможенного контроля в соответствии с ТК ЕАЭС?

Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, технология проведения таможенного контроля включает в себя такие этапы как предварительное декларирование, предоставление информации о грузе, предоставление документов, осмотр и проверка товаров, экспертиза товаров, а также окончательное оформление таможенной декларации.

Что такое таможенный контроль?

Таможенный контроль - это процедура, проводимая таможенными органами для проверки товаров, перевозимых через границу, с целью обеспечения выполнения таможенных правил и законов.

Какие принципы проведения таможенного контроля существуют?

Основными принципами проведения таможенного контроля являются принципы законности, равенства, пропорциональности, неделимости и недопустимости произвольного ограничения прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности.

Какие формы проведения таможенного контроля существуют?

Существуют различные формы проведения таможенного контроля, включая документальный контроль, товарный и технический контроль, а также контроль на основе рисков и выборочный контроль.

Какова технология проведения таможенного контроля в соответствии с ТК ЕАЭС?

Технология проведения таможенного контроля в соответствии с ТК ЕАЭС включает такие этапы, как подача таможенной декларации, предъявление товаров, осуществление их проверки, регистрация в системе таможенного контроля и принятие решения о результатах контроля.