цели и задачи технологического образования
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 21.08.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Сущность понятия образования 5
Глава 2. Сущность, цели и задачи технологического образования 11
Глава 3. Особенности, задачи и методы преподавания технологии в школе 17
Заключение 23
Список использованных источников 25
7. Урок технологии должен обладать политехническим характером [9].Уроки технологии имеют следующую классификацию: в зависимости от дидактических целей и задач различают такие уроки технологии как урок приобретения новых знаний, контрольно-проверочный урок, урок закрепления, изученного и комбинированный урок; в зависимости от преобладающих методов, которые педегог применяет в ходе трудового обучения - урок-беседа, урок-экскурсия, кино урок и практический урок; в зависимости от содержания урока технологии - урок по обработке ткани, по обработке бумаги, по обработке различных материалов, техническому моделированию и т.п. [8]Также уроки технологии различаются по типам. Тип урока является совокупностью основных характеристик, которые свойственны конкретной группе уроков и которые обладают четко фиксируемыми временными рамками, а кроме того различаются по своей целенаправленности [3]. И так, существуют следующие типы уроков технологии:1. Комбинированный урок - это соединение компонентов, как практического занятия, так и теоретического. 2. Теоретический урок не может длиться больше одного академического часа и потому чаше всего проводится в виде одной пары. 3. Практический урок отличается от теоретического урока тем, что направлен на обучение школьников трудовым приемам выполнения технологических операций, развитие умений и навыков непосредственно на рабочем месте. Практический урок занимает главенствующее место в системе уроков технологии. 4. Урок - лабораторная работа является разновидностью практических занятий. На этом уроке школьники занимаются главным образом самостоятельной деятельностью, которая носит исследовательский характер.5. Контрольно-проверочный урок направлен получение информации об результативности проведенных уроков технологии и о уровне закрепленности в детях полеченных технических знаний, умений и навыков [8].Основные задачи, решаемые при изучении предмета «Технология» следующие:развитие у детей политехнических знаний посредством ознакомления с технологиями ручных видов обработки материалов и с современными технологическими методами обработки материалов, энергии и информации;формирование навыков самостоятельности и творческих способностей при принятии решений и выполнении практических заданий;закрепление практических навыков необходимых, чтобы себя обслуживать и экономно вести хозяйство;формирование общих организационных способностей и технологической культуры, которые являются важным компонентом творческой деятельности;воспитание эстетических чувств посредством ознакомления с разными формами декоративно-прикладного и народного творчества;формирование этических свойств школьников, среди которых, гуманизм, обязательность, ответственность, трудовой образ жизни, воспитание достойного поведения и дружелюбного общения;формирование самопознания и знакомства с различными существующими профессиями, разными видами деятельности необходимых для осознанного выбора профессии [1].Кроме того, учитель на уроке технологии, обучая детей, ставит перед собой следующие дополнительные задачи:воспитание в школьниках гражданственных и патриотических чувств при помощи знакомства с народным творчеством, тенденций развития национального творчества, формирования уважительного отношения к истории своей страны и культуре других народов, проживающих на ее территории;реабилитация школьника в системе дополнительного образования, которая представляет собой область, общего воспитательного и образовательного процесса, а также творческого развития ученика;организация воспитательного и образовательного процесса в соответствии с усвоением знаний и знакомством со способами работы с различными материалами, с развитием качеств школьника, которые нужны ему для благополучной социальной адаптации в условиях современной экономической ситуации [14];воспитание в детях благожелательного отношения к взрослым и сверстникам, к самим себе, окружающей действительности для чего необходимо развивать в них позитивные чувства [12]. Под методами обучения понимаются такие способы взаимодействия между педагогом и учениками, которые ориентированы на достижение ими учебных целей [11]. На уроках технологии используются следующие методы обучения направленных на развитие технического творчества учащихся:1. Организационные методы и методы реализации образовательно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические (рассказ, беседа, лекция, объяснение, устный инструктаж);индуктивные и дедуктивные, направленные на отражение логики передачи знаний от учителя к ученикам (индукция, дедукция, классификация, дифференциация, обобщение и обособление);репродуктивные и проблемно-поисковые, направленные на отражения уровня самостоятельности школьников при усвоении учебного материала (повторение, алгоритмизация, исследование, конструирование, проектирование);самостоятельные и несамототельные, направленные на управление педагогом образовательным процессом (задании, предписание, указание и инструкции).2. Методы, направленные на стимулирование и повышение мотивации образовательно-познавательной деятельности:стимулирование и повышение интереса к образованию (образовательные дискуссии, разбор определенных ситуаций, деловые и познавательные игры и создание эмоционально-насыщенных ситуаций);стимулирование ответственности и долга в образовании (предъявление требований, убеждение, поощрение, порицание или наказание).3. Методы, как контроля, так и самоконтроля за результативностью образовательно-познавательной работы:устный контроль и самоконтроль (индивидуальный опрос школьника, групповой опрос, устный зачет, устный экзамен, устный самоконтроль и взаимоконтроль школьников);письменный контроль и самоконтроль (индивидуальные или групповые письменные работы, письменные зачеты или экзамены и контрольные графические работы);практический контроль и самоконтроль (лабораторные работы или контрольные учебно-практические работы и работа на тренажерах) [7].Кроме вышеописанных традиционных методов на сегодняшний день активно используются инновационные методы проведения уроков технологии. К таким методам можно отнести урок-конференцию, урок-диспут, дидактические игры, урок-консультацию, собеседование, семинар, встреча с инженерно-техническими работниками и новаторами в сфере производства, проблемный урок и т.д. [13].Также педагоги используют техническое моделирование. Такой метод является ядром содержания технического творчества учащихся. Если его правильно организовать, то техническое моделирование станет эффективным средством усвоения и приобретения школьниками навыков группового творческого труда, научно-технических знаний, трудовых умений и т.д. Моделирование может помочь ученикам сориентироваться в выборе будущей профессии при помощи ознакомления с основами техники и производства. Учащиеся на уроках технологии прекрасно моделируют различные виды техники: машины, станки, приборы промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, производственные процессы, виды транспортной техники, системы и процессы связи и т. д. [4].ЗаключениеОбразование определяется в качестве процесса и результаталичностного формирования человекапосредством освоения им культурного наследия и социального опыта. В традиционной академической системе ведущая роль в обучении отводилась знаниям, тогда как умения и навыки считались второстепенными, что определило разрыв «знаниевой» школы с практической реальностью и необходимость последующего доучивания выпускников в ходе самостоятельной деятельности.Можно выделить следующие функции образования:1) воспитательная – привитие индивиду морально-нравственныхценностей, культурно-исторического опыта и правил поведения; 2) образовательная — собственно обучение;3) социализация – вхождение в социум и успешное пребывание в нем;4) подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны,повышать качество жизни; 5) приобщение к новым технологиям и другим культурам.Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, сточки зрения государства можно выделить такие составляющие:1) экономическая — государству нужны грамотные специалисты, которые смогут покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферахэкономики. Без подготовленных кадров экономика зачахнет; 2) социальная — стране нужны люди, способные трудиться в коллективе ихорошо ладить друг с другом. Без социализации никак не обойтись. Начинается она в семье, но продолжается в школе и других учебных заведениях; 3) культурная — передача будущему поколению всей накопленной за векакультуры, опыта, традиций и мировоззрений. Не зная прошлого невозможно построить будущее.Есть еще и скрытые функции образования, которые многие учитывают:1) получение нового социального статуса; 2) создание дружеских и деловых связей (и даже семейных — девушки частоидут в вузы именно за этим); 3) возможность получить работу по распределению.Ведущая роль технологического образования в решении задач социально-трудового развития, обучения и воспитанияучащихсяпредопределяет задачи его научно-методического обеспечения и стратегического развития.Исторический опыт практико-ориентированного обучения подрастающего поколения в России и за ее пределами указывает на прямую связь его состояния с социально-экономическими процессами в социуме, чья цикличность и противоречивость отражается в построении концептуальных основ технологической подготовки учеников, процессах осуществления ее целей и перспектив.Основу решения проблемы определяет гуманистическая, культурологическая суть технологического образования, ориентированного на обеспечение готовности человека к взаимодействию с окружающейдействительностью.Технологическое образование в качестве педагогической системывключаетследующие ценностно-целевые, содержательные и технологические блоки и компоненты: технологическаяподготовка, трудовое воспитание и профессиональная ориентация. Системообразующий фактор технологического образования в качестве личностно ориентированной педагогической системы состоит в цели - ценности -развитиикреативного потенциала личности обучающегося.Технологическая подготовка учеников, которая призвана интегрировать предметные знания и умения, это системообразующий стержень школьного образования, около которого складывается информационно-прикладное поле социально значимых направлений образовательной деятельности обучающихся, а также неотъемлемый раздел комплексной общекультурной подготовки детей.Список использованных источниковБешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: Метод.пособие / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2003. – 304 с.Введение в педагогическую деятельность. / Под ред. А.С. Роботовой.- М., 2010. – 431 с.Волкова О. В. Техническое моделирование как реализация творческого потенциала учащихся// Дополнительное образование. – 2005. - № 9. – с. 29-33.Ивашкина Н. Воспитание творческого отношения к труду в условиях учебно-производственного комплекса лицея// Народное образование. – 2004. - № 7. – с. 201-206.Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 147 с.Кутумова А.А., Алексеевнина А.К., Злыгостев А.В. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-2. – С. 414-417.Мазуркин П. М. Психолого-педагогические основы научно-технического творчества. // Современные проблемы науки и образования. - № 3, 2010. – С. 58-70.Моргунова И.Г. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект. // Вестник Бурятского государственного университета. - № 1, 2010. – С. 255-258. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 563 с.Педагогические технологии: Авт-сост. Т.П. Сальникова. – М., 2011. – 159 с.Пеевская С.Л. Сущность понятия «Образование» исторический и правовой аспекты. // Историческая и социально-образовательная мысль. - №, 204. – С. 134-136. Самойленко Э. Техническое творчество учащихся как предпрофессиональная социализация// Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 213-215.Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. – М., 2012. – 300 с. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. И. А. Сасовой. – 2-е изд., с уточ. – М.: Вентана Граф, 2008. – 243 с.Тигров В.П. Технологическое образование как педагогическая система. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - № 7 (51), 2007. – С. 206-214.
1. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: Метод.пособие / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2003. – 304 с.
2. Введение в педагогическую деятельность. / Под ред. А.С. Роботовой.- М., 2010. – 431 с.
3. Волкова О. В. Техническое моделирование как реализация творческого потенциала учащихся// Дополнительное образование. – 2005. - № 9. – с. 29-33.
4. Ивашкина Н. Воспитание творческого отношения к труду в условиях учебно-производственного комплекса лицея// Народное образование. – 2004. - № 7. – с. 201-206.
5. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 147 с.
6. Кутумова А.А., Алексеевнина А.К., Злыгостев А.В. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-2. – С. 414-417.
7. Мазуркин П. М. Психолого-педагогические основы научно-технического творчества. // Современные проблемы науки и образования. - № 3, 2010. – С. 58-70.
8. Моргунова И.Г. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект. // Вестник Бурятского государственного университета. - № 1, 2010. – С. 255-258.
9. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 563 с.
10. Педагогические технологии: Авт-сост. Т.П. Сальникова. – М., 2011. – 159 с.
11. Пеевская С.Л. Сущность понятия «Образование» исторический и правовой аспекты. // Историческая и социально-образовательная мысль. - №, 204. – С. 134-136.
12. Самойленко Э. Техническое творчество учащихся как предпрофессиональная социализация// Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 213-215.
13. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. – М., 2012. – 300 с.
14. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. И. А. Сасовой. – 2-е изд., с уточ. – М.: Вентана Граф, 2008. – 243 с.
15. Тигров В.П. Технологическое образование как педагогическая система. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - № 7 (51), 2007. – С. 206-214.